Как проверить пенсионные начисления в узбекистане

Обновлено: 04.05.2024

Мужчины и женщины выходят на пенсию в возрасте 60/55 лет. Средняя выплата в 2020 году стала около 100 $. Минимальная сумма обеспечения составляет 29 2940 узбекских сумов. В среднем в год размер пенсии возрастает на 15%.

Возраст выхода на пенсию

В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.

Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:

  1. Выход на пенсию по возрасту;
  2. Выплаты по потере кормильца;
  3. Пенсия по состоянию здоровья;
  4. Пенсионное обеспечение для военнослужащих.

Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.

При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.

Пенсионный возраст в Узбекистане

Когда получают пенсионное пособие:

  1. Пенсионное обеспечение положено гражданам по определенным критериям. Мужчины должны иметь трудовой стаж от 25 лет, женщины от 20;
  2. Самое главное условие – это пенсионный возраст в Узбекистане. Возрастная категория граждан, которым исполнилось 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

“Еще одним основным критерием, предоставляющим право выхода на пенсию, является требуемый трудовой стаж работы, который при достижении пенсионного возраста должен составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Однако за 10 месяцев текущего года порядка 56% вновь назначенных пенсий приходится на пенсии с неполным стажем работы, то есть им назначены неполные пенсии, поскольку у них не имеется необходимого стажа работы”, – сообщил исполнительный директор Внебюджетного пенсионного фонда Еркин Турсунов.

Пенсионная система принята в 1993 году и за это время была сильно изменена. Было много поправок. К концу 2022 планируется модернизировать и разработать новые реформы.

Общая сумма выплат

Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:

  1. Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
  2. Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
  3. Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.

Пенсионный возраст в Узбекистане

Будущий пенсионер должен собрать все необходимые документы для начисления пенсионного обеспечения.

Минимальная и средняя пенсия

Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.

Накопительная пенсия

Для того чтобы получать накопительную пенсию, нужно оформить книжку ИНПС. Её можно оформить, написав заявление в Центр гос. услуг. Выдается накопительная книжка сотруднику через Народный банк.

Когда выплачивается накопительная пенсия:

  1. Выплата производится по заявлению человека, достигшего пенсионный возраст;
  2. Расчет производится в пенсионном фонде по заявлению владельца счета;
  3. Выплату можно получить досрочно, если человек, независимо от возраста навсегда переезжает жить в другую страну;
  4. После смерти владельца ИНПС, все финансовые средства передаются наследникам в полноценное распоряжение.

Пенсионный возраст в Узбекистане

Пенсия по инвалидности

В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.

Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.

Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.

Пенсии работающим пенсионерам

Шавкат Мирзиев в начале января 2019 года подписал указ, где говорится о необходимости выплачивать работающим пенсионерам пенсионные выплаты в полном объеме. До этого из фонда выплачивали 50 % от начислений. Это привело к масштабным эмиграциям взрослого населения в зарубежные страны. Чтобы предотвратить отток квалифицированных кадров все обязанности по повышению начислений были на внебюджетном пенсионном фонде. Разница с предыдущими годами составила 501, 6 млрд. сумов в год. По статистике 2019 года в республике Узбекистан насчитывается 3,087 миллиона пенсионеров, из них 118736 работающие пенсионеры.

Для получения пенсии необходимо собрать документы:

  1. Заявление на получение пенсионных выплат;
  2. Трудовая книжка, где прописан весь трудовой стаж;
  3. Документы, подтверждающие военную службу;
  4. Справка о доходах;
  5. Документы об уплате налогов;
  6. Медицинское заключение. Необходимо, если нужно установить инвалидность человека. Выдается в медицинском учреждении;
  7. Ксерокопии документов об образовании;
  8. Паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей.

Пенсионный возраст в Узбекистане

За более точной информацией необходимо позвонить на горячую линию фонда и уточнить все вопросы.

Повышение пенсии – реформа

В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:

  1. Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
  2. Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.

Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Узбекистана

Важным направлением ВПФ (внебюджетного пенсионного фонда) является социальное обеспечение граждан. Существуют разные меры поддержки: пособия, выплаты и пенсии. Главная задача фонда — это рациональное распределение денежных средств, проконтролировать целевое использование и консультировать по всем возникающим вопросам.

Правительственные программы в сфере деятельности ВПФ:

деньги

Задачи и функции ВПФ:

  1. Обеспечение граждан положенными пенсиями и пособиями;
  2. Организация выплат;
  3. Финансирование;
  4. Ведение отчетности по выплатам;
  5. Анализ и мониторинг перерасчета пенсии, обеспечение правильного использования;
  6. Взыскание с виновных юридических лиц по искам. Сюда относятся пенсии по инвалидности, по потере кормильца.

Изменения в 2020 году

Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:

  1. Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
  2. Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
  3. Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
  4. Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.

Сколько пенсионеров в стране

За 2020 год в Узбекистане было около 3,087 пенсионеров. Это всего 7% от общего населения республики. Из них 120 тыс. являются работающими пенсионерами. В Ташкенте проживает 2 571 700 человек.

В Узбекистане пенсионеры не могут себя прокормить на эти деньги. Поэтому семьи сплочены и живут несколькими поколениями.

Пенсионный возраст в Узбекистане

Сколько стоят коммунальные услуги:

  • Горячая вода-3500 сумов;
  • Холодная вода 390 за куб;
  • Отопление 1300 сумов за квадратный километр;
  • Газ 2226 за 10 кубометров;
  • Электроэнергия 182 сума на 1 квт.

Сколько стоят продукты:

Чтобы оплатить квартиру, нужно потратить половину пенсии. Для нормального существования достаточно зарабатывать на семью 2969250 сумов.

Заключение

На данный момент пенсионная реформа подверглась многим изменениям. В Министерстве финансов были проиндексированы выплаты для пенсионеров. Государство до 2019 года выполняло свои обязательства лишь наполовину. Нынешний президент Шавкат Мирзиев специальным указом вернул пенсии к их законной полной выплате. При оформлении пенсионного обеспечения нужно вовремя собрать все документы. Начисления выплачиваются от даты подачи заявления.

1. 06.00.00.00 Законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании. Социальная защита / 06.06.00.00 Пенсии / 06.06.16.00 Назначение и выплата пенсии]

1. Социально-культурные вопросы / Социальное страхование, социальное обеспечение и социальная защита]

Наименование мер

Форма реализации

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Внедрение внесения не представленных в архивные учреждения сведений о заработной плате в период до 2005 года (если последний десятилетний период трудовой деятельности приходится на период до 2005 года) бывших работников, работавших на предприятиях, которые в настоящее время осуществляют свою деятельность, на основании данных, подтвержденных в соответствии с запросом, направленным из МПАК ЕНСТ.

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Внедрение мониторинга внесения в МПАК ЕНСТ соответствующими предприятиями и организациями данных о заработной плате за соответствующий период трудовой деятельности работников, включенных в МПАК ЕНСТ, а также оплаты штрафа за необеспечение исполнения.

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Минюст (Р. Давлетов)

Внедрение получения Министерством иностранных дел данных о месячной заработной плате работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных на квотированные должности в международные межправительственные организации из электронной базы Государственного налогового комитета, данных об их трудовом стаже и супругах — посредством программы ЕНСТ.

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство иностранных дел (А. Камилов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев)

Внедрение верификации в программе ЕНСТ периода военной службы граждан предпенсионного возраста, а также обратившихся за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Ноябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Внедрение механизма внесения в программу ЕНСТ сведений о периоде участия в боевых действиях (Афганской и других войнах) граждан, включенных в программу ЕНСТ при выполнении интернационального долга.

Декабрь 2021 года

Министерство обороны (Б. Курбанов)

Подтверждение периода обучения граждан, включенных в программу ЕНСТ, в высших образовательных учреждениях, и его использование.

Декабрь 2021 года

Министерство высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов)

Внедрение системы внесения в программу ЕНСТ данных о заработной плате и трудовом стаже работников, ранее работавших в военизированной системе, обратившихся за назначением пенсии.

Разработка веб-сервиса, подтверждающего или не подтверждающего назначение (да или нет) пенсии гражданам, обратившимся за назначением пенсии, через внебюджетный Пенсионный фонд либо военизированную систему.

Январь 2022 года

Министерство обороны (Б. Курбанов), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдошев), Служба государственной безопасности (А. Азизов), Государственная Служба безопасности Президента (А. Усманов), Национальная гвардия (Р. Джураев), Государственный таможенный комитет (М. Азимов), Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Формирование электронной базы данных о составе семьи, включая степень родства граждан (муж и жена, родители и дети) по персональному идентификационному номеру физических лиц (ПИНФЛ).

Январь 2022 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов)

Внесение изменения в межведомственное электронное взаимодействие по автоматическому определению сведений о составе семьи и детях при назначении пенсии по случаю потери кормильца и по возрасту (женщинам).

Январь 2022 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов), Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Создание в программе ЕНСТ возможности ознакомления с состоянием верификации трудового стажа и размером месячной заработной платы граждан в период после 2005 года, на основе сведений индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС) и индивидуального реестра оплаты труда.

Январь 2022 года

Внедрение системы регистрации в программе ЕНСТ сведений о проведенной аттестации рабочих мест на предмет тяжелых условий труда .

Создание нового модуля в программном обеспечении

Сентябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Создание нового модуля в программном обеспечении

Сентябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства

Создание электронной базы актов об инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания (актов Н-1), составленных органами по труду.

Создание электронной базы

Сентябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Создание электронной базы граждан, освобожденных от работы и признанных безработными вследствие изменений в технологии, организации производства и труда, сокращения численности (штата) работников либо ликвидации предприятия.

Создание электронной базы

Сентябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Создание электронной базы путевок, выдаваемых участникам Чернобыльской катастрофы и инвалидам Второй мировой войны для ежегодного бесплатного лечения в санаториях и на курортах.

Создание электронной базы

Сентябрь 2021 года

Министерство здравоохранения (А. Азизов), Совет Федерации профсоюзов (К. Рафиков)

Внедрение для неработающих граждан услуги внесения в МПАК ЕНСТ данных о трудовом стаже согласно их трудовым книжкам путем обращения указанных граждан в центры содействия занятости.

Создание нового модуля в программном обеспечении

Сентябрь 2021 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)

Формирование электронной информационной базы медицинских заключений о детях с инвалидностью в возрасте до 18 лет в педиатрических медико-социальных экспертных комиссиях Министерства здравоохранения.

Создание электронной базы

Министерство здравоохранения (А. Азизов), Агентство по развитию медико-социальных услуг (А. Инаков)

Внедрение системы представления сведений о наличии инвалидности у граждан, обратившихся за назначением пенсий и пособий, или их детей на основе персонального идентификационного номера физических лиц.

Министерство здравоохранения (А. Азизов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)

Январь 2022 года

Пенсионный фонд (А. Хайдаров), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов)

Создание нового модуля в программном обеспечении

Формирование электронной базы о заключенных, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказания, на основе их персонального идентификационного номера.

Внедрение системы приема заявлений о назначении пенсий и автоматического приостановления выплаты пенсий гражданам, приговоренным к лишению свободы, отбывающим наказание в учреждениях исполнения наказания и колониях-поселениях, посредством направления сведений о них в Пенсионный фонд.

Октябрь 2021 года

Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Разработка автоматизированной системы учета и контроля открытия счетов, выплаты пенсий и пособий в режиме онлайн путем идентификации всех получателей пенсий и пособий, а также ее внедрение коммерческими банками и иными специализированными организациями (операторами платежных систем) — победителями тендеров.

Создание нового модуля в программном обеспечении

Декабрь 2021 года

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О. Пекось), Пенсионный фонд (А. Хайдаров), операторы платежных систем

Декабрь 2021 года

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О. Пекось), Пенсионный фонд (А. Хайдаров), операторы платежных систем

Январь 2022 года

Операторы платежных систем, Центральный банк (М. Нурмуратов)

Оформление договоров со всеми получателями пенсий и пособий об условиях открытия лицевых счетов и доставки платежей (доставки пенсий и пособий).

Декабрь 2021 года

Операторы платежных систем, Центральный банк (М. Нурмуратов)

Внедрение порядка финансирования территориальными управлениями Пенсионного фонда средств на выплату пенсий и пособий непосредственно на центральные расчетные счета операторов платежных систем, а также централизованного ведения расчетов.

Январь 2022 года

Министерство финансов (Т. Ишметов), Пенсионный фонд (А. Хайдаров), операторы платежных систем

Январь 2022 года

Операторы платежных систем, Центральный банк (М. Нурмуратов), Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Внедрение порядка оплаты операторами платежных систем штрафов получателям пенсий и пособий за несвоевременное оказание им услуг по доставке выплат, а также сокращение функций Пенсионного фонда по мониторингу и контролю за полной и правильной доставкой выплат за счет внедрения системы оценки гражданами оказываемых услуг по выплате пенсий и пособий.

Январь 2022 года

Операторы платежных систем, Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Финансирование ежемесячно до 5-го числа требуемых средств на выплату пенсий и пособий на лицевые счета получателей пенсий и пособий.

Январь 2022 года

Пенсионный фонд (А. Хайдаров), Министерство финансов (Т. Ишметов)

Организация внесения центрами содействия занятости сведений о периоде трудовой деятельности гражданина, обратившегося за назначением пенсии при отсутствии указанных сведений в ЕНСТ.

В течение 2021-2022 годов

Пенсионный фонд (А. Хайдаров)

Определение цен на формирование и совершенствование информационных систем по представлению министерствами и ведомствами необходимых сведений для назначения пенсий в электронной форме, а также оказание практической помощи в осуществлении межведомственной интеграции указанных систем.

Выполнение работ по формированию и совершенствованию информационных систем за счет бюджетных и внебюджетных средств соответствующих министерств и ведомств.

В течение 2021-2022 годов

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О. Пекось), Пенсионный фонд (А. Хайдаров), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), заинтересованные министерства и ведомства


Законодательство РУз

Законодательство РУз / Пенсии. Пособия. Социальная защита / Пенсионное обеспечение / Накопительное пенсионное обеспечение / Положение о порядке выплаты средств с индивидуальных накопительных пенсионных счетов граждан (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 21.12.2004 г. N 595)

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

от 21.12.2004 г. N 595

о порядке выплаты средств с индивидуальных

накопительных пенсионных счетов граждан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок выплаты средств с индивидуальных накопительных пенсионных счетов граждан (далее - ИНПС), открытых в Народном банке в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан".

2. Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат с ИНПС при наступлении права на получение государственной пенсии по возрасту, инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца (если данный вид пенсии назначается самому получателю накопительных пенсионных выплат), в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан".

3. Размер накопительных пенсионных выплат определяется в пределах денежных средств, накопленных на ИНПС граждан в Народном банке.

II. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ

4. Для получения накопительных пенсионных выплат с ИНПС граждане обращаются с заявлением о выдаче Свидетельства по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту жительства получателя накопительных пенсионных выплат.

В качестве заявителя может выступать должностное лицо работодателя, уполномоченное работником, являющимся участником накопительной пенсионной системы. В этом случае заявление подается в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту жительства получателя накопительных пенсионных выплат.

Заявление о выдаче свидетельства о праве на получение накопительных пенсионных выплат может быть подано в любое время после возникновения права на государственную пенсию без ограничения каким-либо сроком.

5. К заявлению прилагаются накопительная пенсионная книжка получателя накопительных пенсионных выплат, а также документы, подтверждающие право гражданина на получение государственной пенсии по возрасту, по инвалидности или по случаю потери кормильца, согласно перечню, устанавливаемому Министерством труда и социальной защиты населения.

В случае если обращение для получения накопительных пенсионных выплат поступило после назначения государственной пенсии по возрасту или по инвалидности, - прилагается пенсионное удостоверение установленной формы, выдаваемое районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан", и других документов не требуется.

6. Заявление регистрируется районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. При приеме заявления и прилагаемых документов районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан проверяется полнота и достоверность сведений, указанных в заявлении.

Датой регистрации заявления является день представления отделу районного (городского) внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан полного комплекта документов, подтверждающих право гражданина на получение государственной пенсии по возрасту, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

7. Районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в течение трех рабочих дней с даты получения и регистрации заявления выдается свидетельство о праве на получение накопительных пенсионных выплат (далее - свидетельство) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

При назначении пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в свидетельстве о праве на получение накопительных пенсионных выплат указываются сроки начала и окончания выплат.

В случае отказа в выдаче свидетельства в связи с отсутствием у получателя накопительных пенсионных выплат права на государственную пенсию по возрасту, по инвалидности или по случаю потери кормильца районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в трехдневный срок со дня получения заявления направляет (выдает) заявителю извещение об отказе с указанием причины отказа и порядка обжалования.

8. Районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан выдает свидетельство лично получателям накопительных пенсионных выплат, на основании их заявлений, которое сохраняет свое действие при смене места жительства получателей.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА

НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

9. Размер накопительных пенсионных выплат определяется исходя из суммы средств, зачисленных на ИНПС получателя накопительных пенсионных выплат.

Установление минимального или максимального размера накопительных пенсионных выплат не предусматривается.

10. При единовременном получении всех средств, накопленных на ИНПС, выплаты осуществляются в полном объеме в пределах средств, зачисленных на ИНПС на момент получения накопленных пенсионных выплат.

11. При получении накопительных пенсионных выплат частями сумма накоплений, зачисленных на ИНПС, делится на число месяцев, в течение которых получатель накопительных пенсионных выплат желает получать эти выплаты.

Период и периодичность осуществления накопительных пенсионных выплат определяется получателем накопительных пенсионных выплат и не ограничивается.

Осуществление выплаты из ИНПС осуществляется в месяце, следующем за календарным месяцем, в котором было произведено назначение выплаты.

12. При получении накопительных пенсионных выплат частями размер текущих выплат, начиная со второго календарного года, определяется в следующем порядке:

а) начиная с календарного года, следующего за годом начала выплаты, размер накопительных пенсионных выплат из ИНПС устанавливается отдельно на каждый календарный год;

б) при установлении размера выплаты на каждый календарный год, учитывается остаток средств на ИНПС работника по состоянию на начало календарного года и проценты от инвестирования пенсионных накоплений, аккумулированных на ИНПС работника, полученные в течение предшествующего календарного года.

Размер ежемесячной выплаты, устанавливаемый на каждый календарный год, определяется по формуле:

П = (ОПН + ПД)/(N -N п),

П - размер ежемесячной выплаты, установленный на текущий календарный год;

ОПН - остаток пенсионных накоплений на конец предыдущего года, отраженный в выплатной части ИНПС с учетом ранее зачисленных на ИНПС сумм, полученных от размещения пенсионных накоплений;

ПД - процентный доход, начисленный на остаток средств на ИНПС за предыдущий календарный год;

N - число месяцев получения выплат;

N п - число месяцев, за которые уже получена пенсия, начиная с первого месяца выплат до начала текущего календарного года.

Процентный доход (ПД) от инвестиций пенсионных накоплений определяется Народным банком исходя из фактических доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы, за вычетом установленной маржи Народного банка, размер которой определяется Министерством финансов и Центральным банком.

13. Получатель накопительных пенсионных выплат, осуществляемых на условиях, определенных в пункте 11 настоящего Положения, имеет право в любое время получить остаток средств на ИНПС единовременно или изменить период и периодичность получения накопительных пенсионных выплат.

IV. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ

14. Заключение договора на выплату накопительных пенсионных средств осуществляется филиалом Народного банка по месту жительства на основании свидетельства, выданного районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, и накопительной пенсионной книжки, предъявляемой получателем лично.

15. Основанием для выплаты средств с ИНПС является договор, заключенный между филиалом Народного банка и получателем по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

Договор подписывается с одной стороны - получателем накопительных пенсионных выплат, с другой стороны - руководителем филиала Народного банка. Договор заполняется в двух экземплярах, один из которых передается получателю накопительных пенсионных выплат, а другой остается в филиале Народного банка.

В случаях, предусмотренных законодательством, договор со стороны получателя накопительных пенсионных выплат может быть заключен его законным представителем.

Договор автоматически утрачивает силу после полного исчерпания средств на ИНПС получателя накопительных пенсионных выплат.

16. При заключении договора филиал Народного банка обязан подробно разъяснить получателю накопительных пенсионных выплат его права и обязанности, а также установленный законодательством порядок получения накопительных пенсионных выплат.

V. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ И ДОСТАВКИ

НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

17. Накопительные пенсионные выплаты производятся филиалом Народного банка по месту жительства получателя. При невозможности по объективным причинам явки получателя в филиал Народного банка доставка накопительных пенсионных выплат осуществляется на дом филиалом Народного банка.

Оплата доставки выплат осуществляется Народным банком в пределах средств, предусмотренных для операционных расходов по ведению ИНПС.

18. Осуществление накопительных пенсионных выплат производится непосредственно владельцам ИНПС при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность получателя накопительных пенсионных выплат.

19. При смене места жительства или паспортных данных получатель накопительных пенсионных выплат обязан письменно информировать об этом филиал Народного банка.

Филиал Народного банка в установленном порядке производит соответствующие изменения в общей части ИНПС.

20. В случае смерти гражданина накопленные на его индивидуальном накопительном счете средства наследуются в установленном законодательством порядке и выплачиваются наследнику единовременно и в полном объеме.

В случае выезда гражданина за пределы Республики Узбекистан на постоянное место жительства средства, накопленные на его индивидуальном накопительном пенсионном счете, выплачиваются единовременно и в полном объеме.

21. Накопительные пенсионные выплаты прекращаются в случаях:

полного исчерпания средств, накопленных на индивидуальном накопительном пенсионном счете;

личного письменного отказа получателя, заверенного нотариально, с целью передачи всей суммы, накопленной на индивидуальном накопительном пенсионном счете, в наследование;

утраты права на государственное пенсионное обеспечение.

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

22. Контроль за правильностью выплат осуществляется контрольно-ревизионными органами Министерства финансов в порядке, установленном законодательством.

23. В случае приостановки выплаты или невыплаты ее по причинам, не зависящим от получателя накопительных пенсионных выплат, либо возникновения спорных вопросов по порядку выплаты и установлению ее размера получатель вправе обратиться в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, его вышестоящую организацию, в территориальное управление и правление Народного банка или в суд.

Пенсия в Узбекистане

Политика Узбекистана, как и любой цивилизованной страны, предусматривает индивидуальный подход к пенсионным выплатам. За последние несколько лет власти внесли ни одну корректировку в показатели этой отрасли, причем все они осуществляются ради интересов своих граждан.

Пенсионный возраст в Узбекистане

На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.

Расчет пенсии в Узбекистане

Расчет пенсии проходит в несколько этапов:

  1. Ключевую роль для расчета играет стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет.

Внимание! Специальные проверяют соблюдения условия выплат (ежемесячный страховой взнос) в Пенсионный фонд. В случае обнаружения нарушений вопрос о расчете пенсии прекращается до тех пор, пока не будет проведено расследование государственными службами.

Пенсия в Узбекистане

  1. Помимо основной работы в стаж зачисляются занятия и другого рода деятельностью, а именно:
  • военная служба, в том числе военизированная охранная деятельность;
  • период времени, на протяжении которого совершался уход за инвалидом, престарелым, требующим особого ухода;
  • обучение в высших учебных заведениях, включая учреждения за пределами Республики (очное), и т.д.
  1. После определения стажа работы для расчета пенсии определяется заработок для исчисления. Учитываются уровень зарплат и пенсионных выплат на сегодняшний день.
  2. Следующий этап – определение индивидуального коэффициента. Можно выбирать любые 6 месяцев за последние 10 лет, а социальная служба рассчитает коэффициент заработка за это время.
  3. Сбор документов – завершающий этап. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой всех необходимых документов. Если какой-то бумаги не хватает, они могут принять меры по их истребованию. Заинтересованными в скорейшей передачи документации для начисления пенсии являются как представители Пенсионного фонда, так и сам обратившийся гражданин.

Запомните! Чем раньше человек обращается в Пенсионный фонд, тем раньше начнется процедура расчета пенсионных выплат. В противном случае, период, когда пенсионер затягивал с обращением, может негативно повлиять на определение конечной суммы.

Для получения выплат, полагающихся при достижении установленного Законом возраста, необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства не позднее, чем через 3 месяца. Официально днем отсчета считается тот день, когда человек обратился с письменным заявлением, предоставив все востребованные от него документы.

Минимальная пенсия

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2016 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2015 года, то она выросла на 15%.

Средняя пенсия

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Накопительная пенсия

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Пенсия в Узбекистане

Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда. Деньги на счет поступают из нескольких источников:

  1. Ежемесячные обязательные взносы;
  2. Добровольные взносы;
  3. Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
  4. Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.

Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.

Дополнительная информация! Единый портал позаботился о предоставлении новой услуги, которая позволяет отслеживать поступления на свой индивидуальный счет в онлайн-режиме. Услуга абсолютно бесплатна и доступна круглосуточно. При ее подключении необходимо указать паспортные данные и идентификационный номер. Также нужно иметь ключ электронной цифровой подписи. При возникновении проблем с использованием услуги можно обратиться в филиал Пенсионного фонда, который обслуживает тот или иной район.

Надбавки к пенсии

Надбавки к пенсионным выплатам предусмотрены в ряде ситуаций:

  • инвалидам войны 1 и 2 группы;
  • инвалидам 1 группы;
  • инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны;
  • близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
  • гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
  • артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).

Максимальный размер надбавки предусмотрен для инвалидов войны 1 группы – он составляет 150% минимальной зарплаты в Республике.

Если человек работает в государственном учреждении и при этом за ним сохраняется право на получение одной или нескольких надбавок, то их выплатой занимается работодатель. Если же человек не работает, то ответственность за своевременные выплаты несет Пенсионный фонд.

Перевод пенсии из Узбекистана в Россию

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Важно! Сразу после получения пенсионного дела и аттестата необходимо обратиться в государственную нотариальную контору для официального перевода полученных документов на русский язык.

Слухи о повышении пенсии не покидают граждан Узбекистана. Еще несколько лет назад Республика считалась самой бедной страной бывшего СНГ. Сегодняшняя ситуация на порядок лучше, а эксперты прогнозируют еще некоторые приятные изменения в экономике.

Президент Республики известен во всем мире своей политикой, которая обращена на улучшение уровня жизни граждан. Шавкат Мирзиёев ведет политику реформатора, что привлекает внимание международных СМИ. Показатели пенсионных выплат за прежние годы во многом были низкие от того, что банковской системой в Республике никто не занимался. Банковские карты начали входить в обиход местных жителей буквально пару лет назад. Все это ощутимо повышает уровень экономического развития Узбекистана, создавая условия для дальнейшего повышения зарплат и пенсий.

Например, раньше любое предприятие платило налоги в размере 50% от полученных средств ежемесячно. С началом новой банковской реформы эта сумма уменьшилась до 25%. В связи с этим у руководителей есть возможность повышать уровень заработных плат. По простой формуле расчета пенсии, о которой говорилось выше, именно от уровня зарплат во многом зависит начисление пенсий. Жители Республики уже сейчас могут увеличивать процент, откладываемый в индивидуальный банковский счет. Все это дает перспективу увеличения уровня пенсий.


Хоть сейчас точных прогнозов на следующее увеличение пенсионных выплат нет, граждане Узбекистана празднуют маленькое событие, ведь последнее увеличение пенсии на 15% тоже является хорошим результатом. То что власть страны уже продемонстрировала свои серьезные планы в отношении экономики страны, не оставляет сомнений в будущем увеличении уровня жизни.

Таким образом, пенсионные реформы в Узбекистане начали проводиться совсем недавно, но уже достигли определенных успехов. На сегодняшний день минимальная пенсия в Республике составляет почти 300 тысяч сумов. При определении размера выплат учитывается стаж работы, определение индивидуального коэффициента заработки и несколько других факторов. Также государство обеспечивает выплату надбавок и возможность перевода пенсий при переезде в любую из стран СНГ.

Читайте также: