Кто придумал пенсионную реформу

Обновлено: 18.04.2024

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Для мужчин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1960 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 61,5 года);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1960 года рождения — в 1-ом полугодии 2022 года (в 61,5 года);
  • —1961 год рождения — в 2024 году (в 63 года);
  • —1962 год рождения — в 2026 году (в 64 года);
  • —1963 год рождения — в 2028 году (в 65 лет);
  • —1964 год рождения — в 2029 году (в 65 лет);
  • —1965 год рождения — в 2030 году (в 65 лет);
  • —1966 год рождения — в 2031 году (в 65 лет);
  • —1967 год рождения — в 2032 году (в 65 лет);
  • —1968 год рождения — в 2033 году (в 65 лет);
  • —1969 год рождения — в 2034 году (в 65 лет);
  • —1970 год рождения — в 2035 году (в 65 лет).
Для женщин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1965 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 56,5 лет);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1965 года рождения — в 1-м полугодии 2022 года (в 56,5 лет);
  • —1966 год рождения — в 2024 году (в 58 лет);
  • —1967 год рождения — в 2026 году (в 59 лет);
  • —1968 год рождения — в 2028 году (в 60 лет);
  • —1969 год рождения — в 2029 году (в 60 лет);
  • —1970 год рождения — в 2030 году (в 60 лет).

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми имеют право досрочно выйти на пенсию. — Если у матери 3 ребенка и она воспитала их до достижения 8 лет, она сможет выйти на пенсию на 3 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей и она воспитала их до достижения 8 лет — на 4 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, — пояснила юрист. При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа, а суммарное количество накопленных пенсионных баллов (ИПК) должно составлять не менее нормативного значения — 30 ИПК.Для матерей, имеющих 5 и более детей, после реформы 2019 года ничего не изменилось. Они могут выходить на пенсию в 50 лет.Дети, в отношении которых женщину лишили родительских прав или отменили усыновление, считаться не будут.Вопрос о введении права многодетных отцов досрочно выходить на пенсию пока рассматривается российскими властями.

Вторая пенсия для военного пенсионера

Размер пенсии военнослужащим

Размер пенсии за выслугу лет военнослужащим установлен следующий: —за выслугу 20 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3%, но всего не более 85 процентов этих сумм; —имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1%. Пенсия за выслугу лет для инвалидов выше обычной. Прибавка рассчитывается в процентах к социальной пенсии и зависит от группы — первой, второй или третьей. Исходя из этого рассчитывается и размер военной пенсии, назначенной по причине получения инвалидности. На сумму влияют и сами причины.Размер пенсии по потере кормильца зависит от причины его смерти. Если военный служил по контракту, то пенсию дают каждому нетрудоспособному члену семьи в процентах от денежного довольствия кормильца. 50% полагается: —семьям умерших вследствие военной травмы; —семьям умерших военных инвалидов; —детям, потерявшим обоих родителей; —детям умершей одинокой матери. Если военный умер из-за заболевания, полученного на службе, его семье будут выплачивать 40% денежного довольствия военного.Если военный проходил службу по призыву, пенсию рассчитают в процентах от социальной пенсии. Ее назначат каждому нетрудоспособному члену семьи в размере, который зависит от причины смерти призывника:—смерть из-за военной травмы — 200%; —смерть из-за заболевания, полученного в период службы — 150%.

Расчет пенсии военнослужащим

Как оформить?

Условия назначения

Как работает система социальных гарантий в армии

Повышение зарплат и пенсий

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства. Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Указанная информация касается действующих и бывших военнослужащих из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании - агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц - возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.

В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.

К своему 30-летию Пенсионный фонд России - один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

Почему обсуждается повышение пенсионного возраста?

По состоянию на 1 января этого года в России пенсионерами было 31,7% населения (46,5 миллиона человек). Средний размер пенсии при этом оставляет желать лучшего — 14 414 рублей. Ежегодно он индексируется на 400-500 рублей, что красиво выглядит в бухгалтерских отчетах, но не меняет покупательской способности пенсии. Сегодня правительство России начинает реализовывать план, по которому пенсия должна достичь 40% от допенсионного дохода гражданина страны.

Если в 1970 году в России на каждого пенсионера приходилось в среднем 3,7 работающих гражданина, то в 2019 году этот показатель сократится до 2 трудоспособных. Благодаря увеличению качества медицины и социального обслуживания у четверти пенсионеров есть силы и возможность продолжить трудиться — в настоящее время продолжают зарабатывать деньги 12,3 миллиона достигших пенсионного возраста россиян. Отсюда и второй вариант развития событий — увеличение количества людей, платящих налоги, то есть повышение пенсионного возраста.

Это самый распространенный сценарий: его давно выбрали как соседи России по СНГ, так и западные страны, на чей опыт у нас принято ссылаться. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане. Женщины уходят на заслуженный отдых в 63 года в Армении. Повышается этот показатель в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в 2025—2027 годах пенсионный возраст вырастет до 65 лет, а в странах Старого света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы — до 67 лет. В Китае отдельным законом введена материальная ответственность детей за достойное содержание родителей.

Первые лица России до последнего оттягивали состоявшуюся практически во всем остальном мире реформу. Ее реализация начинается только сейчас, когда благодаря развитию социальной сферы в стране сформированы условия для повышения средней продолжительности жизни до 80 и более лет.

Как определяется возраст, когда уходить на пенсию?

Нигде в мире правила выхода на пенсию не являются константой и пересматриваются в связи с изменениями демографической ситуации. Действующий сегодня в России возраст выхода на пенсию был впервые установлен 90 лет назад. В 20-е годы прошлого века средняя продолжительность жизни в стране составляла всего 43 года. К 52 годам большинство мужчин получали инвалидность. Та же участь ждала женщин после 50 лет.

В 1928 году Народный комиссариат СССР утвердил, что трудящиеся на предприятиях текстильной промышленности мужчины должны уходить на заслуженный отдых в 60 лет, женщины — в 55 лет. Спустя всего год такая же привилегия была установлена для рабочих горной, металлургической промышленности, железнодорожного и водного транспорта. В начале 30-х годов прошлого века к ним присоединились рабочие из многих других отраслей.

Окончательно эта возрастная планка закрепилась среди рабочих и служащих в 1956 году после принятия первого общесоюзного закона о пенсиях. В 1964 году указанный пенсионный возраст был установлен также для членов колхозов.

Однако с тех пор средняя продолжительность жизни заметно выросла. Сегодня она составляет в России около 73 лет. Этому, в частности, способствовало кардинальное улучшение условий труда: работающих в промышленности сменили служащие и работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.

Когда россияне теперь будут выходить на пенсию?

Реформа стартует 1 января 2019 года. Она не коснется нынешних пенсионеров. Они продолжат получать ранее начисленные им выплаты и льготы.

Для всех остальных мужчин возраст выхода на пенсию увеличится до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Сохраняя для женщин более низкий показатель, федеральное правительство признает их особую роль в развитии общества и делает акцент на поддержке традиционных семейных ценностей.

Нововведения будут вводиться поэтапно — ежегодно пенсионный возраст будет увеличиваться на год. Для мужчин переходный период продлится до 2028 года. Для женщин — до 2034 года. К этому времени средняя продолжительность жизни в России, по прогнозам Росстата, увеличится до 81 года.

Как изменятся правила выхода на льготную пенсию?

Поэтапно увеличится пенсионный возраст для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. В настоящее время он составляет для мужчин 55 лет, для женщин — 50 лет. После реформы эти показатели составят 60 лет и 58 лет соответственно.

В правительстве РФ необходимость такого шага связывают с ростом продолжительности жизни северян. Например, с начала этого десятилетия она выросла в Чукотском автономном округе на 6,93 года, в Ненецком автономном округе — на 6,16 лет, в Ханты-Мансийском автономном округе — нa 3,2 года.

Пенсионный возраст для педагогических, медицинских и творческих работников увеличится на 8 лет. Но, учитывая общественную значимость этих профессий, за ними остается право досрочного ухода на заслуженный отдых.

С 1 января 2020 года будет ежегодно расти на год возраст выхода на пенсию для госслужащих. Плавно (до 68 лет для женщин и 70 лет для мужчин) увеличится пенсионный возраст для претендентов на социальную пенсию.

Кого не затронет реформа?

Насколько вырастут пенсии?

Очевидно, что так называемая пенсионная реформа в России – благодаря её авторам – не просто зашла в тупик. Она обанкротилась. И о самом ярком подтверждении данного тезиса стало известно сегодня – Минфин засекретил новый этап пенсионной реформы.

Что скрывают чиновники? Почему у важнейшего законопроекта появился гриф секретности? Какую неадекватность можно на этот раз ждать от тех, кого мы содержим на свои налоги? На мой взгляд, речь идёт о запуске постепенного отказа от государственных пенсий и переходу к самостоятельному формированию гражданином накоплений на старость.

Из законодательных проектировок Минфина на 2021 год, а документ размещён на его официальном портале, следует, что проект закона о новой добровольной накопительной пенсионной системе в России готовится под грифом "секретно".

Эта работа продлится до 15 декабря, когда ведомство Силуанова должно подготовить свои законодательные предложения. В тексте документа идея новой пенсионной реформы обозначена как возможность формирования российскими гражданами за счёт личных взносов своего пенсионного дохода. Особо отмечен тот факт, что Минфин имеет в виду негосударственное пенсионное обеспечение, правда, при стимулирующей роли государства.

Из всех законодательных инициатив это единственный законопроект, у которого гриф "секретно". Почему было принято подобное решение, Минфин не поясняет.

"Я не знаю, чего там, честно говоря, можно секретить, потому что это не имеет отношения к каким-то стратегическим делам страны. Да, это не оружие, это не какие-то планы противостояния врагу. Если только врагом не считать народ, который должен как бы принести деньги куда-то там каким-то управляющим, – отметил финансовый эксперт Дмитрий Голубовский. – Я так понимаю, что основная идея государства заключается в том, чтобы стимулировать население отдавать деньги управляющим компаниям, которые являются частью частной пенсионной системы, на самом деле крайне неэффективной. Сколько там пенсионных фондов этих негосударственных украло денег вкладчиков при полном попустительстве Центрального банка, я говорить не буду. Это отдельная история всего этого мошенничества. Кстати говоря, я сам попал на эту же историю, поэтому знаю всё это очень хорошо. Я тоже был из тех, кто накопительную часть пенсии формировал и написал в своё время заявление о переводе денег из государственного в частный пенсионный фонд. Что они там секретят, я не знаю. В любом случае никакого доверия дополнительного это не вызывает к этим инициативам, потому что доверие вызывала бы в данном случае открытость, обсуждение и, вообще говоря, понимание того, каким образом они сохранность этих денег собираются обеспечить в будущем. Потому что, когда это обязательство государства, ну, я понимаю, что государство мне что-то гарантирует. Плохое оно, хорошее, выполняет, не выполняет – ну ладно, это всё-таки государство. Когда мы имеем дело с накоплениями в частной пенсионной системе, которая себя до этого полностью уже дискредитировала, какие дополнительные меры вы предложите, чтобы не повторять старые истории? Ну кроме там каких-то надзоров, гарантий дополнительного надзора со стороны Центрального банка, я не знаю. Хотя в надзор Центрального банка я верю не особо, вот если честно, и вообще Центральному банку я верю не особо. В связи с этим посмотрим, конечно, что они придумают, но я советую людям скептически относиться к этим инициативам".

Да, это уже очевидный факт: все предыдущие инициативы Минфина и ЦБ по пенсионной реформе, мягко говоря, провалились. Ни одна из целей не достигнута. Более того, из-за так называемой заморозки "накопительной" части пенсии был подорван основополагающий принцип – доверие между государством и гражданами. После этой "аферы века", когда у нас фактически украли более 3 трлн рублей и продолжают это воровство по сей день, ни о каком доверии не может идти речи. Как можно доверять тем, кто действует по принципу вокзальных жуликов и аферистов? И самое печальное, что грифом "секретно", на мой взгляд, чиновники Минфина эту ущербную практику решили продолжить. Теперь речь пойдёт о манипуляциях с ценными бумагами и налоговыми льготами.

"Минфин предлагает гражданам получать дополнительный доход, две пенсии, за счёт личных инвестиций при стимулирующей политике государства. То есть государство должно давать, возможно, какие-то налоговые льготы при инвестиции граждан, например в ценные бумаги, если они пойдут потом на пенсионный доход. Но мне кажется, почему это разрабатывалось с грифом "секретно", – возможно, что концепция Минфина просто очень сырая и нет какой-то единой государственной политики на этот счёт, нет единого мнения госорганов. Поэтому Минфин, возможно, хочет пока засекретить эти бумаги с учётом того, что недавно доходы от операций с ценными бумагами были обложены дополнительными налогами, в том числе и инвестиции в государственные ценные бумаги тоже облагаются сейчас налогом – согласно последним нововведениям, которые вступают в силу с этого года. Поэтому, возможно, какого-то единого мнения в правительстве на этот счёт нет и Минфин хочет засекретить этот законопроект, пока не будет сформирована какая-то единая концепция в отношении этого законопроекта", – предположил экономист Сергей Суверов.

Сколько было в новейшей российской истории так называемой пенсионных реформ? Четыре, пять, шесть? Никто не может дать точный ответ, как нет ответа и по поводу пенсионных баллов, которые народ величает весьма крепким словом. Нет ответа и на вопрос, чего достиг Минфин совместно с Банком России за годы, прошедшие после повышения пенсионного возраста. Где их разработки? Почему простому человеку, если он "протирает штаны", работодатель указывает на дверь, а эти деятели продолжают сидеть в своих кабинетах и изображать бурную деятельность? Где их так называемый гарантированный пенсионный продукт (ГПП)? Где реальный, а не имитационный проект индивидуального инвестиционного счёта третьего типа (ИИС-3)? Где это всё? Возможно, это мое оценочное суждение, пауза возникла не случайно. Идёт подготовка к более кардинальным изменениям.

"Вот вы знаете, мне кажется, именно потому, что есть недоверие, сомнение как минимум в нашей пенсионной системе, разработку проекта закона пока что засекретили, потому что наверняка там будет очень много самых разных обсуждений, которые очень сильно отразятся на социальных прежде всего настроениях в обществе. Политики это понимают. Именно потому разработку закона засекретили, – отметил экономист Антон Шабанов. – А при этом важно, чтобы потом в дальнейшем не засекретили сам законопроект, когда он уже будет готов, и, разумеется, все этапы его принятия, чтобы это было действительно публичное обсуждение. Об этом пока что не говорится. Поэтому понять с социальной точки зрения то, что сейчас происходит, можно, конечно. Хотелось бы видеть какие-то обсуждения раньше, чтобы понимать, например, в глобальном смысле, к чему готовиться. Но если вот так вот решила наша власть, тут ничего не поделаешь. Опять же – главное, чтобы всё это осталось на стадии проекта засекречено, потом уже сам законопроект чтобы в обязательном порядке обсуждался публично. Сейчас это очень такая расплывчатая, размытая формулировка того проекта, который разрабатывают, потому что это может быть как просто такое софинансирование со стороны государства пенсий, которые человек себе копит сам, то есть без участия пенсионного фонда, так это и вообще могут быть такие первые зародыши, если можно так назвать, перехода от государственной пенсии на полностью частную, когда вообще будет полностью, предположим, как таковой отменён Пенсионный фонд – ну, предположим такой вариант развития событий. Поэтому непонятно, что именно там обсуждается. Наверное, поэтому в том числе и засекречен этот самый законопроект и его разработка. Непонятно, что там будет по итогу, но в любом случае, безусловно, законопроект будет важный, потому что касаться он будет всех нас, и если там будут действительно какие-то кардинальные реформы, а не просто какое-то латание дыр экономических, которое мы видели в последних итерациях, связанных с пенсиями, ну тогда это будет действительно какой-то серьёзный шаг вперёд".

Отказ от государственной пенсионной системы и переход на самостоятельное формирование гражданином своей "подушки безопасности" на старости лет – это, на мой взгляд, и есть цель, которую будет преследовать Минфин, разрабатывая новые свои законодательные инициативы. Да, государство будет гарантировать минимум, но это минимум физиологического выживания. Всё остальное человек сам должен себе сформировать. Это будет титаническое изменение сознания в России. Фактически речь идёт об отказе от модели социального государства. Станет ли данное утверждение реальностью, будет понятно, когда с законодательной инициативы Минфина будет снят гриф секретности.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: