Кто выдает пенсионное удостоверение в рк

Обновлено: 24.04.2024

По достижении определенного возраста человеку предоставляется право уйти на заслуженный отдых. При этом государство гарантирует ему финансовую поддержку на все последующие годы жизни. Для оформления пенсии по старости или по другим основаниям в РК требуется обратиться в Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), в ЦОН, предоставить туда все необходимые документы или оставить заявку на портале электронного правительства.

Как оформляется пенсия?

С 2020 года возраст ухода женщин на заслуженный отдых составляет 59 лет, мужчин — 63 года. Процедуру следует начать с визита в ближайший ГЦВП, где пишется соответствующее заявление. Желательно заняться сбором документации заранее, это довольно трудоемкий и долгий процесс.

Полный список документов для оформления пенсии по возрасту состоит из:

  • Паспорта (для иностранцев необходим вид на жительства);
  • Справки о заработке за 3 года непрерывно (за произвольно выбранный промежуток времени после 01. 1995 г). Ее необходимо взять у соответствующего работодателя. Если это невозможно, ежемесячный доход устанавливается исходя из пенсионных перечислений;
  • Трудовой книжки, к которой при наличии, прилагаются трудовые договоры, контракты;
  • Свидетельства о браке, если имело место смена фамилии;
  • Документа о получении образования;
  • Свидетельств о рождении и паспортов каждого ребенка;
  • Выписки из домовой книги (с оригиналом самой домовой книги) или справки из ЦОНа;
  • Фотографии 3х

С 2019 года к указанному перечню прилагаются дополнительные документы: потребуется подтверждение стажа участника пенсионной программы. Для этого предоставляются справки о наличии стажа до 1998 года, подтверждающие документы об уходе за детьми младше 3 лет, документы об образовании детей.

Если имеются какие-либо документы, которые помогут доказать наличие дополнительных периодов трудового стажа, то нужно их приложить к собранному перечню.

Необходимые документы для граждан, имеющих особые льготы

Некоторые категории граждан могут рассчитывать на то, что срок их трудового стажа может быть увеличен из-за особых условий трудовой деятельности и жизни при наличии доказательных документов.

Такие льготные условия могут быть предоставлены:

  • Жене или мужу военнослужащего сверхсрочной службы или контрактника, офицера, прапорщика или мичмана, если она или он находились совместно со своими супругами в период службы и не имели возможности трудоустроиться по своей профессии. Этим категориям предоставляется до 10 лет трудового стажа;
  • Супругам лиц, которые служили в специальных государственных органах, расположенных в местностях, где не имелось возможности устройства на работу. Им также прибавляется срок до 10 лет;
  • Лицам, работавшим, или военнослужащим, проходившим службу, в зоне Семипалатинского полигона. При этом за службу с 08. 1949 по 05. 07. 1963 стаж увеличивается в 3 раза, с 06. 07. 1963 по 01. 01.1 992 – в 1,5 раза;
  • Сотрудникам лепрозориев и противочумных учреждений, сотрудникам заведений для лечения лиц, зараженных ВИЧ, больных СПИДом, стаж увеличивается двукратно;
  • Сотрудникам службы судмедэкспертизы и патологоанатомической диагностики стаж работы увеличивается в 1,5 раза;
  • Работникам водного транспорта каждый сезон засчитывается как 1 полный год, если их работа относится к сезонным отраслям экономики, независимо от подведомственного подчинения.
  • Любым работникам организаций и ведомств, если их работа относится к сезонной, каждый сезон учитывается как 1 год.

Для выхода на пенсию в Казахстане лицам, которые пребывали в районах с чрезвычайной или повышенной радиационной опасностью, потребуется получить справку о проживании в таком регионе с 29. 08. 1949 по 05. 07. 1963 сроком не менее 5 лет.

Чтобы получить пенсию по инвалидности нужно предоставить:

  • резолюцию Центральной военно-врачебной комиссии;
  • справку о заболевании из лечебного учреждения;
  • документы из Межведомственного экспертного совета по установлению инвалидности граждан, подвергавшихся радиационному облучению;

Если пенсия оформляется на несовершеннолетнего ребенка, то нужен его документ о рождении.

Как оформляется пенсия по потере кормильца?

В случае смерти гражданина его иждивенцы вправе получать пенсию. Список необходимых документов для оформления пенсий таким лицам расширен и включает дополнительно к стандартному набору:

  • справку о смерти, полученную в ЗАГСе, резолюцию суда о невозможности определить его местонахождение;
  • документы, доказывающие родство.

При необходимости следует приложить справку из образовательного заведения ребенка, если он находится на дневной форме обучения и относится к возрастной категории от 18 до 23 лет.

Может понадобиться справка об опекунстве, военный билет. Если умерший был военнослужащим, служил во внутренних органах и Следственном комитете РК, то для получения пенсии нужна справка о его смерти во время исполнения служебных обязанностей.

Когда пенсия по потере кормильца предназначена человеку, который занимается воспитанием детей, братьев, сестер младше 8 лет, то потребуется предъявить его трудовую книжку для доказательства отсутствия у него работы, а также справку о том, что он не является индивидуальным предпринимателем.

Как получить пенсию многодетной матери

Особые правила разработаны дополнительно для многодетных матерей. При наличии 3 и более детей возраст выхода на пенсию для женщин составляет 53 года. Сняты ограничения по длительности стажа. По новым правилам Казахстана многодетная женщина вправе получать пенсию без полного стажа, величина пенсии рассчитывается исходя из отработанных лет.

Учитывается отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Засчитывается воспитание усыновленных детей до 8 лет (при предоставлении документов). Но общая прибавка к стажу не может превышать 12 лет.

Многодетной матери потребуется предъявить:

  • свидетельства о рождении на каждого ребенка;
  • справки на детей с места проживания;
  • справки из образовательных заведений, где обучаются;
  • судебные решения об усыновлении, воспитании детей;
  • свидетельство о браке или его расторжении;
  • справку о смерти ребенка, если такой факт имел место.

При приеме документов сотрудник проверяет наличие всех справок и их правильное оформление, затем выдает талон о том, что бумаги приняты.

К выходу на заслуженный отдых нужно готовиться. Речь идет о том, что необходимо собирать документы, сведения о заработной плате и подтверждать трудовой стаж. С последним пунктом дела не у всех обстоят просто. У одних нет трудовой книжки, другие работали в разных точках постсоветского пространства, а третьи трижды меняли фамилию. Как распутать весь клубок проблем, с чего начать и куда обращаться, выяснял корреспондент YK-news.kz.

К нам в редакцию поступало много обращений. Люди звонили из Глубоковского и Курчумского районов, из Караганды и Жезказгана, из городов России и даже Германии. Всех объединяло одно: граждане в какие-то годы работали в Усть-Каменогорске. И теперь им этот факт нужно документально подтвердить. Мы попытались собрать и разложить по полочкам самые разные проблемы, связанные с подтверждением трудового стажа.

Для начала возьмем самую простую и стандартную ситуацию. Человек работал и продолжает работать на территории Усть-Каменогорска. У него есть трудовая книжка и в нее внесены все необходимые записи. Следует лишь подтвердить сведения о работе на том или ином предприятии. Куда обращаться, в архив?

Это интересно
В последнее время в Усть-Каменогорский филиал по личному составу КГУ "Государственный архив" поступает все больше запросов, поданных при помощи электронной цифровой подписи.

Обратите внимание на такую, казалось бы, очевидную вещь. Если предприятие, на котором человек в какие-то годы трудился, не обанкротилось, не ликвидировалось, а продолжает прекрасно работать, нет надобности обращаться в государственный архив. Обратитесь непосредственно на предприятие. Там ведется свой, ведомственный архив. На самом предприятии вам без проблем выдадут справку, подтверждающую трудовой стаж.

— Что делать, если той организации, где работал человек, уже не существует?

В таких случаях как раз и требуется архивная справка, которую теперь есть возможность взять через ЦОН. Об этом мы говорили выше. Такую справку можно получить, если предприятие на стадии своего ведомственного хранения хотя бы частично сохранило документы и они впоследствии были переданы нам, в архив, — говорит Юлия Булина.

— А что делать в той ситуации, если предприятия, где работал человек, уже нет и никаких документов эта организация в архив не передала?

Бывают такие случаи. Для начала все равно нужно обратиться в ЦОН и получить наш отрицательный ответ (то есть подтверждение того, что документы данной организации на государственное хранение в архив не сдавались), — поясняет Юлия Булина. — Далее необходимо будет найти двух свидетелей, то есть людей, работавших вместе с человеком в те годы на данном предприятии. У них в трудовой книжке должна быть запись о работе в организации за аналогичный период времени. После всего этого следует обратиться в суд и уже в судебном порядке подтвердить свой трудовой стаж на предприятии.

— Рассмотрим ситуацию, когда человек живет в Семее, Шемонаихе, Катон-Карагае, Аягозе — словом, в любом населенном пункте ВКО. Человек работал или учился в Усть-Каменогорске и ему нужна подтверждающая справка. Что делать?

— Какие документы нужно предоставить человеку в ЦОН для получения справки, подтверждающей факт учебы или стажа работы?

Удостоверение личности. Для подтверждения учебы: копию аттестата или диплома об окончании учебного заведения. Для подтверждения стажа: копию трудовой книжки (либо ее отсканированный вариант, если запрос будет отправляться при помощи электронной цифровой подписи через портал "электронного правительства" для граждан).

— Как быть человеку, у которого трудовой книжки нет? То есть человек работал, и не в одной, а в нескольких организациях, но записей об этом нет.

Это, пожалуй, самая непростая ситуация. Человеку в этом случае нужно попытаться восстановить в памяти всю хронологию своего трудового стажа. Очень важно точно указать годы и правильное название предприятия (магазин "Дюймовочка", к примеру, мог иметь совсем другое юридическое наименование), — поясняет Юлия Булина. — После чего необходимо обратиться в ЦОН, заполнить заявление установленного образца. Это заявление перенаправят к нам. И наши сотрудники по указанным данным будут искать любую информацию, подтверждающую запрашиваемые сведения.

— Еще такая ситуация. Человек, когда-то работавший в Усть-Каменогорске, сейчас проживает в России и готовится к выходу на пенсию. Как ему подтвердить свои годы работы в Казахстане?

С недавнего времени законодательство Российской Федерации в этом отношении изменилось. Теперь за подтверждением стажа к нам обращаются не люди, а непосредственно пенсионные фонды России. Они сами присылают официальные запросы для подтверждения трудового стажа в Усть-Каменогорске конкретного человека.

— А если ситуация обстоит наоборот: сейчас человек живет в Усть-Каменогорске, но в какие-то годы трудился на территории России. Куда ему обращаться за подтверждением этих лет работы?

— Давайте рассмотрим еще такой случай: человек, который готовится к выходу на пенсию, инвалид. Для него проблематично собрать все документы и справки, подтверждающие учебу и годы работы. Могут ли эти хлопоты взять на себя родственники?

Да, могут, но для этого нужна доверенность, заверенная нотариально. При наличии этой доверенности родственник сможет запрашивать на предприятиях и в ЦОНах всю необходимую информацию.

— В течение какого времени сотрудники государственного архива обязаны ответить на поступивший запрос о подтверждении трудового стажа?

В течение 11 рабочих дней, — поясняет Юлия Булина. — В случаях, когда для оказания государственной услуги необходимо изучение документов двух и более организаций, а также периода более чем за пять лет, срок оказания архивом государственной услуги продлевается не более чем на 30 календарных дней после истечения срока оказания государственной услуги, о чем извещается услугополучатель посредством отправки письма по адресу, указанному в заявлении, в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения.

— На какие подводные камни вы обратили бы внимание наших читателей? Что нужно учитывать при получении справок, подтверждающих учебу и трудовой стаж?

Для женщин, безусловно, очень важно правильное указание фамилии. Бывают, к примеру, такие случаи: женщина трижды выходила замуж, у нее нет на руках трудовой книжки и в своем заявлении она не указывает, что происходила смена фамилий. Как нам искать ее данные в архивных документах? — разводит руками Юлия Булина. — И еще такой момент. Мы в справке указываем данные так, как они значатся в архивных документах. Иногда эти сведения не совпадают с записями трудовой книжки. Могут быть различия в написании должности. Могут быть ошибки в написании фамилии и имени. Однако правила едины, и мы в любом случае дословно указываем то, что значится в приказах о приеме на работу и увольнении.

Нур-Султан. 28 декабря. Kazakhstan Today - "Центр развития трудовых ресурсов" и АО "Национальные информационные технологии" Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан" расширили список цифровых документов. Теперь в приложении eGovMobile доступны удостоверение пенсионера и удостоверение кандаса, передает Kazakhstan Today.

Сервис будет полезен тем, кто не имеет при себе оригинала документа. Владелец удостоверения (пенсионера или кандаса) может предъявить его по месту требования либо поделиться своим электронным документом посредством мессенджеров в телефоне. Кроме того, цифровые документы имеют функцию открытия доступа с помощью QR-кода, что поможет выполнить запрашивающую документ, убедиться в его подлинности, сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Сейчас большинство жителей Казахстана не представляет жизни без смартфона в кармане, поэтому использование цифровых документов удобнее, так как доступ к смартфону есть всегда. Нет необходимости носить с собой бумажные документы", - сказал вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ербол Оспанов.

На сегодняшний день в сервисе доступны электронные удостоверения личности, свидетельства о регистрации брака, дипломы об образовании, свидетельства о рождении ребенка, студенческие билеты и другие документы.

До конца года планируется реализовать социальный идентификатор - это единый цифровой документ, отражающий социальные статусы. В ближайшем будущем в цифровой формат будут переведены документы получателей адресной социальной помощи и другие. Со временем мы сможем совсем отказаться от бумажных версий документов", - добавил Ербол Оспанов.

Комментарии

В Минтруда обсудили вопросы повышения качества жизни лиц с инвалидностью

НУР-СУЛТАН. 30 ДЕКАБРЯ - Заседание Координационного совета в области защиты прав инвалидов под председательством главы ведомства Серика Шапкенова прошло в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Министр труда и соцзащиты РК Серик Шапкенов отметил, что государственная политика в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью направлена на их полноценную интеграцию в общество, а также преодоление и стирание барьеров, чтобы данная категория населения могла наравне с другими жить, работать и учиться, свободно участвовать в жизни общества и принимать определенные решения, сообщает пресс-служба ведомства.

Для обеспечения прав и законных интересов лиц с инвалидностью в Казахстане действует многоуровневая система социальной защиты, включающая государственную помощь и поддержку в виде социальных пособий и выплат; компенсацию утраченных функций организма в рамках социальной реабилитации; оказание специальных социальных услуг", - проинформировал глава МТСЗН.

В ходе мероприятия с докладом о совершенствовании законодательства в сфере социальной защиты населения выступил вице-министр труда и социальной защиты населения РК Руслан Сакеев.

В 2019 году правительством был утвержден национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью, который охватывает семь направлений и состоит из 64 мероприятий. План реализуется семью центральными госорганами", - напомнил Руслан Сакеев.

Также он отметил, что за последние два года в этом направлении нами проведена работа по разработке и внесению изменений в один кодекс, два закона, один указ президента, два постановления правительства, одно постановление правления Национального банка и 12 приказов министерств.

12 октября глава государства подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан". Работа над этим документом была начата в 2019 году. В его основе предложения членов рабочей группы сената и мажилиса парламента, Координационного совета по вопросам защиты прав инвалидов, а также общественности и экспертного сообщества. Данные нормы поддержаны партией Nur Otan и отражены в предвыборной платформе", - сказал Руслан Сакеев.

Вице-министр отметил, что закон содержит 19 концептуальных поправок и предусматривает внесение изменений в 16 законодательных актов.

Так, введено пособие для граждан, осуществляющих уход за лицами с инвалидностью I группы, вне зависимости от причины инвалидности. С учетом степени нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности ребенка законом предусматривается разделение детей в возрасте от 7 до 16 лет по группам инвалидности. Данная мера позволяет дифференцировать оказываемые реабилитационные мероприятия и социальную помощь, в том числе в части размеров пособий, в зависимости от степени тяжести заболевания детей. При этом размеры пособий для всех групп детей-инвалидов увеличены от 16,7% до 37%. Это мера коснулась более 30 тыс. детей с инвалидностью.

Также в законе предусматривается предоставление права на одновременное получение пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Это позволило повысить уровень доходов семей, потерявших кормильца и имеющих в своем составе детей с инвалидностью.

Еще одной новеллой закона является обеспечение техническими средствами и услугами реабилитации за счет государства лиц, получивших инвалидность от трудового увечья, в случае невозможности исполнения обязательств работодателем.

Данная мера позволяет своевременно охватить техническими средствами и услугами реабилитации до двух тысяч человек. Наряду с этим в документе предусматривается сохранение права семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, состоять в очереди на жилье после достижения ребенком совершеннолетия.

Кроме того, законом предусмотрено продление периода ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет, что положительно повлияет на назначение пенсионных выплат по возрасту и базовой пенсии. Дополнительно включены иные нормы, направленные на повышение эффективности и адресности оказания специальных социальных услуг.

В России сначала отменили, а с 2021-го снова вернули пенсионные удостоверения. Как оформить и нужно ли оно?

Пенсионное удостоверение теперь называется свидетельство пенсионера, и подтверждает право на определенные меры социальной поддержки. Однако само по себе удостоверение почти ничего не значит – вся информация давно перенесена в цифровой формат. Стоит ли оформлять новый документ и как это сделать?

Удостоверения до 2015 и после

Пенсионеры в России – самая массовая категория льготников, хоть и кроме самих пенсий этот статус дает не так уж и много льгот. Например, пенсионеры могут не платить налог на недвижимость за один объект, в некоторых регионах они могут бесплатно пользоваться общественным транспортом, а также получать скидки в некоторых предприятиях торговли.

При этом право на получение мер социальной поддержки, как и в случае с другими льготами, нужно чем-то подтверждать. До 2015 года российские пенсионеры получали пенсионные удостоверения – книжечки установленной формы, которые несколько раз менялись. Так, на одних документах значится орган выдачи – Министерство социальной защиты населения РФ (оно существовало до 1996 года), на следующих – просто Пенсионный фонд РФ, а до 1991 года это было Министерство социального обеспечения РСФСР.

Форма удостоверения была примерно одна и та же – красная книжечка, внутри фотография (или без фото), ФИО пенсионера, тип его пенсии, ее сумма и срок, с которого и по который она назначена.

  • если удостоверение было выдано до 2015 года , оно действовало дальше;
  • если человек выходил на пенсию в 2015 году и далее, он мог получить только справку из Пенсионного фонда (с печатью, но без фотографии);
  • если человек вышел на пенсию до 2015 года , но не получил удостоверение или хочет его заменить, он получит снова только справку.

Справку же можно получить прямо в день обращения, это просто лист формата А5 с основными данными о пенсионере. При желании ее можно заказать заранее через сайт Пенсионного фонда.

Еще важно знать, что СНИЛС – это не пенсионное удостоверение. Это номер человека в системе обязательного пенсионного страхования – соответственно, он есть у всех, даже тех, кто еще не вышел на пенсию.

Кроме того, выдаваемые органами власти регионов карточки и другие удостоверения – тоже не могут считаться пенсионными. Они, как правило, нужны для льготного проезда в транспорте (чтобы пенсионер не возил с собой справку из ПФР и оригинал паспорта).

Как получить удостоверение сейчас

Документ был принят, и с начала 2021 года пенсионеры могут оформить пенсионное удостоверение в виде электронного или материального носителя. В нем будет прописана такая информация:

  • фотография пенсионера;
  • ФИО пенсионера;
  • СНИЛС;
  • вид назначенной пенсии и срок, на который она назначена.

Сумму пенсии в удостоверении больше указывать не будут.

Оформить документ может любой пенсионер по желанию, сделать это можно лично в клиентской службе ПФР или в МФЦ. Пока подать заявление через Госуслуги нельзя – эта услуга отображается в перечне как неэлектронная. При этом результат (само свидетельство пенсионера) выдается, в том числе, и через портал государственных услуг.

Судя по информации с Госуслуг, выдается удостоверение бесплатно в течение 3 рабочих дней при электронном запросе или подаче заявления через МФЦ, или в день обращения при личном посещении органа Пенсионного фонда. При электронном или личном обращении нужно иметь свой паспорт и 1 фотографию размером 21 x 30 мм. ПФР обещает, что выдаст документ в течение 30 минут.

Само свидетельство пенсионера будет выполнено на комбинированной основе, а по размеру оно соответствует банковской карте (85,5 на 54 мм). Присутствуют все необходимые защитные средства – в том числе рельефная сетка, микротекст, бесцветные краски и другие способы защиты.

Что дает свидетельство пенсионера

Как уже было сказано, сейчас все основные данные о получателях мер социальной поддержки оцифрованы и передаются по системе межведомственного электронного взаимодействия. Это означает, что само по себе свидетельство не дает никаких дополнительных прав – и лишь в некоторых случаях оно подтверждает, что его предъявитель имеет льготы пенсионера.

Кроме прочего, это могут быть такие льготы:

  • бесплатный проезд в городском транспорте, льготный или бесплатный проезд в междугороднем и пригородном транспорте. Это определяют органы власти регионов;
  • скидки в аптеках и некоторых магазинах;
  • скидки в некоторых учреждениях культуры (театры, выставки, и т.д.).

Чаще всего это касается права на бесплатный проезд. Дело в том, что перевозчики на улицах российских городов преимущественно частные, а компенсации за перевозку льготников до них доходят не всегда. Поэтому из-за бесплатного проезда часто возникают конфликтные ситуации – а благодаря наличию специального документа их удастся избежать.

Поэтому смысла срочно оформлять свидетельство пенсионера просто нет – его с успехом заменит региональное удостоверение или справка из ПФР. Но если пенсионер и так по какой-то причине обратится в Пенсионный фонд, заодно можно оформить и новый документ – лишним он все же не будет.

Читайте также: