Как сдать сзв м в пенсионный фонд на бумажном носителе

Обновлено: 17.05.2024

Сдача ежемесячной формы отчета СЗВ-М в 2020 году, как и раньше, является обязанностью каждого работодателя. Российское законодательство в этом вопросе не менялось с 2016 года. В документе отражаются сведения о сотрудниках, работающих в организации и застрахованных в системе пенсионного страхования. В данной статье мы поговорим подробнее о том, каков порядок заполнения данного типа отчета, и о сведениях, которые должны в нем содержаться. А также как сдавать отчет СЗВ-М за несколько шагов в СБИС.

Обратите внимание, что отчетность по форме СЗВ-М в 2020 году, как и раньше, обязаны направлять в Пенсионный фонд России все индивидуальные предприниматели и предприятия, включая каждое обособленное предприятие, представительство, филиал. Кроме того, отчетность по форме СЗВ-М должны подавать также по работникам, сотрудничество с которыми осуществляется по договорам гражданско-правового характера в случаях, когда компания перечисляла в Пенсионный фонд обязательные взносы на этих работников.

Сдача СЗВ-М в 2020 году: при каких условиях необходимо подавать форму?

Важной особенностью данного отчета является необходимость его подачи в ПФР независимо от того, выплачивала ли организация заработную плату работникам в течение отчетного периода или нет. Документ должен быть подготовлен и направлен в госорган в любом случае. Исключением может стать нотариус, адвокат, частный детектив или индивидуальный предприниматель, который не являлся страхователем в отчетном периоде, то есть не имел в штате сотрудников и не работал с физическими лицами по договору ГПХ.

Какова актуальная форма отчета СЗВ-М в 2020 году?

С момента вступления в силу ПП-83п в 2016 году форма отчета по форме СЗВ-М не менялась. Вы можете найти версию бланка в интернете или в специализированных программах для подготовки отчетности. Но, конечно, проще использовать СБИС, который использует только актуальные формы отчетности.

СЗВ-М: сроки сдачи в 2020 году

Форма отчета СЗВ-М должна быть направлена в Пенсионный фонд в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным. В случаях, когда эта дата выпадает на выходной или праздничный день, сроки автоматически переносятся на ближайший рабочий день.

Начиная со второго квартала 2020 года, организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут подавать форму СЗВ-М в следующие сроки:

  • За март – до 15 апреля;
  • За апрель – до 15 мая;
  • За май – до 15 июня;
  • За июнь – до 15 июля;
  • За июль – до 17 августа;
  • За август – до 15 сентября;
  • За сентябрь – до 15 октября;
  • За октябрь – до 16 ноября;
  • За ноябрь – до 15 декабря;
  • За декабрь – до 15 января 2021 года.

Каковы штрафные санкции за не предоставление СЗВ-М в срок?

Если не сдать отчет по форме СЗВ-М в 2020 в сроки, установленные законом, организациям и индивидуальным предпринимателям грозят штрафные санкции. Величина штрафа – 500 рублей за каждого работника, по которому не был подан отчет. Такой же штраф организации придется заплатить за каждый отчет, содержащий ошибочные сведения о работнике.

Особенности заполнения СЗВ-М

Заполнение бланка отчета по форме СЗВ-М довольно простое – документ состоит всегда из четырех блоков:

  1. Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, подающих отчет в ПФР;
  2. Информация о периоде, за который подается отчет;
  3. Тип формы;
  4. Информация о каждом застрахованном сотруднике, включая физические лица, работающие по ГПХ, за которых осуществлены страховые выплаты в ПФР.

Необходимость подачи нулевого отчета

Нулевой отчет по форме СЗВ-М обязательно подается даже в тех ситуациях, когда организация прекратила свою работу. Это обусловлено тем, что в ней остается хотя бы один сотрудник (например, генеральный директор), отчет по которому необходимо предоставить.

Интересная практика

В судебном делопроизводстве было несколько интересных случаях, когда суд встал на сторону организаций. Например:

  • Если компания обнаружила в отчете по форме СЗВ-М неточность до того, как их нашли в госоргане, она имеет право внести необходимые корректировки без штрафа (определение Верховного Суда от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23114).
  • Страхователь не всегда обязан возмещать Пенсионному фонду убытки даже в тех ситуациях, когда он нарушил сроки по сдаче отчета по форме СЗВ-М. Существует несколько определений Верховного Суда, поддержавших нижестоящие инстанции в этом решении. Хотя есть и противоположная практика, что говорит о необходимости индивидуально рассматривать каждый случай.

Как избежать штрафных санкций?

Используйте специализированное программное обеспечение СБИС для своевременной сдачи отчетности без ошибок в Пенсионный фонд. Чтобы создать отчет, необходимо выполнить несколько простых шагов:

lkj.jpg

Также вы можете использовать другое решение - СБИС Бухгалтерия и учет, для оптимизации ведения бухгалтерского учета и подачи электронной отчетности.

image_pdf
image_print

Отчитываться по СЗВ-М должны все страхователи. Страхователями являются организации и предприниматели, которые привлекают работников по трудовым договорам либо заключают с физическими лицами гражданско-правовые договоры, вознаграждения по которым облагаются страховыми взносами. Включаются в форму и лица, которые проработали непродолжительное время, а также те, кому в отчетном периоде не производились никакие начисления.

Бывает, что в организации нет наемных работников и ни с кем из физических лиц не заключены договоры ГПХ. Нужно ли в этом случае отчитываться по форме СЗВ-М? Надо учитывать, что юридическое лицо не может существовать без директора, который также является наемным работником. Поэтому рассматриваемую форму подают все организации.

Отчитываться нужно и в случае, если функции директора выполняет единственный учредитель, договор с которым не заключен. Но лишь при условии, что организация ведет деятельность, и руководитель получает заработную плату.

Следующие типы хозяйствующих субъектов в случае отсутствия у них наемных работников не подают форму СЗВ-М:

  • индивидуальные предприниматели;
  • арбитражные управляющие;
  • нотариусы и адвокаты, ведущие частную практику;
  • крестьянские фермерские хозяйства.

Кто не включается в СЗВ-М

Страхователи, которые обязаны подавать форму, включают в нее всех застрахованных лиц.

Но, существуют категории работников, за которых работодатели не платят страховых взносов, поскольку обязательное пенсионное страхование на них не распространяется. Такие лица не считаются застрахованными и в СЗВ-М не включаются. В частности, это:

  • военнослужащие, сотрудники органов МВД и ФСБ (за исключением вольнонаемных);
  • иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, а также работающие удаленно.

Сроки подачи

Отчетным периодом для формы СЗВ-М является месяц. Крайний срок подачи — 15 число месяца, следующего за отчетным. По общему правилу, если это число попадает на выходной, то последний день срока переносится на следующий рабочий день. Сроки сдачи формы в 2021 году представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Сроки сдачи формы СЗВ-М в 2021 году

За месяц Крайний срок сдачи
январь 15 февраля 2021
февраль 15 марта 2021
март 15 апреля 2021
апрель 17 мая 2021 (перенос)
май 15 июня 2021
июнь 15 июля 2021
июль 16 августа 2021 (перенос)
август 15 сентября 2021
сентябрь 15 октября 2021
октябрь 15 ноября 2021
ноябрь 15 декабря 2021
декабрь 15 января 2022

Можно ли подать форму заблаговременно, то есть еще до окончания месяца? Законодательные нормы запрета на такой порядок сдачи не содержат. Но это можно сделать только при уверенности, что новых сотрудников в организации до конца месяца не появится. Иначе получится, что в ПФР были поданы неполные сведения.

Куда подавать форму

Форма сдается в территориальный орган Пенсионного фонда, в котором страхователь стоит на учете.

Если в организации имеются обособленные подразделения, которые имеют расчетные счета и производят выплаты физическим лицам, они должны подавать СЗВ-М самостоятельно. При этом в форме указывается ИНН головной организации и КПП обособленного подразделения.

Инструкция по заполнению СЗВ-М

Форма довольно простая, ее заполнение обычно не вызывает трудностей. Состоит она всего из четырех разделов, заполнить нужно каждый из них.

Раздел 1

Этот раздел предназначен для общих сведений. Здесь указываются реквизиты организации или ИП:

  • регистрационный номер в ПФР, который получен при постановке на учет (узнать можно на сайте налоговой службы либо обратившись в ПФР или ФНС);
  • краткое наименование компании либо ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • КПП (заполняют только организации).

Форма СЗВ-М, раздел 1

Заполнение раздела 1 формы СЗВ-М

Раздел 2

В этом разделе указывается период, за который подается форма. Отчетный месяц указывается в виде двузначного числа (12 — за декабрь), календарный год должен состоять из четырех знаков — 2020.

Раздел 3

В разделе 3 указывается тип формы. Это код, который может принимать следующие значения:

Раздел 4

Четвертый раздел содержит информацию о застрахованных лицах. Данные представляются в виде таблицы из 4-х столбцов, в которых отражаются:

  • порядковый номер;
  • фамилия, имя и отчество застрахованного лица (отчество при наличии);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • ИНН (если есть).

Из формы следует, что не обязательны к заполнению отчество застрахованного лица, если его нет, а также ИНН.

Важно! Отсутствие ИНН не будет считаться ошибкой. А вот некорректный идентификационный номер считается недостоверными сведениями.

В конце отчета проставляется подпись руководителя организации или предпринимателя, дата и печать (при наличии).

Ответственность

Штрафы за нарушение порядка подачи формы СЗВ-М предусмотрены статьей 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Ответственность такова:

  • за несвоевременное представление формы, за представление недостоверных или неполных сведений — штраф в размере 500 рублей за каждое лицо;
  • если страхователь должен был отчитаться в электронной форме, но подал отчет на бумаге — штраф в размере 1000 рублей.

Ошибки в СЗВ-М и методы их исправления

В следующей таблице мы собрали возможные ошибки при заполнении формы.

Таблица 2. Ошибки в форме СЗВ-М

Образец заполнения формы СЗВ-М

СЗВ-М все разделы

Отчёт СЗВ-М в 2021 году

Содержание

Содержание

  • Почему отчеты сдаются на бумаге?
  • Сдача отчетов в электронном виде
  • Кто может сдавать отчет на бумаге
  • Порядок заполнения СЗВ – М на бумаге
  • Программы для формирования и проверки созданных отчетов
  • Сдача отчета лично или по доверенности
  • Отправка отчета по почте
  • Ответственность организаций и предпринимателей перед Пенсионным фондом
  • Нужно ли включать в отчет СЗВ – М совместителей?

В настоящее время технологии развиваются с головокружительной скоростью. Прошли те времена, когда отчетность в основном сдавалась на бумаге. Многочасовые живые очереди в налоговую инспекцию и фонды давно канули в лету. Это, несомненно, является огромным плюсом. Тем более сейчас, когда отчетности становится все больше и она сама усложняется. Огромное количество бухгалтеров вздохнули с облегчением при появлении возможности отсылать отчетность не выходя из офиса или дома.

Почему отчеты сдаются на бумаге?

На данный момент требования к сдаче исключительно в электронном виде предъявляются только к декларации НДС.

Сдача отчетов в электронном виде

Наша статья, конечно, не про сдачу через телекоммуникационные каналы связи, но не упомянуть о них нельзя.

Сейчас основная масса отчетности сдается в электронном виде. Это просто, удобно, надежно и быстро. Правда, достаточно затратно.

Ответ о принятии отчета приходит из инспекции достаточно быстро, если есть ошибки, они указаны в протоколе налоговой.

Кроме того, в электронном виде можно получать и отсылать различные документы, отвечать на требования налоговой инспекции, проводить сверки.

Кто может сдавать отчет на бумаге

По общему правилу, закрепленному законодательно, сдавать отчет в бумажном варианте могут компании или индивидуальные предприниматели численность работников у которых меньше 25 человек. Это значит, что если трудоустроено 24 сотрудника, то можно отчитываться на бумаге, если 25 и более – отправляем отчет по электронке.

Кроме того, бывают форс – мажорные ситуации. Например, отсутствует интернет или сломался компьютер, а сдавать нужно срочно. В этом случае при численности работников до 25 человек, отчет можно сдать в бумажном виде, даже если ранее отчетность всегда сдавалась по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок заполнения СЗВ – М на бумаге

Для того, чтобы заполнить отчет в бумажной форме необходимо сначала найти актуальную форму. Это можно сделать на просторах интернета и труда не составляет.

Составление отчета на бумаге ничем не отличается от заполнения в электронном виде. Заполняются все 4 раздела формы, то есть указывается:

В нижней части отчета ставится подпись директора, печать организации и указывается дата сдачи формы.

Программы для формирования и проверки созданных отчетов

Сдача отчета лично или по доверенности

Для этого распечатываем форму в 2 экземплярах, скидываем на флешку файл выгрузки и идем в отделение Пенсионного фонда.

Если отчет подает директор организации или сам индивидуальный предприниматель, то дополнительных документов предоставлять не надо.

Доверенность потребуется, если от организации отчет пойдет сдавать представитель, например, бухгалтер. Представитель индивидуального предпринимателя должен представить в фонде нотариально заверенную доверенность.

Специалист Пенсионного фонда заносит файл выгрузки в свою базу и, если не находит ошибок, делает отметку о сдаче на экземпляре налогоплательщика. С этого момента отчет считается сланным.

Отправка отчета по почте

Еще одним способом доставки в Пенсионный фонд отчета на бумажном носителе является отправка по почте.

Алгоритм действий в случае отправки почтой будет следующий:

При отправке почтой файл с выгрузкой в Пенсионный фонд не передается. Полученную информацию сотрудники фонда будут заводить вручную.

Ответственность организаций и предпринимателей перед Пенсионным фондом

Информацию по нарушениям при сдаче отчета представим в таблице.

Нужно ли включать в отчет СЗВ – М совместителей?

Совместители бывают разные – внешние и внутренние. И в том и в другом случае с такими работниками заключается трудовой договор, им платится заработная плата, идут отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд.

Внутренние совместители выполняют дополнительные обязанности по основному месту работы. Получается, что сведения о них автоматически отражаются в отчете.

Внешние совместители трудоустроены согласно нашему законодательству и трудовому кодексу, поэтому тоже должны включаться в форму СЗВ – М.

Отчет СЗВ – М один из самых простых среди тех, что сдают налогоплательщики. Очень обидно получить штраф, например, за несвоевременную сдачу. Причем, в зависимости от количества сотрудников, наказание может получиться достаточно приличным. Поэтому стоит очень основательно подходить к составлению отчета, даже такого несложного, как СЗВ – М.

Переход на сдачу отчета в электронной форме тех налогоплательщиков, которые сейчас предоставляет форму на бумаге, значительно облегчит и упростит работу бухгалтера.

Соглашение об электронном документообороте с ПФР

По закону отчитываться перед Пенсионным фоном в электронном виде должны организации и предприниматели, у которых работает 25 и более человек. Другие могут делать это по собственной инициативе. По данным Пенсионного фонда уже более 80% компаний и ИП направляют персонифицированные сведения по интернету. Соглашение об электронном документообороте с ПФР нужно тем, кто будет отчитываться по телекоммуникационным каналам связи. Расскажем, как подключиться к электронному документообороту.

Что нужно для электронного документооборота

Чтобы обмениваться с Пенсионным фондом электронными документами, страхователю понадобится:

Внимание!

Как заключить соглашение с Пенсионным фондом об электронном документообороте

Что нужно сделать, чтобы ПФР мог принимать у страхователя отчетность, направленную по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)? Существует два основных варианта действий.

Первый вариант — оформить два бумажных документа: заявление и соглашение об электронном документообороте с ПФР. Заявление заполняют в одном экземпляре и подают в региональное отделение фонда. Соглашение — в двух экземплярах и подают в территориальное управление ПФР по месту регистрации. Передать бумаги нужно при личном посещении подразделения фонда.

Заявление о подключении к электронному документообороту ПФР

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом утвержден постановлением Правления ПФР от 11.03.20 № 178п. В нем говорится, что страхователь должен составить заявление на подключение .

В заявлении, в числе прочего, нужно указать следующую информацию:

  • сведения о страхователе: регистрационный номер и наименование (либо ФИО); страховой номер индивидуального лицевого счета; ИНН и КПП; данные о представителе (если он будет сдавать отчеты);
  • сведения об операторе ЭДО: регистрационный номер и наименование; адрес; телефон и email.

В течение двух рабочих дней фонд пришлет страхователю уведомление об удовлетворении заявления (или об отказе, если указаны неполные или ошибочные данные).

Важно

Прежде чем сдать отчетность по ТКС, страхователь должен сделать еще один шаг. А именно передать в фонд регистрационную информацию (сертификат для подписи документов в ПФР, код управления Пенсионного фонда и проч.). Система запомнит данные и станет сверять их с теми, что указаны в отчетах.

Особенности составления соглашения на ЭДО

Как мы упоминали выше, соглашение оформляется в бумажном виде. Оно необходимо, когда заявление на подключение тоже подано на бумаге. Если заявление направлено по ТКС, заполнять соглашение не нужно.

Чья подпись должна стоять на соглашении? Человека, который вправе подписывать отчетность в Пенсионный фонд, и на чье имя выпущен сертификат УКЭП. Чаще всего это руководитель компании. Иногда отчеты подписывает по доверенности другой сотрудник, например, главбух. В этом случае доверенность следует приложить к соглашению на ЭДО.

Добавим, что в некоторых регионах введены свои особенности. Иногда нужно заключить допсоглашение, либо использовать бланк, разработанный специально для данного субъекта РФ, могут попросить заполнить несколько экземпляров соглашения и проч.


Плюсы сдачи отчетности в ПФР через интернет

Перечислим основные преимущества:

Как видим, заключить соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом нужно не только тем, у кого численность застрахованных лиц составляет 25 и более человек. Организации и ИП с меньшим штатом сотрудников тоже выиграют благодаря ЭДО. Ведь они смогут дистанционно, без лишних хлопот, отправлять в фонд все необходимые отчеты. В частности, СЗВ-ТД, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Читайте также: