Когда пересчитают пенсии госслужащим в украине

Обновлено: 18.04.2024

Далее без эмоций. Только официальная информация. А выводы сделайте сами.

Статьей 46 Конституции Украины закреплено право граждан Украины на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери дееспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантирует общеобязательное государственное социальное страхование за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

По смыслу статьи 22 Конституции Украины, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. Конституционные права и свободы гарантируются и их нельзя отменить.

По смыслу статьи 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены.

Эти нормы, согласно статье 8 Основного закона, имеют высшую юридическую силу и являются нормами прямого действия.

Также Европейский суд по правам человека достаточно четко выразил правовую позицию, согласно которой "принцип юридической определенности означает, что заинтересованные лица должны иметь возможность полагаться на обязательства, взятые государством, даже если такие обязательства содержатся в законодательном акте, который вообще не имеет автоматического прямого действия. Данное действие указанного принципа связано с другим принципом – ответственности государства. В то же время, если государство или орган публичной власти одобрили определенную концепцию, это государство или орган сочтут такими, которые действуют противоправно, если отступят от такой политики или поведения, в частности, относительно физических лиц. "

Сохранение гарантий на назначение пенсии, предусмотренной законом Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII "О государственной службе" является обязанностью государства, закрепленной в Основном законе.

Однако вследствие принятия в течение 2014–2017 годов ряда законов относительно пенсионного обеспечения на сегодняшний день гарантированные государством права государственных служащих-пенсионеров и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы, грубо и откровенно нарушаются, а именно:

Пенсии государственных служащих (спецпенсии) отменены. Как было отмечено в выводах Главного научно-экспертного управления аппарата ВР Украины проекта закона "О государственной службе", "следует обратить внимание, что сегодня для государственных служащих возможность получать пенсии в повышенном размере является, по сути, единственным стимулом их пребывания на должностях государственной службы, будущей компенсацией за повышенные нервно-эмоциональные нагрузки при работе с людьми. К сожалению, престижность государственной службы в нашей стране почти утрачена. И "простая" отмена специальных пенсий для государственных служащих без предоставления им соответствующих компенсаторов может привести к углублению кризиса государственного управления и нарушения прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с достаточно низкими заработками

Главное управление отмечает, что "отмена права на установление пенсий по специальным законам может иметь место лишь одновременно с другими изменениями законодательства, которые обеспечат престижность работы в сфере государственного управления и компенсируют отмену специальных пенсий".

Однако, несмотря на выводы Главного управления, профильного комитета ВР Украины, других компетентных органов, которые были проигнорированы, в действующем законодательстве произошли другие изменения, которые еще больше ухудшили социальное положение пенсионеров-госслужащих и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы.

Учитывая указанное, при отмене специальных пенсий объективно встает вопрос о признании дискриминационными соответствующих ограничительных норм и нарушении прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с невысокими заработками.

Государственным служащим, находящимся на пенсии, отменен перерасчет пенсии в связи со вступлением в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе" отменено статью 37-1 №3723-XII "О государственной службе". Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 № 1013 "Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты" отменен п. 4 постановления Кабинета Министров Украины от 31.05.2000 №865 "О некоторых вопросах определения размера заработка для исчисления пенсии", которым определяли механизм перерасчета пенсии, назначенной по закону №3723-XII.

Законные требования граждан о перерасчете пенсии игнорируются Пенсионным фондом и его органами, справки на перерасчет пенсии Государственной фискальной службой не выдаются.

Однако необходимо отметить, что требования о проведении перерасчета пенсии лицами, которым пенсия была назначена до принятия закона №889-VIII вполне законные, ведь правоотношения по пенсионному обеспечению с государством возникли до принятия нового закона "О государственной службе", на который ссылается Пенсионный фонд как на основание отказа в перерасчете пенсии (норму закона по отмене пенсии государственного служащего можно применять к работникам, вышедшим на пенсию после вступления в силу этого закона).

Относительно перерасчета пенсии государственным служащим необходимо отметить следующее. Комментируя пенсионную реформу, министр социальной политики А. Рева отметил, что госслужащие получают высокие пенсии, которые неоднократно пересчитывали, а следовательно, их пересчитывать не будут". Это не соответствует действительности и свидетельствует о том, что министр либо не владеет информацией, либо сознательно вводит общество в заблуждение. По данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсии сотрудника таможенного органа составляет 3400 грн. Одновременно Министерство социальной политики подтверждает, что пенсии до принятия постановления Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 №1013, в частности, в 2014–2015 годах, решения о повышении заработной платы государственным служащим (а соответственно перерасчете пенсий) не принимались. Последний перерасчет пенсий бывшим работникам таможенных органов провели в связи с повышением должностных окладов в 2006 году (11 лет назад), начиная с 2012 года Министерство доходов и сборов, а потом – ГФС Украины по большей части отказывали в выдаче справок на перерасчет пенсии, мотивируя проведенной реорганизацией и ликвидацией структур (должностей), на которых работали бывшие госслужащие. Все это происходило на основании писем и разъяснений Минсоцполитики и Пенсионного фонда.

Также пенсий государственных служащих не индексируются. Все это является прямым нарушением закона Украины от 3 июля 1991 года №1282-XII "Об индексации денежных доходов населения", статьей 2 которого установлено, что пенсии (без исключений в понимании закона) являются объектом индексации денежных доходов, статьей 6 установлены государственные гарантии повышения денежных доходов населения в связи с ростом цен.

Следовательно, определенную категорию граждан Украины лишили ее законных, гарантированных государством прав.

Государственным служащим, которые работают на должностях государственной службы в государственных органах, прекратили выплаты пенсий, назначенных в соответствии с законами Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" и "О государственной службе".

Возвращаясь к статьям 22 и 64 Конституции Украины, учитывая общее правило действия норм права во времени, такая норма закона является неконституционной и противоречащей обязанности государства в сохранении социальных гарантий граждан.

Законодатель отметил, что после увольнения с работы (этих должностных лиц) выплату пенсии восстанавливают. Интересным является то, что, приостановив выплату пенсии, законодатель не приостановил ее начисления. Следовательно, остается законодательно неурегулированным вопрос возврата средств, незаконно "временно удержанных" государством.

Профильный комитет ВР Украины, другие эксперты неоднократно отмечали необходимость решения вопроса относительно соответствующих компенсационных мероприятий лицам, которые уплачивали страховые взносы в повышенных размерах в прошлом.

С 1 мая 2016 года восстановлена норма о назначении пенсий госслужащих для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа государственной службы на момент вступления в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".

Сохраняя, в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе", право на назначение пенсии государственного служащего согласно статье 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих", руководствуясь статьями 22 и 58 Конституции Украины, законодатель исходил из необходимости:

- устранения правовой коллизии, возникшей в связи с принятием нормы относительно отмены специальных пенсий с 1 июня 2015 года;

- соблюдения основополагающих страховых принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования и соблюдения государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав (статья 7 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") для тех категорий граждан, которые в течение многих лет платили повышенные размеры отчислений в фонды социального страхования, в частности определенные гарантии получения причитающихся пенсионных выплат, которые для них определил работодатель (государство) в начале трудовой деятельности. В то же время предоставить такое право предлагают только тем из них, кто на дату отмены норм специального пенсионного обеспечения уже отработал необходимый специальный стаж и оплатил необходимые страховые взносы.

То есть в случае реализации права на назначение пенсии отдельным категориям государственных служащих, определенных пунктами 10 и 12 раздела XI Закона от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", должны применять нормы статьи 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" в действующей редакции. Казалось бы – все замечательно!

Статья 37 указанного закона, которая не утратила силу в связи с принятием закона Украины от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", в действующей редакции указывает, что период работы должностных лиц в органах государственной налоговой и таможенной служб на должностях, на которых в соответствии с законом присваивали специальные и/или персональные звания, засчитывают в стаж государственной службы, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.

Согласно статье 569 Таможенного кодекса Украины должностные лица органов доходов и сборов являются государственными служащими.

В соответствии со статьей 588 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 №4495-VI период работы (службы) указанных лиц (в том числе тех, которым присвоены специальные звания) в органах доходов и сборов засчитывают в стаж государственной службы и в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, дающий право на назначение пенсии согласно закону Украины "О государственной службе" независимо от места работы на время достижения возраста, предусмотренного указанным законом.

Согласно разъяснениям Нацгосслужбы Украины от 26.07.2016 №14-р/с "По вопросам зачисления в стаж государственной службы периодов работы (службы) до 01 мая 2016 года":

"Стаж государственной службы исчисляется в соответствии со статьей 46 закона Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII "О государственной службе" и Порядке исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года №229.

В то же время пунктом 8 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона предусмотрено, что в стаж государственной службы периоды работы (службы) до вступления в силу этого закона зачисляют в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Стаж государственной службы до вступления в силу закона исчисляли в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 мая 1994 года №283 и приложением к нему.

Следовательно, стаж государственной службы за периоды работы до 01 мая 2016 года исчисляют в соответствии с законодательством, которое действовало раньше, и на тех условиях и в порядке, которые были им предусмотрены" .

Но нет, у Министерства социальной политики вместе с Пенсионным фондом другое мнение: таможенники не являются государственными служащими в смысле статьи 25 закона "О государственной службе", а следовательно, не имеют права на назначение пенсии государственного служащего в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".

Иначе чем нарушением конституционных прав граждан и равенства их перед законом и нарушением принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования назвать это невозможно.

Анализируя действующее законодательство, кажется, что таможенники имеют установленные законом права, в частности, достойную заработную плату, социальные гарантии, пенсионное обеспечение и даже обеспечение форменной одеждой.

В реалиях это выглядит совсем иначе: средняя зарплата таможенника (который работает "на земле") далеко не 14 тыс., как рассказывают руководители ГФС; предусмотренных законом "О государственной службе" надбавок таможенникам не установили и не выплачивают; об обещанных выплатах командировочных, предусмотренных постановлением КМУ №371, можно забыть; форменную одежду выдавали в последний раз в 2009 году; последние 10 лет пенсии не пересчитывали, поскольку оклады не повышались, а когда повысились – перерасчет отменили; в общем, таможенники перестали быть государственными служащими и не имеют права на гарантированное всем государственным служащим пенсионное обеспечение; предусмотренные Таможенным кодексом социальные гарантии не обеспечиваются.

Лично у меня возникают вопросы. Нужна ли в нашей стране Таможенная служба? Чего стоят государственные социальные гарантии работникам, которые стояли и стоят на защите экономических интересов государства? И что ждет тех, кто получает пенсию – нищенская старость, когда благодаря инфляции пенсия, которую не индексируют и не персчитывают, превратится в минимальную социальную помощь?

P.S.: только что получили информацию от коллеги, достигшего пенсионного возраста, имеет 25 лет стажа государственной службы, специальное звание "Советник налоговой и таможенной службы I ранга", обратился в Пенсионный фонд с просьбой рассчитать размер пенсии по новой "реформе". Рассчитали – 2770 грн.

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.


Условия выплаты пенсии госслужащим

Напомним, что к госслужащим относятся лица, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства, и получают заработную плату за счет государственных средств.

На получение пенсии госслужащего имеют право мужчины, достигшие 62 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими:

  • 60 лет - родившиеся до 31 декабря 1952;
  • 60 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953;
  • 61 год - родившиеся с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
  • 61 год 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955.

Для женщин-госслужащих установлен пенсионный возраст 60 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения такого возраста:

  • 55 лет - родившиеся до 30 сентября 1956 включительно;
  • 55 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
  • 56 лет - родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
  • 56 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958;
  • 57 лет - родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;
  • 58 лет - родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;
  • 58 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;
  • 59 лет - родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;
  • 60 лет - родившиеся с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

2. Общий страховой стаж должен составлять не менее 35 лет у мужчин и 30 лет — у женщин.

3. Стаж государственной службы должен быть не менее 10 лет для тех, кто на момент достижения пенсионного возраста занимал должность госслужащего, или не менее 20 лет - на должностях, отнесенных к категории должностей госслужащих независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста. Порядок исчисления стажа государственной службы утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 г. № 283.

Обратите внимание: в стаж госслужащего входят и некоторые периоды, когда он фактически не работал: период ухода за ребенком до достижения 3 лет, а по медицинским показаниям — и до 6 лет; время, когда госслужащий проходил повышение квалификации; время военной службы и т.д.

Размер пенсии

Пенсия госслужащим назначается в размере 80% их заработной платы, из которой был уплачен ЕСВ (до 1.01.2011 г. - страховой взнос в Пенсионный фонд), а тем, кто на момент выхода на пенсию не является госслужащим, — в размере 80% заработной платы работающего госслужащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы пенсионера.

Относительно порядка определения размеров заработных плат госслужащих для назначения пенсий следует также обратится к Постановлению КМУ от 31 мая 2000 г. № 865. В частности, Постановлением № 865 предусмотрено, что должностной оклад, надбавка за ранг или квалификационный класс, классный чин, специальные звания, выслугу лет во время назначения пенсии учитываются в размерах, установленных на день назначения пенсии. В то время как другие выплаты (надбавки, доплаты, премии) учитываются по выбору госслужащего: либо за последние 24 календарных месяца перед обращением за пенсией, либо за любые 60 календарных месяцев подряд независимо от перерывов в работе. Для назначения пенсии вычисляется среднемесячная сумма этих выплат.

Форма справок о заработной плате государственного служащего, которые подаются при назначении или перерасчете пенсии утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 30.10.2008 г. № 19-11.

Максимальный размер пенсии ( с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат, кроме доплат и надбавок некоторым категориям лиц за особые заслуги перед Отечеством) не может превышать десяти прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность ( 8440 грн. в 3 квартале 2012 года).

В случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим пересчитывается и пенсия госслужащим -пенсионерам. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на перерасчет пенсии.

Пенсия по инвалидности и потере кормильца государственным служащим

Размер пенсии по инвалидности и по возрасту для госслужащих одинаков — те же 80% заработка. Пенсия по инвалидности назначается госслужащим-инвалидам 1 или 2 группы при условии прекращения государственной службы и наличии стажа госслужащего не менее 10 лет.

Если такой пенсионер возвращается на госслужбу, выплата пенсии по инвалидности прекращается до момента его увольнения или достижения предельного возраста пребывания на государственной службе.

Что касается пенсии по потере кормильца, то в случае смерти лица в период пребывания на государственной службе при наличии у умершего кормильца стажа государственной службы не менее 10 лет нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его иждивении (при этом детям - независимо от того, находились ли они на иждивении умершего кормильца), назначается пенсия в связи с потерей кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи в размере 70% суммы заработной платы умершего. Размер пенсии по потере кормильца на двух и более членов семьи составляет 90%.

Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего, получавшего или имевшего право на пенсию государственного служащего.

Полтора года назад существенно обновили пенсионное законодательство, заодно подняв пенсионный возраст. В то же время срок пребывания на госслужбе увеличили до 65 лет. Поэтому начали возникать вопросы относительно пенсионного обеспечения лиц, которым продлили срок пребывания на госслужбе. Не меньше интересует госслужащих и должностных лиц местного самоуправления и размер максимальной пенсии

Распространяется ли ограничение максимального размера на пенсии госслужащих, назначенные до 01.10.2011 г.?

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и прочих доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность (ст. 37 Закона о госслужбе).

Заметим!

Ограничение пенсии максимальным размером, установленным Законом о пенсионном реформировании, не распространяется на пенсионеров, которым пенсия назначена до вступления в силу, то есть до 01.10.2011 г.

Однако пенсионерам, которым пенсия назначена до 01.10.2011 г. и у которых размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и прочих доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) превышает максимальный размер пенсии, выплата пенсии (с учетом вышеперечисленных надбавок, повышений, пособия и др.) осуществляется без индексации. То есть без применения ч.ч. 2 и 3 ст. 42 Закона о пенсионном страховании и проведения прочих перерасчетов, предусмотренных законодательством, к тому времени, когда размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и прочих доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) будет равна максимальному размеру пенсии, установленному настоящим Законом.

Подытожим

Если лицу пенсия госслужащего назначена до 1 октября 2011 года, ее размер не ограничивается, но он не будет пересчитываться до тех пор, пока не будет соответствовать максимальному размеру пенсии.

Поскольку размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, с 1 января 2013 года составляет 894 грн и, соответственно, максимальный размер пенсии равен 8940 грн. Проиллюстрируем все на примере.

Пример 1

В сентябре 2011 года лицо получало, например, пенсию госслужащего в размере 11254 грн.

Допустим, в состав пенсии входят надбавки и повышения, размер которых зависит от размера прожиточного минимума и, как следствие, указанные надбавки и повышения должны были бы пересчитывать при изменении прожиточного минимума. Однако данные перерасчеты не будут осуществлять, пока максимальный размер пенсии не превысит 11254 грн.

Должностному лицу местного самоуправления исполнилось 55 лет в июле 2011 года, но ему продлили срок пребывания на службе в органах местного самоуправления на полтора года. Может ли он продолжать работать на своей должности дальше и вправе ли уйти на пенсию в январе 2013 года?

С 30 декабря 2011 года Законом № 4161 внесены изменения в Закон о госслужбе и Закон № 2493 относительно предельного возраста пребывания на государственной службе и на службе в органах местного самоуправления до 65-ти лет.

Заметим!

Сначала с 1 октября 2011 года Законом о пенсионном реформировании были внесены изменения в вышеуказанные законы, которыми было предусмотрено, что предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 62 года — для мужчин и 60 лет — для женщин. Поэтому повышения предельного возраста до 65 лет не касаются возраста, в котором должностные лица органов местного самоуправления имеют право на назначение пенсии по Закону № 2493.

То есть указанные лица могут выйти на пенсию в возрасте, определенном ст. 37 Закона о госслужбе.

Пример 2

Должностному лицу органов местного самоуправления (женщине) в июле 2011 года исполнилось 55 лет и ей назначена пенсия согласно ст. 21 Закона № 2493. Одновременно ей продлили срок пребывания на службе на полтора года.

Так, при назначении пенсии должностному лицу местного самоуправления были соблюдены все надлежащие условия, а именно: пребывание на время достижения пенсионного возраста на соответствующей должности в органе местного самоуправления, наличие стажа службы в органах местного самоуправления или государственной службы не менее 10 лет и соответствующего страхового стажа. По заявлению женщины в июле 2011 года ей была назначена пенсия согласно нормам ст. 21 Закона № 2493. При этом указанное лицо имеет право продолжать работать в органах местного самоуправления до достижения 65-летнего возраста (несмотря но то, что срок пребывания на службе ей продлили лишь на полтора года).

Отметим!

Должностным лицам органов местного самоуправления пенсии назначают на условиях, предусмотренных Законом о госслужбе.

Заметим!

С 01.10.2011 г. согласно ст. 37 Закона о госслужбе пенсия, назначенная в соответствии с данной статьей, в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о госслужбе, Законом о статусе народного депутата, Законом о прокуратуре, Законом о научной деятельности, выплачивается в размере, исчисленном согласно Закону о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном согласно соответствующим профильным законам.

То есть если такое лицо пожелает продолжать службу в органе местного самоуправления, пенсия до его увольнения с должности в органе местного самоуправления будет выплачиваться ему на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании, а после увольнения — согласно нормам Закона о госслужбе.

Таким образом, законодатель, внеся изменения в Закон о госслужбе и Закон № 2493 относительно предельного возраста пребывания на государственной службе, предоставил возможность, в частности, должностным лицам местного самоуправления продолжать работать как в органах местного самоуправления, так и на госслужбе до достижения 65-летнего возраста. При этом они могут получать пенсии до увольнения с таких должностей, исчисленные на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании. Данная норма действует с 01.10.2011 г. А вот лицам, которым назначены пенсии госслужащих до такой даты и которые продолжают работать (без перерыва в работе на госслужбе), могут работать и получать пенсию госслужащего.

заместитель директора Департамента —
начальник отдела специальных пенсий
Пенсионного фонда Украины

Оставить отзыв к материалу


Госслужащие в Украине

Госслужащим называют работника Государственной службы, занимающегося определенными задачами управления. Обеспечения его деятельности устанавливается законодательством и осуществляется за счет бюджетных средств местного и областного характера. Финансовое обеспечение и деятельность госслужб регулируется нормами действующего законодательства.

Перечень лиц, которых относят к государственным служащим, обусловлен в законадавчих актах относительно несения государственной службы в Украине. Службы, относящиеся к государственным:

1. Гражданская государственная. Сотрудники обеспечивают выполнение полномочий государственных органов. Государственные должности устанавливает Конституция РФ.

2. Правоохранительные органы. Представляет собой особый вид профессиональной деятельности граждан, обеспечивающий защиту и оборону государства.

3. Другие (Другие) виды. Статус госслужащего предоставляется различным категориям работников местных и областных органов власти.

Сведения о профессиях и должностях госслужбы изложены в действующих законодательных актах. В упрощенном виде список будет выглядеть так:

Схожi новини:

  • правительство и министерства в его подчинении;
  • работники прокуратуры;
  • сотрудники правоохранительных и других военизированных органов;
  • военнослужащие.

Наличие в названии органа различных комбинаций слов, свидетельствует, что его работники являются государственными служащими. К ним не относят чиновников из областных и муниципальных органов власти, работников госпредприятий и бюджетных организаций, судей.

Между госслужащим и работником бюджетного учреждения есть ряд отличий:

• статус государственного служащего регулируется особым правом, бюджетники заключают трудовой договор;


• повышение зарплаты госслужащих, ее размер и содержание государственного служащего фиксируют ведомственные или государственные нормы, любые изменения носят регламентированный характер, а размер зарплаты бюджетникам находится в прямой зависимости от финансирования, решения руководства;

* род деятельности госслужащего предусматривает дополнительные обязательства, поэтому предусмотрены дополнительные социальные гарантии;

• для бюджетника предусмотрена страховая пенсия госслужащему назначают пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет.

Статус тех, кто замещающее выборные должности неоднозначный — в одном случае их относят к государственным служащим, в других таковыми не признают.


О повышении зарплат госслужащих

Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году. Именно в то время оклад по должности вырос на 3%. На последнем заседании ВР был рассмотрен размер зарплаты госслужащих в 2022 году в Украине, индексация и другие вопросы относительно этой категории граждан.

Зарплат чиновников высшего уровня это не касается – индексацию устанавливают ВР и соответствующие контролирующие органы. Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими расходами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года.

На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит большое количество денег. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих. Первое полугодие 2021 года показало, что восстановление экономики идет быстрее, чем предполагалось — профицит бюджета составил 1 триллион рублей. Такая ситуация делает возможным повысить зарплату госслужащим уже в 2022 году. Для этого должно быть принято соответствующее постановление ВР. В октябре состоится заседание ВР по принятию бюджета на 2023 год и станет ясно, будет ли проведена индексация окладов государственных чиновников. Уже известно, что в 2022 году на 4% проиндексируют денежное довольствие военнослужащих. Пройдет и индексация военных пенсий. При этом не исключено сокращение госслужащих в 2022 году в Украине. На службе должны остаться высококвалифицированные кадры. Предупредить сокращение штата поможет подтверждение уровня квалификации.

Читайте также: