Какая пенсия у голодец

Обновлено: 17.04.2024

Заместители председателя правительства РФ Ольга Голодец и Татьяна Голикова Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

МОСКВА, 18 мая. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Экс-глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова указом президента РФ назначена на должность вице-премьера, ответственного за социальную политику. Голикова сменила на этом посту Ольгу Голодец, которая в новом правительстве займется развитием культуры и спорта в качестве заместителя председателя правительства. ТАСС собрал наиболее заметные изменения в социальной сфере за период работы предыдущего состава правительства РФ, а также сравнил взгляды Голиковой и Голодец на соцполитику в России.

Президент России Владимир Путин подписал в пятницу указы о назначении вице-премьеров и министров в новом российском правительстве. Кандидатуры на соответствующие посты представил главе государства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Структура кабинета министров была утверждена еще 15 мая. В прежнем правительстве было девять вице-премьеров, 21 министерство и 22 министра, включая министра "без портфеля" Михаила Абызова. В новом составе - 10 заместителей председателя правительства и 22 министерства, а также 22 министра.

Госслужба и бизнес

Голикова и Голодец имеют разный профессиональный опыт и стаж на государственной службе. Голикова никогда не работала в бизнес-структурах. Свой карьерный путь на государственной службе она начала сразу после окончания университета в 1987 году в НИИ труда Госкомитета СССР, куда была направлена по распределению. Голикова с отличием окончила общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства (ныне - Российский экономический университет) им. Г.В. Плеханова по специальности "Экономика труда".

В 1990 году Голикова пришла на работу в Министерство финансов РСФСР на должность экономиста первой категории. За 17 лет работы в Минфине она прошла карьерный путь до заместителя министра, а в сентябре 2007 года была назначена на должность главы Минздравсоцразвития РФ. В 2012 году - после президентских выборов и назначения нового кабинета министров - Голикова перешла на работу в администрацию президента, где курировала социально-экономическое сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. С сентября 2013 года по май 2018 года Голикова занимала должность председателя Счетной палаты России.

Путин подписал указы о назначениях нового состава правительства

Голодец же, наоборот, имеет большой профессиональный опыт в бизнесе. Окончив в 1984 году экономический факультет МГУ, она более 10 лет отработала научным сотрудником в НИИ труда и в Институте проблем занятости РАН. Затем на протяжении трех лет Голодец возглавляла социальные программы некоммерческого фонда содействия реструктуризации угольной промышленности "Реформуголь", а с 1999 года по 2010 год занимала руководящие посты в ОАО "Норильский Никель" и группе компаний "Онэксим" Михаила Прохорова. С декабря 2010 года Голодец пришла на госслужбу в должности заместителя мэра Москвы Сергея Собянина по вопросам образования и здравоохранения, с 2012 года по 2018 год занимала пост вице-премьера правительства РФ, курируя социальную сферу и культуру.

Бедность и поддержка граждан

Будучи главой Счетной палаты, Голикова часто высказывалась о несовершенствах системы социальной поддержки россиян. Например, она критиковала размер пособия по безработице и заявляла, что люди не видят смысла регистрироваться в службе занятости, собирать бумаги, чтобы получать пособия, на которые невозможно прожить.

В настоящее время минимальный размер пособия по безработице в России составляет 850 рублей, максимальный - 4,9 тыс. рублей. Критиковала Голикова и действующую систему социальных выплат и льгот, считая ее несправедливой и недостаточно адресной. Например, выступая на инвестиционном форуме в Сочи в 2018 году, Голикова рассказала, что в ряде регионов России обнаружились владельцы автомобилей Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley с многотысячными льготами по уплате транспортного налога. В регионах, по словам Голиковой, есть совершенно неэффективные меры поддержки бедных семей, например, "ничтожные" ежемесячные выплаты по 50 или 100 рублей, которые ничего не дают семьям, при этом из бюджетов на них уходят существенные суммы.

Биография Татьяны Голиковой

Мнение Голиковой на этот счет поддерживал Минфин. По словам главы ведомства Антона Силуанова, необходимо расширять адресную помощь по принципам предоставления материнского капитала, поскольку две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, "что несправедливо". А первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко неоднократно заявляла, что бедность исчезнет в России, когда социальная поддержка от государства будет направляться не по категориям, а тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются.

Голодец во время работы на посту вице-премьера, ответственного за социальную политику, добилась ряда прорывных решений в борьбе с бедностью. Она неоднократно заявляла о необходимости повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) - как для повышения качества жизни населения, так и для борьбы с низкоэффективными рабочими местами. С 2012 года по 2018 год, пока Голодец курировала социальную политику в России, МРОТ вырос с 4,6 тыс. рублей в 2012 году до 11,1 тыс. рублей с 1 мая 2018 года. Так МРОТ впервые в истории современной России достиг величины прожиточного минимума. Кроме того, во время ее работы социальным вице-премьером был принят так называемый "демографический пакет" президента — в частности, с 2018 года введены выплаты на первого ребенка в семьях с низким доходом, а также расширены возможности использования средств материнского капитала.

Пенсионная реформа

Одной из зон ответственности для Голиковой в качестве вице-премьера станет пенсионное обеспечение россиян. Реформирование пенсионной системы в России ведется уже почти два десятилетия.

В период работы Голодец в качестве социального вице-премьера в 2013 году в России была введена "заморозка" пенсионных накоплений, и все деньги из накопительной части пенсии направляются в страховую часть. Мораторий на формирование пенсионных накоплений граждан продлен до 2020 года, и перспектив для его отмены пока нет. Голодец заявляла, что система пенсионных накоплений в России имеет большие риски, и самым эффективным остается принцип солидарности поколений, когда работающие граждане автоматически обеспечивают людей, которые получили право на пенсионные выплаты.

По мнению Голиковой, государству стоит не только стимулировать добровольную накопительную пенсию, но создавать механизмы для широкого внедрения корпоративных пенсионных систем.

Одна из назревших на сегодняшний день проблем - необходимость повышения пенсионного возраста в силу сложившейся демографической ситуации, спровоцированной "демографической ямой" 1990-х годов. Голодец публично не высказывала свое мнение о необходимости повышения пенсионного возраста, а Голикова выступала против этой меры и призывала подходить к этой ситуации сбалансированно. "Повышение пенсионного возраста, оно не является панацеей от всего", - заявляла Голикова, выступая в прошлом году на Гайдаровском форуме.

Реформа страховых взносов

В период работы предыдущего состава правительства была проведена реформа по передаче администрирования страховых взносов. С 1 января 2017 года администрирование взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС), а не внебюджетные фонды. Предполагалось, что российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету принесет дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд рублей в год.

Накопительная часть пенсии будет "заморожена" сразу на три ближайших года. Заморожена - это значит, что ее просто не будет. Вот результат гениального правления "солнцеликого" и его друзей. Бюджет трещит по швам. Денег нет и не предвидится. И понятно почему. Потому что развалено всё, буквально всё - экономика, реальный её сектор - все сферы производства за исключением углеводородной трубы. Качать и продавать, пилить и продавать, выкапывать и продавать. Только - не производить и не создавать!
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец подтвердила, что накопительная часть пенсии будет "заморожена" сразу на три ближайших года, передает ТАСС.



"На три года мы ее не планируем", - сказала она журналистам в ходе Восточного экономического форума, отвечая на вопрос о том, каковы перспективы накопительной части пенсии.


В бюджете РФ на три года Минфином не доведены трансферты в Пенсионный фонд на накопительную пенсию, пояснила в этой связи вице-премьер."На три года в бюджете Минфином не доведены трансферты на накопительную пенсию. В бюджете полностью учтена индексация пенсий, все выплаты по социальным пенсиям, и будет рост пенсий в полном объеме", - уточнила Ольга Голодец.


В этой связи она высказалась за развитие добровольной накопительной пенсионной системы, не финансируемой государством, напомнив, что в России негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 8 млн человек.


Напомним, она сообщила, что накопительная часть пенсии будет заморожена, 31 августа. "Заморозка будет", - сказала Голодец, пояснив, что перечисления в пенсионный фонд не запланированы. Таким образом, и в 2017 году все пенсионные взносы пойдут на страховую пенсию, накопительная часть формироваться не будет.


Заморозка накопительной части пенсии означает, что та часть пенсионных взносов россиян, которая должна идти в накопительную часть, вместо этого направляется на выплаты нынешним пенсионерам. Это позволяет покрыть дефицит Пенсионного фонда и снизить трансферты из бюджета. Мораторий на накопительные пенсионные взносы правительство продлевает четвертый год подряд.


В сентябре 2013 года при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 году перечисление средств в накопительную часть пенсий будет "заморожено" и все деньги пойдут в страховую часть Пенсионного фонда РФ. Впоследствии "заморозка" накопительной пенсии была продлена на 2015 и 2016 годы.


Каждый год власти уверяли, что накопительная часть пенсии изымается временно, однако деньги все время шли на затыкание дыр в бюджете.



На фоне заморозки пенсионных накоплений, за счет изъятия которых бюджет получает сотни миллиардов рублей, в России обсуждается очередная реформа пенсионной системы. Ожидается, что план новой пенсионной системы будет представлен для обсуждения осенью этого года. Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что новая пенсионная система в России может заработать во второй половине 2017 - начале 2018 года. Несомненно, что основой ее будет уход государства от исполнения своих обязательств настолько насколько это возможно.


В конце апреля стало известно о состоящем из шести пунктов проекте пенсионной реформы от Минфина и Центробанка. Документ был разработан после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, посвященного совершенствованию пенсионной системы в условиях новых социально-экономических вызовов.


По оценке аналитиков, основная идея этого документа - негласно повысить налоги и сократить социальные обязательства.


В проекте обнаружилось предложение об отмене обязательного накопительного компонента, переводе его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное и внедрении стимулов для добровольности накоплений. Переход к этому механизму, как сообщалось тогда, был намечен на 2019 год.


Также предполагается, что пенсионный возраст будет повышен до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Повышение будет производиться с шагом 6-12 месяцев в год. Рассматривается вопрос отказа от выплаты всей пенсии или ее фиксированной части пенсии пенсионерам, которые официально трудоустроены.


Главное мерило эффективности всей политики — пенсионная реформа. Президент Путин заявил, что компромисс по будущему пенсионной системы может быть выработан на площадке Общероссийского народного фронта. Есть и площадка Открытого правительства. Но есть и собственно правительство.

- Ольга Юрьевна, нас смотрят разные люди: существующие пенсионеры, будущие — хотя часто люди не задумываются о пенсии — работодатели, которые отчисляют те самые загадочные проценты в разные фонды. Давайте сначала по-простому: что вам не нравится в существующей пенсионной системе? Почему вы взялись за ее реформирование и какой вы ее хотите видеть?

- Можно по-разному относиться к действующей пенсионной системе. У нее есть сильные стороны. Средняя пенсия, которую сегодня мы имеем, — 9 тысяч 700 рублей — не всем кажется маленькой. Конечно, в Москве, в Санкт-Петербурге, в тех регионах, где заработные платы высокие, это низкая пенсия.

- А для регионов?

– Социально-приемлемая. Мы не скажем, что она большая, но социально-приемлемая. Вместе с тем, если ничего сегодня не делать, то дальше ситуация будет ухудшаться. И если сегодня не начать реформу, то к 2023 году пенсия будет 14 тысяч. А если мы реформу запускаем, то пенсия будет 24 тысячи. Что называется, почувствуйте разницу. Сегодня в силу исторических причин, в силу того времени, когда формировалась пенсионная система, она является как раз сгустком и выражением всех тех историй, которые пережила наша страна в постсоветский период. И на сегодняшний день никто из живущих в Российской Федерации не может сам себе посчитать пенсию. Пенсия непонятна, непрозрачна, не ясно, от чего она зависит. Вы — молодой человек, но вы можете сказать, какая у вас будет пенсия?

- Я уже посерединке и один раз даже задумывался, а какая она будет. Но я не смог посчитать. Я не понял.

- Дело не в вас. Никто из сидящих около телевизоров, если задать этот простой вопрос, не сможет на него ответить.

- Очень сложно все: накопительная часть, страховая, что-то еще.

- Системы должны быть просты и понятны. Может быть, в советском периоде она была не очень выигрышная. Но вспомните, когда наши папы и мамы работали, бабушки и дедушки работали в советское время, они понимали сколько времени они работают и какую пенсию они имеют в конце.

- Она была не всегда справедливая, потому что мало кто помнит про двадцатирублевую пенсию для колхозников, например. Но понять, сколько тебя ожидает, было можно.

— Мы сегодня должны сделать пенсионную систему, пенсионный план простым, понятным, зависящим от конкретных налоговых поступлений, в интересах данного работника. Пенсия должна зависеть и от продолжительности периода, когда поступают эти налоги.

- Вы произнесли магическое слово — "стаж". Значит, при прочих равных получается, что если вы закладываете сорокалетний стаж, который требуется для получения пенсии (я знаю оговорку: не ходите 40 лет, не работайте, можете проработать 30, можете — 20, и пенсию получите соответственную), человек может получить достойную пенсию. В 20 лет мужчины редко начинают работать. Обычно это происходит после института. Сейчас у нас ученые — это 62-63 года, но никак не 60. Про женщин говорить вообще страшно, потому что выходит, что в 15 лет надо начинать работать. Все-таки заложено или нет скрытое повышение пенсионного возраста в вашей реформе?

- И представитель широкой общественности – Путин — вам сказал, что годится.

- Владимир Владимирович действительно сказал: да, мы готовы двигаться другими темпами, но поработайте над стажем 35 лет. Думаю, хорошая новость для всех наших телезрителей.

- То есть формула получается такая: 35 лет стажа, двадцатипроцентные отчисления, чтобы потом 40% или 35% зарплаты 20 лет получать? Вот там 40 останется или тоже 35?

- Нет, конечно, пенсия должна быть больше. У нас есть еще несколько скрытых источников. У нас есть очень большой запас. Хорошо это или плохо, но сегодня это так. У нас сегодня 87 миллионов людей находятся в трудоспособном возрасте, но налоги платят только 48. Если у нас сегодня налоги начнут платить по разным основаниям хотя бы еще 15 миллионов, то проблема с повышением пенсии, с обеспечением достойной пенсии наших стариков у нас будет решена.

— Так, может, с этого и надо было начать, если не все работодатели отчисляют полагающиеся 22%?

- Это первый пункт нашей стратегии.

— Тогда, может, и пенсионную реформу не нужно проводить?

- А это и есть часть пенсионной реформы. То есть мы показываем в пенсионной реформе, откуда будут взяты деньги. Это охват тех работодателей, которые сегодня за своих работников не уплачивают налоги. Такие работодатели обманывают государство несколько раз. Первое: они обманывают того работника, у которого не формируются пенсионные права. Второе: они обманывают других работодателей, которым приходится платить пенсию дважды. Появились интересные сюжеты. Например, сразу появились те категории, которые у нас хронически не выплачивают за себя налоги.

— Кто такие?

- Например, у нас есть нотариусы и адвокаты. У них льготная ставка по налогообложению. И если сегодня в среднем за наемного работника уплачивается в Пенсионный фонд в год 112 тысяч, то эта категория работников уплачивает 14 тысяч 300 рублей. Вот такая привилегия.

— Хотя как-то с бедностью нотариусы и адвокаты не ассоциируются.

- Да. Но сегодня все наше общество, наши шахтеры фактически содержат родителей-пенсионеров тех нотариусов и адвокатов, которые не платят за себя налоги.

— Как интересно!

- Поэтому сегодня разобраться и отструктурировать четко, кто платит и кто не платит, общество готово. И общество готово провести ревизию и прав, и налогов. Думаю, эта задачка нам по плечу, потому что она в интересах каждого россиянина.

— Еще один специфический вопрос. В рамках покрытия дефицита Пенсионного фонда. Вы сейчас там проводите свой бюджетный маневр и предлагаете, в частности, снизить отчисления в накопительную часть с 6 до 2%. Мне как существующему работнику эта идея понятна в том смысле, что я проявляю солидарность с сегодняшними пенсионерами и позволяю вам выплачивать им те пенсии, которые вы им обещали. Но не означает ли это, что я сейчас помогу существующему пенсионеру, но лишу себя за счет снижения этой планки отчислений на меня — будущего пенсионера?

- Тема обязательной накопительной пенсии никак не связана с дефицитом, потому что дефицит можно покрыть за счет бюджета, как это покрывалось в предыдущие годы. Проблема в том, что те люди, которые сегодня выведены из распределительной системы, лишены части прав по распределительной системе. Предположим, что один человек у нас родился 31 декабря 1966 года, а другой — 1 января 1967 года.

— С которого начинается работа накопительной системы.

- Они выйдут на пенсию в 2023-м году, и один человек получит 24 тысячи, а другой — на 3 тысячи 500 рублей меньше. Почему? Прошли десять лет накоплений. Увы, итоги накопительной системы по разным обстоятельствам оказались меньше инфляции. На сегодняшний день это серьезная проблема. Управлять деньгами должен сам человек, должна компания, которая за него платит. Накопительная система не должна быть в составе обязательной. Мы как государство не имеем права рисковать деньгами наших налогоплательщиков. По поводу накоплений мы должны создать рынок, комфортные условия для тех людей, у которых сегодня заработная плата выше средней. Например, сегодня корпоративные пенсии поставлены в неравные условия с государственными. Когда вы получаете государственную пенсию, вы не платите подоходный налог. Когда вы получаете негосударственную пенсию, то вы платите подоходный налог. Системы должны быть одинаковые. Сегодня 7 миллионов человек формируют себе корпоративные пенсии. Если их будет 25 миллионов, то мы решим вопрос пенсионного обеспечения среднего класса, потому что сегодня именно по этому классу больше всего вопросов.

Платить или не платить пенсию тем, кто продолжает работать? Какая зарплата будет у бюджетников? Могут ли дети чиновников учиться за границей? Останутся ли в России сельские школы? Как вывести теневой рынок труда на свет? Кому достанется триллион рублей, выделенных бюджетом на науку? Тематика, которую курирует в правительстве вице-премьер Ольга Голодец, настолько обширна, что поговорить обо всем в рамках "Делового завтрака" было просто нереально. Но самые животрепещущие вопросы, которые волнуют абсолютное большинство наших сограждан, нам удалось задать.


О пенсионной реформе

После совещания у президента о судьбе пенсионной реформы в СМИ появились разные толкования того, что президент имел в виду. В частности, по поводу накопительной части пенсии. Он говорил, что для желающих сохранить ее эта возможность останется. Но сколько именно останется в накопительной части - шесть процентов, два или будет какая-то другая цифра?

Ольга Голодец: Главный итог совещания у президента в том, что была поддержана предложенная правительством Стратегия развития пенсионной системы, включая меры по модернизации накопительного элемента. В стратегии мы зафиксировали, что накопительная система должна стать добровольной и выгодной гражданам, и предусмотрели право выбора. Навязывать людям безальтернативную игру в рискованные и, возможно, убыточные инструменты, как это по факту было сделано предыдущими реформами, не следует.

Некоторые эксперты предлагают повысить пенсии неработающим пенсионерам. Как вы к этому относитесь?

Ольга Голодец: Действующие правила в отношении пенсионного обеспечения одинаковы и для работающих, и для неработающих. Повысить пенсию только одной категории нельзя.

Обсуждается идея добровольного стимулирования более позднего выхода на пенсию. Сегодня 85 процентов пенсионеров продолжают работать после достижения пенсионного возраста. Смысл инициативы стимулировать и женщин, и мужчин позже выходить на пенсию, но при этом увеличивать ее размер. Вся пенсия, которая накапливается за этот период, будет направляться на увеличение пенсионных прав в возрасте от 65 лет. Тогда это будет серьезная прибавка. Сейчас проводятся расчеты, сколько может реально получить вышедший позже на пенсию человек, чтобы людям этот сценарий был интересен и выгоден. Но речь идет исключительно о добровольном выборе. В мире подобная модель успешно действует, например, в Швеции.

А как вы относитесь к идее прекратить выплачивать пенсии работающим пенсионерам?

Ольга Голодец: Пенсия - заработанное право, поэтому ситуация неоднозначна. В ходе одного из обсуждений пенсионной реформы была высказана идея сделать точку отсечения для определенной категории. Например, есть пенсионеры, уровень зарплаты которых превышает 100 тысяч рублей в месяц, хотя их и немного. Но сперва эта идея должна пройти через общественную дискуссию, и только в случае поддержки экспертами и гражданами правительство сможет приступить к разработке необходимых решений. Пока же ни минтруд, ни Пенсионный фонд не делали конкретных расчетов в этой части.

Вы сказали, что люди, которые много отчисляют в Пенсионный фонд, должны получать достойную пенсию. Но те же врачи, учителя, медсестры, санитарки, получающие копеечную зарплату, обречены на копеечную пенсию. Этот вопрос как-то будет решаться?

Ольга Голодец: Перед правительством стоит задача довести зарплаты в бюджетной сфере до уровня не ниже средней по экономике региона. В столице, например, средняя зарплата врачей уже превышает 60 тысяч, то есть она заметно выше средней по Москве. Зарплата учителей в столице перевалила за 50 тысяч рублей. Но необходимо добиться хороших цифр и в других регионах. Мы обязаны к 1 января 2013 года повысить уровень зарплаты педагогам общеобразовательных школ до средней по региону. Затем будем повышать зарплаты другим категориям бюджетников. Максимальный рост зарплаты должен произойти к 2018 году. Врачи и преподаватели вузов будут получать в два раза больше средней зарплаты по региону.

Будут ли учитываться годы ухода за детьми при выходе матерей на пенсию? По действующему законодательству Пенсионный фонд компенсирует матери только три года ухода за детьми независимо от числа детей. И женщина оказывается перед выбором: либо дети, либо пенсия. Дальше будет так же?

Ольга Голодец: Компенсироваться должно столько времени, сколько мама находится в отпуске по уходу за ребенком, независимо от того, первый это ребенок или седьмой. По моему поручению социальным блоком правительства в ближайшее время будет разработана соответствующая поправка.

Идея корпоративных пенсий очень привлекательна, она используется во многих странах. Но пока непонятно: для работодателей создание корпоративных пенсионных систем будет добровольно-принудительным?

Ольга Голодец: Во всем мире эти системы добровольны, но при этом востребованы работниками. Нужен цивилизованный рынок корпоративных пенсий, такой, как в большинстве развитых стран. И он должен охватывать не 7 миллионов человек, как сейчас, а как минимум 25 миллионов. И это должен быть понятный, простой, доступный и эффективный, с точки зрения финансов, рынок. Наша задача создать стимулы для его развития, например, финансовые льготы. В частности, по моему поручению подготовлен проект закона об отмене подоходного налога с корпоративных пенсий. Подобные меры будут стимулировать работодателей создавать в компаниях пенсионные системы, повышая тем самым лояльность сотрудников.

Минтруд посчитал: для того чтобы получить пенсию в размере 40 процентов от среднего заработка, нужно работать 40 лет и вносить в пенсионную систему 20 процентов зарплаты. Если все-таки нормативный стаж понизить до 35 лет, значит ли это, что придется повышать тариф, либо все-таки коэффициент замещения будет не 40 процентов, а меньше?

Ольга Голодец: Чудес не бывает. Сколько мы заработали, столько и получаем. Вместе с тем у пенсионной системы очень большой запас, так как огромная часть населения сегодня находится вне зоны налогообложения. Из 87 миллионов трудоспособного населения 48 миллионов - это плательщики взносов, остальные - нет. Если бы на сегодня все были добросовестными плательщиками, то средняя пенсия была бы не 9700, а около 20 тысяч рублей. И не стоял бы вопрос, из каких источников финансировать пенсию. Мы будем использовать этот резерв в развитии пенсионной системы.

Все-таки каким должен быть стаж - 35 или 40 лет? Вопрос решенный?

Ольга Голодец: Да, решенный. Стратегией утвержден максимальный стаж в 35 лет.

Вопрос, который нельзя не задать: пенсионный возраст в России один из самых низких в мире. Будем ли мы догонять Францию, Германию, Италию?

Ольга Голодец: Пенсионный возраст действительно низкий, кроме того, 10 миллионов человек получают пенсии досрочно. Но при этом мы сильно проигрываем европейским странам по продолжительности жизни, а это очень важный элемент пенсионной системы. Пока повышение возраста выхода на пенсию абсолютно неактуальный вопрос.

О занятости

Как утверждают эксперты, в России не очень благополучна ситуация на рынке труда - при низкой официальной безработице высокая неформальная занятость. Как вывести людей из тени?

Ольга Голодец: Необходимо внедрять стимулирующие меры для малого и среднего бизнеса и одновременно усиливать налоговое администрирование. Только таким образом мы сможем мотивировать предпринимателей на выход из тени. А что касается безработицы, у нас огромное предложение на рынке рабочих мест. Количество вакансий по сравнению с прошлым годом выросло с 1,1 миллиона до 1,5 миллиона. Так что острая проблема для России не безработица, а дефицит квалифицированных кадров.

Например, в городах многие идут учиться в экономические вузы, получать юридические специальности, которые потом мало востребованы. В итоге выпускники испытывают неудовлетворенность - они считают, что получили хорошее образование, но не могут найти достойной работы, ему соответствующей. Имеет место структурная несбалансированность экономики и системы образования.

Но есть отдаленные территории, малые города, где в принципе работы нет.

Ольга Голодец: Есть проблема депрессивных территорий. Государство поддерживает градообразующие предприятия в ряде моногородов, а вокруг них строится жизнь в населенном пункте. Идут деньги и на поддержку сельского хозяйства, что помогает выжить деревне. Государство ставит цель привлекать инвесторов в депрессивные территории, чтобы обеспечивать рабочие места и экономическое развитие.

О Трудовом кодексе

Ольга Голодец: Есть разные варианты. В действующем Трудовом кодексе есть позиции, мешающие организовать современный рабочий процесс. Например, отсутствует понятие дистанционной занятости, которая сейчас широко используется. Законопроект о дистанционной работе принят Госдумой в первом чтении, ожидается второе. В нем обозначено, что дистанционная занятость должна давать работнику такие же права, как и обычная. Есть отставание от реальной жизни и по другим позициям.

Профсоюзы и работодатели очень активно просят перейти на систему электронных трудовых книжек, как мы переходим на электронные журналы, электронные истории болезни. Так движется жизнь, так развивается мир, это абсолютно нормально, если электронная трудовая книжка будет таким же документом, как и бумажная.

Уверена, что наше трудовое законодательство нуждается в совершенствовании. Его нужно привести в соответствие с XXI веком, современными запросами работников и работодателей. Мы уже делаем это шаг за шагом.

Если вам врач назначил УЗИ, а его предлагают сделать за деньги, чтобы очередь сократить, это противозаконно и ваш звонок в департамент здравоохранения города, где вы живете, поставит все на место

Об эффективном контракте

С 1 января 2013 года в бюджетной сфере должен быть введен эффективный контракт. Но для этого прежде должны быть сформулированы требования, должностные обязанности, критерии оценки эффективности для каждого работника. Речь идет о тысячах должностей. Успеют до 1 января? Как в эффективном контракте будет оцениваться работа небольших сельских школ, амбулаторий?

Ольга Голодец: Мы не должны формулировать конкретные требования. Мы только ставим общую задачу на уровне конкретных отраслей. Требования к эффективности работника формулирует его непосредственный руководитель. Его задача найти правильную методику оценки и критерии и добиться результата. Система эффективного контракта заработает с 1 января.

О социальной сфере

В Госдуме прошло второе обсуждение бюджета на 2013 год. Вы удовлетворены теми ассигнованиями, которые запланированы на социальную сферу? И недостаток средств на образование, науку проблема чисто экономическая или все дело в недооценке их значимости?

Ольга Голодец: Сегодня образование, здравоохранение, культура недофинансированы, и это заметно. Не случайно на минувшей неделе было подписано поручение премьер-министра о выделении дополнительных средств на строительство перинатальных центров и решение проблемы детских садов, о чем я уже сказала ранее. В проектах госпрограмм социального блока тоже зафиксированы расхождения с бюджетом, потому что социальная отрасль нуждается в серьезном развитии. И в руководстве страны это хорошо понимают. Не случайно на заседании правительства премьер заявил о необходимости модернизационного сценария развития здравоохранения.

Государственные медучреждения оказывают платные услуги. Часто пациентам говорят: УЗИ бесплатно через месяц, а сейчас за деньги. Как быть в этой ситуации?

Ольга Голодец: Если такое происходит, то это грубое нарушение закона об ОМС, потому что в нем четко написано: плата может взиматься только за услугу, не входящую в стандарт. Если вам врач назначил УЗИ, а его предлагают сделать за деньги, чтобы очередь сократить, это противозаконно и ваш звонок в департамент здравоохранения города, где вы живете, поставит все на место. Но если пациент хочет получить, например, эндопротез, не входящий в стандартную программу ОМС, то это уже услуга за дополнительную плату.

До конца года в ведущих федеральных медучреждениях должны появиться попечительские советы. Зачем они нужны? Не будут ли главврачи против? Есть для них нормативная база?

Ольга Голодец: Считаю это важным системным шагом для развития нашего здравоохранения. Попечительские советы необходимы, это инструмент контроля для гражданского общества. Небезразличные активные граждане смогут качественно помочь нам повысить эффективность медучреждений, выявить проблемные места, наладить диалог с людьми. Некоторые главврачи уже выступают против - и знаете, это, как правило, руководители учреждений, работа которых уже вызывает у нас немало вопросов.

О театре

Как вы видите судьбу театров, которые десятилетиями возглавляют отцы-основатели? Какой урок управленцы и законодатели получили после конфликта на Таганке с Юрием Петровичем Любимовым? Решение кадровых проблем по примеру театра Гоголя вы поддерживаете?

Но порой необходимо дать толчок для развития того или иного коллектива, ведь здесь тоже бывают систематические неудачи и даже плохая работа - и в этом смысле культура такая же, как другие отрасли. Оценивать конкретные решения не считаю корректным, думаю, что в конечном счете рассудит зритель - именно он своим вниманием определяет, успешен или нет культурный проект.

Бюджет выделил на три года на гражданскую науку триллион рублей. В нем доля Академии наук всего 10 процентов. Куда пойдут остальные 860 миллиардов?

Ольга Голодец: Почти все ведомства так или иначе тратят деньги на научные исследования. Трехлетний план финансирования науки позволит реализовать многие амбициозные начинания. Так, в следующем 2013 году планируется потратить на научные исследования 342 миллиарда рублей, из которых 128 министерство образования и науки распределит между академиями наук и крупнейшими вузами. Среди ведомств больше всего получит Федеральное космическое агентство - 89 миллиардов рублей. 37 миллиардов выделено министерству промышленности и торговли на развитие программ гражданской авиации, прежде всего на самолетостроение для локальных перевозок, межрегиональных, внутрирегиональных. 13 миллиардов предназначено для исследований Росатома, 7,7 миллиарда - Курчатовскому институту, который занимается прежде всего фармацевтическими исследованиями, 7,6 миллиарда - Академии сельхознаук, 6,2 миллиарда - Академии медицинских наук и так далее.

Есть стратегические планы исследований. Например, Федеральное медико-биологическое агентство занимается клеточными исследованиями, которые длятся не один год. Результаты этого труда были использованы, когда оказывалась помощь пострадавшим от пожара в "Хромой лошади". Были проведены уникальные для России операции по пересадке кожи. Это новое слово в нашей медицине.

В институте им. Курчатова разрабатывают специальную систему, позволяющую точно вводить лекарство в место поражения, чтобы оно как можно меньше влияло на остальные, здоровые органы и системы организма. Это еще одна уникальная разработка.

Глобальная проблема для науки - нехватка молодых специалистов. Они не идут в науку не только из-за низких зарплат, но и из-за отсутствия карьерного лифта. Что с этим делать?

Ольга Голодец: По нашим данным, сегодня молодежь начала приходить в науку. Ситуация меняется. Если в 2000 году у нас было только 45 тысяч исследователей в возрасте до 29 лет, то сегодня уже более 75 тысяч. Россия как соавтор участвует в целом ряде международных исследовательских проектов, которые реализуются на европейском пространстве. Работают объединенные группы ученых, к которым привлекаются и молодые специалисты. У них появляется возможность профессионального роста и личностной реализации. Тот же Курчатовский институт участвует сразу в нескольких крупнейших международных исследованиях, таких как создание европейского рентгеновского лазера на свободных электронах или Международного термоядерного реактора. Результаты совместных исследований будут принадлежать странам, поддерживающим проект.

Читайте также: