Какие социальные преобразования были проведены при хрущеве введение пенсий для колхозников

Обновлено: 24.04.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта занятия 155

преподаватель/мастер Морозова И.С.

Цели обучающегося:

1. Проанализировать исторические анекдоты и выделить важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва , используя метод мозгового штурма

2. Оформить таблицу в тетради (основные социальные и экономические реформы Н.С. Хрущева)

3. Дать оценку социальным и экономическим реформам Н.С. Хрущева; выделить положительные и отрицательные последствия реформ; сделать соответствующие записи в тетради.

Цели преподавателя

Предметная : определить основные тенденции развития СССР в 1945 -1964 гг.;
охарактеризовать реформы Н.С.Хрущева их особенности и противоречивый характер;

Развивающая: закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала,
умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических
условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);

Образовательная : усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

Основные понятия, термины, личности

Совнархоз, колхоз, целина

Формируемые образовательные результаты (знания, умения, компетенции) (из рабочей программы дисциплины, модуля)

¾ основные исторические термины и даты (З-1)

¾ особенности исторического пути России (З-2)

¾ устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений (У-1)

¾ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (У-2)

¾ представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии (У-3)

¾ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения (У-4)

¾ организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

¾ определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности (Н-1)

¾ использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации (Н-2)

Этап занятия, время

Методы/ технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат (знания, умения, компетенции)

Организационный момент (2 мин).

Организация начала занятия, настраивание учащихся на учебную деятельность.

Приветственное слово, вербальное побуждение, поручение

Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию (наличие необходимого оборудования, технических и наглядных средств, тетрадей и др. принадлежностей), раздает с помощью дежурных дидактические материалы к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Подготовка к уроку.

Мотивация учебной деятельности (5 мин).

Активизация познавательной деятельности и интереса учащихся к изучению данной темы.

Преподаватель обозначает тему занятия, подчеркивая ее значимость и актуальность.

Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве анекдотов. Они наглядно иллюстрируют
остроту социально-экономических проблем того периода времени.

Анекдоты про Н.С.Хрущева:

– Почему в продаже нет обуви?
– Босиком легче догнать и перегнать Америку.

Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:
– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.

Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва , используя метод мозгового штурма,

  • Говорите все, что придет вам в голову.
  • Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
  • Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.

Читают исторические анекдоты;

Выделяют и обсуждают важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва

Ориентация экономики на развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства; продовольственная проблема.

Актуализация опорных знаний по изучению темы (7 мин).

Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности учащихся к занятию.

Преподаватель задает следующие вопросы:

Как видите, несмотря на то, что основная задача IV послевоенной пятилетки была решена, в социальной и экономической сфере еще оставались проблемы, которые требовали внимания со стороны правительства.

Давайте вспомним итоги IV пятилетки.

Обучающиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода :

План IV пятилетки (1946—1950 гг.) был выполнен за 4 года и 3 месяца.

ü Осуществлён перевод промышленности на мирные рельсы.

ü Темпы роста строительных работ отставали от масштабов роста городского населения -* нехватка жилья.

ü Сельское хозяйство и лёгкая промышленность серьёзно отставали от развития тяжёлой индустрии.

ü Социальные проблемы решались чрезвычайно медленно.

ü Выросла численность рабочего класса (за годы пятилетки на 11 млн чел.).

ü Сохранялись административно-командные методы управления экономикой.

Таким образом, решение социальных и экономических проблем выходило для советского общества на первый план.

Изучение нового материала (27 мин).

Формирование, закрепление профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа, исследовательская работа учащихся.

Преподаватель организует и контролирует выполнение учащимися задания.

Прочитать в учебнике параграф 95

и заполнить таблицу

Реформы в области экономики. Развитие народного хозяйства.

Преподаватель совместно с обучающимися обсуждают итоги работы (Реформы в области экономики. Развитие народного хозяйства)

Преподаватель выводит на слайд мнение о Н.С. Хрущеве (В.Тендряков. На блаженном острове коммунизма). Задает обучающимся вопрос: Как автор характеризуют деятельность Н.С. Хрущева?

Хрущёвский период в истории СССР — это блистательные успехи и болезненные провалы. Колоритная личность бесшабашного лидера Никиты Хрущёва давала поводы для разных оценок, происходящих в Советском Союзе событий.

Несмотря ни на что, события часто называют славным десятилетием Советской истории. Это десятилетие субъективизма и волюнтаризма славно ещё и разнообразными реформами, затронувшими почти все сферы жизни советского общества.

Становление Н. С. Хрущёва как политического деятеля

Жизненный путь Никиты Сергеевича Хрущёва начался в 1894 году. Уроженец деревни Калиновка, Курской губернии с 12 лет трудился на Донбассе. После революции молодой активист вступил в ВКП(б), участвовал в Гражданской войне и после неё занимался партийно-хозяйственной работой. В 1929 году Хрущёв стал студентом Московской Промакадемии, заняв там пост секретаря парткома.

Его однокурсница Надежда Аллилуева, жена Сталина, рассказывала мужу о расторопном Хрущёве. Оказавшись в поле зрения вождя Хрущёв сделал стремительную карьеру в партийных органах столицы, став первым секретарём МК и МГК ВКП(б). С 1938 года Хрущёв возглавлял украинский ЦК КП(б), а в годы войны был членом Военных советов нескольких фронтов. В конце 1949 года Хрущёва отозвали с Украины в Москву, на ту же должность первого секретаря МК и МГК партии с совмещением в качестве секретаря ЦК ВКП(б).

XX съезд КПСС. Начало борьбы с культом личности и его последствиями

В своей речи Хрущёв определил культ личности как:

  • нарушения социалистической законности и массовость репрессий;
  • ошибки и просчёты при принятии решений Сталиным во время Великой Отечественной войны;
  • отход от принципов коллективного руководства партией и государством; возвеличивание Сталиным своей роли в истории государства и партии.

После XX съезда КПСС реабилитация репрессированных приняла массовый характер, многим пострадавшим народностям возвращена автономия. Наступил период, когда творческая интеллигенция ненадолго, получила возможность свободно созидать. Этот период Илья Эренбург назвал Оттепелью. Однако эти деяния раскололи партийную коалицию, что в конце концов негативно сказалось на дальнейшей истории страны.

В начале 50-х годов в СССР стало ясно, что сельское хозяйство уже не может быть ресурсной базой для решения промышленных задач. Выкачивание из колхозов и личных подворий средств, привело к стагнации аграрного сектора. Хрущёв и его сподвижники решили реформировать сельское хозяйство Советского Союза под лозунгом: догнать и перегнать США через оживление сельхозпроизводства и упорядочение администрирования в аграрном секторе.

Освоение целинных и залежных земель.

Решение зерновой проблемы.

  • Обработано 42 млн га целины.
  • Остановлены аграрные реформы в центральных районах СССР.

Упразднение машинно-тракторных станций (МТС) с обязательным выкупом техники колхозами (по завышенным ценам).

  • Колхозы исчерпали свои свободные средства и увеличили долги государству.
  • неэффективное использование техники, из-за нехватки кадров.

Сокращение личных подсобных хозяйств в селе.

Повсеместный упадок личных подсобных хозяйств тружеников села.

За счёт высокой урожайности кукурузы надеялись полностью закрыть зерновую проблему.

Стремление достичь высоких показателей по сдаче мяса государству.

Резкий спад мясомолочного производства.

Общими результатами сельскохозяйственных реформ можно считать:

  • резкий спад в начале 1960-х годов производства сельскохозяйственной продукции;
  • снижение уровня продовольственного снабжения населения страны;
  • начало зерновых закупок за рубежом.

Реформирование экономики и управления

Задачи широкомасштабного переустройства требовали новых подходов к администрированию экономических процессов. Поэтому наряду с хозяйственными переменами проводились и реформы управления.

Замена десяти центральных промышленных министерств территориальными совнархозами.

Децентрализация экономического управления и уменьшение транспортных затрат.

  • Ускорила прохождение решений;
  • усилила неразбериху в управлении промышленностью.

Формирование госкомитетов при Совмине СССР.

Создание ведомственно-отраслевого администрирования.

Переподчинение совнархозов и предприятий Государственным комитетам.

Создание Советов народного хозяйства в РСФСР, Украине и Казахстане.

Управление промышленностью и строительством в республиках.

Частично дезорганизовало отраслевые связи с центром и другими республиками Союза.

Стабилизация финансовой системы страны.

  • Осуществлён обмен денег в соотношении 10 к 1 рублю;
  • попутно повысились цены.

Раздел региональных парторганизаций на промышленные и сельскохозяйственные.

Повышение эффективности партийного руководства.

Дестабилизировала работу партийно-государственного аппарата.

Создание ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства) СССР.

Оперативное решение проблем в промышленности.

Орган не справился с поставленными задачами.

В результате реформ экономики и управления удалось частично усилить межотраслевое кооперирование и провести техническую реконструкцию фондов. Однако качественных изменений условий хозяйствования не произошло, наоборот, отраслевой механизм экономики СССР был сильно разобщён.

Реформы социальной направленности

Главным направлением реальной социальной политики Хрущёва во второй половине 50-х годов было программное повышение уровня жизни советского народа.

Отказ от выпуска тиражей облигаций госзайма, изменения в трудовом (семичасовой рабочий день) и пенсионном законодательстве (снижение пенсионного возраста на 5 лет).

Повышение уровня достатка у населения страны.

Заявленные цели в основном были достигнуты.

Выдача паспортов колхозникам, введение оплаты их труда деньгами.

Унификация правового статуса всех граждан страны.

Резкое увеличение городского населения и улучшение материального положения на селе.

Развёртывание массового жилищного строительства.

Масштабное решение жилищной проблемы в СССР.

До 1964 года бесплатно получили квартиры 54 млн человек.

Результаты социальных реформ были противоречивыми: явное улучшение материального положения народа в начале реформ сменилось снижением производственных тарифов и ростом цен. Это привело к стихийным выступлениям рабочих в Новочеркасске, Темиртау и других городах.

Реформы в области образования

Не только производственные и социальные проблемы пытался разрешить в годы своего правления Н. С. Хрущёв. Нововведения пришли и в сферу образования.

Отмена раздельного обучения девочек и мальчиков.

Унификация образовательной системы.

Произошло частичное улучшение воспитательной работы.

Отмена платы за обучение в старших классах и ВУЗах.

Повышение доступности среднего и высшего образования.

Увеличилось число обучающихся в старших классах и ВУЗах.

Обязательное восьмилетнее образование с продолжением обучения в политехнической средней или вечерней школе, ПТУ или техникуме.

Углубление связи школы и производства.

Упал уровень среднего образования. Понизился уровень трудовой дисциплины у молодых работников.

Увеличение числа подготовительных курсов, развитие заочной и вечерней форм обучения в ВУЗах.

Углубление связи высшего образования с производством.

Снижение образовательного потенциала советского общества.

В результате реформирования образования школьное и вузовское обучение приблизилось к реальному производству. Однако эта связка в конечном итоге привела к росту текучести кадров и понижению уровня производственной дисциплины.

Неудачи реформ

Хрущёвские реформы затронули культурную, духовную и военную сферы жизнедеятельности советского народа. И на этих направлениях благие намерения приводили к плачевным результатам. Абсолютизация организационных факторов при проведении преобразований и решение сложных задач волюнтаристскими методами предопределяли неудачный результат реформ.

Больше того, охотно начиная преобразования, Хрущёв и его окружение теряли интерес к процессу реформирования и переставали работать на конечный результат, заменяя реальный труд бумажной бюрократией. В конечном итоге, во всех звеньях партийно-государственного аппарата СССР назревало недовольство Хрущёвым. И судьба его была предрешена.

Международные и внутриполитические последствия реформ Хрущёва

Реформы Хрущёва повлияли и на международное положение СССР в плане ослабления экономических позиций и повышения продовольственной зависимости от внешнего мира. Начав политику умиротворения Запада, Хрущёв пришёл к ухудшению взаимоотношений не только с ведущими капиталистическими странами, но и с некоторыми странами социалистического лагеря.

Внутри страны общество устало от бесконечных и зачастую неудачных преобразований. В среде партийно-государственной бюрократии и в народных массах возник запрос на стабильные формы личной и социальной жизни. Заговор номенклатуры пал на благодатную почву и когда Хрущёв был смещён со своих государственных постов, и об этом почти никто не пожалел.

Выводы по реформам Хрущева

Несмотря на то, что период нахождения Н.С. Хрущева у власти называют оттепелью, оценка его политических действий все чаще обретает негативный характер.

Многие историки отмечают, что проводимые Хрущевым экономические и социальные реформы не были доведены до логического финала, а его методы развенчания культа Сталина подорвали авторитет партии. Более того, некоторые действия административного характера, проводимые Хрущевым и вовсе считались нелогичными, вызывая возмущение у остальных представителей правящей партии. Негативной оценке подверглась и денежная реформа Хрущева, которая чуть было не привела к дефолту.

Вместе с тем, лидер партии сумел добиться еще большего индустриального возвышения СССР. Именно в этот период укрепляется тяжелая промышленность, начинается активное ракетостроение. Несмотря на неразбериху во внутренней политике, Хрущев работает над укреплением общемирового имиджа страны. Смещение Хрущева с поста произошло в 1964 году и стало логичным, ведь реформы генерального секретаря вызывали слишком много вопросов. Место Хрущева занял Л.И. Брежнев, и вскоре оттепель сменилась застоем.

  1. Левандовский А. А. История России, ХХ — начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко ; под ред. С. П. Карпова. — М. : Просвещение, 2013. — 384 с., ил., карт . — (МГУ — школе).
  2. История России. 1900-1945 гг. 11 класс — Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. 2018.
  3. История России в таблицах: 6-11 кл./П.А. Баранов. – М.: 2011

Зашибись! В нынешней ситуации на/в Украине Хрущев виноват! Как много нового можно узнать в самых неожиданных местах…

Очень подробная и интересная таблица. И все же, мне кажется, что рассуждать о периоде нахождения у власти Хрущева нужно с позиции происходящих социальных и политических изменений в обществе. Важнейшие изменения в данный период происходили в рамках развенчания культа Сталина. Бывший великий лидер теперь выставлялся настоящим монстром, а репрессии при этом не прекращались. Я никогда не являлась поклонницей политических действий Хрущева, считая их нелогичными и неоконченными. Собственно, анализ данной таблицы лишь подтверждает мое мнение касательно его реформ.

С точки зрения истории Хрущев являлся наиболее адекватным политиком, чьи действия полностью соответствовали требованиям времени. Человек старой закалки Хрущев много сделал для укрепления советской власти, и не его вина в том, что нашлись те, кто постарался уничтожить все его начинания.

Отличная статья – полезная, особенно – для школы. Хорошая идея подать информацию в виде таблицы с положительными и отрицательными моментами. Спасибо автору!

Спасибо большое! Таблица очень помогла, отличная идея систематизировать реформы Хрущева по минусам и плюсам. Огромная экономия времени!☺

Есть за что можно простить все недостатки Хрущеву — он спас страну от Третьей мировой войны. (Карибский кризис, его грамотные действия).

Реформы Хрущева не разрушили страну тогда по причине мощного задела по всем направлениям. Сталинская система, разваливаемая Хрущевым и его командой имела большой запас прочности в политической, экономической, социальной и духовной сфере. СССР спасла инерция и смещение неадекватного лидера.

Социальная политика Никиты Сергеевича была радикальной даже для советского варианта социализма, но он простодушно поверил в свою исключительность придворным льстецам и проиграл.

Безусловно есть и минусы и плюсы в реформе Хрущева, он создавал реформы которые сказывались на населении рост зарплат, соответственно уровень жизни также поднимался, в период Хрущева укрепилась промышленность. Его реформы вызвали столько эмоций, что понятное дело его просто свергли.

Сколько бы ни говорили плохого про Хрущева, одна его заслуга точно неоспорима — поднятая целина. У нас, в Казахстане, миллионы гектаров диких земель на севере страны были освоены и начали давать хлеба. Даже в эпоху независимого Казахстана, именно эти земли составляют основной зерновой пояс страны. К тому же к нам приехало много русских, украинцев, белорусов, многие из которых живут здесь и по сей день в мире и согласии)) К примеру, у нас в Кустанайской области, где также шло освоение целины, на данный момент население состоит на 42% из русских, на 39% из казахов и на 9% из украинцев — интернационал)

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1953-1957 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено: снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Это был один из вариантов нового аграрного курса .

Программа преобразований сельского хозяйства, осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым, несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность. В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.

После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

После окончания работы съезда с докладом Н.С. Хрущева были ознакомлены партийные организации и беспартийный актив. Содержавшиеся в докладе факты вызывали возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушили систему страха. Возврат к репрессивной политике вслед за этим оказывался уже невозможным.

После съезда начался процесс реабилитации (восстановление в правах) репрессированных граждан и народов, пострадавших в сталинское время. Переселенные народы возвращались обратно.

Были и негативные моменты. После ХХ съезда началось падение авторитета коммунистической партии. Доклад положил начало расколу в международном коммунистическом движении.

На XXII съезде КПСС в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более двух сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Если при Сталине массовое обновление управленческого слоя происходило за счет репрессий, при Хрущеве оно должно было происходить за счет выборов.




В 1957 г. произошло упразднение министерств, вместо них были созданы 105 совнархозов. Суть реформы состояла в переходе от отраслевого к территориальному принципу. Децентрализация управления промышленностью значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию предприятий, расположенных в различных регионах, породила определенную разобщенность.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, затем стала сдерживать производство, так как мелочная опека местных руководителей оказалась хуже мелочной опеки отраслевых министерств. В начале 1960-х гг. темпы экономического роста стали неуклонно снижаться.

Ухудшение положения в экономике заставило Хрущева пойти еще на одну крупную реформу управления. В 1962 г. по производственному принципу были перестроены все руководящие органы сверху донизу. Партийные организации, Советы и исполкомы делились на промышленные и сельские. Разделение по производственному принципу привело к неразберихе, к росту численности чиновников и значительному увеличению административных расходов.

Реформы в сельском хозяйстве. На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС были приняты важные решения об экономическом стимулировании сельского хозяйства. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в зависимости от вида в 2-6 раз. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

В 1954 г. началось освоение целины. В Казахстан и Западную Сибирь было отправлено около 300 тыс. добровольцев и много техники. Эти ресурсы отрывались от старопахотных районов России. В первые годы целина давала неплохой урожай. Однако уже в конце 1950-х гг. началась эрозия почв, и урожаи упали.

С целью решения кормовой проблемы были увеличены площади под кукурузу за счет уменьшения посевов зерновых.

В 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 1950-х гг., по мере укрепления Н.С. Хрущева у власти, наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось ограничение личных подсобных хозяйств.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, вместо которых появились ремонтно-технические станции (РТС). Машинно-тракторные станции ликвидировались, а их техника должна была выкупаться колхозами по высокой цене и в короткие сроки. Это разорило многие колхозы.

К началу 1960-х гг. вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста, демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками. Были жертвы.

Опасаясь дальнейшего роста социальной напряженности, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-1965): фактический рост сельскохозяйственного производства за годы семилетки составил 15% вместо плановых 70%.

В 1957 г. под руководством С.П. Королева был запущен первый искусственный спутник, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты – Ю.А. Гагарин.

Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях.

Социальная сфера. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 и более раз. Колхозники получили государственную пенсию только в 1964 г. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

Внешняя политика. В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем. Но он не всегда соблюдался. Прорывы в отношениях с Западом сменялись кризисными ситуациями.

В 1958 г. состоялся первый визит главы советского государства в США. В 1963 г. заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах – в атмосфере, в космосе, под водой.

В 1961 г. произошел второй Берлинский кризис, итогом которого стало разделение города на Западный Берлин, обнесенного знаменитой Берлинской стеной, и Восточный Берлин, столицу ГДР.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги – от финансово-экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) – Организация Варшавского договора. В 1956 г. Советский Союз подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В конце 1950-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной – Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

Читайте также: