Какое ведомство в россии занимается вопросами пенсии министерство

Обновлено: 15.05.2024

2. Обмен информацией осуществляется между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченными органами через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении граждан, обратившихся с заявлением об установлении социальной доплаты к пенсии, и граждан, которым установлена федеральная (региональная) социальная доплата к пенсии.

Указанный обмен информацией осуществляется на бумажном носителе или в электронной форме с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; 2018, N 40, ст.6142).

II. Обмен информацией между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами в целях установления федеральной социальной доплаты к пенсии

5. Запрос должен содержать следующую информацию о гражданине:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии);

3) дата рождения;

4) место рождения;

6) адрес места жительства;

7) серия и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа.

6. Уполномоченные органы в ответе на запрос указывают следующую информацию:

1) вид пенсии (пенсий);

3) дата и срок установления пенсии (пенсий);

4) дата индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

5) сумма индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

6) сумма дополнительного материального (социального) обеспечения;

7) дата и срок установления дополнительного материального (социального) обеспечения;

8) сведения о законном представителе (опекуне, попечителе, родителе) гражданина или его уполномоченном представителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, места пребывания, дата рождения);

9) способ доставки пенсии и сведения об организации, через которую осуществляется выплата пенсии;

10) сведения о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии (пенсий).

В случае отсутствия запрашиваемых сведений уполномоченные органы извещают об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

1) дата изменения размера пенсии (пенсий);

2) дата индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

3) сумма индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

4) дата изменения размера дополнительного материального (социального) обеспечения.

8. Уполномоченные органы направляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ответ на запрос в течение 5 рабочих дней после его получения.

9. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2 рабочих дней с даты получения от уполномоченных органов ответа на запрос с информацией, указанной в пунктах 6-7 настоящего Порядка, проверяет эту информацию на предмет ее полноты и соответствия учетным данным о гражданах, содержащимся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае представления информации, состав и объем которой не соответствуют информации, указанной в пунктах 6-7 настоящего Порядка, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает информацию в уполномоченный орган для корректировки и повторной передачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2 рабочих дней с даты возврата.

10. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в уполномоченные органы ежемесячно, до 10 числа текущего месяца, информацию о гражданах, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии по состоянию на 1 число текущего месяца.

III. Обмен информацией между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии

Запрос о региональной социальной доплате к пенсии должен содержать информацию, указанную в подпунктах 1-7 пункта 5 настоящего Порядка.

12. Уполномоченные органы в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса о региональной социальной доплате к пенсии формируют и направляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ответ, содержащий информацию, указанную в пункте 6 настоящего Порядка.

В случае отсутствия запрашиваемых сведений уполномоченные органы извещают об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

13. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в уполномоченные органы ежемесячно, до 10 числа текущего месяца, по состоянию на 1 число текущего месяца информацию о гражданах, которым установлена региональная социальная доплата к пенсии, предоставленную уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

1) дата изменения размера пенсии (пенсий);

2) дата индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

3) сумма индексации (увеличения) пенсии (пенсий);

4) дата изменения размера дополнительного материального (социального) обеспечения.

15. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2 рабочих дней с даты получения от уполномоченных органов ответа на запрос с информацией, указанной в пунктах 6 и 14 настоящего Порядка, о гражданах, которым установлена региональная социальная доплата к пенсии, проверяет поступившую информацию на предмет ее полноты и соответствия учетным данным о гражданах, содержащимся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае представления информации, состав и объем которой не соответствуют информации, указанной в пунктах 6 и 14 настоящего Порядка, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает информацию в уполномоченный орган для корректировки и повторной передачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2 рабочих дней с даты возврата.

IV. Защита информации

17. Обмен информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченным органом в электронной форме осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей необходимый уровень защиты информации в отношении граждан, обратившихся с заявлением об установлении социальной доплаты к пенсии.

Защита указанной информации осуществляется с использованием типов криптографических средств, применяемых в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Информация, передаваемая в соответствии с настоящим Порядком, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Лица, получившие в рамках осуществления информационного обмена доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать информацию третьим лицам и не распространять без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При обработке персональных данных должны быть приняты необходимые организационные и технические меры защиты от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение ).

Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. В этой связи положения Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на отношения, которые не урегулированы указанным Договором. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Молдавии и Грузии, регулируется другими соглашениями. С Азербайджаном подобных соглашений нет).

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных це­лей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

  • нотариусами, занимающимися частной практикой;
  • нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

О стаже

Для установления права гражданина государства - участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на тер­ритории любого из государств - участников Соглаше­ния, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учиты­ваются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории госу­дарства - участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязатель­ное пенсионное либо социальное страхование, ко­торую выдают компетентные органы названного государства.

Исчисление пенсии

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, исчисле­ние пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсион­ного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах - участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Если за период работы на территории государства – участника Соглашения оплата производилась не в национальной валюте, а в иностранной (например, в долларах США), то такой заработок не может быть принят для исчисления пенсии.

Сроки назначения пенсии

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до места регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Разговоры о том, что произойдёт увеличение выслуги лет в МВД, начались уже давно. Под выслугой лет стоит понимать особое право, предоставленной сотрудникам силовых ведомств, в соответствии с которым они, при наличии особых факторов обладают правом уйти на пенсию до достижения установленного государством возраста.

Особенности службы в полиции еще с Советских времен предполагают льготное назначение пенсии. В том числе и нижний предел выслуги лет для выхода на пенсию сотрудников МВД.

Однако после коронакризиса и резкого падения цен на нефть в стране произошли радикальные перемены в повестке дня. Премьер-министр анонсировал внесение в ГД и рассмотрение в срочном порядке законопроекта о реформе МВД, которая подразумевает сокращение на 10% штата, увеличение выслуги, отмену индексации и много интересного.

Состояние дел с выходом на пенсию в России

В настоящее время:

  • мужчины выходят на пенсию в 65 лет
  • женщины выходят на пенсию в 60 лет

Это общее правило и оно распространяется на трудовые (страховые) пенсии. Но в данный момент происходит 10-летний этап — переходный период, в течение которого ряд граждан сможет выйти на пенсию чуть раньше.

Если же гражданину не хватило пенсионных баллов, то его выход на пенсию откладывается до предельного возраста и ему может назначаться социальная пенсия по старости:

  • женщины выходят на пенсию по старости в 65 лет
  • мужчины выходят на пенсию по старости в 70 лет

Повышение пенсионного возраста для госслужащих

Им для назначения страховой пенсии в этом году нужно будет уложиться в следующий стаж:

Таблица 1. Повышение пенсионного возраста для госслужащих — мужчин

Год Возраст выхода на пенсию
2018 61
2019 61,5
2020 62
2021 62,5
2022 63
2023 63,5
2024 64
2025 64,5
2026 65
2027 65
2028 65
2029 65
2030 65
2031 65
2032 65

Таблица 2. Повышение пенсионного возраста для госслужащих — женщин

Год Возраст выхода на пенсию
2018 56
2019 56,5
2020 57
2021 57,5
2022 58
2023 58,5
2024 59
2025 59,5
2026 60
2027 60,5
2028 61
2029 61,5
2030 62
2031 62,5
2032 63

Что касается работников Органов Внутренних Дел, то здесь картина представляла из себя довольно привычную конфигурацию.

Сотрудники полиции имеют право на ведомственную пенсию по выслуге лет:

  • После 20 лет выслуги в МВД
  • После 12,5 лет выслуги в МВД и общего стажа работы в 25 лет при достижении возраста 45 лет

Кстати, нелишним будет напомнить и о существовании второй пенсии сотрудникам МВД. Данная ситуация являлась привычной для работников силовых ведомств, ведь на льготную выслугу имеют право:

  • Сотрудники полиции
  • Работники ФСИН
  • Военнослужащие
  • Сотрудники Росгвардии
  • Работники Государственной противопожарной службы
  • Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков

По оценке заместителя директора Института социальной политики Высшей школы экономики Оксаны Синявской, число пенсионеров, получающих досрочную пенсию на сегодня подходит к 3 млн человек. Именно столько граждан относятся к бывшим сотрудникам силовых ведомств. Нужно вспомнить, что на повышение зарплат полиции также пошла довольно внушительная сумма из бюджета.

Но не стоит забывать важный момент — пенсии данным категориям выплачиваются не из ПФР, а идут напрямую из федерального бюджета. Расходы на выплаты пенсий сотрудникам полиции, военнослужащим и другим бывшим силовикам внесены в бюджетные статьи профильных министерств.

Выслуга лет в МВД с 2022 году в России

В текущем и в 2022 году выслуга лет для получения пенсии останется неизменной, если в ближайшее время в законодательстве не появятся новые изменения.

Что такое выслуга лет

Выслуга лет – установленный законом стаж работы в вооруженных силах и силовых структурах, по достижении которого полицейский может досрочно уйти на пенсию. Работа в МВД достаточно сложная, сопряжена с риском, высокой моральной и нередко физической нагрузкой. В связи с этим к полицейским применяется льготный порядок расчета трудового стажа. В текущем и вероятнее всего в 2022 году срок выслуги для представителей МВД останется без изменений. Для выхода на пенсию необходимо отработать 20 лет, после чего написать соответствующее заявление.

Кроме этого, законодательством определены случаи, когда сотрудник полиции может уйти в отставку при достижении пенсионного возраста, не проработав достаточного количества лет. Такой вариант возможен, если:

  • общий стаж работы составляет не менее 25 лет, половина из которого приходится на службу в МВД;
  • получено воинское или специальное звание по итогам прохождения соответствующей аттестации;
  • на момент написания заявления исполнилось 45 лет.

При несоблюдении перечисленных условий полицейский может рассчитывать на получение пособия только по достижении стандартного пенсионного возраста.

Возможность досрочно уйти на пенсию – одно из преимуществ работы в полиции. Вместе с тем в Правительстве неоднократно обсуждался вопрос об увеличении в МВД выслуги до 25 лет. Действующие нормы могут отменить в 2022 году, хотя официальных заявлений о внесении поправок в законодательство власти пока не делали.

Изменения в законе

Основное нововведение – рост предельных сроков службы в МВД:

  • На 5 лет увеличен максимальный возраст работы среднего и высшего начальствующего состава.
  • Майоры и подполковники – с 50 до 55 лет,
  • Полковники – с 55 до 60 лет, генералы – с 60 до 65 лет.
  • Для персонала с другими званиями предельный возраст работы остался на прежнем уровне.

Изменения в финансовом обеспечении

Новое правительство, созданное в начале 2020 г., установило надбавку в размере 100% от оклада для полицейских и представителей Росгвардии, работающих в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С 2022 года рост зарплат коснется сотрудников МВД других регионов РФ, вне зависимости от выслуги лет.

В 2022 году силовиков ждет однократное повышение окладов.

Зарплаты военных, сотрудников МВД и других силовых ведомств в 2022 году увеличат на 4% путем соответствующей индексации должностных окладов (окладов по воинской должности) и окладов по воинскому или специальному званию.

Законопроект о бюджете подготовлен правительством и внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на то, что повышение денежного довольствия превысит запланированные 4%, нет никаких оснований.

Дата, с которой ежегодно индексируют зарплаты силовиков, является традиционной, — это 1 октября. Менять дату индексации в 2022 году в правительстве и госдуме не намерены. Поэтому повышения зарплат сотрудников силовых ведомств ранее 1 октября не будет.

Доплаты за выслугу лет и звание в 2022 г. останутся нетронутыми. По мнению властей, надбавки не должны компенсироваться от потерь обесценивания рубля. Деньги на увеличение окладов выделят из федерального бюджета. Что касается других субъектов РФ, то зарплата в полиции будет увеличена за счет местных бюджетов.

Оклад полицейского включает нескольких составляющих:

  • региональный коэффициент;
  • уровень работника;
  • доплата за высшее образование;
  • доплата за ненормированный рабочий день, повышенный риск и сложность прохождения службы.

Надбавки зависят от величины окладной части в процентном соотношении. При увеличении оклада, растут и доплаты. В некоторых случаях величина премий может достигать до 2-3 окладов.

Сокращение штата или увеличение выслуги лет

В министерстве панику по этому поводу не поднимают. Для выполнения подобных распоряжений здесь часто прибегают к сокращению вакансий. На бумаге число сотрудников сокращается, но реально никого не увольняют, т.к. удаленные вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров. Например, в ГИБДД планируют сократить 2000 чел., но на улицу никого не выгонят за счет удаления незамещенных вакансий в отдельных регионах страны.

Официальное заявление об изменении выслуги лет для сотрудников МВД

Пенсионное обеспечение в МВД


В Германии проживает почти 100.000 российских пенсионеров. Не мало тех, кто может оформить российскую пенсию, но не спешит этого делать. Многие соотечественники пенсионного и предпенсионного возраста не спешат оформлять русскую пенсию, так как наслышаны о проблемах, которые она приносит. Напуганные слухами об этих проблемах и о расходах на оформление и организацию перевода пенсии в Германию, не оформляют пенсию даже те пожилые люди, кто не получает никаких социальных пособий и мог бы использовать пенсионные выплаты как свой дополнительный доход.


Иначе обстоит дело у получателей социальных пособий и дотаций. Русская пенсия учитывается как доход при оформлении дотации на жильё (Wohngeld). Получение пенсии по старости лишает пенсионера права на получение денег по безработице ALG I от Agentur für Arbeit или пособия ALG II от Jobcenter.

Получатели социального пособия для пожилых (Grundsicherung im Alter) обязаны оформлять российскую пенсию - этот вид дохода является первоочередным. Т.к. российская пенсия прожиточного минимума не обеспечивает, ведомство доплачивает недостающую сумму. Такая постановка вопроса полностью соответствует немецкому закону (SGB XII), но при одном условии: получатель пособия реально получает пенсионные деньги в свое распоряжение и может их расходовать на обеспечение своих нужд.

Фиктивный зачёт российской пенсии и ежемесячное уменьшение социального пособия противоречат и немецкому законодательству, и здравому смыслу. Министерство труда и социального обеспечения ФРГ (Bundesministerium für Arbeit und Soziales – BMAS) в письме от 02.01.2020 указало всем социальным ведомствам Германии на неправомерность таких зачётов российской пенсии, если пенсионер или его доверенные лица пенсию со счёта в России не снимают.

В нашей практической работе мы очень часто встречаемся с такими случаями противозаконного поведения чиновников социальных служб, которые учитывают ежемесячно рускую пенсию как текущий доход по справке Пенсионного Фонда, т.е. сокращают на эту сумму ежемесячное пособие, хотя пенсионер не имеет возможности ежемесячно снямать со счета (получать) эту пенсию. Российские пенсионеры, не зная закона и доверяя чиновникам, вынуждены жить на урезанное на 150-200 евро в месяц (иногда и больше) социальное пособие. И при этом не сопротивляются такому беспределу. Раз в год, скопив из урезанного пособия деньги на билет, пожилые люди едут за своей уже удержанной пенсией и привозят лишь малую часть удержанной суммы, потратив бóльшую часть на билеты, проживание в России и другие расходы во время поездки. Социальные ведомства, за редким исключением, не компенсируют стоимость таких поездок. В результате пенсионер терпит финансовые убытки, подвергает себя риску заболеть или попасть в несчастный случай в дальних поездках.


Мы имеем сотни положительных примеров, когда проблемы российских пенсионеров были урегулированы, перевод российской пенсии в Германию был организован за счёт социальных ведомств, перенимающих не только одноразовые, но и все текущие расходы на получение российской пенсии в Германии. Пенсионеры, получающие пособие (Grundsicherung im Alter), никаких расходов не несли.

Нашим клиентам социальные ведомства оплачивают все расходы, связанные с российской пенсией: оформление документов о нахождении в живых (акты личной явки) и справок о выполнении/невыполнении оплачиваемой трудовой деятельности, получение СНИЛС, переводы на немецкий язык справок из российского пенсионного фонда и других документов, если их требует социальное ведомство, оформление нового российского загранпаспорта и, при необходимости, процедуру проверки наличия российского гражданства. Конечно, если все это связано с получением российской пенсии.

Мы оказываем помощь соотечественникам по всей Германии, для этого не нужно к нам приезжать. Современные коммуникации позволяют быстро и оперативно общаться, пересылать документы, проводить консультации удалённо.

Для этого Вам достаточно написать нам по электронной почте:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и обязательно! указать Ваш номер телефона для обратной связи.

Или позвонить нам по телефону:

Если Вы хотите нас посетить, то Вы можете это сделать по адресу:

Интернациональный Сервисный Центр для русскоговорящих

ISCR GmbH, Kurt-Schumacher-Str. 125, 45881 Gelsenkirchen

(Пожалуйста, соблюдайте все карантинные предписания согласно распоряжений соответствующих органов)

Читайте также: