Как получить пенсию в россии гражданину белоруссии

Обновлено: 16.05.2024

Для назначения пенсии на территории России в 2020 году необходимо зарегистрироваться на сайте Российских государственных услуг. Подтвердить регистрацию на сайте госуслуг и подать электронное заявление о назначении пенсии поможет сотрудник пенсионного фонда в момент обращения. Обращаться необходимо в районный Пенсионный фонд Российской Федерации по месту проживания.

При себе обязательно необходимо иметь следующие документы:

Важно! Документы выполненные на иностранном языке подлежат переводу с нотариальным заверением подписи переводчика.

На основании поданного заявления территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявителя делает запрос в страну проживания заявителя. На основании полученного ответа назначается пенсия. Общий срок рассмотрения заявления о назначении пенсии составляет 3 месяца с даты обращения с заявлением.

В случае, если пенсия уже назначена в стране проживания гражданина, для ускорения процесса назначения пенсии в России необходимо предоставить справку, в которой указана дата прекращения выплаты пенсии. Заявление о прекращении выплаты пенсии подается в пенсионной фонд по месту проживания с указанием причины прекращения выплат, например, переезд на постоянное место проживания в Россию. При предоставлении справки, пенсия назначается без наличия ответа на запрос Пенсионного фонда Российской Федерации.

Важно. С 01 ноября 2019 года вступил в законную силу Федеральный Закон от 02.08.2019 года № 257-ФЗ, в котором содержится ряд существенных изменений, касающихся круга лиц, сроков оформления вида на жительство в Российской Федерации! Согласно введённым изменениям к категории иностранных граждан, которые имеют право оформить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание относятся:

  • граждане Республики Беларусь;
  • граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР;
  • граждане, которые не достигли возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которых является иностранным гражданином и постоянно проживает в Российской Федерации;
  • граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет, получающие вид на жительство совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином;
  • граждане, имеющие родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанные недееспособными либо ограниченными в дееспособности, получающие вид на жительство совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином;
  • граждане, которые достигли возраста восемнадцати лет, и в соответствии с законодательством иностранного государства признаны недееспособными либо ограниченными в дееспособности, родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которых является иностранным гражданином и постоянно проживает в Российской Федерации;
  • граждане, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также родственник по прямой нисходящей линии усыновленным детям или супругу (супруге) указанный иностранным гражданином, представившие справку о реабилитации, выданную органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;
  • высококвалифицированные специалисты и члены их семьи;
  • граждане, осуществлявшие не менее 6 месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении таких иностранных гражданин работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

Максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении вида на жительство будет составлять 4 месяца.

Выбрав нашу компанию для консультации, вы получите профессиональную юридическую помощь в сфере миграционного законодательства.
Наши специалисты проанализируют вашу ситуацию на основании имеющихся документов, дадут правовую консультацию в области миграционного законодательства России, смоделируют возможные варианты оформления разрешительных документов в Российской Федерации, подготовят все необходимые документы.

  • Лучшие эксперты в области миграционного права
  • Переводчики со всех языков мира
  • лицензированное медицинское освидетельствование проводится в кратчайшие сроки
  • скорость выполнения поставленных задач — до 10 рабочих дней
  • Результативность 92,5 %
  • Политика конфиденциальности

Результат — исчерпывающий комплект документов, подготовленный в полном соответствии с требованиями МВД России.

Для вашего удобства:

  • индивидуальный график обслуживания
  • обратная связь 24/7
  • наличный/безналичный расчёт
  • возможность оплаты с рассрочкой платежа
  • шаговая доступность нашего офиса до метро 1 минута!
  • доставка документов курьером

Наши клиенты обладают двумя главными привилегиями при оформлении статуса ВНЖ:
— у наших клиентов — исчерпывающий комплект документов, подготовленный профессионалами в области миграционного законодательства России
— наши клиенты всегда получают своевременную и актуальную правовую помощь на всех стадиях получения статуса ВНЖ

Проверка готовности гражданства Российской Федерации

На официальном сайте МВД России, к сожалению, отсутствует сервис для проверки статуса обращения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Результат рассмотрения обращения необходимо узнавать в территориальном подразделении УВМ ГУ МВД России по месту проживания заявителя.

Рекомендуем! Получив гражданство Российской Федерации в городе Москве, зарегистрируйтесь на официальном сайте Мэра Москвы. Это позволит вам получать государственные услуги онлайн .

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Как начисляется пенсия при наличии стажа в Белоруссии и других странах СНГ

В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

  • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
  • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
  • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

    за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

Как учитывается заработок в другой валюте

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

  • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
  • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

Законом N 20-З ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — Соглашение), подписанное 20.12.2019. После вступления его в силу трудящиеся смогут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и за время работы в других странах ЕАЭС.

Соглашение вступит в силу после его ратификации всеми государствами — членами ЕАЭС, а именно с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления об этом .

Остановимся на основных положениях Соглашения.

1. Формирование пенсионных прав трудящихся будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. То же самое касается и реализации права на назначение и выплату пенсии . Это значит, что пенсионное обеспечение трудящихся будет осуществляться и реализовываться на равных с гражданами страны трудоустройства условиях, независимо от того, в какой стране ЕАЭС они работали.

На заметку
Государствами — участниками ЕАЭС являются Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Казахстан.

2. За назначением пенсии трудящийся может обратиться в компетентный орган как государства проживания, так и (или) государства трудоустройства .

3. Определены виды пенсий, на которые будет распространяться Соглашение . В Беларуси положения документа будут применяться в отношении трудовых пенсий :

— за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и госслужащих);

— по случаю потери кормильца.

На пенсию за особые заслуги перед республикой, а также социальные пенсии нормы Соглашения не распространяются .

4. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося :

— в государстве проживания либо

— государстве — члене ЕАЭС, назначившем пенсию.

Из этого следует, что трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.

5. Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством . При этом по общему правилу право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства — члена ЕАЭС, по законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии . Например, гражданину Беларуси, чтобы получить пенсию за периоды работы в России, нужно отработать на ее территории минимум 12 месяцев.

6. Для определения права на пенсию предусмотрена возможность суммирования стажа, полученного в других странах ЕАЭС, в случае если того стажа, что приобретен на территории одной из них, недостаточно для возникновения права на пенсию. Но только если такой стаж работы не совпадает по времени .

7. Каждое государство — член ЕАЭС будет назначать и выплачивать пенсию за стаж работы на его территории, приобретенный после вступления в силу Соглашения . То есть, к примеру, Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на ее территории.

Пример
Гражданин Армении после вступления в силу Соглашения будет работать в Беларуси. При возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства нашей страны Беларусь назначит ему пенсию за стаж, приобретенный именно в нашем государстве.

Обратите внимание!
При исчислении размера пенсии за стаж, приобретенный до вступления Соглашения в силу, будут применяться нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Беларуси и России — Договора между Россией и Беларусью о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 .

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: