Какая пенсия в чили

Обновлено: 16.05.2024

В Чили реформа пенсионной системы стартовала в 1981 году. Ее вариант, разработанный в духе идей либерализма и монетаризма представителями Чикагской экономической школы и реализованный правительством Пиночета, не имел аналогов в истории пенсионного обеспечения. До Второй мировой войны накопительные принципы финансирования активно применялись в пенсионном обеспечении развитых стран, но в Чили впервые была предложена национальная пенсионная система, в которой накопительное финансирование сочеталось с индивидуальными счетами, отказом от заранее гарантированного размера пенсий (система с установленными взносами) и передачей управления пенсионным обеспечением частным компаниям.

В Чили полностью отказались от распределительного элемента в пенсиях, перешли на обязательные пенсионные накопления. Только тем, кто за 20 лет уплаты взносов не сумел накопить достаточно средств, после проверки нуждаемости выплачивалась за счет общих налогов минимальная пенсия.

Ставка взносов была снижена до 13%, из которых 10% полностью зачислялось на накопительные счета для формирования будущей пенсии по старости, 3% шло на страхование рисков наступления инвалидности или потери кормильца. Взносы брались только с заработков самих работников. Работодатель в систему не платил ничего.

Работники, начавшие трудовую биографию до старта новой пенсионной реформы, могли выбрать: оставаться в распределительной системе или перейти в накопительную. Перешедшим заработанные в прежней системе права конвертировались в специальные государственные облигации. Участники накопительной системы сами выбирали фонд для инвестирования накоплений и могли свободно менять свои предпочтения. Государство гарантировало участникам минимальную доходность накоплений и сохранение накоплений или пенсий в случае банкротства фонда.

С началом реформы пенсионный возраст повысился на 5 лет и составил 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсия стала выплачиваться в форме аннуитета, также была допустима выплата части пенсии в виде разового платежа. Для расчета аннуитета используется ожидаемая продолжительность жизни – отдельно для мужчин и женщин. Допускается более ранний выход на пенсию, если пенсионные накопления позволяют получать ежемесячную пенсию на уровне не менее 50% среднемесячной зарплаты за последние 10 лет и 110% минимальной гарантированной пенсии по старости.

На старте пенсионной реформы накопленные обязательства прежней системы оценивались в 100% ВВП. Для финансирования издержек сосуществования двух систем чилийское правительство использовало профицит бюджета, проводило жесткую бюджетную политику по экономии государственных расходов, выпустило государственные облигации. Издержки снизились и благодаря повышению пенсионного возраста.

Первое десятилетие чилийской пенсионной реформы было чрезвычайно успешным: реальная (то есть за вычетом инфляции) доходность накоплений не просто была положительной, а превосходила темпы роста зарплаты и в отдельные годы превышала 20% годовых. Поэтому работники активно переходили в новую систему, взносы в которую к тому же были меньше. В результате активы частных пенсионных фондов выросли с менее чем 1% ВВП в первый год реформы до 45% к концу 1990-х годов. Эта реформа стала локомотивом экономического роста и способствовала развитию финансовых рынков.

Тем не менее социальный эффект чилийской пенсионной реформы – ее влияние на число участников, неформальную занятость, фактический пенсионный возраст, осознанный выбор стратегии накоплений, неравенство – оказался противоречивым. Ни одной другой стране, последовавшей примеру Чили, не удалось добиться таких потрясающих успехов. Поэтому чилийский опыт вызывает дискуссию среди специалистов и требует дальнейшего осмысления.

Источники: Rodrigo A. R. and Augusto I. P. (2001). Chile’s Pension Reform After 20 Years // World Bank SP Discussion Paper. N 0129, December; Iglesias-Palau A. (2009). Pension Reform in Chile Revisited: What Has Been Learned? // OECD Social, Employment and Migration Working Paper. N 86, April; Palacios R. and Pallarès-Miralles M. (2000). International Patterns of Pension Provision. World Bank, April; Whitehouse E. (2000). Administrative Charges for Funded Pensions: An International Comparison and Assessment. World Bank Pension Reform Primer. World Bank (2000). Transition: Paying for a Shift from Pay-as-you-go Financing to Funded Pensions. World Bank Pension Reform Primer.




Из развивающихся стран в Чили самые крупные по размеру (к ВВП) пенсионные фонды и относительно высокие показатели уровня развития коллективных инвестиций, страховых компаний, фондового рынка и банков.

В 2011 г. доля в ВВП пенсионных фондов, взаимных фондов и активов страховщиков составляла соответственно 58,5, 13,4 и 19,5%; коммерческих банков в 2010 г. — 70,5%. В 2011 г. капитализация акций к ВВП составила 108,7%, внутренних облигаций — 25,3%. Таким образом, финансовая система Чили является банковско-ориентированной, но с высоким уровнем развития институциональных инвесторов и фондового рынка.

Наличие динамично развивающейся системы внутренних сбережений в Чили во многом обусловлено эффективностью исполнительной власти и благоприятным бизнес-климатом в этой стране. При максимальном значении Индекса эффективности правительства, рассчитываемого Всемирным банком, 2,5 балла в 2011 г. Чили имела оценку 1,2 балла; Аргентина, Бразилия и Мексика — соответственно — 0,2, 0,1 и 0,2 балла.

Согласно индексу надежности пенсионной системы швейцарской школы бизнеса IMD рейтинг пенсионной системы Чили существенно выше аналогичного показателя стран региона. Из 10 максимальных баллов среднегодовое значение рейтинга пенсионной системы Чили за 2008— 2013 гг. составило 6,96 балла, в то время как в Аргентине, Мексике и Бразилии — соответственно 1,44, 3,24 и 2,69 балла.

Для сберегательной системы Чили характерен высокий уровень синергии в развитии пенсионных фондов и коллективных инвестиций. По данным OECD, в 2011 г. 38,1% портфеля пенсионных фондов были вложены в акции (паи) взаимных фондов (см. табл. 1.7). Рост пенсионных накоплений в частных пенсионных фондах придал импульс в развитии страхования жизни, поскольку основной формой пенсионных выплат являются аннуитеты.

Истоки чилийской пенсионной реформы

Чилийская пенсионная реформа для многих стран стала образцом проведения реформ системы социального страхования. Например, под влиянием данной реформы в США было принято решение об использовании ИПС в системе социального обеспечения 1 . В этой связи интересно то, как ее автор Хосе Пиньеро объяснял, почему столь новаторская реформа произошла именно в Чили 271 272 .

В 1974 г. Пиньеро вернулся в Чили, мечтая воплотить идеи экономической свободы в этой стране. В 1977 г. во время одного из публичных выступлений он был замечен А. Пиночетом, который попросил его выступить перед членами кабинета министров. В 1978 г. Пиньеро стал министром труда и социального обеспечения. Перед ним были поставлены две задачи: создать новую систему социального обеспечения и реформировать трудовое законодательство. Идеи реформирования системы социального страхования были частью общей стратегии создания свободного рынка и свободного общества в Чили. Для разработки и реализации пенсионной реформы Пиньеро удалось найти единомышленников.

Реформа готовилась в течение двух лет. Важной стороной ее подготовки была активная разъяснительная работа среди рабочих и по телевидению. Окончательно план реформы был одобрен 4 ноября 1980 г. С 1 мая 1981 г. реформа началась. На начальном этапе ее проведения работникам предоставлялось право выбора — остаться в старой пенсионной системе или открыть ИПС в частном пенсионном плане. Около 95% участников предпочли перейти в частные пенсионные фонды, и только 5% остались в старой системе.

Пенсионная система и ее уровни

По итогам новой реформы 2008 г. современная пенсионная система Чили состоит из следующих уровней: социальной солидарной пенсии нулевого уровня; обязательных пенсионных планов второго уровня, администрируемых частными пенсионными фондами; и добровольных корпоративных и индивидуальных пенсионных программ третьего уровня (рис. 2.29).


Рис. 2.29. Уровни чилийской пенсионной системы после реформы 2008 года

Социальная пенсия (нулевой) уровень

Социальная пенсия включает базовую (солидарную) пенсию и дополнительную (целевую) пенсию.

Базовая пенсия (PBS) была введена в 2008 г. Она устанавливается в виде фиксированной, ежегодно индексируемой суммы. В 2009 г. она составляла 75 тыс.чилийских песо в месяц, или 148 долл.

США. Выплачивается всем лицам, достигшим 65 лет, которые не менее 20 лет прожили в Чили, в том числе в течение четырех лет до выхода на пенсию. Дополнительная (целевая) пенсия, также введенная в процессе реформы 2008 г., призвана обеспечить минимальный прожиточный уровень пенсионеров путем введения небольших пособий для тех из них, которые получают за счет обязательного накопительного плана пенсию ниже ежегодно устанавливаемой предельной величины (Pension Maxima con Aporte Solidatio — PMaS). В 2011 г. данная величина составляла 255 тыс. чилийских песо в месяц (489 долл. США). Если получаемая чилийцем пенсия из накопительного плана меньше размера базовой пенсии (PBS), то ему полагается дополнительная пенсия, рассчитываемая путем умножения размера полученной пенсии из накопительного плана на коэффициент, определяемый путем вычитания из единицы числа, рассчитанного путем деления PBS на PMaS. Например, если размер месячной пенсии из накопительного плана составил 130 долл. США, а PBS равна 148 долл. США, дополнительная целевая пенсия составит около 91 долл. США (130 X (1 - 148/489)). Если размер пенсии из накопительного плана превышает PBS, то размер доплаты определяется путем вычитания из PBS произведения размера пенсии из накопительного плана, умноженной на отношение PBS к PMaS, но не более размера PMS. Например, если месячная пенсия из накопительного плана составила 200 долл. США, то доплата составит также около 87 долл. США (148 -200 X 148/489).

Базовая и дополнительная пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета.

Обязательные частные накопительные пенсионные планы (второй уровень)

Пенсионная система Чили в современном виде была создана пенсионной реформой 1981 г. и заключалась в постепенном замещении государственной солидарной системы обязательными полностью фондируемыми пенсионными планами с установленными взносами, администрируемыми частными пенсионными фондами. Данные планы не являются корпоративными. Право выбора частного пенсионного фонда, открывающего индивидуальный пенсионный счет участнику, предоставлено непосредственно работникам. Они вправе свободно выбирать между разными пенсионными фондами, управляемыми частными специализированными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (administradoras de fondos de pensiones — AFP).

Старая пенсионная система включала в себя 32 разных страховых учреждения с разными профессиональными пенсионными планами (пенсионными кассами) с различными привилегиями для работников разных профессий. Участники не могли выбирать между пенсионными кассами. Размер взноса дифференцировался от 22,65 до 24,91%. За работу страховых компаний отвечало государство. Планы были с установленными выплатами.

Пенсионные фонды стали обязательными для тех, кто начинал свою трудовую деятельность с 1981 г., для остальных же ее использование являлось добровольным. Тем не менее 95% наемных работников предпочли перейти на новую систему, поскольку учет ранее приобретенных прав (посредством специально выпущенных государственных облигаций) и снижение ставки отчислений делали такой переход выгодным.

К 2008 г. число участников новой системы достигло 4,5 млн человек, или 60% от трудоспособного населения. Это значительно выше, чем в среднем по Латинской Америке (28%), хотя и ниже того уровня, который свойствен странам — членам ОЭСР (90%). Число пенсионеров, получающих пенсию из новой системы, достигло к 2008 г. 694 тыс., что составило 15% от числа плательщиков взносов в новую систему и 47% от общего числа пенсионеров в стране.

Объемы взносов и размер активов пенсионных администраторов росли весьма быстрыми темпами. Так, активы достигли 26% от ВВП в 1990 г., 65% — в 2007 г. и снизились до 53% от ВВП в 2008 г. в результате кризиса. Объем ежегодных поступлений в пенсионную систему составляет 4% от ВВП. Следует отметить, что пенсионные администраторы смогли достичь высокого уровня доходов, однако при этом взимали высокие комиссионные.

В новой системе работники могут свободно выбирать между разными частными пенсионными фондами, управляемыми специальными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (AFP). Участники пенсионной системы вправе менять частный пенсионный фонд по своему усмотрению.

Каждый пенсионный фонд должен иметь пять инвестиционных стратегий от А до F, характеризуемых разной мерой риска. В частных пенсионных фондах открыты ИПС участников. Каждый участник не вправе формировать свой персональный портфель пенсионных накоплений, однако он вправе выбирать и менять одну из пяти разных инвестиционных стратегий внутри пенсионного фонда.

Чилийская пенсионная система устанавливает минимальный и максимальный размер доходности, которая выплачивается участникам фонда. И минимальная, и максимальная доходность устанавливается в зависимости от уровня средней доходности всех пенсионных фондов за последние 12 месяцев. В качестве минимума берется один из двух следующих показателей: или 50% от уровня средней доходности всех пенсионных фондов, или доходность на 2% меньше этого среднего уровня. В том случае если фонд показывает доходность ниже минимальной, он должен покрыть разницу из резервного фонда. С другой стороны, если фонд показал доходность выше установленной максимальной, т. е. наполовину выше средней по отрасли пенсионных фондов или выше на 2 процентных пункта, то излишек должен накапливаться в резервном фонде на случай, если фонд не сможет достичь установленного минимума доходности и будет должен покрывать недостачу из резерва. Указанный резерв должен инвестироваться по тем же правилам, что и все средства данного пенсионного фонда.

Обязательные пенсионные планы в Чили администрируются конкурирующими между собой частными финансовыми институтами. Предлагать пенсионные продукты разрешено только пенсионным администраторам и страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни. Все указанные структуры являются коммерческими организациями, ориентированными на получение прибыли. Наблюдается серьезная конкуренция как между пенсионными администраторами в сфере привлечения средств и их управления, так и среди страховых компаний в сфере предложения аннуитетов.

Тем не менее процессы консолидации также сильны: в результате этих процессов число пенсионных администраторов сократилось с 20 в 1990-х гг. до 8 к 2000 г. и всего до 6 в настоящее время. При этом концентрация рынка услуг пенсионных администраторов также увеличилась: три крупнейшие компании контролируют долю рынка в 70%. Среди страховых компаний, напротив, наблюдался рост их числа до 33, из которых 21 компания предлагала аннуитеты. Значительным было иностранное участие в этой сфере: оно достигало 2 /3 капитала. Концентрация на рынке аннуитетов со временем снижалась: если в начале 1990-х гг. на долю трех крупнейших компаний приходилось более 87% этого рынка, то к настоящему времени на их долю приходится менее 30%, при этом доля каждой компании составляет примерно 10%.

На рынке аннуитетов появлялось много компаний, но при этом многие и уходили с этого рынка, поскольку он является высококонкурентным, а размер вознаграждения, а следовательно, и прибыли на капитал, — небольшим.

Пенсионным администраторам разрешено самостоятельно устанавливать размер сборов и комиссионного вознаграждения за управление индивидуальными накопительными счетами. Существуют следующие виды сборов: 1) сбор за открытие нового счета; 2) вознаграждение в виде определенного процента от суммы взносов; 3) плата за управление периодическим выводом средств; 4) плата за управление добровольными взносами; 5) фиксированная плата за период, когда уплачивались взносы. В настоящее время не разрешено удерживать комиссионные за выход из фонда. Данный запрет призван способствовать повышению конкуренции.

Достигнув официального пенсионного возраста, работник вправе использовать накопленную на его ИПС сумму для получения регулярных выплат из пенсионного фонда либо приобрести у страховой компании пожизненный аннуитет. Единовременные выплаты разрешены только при строго определенных условиях. Остаток на счете умершего наследуется. Потерявшие трудоспособность участники получают пенсию по нетрудоспособности, а потерявшие кормильца — пенсию по потере кормильца. Две последние разновидности пенсий могут выплачиваться также либо путем периодических выплат, либо путем покупки аннуитета.

Работник может выйти на пенсию при достижении 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Допускается досрочный выход на пенсию в том случае, если выполняются два условия. Во-первых, размер пенсии, выплачиваемой за счет накоплений на ИПС участника, должен составлять не менее 80% от суммы PMaS (с июля 2012 г.), или около 390 долл. США в месяц. Во-вторых, коэффициент замещения утраченного заработка при выплате пенсии должен составлять не менее 70% (с августа 2010 г.) от среднемесячной заработной платы в течение последнего 10-летнего периода перед выходом на пенсию.

Развитие частной накопительной пенсионной системы привело к бурному росту аннуитетов, особенно среди работников со средним и высоким уровнем заработка. Рост числа участников пенсионных фондов привел и к росту потребности в аннуитетах и как результат — к росту чилийского сектора страхования, который поднялся с 5% от ВВП в середине 1980-х гг. до 20% ВВП в 2011 г. Аннуитеты составляют 70% от общего размера сектора страхования жизни. Соотношение объема страховых премий к ВВП в Чили является самым высоким в Латинской Америке и вполне сопоставимо с уровнем, характерным для стран ОЭСР с высоким уровнем жизни. Проблема самозанятого населения

Одной из острых проблем чилийской пенсионной системы является низкий процент участия самозанятого населения в накопительной пенсионной системе и низкий уровень взносов с их стороны. Чтобы решить эту проблему, в 2008 г. были приняты поправки в закон, постепенно распространяющие принцип обязательного участия в накопительной системе и на самозанятое население. Уровень взносов установлен в 4, 7 и 10% на 2012, 2013 и 2014 гг. соответственно. До конца переходного периода, т. е. до конца 2014 г., самозанятые могут не платить взносов в пенсионную систему, однако они должны выразить это свое желание в явном виде. Начиная с 2015 г. их участие в накопительной системе станет обязательным, ставки взносов будут соответствовать взносам наемных работников, т. е. 10%. Предполагается, что это повысит охват накопительной системы населения на 1 млн человек.

Самозанятым работникам, которые выбрали аннуитет, дается государственная гарантия на выплату солидарной пенсии в размере 100% ее базовой части и 75% той суммы, которая превысит этот уровень.

Налогообложение операций с пенсионными накоплениями

Налогообложение пенсионных накоплений осуществляется по схеме Е-Е-Т.

Взносы в пенсионные фонды можно вычитать из налогооблагаемой базы. Не подлежат налогообложению и доходы, получаемые пенсионным фондом на данные взносы. Разрешены дополнительные добровольные взносы на сумму до 2000 долл. США в месяц. Это сделано для того, чтобы при желании граждане могли накопить достаточно средств для досрочного выхода на пенсию. Дополнительные пенсионные взносы также можно вычитать из налогооблагаемой базы.

После выхода работника на пенсию она становится объектом обложения НДФЛ, как и любой другой доход физлиц. Разрешено также иметь второй ИПС для дополнительных добровольных взносов. Таким счетом можно распоряжаться свободно, однако налоговые льготы предоставляются только на 4 вывода средств в течение года, если только данный перевод средств не осуществляется для пополнения других накопительных счетов.

Инвестиции частных пенсионных фондов

На эволюцию состава и структуры портфеля пенсионных фондов оказывали наибольшее влияние три тенденции: развитие внутреннего фондового рынка, рост размера активов пенсионных фондов и либерализация требований к составу разрешенных инструментов и к лимитам инвестирования в них.

На протяжении первых лет существования пенсионных фондов низкий объем их активов, а также маленькие размеры и неразвитость национального фондового рынка с точки зрения инструментария приводили к тому, что основная часть активов фонда была вложена в государственные облигации, облигации Центрального банка, депозиты и депозитные сертификаты. Во второй половине 1980-х гг. начался процесс приватизации предприятий, что стало причиной увеличения доли акций и корпоративных облигаций. Правда, следует отметить, что 90% вложений пенсионных фондов в акции были осуществлены в акции всего лишь 8 приватизированных предприятий. В 1990 г. пенсионным фондам было разрешено вкладываться в недвижимость и зарубежные инструменты. Впрочем, до 1993 г. иностранные инструменты в портфелях фондов отсутствовали, в 1997 г. не превышали 1%, в 2011 г. достигли 36,4%.

Добровольные пенсионные планы (третий уровень)

Для добровольных взносов участникам пенсионной системы разрешено открывать второй ИПС. Добровольные взносы и ИПС могут администрироваться не только частными ПФ, но и взаимными фондами и банками.

По желанию участников налогообложение добровольных взносов может облагаться по схемам Е-Е-Т или Т-Е-Е.

С 2008 г. работодатели получили право создавать добровольные пенсионные планы (Ahorro Previsional Voluntario Colectivo).

В Чили умирали за справедливость к пенсионерам

После пяти дней протестов, в результате которых погибли 15 человек, президент Чили Себастьян Пиньера представил комплекс мер для выполнения требований протестующих.

Пенсионная система в Чили — "передовая", но плохая

Чили стала первой страной на континенте, которая перешла от государственной пенсионной системы к полностью приватизированной, сейчас там выходит на пенсию поколение, которое будет получать пенсии в соответствии с реформой, проведенной в 1983 году Аугусто Пиночетом.

Диктатор убрал государственные пенсии, выплачиваемые из бюджета, и вместо них ввел индивидуальные пенсионные счета, на которые работники сегодня отчисляют 10% от своей зарплаты. Эти счета управляются частными фондами по выбору работника.

"Чилийские пенсионеры богаче, чем в странах с бисмарковской пенсионной системой (где пенсией занимается правительство). Процент бедных среди стариков в Чили в 3 раза меньше среднемирового уровня", — хвалили систему в неолиберальных СМИ. Недавний рейтинг Mercer поставил эту систему в число лучших. Но оказалось, что либералы выдают желаемое за действительное.

Выяснилось, что база для пенсионных отчислений (зарплата) в среднем чрезвычайно низка, чтобы эти 10% взносов сформировали хорошую пенсию. По словам Фелипе Бруно, директора Mercer в Бразилии, девять из десяти пенсионеров в Чили получают пенсию в объеме менее 60% от минимальной заработной платы, которая сегодня составляет около 470 долларов.

В дополнение к этому экономика Чили (как и любой другой страны) подвержена колебаниям, циклы роста сменяются периодами кризиса, что сказывается на доходности частных пенсионных фондов. В отличие от государственной системы, в системе индивидуальных счетов процентные ставки по ценным бумагам чрезвычайно важны, поскольку они определяют уровень доходов или убытков по пенсионному вкладу.

Фелипе Бруно также подчеркивает тот факт, что в Чили практически нет конкуренции между управляющими пенсионными фондами, которые часто взимают высокие комиссионные за управление и не являются прозрачными. Грубо говоря, куда эти фонды выводят деньги пенсионеров и будут ли они отвечать за отрицательную доходность — никто не знает.

Государство обеспечивает пособие ниже черты бедности

Для тех же, кто не накопил на пенсию, в Чили есть базовая солидарная пенсия (PBSV) — ежемесячное денежное государственное пособие, к которому могут обращаться все лица, которые не имеют права на пенсию по какой-либо пенсионной схеме. Эта пенсия имеет два вида: по старости и по инвалидности. Она выплачивается людям в возрасте 65 лет и старше и составляет примерно 139 долларов США (101 тысячу песо). Эта пенсия ниже черты бедности примерно на 50 долларов. Есть еще в Чили солидарное пенсионное пособие (APSV) — субсидия, выплачиваемая тем, кто зарабатывает менее 470 долларов США.

По данным, представленным президентом Пиньерой, из 2,8 млн пенсионеров в Чили более половины — 1,5 миллиона — нуждаются в поддержке со стороны фондов солидарности. Из общего числа людей, которые зависят от этой поддержки, 62% составляют женщины, имеющие обычно прерывистый трудовой стаж по причине рождения и воспитания детей.

Что предлагает Себастьян Пиньера

Президент Чили признал, что проблемы "накапливались".

"Это правда, что проблемы накапливались в течение многих десятилетий и что разные правительства не могли и не смогли признать эту ситуацию во всех ее масштабах. Я признаю и извиняюсь за отсутствие внимания ", — сказал он, выступая из резиденции перед народом.

Пиньера объявил о "немедленном увеличении на 20% PBSV и APSV, дополнительных выплатах пенсионерам старше 75 лет и женщинам предпенсионного возраста в течение 2021 и 2022 годов. Но, по оценке некоторых чилийских экспертов, это повышение будет незначительным на фоне общего низкого уровня пенсий.

В области здравоохранения и медицины Пиньера собирается создать страховой фонд для покрытия части медицинских расходов малоимущих семей. Он заверил, что минимальную заработную плату, которая теперь называется "минимальный гарантированный доход", он повысит до 482 долларов (350 тысяч песо) для всех, работающих полный рабочий день. Если зарплата будет меньше этой суммы, правительство должно будет субсидировать эту разницу. Он также объявил о создании механизма, предотвращающего повышение тарифов на электроэнергию, однако пока не объяснил, что это за механизм и как он будет работать.

Президент объявил о повышении налогов для тех, кто зарабатывает 8 миллионов песо (11 тысяч долларов), об укреплении Муниципального общего фонда, с помощью которого он будет добиваться "перераспределения средств между общинами с высоким и низким уровнем доходов", а также об уменьшении заплат парламентариям и чиновникам, о сокращении числа парламентариев.

В завершение своей речи Пиньера признал, что эта социальная повестка дня не решит всех проблем, с которыми сталкиваются чилийцы. Но будет необходимым и значительным вкладом в улучшение их качества жизни, особенно в наиболее уязвимых секторах и для среднего класса, с особым приоритетом для детей, женщин и пожилых людей.

После таких слов возникают следующие вопросы: и где преимущества неолиберализма над социализмом? И для этой повестки нужны были убитые и раненые? И последнее — а Мадуро после этого можно критиковать?

Гражданин почти любого государства может рассчитывать на то, что достигнув определенного возраста, правительство будет выплачивать ему пенсионное обеспечение. В большинстве демократических стран это считается неотъемлемым правом гражданина.

Размер пенсии пожилого человека зависит от многих факторов, в числе которых:

Какую пенсию получают в России

После пенсионной реформы 2019 года возраст выхода для женщин увеличился с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65 лет. Дополнительно некоторым категориям граждан назначаются выплаты:

  • по инвалидности;
  • в связи с утерей кормильца;
  • по выслуге лет;
  • за особые заслуги перед государством.


Пенсия в Российской федерации бывает следующей:

  • страховая;
  • социальная;
  • накопительная.

Страховую пенсию начисляют по старости, при инвалидности или по утере кормильца. На социальную пенсию могут рассчитывать те, у кого нет трудового стажа или они не могут его подтвердить.

Граждане России, которые родились после 1967 года могут открыть лицевой счет для накопления пенсионных отчислений, тогда размер накопительной пенсии будет зависеть от суммы сбережений.

В 2021 году в России установлены следующие усредненные размеры пенсии:

  • страховая – 17 563 рубля;
  • страховая по инвалидности – 6 044 рубля;
  • социальная по инвалидности – 5 751 рубль.

Для инвалидов и ветеранов войны средняя пенсия составляет около 20 тысяч рублей.


Какую пенсию получают в Германии

Германия входит в число стран с самой развитой экономикой в мире. В федеративной республике установлен одинаковый пенсионный порог для мужчин и женщин – 67 лет. При этом граждане могут уходить на пенсию раньше, если выплатят пенсионному фонду из личных сбережений компенсацию недополученных средств. Это примерно 0,3% от накоплений за каждый недоработанный месяц.

Средняя пенсия в Германии составляет 782 евро. Гражданин страны в течение трудовых лет отчисляет в пенсионный фонд 20% от своей зарплаты. Десять процентов выплачивает сам работник, а вторую половину выплачивает его работодатель.

Карта Кредитная Польза

Чтобы рассчитывать на страховую пенсию, немецкий гражданин должен отработать на одном предприятии хотя бы пять лет. При необходимости граждане могут обратиться в страховую компанию и самостоятельно определить размер будущей пенсии. Отметим, что в некоторых ситуациях на пенсию могут рассчитывать и иностранные граждане, однако для этого им придется отказаться от выплат на родине.


Какую пенсию получают граждане США

В Соединенных Штатах на пенсию уходят мужчины в возрасте 67 лет и женщины в 65 лет. Средняя пенсия в штатах составляет 1503 доллара в месяц. Особенностью американской системы является возможность накопить необходимую пенсионную сумму, отработав на одном предприятии более десяти лет. Некоторые из граждан, таким образом, накапливают сбережения на две или три пенсии.

Если гражданин хочет уйти на пенсию раньше, он должен подать в комитет мотивированное письмо для этого. При этом он должен быть готов к тому, что в таком случае он получит пенсию меньше, чем мог бы получать, уйдя на пенсию в 67 лет. Кроме того, на такую сумму он больше не сможет рассчитывать ни при каких обстоятельствах. Продолжают работать после наступления пенсионного возраста около 30% американцев.

Размер отчислений в пенсионный фонд составляет 15% от заработной платы. Первую половину гражданин выплачивает сам, а вторую – его работодатель.

Какую пенсию получают в Великобритании

Мужчины в королевстве отправляются на пенсию в 65 лет, а женщины в 60-65 лет. Если британец трудится после наступления этого возраста, он получает надбавку за каждый сверх отработанный год.

В среднем житель Великобритании получает 159 фунтов в неделю. Чтобы получить базовую пенсию, гражданин должен отработать более десяти лет. При этом каждый год увеличивает пенсию на 4,44 фунта стерлингов в неделю. Минимальная недельная пенсия, таким образом, составляет, 44,4 фунта еженедельно.

Если британец выбирает для накоплений частный фонд, он может выбрать сумму взносов самостоятельно. Работники обычно вносят около пяти-восьми процентов от заработка. При необходимости каждый британец может снять четверть от своих накоплений без уплаты налога.

Для ветеранов Второй мировой войны предусмотрены надбавки. Их размер зависит от степени тяжести полученных увечий. В перерасчете на рубли такие выплаты могут составлять до 150 тысяч.


Какую пенсию получают в КНР

В Китае отсутствуют выплаты работникам сельского хозяйства. А вот рассчитывать на выплаты могут менеджеры, государственные служащие и работники промышленности. Мужчины уходят на пенсию в 60 лет, женщины-менеджеры в 55 лет, а остальные в 50.

Средняя пенсия в Китае составляет 370 долларов США. Каждый месяц работник отчисляет в пенсионный фонд 11% от своей зарплаты. Четыре из них автоматически взимаются при начислении пенсии, а остальные семь выплачивает работодатель. Размер пенсии достигает 20% от средней заработной платы работника. Чтобы получить базовую пенсию, китайцу необходимо отработать минимум 15 лет на одном предприятии.

Такие невысокие пенсии на фоне развитой экономики Китая связаны с тем, что в стране очень много граждан, которые старше 65 лет.

Во многом такая ситуация стала следствием ограничений рождаемости, которое практиковали в государстве. Число пенсионеров в Китае превышает количество населения в России.

Как выплачивают пенсии в Японии

Карта возможностей

Если японец продолжает трудиться, то к его накоплениям прибавляется определенная сумма. Так, к 70 годам японцы могут увеличить свою пенсию на четверть.


Как выплачивают пенсию в Дании

Дания официально признана страной с самой высокой пенсией в мире. Среднестатистический датчанин получает пенсию в 2 900 американских долларов. Многие пенсионеры в Дании ощущают себя более обеспеченными, чем работающие граждане. На пенсию граждане выходят в 65-67 лет.

Некоторые датчане, кроме государственной пенсии имеют накопления в частных фондах, что также увеличивает их пенсию. Такие меры помогают королевству сохранить самостоятельность пенсионеров. Для бюджета это намного выгоднее содержания пенсионеров в домах престарелых, поскольку они оплачиваются из государственных средств.

Как выплачивают пенсию во Франции

Французские женщины уходят на отдых в 65 лет, а мужчины в 67 лет. Средний размер пенсии для них составляет около 1 300 евро. Работник, который хочет получить максимальную пенсию, должен отработать на предприятии больше 40 лет. Из этого периода для расчета пенсии отберут 25 лет с самой высокой заработной платой. Во Франции, также как и в России, используется балловая система, которая учитывает стаж, сложность работы и сумму отчислений.


В качестве пенсии французы получают половину оклада и страховую сумму накоплений. Если гражданин отработал больше 42 лет, он может претендовать на выплаты в 100%. Каждый недоработанный до этого срока квартал уменьшает пенсию на 1,25%. Стоит отметить, что в трудовой стаж также включаются периоды вынужденной безработицы или беременности.

Размер пенсий в других государствах вы можете посмотреть в нашей таблице ниже.

Читайте также: