Кленов обратился в орган пенсионного обеспечения с вопросами в каком возрасте

Обновлено: 18.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2020 г. кассационную жалобу Летюшовой Надежды Ивановны на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г.

по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода по иску Летюшовой Надежды Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о признании незаконным решения, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Летюшова Надежда Ивановна 29 ноября 2018 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (далее также - УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе учесть при расчёте страховой пенсии по стрости заработную плату за период работы, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

В обоснование исковых требований Летюшова Н.И. ссылалась на то, что в связи с достижением пенсионного возраста 10 сентября 2018 г. она обратилась в УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив для назначения пенсии необходимые документы, подтверждающие стаж трудовой деятельности.

По приведённым основаниям с учётом уточнённых исковых требований Летюшова Н.И. просила суд признать незаконным решение УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода об отказе в учёте для расчёта страховой части страховой пенсии заработной платы за период с января 1991 г. по октябрь 1994 г., отражённой в архивной справке о заработной плате от 28 сентября 2017 г., обязать ответчика учесть при расчёте страховой пенсии заработную плату за период работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. и произвести с 5 октября 2018 г. (с момента назначения страховой пенсии) перерасчёт страховой пенсии за полные 5 лет её работы по наиболее выгодному варианту, взыскать с УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода государственную пошлину - 300 руб.

Представитель ответчика УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в суде исковые требования не признал.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Летюшовой Н.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Летюшовой Н.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 марта 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё представителя УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Летюшова Н.И., ____ года рождения, с 18 марта 2011 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При исчислении размера страховой пенсии пенсионным органом приняты к расчёту данные о заработной плате Летюшовой Н.И., содержащиеся в архивной справке от 28 августа 2017 г., за период её работы с июня 1986 г. по декабрь 1990 г.

Кроме того, суд в обоснование вывода об отказе в удовлетворении иска высказал суждение о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, поскольку спорный период составляет 46 месяцев работы, а не 60 месяцев.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учётом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определён статьёй 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведённых нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и даёт оценку правильности их оформления; даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в её назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

При рассмотрении исковых требований Летюшовой Н.И. приведённые нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учётом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учётом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований Летюшовой Н.И., возражений ответчика относительно иска и приведённых выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Летюшовой Н.И. как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимо ей предоставить с целью исчисления размера страховой пенсии по старости из заработка за выбранный ею период трудовой деятельности; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.

Суд в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что при принятии решения о назначении Летюшовой Н.И. страховой пенсии по старости УПФР в Нижегородском районе Нижегородской области в добровольном порядке включил в страховой стаж истца период её работы с 1 января 1991 г. по 6 октября 1994 г.

В нарушение приведённых выше норм процессуального права суд не отразил в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства приняты им в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства (представленные Летюшовой Н.И. справки о заработной плате в спорный периоды работы, выданные Государственным архивом Нижегородской области) отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суждение суда в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, также является неправомерным, поскольку действующим нормативным правовым регулированием спорных отношений предусмотрено право выбора гражданином наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера страховой пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок.

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Летюшовой Н.И. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 3796 и частей 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 ГПК РФ, определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода отменить.

Пенсионный фонд Российской Федерации рассмотрел письмо и направляет информацию по применению норм Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в части предоставления сведений о гражданах предпенсионного возраста и ответы на вопросы, связанные с отнесением граждан к категории граждан предпенсионного возраста (прилагаются).

Заместитель Председателя Правления

1. Информация по применению норм Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в части предоставления сведений о гражданах предпенсионного возраста.

Далее - Закон N 350-ФЗ.

С 1 января 2019 года в связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации на ПФР возложена новая обязанность по представлению сведений о гражданах предпенсионного возраста.

Понятие "предпенсионный возраст" введено Законом N 350-ФЗ. Однако федеральные законы, направленные на реализацию Закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" к категории работников предпенсионного возраста относит работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста.

Положениями Закона N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрены гарантии для граждан предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Далее - Закон N 1032-1.

Главным критерием при реализации льгот и гарантий "предпенсионерам" является возраст.

Для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к которым относятся в том числе педагогические работники), для получения статуса предпенсионера необходимо наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, т.е. не менее 25 лет стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно положениям части 12 статьи 10 Закона N 350-ФЗ граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.

С 1 января 2019 года сведения об отнесении граждан к категории граждан предпенсионного возраста выдаются органами системы ПФР в режиме онлайн заинтересованному лицу любым удобным для него способом, в том числе через Личный кабинет на сайте ПФР посредством сервиса "Справка об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста".

Статус предпенсионера определяется по данным, имеющимся в распоряжении ПФР по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.

В случае отсутствия в распоряжении ПФР сведений гражданин будет информироваться об указанном факте, а также о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и возможности дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счета гражданина в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Таким образом, любое обращение в территориальный орган ПФР предпенсионера, не имеющего требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, рассматривается как основание для проведения заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о его пенсионных правах, необходимых для своевременного назначения пенсий.

2. По существу поставленных вопросов сообщаем следующее:

2.1 Порядком оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, утвержденным постановлением Правления ПФР от 29 октября 2018 г. N 464п "Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста" предусмотрено, что граждане предпенсионного возраста могут бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста без каких-либо ограничений.

Таким образом, указанный Порядок распространяется в том числе и на лиц, выработавших требуемый стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости педагогическим работникам.

2.2. Согласно пункту 2 Порядка граждане могут обращаться за сведениями об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста в любое время без ограничения каким-либо сроком путем подачи запроса непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в случае если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного запроса предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением), по почте, а также путем направления запроса в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг", "Личный кабинет застрахованного лица" на официальном сайте ПФР.

Далее - многофункциональный центр.

Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, утвержденного постановлением Правления ПФР от 4 апреля 2019 г. N 206п (направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации).

Далее - Административный регламент.

Форма запроса гражданина о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста предусмотрена приложением 2 к Административному регламенту.

2.3 Пунктом 18 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия), а также неподтверждение полномочий представителя гражданина.

Других оснований для отказа в приеме и регистрации запроса не имеется.

2.4. Перечень сведений, содержащихся в электронном документе об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, предусмотрен пунктом 6 Порядка.

Аналогичные сведения содержит форма сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, предусмотренная приложением 1 к Административному регламенту.

2.5. В соответствии с пунктом 6 Порядка и 52 Административного регламента в случае отсутствия в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений гражданин информируется об отсутствии в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счета гражданина в соответствии со статьями 12, 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Информация о ходе предоставления государственной услуги направляется гражданину территориальным органом ПФР в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения выполнения соответствующей административной процедуры, на адрес электронной почты или с использованием средств Единого портала и сайта ПФР по выбору гражданина.

Результаты предоставления государственной услуги выдаются гражданину любым удобным для него способом: на бумажном носителе лично, по почте, через многофункциональный центр, либо могут быть направлены по его желанию в электронной форме.

2.6. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, выданные при обращении граждан в территориальный орган ПФР на бумажном носителе, могут быть заверены подписью руководителя клиентской службы и печатью "Для документов".

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что электронный документ, содержащий сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, предоставляется гражданам, обратившимся с запросом в том числе в многофункциональный центр.

2.7. По вопросу внесения изменений в сведения, предусмотренные приложением 1 Административного регламента отмечаем, что указанные сведения соответствуют положениям федеральных законов, направленных на реализацию Закона N 350-ФЗ и не содержат ограничений в части представления их какой либо категории граждан. Они могут быть выданы любому гражданину независимо от его статуса.

2.8. О дополнении раздела "Сведения необходимы для представления в (нужное отметить)" позицией "орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания", сообщаем следующее.

Анализ информации о мерах социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемых органами власти субъектов Российской Федерации лицам предпенсионного возраста, показал, что в регионах сложился различный подход к определению лиц предпенсионного возраста.

Согласно информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации по данному вопросу в 59 субъекте Российской Федерации льготы и (или) меры социальной поддержки планируется предоставлять лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, без дополнительных условий.

Таким образом, ПФР и его территориальные органы в рамках реализации действующего законодательства в полной мере обеспечивают возможность представления сведений об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста независимо от их статуса и профессии.

Если же Вам потребуется другой вариант работы, то можете с легкостью заказать его на нашем сайте. Мы свяжемся в вами в ближайшее время. Мы гарантируем качественно и в кратчайшие сроки выполнить Ваш заказ.

Всегда рады Вам помочь!

Задачи

Задача № 1. Соколова зачислена согласно приказу директора на завод на должность бухгалтера с 10 мая. Собираясь в тот день на работу, почувствовала себя плохо и вызвала на дом врача. Врач, установив острую сердечную недостаточность, выдал ей листок нетрудоспособности на две недели.

Имеет ли в данном случае Соколова право на получение пособия? Какое решение следовало бы принять, если бы ее нетрудоспособность наступила по дороге на работу в тот же день вследствие аварии автобуса, в котором она ехала?

Задача № 2. Суворов, живущий в Брянске и уволенный по сокращению штатов, прочитав объявление о приглашении на работу на строительство, решил ехать в один из городов Сибири. Организация дала согласие и сообщила, что возьмет на себя оплату по переезду.

Суворов выехал к месту работы, по пути заболел и был госпитализирован. Через четыре недели он выздоровел и обратился за пособием. На прежней работе его оклад составил; 6 МРОТ, на новом месте ему обещали зарплату в два раза больше. Следует ли выплачивать ему пособие и если да, то из какого оклада.

Задача № 3. Назовите круг лиц, имеющих право на пособие по беременности и родам и источники средств, из которых это пособие выплачивается. Есть ли разница в размере данного пособия, выплачиваемого женщинам, работающим по трудовому договору, и женщинам, относящимся к иным категориям граждан, имеющим право на данное пособие?

Задача № 4. При родах умерла одинокая мать Ольга Шерстенева. Мальчика усыновила старшая сестра Ольги – Мария Зверева. На оформление документов ушло три недели. Мария принесла листок нетрудоспособности на работу и была уверена, что получит пособие в размере 100% МРОТ. Однако в бухгалтерии ей сказали, что пособие ей не полагается, поскольку ребенка она не рожала, а от работы ее освобождают на основании листка нетрудоспособности для ухода за новорожденным.
Какие пособия полагаются Марии Зверевой, и как долго они будут ей выплачиваться? Назовите его размер.

Задача № 5. Щербаков – работник подземного рудника, проработал на различных работах в районе Крайнего Севера 15 лет, в течение 5 лет на подземных работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по списку № 1, по списку № 2 – 2,5 года, 15 лет работы на заводе, 3 года учебы в техникуме. В каком возрасте ему может быть назначена трудовая пенсия по старости? Определите сумму базовой части и страховой части трудовой пенсии, исходя из его заработной платы в 12 МРОТ, и, считая, что он обратился за пенсией в месяце выполнения вами контрольной.

Задача № 6. Кленов обратился в органы социального обеспечения с вопросами, в каком возрасте он может уйти на пенсию, как будет определяться его размер, какая будет сумма трудовой пенсии?

После 3 лет учебы в ПТУ Кленов 5 лет работал электросварщиком на заводе в Москве (по списку № 2), затем в той же профессии он работал 6лет на стройках Крайнего Севера.

По истечении срока трудового договора Кленов возвратился в Москву, 7 лет трудился на производстве по списку № 1, и уже 18 лет работает в инструментальном цехе машинного завода. Среднемесячный заработок 9 МРОТ. Какое разъяснение получит Кленов?

Задача № 7. Лыкову установлена 2-ая степень ограничения к трудовой деятельности. Он имеет общий трудовой стаж 26 лет, возраст 45 лет. На его иждивении находится один несовершеннолетний ребенок. Средняя его заработная плата 5 МРОТ. Исчислите пенсию по инвалидности Лыкову.


Ответ задачи № 4

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – ФЗ), при усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Следовательно, требования Марии Зверевой правомерны.


Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Когда наступает предпенсионный возраст?

Интересно, что подход к определению предпенсионного возраста неоднозначен. Из буквального прочтения норм закона следует, что предпенсионный возраст — это пять лет, предшествующих году назначения пенсии (позиция 1). Согласно данной точке зрения, если работница родилась, например, 1 июля 1968 года, право на пенсию у нее возникнет 1 июля 2028 года (в 60 лет). Следовательно, ее предпенсионный период начнется за пять лет до этого, то есть 1 июля 2023 года.

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это относится, прежде всего, к работникам опасных и тяжелых профессий по Спискам № 1, 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Предпенсионный возраст наступает и право на получение льготы в таких случаях возникает за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий:

  • выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работать по соответствующей специальности;
  • факт работы по соответствующей специальности.

Пособие по безработице

Гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными пособие по безработице может выплачиваться в повышенном размере (п. 1, 2 ст. 34.2 Закона о занятости населения, Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375).

Размер пособия в 2019 году, руб.*

Для граждан предпенсионного возраста

Для остальных граждан

Минимальный размер пособия

Максимальный размер пособия

* Минимальный и максимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Гарании при приеме на работу и увольнении

Определенные гарантии лицам предпенсионного возраста должны предоставлять работодатели. Так, по общим правилам запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). В случае если данный отказ последовал по мотивам достижения гражданином предпенсионного возраста, в отношении работодателя может быть применена уголовная ответственность. В частности, за указанное деяние работодатель может быть оштрафован на сумму до 200000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев либо привлечен к обязательным работам на срок до 360 часов (ст. 144.1 УК РФ).

Дополнительный день для диспансеризации

Гражданам предпенсионного возраста и пенсионерам по их заявлениям работодатель обязан ежегодно предоставлять два выходных дня для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ). Остальным гражданам предоставляется один день раз в три года.

Путевки за счет средств ФСС

Налоговые льготы

Для лиц предпенсионного возраста установлен ряд налоговых льгот. Однако нужно принимать во внимание, что для целей налогового учета такие лица определяются иным способом, нежели установлено в Законе о занятости населения.

Так, женщины 55 лет и мужчины 60 лет, а также лица, достигшие соответствующего возраста для назначения досрочной пенсии, имеют следующие льготы (пп. 9 п. 5 ст. 391 и пп. 10.1 п. 1, п. 3, 4 ст. 407 НК РФ):

Подтверждение предпенсионного статуса

Документом, подтверждающим отнесение физического лица к гражданам предпенсионного возраста, является (Письмо Минтруда РФ от 24.12.2018 № 161/10/П-9611):

  1. либо справка, выданная территориальным органом ПФР;
  2. либо ответ ПФР на запрос соответствующего органа (службы занятости, налоговой инспекции, работодателя и пр.) по конкретному гражданину.

Способ 1: бумажный

Для получения справки гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим запросом. В нем необходимо указать:

  • личные данные (Ф.И. О., дату рождения, СНИЛС);
  • организацию, в которую будут представлены сведения;
  • способ направления сведений (на руки, по почте и др.).

Сведения направляются гражданам:

  • в случае подачи запроса непосредственно в орган ПФР — не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР;
  • при подаче запроса в электронной форме с использованием Интернета (включая Единый портал государственных и муниципальных услуг) или через сайт ПФР — в режиме реального времени в день обращения.

Сведения предоставляются территориальными органами ПФР бесплатно.

Форма такого запроса утверждена Постановлением Правления ПФР от 04.04.2019 № 206п.

Запрос гражданина о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

Прошу предоставить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

Сведения о застрахованном лице:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) ___________________________________________

Страховой номер (СНИЛС) ______-______-______ ___

Сведения необходимы для предоставления (нужное отметить):

в Федеральную налоговую службу;

в органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;

(адрес электронной почты гражданина)

Дата заполнения Подпись гражданина (его представителя)

Ниже приведем рекомендуемый образец справки, которую будут получать физические лица, обратившиеся в ПФР с соответствующим запросом.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста

По состоянию на _______________________________________________________

Сведения о гражданине:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Страховой номер индивидуального лицевого счета _________________________

1. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьями 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Дата достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 ___________________________

Сведения выданы для предоставления в налоговый орган.

2. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Сведения выданы для предоставления:

(указывается нужное: в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения, работодателю)

Информация предоставлена на основании сведений, имеющихся в распоряжении ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Руководитель (заместитель руководителя)

Пенсионного фонда РФ

_______________________ ___________________ _____________________________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Способ 2: электронный

Обмен информацией между органами ПФР и работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста льгот, предусмотренных ТК РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами ПФР и работодателями (Информационное письмо ПФР от 18.12.2018 №АД-25-24/25310, ФНПР от 17.12.2018 № 101114/231). С этой целью ПФР разработал соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и работодателем (форма данного соглашения приведена в указанном письме).

Кроме того, начиная с 2019 года ПФР запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста.

Данные ПФР передаются в электронной форме через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и посредством электронного взаимодействия с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста.

АКЦИЯ ГОДА

Письмо Минтруда России от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349

Комментарий

Лица предпенсионного возраста (предпенсионеры) – это граждане, которым до наступления возраста, дающего право на пенсию (в том числе назначаемую досрочно), остается 5 лет или менее.

Такая категория граждан появилась в законодательных актах в ходе пенсионной реформы. В частности, это определение содержится в п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ".

Предпенсионеры имеют право на ряд льгот и гарантий, отдельные из которых обязаны предоставлять работодатели. К примеру, освобождение от работы раз в год на два рабочих дня с сохранением должности и среднего заработка для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ).

Кроме того, работодатель, оплачивая таким сотрудникам санаторно-курортное лечение, вправе претендовать на финансовое обеспечение понесенных затрат органом ФСС РФ. Другими словами, работодатель может уменьшить начисленные взносы "на травматизм" на стоимость путевок в сумме, согласованной с фондом (п. 2, пп. "н" п. 3 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н). Таким образом, работодателям важно правильно определить сотрудников, которые входят в категорию предпенсионеров.

Право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее – Закон № 400-ФЗ).

Однако с этого возраста граждане смогут получать пенсию только с 2028 года. До этого года действует переходный период по постепенному повышению пенсионного возраста (Приложение 6 к Закону № 400-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, информация на сайте ПФР).

Следовательно, предпенсионный возраст также повышается постепенно. В связи с этим Минтруд России в письме от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349 подробно разъяснил, лица какого возраста признаются предпенсионерами в каждом году с 2019 по 2028 год. Представим это в таблице.

Год возникновения права на пенсию по старостиГод рождения физлиц, которые признаются предпенсионерами
МужчиныЖенщины
2019 г. 1959 – 1963 гг. 1964 – 1968 гг.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г. 1960 – 1964 гг. 1965 – 1969 гг.
2025 г. 1961 – 1965 гг. 1966 – 1970 гг.
2026 г. 1962 – 1966 гг. 1967 – 1971 гг.
2027 г. 1963 – 1967 гг. 1968 – 1972 гг.
2028 г. 1964 – 1968 гг. 1969 – 1973 гг.

Напомним, что ряд граждан имеют право получать трудовую пенсию по старости досрочно, т.е. до достижения установленного законом возраста выхода на пенсию. В частности, это жители Крайнего Севера и приравненных местностей, педагоги, врачи, артисты, иные категории лиц, перечисленные в ст. 30 – 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ).

Минтруд России в комментируемом письме пояснил, в какой момент лица, претендующие на досрочную пенсию, признаются пенсионерами.

Как указали в ведомстве:

  • если право на пенсию связано не только с возрастным цензом, но и с работой в определенных условиях труда или климатических условиях, то статус предпенсионера такие лица приобретают за 5 лет до достижения возраста, позволяющего получать пенсию досрочно, но при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
    • отработано необходимое для назначения досрочной пенсии количество лет в соответствующих условиях труда (если физлицо уже не работает в подобных условиях);
    • факт работы в условиях труда, позволяющих получать пенсию досрочно.

    Это касается преимущественно лиц, занятых во вредных условиях труда либо отработавших определенное время в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пп. 1, 6 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

    • если право на досрочную пенсию зависит только от страхового стажа, а возраст значения не имеет (к примеру, у педагогических и медицинских работников), то статус предпенсионера такой гражданин приобретает, когда выработает необходимый стаж (пп. 19, 20 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
    • если право на назначение пенсии досрочно зависит от стажа и соответствия

    определенным требованиям, то физлицо становится предпенсионером за 5 лет до общеустановленного (для конкретного года) возраста выхода на пенсию, если требования относительно страхового стажа и иные критерием соблюдены.

    Например, это многодетные матери. Возраст их выхода на пенсию (досрочно) определяется количеством детей и страховым стажем (ст. 32 Закона № 400-ФЗ).

    Соответствующая информация размещена и на сайте отделения ПФР по г. Москве.

    Заметим: если у работодателя возникают сомнения, является ли сотрудник предпенсионером, следует попросить работника получить в органе фонда информацию о таком статусе. Возможность заказа подобной справки предусмотрена на сайте ПФР. См. здесь.

    Читайте также: