Куда граждане могут обращаться с заявлениями об установлении о выплате и доставке страховой пенсии

Обновлено: 05.05.2024

Реализация мероприятий, закрепленных в Стратегии, обеспечила в течение 2012-2020 годов исполнение основных целей развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, поддержание тарифной нагрузки на приемлемом уровне.

В Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Сформированная в России система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.

Все пенсионные обязательства перед гражданами выполняются государством в полном объеме: для нынешних пенсионеров - это выплаты, которые они получают, и размеры которых, несмотря на общие экономические трудности, продолжают увеличиваться, а для будущих пенсионеров - это их растущие пенсионные права, динамику увеличения которых они могут видеть, проверяя состояние своего пенсионного счета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Охват населения России пенсионной системой 100 процентов, то есть все граждане России либо получают пенсию, либо имеют право на нее при наступлении оснований (это страховые пенсии, либо социальные пенсии).

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина (далее – ИПКзарплата). Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в указанные ИПКзарплата и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях сегодня являются:

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются ИПКзарплата. Максимальное количество ИПКзарплата за год с 2021 года – 10, в 2020 году – 9,57.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых ИПКзарплата. При формировании только страховой пенсии их максимальное количество - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии их максимальное количество - 6,25.

Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, представляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения – формирование только страховой пенсии.

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии.

С 2015 года по 2021 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового ИПКзарплата одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ИПКзарплата * СТОИМОСТЬ ИПКзарплата на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

СП = ИПКзарплата * СИПКзарплата + ФВ, где:

  • СП – страховая пенсия
  • ИПКзарплата – это сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии.
  • СИПКзарплата – стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии. При назначении пенсии с 1 января 2021 г. = 98,86 руб. Ежегодно индексируется государством.
  • ФВ – фиксированная выплата. На 1 января 2021 года – 6 044,48 руб. Ежегодно индексируется государством.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2021 году осуществляется по формуле:

СП = ИПКзарплата * 98,86 + 6 044,48

При определении суммы всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, учитываются ИПКзарплата за каждый календарный год.

Также сумму ИПКзарплата существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма ИПКзарплата – на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а ИПКзарплата в 2,32 раза.

Основной задачей, на реализацию которой направлен Федеральный закон № 350-ФЗ, является обеспечение устойчивости и финансовой стабильности пенсионной системы на долгие годы вперед, что означает не только сохранение, но и рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

На период с 2019 по 2024 годов ежегодное увеличение страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотрено исходя из законодательно утвержденных стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

У каждого пенсионера прибавка индивидуальна и зависит от размера получаемой пенсии.

Что касается накопительной пенсии, то накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Размер накопительной пенсии определяется, исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

При назначении срочной пенсионной выплаты за счет вышеобозначенных средств гражданин имеет право сам выбрать период осуществления указанной выплаты, но не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения.

Размер срочной пенсионной выплаты также подлежит ежегодному увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения такой выплаты средств пенсионных накоплений.

Год достижения
возраста
60 лет / 55 лет
(мужчины/женщины)

Право на пенсию возникает

Требуемая
величина

в возрасте
(мужчины/женщины)

Вопрос 2. Каким образом при назначении российской пенсии учитывается стаж, приобретенный на территории иностранных государств, в том числе ранее входившим в состав СССР?

Вопрос 3. Возможно ли приобрести недостающую для возникновения права на страховую пенсию по старости величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)?

Вопрос 4. В каком порядке производится выплата страховой пенсии в период осуществления (после прекращения) трудовой деятельности?

Вопрос 5. Каким образом выплачиваются (переводятся) суммы пенсии в случае выезда на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации?

Вопрос 6. Какие документы могут быть представлены с целью продления выплаты пенсии гражданам, проживающим за границей?

Выплата пенсий, установленных в рамках национального законодательства Российской Федерации, лицам, проживающим за ее пределами, производится в соответствии с Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386, на основании заявления о выезде за пределы Российской Федерации (согласно приложению № 1 к названному Положению), при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых посредством:

  • документа, выданного нотариусом на территории Российской Федерации;
  • документа, выданного иностранным нотариусом или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства;
  • акта личной явки гражданина в ПФР (его территориальный орган);
  • акта личной явки гражданина в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации, который в рамках соглашения об электронном взаимодействии направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации через Министерство иностранных дел Российской Федерации в электронном виде.

При отсутствии подтверждения факта нахождения гражданина в живых, выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После подтверждения названного факта выплата пенсии (не позднее чем в течение 10 лет со дня ее прекращения) возобновляется (восстанавливается) за прошедшее время, но не более чем за три года, с месяца, в котором органом ПФР получен документ, подтверждающий факт нахождения в живых.

Вопрос 7. Возможно ли принять к производству справку о факте регистрации по месту жительства на территории иностранного государства с целью подтверждения факта нахождения гражданина в живых?

Согласно статьям 35-38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 удостоверение факта нахождения лица в живых является нотариальным действием, при котором нотариус, должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия посредством подтверждения личного присутствия гражданина, в отношении которого осуществляется данное нотариальное действие.
Следовательно, справка о факте регистрации по месту жительства за пределами Российской Федерации не может служить основанием для продолжения выплаты российской пенсии, поскольку по своему содержанию не свидетельствует о факте нахождения в живых.

Вопрос 8. Имеют ли право на российскую пенсию лица, проживающие за рубежом, в случае выхода из гражданства Российской Федерации?

Вопрос 9. Кому производится социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера?

Вопрос 11. Возможно ли зафиксировать курс рубля по отношению к одной единице иностранной валюты, поскольку его волантильность приводит к уменьшению размера получаемой пенсии в валютном эквиваленте?

Согласно положениям действующего пенсионного законодательства и международных договоров (соглашений) Российской Федерации выплата (перевод) пенсий за ее пределы осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в иностранной валюте страны проживания по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции, которым считается день составления платежных документов.
В случае изменения курса рубля по отношению к одной единице иностранной валюты размер выплачиваемой пенсии в валютном эквиваленте изменяется в ту или иную сторону.
Иного порядка выплаты (перевода) сумм пенсии за границу законодательство, международные договоры и нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.

Вопрос 12. Как получить СНИЛС?

Вопрос 14. С какой целью органами ПФР направляется форма заявления о согласии на трансграничную передачу персональных данных?

Вопрос 15. Как зарегистрироваться в Личном кабинете гражданина?

Вопрос 16. Что нужно для прекращения выплаты пенсии в случае смерти гражданина, проживавшего и умершего за пределами территории Российской Федерации?

Вопрос 17. Где можно узнать перечень документов, необходимых дляустановления российской пенсии?

В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие трудового стажа;
  • ИПК не ниже минимально необходимого показателя.

В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


Отсутствие стажа

Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

При расчете стажа учитываются следующие периоды:

Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


Показатель ИПК ниже установленного

Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


Гражданин не достиг пенсионного возраста

Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).


Недостоверность предоставленной в ПФР информации

В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

  • наличие страхового стажа от 1-го дня;
  • документальное подтверждение присвоенной группы инвалидности.

Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


Досудебный порядок

В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


Судебная практика

Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2020 г. кассационную жалобу Летюшовой Надежды Ивановны на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г.

по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода по иску Летюшовой Надежды Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о признании незаконным решения, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Летюшова Надежда Ивановна 29 ноября 2018 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (далее также - УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе учесть при расчёте страховой пенсии по стрости заработную плату за период работы, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

В обоснование исковых требований Летюшова Н.И. ссылалась на то, что в связи с достижением пенсионного возраста 10 сентября 2018 г. она обратилась в УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив для назначения пенсии необходимые документы, подтверждающие стаж трудовой деятельности.

По приведённым основаниям с учётом уточнённых исковых требований Летюшова Н.И. просила суд признать незаконным решение УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода об отказе в учёте для расчёта страховой части страховой пенсии заработной платы за период с января 1991 г. по октябрь 1994 г., отражённой в архивной справке о заработной плате от 28 сентября 2017 г., обязать ответчика учесть при расчёте страховой пенсии заработную плату за период работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. и произвести с 5 октября 2018 г. (с момента назначения страховой пенсии) перерасчёт страховой пенсии за полные 5 лет её работы по наиболее выгодному варианту, взыскать с УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода государственную пошлину - 300 руб.

Представитель ответчика УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в суде исковые требования не признал.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Летюшовой Н.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Летюшовой Н.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 марта 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё представителя УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Летюшова Н.И., ____ года рождения, с 18 марта 2011 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При исчислении размера страховой пенсии пенсионным органом приняты к расчёту данные о заработной плате Летюшовой Н.И., содержащиеся в архивной справке от 28 августа 2017 г., за период её работы с июня 1986 г. по декабрь 1990 г.

Кроме того, суд в обоснование вывода об отказе в удовлетворении иска высказал суждение о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, поскольку спорный период составляет 46 месяцев работы, а не 60 месяцев.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учётом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определён статьёй 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведённых нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и даёт оценку правильности их оформления; даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в её назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

При рассмотрении исковых требований Летюшовой Н.И. приведённые нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учётом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учётом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований Летюшовой Н.И., возражений ответчика относительно иска и приведённых выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Летюшовой Н.И. как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимо ей предоставить с целью исчисления размера страховой пенсии по старости из заработка за выбранный ею период трудовой деятельности; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.

Суд в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что при принятии решения о назначении Летюшовой Н.И. страховой пенсии по старости УПФР в Нижегородском районе Нижегородской области в добровольном порядке включил в страховой стаж истца период её работы с 1 января 1991 г. по 6 октября 1994 г.

В нарушение приведённых выше норм процессуального права суд не отразил в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства приняты им в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства (представленные Летюшовой Н.И. справки о заработной плате в спорный периоды работы, выданные Государственным архивом Нижегородской области) отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суждение суда в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, также является неправомерным, поскольку действующим нормативным правовым регулированием спорных отношений предусмотрено право выбора гражданином наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера страховой пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок.

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Летюшовой Н.И. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 3796 и частей 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 ГПК РФ, определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода отменить.


Досрочная пенсия по старости может быть назначена при наличии у пенсионера определенных обстоятельств. Рассмотрим, о чём говорится в действующем законодательстве по вопросу досрочной пенсии по старости.

Досрочное назначение трудовой пенсии — что это?

Перечень оснований для установления досрочной пенсии по старости содержат ст. 30–32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Условно эти основания могут быть разделены на 2 группы, обусловленные наличием у пенсионера:

  • необходимого стажа работы в особых условиях труда (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • особых обстоятельств личного характера, связанных со здоровьем, семьей или условиями проживания (ст. 32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Большая часть оснований, относящихся к этим группам, позволяет уменьшить возраст выхода на пенсию вне зависимости от пола пенсионера на величину до 24 месяцев при существовании у него:

  • необходимого страхового стажа;
  • необходимой величины личного пенсионного коэффициента;
  • нужного стажа работы или проживания в соответствующих условиях;
  • документов, подтверждающих наличие особых условий или обстоятельств.

Вместе с тем закон дает лишь общие указания для назначения досрочной пенсии по старости в связи с особенностями труда. Конкретный перечень профессий, порядок определения и подтверждения периодов и даже порядок начисления пенсий определяются Правительством РФ.

Право на досрочную пенсию по условиям работы

Осуществляемой в особых условиях, позволяющих оформить досрочную пенсию по старости, считается работа:

  • в горячих цехах, под землей, с вредными условиями;
  • с тяжелыми условиями;
  • женщин в качестве машинистов специальной (строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной) техники;
  • женщин — работниц текстильной промышленности, требующей особой интенсивности труда;
  • связанная с непосредственным выполнением перевозок по железной дороге, в метрополитене и на грузовом транспорте, используемом для вывоза полезных ископаемых с мест их добычи;
  • в полевых условиях на геологоразведочных, лесоустроительных, изыскательских и иных подобных работах;
  • на лесозаготовках и лесосплаве;
  • механизаторов на погрузке-разгрузке в портах;
  • на судах дальнего плавания;
  • водителей городского пассажирского транспорта;
  • по добыче полезных ископаемых и строительству шахт и рудников;
  • по добыче и обработке морепродуктов на судах рыбного флота;
  • в летном составе гражданской авиации;
  • диспетчеров гражданской авиации;
  • обслуживающего персонала гражданской авиации;
  • сотрудников аварийно-спасательных служб, реально участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • с осужденными в местах лишения свободы;
  • пожарных служб;
  • педагогов;
  • в учреждениях системы здравоохранения;
  • творческих работников театров;
  • летчиков-испытателей.

Каждый из перечисленных видов работ для целей применения к нему права на досрочную пенсию по старости имеет свой набор требований к:

  • возрасту;
  • общему страховому стажу;
  • стажу работы в соответствующих условиях.

Требования к возрасту и стажу мужчин и женщин, как правило, различаются на 5 лет, составляя для женщин меньшую величину. Но могут иметь место и одинаковые цифры. В некоторых случаях в особом порядке рассчитывается протяженность периода уменьшения возраста выхода на досрочную пенсию по старости.

В стаже работы в соответствующих условиях периоды, имевшие место до начала действия закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитываются только при условии, что и тогда они относились к дающим право на досрочный выход на пенсию. Для расчета продолжительности этих периодов могут быть применены правила, действовавшие в эти периоды.

Вредность условий работы после 2012 года должна подтверждаться результатами специальной оценки.

Досрочные страховые пенсии для отдельных лиц

Перечень оснований, связанных с обстоятельствами личного характера, дает возможность установления досрочной пенсии по старости:

  • женщинам, имеющим троих (и больше) детей, а также воспитавшим детей-инвалидов опекунам или одному родителю ребенка-инвалида;
  • женщинам, имеющим двух детей и отработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера или на приравниваемых к ним территориях;
  • лицам, получившим инвалидность в результате военной травмы;
  • инвалидам 1-й группы по зрению;
  • карликам и лилипутам;
  • лицам, работавшим в районах Крайнего Севера или на приравниваемых к ним территориях;
  • постоянно живущим на Крайнем Севере или приравниваемых к нему территориях оленеводам, рыбакам, охотникам.

Для каждого из перечисленных оснований предусмотрены свои требования к возрасту и страховому стажу, а при учете района проживания — к сроку жизни в нем. При этом цифры для женщин и мужчин обычно различаются на 5 лет, составляя для женщин меньшую величину. Могут иметь место особые правила учета реального стажа для выхода на досрочную пенсию по старости.

Досрочная пенсия по старости при сокращении штата

  • ликвидацией юрлица или прекращением функций ИП;
  • сокращением штата работников.

Это основание относится только к лицам предпенсионного возраста (которым осталось не больше двух лет до его наступления), имеющим необходимый страховой стаж (25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно или меньше, если есть предпосылки для досрочного оформления), и является результатом согласования с гражданином, которому будет оформлена пенсия.

Досрочная пенсия по старости, назначенная по этому основанию, перестает выплачиваться, если гражданин, начавший ее получать, стал заниматься деятельностью, которая в целях закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ расценивается как трудовая. Если оснований для прекращения выплат не возникло, то по наступлении пенсионного возраста досрочно назначенная пенсия будет переоформлена в обычную страховую пенсию по старости.

Итоги

Действующее законодательство содержит несколько оснований для досрочного назначения пенсии по старости. Основные из них перечислены в законе о пенсиях. Дополнительное основание присутствует в законе о занятости населения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: