Какие категории граждан получили право на пенсию по возрасту с 1937 года

Обновлено: 16.05.2024

Пенсия по старости существует в нашей стране около 90 лет. За это время система пенсионного обеспечения неоднократно реформировалась и изменялась. Рассказываем, какой была пенсия по старости и что ждет пенсионеров в будущем.

Пенсия по старости

Данным актом были определены основные характеристики и принципы пенсионного обеспечения, которые с некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Так, пенсия назначалась независимо от состояния трудоспособности, но с учетом обязательного минимального трудового стажа.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в размере не менее 50% прежнего заработка пенсионера от работы по найму.

2. Право на получение пенсии было гарантировано: мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

3. Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта.

4. В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

5. В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие

6. В 1956 году был принят единый закон СССР, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

8. В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий, которые с 1990 года уже не признавались государственным обязательством. В конце 1990 года был создан ПФР, на который ложилась вся забота о пенсионерах.

9. Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

10. На 2018 год намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию.

11. Правительственный законопроект предлагал увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, а для мужчин на 5 лет – до 65 лет. Но затем президент предложил смягчить условия пенсионной реформы и рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Пенсия выплачивалась в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Это был обязательный минимум. Союзному совету социального страхования разрешалось устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия назначаться не могла. Право на получение пенсии было гарантировано:

  • мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;
  • женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

При этом существовали и льготные категории граждан, которые могли уйти на пенсию до достижения общего пенсионного возраста. К ним были отнесены, например, лица, занятые на подземных работах в горной промышленности. Они могли выйти на пенсию в 50 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет - на подземных работах.

Конкретный перечень льготников утверждался Союзным советом социального страхования. Данный орган мог снижать установленный пенсионный стаж и возраст с учетом вредности производства.

Союзный совет социального страхования получил неограниченное право по распространению пенсионного обеспечения на рабочих других отраслей промышленности. Поэтому число получателей пенсии постоянно росло.

В Конституции СССР 1936 года впервые было закреплено право всех граждан на материальное и денежное обеспечение в старости (ст. 120 Конституции). Это право обеспечивалось системой социального страхования рабочих и служащих.

В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие (Постановление ВЦСПС от 31.07.1937). В том же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 31.07.1937 пенсионные правила распространили также и на лиц, ранее лишавшихся избирательных прав (участники белых армий, преступных банд, священнослужители).

Что касается колхозников, то первоначально специального акта, регламентирующего выплату им пенсий по старости, не существовало. Право колхозников на получение пенсии было закреплено в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утв. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.02.1935. Так, общее собрание артели обязывалось создавать специальные фонды для оказания материальной поддержки старикам, нуждающимся семьям, а также лицам, утратившим трудоспособность. Размер такого фонда мог составлять не более 2% от всей валовой продукции артели. Иными словами, пенсионное обеспечение колхозников осуществляло не государство, а сам колхоз.

Всеобщее право на пенсию по старости

В соответствии с данным законом с 1956 года правом на получение пенсии обладали:

  • мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет,
  • женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не имели достаточного стажа работы, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее 25% полной пенсии.

Пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды зарплаты, кроме зарплаты за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера. Среднемесячный заработок для расчета пенсий брался за последний год работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет работы.

В случаях, если зарплата работника составляла от 80 до 100 рублей в месяц, пенсия начислялась в размере 55 % от зарплаты (минимальная пенсия здесь – 52 рубля).

Если работник получал свыше 100 рублей в месяц, его пенсия составляла не более 50% от месячного заработка, но не менее 55 рублей в месяц.

При этом после выхода на пенсию разрешалось проработать еще какое-то время на более высокооплачиваемой должности в целях увеличения размера пенсии. Проработать нужно было не менее 2 лет и пенсионеру делался перерасчет пенсии в сторону ее увеличения.

Существовали и разнообразные надбавки к пенсии. Например, за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, полагалось еще 10% от размера пенсии.

Пенсии со всеми надбавками назначались в пределах 100% заработка, из которого исчислена пенсия, и не свыше максимальных размеров пенсий. Данное ограничение не распространялось на инвалидов 1 группы, а также семьи, потерявшие кормильцев, с тремя или более нетрудоспособными. Также данное ограничение не применялось в отношении льготников, которые были заняты на опасных и вредных производствах.

Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц, а максимальный размер - 120 рублей в месяц.

Лицам, проработавшим на работах, дающих право на льготы, от 15 до 20 лет, пенсия выплачивалась в размере 140 рублей. Если стаж на таких работах превысил 20 лет, максимальная пенсия составляла уже 160 рублей в месяц.

Пенсия, исчисленная в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышалась на 1% заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производилось через каждые 2 года на 2% того же заработка.

Выплата пенсий обеспечивалась государством за счет бюджетных средств. Для этого ежегодно формировался бюджет государственного социального страхования. Его составляли бюджетные средства государства, а также страховые взносы предприятий, учреждений и организаций. Взносы уплачивались предприятиями без каких-либо вычетов из зарплаты работников.

Все колхозники теперь получили право на получение пенсий при достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин) и наличии необходимого трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 – для женщин).

Первоначально пенсии колхозникам назначались в размере 12 рублей в месяц. Но эта величина могла быть пересмотрена в сторону увеличения руководством колхоза. Пенсия каждый год увеличивалась. Помимо денег, правление колхоза могло предоставлять своим пенсионерам иную материальную помощь. Например, в форме выдачи урожая и продуктов питания. К 1987 году минимальная величина колхозных пенсий составляла 40 рублей в месяц, а пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, – 50 рублей.

Пенсии по старости в РФ

В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Из СССР в части пенсий было взято немного. А именно: возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж, полагающийся для ее получения.

В новой России прекратил свое существование бюджет государственного социального страхования, а вслед за ним была упразднена система персональных и отраслевых социальных льгот и дифференцированных пенсионных надбавок.

ПФР получил автономию и независимый от государственной казны бюджет. При этом фонд мог распоряжаться всеми свободными денежными средствами, что в условиях капитализма создавало простор для инвестирования и финансовых спекуляций. По итогам выяснилось, что ни инвестировать, ни спекулировать ПФР, несмотря на свою независимость от государства, не может. Причина этому – банальное отсутствие денежных средств.

Госбюджет денег уже не давал, и единственным источником пополнения ПФР стали страховые взносы, перечисляемые предприятиями. Учитывая, что в 90-х годах предприятия по всей стране закрывались и банкротились тысячами, ПФР уже с самого начала своего функционирования столкнулся с катастрофическим дефицитом денег. Нехватка денег была настолько острой, что фонд месяцами не выплачивал и задерживал даже копеечные пенсии.

Поэтому самыми эффективными финансовыми операциями ПФР стали займы и кредиты в коммерческих банках, а российские пенсионеры на долгие годы возглавили список самых бедных и незащищенных категорий граждан.

Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

По данным Минтруда, в 2018 году средний размер пенсий составляет чуть больше 14 тысяч рублей. Решать проблему низких пенсий в ближайшие годы планируется путем повышения пенсионного возраста, который, по мнению законодателей, уже неактуален.

Пенсия по старости 2018

На текущий год законодателями намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию. Направлена пенсионная реформа, по словам правительства, на уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и на повышение размера пенсий.

shutterstock_593316014.jpg

В качестве правового обоснования грядущей реформы выступает Конвенция МОТ №102 от 28.06.1956 о минимальных нормах социального обеспечения. Согласно данному документу, в странах допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.

В целях проведения реформы Правительство РФ подготовило и рекомендовало к принятию законопроект, который предлагал увеличить пенсионный возраст:

  • для женщин на 8 лет – до 63 лет,
  • для мужчин на 5 лет – до 65 лет.

Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. Реформа затянется на 10 лет для мужчин и на 16 лет для женщин. Окончательное достижение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин планируется в 2028 году, а 63 лет для женщин – в 2034 году.

В соответствии с документом первыми, кого затронет повышение пенсионного возраста, являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Эти граждане с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году. То есть в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Женщины, родившиеся в 1971 году, получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет (без учета президентских поправок).

Изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию.

В настоящее время данный законопроект уже принят в первом чтении и к нему готовятся поправки. В частности, поправки рекомендовал внести в документ Президент РФ, который предложил смягчить условия пенсионной реформы.

По словам президента, пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. В связи с этим он рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины – в 65 лет.

Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше положенного срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. Для женщин, у которых 5 и более детей, возраст выхода на пенсию составит 50 лет.

Кроме того, президент предложил установить льготу гражданам, которые выйдут на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы. Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Тема пенсионной реформы на этом не закрыта. Минтруд собирается реформировать систему досрочных пенсий, Госдума планирует направлять в ПФР деньги, конфискованные у коррупционеров, а государство будет привлекать к уголовной ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров. Кстати, 26 сентября Госдума поддержала президентские поправки в пенсионную реформу и утвердила во втором (основном) чтении закон о повышении пенсионного возраста.

    на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11-13 и 15 Закона при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет;

Граждане, не получающие трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, имеют право на социальную пенсию на условиях, предусмотренных Законом.

Статья 11 Закона

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

в 2017 году: мужчины - 60 лет 6 месяцев, женщины - 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины - 61 года, женщины - 56 лет;

в 2019 году: мужчины - 61 года 6 месяцев, женщины - 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины - 62 лет, женщины - 57 лет;

в 2021 году: мужчины - 62 лет 6 месяцев, женщины - 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины - 63 лет, женщины - 58 лет.

Статья 24 Закона

Лицам, имеющим стаж работы, установленный абзацем вторым части первой статьи 5 Закона, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (статья 11 Закона), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы.

При назначении пенсий при неполном стаже работы не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий по возрасту, установленные Законом.

ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Статья 12 Закона

Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

    мужчины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год - за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

    мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год - за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009);

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) на указанной работе;

д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) на указанной работе;

е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) на указанной работе;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) на указанной работе;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода - по фактической продолжительности, а на сезонных работах - в соответствии со статьей 53 Закона.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Статья 13 Закона

Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет (при этом не менее 12 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009), а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин - при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009).

При определении права на пенсию в соответствии с частью первой настоящей статьи периоды работы на подземных и открытых горных работах, на строительстве шахт и рудников после 01.01.2009 учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Статья 17 Закона

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

    мужчины - при стаже работы не менее 25 лет;

Статья 18 Закона

Матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 19 Закона

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

Статья 20 Закона

Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

Статья 21 Закона

Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет:

    мужчины - при стаже работы не менее 20 лет;

Статья 22 Закона

Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

    инвалиды с детства I и II группы - при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;

Статья 22-1 Закона

Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не имеющие требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту:

а) мужчины - при стаже работы не менее 40 лет;

женщины - при стаже работы не менее 35 лет;

г) лица, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 10 лет, - при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Статья 24-1 Закона

Мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Пенсия по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда исчисляется в размере 73 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала. При этом за каждый полный год стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

При назначении пенсии по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не применяются положения Закона об исчислении пенсии по возрасту из заработка.

Также Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" предусмотрена возможность назначения пенсии:

  • гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации – досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством возраста;
  • безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель – досрочно, но не ранее чем за один год до общеустановленного законодательством пенсионного возраста.

Статья 32 Закона о ЧАЭС

Пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году;

на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства):

    принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне);

в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

в подземных испытаниях ядерного орудия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении "Маяк" в период с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г., в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 г. по 31 декабря 1956 г.;

Статья 33 Закона о ЧАЭС

Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий пенсии по возрасту назначаются:

    мужчинам - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

Начиная с 1 января 2017 года возраст, дающий право на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения мужчинами 53 лет, женщинами 48 лет.

ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ЗАЯВИТЕЛЮ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).

К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:

  • документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении");
  • справка о заработке за последние 27 лет подряд стажа работы (для граждан, назначающих пенсию в 2021 году);
  • страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 г.).

В необходимых случаях представляются:

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.

Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.

Пенсии в СССР выплачивались из взносов в предприятия государственного и социального страхования. Взносы в Советском Союзе выплачивались без каких-либо вычетов из заработных плат.

Более того: даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсионные выплаты.


Пенсия до и после революции в России и в Советском Союзе

В России впервые начали платить пенсии после революции.

В августе 1918 г были введены пенсии для бывших военнослужащих, в частности – для военных инвалидов, служивших в Красной Армии.

В 1923 г к ним присоединились партийные активисты. Но это относилось только к категории старых большевиков и политкаторжан, а вовсе не к тем, кто условно вступил в партию в 1918 г.

В 1928 г было очередное расширение: пенсии стали выплачиваться людям, работающим в горнорудной и текстильной промышленности.

В 1935 году выплата пенсий по нетрудоспособности и старости возлагалась на артели, в которых создавался специальный фонд.

Крестьяне в дореволюционной России в принципе не получали никаких пенсий. При советской власти пенсии колхозникам платили далеко не сразу. Только в начале 60-х годов стали происходить дополнительные изменения в социальной сфере. Именно тогда появилась всеобщая пенсионная система.

Были 2 базовые конструкции:

  • пенсия рабочим и служащим государственных предприятий;
  • пенсия колхозникам.

До этого времени советская власть не обращала на это никакого внимания.

В 1974 г было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. При этом некоторые категории граждан получили право на назначение пенсии по выслуге лет. Но эти нормы регулировались специальными законами.

Первая реформа

Специальным постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г произошло утверждение кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА, для лиц, находящихся на службе на флоте, а также для членов их семей, включая детей.

Всеобщие пенсии ввели только в 1937 г, к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Накануне ВОВ было введено постановление, определившее размер пенсии в СССР. Он зависел от стажа работы, от размера заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

Вторая реформа

Закон о государственных пенсиях был принят в 1956 г. Дополнения к этому закону СССР вышли в 1964 г (закон о пенсиях и пособиях членам колхозных хозяйств). Только после этого колхозники получили относительно равные права с рабочими.

Согласно закону СССР о государственных пенсиях, формирование и начисление пенсий было возможно в отношении:

  • рабочих и служащих;
  • военнослужащих;
  • граждан, ставших инвалидами (им выплачивалась пенсия по инвалидности);
  • членов семей в т. ч. детей вышеуказанных граждан (в случае потери кормильца).

Также выплачивались пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

Когда уходили на отдых

Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, женщины – в 55 лет. Эта планка существовала с начала 30-х годов.

При этом повышение возрастной рамки пенсий государству было невыгодно. Ранний выход на пенсию обозначался как компенсация невысокого размера самих пенсионных выплат.

Пенсионный минимум в СССР

Минимальная пенсия в СССР (пенсия по старости) официально составляла 35 р.

Средняя пенсия в СССР составляла 65 рублей. Максимальная пенсия в СССР составляла 120 р.

Рабочий стаж

При начислении пенсий учитывался стаж работы. Это касалось абсолютно всех профессий. После реформы 1956 г было установлено, что допускается уход на пенсию после 25 лет (мужчины) и после 20 лет (женщины) труда.

Выход на отдых досрочно

Право на досрочный выход на пенсию появилось только в 1991 г. Это касалось мужчин, имеющих трудовой стаж 42 года, и женщин, имеющих трудовой стаж 37 лет.

Им пенсия назначалась на 2 года раньше общеустановленного возраста выхода на пенсию. Этот закон стал действовать во всех республиках бывшего СССР.

Выходить на пенсию раньше положенного срока разрешалось в случае:

Сколько получали при Советском Союзе

В 60-80-е гг существовало понятие о пенсии союзного значения. Средний размер такой пенсии, согласно Конституции СССР, составлял 252 р./мес. Размер республиканских и местных пенсий в СССР – 162 р. и 140 р. соответственно.

Расходы на пенсию в СССР

Расходы на пенсии в СССР с 1940 г по 1986 г

Предполагалась прибавка к пенсии – ежегодная выплата на оздоровление.

Средний уровень пенсионной системы был достаточно низким (особенно в сравнении с европейскими странами, хотя бы теми, которые входили в социалистический лагерь).

Как только цены на нефть стали падать, выяснилось, что залатать бюджетные дыры невозможно. Соответственно, одними из первых пострадали пенсионеры, численность которых за 30 лет увеличилась с 14 млн до 34 млн человек. Пенсионные ставки при этом оставались неизменными.

В 1980 году доля дотации из бюджета в фонд социального страхования достигла 60%. Конституция СССР декларировала общие социальные гарантии. При этом общий уровень жизни неукоснительно снижался.

До 80% малообеспеченных людей были именно пенсионерами преимущественно старшего и преклонного возраста. Повышать им пенсии (в размере 15-20 р.) не было никакой возможности.

Профессиональные пенсионные выплаты

Доплата (надбавка к пенсии) квалифицированным специалистам выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к заработной плате, а потом – к пенсии.

Сумма по советским меркам была гигантской. Но людей, которым могли начислять дополнительные выплаты, было немного. У всех остальных социальные пенсии были гораздо скромнее.

Сколько платили труженикам

В 30-е годы было осуществлено введение льготных добавок престарелым колхозникам и единоличникам.

В 60-е годы пенсия в колхозах выплачивалась по 6-8 р. У некоторых при общем стаже по 40 лет, стаж для пенсий был неполный, так как колхозный стаж не учитывался при уходе на пенсию с госпредприятия.

В середине 60-х гг колхозник-крестьянин получал 12-14 рублей, потом (примерно к середине 70-х гг) 20-24 р.

Колхозники, вышедшие на пенсию в 1962 г, имевшие к этому моменту стаж 31 год, могли получать пенсии в размере 6 рублей. В 1974 году пенсию им повысили до 12 р., а в 1984 увеличили ещё раз, и выплата стала уже 40 р.

Льгот для колхозников никаких и не было. Помогали только инвалидам войны.

Учитель при з/п в 220 р. получал пенсию в размере 130 р. Расчёт пенсии преподавателя осуществлялся, исходя из стажа.

Сметчик, решивший уйти на пенсию в 1965 г, и имевший з/п в размере 120-140 р., получал пенсию 85 рублей.

Во времена СССР минимальная пенсия шахтёра начислялась из расчёта: 10 лет – 120 р., 15 лет – 140 р., 20 лет – 160 р., 25 лет – 180 р.

Пенсии у военных

В союзе были миллионы военных пенсионеров. Военные пенсии СССР были в 2 раза выше, чем у обычных тружеников.

Отставные офицеры армии (например, те, кто находился в звании полковника) и государственной безопасности могли получать пенсионное жалование в размере 250 р./мес. Служащие МВД СССР получали 220 р./мес.

Героям СССР денежное довольствие только за саму медаль выплачивали в размере 240 р./год или 20 р./мес. Ветераны ВОВ получали дополнительные льготы на получение жилья, машины, проезда любым видом общественного транспорта.

Выплаты инвалидам

Минимальные размеры (минимум) пенсионных выплат по инвалидности:

  • 1 группа: 75 р.;
  • 2 группа: 50 р.;
  • 3 группа: 26 р.

Максимальные размеры: для 1–2 группы – 120 р., 3 группа – 60 р.

Размеры пенсий по потере кормильца:

  • 3 и более членов семьи: 75 р.;
  • 2 члена семьи: 50 р.;
  • 1 член семьи: 28 р.

Депутатские пенсии

В 2015 г в Госдуме выступили с предложением увеличить размер пенсии первым советским народным депутатам.

Предполагалось, что размер пенсии депутата СССР должен составлять 200 тыс. р./мес. Это на 55% меньше, чем размер пенсии нынешних депутатов Госдумы.

Что насчёт работающих пенсионеров

Пенсии работающим пенсионерам в РФ не индексируются с 2016 г. В 2022 г планируется их увеличение: сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне президента и правительства.

Советские и российские пенсии

Не стоит сравнивать пенсии в России и СССР, уровень жизни тогда и сейчас совершенно разный.

В СССР пенсия рассчитывалась так: если средняя з/п была до 50 р./мес., то пенсионерам выплачивалось 85% от з/п, т. е., 40 р.

Если размер месячной з/п составлял 50–60 р., то пенсия составляла 75% от неё. В итоге пенсионер получал около 43 р.

Размер пенсии в СССР

Какую пенсию с какой зарплаты платили в СССР

В России страховая пенсия по старости рассчитывается по следующей формуле: сумма пенсионных коэффициентов множится на стоимость 1 пенсионного коэффициента в году назначения выплат. Далее прибавляется сумма фиксированной выплаты.

Нынешний кризис больнее всего ударил по людям предпенсионного возраста. Считается, что число пенсионеров будет сокращено за счёт увеличения возраста выхода на пенсию. При этом далеко не факт, что у нынешнего поколения вообще будет хоть какая-то пенсия.

Читайте также: