Как живут пенсионеры в нидерландах

Обновлено: 09.05.2024

В Нидерландах действует трехуровневая пенсионная система. На долю первого уровня приходится приблизительно 50% от всего размера получаемых пенсионных выплат, на долю второго уровня – 45% и на долю третьего – около 5%.

Первый уровень

Первый пенсионный уровень является базовым, он регулируется государством, и в его основе лежит государственная распределительная пенсионная система (известная под названием «система PAYG2), т.е., за счет взносов работников осуществляются выплаты пенсионерам. Данный вид пенсии представляет собой государственное пенсионное пособие (в соответствии с Всеобщим законом о пенсионном обеспечении по возрасту), при которой не предусмотрены пенсионные накопления. Система PAYG способствует поддержанию высокого уровня солидарной ответственности на высоком уровне. Эта система чувствительна к демографическим изменениям: изменению соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением в зависимости от состава возрастных групп. Работающие граждане вынуждены содержать большее число пенсионеров, что влечет за собой увеличение сумм пенсионных взносов или сокращение пенсионных пособий. Эта первая опора представляет собой базовую часть пенсионного обеспечения, то есть, тот минимум, который не допускает нищеты среди людей пенсионного возраста.

Всеобщим законом о пенсионерах (AOW) закрепляются права на пенсионное обеспечение первого уровня - государственные пенсионные пособия - которые начисляются за каждый год проживания на территории Нидерландов в течение 50 лет до достижения пенсионного возраста. Для этого не требуется наличия трудового стажа. Ежегодные накопления не могут превышать 1/50 или 2% от максимального размера государственного пенсионного пособия. Сумма государственной пенсии зависит от количества лет, в течение которых выплачивались взносы.

Каждый резидент Нидерландов, достигший возраста 65 лет, получает право на государственное пенсионное пособие. Размер такого пособия определяется, исходя из количества лет, которые такой гражданин прожил в Нидерландах в течение 50 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством Нидерландов. Соответственно, предполагается, что гражданин при этом должен был работать. Государственное пенсионное пособие накапливается с расчетом 1/50 или 2% от максимального размера государственного пенсионного пособия за каждый год проживания в Нидерландах в течение периода с 15-летнего возраста до достижения пенсионного возраста.

Максимальные суммы государственного пенсионного обеспечения в 2012 году:

  • 1 085,63 Евро для одиноких пенсионеров, не считая 710,00 Евро – на отпуск;
  • 1479,13 Евро для супружеских пар, не считая 1 014,00 Евро – на отпуск.

Эти суммы привязаны к установленной законом минимальной заработной плате, которая в 2012 году составляла € 1 456,20 Евро. Социальный минимум для супружеских пар составил 1 336,87 Евро.

Прежде, когда в семье зачастую работал только один из супругов, пенсия по возрасту делилась между двумя супругами. В настоящее время все более распространенной становится ситуация, когда оба супруга работают, следовательно, государственное пенсионное пособие выплачивается каждому из них отдельно. Это означает, что, например, семейный пенсионер, супруга которого еще не достигла пенсионного возраста, получает только половину государственной пенсии, предусмотренной для супружеских пар.

Государственная пенсия выплачивается за счет взносов трудоспособного населения в виде налогов. Налоговая ставка в Нидерландах состоит из 4 компонентов. Первые два компонента представляют собой отчисления в государственный пенсионный фонд и составляют 17,9% от заработной платы. Это означает, что только первые поступления, составляющие 33 400,00 Евро, предназначены для выплаты государственного пенсионного пособия (AOW). С 2002 существует дефицит общих фондов, причиной которого является недоплата налогов.

Так как число пожилых людей относительно числа трудоспособного населения в настоящее время увеличивается, а средняя продолжительность жизни постоянно растет, возникают трудности с выплатой государственного пенсионного пособия. По этой причине правительством было принято решение об увеличении пенсионного возраста, сначала постепенно, а затем в зависимости от продолжительности жизни. Кроме того, более состоятельные пенсионеры также должны будут платить пенсионные взносы.

По предварительным подсчетам сумма государственных пенсионных пособий на 2013 год составит 33 миллиардов Евро. Пенсионный взнос определен в размере 17,9% от суммы дохода, что составит 33 400 миллиардов Евро, однако с учетом налоговых льгот расчетная сумма в 2013 году достигнет 23 миллиардов Евро.

Ожидаемая продолжительность жизни:

В 2000-2012 годах для 65-летних мужчин средняя продолжительность жизни увеличилась с 15,3 до 17,6 лет, для женщин – с 19,2 до 20,8 лет.

Вероятность достижения 65-летним мужчиной возраста 80 лет также значительно возросла с 52 процентов в 2000 году до 63 процентов в прошлом году.

Для женщин такое увлечение было менее значительным, но все же две трети 65-летних женщин достигают возраста 80 лет. Одна треть 65-летних женщин достигнет возраста 90 лет; показатели смертности остаются прежними.

С уверенностью можно сказать, что около 20 процентов 65-летних мужчин достигнут возраста 90 лет.

Второй уровень

Второй пенсионный уровень зависит от выбора конкретного человека.

Данный вид пенсии формируется в течение трудовой жизни. Пенсионные взносы выплачиваются совместно работниками и работодателями. При увольнении работник получает дополнительное вознаграждение (отложенная выплата), к которому относится и дополнительный пенсионный доход (в дополнение к государственной пенсии); как правило, при этом принимаются во внимание налоговые льготы. Поскольку взносы в пенсионные фонды не подлежат налогообложению, размер таких взносов являются ограниченными.

Пенсии второго уровня формируются в рамках отношений между работником и работодателем. Пенсионные пособия второго уровня выплачиваются за счет сформированного капитала или, в более редких случаях, распределительной пенсионной системы или при соблюдении обоих этих принципов.

Целью второго уровня пенсионной системы, так же как и первого, является обеспечение приемлемого уровня дохода пожилых людей, который был бы пропорционален их доходу до выхода на пенсию. В Нидерландах размер пенсии, как правило, составляет 70% от размера средней заработной платы (схема, составленная на основе суммы средней заработной платы) или, реже, от суммы окончательной заработной платы (схема с установленными размерами выплат). Указанные выше 70% являются результатом сложения суммы государственного пенсионного пособия и самостоятельно накопленной пенсии. Размер оклада, учитываемый при начислении пенсии минус известная сумма франшизы, с которой не уплачивается пенсионный взнос (с учетом получаемого пособия AOW).

Накопительное пенсионное финансирование второго уровня может формироваться за счет использования системы установленных взносов и/или существующей системы распределения. В первом случае работник сам определяет размер своих пенсионных накоплений и, следовательно, несет все риски, в то время как при использовании распределительной системы сумма взноса в пенсионный фонд устанавливается заранее. К этой категории относится и редко применяемая схема с установленными суммами.

На практике применяются схема пенсионного обеспечения с установленным размером взносов (пенсия в виде капитала или процентов, размер которых зависит от размера взносов), отличающаяся стабильностью, схема с установленным размером выплат (которые, как правило, представляют собой определенный процент от заработной платы), а также схема смешанного типа, сочетающая в себе элементы указанных выше схем. Платеж осуществляется в виде процентов, выплачиваемых через определенные промежутки времени (от месяца до года), или единовременно. Если схемой предусмотрено наличие определенного капитала, то с него могут начисляться пожизненные проценты. Выплатой процентов занимаются государственные учреждения. Коэффициент пересчета процентов при этом не слишком выгодный (14,98 для мужчин в возрасте 65 лет), кроме того, отсутствует механизм индексации. Этот вариант выбирается достаточно редко.

Кроме того, существует также схема пенсионных сбережений (представляющая интерес с точки зрения налогообложения), при которой после выхода на пенсию единовременно выплачивается определенная сумма.

При втором уровне важным является покрытие - показатель финансового состояния пенсионных фондов. Он указывает на соотношение возможностей фонда и сумм реальных пенсионных пособий, выплачиваемых в настоящем и будущем. Если коэффициент покрытия составляет 110%, то выплачиваются каждые 100 Евро, подлежащие выплате гражданам в качестве пенсионного пособия, а текущая возможность составляет 110 евро.

Раньше уровень покрытия было очень высоким. Настолько высоким, что правительство приняло решение о снижении размера пенсионных отчислений, чтобы вернуть компаниям часть капитала. Но этого капитала было слишком мало для начисления на него в будущем достаточного уровня процентов. Кроме того, не учитывалось произошедшее в дальнейшем неблагоприятное изменение состава населения и увеличение продолжительности жизни.

В конце 2007 года средний уровень покрытия составил 144%. В результате кредитного кризиса на 31 декабря 2008 года этот показатель опустился ниже 100. В конце 2009 года уровень покрытия вернулся на отметку 109%, отчасти благодаря реакции на увеличение продолжительности жизни. Данные получены путем деления размера всех инвестиций на общее количество всех инвестиционных фондов.

При недостаточном финансировании пенсионного фонда индексация размеров пенсий не производится, увеличивается размер отчислений, как работодателей, так, и работников, и, в крайнем случае, производится сокращение пенсионных выплат. Кроме того, схема с установленными размерами выплат заменяется схемой, основанной на размере средней заработной платы.

На конец 2011 года общая сумма активов пенсионных фондов составила 875 миллиардов Евро, что превышает 140% стоимости базисного пункта в Нидерландах, составляющего 600 миллиардов в год.

Ниже приведены средние показатели стратегических инвестиций пенсионных фондов Нидерландов, которые учитываются при определении (необходимого) уровня покрытия. Эти показатели основаны на данных, предоставленных компанией WM.

  • Активы
  • Акции 30%
  • Европа 50%
  • Северная Америка 25%
  • Тихоокеанский регион 15%
  • Развивающиеся рынки 10%
  • Основные средства 50%
  • Условные 80%
  • Кредиты 20%
  • Прочие 20%
  • Прямые 42%
  • Косвенные 18%
  • Фонды хеджирования 18%
  • Сырьевые материалы 8%
  • Наличные 14%
  • Пенсии по возрасту;
  • Пенсии для вдов или вдовцов, 70% от пенсионного обеспечения по возрасту, накопительные;
  • Пенсии для сирот

Более чем в половине случаев выплачивается также пенсия по инвалидности.

Третий пенсионный уровень

Пенсионное обеспечение третьего уровня является добровольным, к данной категории относятся такие виды доходов, как ежегодная рента, страхование жизни и доход от участия в капитале. Сюда включены сбережения, как застрахованные, так и не застрахованные, с налоговыми льготами и ограничениями. Пенсионные пособия третьего уровня призваны восполнить существующие пробелы в пенсионном обеспечении. Причиной таких пробелов могут быть изменение места работы, проживание за границей или работа в качестве нештатного сотрудника. Пенсии индивидуальных предпринимателей и владельцев предприятий полностью подпадают под данную категорию. В схеме пенсионного обеспечения третьего уровня используются установленные размеры взносов. Перевод средств таких пенсионных фондов за границу практически невозможен.

Эффективность системы

Пенсионные фонды первого уровня преимущественно являются национальными и обязательными, благодаря чему уровень участия достигает практически 100%. Возможность участия в пенсионных фондах второго уровня имеют только лица, работающие в компаниях, которые связаны с таким фондом. В Нидерландах работодатели обязаны участвовать в пенсионных программах, поэтому степень участия здесь составляет более 90%.

Степень замещения, что, по существу представляет собой выбор на будущее, состоит из двух частей: желаемая степень замещения (в Нидерландах составляет 70% до уплаты налогов, что соответствует приблизительно 100% после уплаты налогов) и максимально возможная степень замещения, исходя из налоговых соображений (в Нидерландах составляет 100%). В обоих случаях учитываются меры в области налогообложения, заявления о максимальных ежегодных начислениях пенсии и максимальные суммы вычетов из пенсионных отчислений.

В соответствии с данными, предоставленными консалтинговой фирмой Mercer в 2011 году, пенсионная система в Нидерландах снова была признана лучшей в мире. Голландцы получают самую высокую в Европе пенсию.

В Нидерландах ожидаемый уровень пенсии часто составляет 70% от конечного уровня дохода перед выходом на пенсию. Однако более реалистичными являются значения 35-45% от конечного уровня заработной платы. Пенсия, которую люди рассчитывают получать, выше фактической.

Структура пенсионных фондов

История пенсионных фондов в Нидерландах начинается в конце 19 столетия. Первый голландский (корпоративный) пенсионный фонд был создан в 1881 году братьями Сторк (компания Stork). Оставалось дождаться появления отраслевых пенсионных фондов. Первый голландский пенсионный фонд, Cooperative Insurance Fund, был основан в 1917 году в городе Леуварден. Его участниками могли стать некоторые работники молочной промышленности.

Программой регулируется способ накопления пенсий (или структура пенсионного капитала) второго уровня. Программа должна находится в соответствии с обязательными к соблюдению требованиями Закона о пенсиях. Этот закон, принятый 1 января 2007 года, заменяет собой Закон о пенсионных накопительных фондах (PSW). Утверждается новый метод проверки платежеспособности пенсионных фондов правительством, Программа финансовой оценки (FTK).

В Нидерландах пенсионные накопления поступают в такие пенсионные учреждения, как пенсионные фонды, компании страхования пенсии (обычные страховые компании, оказывающие, помимо прочего, услуги, связанные с обеспечением пенсионных выплат) и Элитные пенсионные учреждения, отчисления в которые делают работники, работодатели или работники и работодатели совместно. В большинстве случаев работник платит одну треть взноса, а работодатель – две трети, однако это соотношение у разных фондов, страховых компаний и работодателей может различаться. В определенный момент из пенсионных накоплений формируется так называемый пенсионный капитал, из которого в конечном итоге выплачивается пенсия. В период накопления данный капитал называется пенсионным резервов. Пенсия освобождена от налогов, в том смысле, что накопленный капитал не облагается налогами. Однако сами пенсионные пособия подлежат налогообложению.

В соответствии с Законом о пенсиях, запрещаются все действия, которые могут привести к потере пенсий. Законом предусмотрено только ограниченное число ситуаций, при которых пенсионные резервы передаются другому пенсионному учреждению (пенсионному фонду или страховой компании); к таким ситуациям, помимо прочего, относятся изменение места работы, достижение пенсионного возраста или изменение пенсионной схемы. Таким способом во многих случаях можно предотвратить потерю пенсии.

Приблизительно с 2010 года в Европейском союзе постепенно и, в основном, косвенным путем ужесточается контроль соблюдения законов о пенсиях, принятых в Нидерландах. В частности, предложения об установлении требований к уровню покрытия как для пенсионных фондов, так и для страховых компаний могут иметь неблагоприятные последствия для голландских пенсионных фондов. Кроме того, существует вероятность введения налога на финансовые операции, о чем особенно часто говорят в социально-демократических кругах, что приведет к повышению затрат на пенсии в Нидерландах. Основным следствием европейского долгового кризиса является резкое падение доходности Евро. Это связано с сокращением ставки Европейского центрального банка по политическим причинам. Все это указывает на значительное уменьшение размера пенсий в ближайшие годы. Наконец, кажется, что глубокая и ускоренная интеграция законодательства о пенсиях на европейском уровне – это вопрос времени. Можно с большой долей уверенности утверждать, что это не приведет к экономическим потерям для пенсионных фондов в Нидерландах. Однако обеспокоенность этими проблемами привела к значительному снижению доверия к пенсионной системе Нидерландов за последнее десятилетие.

Эта статья представляет собой обзор пенсий в Нидерландах .

СОДЕРЖАНИЕ

Предварительный просмотр

Обзор

Ведущая в мире пенсионная система Нидерландов обусловлена ​​разнообразием источников финансирования, точностью измерения затрат, справедливостью распределения, строгим надзором голландского центрального банка и органов финансового рынка Нидерландов. По сравнению с другими странами, Нидерланды относительно лучше решают проблему старения населения, поскольку они используют различные модели пенсионных фондов и проводят последовательную политику разделения рисков.

Рейтинг

Согласно Глобальному пенсионному индексу Мельбурна Мерсер, который измеряет каждую систему пенсионных доходов по более чем 40 показателям. Нидерланды занимают первое место по пенсионной системе в 2020 году. Общий балл - 82,6 / 100.

  • Адекватность: 81,5 / 100. (1-й)
  • Устойчивость: 79,3 / 100. (2-й)
  • Целостность: 88,9 / 100. (3-й)
  • Итого: 82,6 / 100 (1-е место)

В Нидерландах людям совершенно не нужно задумываться о проблеме пенсии при выходе на пенсию, даже если они не проживают в Нидерландах. После выхода на пенсию может выбрать любую страну для продления аннуитета, а также выбрать фиксированную страну для получения аннуитета; Страна покрытия определяется работодателем или иностранным работником.

Пенсионная система в Нидерландах

Голландская пенсионная система сочетает в себе распределительную систему, в которой работники оплачивают пенсионные пособия, и индивидуальную инвестиционную систему. В индивидуальной инвестиционной системе группы и отдельные лица делают вложения с высоким и низким уровнем риска, чтобы компенсировать сумму, которую они получают от государственной пенсии. Эти различные модели можно рассматривать как три столпа пенсионной системы Нидерландов.

  • государственная пенсионная система в соответствии с законом Algemene Ouderdomswet (AOW),
  • частная пенсионная система, регулируемая пенсионным законодательством,
  • индивидуальная частная пенсия.

Столп первый: государственные пенсии

Государственная пенсионная система (AOW) администрируется как распределительная система, финансирование которой обеспечивается государственными фондами и налогами на заработную плату. Каждый, кто жил и / или работал в Нидерландах в возрасте от 15 до 65 лет, имеет право на пенсию AOW. Все, кто живет в Нидерландах, за некоторыми исключениями, застрахованы, и с каждым годом люди застрахованы, и они получают право на 2% от полной пенсии AOW. Полная пенсия AOW привязана к минимальной заработной плате, при этом каждая пара, состоящая в браке или сожительстве, получает 50% минимальной заработной платы, в то время как одинокие люди имеют право на пенсию в размере более 70% минимальной заработной платы.

Момент, когда человек получает AOW, изменился с 2016 года. В этом году правительство Нидерландов объявило, что они свяжут данные о получении AOW с ожидаемой продолжительностью жизни в стране. Когда человек достигнет возраста 67 лет в 2021 году или ранее, начнутся выплаты AOW по возрасту. С 2020 года возраст AOW будет напрямую зависеть от продолжительности жизни. Это означает, что правительство может изменить возраст, в котором гражданин получает AOW в год.

Если вы жили или работали за пределами Нидерландов, вы, вероятно, получите более низкую пенсию после выхода на пенсию, потому что вы не вносили взносы в страхование в течение определенного периода времени и, следовательно, накопили меньше. Есть также несколько человек, живущих в Нидерландах, которые не застрахованы по плану AOW. Если вы родились 1 апреля 1950 г. или позднее, вы не будете получать пенсию AOW, если ваш страховой стаж составляет менее одного года.

Тип пенсии AOW, которую вы получите в другой ситуации, выглядит следующим образом:

  • Людям, которые живут самостоятельно - 70% от минимальной заработной платы нетто.
  • Лица, состоящие в браке или живущие с кем-то - 50% от минимальной заработной платы нетто
  • Если у вас есть партнер, который также достиг пенсионного возраста AOW - вместе вы получаете до 100% чистой минимальной заработной платы.
  • Если у вас есть партнер, который еще не достиг пенсионного возраста AOW - дополнительное пособие сверх вашей пенсии AOW. Дополнительная надбавка будет прекращена в 2015 году.

Компонент второй: пенсии частных сотрудников

Второй компонент состоит из коллективных пенсионных схем, которые привязаны к конкретным отраслям или компаниям. Такие коллективные планы управляются пенсионными фондами или страховыми компаниями. Компания ежемесячно выплачивает своим сотрудникам пенсионный фонд. Возврат инвестиций от капитальных вложений используется для выплаты пенсионных пособий нынешним и будущим пенсионерам. Сотрудники могут выбирать типы планов в своих пенсионных фондах. При смене места работы вы должны сообщить своему начальнику данные о своей пенсии.

Хотя пенсионные фонды связаны с конкретными предприятиями или отраслями, закон требует, чтобы пенсионные фонды поддерживали судебную и финансовую независимость и работали в форме некоммерческих организаций, что обеспечивает безопасность пенсионных фондов. Как только финансовое положение предприятий наступит, пенсионные фонды также могут быть эффективно защищены. Большая часть пенсионных денег в Нидерландах управляется пенсионными фондами.

Существует также широкий спектр частных пенсионных фондов, регулируемых пенсионным законодательством, которые предназначены для пенсионного обеспечения работающих лиц.

Существует три различных типа пенсионных фондов:

  • общеотраслевые пенсионные фонды, которые обслуживают весь сектор экономики, такой как строительство или розничная торговля, и которые могут быть утверждены правительством,
  • корпоративные пенсионные фонды, предназначенные для сотрудников одной компании или корпорации,
  • пенсионные фонды для независимых профессионалов.

Частные пенсионные фонды в Нидерландах являются некоммерческими организациями, действуют как фонды и считаются независимыми юридическими лицами, не входящими в состав какой-либо компании в соответствии с законодательством Нидерландов. Таким образом, если компания столкнется с финансовыми трудностями, ее пенсионный фонд не пострадает. Более 90% голландских сотрудников принадлежат к частному пенсионному фонду.

Обязательный характер

Голландское законодательство не требует членства в пенсионном фонде. Но если компания решит не предоставлять пенсионную схему для своих сотрудников, правительство может ее обеспечить. В результате более 90% сотрудников и работодателей имеют пенсионные схемы. В этом случае работодатель больше не вправе решать, предоставлять ли пенсионный план работнику. Обязательный означает, что задействованы все сотрудники. Это также означает, что сотрудники могут легче менять работу в отрасли, не влияя на размер пенсий. Компании, которые не попадают в этот тип обязательной программы, могут выбрать корпоративный пенсионный фонд или страховую компанию для управления своей пенсионной схемой.

Организация пенсионного фонда

Последнее слово в пенсионной схеме остается за работодателями и работниками. В корпоративных пенсионных фондах некоторые пенсионеры могут работать в совете директоров. Но большинство фондов передаются сторонним исполнителям, обычно страховым компаниям или специализированным менеджерам пенсионных планов. Это частные организации.

Факты и цифры о пенсионных фондах 2-го уровня

Практически каждый принадлежит пенсионному фонду. 75% сотрудников имеют общеотраслевые пенсионные фонды. Размер фонда сильно различается в зависимости от количества участников и накопленного капитала. Инвестиционный капитал, управляемый пенсионными фондами, даже превышает валовой национальный продукт.

Расходы на администрирование пенсионного фонда

Стоимость пенсионных фондов ниже без выгоды. Поэтому снижать расходы на администрирование необходимо. Кроме того, помимо административных расходов, эти организации также генерируют маркетинговые расходы.

Компонент третий: индивидуальные частные пенсии

Третий уровень - это индивидуальная пенсия. Они в основном используются самозанятыми и работниками в секторах без коллективной пенсионной системы. Проще говоря, это продукты для управления пенсионным капиталом. Таким образом, физические лица могут самостоятельно покупать и управлять пенсионными продуктами или инвестициями, такими как страхование жизни, акции или недвижимость, а также соответствующие налоговые льготы. Любой желающий может приобрести продукт третьего уровня, соответствующий его / ее требованиям. Таким образом люди могут откладывать дополнительную пенсию, часто пользуясь налоговыми льготами. Если человек решает сэкономить деньги или себя, это также считается частью третьего столпа. Когда у кого-то есть дом без долгов или акции, которые они продают в момент пенсии, эту стоимость можно рассматривать как дополнительное богатство, которое можно использовать для улучшения и повышения уровня жизни.

Пенсионный возраст в Нидерландах

Пенсионный возраст AOW будет увеличен следующим образом:

  • До 66 лет в 2018 году
  • До 67 в 2021 году
  • К 67 годам и 3 месяцам в 2022 году

С 2022 года пенсионный возраст AOW будет привязан к продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни практически не изменилась. Поскольку пенсионный возраст меняется, Sociale Verzekeringsbank (SVB) предлагает голландский калькулятор пенсионного возраста, чтобы определить ваш индивидуальный пенсионный возраст в Нидерландах.

Досрочный выход на пенсию - это вариант, но он обычно должен быть самофинансирован до достижения официального голландского пенсионного возраста, до которого выплаты AOW не будут производиться или сокращаться иным образом. только в одном конкретном случае вы можете выбрать досрочный выход на пенсию (vergelijkbare uitkering, VUT), если выполняются условия (подробности см. в SVB), и вы можете иметь право на переходные льготы. Точно так же вы также можете отложить выход на пенсию, поскольку по достижении пенсионного возраста вы можете увеличить свои пенсионные пособия и пособия.

Пенсии в Нидерландах для экспатов

Нидерланды имеют соглашения о социальном обеспечении со следующими странами:

  • Аргентина
  • Австралия
  • Белиз
  • Босния и Герцеговина
  • Канада (включая Квебек)
  • Чили
  • Эквадор
  • Египет
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Израиль (кроме сектора Газа, Западного берега, Восточного Иерусалима, Голан)
  • Япония
  • Иордания
  • Кабо-Верде
  • Нормандские острова (Джерси, Гернси, Олдерни, Херм, Джетоу)
  • Косово
  • Македония
  • Мали
  • Марокко
  • Монако
  • Черногория
  • Новая Зеландия
  • Панама
  • Парагвай
  • Филиппины
  • Сербия
  • Суринам
  • Таиланд
  • Тунис
  • Турция
  • Соединенные Штаты Америки
  • Уругвай
  • Южная Африка
  • Южная Корея

Перевод пенсионного капитала в голландский пенсионный план из другой страны, как правило, менее сложен при соблюдении всех требований.

Пример

Годовая брутто-зарплата сотрудника составляет 50 000 евро. Минимальный размер вычета государственной пенсии составляет 13 449 евро. Для этого сотрудника его / ее пенсионная база составляет 36 551 евро.

Преимущества

Пенсии по старости

Пенсии обеспечивают сотрудникам пожизненную защиту дохода с момента выхода на пенсию. Он гарантирует жизненную безопасность сотрудников, не имеющих источника дохода, после выхода на пенсию.

Партнерские пенсии

Партнерская пенсия используется партнером сотрудника после его смерти и вступает в силу сразу после смерти сотрудника. Смерть сотрудника может привести к потере источника жизни, который может быть у партнера. Партнерская пенсия предназначена для защиты основной жизни партнера сотрудника после его смерти. Начиная с 2014 года, максимальная доступная заработная плата (вымышленная) составляет 1,33% от последней заработной платы в год.

Пенсии для детей-сирот

Пенсии по сиротам аналогичны пенсиям для партнеров и выплачиваются умершим сотрудникам, и вступают в силу сразу после их смерти. Разница в том, что сиротская пенсия выплачивается временно до достижения ребенком или приемным ребенком 30-летнего возраста и после этого не выплачивается. Пенсия по сироте составляет до 14% от (номинальной) последней заработной платы (28% от полной суммы сироты).

Суть пенсии заключается в обеспечении безопасности пожилых людей без дохода за счет раннего накопления на работе.

Голландия, или Нидерланды - государство относительно небольшое, в нем проживают менее 16 миллионов человек, причем только 7,5 миллиона из них - трудоспособное население. Но несмотря на свои скромные территориальные размеры и сравнительно небольшую численность населения, Голландия имеет одну из самых развитых экономических систем в Европе и не менее развитую систему пенсионного обеспечения. Благодаря этим двум составляющим страна занимает видное место в стройной системе европейских экономических грандов.

Над созданием современной концепции системы пенсионного обеспечения в Нидерландах трудилось не одно поколение политиков. Официальной датой ее рождения можно смело назвать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы. Начиная с этого момента государство выплачивало пенсию каждому голландцу, достигшему 65-летнего возраста. Правда, для этого голландцам при трудоспособной жизни необходимо было делать регулярные отчисления в государственный пенсионный фонд.

Итак, на сегодняшний день В Голландии параллельно существует три вида пенсий:

  1. государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым,
  2. профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит дополнительный характер,
  3. и индивидуальное пенсионное обеспечение.



ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ (AOW) получает в Голландии абсолютно любой человек достигший пенсионного возраста, т.е. на сегодняшний день 65 лет, не зависимо от того мужчина вы или женщина, сколько лет и где вы работали, сколько налогов отчисляли и в какой пенсионный фонд. Кстати этот вид пенсий составляет около 50% от всего размера получаемых голландцами пенсионных выплат. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны, что, учитывая немногочисленность населения страны, не является большой обузой для бюджета.

Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%.

Обычно система создается по инициативе работодателей, на основе коллективных соглашений в отдельных компаниях или на отраслевом уровне. При этом государство крайне заинтересовано в развитии профессиональных систем и оказывает работодателям всестороннюю поддержку, предоставляя предпринимателям и руководителям предприятий, в которых действуют подобные схемы, существенные налоговые льготы.

Фундамент профессиональных пенсионных систем - отраслевые пенсионные фонды. Таких фондов в Голландии насчитывается несколько сотен.

Участие в каком-либо отраслевом пенсионном фонде в Голландии является обязательным для всех экономических субъектов.

Как уже неоднократно отмечалось, в системе негосударственного пенсионного обеспечения действует ряд налоговых льгот: так, освобождены от налогов взносы в пенсионные фонды, а также инвестиционные доходы пенсионных фондов. Налогообложению подлежат лишь сами пенсии как один из видов дохода гражданина, однако ставка подоходного налога в этом случае невысока.

В настоящее время в Голландии действуют две схемы расчета размера пенсионного обеспечения относительно уровня заработной платы служащего: на основе размера конечной зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию и на основе среднего размера зарплаты служащего за все время его работы.

Следуя этим расчетам, работник с 35-летним стажем имеет право на пенсию в размере 70% от размера своего заработка на момент выхода на пенсию (на основе размера зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию) и 78,75% от среднего размера зарплаты служащего (на основе среднего размера зарплаты служащего за все время его работы). Таким образом, пенсия служащего в любом случае не может превышать его заработок.

Такие пенсии получают около 73% голландцев с 40-летним стажем трудовой деятельности. Однако число служащих, имеющих 40-летний стаж работы, крайне невелико: ведь многие служащие выходят на пенсию раньше времени или же просто не имеют к моменту выхода на пенсию сорокалетнего стажа.

Третий уровень пенсионной системы в Голландии – НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - включает добровольное индивидуальное пенсионное СТРАХОВАНИЕ. Этот вид пенсионного обеспечения до недавних пор не пользовался популярностью среди голландцев и только в последнее время стал набирать популярность.

Досрочные пенсионеры

Система пенсионного страхования в Голландии, а также выплата многочисленных социальных пособий в целом способствует более раннему выходу служащих на пенсию. Действительно, за последние 20 лет фактический пенсионный возраст в Нидерландах резко уменьшился.

Пособия в связи с досрочным выходом на пенсию в настоящее время получает около 27% населения в возрасте от 60 до 65 лет. Размеры такого пособия составляют 80% заработка служащего в момент его выхода на пенсию для данной возрастной группы. В отличие от профессиональных пенсий, выплачиваемых по достижении официального пенсионного возраста, пособия по досрочному выходу начисляются только из текущих доходов и с тем условием, что работник полностью выходит из состава трудоспособного населения, имея при этом как минимум 10 лет трудового стажа. Впервые подобные схемы были введены в 80-е годы как способ борьбы с безработицей среди молодежи: ведь теперь, чтобы получать весьма приличное пособие, нужно было проработать не 40, а всего 10 лет! Однако со временем стало очевидно, что подобная схема себя не оправдала: уровень безработицы оставался по-прежнему крайне высоким, а уж теперь этот способ борьбы и вовсе оказал медвежью услугу правительству.

Как уже отмечалось, количество голландцев, нуждающихся в каких-либо социальных пособиях, приобретает угрожающие размеры. Особенно велик процент нуждающихся в пособии по нетрудоспособности, которое предоставляется государством. Так, среди мужского населения в возрасте от 55 до 64 лет доля участвующих в государственной программе поддержки нетрудоспособного населения постоянно увеличивается: если в 1968 году пособия по нетрудоспособности получали 12% мужчин, то в 1975 году - уже 21%, и в 1985 году - 38%. В настоящее время пособия по нетрудоспособности получает около трети мужчин данной возрастной категории.

Планировалось, что повышение возраста выхода на пенсию пройдет в два этапа: в 2020 и 2025 годах этот возраст составит 66 и 67 лет соответственно.

image

Голландия, или Нидерланды - государство относительно небольшое, в нем проживают менее 16 миллионов человек, причем только 7,5 миллиона из них - трудоспособное население. Но несмотря на свои скромные территориальные размеры и сравнительно небольшую численность населения, Голландия имеет одну из самых развитых экономических систем в Европе и не менее развитую систему пенсионного обеспечения. Благодаря этим двум составляющим страна занимает видное место в стройной системе европейских экономических грандов.

Над созданием современной концепции системы пенсионного обеспечения в Нидерландах трудилось не одно поколение политиков. Официальной датой ее рождения можно смело назвать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы. Начиная с этого момента государство выплачивало пенсию каждому голландцу, достигшему 65-летнего возраста. Правда, для этого голландцам при трудоспособной жизни необходимо было делать регулярные отчисления в государственный пенсионный фонд.

Однако отсутствие механизма индексации размера пенсионных выплат привело к постепенному снижению реального уровня пенсий. Таким образом в маленькой европейской стране впервые назрела необходимость проведения радикальных реформ в области пенсионного обеспечения. В 1956 году парламентом страны был принят Всеобщий закон о пенсионерах (AOW), который установил распределительную государственную пенсионную систему (pay-as-you-go, или PAYG). Главное отличие новой системы от предыдущей было в том, что теперь работодатели не были обязаны делать отчисления в пенсионный фонд. В соответствии с новым законом государственные пенсии выплачивались всем без исключения лицам по достижении 65-летнего возраста вне зависимости от суммы отчисляемых ими в государственный пенсионный фонд взносов. Закон также предусматривал индексацию размера выплачиваемых государством пенсий.

Однако распределительная пенсионная система в силу указанных выше демографических особенностей страны не могла полностью устроить власти. И уже после окончания Второй мировой войны государство стало активно пропагандировать идею внедрения негосударственной пенсионной системы, в частности, предоставляя работодателям, участвующим в профессиональных пенсионных схемах, значительные налоговые льготы. Важную роль во внедрении профессиональной пенсионной системы сыграл принятый правительством в 1949 году Закон о профессиональных пенсиях. В соответствии с этим законом участие всех хозяйствующих субъектов в отраслевых пенсионных фондах стало обязательным. Таким образом, практически все голландские служащие оказались участниками системы профессионального пенсионного обеспечения.

Три кита системы

В настоящее время в Голландии уже сформировалась и успешно действует в течение десятилетий трехуровневая пенсионная система - государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым, профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит дополнительный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение. При этом большую часть дохода голландских пенсионеров составляют базовые государственные пенсии: около 50% от всего размера получаемых ими пенсионных выплат. Профессиональные же пенсии обеспечивают примерно 30% от общего размера пенсии голландского пенсионера, а индивидуальные выплаты не превышают 7% от суммарной величины получаемой голландскими стариками пенсии. Поэтому можно считать, что фактически в Голландии сформировалась двухуровневая пенсионная система, так как доля пенсионных выплат относительно мала.

Тем не менее негосударственное пенсионное обеспечение становится все более популярным: несмотря на рост объема выплачиваемых по схеме профессионального обеспечения пенсий, общий размер взносов служащих в профессиональные фонды неуклонно уменьшается. Это объясняется в первую очередь тем, что начиная с 90-х годов голландцы все более активно стали проявлять интерес к системам индивидуального накопления. По прогнозам многих экспертов, в случае сохранения этой тенденции доля индивидуальных пенсий в структуре общего дохода пенсионеров может многократно увеличиться уже в обозримом будущем. Пока же голландские пенсионеры живут в основном за счет государственных и профессиональных пенсий.

Как отмечалось ранее, пенсионный возраст в Голландии составляет 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин. По достижении этого возраста любой гражданин приобретает право на получение базовой государственной пенсии. Размер этой пенсии, как уже говорилось, не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Голландии может рассчитывать любой гражданин страны, достигший пенсионного возраста, даже домохозяйка. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны, что, учитывая немногочисленность населения страны, не является большой обузой для бюджета.

Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%.

Отметим, что после пенсионной реформы 1956 года голландское правительство уже успело дважды провести реформирование государственной пенсионной системы. Острая проблема старения населения, охватившая практически все европейские страны, не обошла стороной и Голландию. Государство лицом к лицу столкнулось с ситуацией, когда расходы на пенсионное обеспечение растущего числа пенсионеров оказались ему не под силу. Так, в соответствии с одним из прогнозов, уже к середине XXI века количество голландцев пенсионного возраста может увеличиться практически в два раза. Это, в свою очередь, очевидно указывает на необходимость проведения дальнейших реформ. Однако первая попытка модифицировать распределительную пенсионную систему оказалась неудачной: стремясь сократить дефицит бюджета государственного пенсионного фонда, первоначально правительство намеревалось зафиксировать размер пенсионных взносов в государственный пенсионный фонд на уровне взносов 1997 года. Но затем специалисты подсчитали, что к желаемому результату это не приведет: число пенсионеров, а вместе с этим и бремя государственных расходов на пенсионное обеспечение будет неумолимо расти.

Поэтому правительство избрало другой путь: увеличило размер взносов служащих в государственное пенсионное страхование. Конечно, этот шаг уменьшил государственные расходы. Но одновременно с этим на плечи налогоплательщиков легла непосильная ноша: каждому работающему пришлось отчислять в пенсионный фонд значительную часть своей зарплаты.

Следующая попытка реформирования оказалась куда удачнее: для аккумулирования дополнительных пенсионных накоплений был создан специальный целевой фонд, средства которого использовались в периоды критического роста числа пенсионеров. Новый целевой фонд позволил значительно сократить государственные расходы на пенсионное обеспечение: капитал целевого фонда инвестировался в государственные ценные бумаги, что позволило значительно увеличить средства фонда. Так, на конец 1998 года активы фонда составляли около 4,3 млрд. гульденов (2,2 млрд. евро), что соответствовало примерно 0,55% от величины ВВП Голландии.

Схемы для профи

Обычно система создается по инициативе работодателей, на основе коллективных соглашений в отдельных компаниях или на отраслевом уровне. При этом государство крайне заинтересовано в развитии профессиональных систем и оказывает работодателям всестороннюю поддержку, предоставляя предпринимателям и руководителям предприятий, в которых действуют подобные схемы, существенные налоговые льготы.

Фундамент профессиональных пенсионных систем - отраслевые пенсионные фонды. Таких фондов в Голландии насчитывается несколько сотен. Среди наиболее известных и крупных отраслевых фондов - пенсионный фонд государственного сектора ABP и пенсионный фонд металлургической промышленности BPMT. При этом активы последнего в 1994 году составили 13 млрд. евро, а общее число участников системы приближалось к 37 тыс. компаниям, в которых работали 328 тыс. служащих. В 1999 году совокупные активы пенсионных фондов страны составили 93% от величины ВВП (для сравнения: в Великобритании и США эти показатели были равны 77,5% и 64,4% соответственно).

Пенсионный фонд в Голландии является самостоятельной экономической единицей, осуществляющей свою деятельность независимо от компаний – плательщиков пенсионных взносов. Как правило, свои средства фонды инвестируют или в государственные ценные бумаги или в акции голландских компаний. Контроль за пенсионными фондами и страховыми компаниями возложен на страховое управление, куда каждый из фондов обязан предоставлять подробную информацию о выплате пособий и о своей инвестиционной деятельности. В обязанности страхового управления входит также и разработка дополнительных директив, касающихся масштабов финансирования и размеров активов фондов.

Участие в каком-либо отраслевом пенсионном фонде в Голландии является обязательным для всех экономических субъектов. Отказ от такого участия возможен только в том случае, если компания в состоянии создать свой пенсионный фонд, который смог бы выплачивать пособия, как минимум равные пособиям ведущего пенсионного фонда в данной отрасли.

Как уже неоднократно отмечалось, в системе негосударственного пенсионного обеспечения действует ряд налоговых льгот: так, освобождены от налогов взносы в пенсионные фонды, а также инвестиционные доходы пенсионных фондов. Налогообложению подлежат лишь сами пенсии как один из видов дохода гражданина, однако ставка подоходного налога в этом случае невысока.

При всем богатстве выбора.

В настоящее время в Голландии действуют две схемы расчета размера пенсионного обеспечения относительно уровня заработной платы служащего: на основе размера конечной зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию и на основе среднего размера зарплаты служащего за все время его работы.

Для первой схемы выплат - на основе размера зарплаты служащего к моменту его выхода на пенсию - ежегодные накопления работника не могут превышать 2% от его заработной платы. Следуя этим расчетам, работник с 35-летним стажем имеет право на пенсию в размере 70% от размера своего заработка на момент выхода на пенсию. Таким образом, пенсия служащего не может превышать его заработок.

Необходимо отметить, что эти схемы пользуются в Голландии наибольшей популярностью среди населения: более 73% от общего числа участвующих в профессиональных схемах пенсионного обеспечения служащих предпочитают именно этот вариант расчета размера пенсии. Однако у схем, где размер пенсии рассчитывается исходя из размеров последней зарплаты, есть весьма существенный недостаток: работодатели стараются сдерживать рост заработной платы работника предпенсионного возраста, ограничивая тем самым размер будущих пенсионных выплат, которые он будет получать исходя из величины своей зарплаты.

Как видим, размер пенсионного обеспечения, получаемого голландским пенсионером, участвующим в профессиональной и государственной схеме, не превышает 70% от размера его заработка на момент выхода на пенсию. Такие пенсии получают около 73% голландцев с 40-летним стажем трудовой деятельности. Однако число служащих, имеющих 40-летний стаж работы, крайне невелико: ведь многие служащие выходят на пенсию раньше времени или же просто не имеют к моменту выхода на пенсию сорокалетнего стажа.

Третий уровень пенсионной системы в Голландии - негосударственное пенсионное обеспечение - включает добровольное индивидуальное пенсионное страхование.

Как правило, пенсионное страхование предоставляется компаниями по страхованию жизни. Любой служащий может заключить со страховой компанией договор страхования жизни и с наступлением страхового случая (дожитие до пенсионного возраста) получать персональную пенсию. Такая схема пенсионного страхования в Голландии до последнего времени не пользовалась особой популярностью, поэтому долгое время голландская пенсионная система считалась двухуровневой. Действительно, вплоть до 90-х годов только 10% населения были застрахованы по индивидуально-накопительной схеме. Однако в последнее время специалисты отмечают значительный интерес населения к индивидуальным пенсиям. Скорее всего, подобная тенденция связана с неуверенностью голландцев в надежности государственного пенсионного обеспечения, особенно в условиях быстрого старения населения страны. Не стоит сбрасывать со счетов и рост благосостояния населения.

Система пенсионного страхования в Голландии, а также выплата многочисленных социальных пособий в целом способствует более раннему выходу служащих на пенсию. Действительно, за последние 20 лет фактический пенсионный возраст в Нидерландах резко уменьшился. Если в 1950 году он равнялся 66 годам для мужчин и 64 годам для женщин, то в 1995 году он составил 58 и 55 лет соответственно.

Пособия в связи с досрочным выходом на пенсию в настоящее время получает около 27% населения в возрасте от 60 до 65 лет. Размеры такого пособия составляют 80% заработка служащего в момент его выхода на пенсию для данной возрастной группы. В отличие от профессиональных пенсий, выплачиваемых по достижении официального пенсионного возраста, пособия по досрочному выходу начисляются только из текущих доходов и с тем условием, что работник полностью выходит из состава трудоспособного населения, имея при этом как минимум 10 лет трудового стажа. Впервые подобные схемы были введены в 80-е годы как способ борьбы с безработицей среди молодежи: ведь теперь, чтобы получать весьма приличное пособие, нужно было проработать не 40, а всего 10 лет! Однако со временем стало очевидно, что подобная схема себя не оправдала: уровень безработицы оставался по-прежнему крайне высоким, а уж теперь этот способ борьбы и вовсе оказал медвежью услугу правительству.

Как уже отмечалось, количество голландцев, нуждающихся в каких-либо социальных пособиях, приобретает угрожающие размеры. Особенно велик процент нуждающихся в пособии по нетрудоспособности, которое предоставляется государством. Так, среди мужского населения в возрасте от 55 до 64 лет доля участвующих в государственной программе поддержки нетрудоспособного населения постоянно увеличивается: если в 1968 году пособия по нетрудоспособности получали 12% мужчин, то в 1975 году - уже 21%, и в 1985 году - 38%. В настоящее время пособия по нетрудоспособности получает около трети мужчин данной возрастной категории.

Вообще проблема досрочного выхода на пенсию характерна не только для Голландии: в подобной ситуации оказались Германия и Франция, где социальные пособия тоже достаточно высокие и составляют основную часть дохода пенсионера. Однако именно в Голландии зафиксирована самая низкая доля работающих среди населения, находящегося в предпенсионном и пенсионном возрасте (как среди мужчин, так и среди женщин). Так, за тридцатилетний период начиная с 1960 года число работающих мужчин предпенсионного возраста (55 - 64 года) сократилось на 42%, и это самый высокий показатель среди стран Европейского союза.

Как показывают результаты социологических опросов, проведенных среди населения Голландии, отношение к государственной пенсионной системе среди различных возрастных групп населения неоднозначное (см. Табл.5). Что касается размеров взносов в государственные пенсионные фонды, то более половины голландцев считают их вполне разумными, и лишь для 20 - 25% суммы взносов представляются высокими или очень высокими. Совсем иные результаты характеризуют отношение населения к размеру самих государственных пенсий. Лишь небольшая часть граждан считает размер пенсии достаточным для безбедной старости. Около 60% респондентов среди молодого поколения и лиц среднего возраста и около 40% пожилых голландцев утверждают, что размер пенсий крайне мал.

Как показал опрос, широкую поддержку в обществе как дополнение к государственным пенсионным выплатам имеет система профессиональных пенсий. При этом большинство опрошенных граждан также устраивает соотношение размера взносов в отраслевые пенсионные фонды и ожидаемых пенсионных выплат. Тем не менее около 20% опрошенных все же предпочли бы платить более высокие взносы в обмен на более высокие пенсии. Интересно, что на фоне всемирного увеличения продолжительности жизни населения более половины опрошенных голландцев выступают за уменьшение официального пенсионного возраста.

По прогнозам демографов, в настоящее время доля пенсионеров относительно общей численности населения в Голландии составляет 21%, и в ближайшие 10 - 15 лет эта величина по сравнению с нынешним показателем вырастет практически вдвое. Неутешительные прогнозы побуждают голландское правительство к реформированию существующей государственной пенсионной системы, которая пока в какой-то степени даже способствует увеличению доли пенсионеров относительно общей численности населения Голландии.

Одним из первых шагов на пути к реформированию, как считают многие специалисты, является расширение налогооблагаемой базы. Так как размер взносов в пенсионные фонды рассчитывается на основе минимальной заработной платы после налогообложения, то такое нововведение никак не отразится на уровне благосостояния пенсионеров со средним достатком, основную часть доходов которых составляют государственные пенсии.

Вторым важным моментом является изменение порядка индексации пенсий, когда их размер индексируется в зависимости от динамики роста потребительских цен, а не от заработной платы. По прогнозам специалистов, этот подход приведет к тому, что большинство голландских служащих будут участвовать в индивидуальных пенсионных схемах, так как с ростом реальной заработной платы государственные пенсии фактически начнут обесцениваться. Поэтому изменение порядка индексации так или иначе постепенно приведет к приватизации пенсионной системы. Кроме того, правительство намерено все же увеличить пенсионный возраст. Однако, как свидетельствуют социальные опросы населения, подобный шаг вызовет массу недовольств.

Что касается профессиональных пенсий, то здесь, наоборот, планируется несколько снизить размеры выплат. Действительно, в Голландии дополнительные пенсии - одни из самых высоких в мире. Поэтому для лиц со средними и высокими доходами предлагается снизить размеры государственных и профессиональных пенсий путем перехода к схеме с установленными размерами взносов. Однако, как показывают те же социологические исследования, общество вряд ли одобрит такие нововведения.

И наконец, самое главное - борьба с досрочным выходом на пенсию. В этом отношении голландское правительство, с одной стороны, активно поддерживает развитие индивидуально-накопительных пенсионных схем, но с другой - резко сокращает программы дополнительного социального обеспечения, ужесточая условия выдачи пособий по досрочному выходу на пенсию и нетрудоспособности и, по возможности, заменяя пособия по безработице пособиями на переквалификацию.

Как видим, проблем достаточно и в благополучной на первый взгляд Голландии, а глобальная панъевропейская пенсионная перестройка, по-видимому, не оставит в стороне ни одну из развитых стран Еврозоны.

Читайте также: