Кто проверяет пенсионный фонд

Обновлено: 12.05.2024

Существующее законодательство предписывает всем предпринимателям подавать различную отчетность в Пенсионный фонд. Некоторые отчеты необходимо подавать ежемесячно, а некоторые — ежеквартально или ежегодно. При этом в этих документах нельзя допускать ошибки. Чтобы помочь специалистам быстро и успешно сдать все требуемые отчеты, разработаны сервисы проверки отчетности ПФР онлайн. Рассмотрим нюансы их работы в этом материале.

Зачастую ошибки в отчетах связаны с невнимательностью или недостаточной практикой специалиста в заполнении бланков. В этом случае существующим законодательством предусмотрены штрафные санкции.

Какие отчеты подаются в ПФР?

В настоящее время организации обязаны подавать в ПФР отчеты по формам:

  • СЗВ-М;
  • ДСВ-З;
  • АДВ-6-2;
  • СПВ-1 и другие.

Всего насчитывается около пятнадцати различных видов отчетности. Большинству предпринимателей и организаций необходимо заниматься подготовкой только некоторых из них. Например, СЗВ-М и ДСВ-З. СЗВ-М — это ежемесячная форма, содержащая сведения о застрахованных лицах, работающих на предприятии. А для плательщиков дополнительных взносов предусмотрена ежеквартальная форма ДСВ-3. В зависимости от количества сотрудников отчетность может быть подготовлена в электронном или бумажном виде. Поскольку перечисленные типы документов подаются чаще всего, то обычно ошибки при подготовке встречаются именно в них.

Проверка с использованием программы CheckXML

Обе программы предназначены для проверки отчетов, подготовленных в формате xml. Они могут проводить проверку следующих файлов:

  • анкетные данные;
  • ведомости уплаты страховых взносов;
  • сведения о стаже и заработке по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-3, СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, АДВ-6-3;
  • формы по добровольным страховым взносам (ДСВ-1, ДСВ-3);
  • справки о смерти;
  • заявления об обмене и выдаче дубликата страхового свидетельства;
  • РСВ-2, РСВ-3;
  • СПВ-1, СПВ-2.

Для работы с программой CheckXML необходимо произвести простую процедуру установки. Актуальную версию установочного файла можно скачать на официальном сайте Пенсионного фонда.

После скачивания необходимо открыть архив и запустить файл, выделенный на рисунке снизу.




После окончания установки необходимо запустить второй файл, находящийся в архиве. В нем хранится библиотека проверки адресов.



Затем нужно выбрать файл отчетности на компьютере и запустить проверку. После ее окончания на экране отобразится итог проверки с предложением открыть протокол.


В протоколе содержатся более подробные сведения и расшифровки найденных ошибок.



Как проверить отчетность в ПФР онлайн

Проверить отчет ПФР онлайн без регистрации можно с использованием различных сервисов, имеющихся в сети. Принцип их работы основан на использовании все тех же программ, разработанных Пенсионным фондом. Единственное отличие заключается в том, что их не нужно скачивать и устанавливать, а значит, воспользоваться ими можно в любом месте.


В течение нескольких секунд система предоставит итог тестирования. Таким способом проверка отчетов ПФР онлайн производится бесплатно.


Исправление выявленных ошибок

Среди наиболее частых ошибок — это различного рода опечатки и помарки. Например, лишние знаки препинания, неправильное написание ФИО, несоответствие СНИЛС и т.д. Критичными являются:

  • неверные реквизиты;
  • некорректная подпись;
  • неправильный формат файла.

Подчеркнем, что если проверка не проходит, скорее всего, проблема кроется в неправильном формате файла. Зрительно можно определить, отвечает ли файл существующим требованиям. В частности, его имя должно иметь следующий вид:


Г.С. Акимова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым юридическим вопросам

ВОПРОС

1. На основании какого ФЗ органы ПФР выносят решение о проведении плановой проверки юрлица?

2. Должны ли такие проверки быть включены в ежегодный план проверок, который размещается на сайте генпрокуратуры РФ?

ОТВЕТ

1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР, в порядке, предусмотренном утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Кроме того, на основании ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", органы ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на органы ПФР возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета.

При проведении проверок органы Пенсионного фонда руководствуются:

  • Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р;
  • Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п.

2. Проверки, проводимые органами Пенсионного фонда РФ, не включаются в план проверок, который размещается на сайте генпрокуратуры.

ОБОСНОВАНИЕ

1. С 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. Однако контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР, в порядке, предусмотренном утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

2. Порядок планирования выездных проверок предусмотрен разделом 2 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р. Согласование проверок с органами прокуратуры и размещение плана проведения проверок Пенсионного фонда на сайте прокуратуры РФ указанными методическими рекомендациями не предусмотрено. Действие Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяется на правоотношения по проведению выездных и камеральных проверок, проводимых Пенсионным фондом Российской Федерации (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2014 N Ф06-17270/2013 по делу N А65-4173/2013).


Г.С. Акимова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым юридическим вопросам

Как проверить, все ли периоды работы включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости? Почему их могут не учесть и что делать в таком случае?

Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве

Гарантии и компенсации – за вредность

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, с 2014 г. предоставляются по результатам специальной оценки условий труда на основании Трудового кодекса РФ.

Виды гарантий и компенсаций

Опасные условия труда

Повышенный размер оплаты труда – не менее чем на 4% (ст. 147 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 дней (ст. 117 ТК РФ)

Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ)

Обязательное прохождение всеми работниками предварительных, периодических и (по медицинским показаниям) внеочередных медосмотров, а для работников на подземных работах ‒ еще и в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 213, 330.3 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Бесплатная выдача всем работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н)

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537; Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10)

Работодатель платит в Пенсионный фонд повышенные страховые взносы. Вредный или опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ

Статья 219 ТК РФ позволяет расширить указанный перечень гарантий и компенсаций в коллективном договоре и других локальных нормативных актах предприятия с учетом финансового положения работодателя. Также в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с указанными в законах, иных нормативных правовых актах и соглашениях (ст. 41 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 21 августа 2019 г. № 15-1/ООГ-1867).

Работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., а также тем, кто трудоустроился после этой даты, гарантии и компенсации должны предоставляться в виде, установленном по результатам аттестации рабочих мест, до проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ). Результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г., применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными.

Размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами. Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, должен применяться размер доплаты за вредность, указанный в таком соглашении. О том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Работодатель вправе изменить уровень гарантий и компенсаций в рамках установленных трудовым законодательством пределов, только если по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников в лучшую сторону (Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 33-2171/2017). При этом работодатель вправе оставить повышенные гарантии и компенсации согласно условиям трудового договора, только в этом случае они уже не будут признаваться установленными законодательством.

Необходимо помнить, что пункт о компенсациях за работу во вредных условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), а его соблюдение – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке. Внести в договор такие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ (т.е. предупредив работника за 2 месяца до изменений условий труда).

Как проверить, включены ли периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Чтобы этого не допустить, проверьте соответствие наименования вашей должности нормативным актам и спискам; узнайте, какой дополнительный тариф установлен для вашего работодателя; выясните, платит ли предприятие дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (за невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность).

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

А если не все периоды работы включили в специальный стаж?

10 месяцев могли быть не учтены ПФР из-за неуплаты работодателем дополнительных страховых взносов или непредставления соответствующих сведений о работе.

Полагаем, читателю следует обратиться к работодателю за уточнением информации об отсутствии в ПФР данных о стаже по вредности за указанный период. Возможно, имела место ошибка при уплате дополнительных взносов, и добросовестный работодатель согласится устранить допущенное нарушение. В случае отказа работодателя от добровольного исполнения своей обязанности можно обратиться за защитой своих прав в суд. Исковые требования могут быть адресованы как к работодателю, так и к ПФР.

Предельный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора к работодателю составляет 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). В данном случае полагаем возможным считать этим моментом дату получения официального документа в ПФР. В пределах установленного законом срока к работодателю можно обратиться с иском о начислении и уплате дополнительных страховых взносов.

Что учесть при обращении в суд?

Как добиться включения в стаж периодов работы в неблагоприятных климатических условиях, чтобы получать заслуженные выплаты?

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н. Полагаем, в качестве доказательств работы в особых условиях суду могут быть предоставлены следующие документы: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ, трудовой договор, приложения и дополнительные соглашения к нему, архивные справки, справки от работодателя, приказы о назначении на должность, переводе и пр., личные карточки и личные дела, расчетные (платежные) ведомости и лицевые счета, расчетные листки с указанием нормы времени и выработанных часов, выписки из журнала и табеля рабочего времени, а также иные документы по личному составу.

Как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ, специальный стаж (характер работы) не может быть подтвержден свидетельскими показаниям (Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 февраля 2012 г. по делу № 33-81-17).

С вопросами о документах, подтверждающих стаж работы в особых условиях труда, следует обращаться в органы Пенсионного фонда РФ.

Счетная палата проинформировала президента России Владимира Путина о выявленных нарушениях в системе персонифицированного учета, которую ведет Пенсионный фонд России.

Фото: iStock

Проверка проводилась в отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда.

Выяснилось, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. "Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3 % не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав граждан. Из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили более 377 млн рублей", - говорится в отчете. Ошибки происходят в основном из-за того, что базы данных ЗАГС, ФНС России и ПФР различаются в части фамилии, паспортных данных и места проживания граждан. Получается, что у каждого ведомства разная информация об одних и тех же людях.

"Из проверенных назначенных пенсий 1 061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае (16,1 %). Выплаты недополученных пенсий составили около 3 млн рублей. Установлены факты незаконного отказа в назначении пенсии, затягивания рассмотрения документов о назначении пенсии и нарушение сроков проведения перерасчета пенсии, связанных с нарушением (до 21 месяца) ПФР сроков отражения на счетах взносов, добровольно уплаченных гражданами на страховую пенсию в ПФР. Пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчетов в автоматизированном режиме, но и при назначении пенсий", - следует также из отчета Счетной палаты.

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в системе персонифицированного учета. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. "Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо", - считает аудитор Сергей Штогрин.

Кроме того, в самом индивидуальном лицевом счете Пенсионный Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

"Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы", - прокомментировал результаты проверки аудитор Сергей Штогрин. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН).

Фото: iStock

Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. Много вопросов к автоматизированному учету стажа застрахованных граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на лицевом счете застрахованного только в том случае, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике же число ошибок может достигать 4% от общего числа лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год не полные данные у 27 тыс застрахованных. А неправильно учтенный стаж - это минус в пенсии. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений. Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

Читайте также: