Какие государственные пенсионные фонды существуют в россии

Обновлено: 25.06.2024

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Знать рейтинг НПФ по доходности очень важно, если Вы не пользуетесь государственным пенсионным фондом. Ведь чем выше в рейтинге фонд находится негосударственный пенсионный фонд, тем выше его надёжность. Также будут выше выплаты.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд является обособленной от государства организацией, главная цель которого – выплаты пенсий всем участникам фонда. Такие организации есть практически во всех развитых странах. В России же первые независимые фонды появились ещё в постсоветский период, и занимались тем же самым, чем и во всём мире – накоплением денег и выдачей пенсий.

Как работают НПФ в России

Работают негосударственные пенсионные фонды следующим образом – клиент заключает с организацией договор, по которому он будет ежемесячно перечислять на свой счёт в ней определённые суммы. Также клиенту даётся выбор пенсионной схемы.

Когда вкладчик перечисляет деньги на свой лицевой счёт в организации, эти деньги НПФ перенаправляет в пенсионный резерв. Из этих резервов деньги отправляются надёжные активы. Такая операция чаще всего проходит через управляющую компанию. Если инвестирование было проведено удачно, то размер пенсионных пенсий клиента увеличивается. Так же следует помнить, что около 15 процентов от полученной в результате успешной инвестиции средств отправляются управляющему негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании. Эти средства не идут в карман управляющему. Вместо ими наполняется резервный фонд. Также с их помощью осуществляется обслуживание НПФ.

Когда клиент НПФ выходит на пенсию организация начинает подсчитывать, сколько он вложил денег в НПФ. На основании полученной суммы определяется, какие выплаты будет получать клиент.

Рейтинг НПФ по доходности

Для того чтобы определить, какой фонд лучше выбрать, нужно взглянуть на рейтинг НПФ. Там можно найти такой фонд, который подойдёт Вам лучше всего. Так же мы подготовили таблицу с рейтингом НПФ по надежности.

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов 2019-2021 года и полную таблицу с данными можно скачать по этой ссылке.

Наименование НПФУчастники*Доходность**Подробнее
НПФ "Электроэнергетики"023,44Подробнее
НПФ "Стройкомплекс"38 7552,20Подробнее
НПФ "ОПФ им, В,В, Ливанова"55 8934,50Подробнее
НПФ "Поддержка"014,05Подробнее
НПФ "Газпромбанк-фонд"07,62Подробнее
НПФ "Согласие"370 87210,45Подробнее
НПФ "Альянс"4 2506,82Подробнее
НПФ "Национальный НПФ"284 9298,02Подробнее
НПФ "Гефест"30 40312,36Подробнее
НПФ "ГАЗФОНД"05,27Подробнее
НПФ "БОЛЬШОЙ"429 64810,47Подробнее
НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"06,11Подробнее
НПФ "Сбербанка"8 744 3308,91Подробнее
НПФ "Первый промышленный альянс"31 8539,50Подробнее
НПФ "МОСПРОМСТРОЙ-ФОНД"05,60Подробнее
НПФ "УГМК-Перспектива"92 4878,83Подробнее
НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ"010Подробнее
НПФ "Сибирский сберегательный"09,97Подробнее
НПФ "Волга-Капитал"66 4215,55Подробнее
НПФ "Алмазная осень"33 8618,79Подробнее
НПФ "Пенсионный фонд "Ингосстрах"09,67Подробнее
НПФ "ВТБ Пенсионный фонд"2 661 8738,94Подробнее
НПФ "РГС"09,48Подробнее
НПФ "Негосуд. Сберегательный ПФ"04,16Подробнее
НПФ "Титан"08,83Подробнее
НПФ "АКВИЛОН"9 6746,38Подробнее
НПФ "Сургутнефтегаз"37 9846,92Подробнее
НПФ "ВНИИЭФ-ГАРАНТ"08,57Подробнее
НПФ "Корабел"08,04Подробнее
НПФ "Социум"308 7166,91Подробнее
НПФ "Роствертол"9 1738,26Подробнее
НПФ "Транснефть"48 8747,41Подробнее
НПФ "Магнит"228 4370,68Подробнее
НПФ "Империя"07,93Подробнее
НПФ "Авиаполис"08,50Подробнее
НПФ "АВТОВАЗ"07,63Подробнее
НПФ "Профессиональный"20 5990,65Подробнее
НПФ Оренбургский "Доверие"07,07Подробнее
НПФ "Пенсион-Инвест"05,70Подробнее
НПФ "Атомгарант"08,86Подробнее
НПФ "САФМАР"3 891 4456,76Подробнее
НПФ "НЕФТЕГАРАНТ"1 473 14011,34Подробнее
НПФ "Достоинство"06,37Подробнее
НПФ "Пенсионный выбор"08,58Подробнее
НПФ "Доверие"114 6792,40Подробнее
НПФ "Ингосстрах-Пенсия"05,37Подробнее
НПФ "АПК-Фонд"010,19Подробнее
НПФ "НЕФТЕГАРАНТ-НПО"05,99Подробнее
НПФ "ТРАДИЦИЯ"02,47Подробнее
НПФ "Образование"101 045-0,57Подробнее
НПФ "ГАЗФОНД пенсионные накопления"6 485 5396,37Подробнее
НПФ "Ханты-Мансийский"134 2553,04Подробнее
НПФ "Владимир"16 65410,01Подробнее
НПФ "Межрегиональный НПФ"01,41Подробнее
НПФ "Телеком-Союз"15 737-15,67Подробнее
НПФ "Внешэкономфонд"0-8,01Подробнее
НПФ "Губернский"00,39Подробнее
НПФ "Согласие-ОПС"00Подробнее
НПФ "НЕФТЕГАРАНТ"00Подробнее
НПФ "Атомфонд"60 7290Подробнее
НПФ "ФЕДЕРАЦИЯ"88 1450Подробнее
НПФ "Социальный Мир"0-0,01Подробнее
НПФ "Социальное развитие"83 157-0,44Подробнее
НПФ "БУДУЩЕЕ"4 310 1075,90Подробнее
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"0-26,75Подробнее
НПФ "Уголь"0-16,83Подробнее
НПФ "Муниципальный"--Подробнее

* — количество застрахованных лиц (человек);

** — доходность (в %) размещения средств пенсионных резервов до выплаты вознаграждения управляющим компаниям, специализированному депозитарию и фонду.

Как определяется доходность негосударственных пенсионных фондов?

Главное, почему можно вычислить рейтинг доходности – это уровень дохода, получаемый в результате вложений средств клиентов в надёжные и доходные активы.

Другие критерии отбора НПФ

Также, не менее важным, чем доходность, является надёжность. Поэтому потенциальные клиенты стараются выбирать те негосударственные пенсионные фонды, которые занимают лидирующие позиции в обоих рейтингах.

Плюсы и минусы НПФ

Начать стоит с того, что существует две разновидности негосударственного пенсионного фонда – в обязательном и необязательном пенсионном страховании. Плюсы и минусы у них разные.

Плюсы НПФ в ОПС:

  • Надёжная страховка вложенных средств . Обязательное пенсионное страхование – это услуга, на которую имеет право любой гражданин Российской Федерации. Она надёжно застраховывает пенсионные взносы, так как даже если с НПФ что-то случится, все взносы будут перенесены в Пенсионный фонд России.
  • Низкая доходность . Так как обязательные выплаты имеют свой минимум, компании не могут инвестировать в ненадёжные активы.
  • Серьёзные ограничения . Так как обязательное пенсионное страхование закреплено законом, оно имеет ряд серьёзных правил и ограничений, которые могут довольно сильно осложнить жизнь клиенту.

Плюсы НПФ в НПС:

  • Высокая доходность . Так как ограничений на необязательное страхование государство наложило значительно меньше, то НПФ может вкладываться в более рискованные проекты, которые могут привести к намного большей прибыли.
  • Удобные условия . Практически никаких ограничений по условиям нет. Клиент может подстроить условия вкладов и выплат так, как ему будет удобно.
  • Серьёзные риски . В случае, если с НПФ что-то случится, то есть серьёзные риски что деньги просто пропадут и вернуть их не получится. Тогда не будет ни денег, ни выплат.

Популярные запросы

Во всяком случае, НПФ может вызвать у многих граждан РФ вопросы. Оно и не удивительно, ведь многие даже не знают, что кроме Пенсионного фонда России у нас есть и другие, негосударственные организации.

Можно ли сменить НПФ?

Да, это не запрещено. Однако, есть два условия. Во-первых, переход занимает много времени. Однако, можно выполнить досрочный переход, тогда переход займёт всего год. Да, это тоже довольно большой промежуток времени, но всё равно меньше стандартного – пять лет. В то же время есть вероятность того, что при досрочном переходе часть доходов на личном счёте просто исчезнет.

Во-вторых, нужно подать заявление о срочном переходе. Если перевод срочный, а не досрочный, то его примут первого декабря. Подать его можно через отделение Пенсионного фонда России и портал Госуслуги.

Как перевести деньги из НПФ?

Для того чтобы перевести деньги из одного фонда в другой, или вообще перевести их в ПФР, то нужно будет написать заявление, а после дождаться подтверждения о переводе.

Сделать это можно двумя способами:

  1. Можно прийти в ближайшее отделение пенсионного фонда России и заполнить специальный бланк. Также нужно будет принести паспорт и СНИЛС. С теми же документами также можно будет прийти в крупные банки, они тоже могут предоставить такую услугу.
  2. Можно обратиться в НПФ. Там можно на законных основаниях потребовать расторгнуть договор и подготовить все документы для перевода средств.

ПФР или НПФ – что лучше?

На самом деле, эти две структуры не сильно отличаются друг от друга. Просто одна государственная, а другая – нет.

Также есть ещё несколько отличий. Например, в независимом фонде средства с личного счёта могут быть вложены в надёжный и прибыльный актив. В итоге размер пенсионных выплат повысится. В ПФР нет. В то же время, в ПФР все вложенные средства никуда не пропадут, а НПФ может в любой момент объявить себя банкротом. Тогда все средства просто пропадут.

Заключение

Как можно понять, НПФ – это понятная организация, которая в чём-то превосходит, а в чём-то уступает ПФР. Просто нужно взвесить все за и против и решить, какой лучше выбрать. Если же Ваш выбор падёт на независимый фонд, то нужно будет обязательно посмотреть на рейтинги.

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
По своей сути внебюджетные фонды (государственные) создаются обособлено от государственных бюджетов всех уровней с целью решения узкоцелевых социальных или экономических задач в обществе.

Видео лекция - Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Изначально средства, аккумулируемые во внебюджетном фонде носят целевой характер использования, в отличие от средств традиционных бюджетов, которые являются обезличенными. На данный момент они являются важным звеном государственной финансовой системы. Внебюджетные фонды представляют собой один из методов (механизмов) перераспределения финансовых ресурсов в пользу определенных социальных групп населения и на приоритетные экономические задачи. Источниками формирования внебюджетных фондов, как правило, являются целевые налоги и сборы. Но они являются не единственными такими источниками, как показывает реальная практика бюджетного процесса. Зачастую средства бюджетов разных уровней (федерального, региональных и местных) также используются для формирования части доходов государственных внебюджетных фондов.

Статус и целевое назначение внебюджетных фондов можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1.

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Доходы государственных внебюджетных фондов можно классифицировать следующим образом:

  • целевые налоги и сборы, установленные законодательно с физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • средства бюджетов всех уровней бюджетной системы, передаваемые во внебюджетные фонды для осуществления целей их деятельности;
  • прибыль от коммерческой деятельности внебюджетных фондов, в том числе доходы от размещения временно свободных средств фондов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно дать следующее определение: внебюджетные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, собственником которых являются исполнительные государственные власти всех уровней (федеральные, региональные и местные), созданные для решения определенных социальных или экономических задач. Порядок использования внебюджетных фондов будет подробно рассмотрен в следующих вопросах.

Основное отличие внебюджетных фондов от традиционных бюджетов – они имеют строго целевое значение. Средства, концентрируемые в таких фондах, могут быть использованы только на цели, ради которых и был создан данный внебюджетный фонд. В основном, внебюджетные фонда имеют собственные источники формирования, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Но в любом случае, государству необходимо основные усилия акцентировать, прежде всего, на развитии промышленности в стране и увеличении налоговой базы. Никакие административные и монетарные меры не помогут увеличить пенсии. Рецепт один – увеличение налоговых поступлений в бюджет, а это возможно только с увеличением масштабов производства в экономике России. Чем больше налоговых платежей будет поступать в бюджет, тем больше возможностей будет платить достойные пенсии пенсионерам.

2. Пенсионный фонд Российской Федерации

Немного из истории Пенсионного фонда России с официального сайта 1 : «…12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

“Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.“

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

«…Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ- трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

Непосредственно о деятельности и функция Пенсионного фонда России на официальном сайте внебюджетного фонда сказано следующее:

«…Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.

2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.

Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Фонд выполняет ряд социально значимых функций:

Части первая данного Положения гласят:

То есть закон устанавливает, что ПФР это совершенно отдельный фонд, не входящий в какой бы то ни было бюджет (другой фонд) и имеет право не только собирать установленные законом поступления, но и инвестировать временно свободные из них с целью получения прибыли.

Части 3. Первой главой установлены следующие права Пенсионного фонда России:

«…3. ПФР обеспечивает:

Предметом регулирования части 4. Главы 1 являются средства, за счет которых формируется данный внебюджетный фонд:

«…4. Средства ПФР формируются за счет:

Часть 6. Главы 1 устанавливает порядок использования средств внебюджетного фонда:

«…6. Средства ПФР направляются на:

Структура Пенсионного Фонда РФ выглядит следующим образом (схема 1.), взята с сайта информационного центра в ПФР. 8

Схема 1. Структура Пенсионного фонда России

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Части 7-11 Положения устанавливают организационную структуру Фонда (схема 1.):

«…7. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.

В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

9. Правление ПФР:

  • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
  • определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
  • утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
  • назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
  • утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.

  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
  • решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

10. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации.

Из вышесказанного становится понятна структура, функции и назначение Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственных финансов России. Необходимо понять в цифрах, какая доля налогов и иных средств поступает в бюджет Пенсионного фонда и на какие цели расходуются эти денежные средства.

Таблица 1.

Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение) 10

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

То есть можно сделать вывод, что целевых сборов, то есть взносов на обязательное социальное страхование не хватает и финансировать дефицит ПФР все равно приходится за счет других источников, в данном случае за счет средств Федерального бюджета России.

Таблица 2.

Доля ВВП в доходах консолидированного бюджета РФ и бюджета ПФР в млрд. рублей

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Из таблицы 2 мы видим, что в 2018 и 2019 годах на выплату пенсий (в основном по старости) направляется до 7% совокупного ВВП России. Повышение пенсий на 10% сразу увеличит общую налоговую нагрузку на экономику примерно на 1%, которая на 2019 составляет 36% ВВП. Повышение пенсий на 50%, как-бы хотели, конечно, многие, увеличит совокупную налоговую нагрузку на экономику до 40% ВВП, что уже является очень высоким показателем и грозит серьезными проблемами с рентабельностью хозяйствующих субъектов.

По статистике в 2019 году средняя пенсия в России составляла 15 000 рублей в месяц. Конечно, это действительно мало при текущем уровне цен. Для полноценной жизни, на мой субъективный взгляд, исходя из уровня цен в Росси в 2019 году, необходимый минимум пенсии – 25 000 рублей в месяц. То есть требуется повышение на 60-65% текущей пенсии. Исходя из текущих параметров бюджета, объема ВВП и иных показателей, к сожалению пока это только мечты. Для подобного роста пенсий ВВП России должен быть на уровне 150 триллионов рублей, что конечно, в ближайшие 2-3 года, к сожалению недостижимо.

Макроэкономические показатели Российской Федерации за 2019 и 2020 годы (по данным Минфина РФ) 14

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по доходам (фактическое исполнение) 15

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по расходам (фактическое исполнение) 16

Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Список использованных источников:

Федеральные законы и подзаконные акты:

1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР";

2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 N 380-ФЗ;

3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";

4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ;

11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования";

Делаем правильный выбор между государственным и негосударственным пенсионным фондом

Пенсионное страхование

Лицам, имеющим российское гражданство, и рожденным после 1967 года, предоставлена возможность обеспечить свою пенсию с максимально выгодными условиями. В результате принятия ряда положений пенсионной реформы с 2002 года все будущим пенсионерам стал доступен выбор пенсионного фонда по своему усмотрению.

Более того, все работоспособные лица имеют право определять величину накопительной и страховой части своей будущей пенсии, влияя таким образом на размер пенсионных выплат в будущем.

Вопросы формирования пенсионных выплат наряду с центральным органом этой системы — ПФР — были доверены и учреждениям негосударственного формата — НПФ. Значительно расширившиеся возможности многих плательщиков пенсионных страховых взносов поставили перед выбором — что для них лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный?

Отличие государственного от негосударственного фонда?

В чем отличия государственных и негосударственных фондов?

Принципы работы обеих категорий пенсионных фондов в основном идентичны. В обоих случаях страхователь переводит установленную сумму взносов для пополнения лицевого счета, который имеется у каждого гражданина.

Однако имеются для обоих видов фондов отличия законодательного и правового характера. Государственная структура полностью зависит от принятых на правительственном уровне решений и также полноценно контролируется федеральными органами. В то же время контроль за работой фондов негосударственного формата осуществляется лишь частично.

При этом в некоторых вопросах НПФ имеют большую свободу в отношении принятия решений.

Для застрахованных лиц значение имеют несколько критериев, составляющих список, определяющий, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный. Вот в чем выражаются отличия, играющие ключевую роль в выборе пенсионного фонда:

  • Стабильность работы самого учреждения;
  • Надежность в отношении пенсионных выплат;
  • Возможности инвестирования в доходные инструменты;
  • Рентабельность вносимых пенсионных взносов и величина пенсионных выплат;
  • И, безусловно, важным является факт наличия гарантий фонда перед своими застрахованными лицами и страхователями.

В то же время и страхователей могут интересовать некоторые вопросы, касающиеся того, что лучше предпочесть — государственный или негосударственный фонд пенсионного страхования. Интерес страхователей лежит, прежде всего, в области полномочий, предоставленных разным категориями фондов. Это вызвано тем, что фонды пенсионного страхования, выступающие в роли страховщиков, имеют определенные права и даже обязанности в отношении проведения проверок страхователей, регулярности и прозрачности поступления страховых взносов, состояния финансовой документации по выплате взносов. Такие процедуры не доставляют огромного восторга работодателям, и потому им удобнее было бы сотрудничать с максимально лояльными структурами.

Узнайте также о том, кто такие агенты пенсионного страхования из следующего источника.

Достоинства государственной пенсионной системы

Достоинства государственной пенсионной системы

Многие десятилетия эта структура развивалась так, чтобы все люди пенсионного возраста могли бы иметь гарантированный пенсионный доход. Причем зачастую самих будущих пенсионеров никто и никогда не спрашивал относительно их приоритетов в вопросах пенсионного обеспечения.

С начала третьего тысячелетия реформирование этой устаревшей системы привело к тому, что уже с 2012 года был изменен алгоритм перераспределения страховых взносов на лицевом номере СНИЛС. Если ранее страхователь уплачивал за каждого своего сотрудника 22% от размера его заработной платы, то теперь это может делать и само застрахованное лицо, что дает возможность обеспечить себе пенсию даже неработающим гражданам.

Пенсионный фонд государственной структуры определенно выигрывает в отношении стабильности своей работы. Все его действия регламентируются на правительственном уровне, что и служит гарантией стабильного и надежного обслуживания граждан.

Однако за такую стабильность застрахованным лицам приходится в некотором смысле платить. Точнее — им приходится жертвовать частью доходности своих пенсионных накоплений. При всей стабильности и гарантиях надежности главный фонд пенсионного обеспечения не может продемонстрировать высокую степень рентабельности. Это вызвано ограничениями в выборе инвестиционных инструментов. ПФР имеет право лишь на небольшую часть из них:

  • Облигации федерального займа;
  • Муниципальные облигации;
  • Акции ведущих российских государственных корпораций;
  • Ценные бумаги по долевым паям.

Кроме того, эта структура солидарна с государственной экономической политикой, а само государство несет субсидиарную ответственность перед застрахованными лицами за все действия центрального пенсионного фонда РФ.

Но как бы ни были привлекательны достоинства пенсионной государственной структуры, ее доходность оставляет желать лучшего. На нынешний момент рентабельность пенсионных накоплений в государственном ПФ составляет всего 6,07% годовых. А это никак не может покрывать убытки по инфляции в долгосрочной перспективе.

Но этот, один из немногих недостатков, успешно компенсируется тем, что эти 6,07% будут гарантированно начислены, а вся сумма — стабильно находиться на лицевом счете. При этом застрахованное лицо может не волновать риск банкротства данного субъекта пенсионной системы страхования или лишение его лицензии.

Как перейти из негосударственного ПФ в государственный?

Чтобы перейти из негосударственного пенсионного фонда в государственный, необходимо подать заявление о смене страховщика в ближайшее отделение ПФ России. Сделать это можно в период с 1 января по 1 декабря. Последний месяц года отводится на обдумывание гражданином своего решения.

При этом возможно два варианта перехода:

  • досрочный (перевод средств до окончания марта следующего года);
  • срочный (перевод денег будет осуществлен после окончания 5 лет пребывания в НПФ с момента подачи заявления).

Второй вариант предполагает более длительную процедуру перехода, но при этом гарантированно сохраняются доходы от инвестиционной деятельности негосударственного учреждения. Если же выбрать досрочный переход, появляется риск потерять свой доход и получить только накопления без инвестиционных доходов.

Заявление о переходе из негосударственного ПФ в государственный подается согласно ФЗ №75, регулирующему деятельность НПФ. При этом отдельное заявление о расторжении договора с таким учреждением не требуется.

Достоинства негосударственных субъектов пенсионного страхования

Достоинства негосударственных субъектов пенсионного страхования

В прежние времена, когда распоряжение пенсионными накоплениями происходило монопольно посредством государственного фонда, доля страховых выплат составляла 22 процента от полученного застрахованным лицом дохода.

При этом распределение включало перевод накопительной части на счет в размере 16%, и лишь 6% поступало на страховой счет.

Отныне страховая часть пенсии может составлять все 22%, что открывает больше перспектив в плане роста размера пенсионных выплат. Такая возможность предоставляется негосударственными фондами. И это одно из главных их достоинств.

Что касается рентабельности, то она тоже намного выше показателей государственной структуры, и минимальный порог доходности обычно составляет 10% и выше. Например, лидер рейтинга НПФ по данным Банка России состоянием на апрель 2020 года обеспечивает доходность в 13, 10%.

Высокая степень инвестиционной рентабельности во многом обусловлена тем, что НПФ не имеют ограничений в выборе инвестиционных фондовых инструментов. Аналогично они обладают большей свободой выбора управляющих компаний, при этом число таких компаний тоже не ограничено. Так соблюдаются принципы диверсификации рисков, что способствует надежности и сохранности пенсионных страховых накоплений граждан.

Неоспоримым преимуществом вкладов в негосударственные ПФ есть наличие договора. В его условиях застрахованное лицо может указать имена правонаследников, которым будет выплачена полностью вся сумма накопительной и страховой частей пенсии в случае его смерти.

К списку рисков при сотрудничестве с этими структурами можно отнести вероятность отзыва лицензии, банкротство вследствие некорректного управления капиталом и прочие риски нерыночного характера.

Однако максимум, что может потерять вкладчик — это некоторую часть процентов. При наступлении подобных рисков государственными структурами создается временное правление, а все клиенты прекратившего деятельность фонда в течение трех месяцев получают свои деньги и могут перевести их в другое учреждение.

Что лучше выбрать?

Выбирая государственный или негосударственный фонд пенсионного страхования, стоит принимать во внимание собственные приоритеты. Стремление к большей доходности мотивирует обращаться к услугам НПФ, но соображения практичности и надежности диктуют необходимость сотрудничества с государственным фондом.

Только учитывая собственные приоритеты, можно определить, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный.

Читайте также: