Кому положены бесплатные путевки в санаторий пенсионеру

Обновлено: 27.03.2024

Обращаем ваше внимание, что на портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.

Труженики тыла, жертвы политических репрессий, жители блокадного Ленинграда, а также инвалиды Ι группы с детства могут получить путевку на оздоровительный отдых за счет городского бюджета. Воспользоваться услугой можно раз в год в порядке очереди.

Подача заявок на оздоровительный отдых осуществляется ежегодно до 15 ноября.


Полное наименование:

Выполнение отдельных функций по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки в виде организации оздоровительного отдыха отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Решение Администрации о постановке на учет (очередь) для предоставления путевки по форме (уведомление о постановке на учет) и выдача путевки на оздоровление гражданам, состоящим на учете.
  2. Решение об отказе в предоставлении путевки по форме (решение об отказе);.
  3. Информирование заявителя о принятом Администрацией решении осуществляется на бумажном носителе (уведомление о постановке на учет либо решение об отказе выдается лично заявителю Администрацией; выдача путевки заявителю осуществляется в Администрации);

Срок предоставления

  1. Общий срок предоставления услуги — не более 27 рабочих дней.
  2. Администрация рассматривает заявления, представленные документы и принимает решение о постановке на учет (очередь) для предоставления путевки либо решение об отказе в предоставлении путевки в течение 10 рабочих дней со дня их подачи. В случае, если Администрация запрашивает документы и сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении путевки в порядке межведомственного запроса, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении путевки Администрация принимает в течение 10 рабочих дней с даты поступления всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении путевки.
  3. Путевка выдается заявителю, и одновременно сопровождающему его лицу бесплатно с учетом очередности не чаще 1 раза в течение календарного года.
  4. О принятом решении Администрация информирует заявителя в письменном виде в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

  1. Граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Санкт‑Петербурге, и граждане без определенного места жительства из числа:
    • лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (лица, работавшие в тылу);
    • лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных;
    • лиц, пострадавших от политических репрессий.
  2. Граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Санкт‑Петербурге, являющиеся инвалидами с детства I группы.
  3. Граждане, проживавшие (родившиеся) в Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели услуги, указанные в п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Лицом, сопровождающим инвалидов I или II группы, может быть только гражданин РФ, имеющий место жительства в Санкт‑Петербурге, или являющийся лицом без определенного места жительства при условии его постановки на учет в установленном порядке.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Представление гражданином неполных и(или) недостоверных сведений, необходимых для предоставления путевки.
  2. Отсутствие у гражданина права на предоставление путевки.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист подразделения МФЦ:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Принимает заявление по форме или по форме и необходимые документы.
  3. Передает пакет документов заявителя в Администрацию.

Уполномоченное лицо, ответственное за прием комплекта документов, при обращении заявителей посредством структурного подразделения МФЦ:

II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о представлении документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги

III. Принятие решения Администрации о постановке на учет либо решения об отказе, информирование заявителя о результате предоставления государственной услуги, выдача заявителю уведомления о постановке на учет (очередь) для предоставления путевки, решения об отказе в предоставлении путевки, выдача Администрацией путевки на оздоровительный отдых гражданам, состоящим на учете

Уполномоченное лицо, ответственное за подготовку проекта решения:

  1. Формирует комплект документов с учетом информации, полученной в результате межведомственных запросов.
  2. Проводит проверку сведений, представленных в комплекте документов; в случае принятия решения о постановке на учет для предоставления путевки готовит проект уведомления по форме.
  3. В случае принятия решения об отказе в предоставлении путевки готовит проект решения в адрес заявителя об отказе в предоставлении путевки по форме.
  4. Передает комплект документов, а также проект уведомления о постановке на учет для предоставления путевки либо проект решения об отказе в предоставлении путевки уполномоченному лицу для подписания.

Уполномоченное лицо:

  1. Изучает представленные документы и подписывает их.
  2. В случае несогласия излагает замечания и возвращает указанные документы на доработку.

Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта уведомления о постановке на учет либо решения об отказе в предоставлении путевки:

  1. После подписания уполномоченным лицом указанных документов направляет копию уведомления о постановке на учет для предоставления путевки либо копию решения об отказе в предоставлении путевки заявителю.
  2. В случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления государственной услуги в МФЦ направляет указанные документы в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  3. Регистрирует заявление в журнале регистрации в базе данных ЭСРН.

Специалист МФЦ:

  • Не позднее 2 рабочих дней со дня получения от Администрации копию уведомления о постановке на учет для предоставления путевки либо копию решения об отказе в предоставлении путевки, сообщает заявителю о принятом решении по телефону (с записью даты и времени телефонного звонка), а также о возможности получения документов в Администрации.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

Администрация принимает заявление при отсутствии указанных документов, если соответствующие сведения имеются в ЭСРН и других информационных базах данных исполнительных органов государственной власти. Сведения в виде выписки из ЭСРН или справки о регистрации по месту жительства граждан (форма №9) приобщаются к заявлению.

Данное требование не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией. В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) ее должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе:

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Как получить компенсацию за санаторно-курортное лечение пенсионеру:

  • написать заявление на отказ от НСУ в установленный срок;
  • предоставить в ПФР или орган соцзащиты реквизиты для зачисления денег.

Менять решение разрешено не чаще чем раз в год.

Кому предоставят компенсацию за санаторно-курортное лечение и в каком размере

Большинство россиян, тем более старшего поколения, не знают, ни кому положена компенсация за санаторно-курортное лечение, ни у кого об этом спросить. Власти обещают к концу 2021 года открыть гражданам доступ к Единой государственной информационной системе социального обеспечения, где появится такая информация. Но в полной мере — с использованием портала госуслуг и специально выделенного телефонного номера — сведения из нее откроют только к 2022 году. Пока же есть один вариант — уточнить, положена ли компенсация пенсионерам за неиспользование санаторно-курортного лечения, на личном приеме в ПФР или органах социального обслуживания.

  • участникам или инвалидам войны, членам их семей (после смерти ветерана);
  • ветеранам боевых действий;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • инвалидам 1, 2 и 3 групп, в том числе не достигшим совершеннолетия;
  • ликвидаторам аварии на ЧАЭС и других атомных объектах;
  • героям СССР и РФ, героям труда, кавалерам ордена Славы (Трудовой Славы).

Законодательством установлено, кто из пенсионеров имеет право на бесплатную путевку в санаторий по ведомственной линии: судьи, работники ПФР, гражданские служащие г. Москвы. Но для них денежная выплата при отказе от путевки не предусмотрена.

Если вы или ваши знакомые относитесь к вышеперечисленным категориям, вам положена бесплатная путевка. Либо за счет государственных средств — компенсация пенсионерам за неиспользованные санаторно-курортные путевки, но только после обращения получателя набора услуг и льгот или его законного представителя. И хотя размер компенсации невелик, в 2021 году всего 144,37 рубля ежемесячно, это тоже деньги, от которых не стоит отказываться. Индексация выплаты запланирована на 01.02.2022, ориентировочно на 5,8% (точный размер правительство определит в январе).

На региональном уровне определены дополнительные категории граждан, которые вправе претендовать на бесплатные санаторно-курортные путевки. Помимо этого, существуют списки работников на уровне ведомств и организаций, которым они тоже положены.

Как отказаться от санаторно-курортного лечения и получать деньги

Законодательство определяет, за какие путевки можно вернуть компенсацию и заменить предоставляемый набор социальных услуг денежной выплатой. В набор социальных услуг входят:

  • обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием (только для детей-инвалидов);
  • санаторно-курортное лечение — при наличии медицинских показаний;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Если вы не хотите или не можете воспользоваться бесплатной путевкой, то вам положена компенсация за санаторно-курортное лечение и дополнительно компенсация за проезд. Существует строгий регламент, как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию:

Вы вправе отказаться от набора соцуслуг полностью или в некоторой части и требовать за неполученные услуги денежный эквивалент. Стоимость набора ежегодно пересматривают, с 01.02.2021 его ежемесячный размер составляет 1211,66 руб. Из них 144,37 руб. — компенсация за неиспользованную путевку, а 134,04 руб. предоставляют на проезд.

Обратите внимание, что отказ от санаторно-курортного лечения инвалидов через Госуслуги или при личном обращении в ПФР возможен только один раз в год. Менять решение в течение года не разрешается.

компенсация за санаторно-курортное лечение пенсионерам

Как компенсировать расходы на санаторно-курортную путевку, купленную самостоятельно

Если не положен отдых пенсионерам бесплатно раз в год, если они не относятся к льготным категориям и государство не готово им предоставить бесплатное санаторно-курортное лечение, некоторые покупают путевки самостоятельно. Но и в такой ситуации есть способ, как вернуть деньги за путевку в санаторий, — оформить налоговый вычет на лечение. Каждый работающий гражданин, в том числе пенсионного возраста, который платит подоходный налог (НДФЛ), за счет этого вычета сможет вернуть 15 600 рублей за год. И такие налоговые льготы разрешено получать ежегодно, обратившись по окончании года в ПФР либо оформив все через работодателя после возвращения с санаторно-курортного лечения.

Льгота предоставляется пенсионерам, имеющий среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, и прекратившим трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.

Предоставляется не чаще одного раза в календарном году при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.

Днем обращения за предоставлением меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками считается день приема от получателя (представителя) территориальным структурным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг документов.

Получателю (представителю) выдается расписка о приеме документов с указанием их перечня и даты получения. Решение о предоставлении меры социальной поддержки принимается руководителем территориального структурного подразделения Министерства в течение 10 рабочих дней со дня обращения.

Уведомление о предоставлении меры социальной поддержки направляется получателю территориальным структурным подразделением Министерства в письменной форме не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения.

Получателю предоставляется бесплатная путевка в санаторно-курортную организацию, расположенную на территории Российской Федерации продолжительностью не более 18 календарных дней. Путевка выдается не позднее чем за 18 дней до даты заезда.

В случае отказа получателя от санаторно-курортной путевки он обязан возвратить ее в территориальное структурное подразделение Министерства, выдавшее путевку, не позднее чем за 7 дней до даты заезда в санаторно-курортную организацию.

Обеспечение санаторными путевками производится неработающим гражданам, чей среднедушевой доход не превышает двухкратный прожиточный минимум.

Для предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками необходимы следующие документы (предоставляются в территориальное структурное подразделение Министерства или в МФЦ):

- заявление на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия и подлинник для сверки);
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в Московской области, выданный органом регистрационного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность) (запрашивается МФЦ);
- удостоверение о праве на льготы или иной документ, подтверждающий право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия и подлинник для сверки);
- трудовая книжка или иной документ, подтверждающий прекращение трудовой деятельности (копия и подлинник для сверки);
- справка для получения путевки по форме N 070/у (подлинник);
- документы, подтверждающие доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками (подлинник);
- копия финансового лицевого счета (подлинник) (если нет на руках, может быть запрошен МФЦ).

В случае отсутствия у получателя (представителя) копий их изготовление обеспечивается специалистом территориального структурного подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

По усмотрению получателя (представителя) заявление может быть подано в электронной форме с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

В России зафиксировано уже более двух миллионов случаев заражения коронавирусом. У каждого десятого COVID-19 протекает тяжело и чреват осложнениями. Как быстрее восстановиться и какие виды реабилитации доступны по полису ОМС, "РГ - Неделе" рассказал эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.

Лечение - это не только таблетки и уколы. Чтобы быстрее выздороветь, чтобы избежать частого для COVID-19 фиброза легких, нужны и дыхательная гимнастика, и физиотерапия. И многое из этого больные могут и должны получить, еще находясь на стационарном лечении. Методическими рекомендациями по профилактике и лечению коронавирусной инфекции Минздрава России определено, что в реабилитации нуждаются:

Фото: Владимир Аносов/РГ

- пациенты с COVID-19, перенесшие длительную ИВЛ (искусственная вентиляция легких - в течение 2-5 недель);

- в ряде случаев пациенты, которым проводилась ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенация);

- другие пациенты - исходя из клинических показаний, результатов инструментальных и лабораторных исследований.

"Однако необходимо учитывать, - отмечает Сергей Шкитин, - что к проведению реабилитации имеются и противопоказания. В любом случае конкретные мероприятия для каждого пациента определяет лечащий врач или врачебная комиссия".

Реабилитация больных, перенесших тяжелую форму течения коронавирусной инфекции, проводится в три этапа:

Этап 1: в стационаре во время госпитализации (в отделении интенсивной терапии и в терапевтическом отделении).

Этап включает в себя:

- нутритивную (питательную) поддержку - особое питание, витамины;

- респираторную реабилитацию - специальные дыхательные упражнения и при необходимости кислородная поддержка;

- раннюю пассивную мобилизацию - физиотерапевтические процедуры;

- циклические тренировки на прикроватном велотренажере;

на этом этапе пациенту показывают дыхательные и физические упражнения, объясняют важность реабилитации. Обучение можно проводить с использованием видео- и телемедицинских технологий.

Этап 2: в круглосуточном отделении медицинской реабилитации.

Этап включает в себя:

- ингаляцию с применением препаратов, облегчающих восстановление функции легких;

- дыхательные упражнения с удлиненным форсированным выдохом;

- мобилизацию грудной клетки и ребер - массаж, физиотерапия, а также специальные упражнения;

- упражнения, развивающие силу и выносливость ведущих мышечных групп, цель - вернуть физическую форму, которая была до заболевания. При сохранении слабости проводят специальную физиотерапию. Рекомендуется и психологическая коррекция, и психотерапия - специалист помогает избежать постстрессовых расстройств.

Этап 3: в отделении медицинской реабилитации дневного стационара или поликлиники (а также на дому).

Этап включает в себя:

- аэробные тренировки (кислородная поддержка в случае необходимости). Рекомендована ходьба на дорожке, велотренажер, прогулки на свежем воздухе;

- тренировки с отягощениями под наблюдением реабилитолога (а потом - самостоятельно), восстанавливающие мышцы.

Врач не только проводит занятия в дневном стационаре или дистанционно, но и мотивирует пациентов самостоятельно заниматься дома.

"Обычно длительность программ реабилитации составляет 6-12 недель. По решению лечащего врача через год пациенту рекомендуют пройти повторный курс, - пояснил Шкитин. - При проведении первых двух этапов с больными занимаются прямо в реанимации, а затем в терапевтических отделениях стационара. Третий этап в условиях продолжающейся эпидемии может проводиться на дому - решение об этом также принимает лечащий врач".

До конца декабря участие в клинических испытаниях вакцины "Спутник V" примут 2156 жителей Волгоградской области. Это медики, педагоги, соцработники, представители правоохранительных органов и других профессий из групп риска, которые согласились и ранее не болели коронавирусом. "РГ" узнала у первых добровольцев, как они перенесли прививки.

- Чувствую себя хорошо. Никаких явлений, которые заставили бы меня беспокоиться, не произошло. За мной ежедневно наблюдали медики, созванивались, уточняли самочувствие, - сказал акушер-гинеколог Волгоградского областного перинатального центра N 2 Роман Дронов.

Фото: РФПИ и Центр имени Гамалеи

Сами вакцинированные в течение пяти недель вели дневник. Окончательный иммунитет вырабатывается только после второй прививки, которую делают через 21 день.

"Вел обычный образ жизни: работал, занимался спортом. Ежедневно измерял температуру, давление, пульс, дыхание - все эти показатели отмечал в специальном дневнике на портале госуслуг. Жалоб на здоровье у меня нет", - отметил завкафедрой гистологии медуниверситета Валерий Загребин.

Анна Лапшина по образованию невролог, но в апреле пошла работать в инфекционное отделение. Она курирует больных с внебольничной пневмонией. "Была в отпуске, когда предложили вакцинацию. Я согласилась. Контактирую каждый день с пациентами с коронавирусной инфекцией. Перенесла хорошо, - поделилась Анна Александровна. - У меня пожилые родители. Поэтому было важно не принести инфекцию к ним".

Сорок мгновений из жизни "красной зоны", где ни на секунду не прекращается борьба за жизнь. Их можно увидеть на выставке, организованной в год 30-летия "Российской газеты" в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д. Федорова. Это первая публичная выставка художественных работ Руслана Меллина, врача-хирурга Кузбасской клинической больницы имени С. Беляева, который лечит зараженных коронавирусом.

"Моя "больная" реальность" - так назвал он свои рисунки черной тушью на белых листах. У Руслана за плечами две вахты в приемном отделении инфекционного госпиталя на базе перинатального центра. Особенно трудно пришлось во время дежурств в реанимации. "Смерть, можно сказать, не выходила из стен отделения", - говорит Руслан. Вместе с другими врачами он боролся за каждого пациента. Подставляя коллегам плечо, поддерживая и их, и больных словом и взглядом. Несмотря ни на что сохраняя спокойствие, уверенность и сияющую под маской улыбку.

- Мне моральная поддержка была очень нужна, спасибо за нее Руслану. Я видела его рисунки в "Инстаграме", но там, на вахте, даже не знала, что работаю рядом с автором, - сказала после торжественного открытия выставки акушер-гинеколог перинатального центра Ирина Климчук.

Мир в "красной зоне" разделен надвое: те, кого спасают, и те, кто спасает. Выжить по обеим сторонам "больной реальности" суждено не всем. Так что серия рисунков доктора - еще и память об ушедших.

Читайте также: