Как решить проблему пенсионного обеспечения

Обновлено: 15.05.2024

Повышение пенсионного возраста, вызвавшее шквал негодования в обществе и подкосившее рейтинги власти, не спасло эту хромую на обе ноги систему. Еще печальнее, что многие люди до заслуженного отдыха просто не доживают, а все их накопления государство оставляет себе.

Недавно российскую пенсионную систему признали одной из худших в мире. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом инфляции инвестирование пенсионных денег в РФ принесло 0,2% годовых. Во всем мире результат хуже был только у 5 стран.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков напомнил, что оценку российской пенсионной системы дают многие зарубежные и российские экономисты, большинство из них считают ее одной из самых убыточных.

– Чтобы уменьшить эту убыточность предпринимаются различные действия. В частности, увеличен пенсионный возраст мужчин и женщин, что вызвало преимущественно негативную реакцию у населения. Пенсионную реформу не поддерживает до 70-80% граждан РФ. Это очень серьезно и способствовало падению рейтингов многих российских политиков и партий. Известно, что правительство готовит новый проект на 2030 год о следующем увеличении возраста достижения пенсии, – отметил собеседник.

Пенсионная система России - одна из худших в мире. Выясняем с экспертами, что с этим делать

Эксперт уверен, что, кроме негатива это не добавит политическому процессу в России ничего.

– Радикальные предложения об отмене пенсий могут дестабилизировать ситуацию в стране, чего власти постараются не допустить. Поэтому выход один: полное переформатирование подходов к пенсионной реформе, ее совершенствование, но не за счёт гражданского ресурса. Новый проект пенсионной реформы может быть сформирован после диалога общества и власти и прекращения прогнозов об отмене пенсий, – считает Большаков.

Политолог Руслан Айсин заявил, что пенсионная реформа – одна из самых провальных в истории современной России.

– Она, на мой взгляд, просто подкосила социальные подпорки и надломила психологию россиян, особенно людей старшего возраста. Известно, что после этой реформы буквально обрушились рейтинги власти, потому как люди восприняли ее как предательство их интересов, – сказал собеседник. – Очевидно, что и без того низкий уровень жизни и слабая социальная поддержка граждан стали еще хуже.

Пенсионная система России - одна из худших в мире. Выясняем с экспертами, что с этим делать

Он напомнил, что большой процент наших людей не доживает до пенсионного возраста, особенно это касается мужчин.

– И получается, что государство практически отвернулось от них, потому что им эта статистика, конечно, была известна. Власти понимали, что это вызовет недовольство людей, пусть и не активное, но как минимум тихий ропот точно. Но посчитали, что игра стоит свеч и пошли на это, – сказал Айсин.

При этом их деньги остаются у Пенсионного фонда, то есть в руках государства. И тем не менее, Пенсионный фонд является убыточным предприятием.

– То есть изначально эта форма не была правильной – ни с точки зрения морали и этики, ни с точки зрения экономики. Пенсионный фонд – это, по сути говоря, банк, который накопления людей каким-то образом прокручивает в экономике и дает некий рост этих денег. И получается, что Пенсионный фонд своих задач не выполняет и оказывается одним из самых проблемных институтов в стране, – недоумевает эксперт.

Айсин убежден, что, пойдя на эту реформу, государство поступило абсолютно неправильно, поскольку в Конституции записано, что Российская Федерация – это социальное государство, и пенсия – один из важных элементов социальной поддержки людей.

Пенсионная система РФ – одна из худших в мире. Выясняем с экспертами, что с этим делать

Собеседник отметил, что повышение пенсионного возраста в целом – это общемировая практика. Но это связано с тем, что повышается уровень жизни людей: они живут дольше, качество их жизни повышается, и в принципе они еще могут работать. Возникает большая нагрузка на государственный бюджет, потому как население во всем мире стареет (за исключением, разве что, стран третьего мира).

– Поэтому и поднимается пенсионный возраст, но для этого есть и негосударственные пенсионные фонды, когда можно отчислять средства, самому выходить на пенсию в любой момент и получать эти накопленные деньги. Кроме того, в ряде стран, даже когда человек умирает, то его средства, которые он в свое время отчислял в пенсионный фонд, выплачиваются или его вдове, или детям. Это его деньги, и вполне справедливо, что они возвращаются если не ему, то его семье. У нас же все происходит по-другому. У нас эти деньги не возвращаются – человек всю жизнь отчисляют, но после его смерти деньги просто остаются государству. Государство их, можно сказать, экспроприирует – это абсолютно неправомочная и несправедливая практика, – убежден политолог.

Айсин указал, что российские пенсионеры в целом живут очень бедно, у них маленькие пенсии. Поэтому государство должно как минимум возвращать семьям деньги умерших.

– Здесь проявляется то, что наше государство совсем не заботится о пенсионерах, а они ведь более уязвимая часть нашего общества. К тому же, чисто прагматически власть должна помнить, что пенсионеры являются социальной базой власти – это люди, которые в основном поддерживают власть, это их ядерный электорат. Поэтому мне не совсем понятно, ведь власть из чисто практических, политтехнологических соображений могла бы пойти на этот шаг – я уверен, это подняло бы их авторитет в глазах пенсионеров. Однако этого не делается, – сетует Айин.

Пенсионная система РФ – одна из худших в мире. Выясняем с экспертами, что с этим делать

Он заявил, что пенсионная реформа должна быть пересмотрена, хотя признает, что снизить пенсионный возраст уже не получится. Но ввести норму, что деньги, которые умерший при жизни аккумулировал в Пенсионном фонде, возвращались семьям, нужно.

– Это, на мой взгляд, главное, что должно сделать государство. И конечно, пересмотреть философию существования Пенсионных фондов. Мы ведь видим, как чиновники оттуда живут на широкую ногу, какие дворцы они строят. В той же Казани здание Пенсионного фонда попадает во всевозможные подборки, где мы видим очень примитивную и демонстративную роскошь. Она призвана, видимо, раздражать людей, демонстрировать, что их деньги ушли на это монументальное и очень неэстетическое строительство. Я считаю, что этому нужно положить конец, потому что это просто оскорбляет людей – их восприятие и их память, – заявил собеседник.

Следует отметить, что юридически члены семьи умершего пенсионера имеют право получить его недополученную пенсию (накопительную часть). Причем сделать это можно только в течение полугода со дня смерти пенсионера. Однако этого практически никто не знает – Пенсионный фонд не спешит просвещать граждан и уж тем более не инициирует эти выплаты самостоятельно. А ограничение в полгода вообще не поддается никакой логике.


Автор рассматривает актуальные проблемы российской пенсионной системы. Определяет основные направления по минимизации проблем пенсионной системы. Подчеркивает важность решения рассматриваемых проблем.

Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

В настоящее время особо актуальными выступают ряд проблем пенсионной системы:

  1. В России патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер) при такой системе отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала.
  2. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовой зависимости от государственного бюджета, то есть сумма государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой фактически полученных страховых взносов. Отмена единого социального налога и замена его на страховые выплаты, а также введение административного механизма, связанного с налогообложением фонда оплаты труда работников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило проблему дефицита пенсионного бюджета [1, с. 272].
  3. Страховые выплаты в пенсионной системе, которые упоминаются в начале пенсионной реформы как основа, сокращаются. В составе трудовой пенсии увеличивается доля базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования.

Это происходит из-за того, что на верхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу. Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

Решение этих проблем чрезвычайно важно для обеспечения социально-экономического развития России.

  1. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 273–282.
  2. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 120. — С. 290–295.
  3. Игнатенко, И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 73. — С. 45–49.
  4. Туманянц, К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. — 2016. — № 2. — С. 140–147.

Основные термины (генерируются автоматически): пенсионная система, Россия, пенсионное обеспечение, проблема, законодательная база, заработная плата, пенсионный фонд, Российская Федерация, РФ, трудоспособное население.


На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.

  1. Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

- отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

- работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

- отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

- бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

- деятельность в службе такси;

- мелкая торговля на улице в палатках;

- наемная занятость в определенный сезон;

- предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

- неофициальная миграция работников;

- многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

  1. По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.

В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

- снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

- возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

- смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

- возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

- в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;

- с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).

В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

  1. Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].

Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].

  1. В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.

Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:

- высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета;

- проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;

- отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;

- высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;

- неэффективность использования пенсионных накоплений;

- отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.

В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие трудового стажа;
  • ИПК не ниже минимально необходимого показателя.

В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


Отсутствие стажа

Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

При расчете стажа учитываются следующие периоды:

Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


Показатель ИПК ниже установленного

Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


Гражданин не достиг пенсионного возраста

Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).


Недостоверность предоставленной в ПФР информации

В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

  • наличие страхового стажа от 1-го дня;
  • документальное подтверждение присвоенной группы инвалидности.

Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


Досудебный порядок

В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


Судебная практика

Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.

Читайте также: