Как пригласить волонтера пенсионеру

Обновлено: 19.04.2024

 Фото: iStock

- Вам надоела изоляция? Но вам всегда есть, с кем чатиться или кому позвонить. А представьте, как от изоляции устали одинокие пожилые люди. Поэтому мы запустили новый проект - служба "Дружба". Основная наша задача - дать пожилым людям почувствовать, что они не одни, что есть человек, который позвонит, выслушает. Кто-то, кому не все равно, - объясняют суть проекта в фонде. - Наши добровольцы уже регулярно звонят нескольким бабушкам из Архангельской, Воронежской, Рязанской областей. Мы видим, как это важно для пожилых людей. Волонтеры для них становятся ниточкой, связывающей с большим миром.

Фото: Пресс-служба

Для того чтобы стать "телефонным другом", достаточно иметь стабильный интернет в любой точке России. Звонки бесплатны и для волонтеров, и для пенсионеров. Для безопасности обеих сторон разговоры записываются.

Желающим присоединиться к службе "Дружба" нужно заполнить анкету. Затем кураторы фонда проведут установочные собеседования и вебинары об особенностях общения с пожилыми людьми. Если будет необходимо, они смогут консультировать активистов и в процессе волонтерства.

- Помните, что будет нужна регулярность, и что общение планируется сохранить и после окончания карантина, - предупреждают в фонде.

Фото: Архив Юлии Казачковой

- Я тоже заполнила анкету для участия в проекте, но отношусь к этому без лишней эйфории, - говорит другой петербургский волонтер Татьяна. - По образованию я психолог, поэтому понимаю, что может быть очень непросто. Сложные характеры, усугубленные болезнями и возрастной немощью, проблемы с памятью, перепады настроения… "Телефонным друзьям" бабушек и дедушек нужно быть готовыми к тому, что от них потребуется очень много терпения и - не побоюсь этого слова - самоотверженности. У меня есть опыт и профессиональные навыки, поэтому в себе я уверена.

- На заре формирования фонда "Старость в радость" волонтеры переписывались с пожилыми людьми бумажными письмами. Я тоже. Даже ездила потом к бабушке по переписке в Московскую область, - рассказывает доброволец Василиса. - Это хорошая, светлая инициатива, но жизнь, как обычно, может внести коррективы. Многие старики с удовольствием будут говорить с "телефонными друзьями". Другое дело, что, как и с письмами, здесь важна регулярность. Сейчас на самоизоляции время есть, потом может не быть, а бабушки и дедушки привязались, ждать будут. Дай Бог, чтобы все, кто вступит в проект, оказались ответственными людьми.

Будни волонтера: Помочь и не осуждать

Одиночество стариков - одна из главных тем в волонтерских чатах. Особенно в самой страшной своей форме - когда у пожилого человека есть дети и внуки, но фактически он брошен. В такие моменты добровольцы с трудом справляются с негодованием.

"Женщина 90+, ветеран, живет на "Просвещения" на пятом этаже без лифта. Два инсульта, болезнь Паркинсона, плохо видит, плохо ходит, высокое давление с сопутствующими проблемами. При этом все делает сама, и в квартире очень чисто - бабуля молодец. А теперь внимание! У нее три дочери в Америке и внучка в Сестрорецке. И она никому не нужна. Я пообещала, что буду ее навещать, помогать по мере сил… Вскоре мне позвонила из Америки одна из дочерей и поинтересовалась, кто я такая. Говорит: "Мама не одинока". Как же не одинока, если она после инсультов лежала в больнице, и к ней совсем никто не приходил?! "Я думала, этим соцработник занимается"… При чем здесь соцработник? Бабушке просто нельзя оставаться одной! В ее возрасте это опасно. Я уже молчу о том, что ей банально не с кем поговорить. Не понимаю, как так можно. Сказала ей: "Неужели вы думаете, что я смогу бросить вашу маму после того, что увидела?". Нет, они искренне считают, что раз отправляют маме деньги, то этим все компенсируют"…

Фото: Евгения Цинклер / РГ

"Поступила заявка на лекарства. Звоню - голос молодой женщины. Говорит: "Мне некогда, перезвоните". Через час отвечает недовольным тоном: "Надо маме доставить лекарства, но мне сейчас неудобно их перечислить, я за рулем по городу езжу". Понимаете? Она на машине колесит по Петербургу и не может купить родной матери необходимые таблетки, звонит волонтерам, как в службу доставки!"

"Похожая ситуация. Заявка от дедули, но он путается, не помнит, рецепт платный или бесплатный, не знает адрес аптеки. В разговоре упоминает дочь, просим ее телефон, чтобы помогла разобраться. Наличие дочери напрягло сразу, но думаем, мало ли, может, она слепоглухонемая мать восьмерых грудных детей. Всякое бывает, а мы не полиция нравов. Звоним, дама бодрым голосом желает, чтобы мы забрали у ее престарелого папы рецепт и сами прозвонили аптеки в поисках лекарства. На нашу просьбу выяснить хотя бы адрес аптеки и сообщить его нам, тогда мы все сделаем, она сообщает, что, дескать, на даче, и ей несподручно звонить по всяким там аптекам… Сказать, что мы были обескуражены, - это ничего не сказать. Собираемся морально, объясняем, что мы помогаем одиноким пожилым людям, тем не менее готовы привезти ее папе лекарство, несмотря на то, что у него есть дочь (которая оставила его одного и уехала на дачу, - думаем про себя). Но пусть она хотя бы поможет - узнает о наличии нужных таблеток в аптеках. Дама была недовольна, заявку отменили".

У меня была только одна такая нехорошая заявка. В квартире живут бабушка и внучка. Внучка себе еду через интернет заказывает, а бабуля, которой больше 90 лет, вынуждена просить волонтеров сходить в магазин за продуктами для себя. Да и расплачивается старушка сама. Неприятный был момент. Но из таких случаев тоже извлекаются уроки - не осуждать. Все под Богом ходим, он все видит, а наша задача заключается в другом - просто помочь".

Справка "РГ"

Единая справочная линия по вопросам, связанным с коронавирусом, в Санкт-Петербурге: 122.

Информационно-справочная служба системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга: (812) 241-20-57.

Горячая линия Центра городских волонтеров в Санкт-Петербурге: (812) 245-32-20.


Не секрет, что социальная работа, направленная на помощь престарелым людям, таит в себе множество непростых моментов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться волонтеру, избравшему для себя столь непростой вид деятельности.

Трудности эти касаются как непосредственно взаимоотношений между волонтером и подопечным дедушкой или бабушкой, так и ряда внешних факторов, с которыми приходится либо мириться, либо преодолевать их.

Чуткость и ответственность

Первое, что придется уяснить добровольцу, готовящемуся помогать пожилому человеку: старички уже имеют сложившийся уклад жизни, они неохотно приветствуют перемены и вряд ли окажутся готовы к тому, что теперь их быт во многом зависит от помощи волонтера.

Живя в одиночестве, бабушки и дедушки привыкли обходиться самостоятельно. Помощь волонтера по хозяйству будет как нельзя кстати, ведь сил на полноценную уборку, например, у пожилых не так много. Часть подопечных с охотой перекладывает хозяйственные дела на плечи добровольного помощника, некоторые же делают это нехотя из недоверия или нежелания перепоручать привычную домашнюю работу.

Но доброволец должен понимать, что хозяин или хозяйка жилплощади, скорее всего, будут пресекать даже самые маленькие попытки что-то поменять. Некоторые волонтеры сталкиваются с тем, что поставленная не на то место чашка или переставленная фоторамка на фортепиано вызывают целую бурю эмоций.

Ответственное отношение у волонтера должно быть ко всем аспектам быта подопечного. Приобретая продукты, важно помнить про специальные диеты и врачебные предписания. Диабетикам нельзя покупать сладости, даже если очень хочется. А старушкам и старичкам с проблемами желудочно-кишечного тракта приходится исключать из своего меню жареную и жирную пищу. Помогая по кухне подопечному, следует это помнить, ведь желание побаловать бабушку сладеньким или курочкой, может нанести вред ее и без того слабому здоровью. И волонтеру приходится отдавать себе в этом отчет.

Задача волонтера - не менять уклад жизни пенсионера, а внести изменения в качество этой жизни, облегчить ее и сделать проще те вещи, которые тяжело даются одинокому человеку.

Палки в колеса

Не все одинокие старики одиноки в буквальном смысле. Некоторые действительно потеряли всех своих родных, и о них просто некому позаботиться. Но есть и такие пенсионеры, члены семьи которых живут далеко и вяло интересуются своим пожилым родственником. Куда больше интереса они начинают проявлять к члену благотворительной организации, взявшемуся опекать обособленно живущих бабушку или дедушку.

Практически всегда этот интерес не несет в себе ничего хорошего для волонтера. Его начинают подозревать в холодном расчете, желании получить со старика какую-то свою выгоду и даже в потенциальном мошенничестве.


Помимо материальной стороны дела, для таких родственников может всплыть вопрос репутации, если кругу общения родных пожилого станет известно, что за их бабушкой или дедушкой ухаживает посторонний человек, в то время как они сами не могут (а чаще и не хотят) выполнять свой семейный долг в отношении самого старшего члена семьи.

На почве подозрительности неизбежно возникнут конфликты, волонтера могут запугивать, угрожать ему. В добросовестность и бескорыстность добровольного помощника члены семьи пожилого человека, скорее всего, не поверят. Это не типичная картина взаимодействия с подопечным, но каждый волонтер должен быть заранее готов к такому развитию событий, если берется ухаживать за одиноким старым человеком, имеющим родных.

Иногда, напротив, родственники пожилого положительно реагируют на появление представителя благотворительного фонда, оказывающего поддержку, которую они сами не могут в силу разных причин организовать. В любом случае, если у подопечного пенсионера есть родные, волонтеру так или иначе придется столкнуться с их реакцией на свою работу.

Форс-мажорные обстоятельства

Присматривая за старым человеком, всегда нужно помнить, что возраст будет давать знать о себе постоянно. И проявляться это будет не только в частичной беспомощности, неуклюжести, забывчивости. Старику или старушке может внезапно стать плохо, прихватить сердце; подопечный может споткнуться и упасть.

Обстоятельства могут быть разными и непредсказуемыми, но от них не застрахован ни один волонтер, работающий с пенсионерами. Хорошо, когда у добровольца есть навыки оказания первой медицинской помощи или даже медицинское образование. Но что, если столь нужных знаний нет?

Начиная уход за престарелыми, следует в первый же день записать контактные телефоны участкового терапевта и поликлинического отделения, к которому прикреплен подопечный, а также станции скорой помощи. Эти номера всегда должны быть под рукой.

В случае возникновения экстренной ситуации, связанной с ухудшением самочувствия пожилого человека, врачей надо оповестить незамедлительно. Если есть возможность оказать помощь до приезда медиков - провести необходимые манипуляции. Бывает, что волонтер не знает, как правильно поступить - в этом случае сотрудник службы спасения всегда может дать консультацию по телефону.


Волонтер - это не просто помощник по хозяйству и приятный собеседник, скрашивающий одиночество пожилого человека. Волонтерство предполагает ответственность за подопечного, за его состояние и последствия от взаимодействия. Подходя к работе с пенсионерами осознанно, со всем вниманием и серьезностью, можно быть уверенным, что такое общение принесет несомненную пользу старику или старушке - а это главное, ради чего организуется помощь старым людям, живущим в одиночестве.

  • 30.04.2018
  • 0
  • 0
  • Волонтёрство
  • Добуш Наталья

Вы можете помочь, поделившись информацией о мероприятии в со своими друзъями.

Пандемия показала, что молодежь понимает свою ответственность за старшее поколение.

Все по правилам

- Что делают добровольцы?

Никита Корнишин: Волонтеры готовы доставлять продукты и лекарства, выбрасывать мусор, выгуливать домашних животных, помогать с отплатой ЖКХ.

Семен Лаврентьев: Мы с Никитой работает в паре. Пока нам поступали заявки только на покупку и доставку продуктов питания и лекарств.

- Как выглядит обычный день волонтера?


Н.К.: После учебы приходим в волонтерский штаб, там нам измеряют температуру. Потом нам раздают заявки, обычно каждая группа получает по 3-6 заявок. До семи вечера все заявки успеваем отработать.

- Какие меры безопасности соблюдаются?

Н.К.: Их очень много. Из основного – работаем в масках и перчатках, соблюдаем социальную дистанцию, никогда не заходим в квартиры. Не раз замечали, что и сами пенсионеры выходят к нам в средствах индивидуальной защиты. Для пожилых любая инфекция опаснее, чем для людей среднего возраста, хотя сейчас растет заболеваемость и среди более молодого населения. Мы строго соблюдает все правила.

С.Л.: Главное - после передачи денег и ручки в глаза руками не лезть.

Булка хлеба

- Как пенсионеры реагируют на незнакомых помощников?


Н.К.: Они хорошо к нам относятся, ведь мы оказываем реальную помощь. С негативом и претензиями, мол, вы нам обязаны, мы не сталкивались. Есть бабушки, которым очень не хватает общения, но, к сожалению, у нас не так много времени – нужно успеть отработать все обращения.

С.Л.: Некоторые вначале встречают нас с недоверием - боятся, что обманем. А после получения покупок начинают общаться еще. Стараемся ответить на все вопросы, потому что эмоциональная поддержка тоже важна. Чаще всего пенсионеры спрашивают, когда закончится пандемия. Мы успокаиваем их, что скоро изобретут лекарство, что все будет хорошо. Иногда нам жалуются. Например, одну пенсионерку беспокоил неприятный запах из соседней квартиры. В таких случаях мы подсказываем, куда нужно обращаться.

- А какой была первая заявка?

С.Л.: Самая первая заявка, которую мы отрабатывали еще с куратором, поступила 6 апреля из Москвы. Дочь попросила купить продукты для своих родителей, которые живут в Оренбурге. Мы приехали, а дедушка с бабушкой отказались от помощи. Расстроились, подумали, что все нам будут не доверять. Но потом все наладилось.

Н.К.: А первой выполненной заявкой была просьба бабушки о покупке продуктов и лекарств из большого списка. Пришлось долго помотаться по городу, чтобы купить все нужное, но мы справились, и заявка была успешно отработана.

- О чем чаще всего просят пенсионеры?

С.Л.: Купить молоко, хлеб, яйца, макароны, лекарства для лечения хронических болезней. Суммы разные: кто-то дает 20 рублей на хлеб, кто-то отдает список продуктов на 300-500 рублей, была заявка на покупку лекарств на 4 000 рублей.

Карантин можно использовать для дел, на которые раньше не хватало времени.

Когда страх отступает

Для меня это тоже первый опыт волонтерства. Как будет после пандемии, не знаю. Своей главной задачей сейчас считаю обучение (учеба сложная), потому что от качества моей работы будет зависеть здоровье многих людей.

- Самим не страшно во время пандемии лишний раз на улицу выходить?

Н.К.: Сейчас такой момент, что о себе мало думаешь – хочется помочь родному городу. Самое сложное для меня - переждать время от заявки до заявки. Когда они идут одна за другой, то все делается легко, в одном потоке. Был всего один случай, из-за которого мы психологически напряглись. Нужно было приехать в горбольницу №1 (несколько дней она была закрыта на карантин из-за подозрения, что в больнице образовался очаг заражения коронавирусом – Прим. ред.) и забрать рецепт на лекарства. Мы поднялись на четвертый этаж, а там очень много людей, все в масках, чувствовалось сильное напряжение.

С.Л.: Все же выходят за покупками из дома, мы то же самое делаем, только чаще. Переживаю не за себя, а за родных и близких.

Оренбуржцам объяснили, как отличить волонтеров от мошенников.

- Если люди боятся ходить по чужим домам, как они могут помочь пожилым?

Н.К.: Можно попроситься в штаб. Там не нужно много лично общаться с людьми, а помощь в сборе, обработке заявок, организации работы выездных волонтерских бригад будет неоценимой. Самостоятельно можно оказывать адресную помощь. В Интернете много примеров объявлений из подъездов, когда люди предлагают помощь своим же соседям.

Кстати

 Фото: iStock

- Вам надоела изоляция? Но вам всегда есть, с кем чатиться или кому позвонить. А представьте, как от изоляции устали одинокие пожилые люди. Поэтому мы запустили новый проект - служба "Дружба". Основная наша задача - дать пожилым людям почувствовать, что они не одни, что есть человек, который позвонит, выслушает. Кто-то, кому не все равно, - объясняют суть проекта в фонде. - Наши добровольцы уже регулярно звонят нескольким бабушкам из Архангельской, Воронежской, Рязанской областей. Мы видим, как это важно для пожилых людей. Волонтеры для них становятся ниточкой, связывающей с большим миром.

Фото: Пресс-служба

Для того чтобы стать "телефонным другом", достаточно иметь стабильный интернет в любой точке России. Звонки бесплатны и для волонтеров, и для пенсионеров. Для безопасности обеих сторон разговоры записываются.

Желающим присоединиться к службе "Дружба" нужно заполнить анкету. Затем кураторы фонда проведут установочные собеседования и вебинары об особенностях общения с пожилыми людьми. Если будет необходимо, они смогут консультировать активистов и в процессе волонтерства.

- Помните, что будет нужна регулярность, и что общение планируется сохранить и после окончания карантина, - предупреждают в фонде.

Фото: Архив Юлии Казачковой

- Я тоже заполнила анкету для участия в проекте, но отношусь к этому без лишней эйфории, - говорит другой петербургский волонтер Татьяна. - По образованию я психолог, поэтому понимаю, что может быть очень непросто. Сложные характеры, усугубленные болезнями и возрастной немощью, проблемы с памятью, перепады настроения… "Телефонным друзьям" бабушек и дедушек нужно быть готовыми к тому, что от них потребуется очень много терпения и - не побоюсь этого слова - самоотверженности. У меня есть опыт и профессиональные навыки, поэтому в себе я уверена.

- На заре формирования фонда "Старость в радость" волонтеры переписывались с пожилыми людьми бумажными письмами. Я тоже. Даже ездила потом к бабушке по переписке в Московскую область, - рассказывает доброволец Василиса. - Это хорошая, светлая инициатива, но жизнь, как обычно, может внести коррективы. Многие старики с удовольствием будут говорить с "телефонными друзьями". Другое дело, что, как и с письмами, здесь важна регулярность. Сейчас на самоизоляции время есть, потом может не быть, а бабушки и дедушки привязались, ждать будут. Дай Бог, чтобы все, кто вступит в проект, оказались ответственными людьми.

Будни волонтера: Помочь и не осуждать

Одиночество стариков - одна из главных тем в волонтерских чатах. Особенно в самой страшной своей форме - когда у пожилого человека есть дети и внуки, но фактически он брошен. В такие моменты добровольцы с трудом справляются с негодованием.

"Женщина 90+, ветеран, живет на "Просвещения" на пятом этаже без лифта. Два инсульта, болезнь Паркинсона, плохо видит, плохо ходит, высокое давление с сопутствующими проблемами. При этом все делает сама, и в квартире очень чисто - бабуля молодец. А теперь внимание! У нее три дочери в Америке и внучка в Сестрорецке. И она никому не нужна. Я пообещала, что буду ее навещать, помогать по мере сил… Вскоре мне позвонила из Америки одна из дочерей и поинтересовалась, кто я такая. Говорит: "Мама не одинока". Как же не одинока, если она после инсультов лежала в больнице, и к ней совсем никто не приходил?! "Я думала, этим соцработник занимается"… При чем здесь соцработник? Бабушке просто нельзя оставаться одной! В ее возрасте это опасно. Я уже молчу о том, что ей банально не с кем поговорить. Не понимаю, как так можно. Сказала ей: "Неужели вы думаете, что я смогу бросить вашу маму после того, что увидела?". Нет, они искренне считают, что раз отправляют маме деньги, то этим все компенсируют"…

Фото: Евгения Цинклер / РГ

"Поступила заявка на лекарства. Звоню - голос молодой женщины. Говорит: "Мне некогда, перезвоните". Через час отвечает недовольным тоном: "Надо маме доставить лекарства, но мне сейчас неудобно их перечислить, я за рулем по городу езжу". Понимаете? Она на машине колесит по Петербургу и не может купить родной матери необходимые таблетки, звонит волонтерам, как в службу доставки!"

"Похожая ситуация. Заявка от дедули, но он путается, не помнит, рецепт платный или бесплатный, не знает адрес аптеки. В разговоре упоминает дочь, просим ее телефон, чтобы помогла разобраться. Наличие дочери напрягло сразу, но думаем, мало ли, может, она слепоглухонемая мать восьмерых грудных детей. Всякое бывает, а мы не полиция нравов. Звоним, дама бодрым голосом желает, чтобы мы забрали у ее престарелого папы рецепт и сами прозвонили аптеки в поисках лекарства. На нашу просьбу выяснить хотя бы адрес аптеки и сообщить его нам, тогда мы все сделаем, она сообщает, что, дескать, на даче, и ей несподручно звонить по всяким там аптекам… Сказать, что мы были обескуражены, - это ничего не сказать. Собираемся морально, объясняем, что мы помогаем одиноким пожилым людям, тем не менее готовы привезти ее папе лекарство, несмотря на то, что у него есть дочь (которая оставила его одного и уехала на дачу, - думаем про себя). Но пусть она хотя бы поможет - узнает о наличии нужных таблеток в аптеках. Дама была недовольна, заявку отменили".

У меня была только одна такая нехорошая заявка. В квартире живут бабушка и внучка. Внучка себе еду через интернет заказывает, а бабуля, которой больше 90 лет, вынуждена просить волонтеров сходить в магазин за продуктами для себя. Да и расплачивается старушка сама. Неприятный был момент. Но из таких случаев тоже извлекаются уроки - не осуждать. Все под Богом ходим, он все видит, а наша задача заключается в другом - просто помочь".

Справка "РГ"

Единая справочная линия по вопросам, связанным с коронавирусом, в Санкт-Петербурге: 122.

Информационно-справочная служба системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга: (812) 241-20-57.

Горячая линия Центра городских волонтеров в Санкт-Петербурге: (812) 245-32-20.

Сплотились вокруг библиотеки


Серебряные волонтеры Карелии


Серебро на Олимпиаде

волонтеры


Но спустя год после создания, в 2010 году, ее создатели познакомились с коллегами из организационного комитета Олимпиады в Сочи, которые занимались подбором волонтеров.

— По требованиям Международного олимпийского комитета (МОК), команда волонтеров должна была быть разновозрастной — нужны были молодые люди и люди старшего возраста. Но где взять волонтеров старшего возраста, у нас никто не понимал, — рассказывает Юлия Мальцева.

волонтер


— Просто потому, что у них было желание помогать, — говорит Юлия Мальцева.

В 2015 году на первый тематический форум, который задумывался как региональный — для Петербурга и Ленинградской области — поступило около 300 заявок из разных регионов.

— У нас не было бюджета на то, чтобы их везти, но люди ехали за свой счет, потому что хотели поучаствовать, — отмечает она.

В Карелии вовлекать людей старшего возраста в добровольчество тоже начали в 2009–2010-х годах. Но называли их тогда по-другому — геронтоволонтеры, рассказывает Иван Подгорный. Отличалось и направление их деятельности — пожилых людей тогда в основном привлекали для помощи друг другу.

Серебряные волонтеры Карелии


— Потому что оно мотивирует, заряжает на оказание помощи другим.

волонтеры


Продукты и лекарства нуждающимся помогают доставлять сотрудники автодилерских центров, таксисты и простые автолюбители

Школа добровольца

— Где-то это более системно, где-то менее, но это есть везде.

волонтер


В этом году пожилые люди чаще предпочитали освоить новую профессию, чем повысить квалификацию по старой

— Предположим, я тот самый пожилой человек, я сижу дома, никуда не выхожу, но, может быть, я хотел бы заниматься добровольческой деятельностью. Где я могу об этом узнать, особенно если я почти не пользуюсь интернетом? — рассуждает он.

В других районах республики таким источником информации могут стать уже созданные добровольческие объединения, рассчитывает Иван Подгорный:

— Мы надеемся, что те добровольческие организации, которые мы сейчас создали, в будущем будут помогать распространять информацию среди людей старшего возраста.

Читайте также: