Как подать жалобу в прокуратуру на пенсионный фонд

Обновлено: 18.04.2024

С Пенсионным фондом России, как и с органами ЗАГС, гражданин сталкивается уже с рождения: СНИЛС получают в одно время со свидетельством о рождении. Неоднократно приходится обращаться в ПФР и в течение жизни: за маткапиталом, пенсией или контролем своего пенсионного счета. Поэтому каждому гражданину необходимо уметь составлять заявление в Пенсионный фонд, чтобы отстоять свои права в случае необходимости.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Законодательная база

К сожалению, реформирование пенсионного законодательства с каждым разом делает его все более сложным для понимания не только простыми гражданами, но даже самими пенсионными работниками. Поэтому они часто делают ошибки при подсчете трудового стажа, размера выплат и в других вопросах. Если у Вас возникло право на получение какой-либо выплаты, мы настоятельно рекомендуем перед обращением в ПФР обратиться к юристам, чтобы узнать:

  • какие документы потребуются для получения, а какие Пенсионный фонд РФ требовать не вправе;
  • как в Вашем индивидуальном случае рассчитать стаж, необходимый для получения пенсии;
  • размер самой выплаты.

Обладая этими знаниями, можно смело подать заявление в Пенсионный фонд и не бояться, что Ваши права будут нарушены.

Тем не менее, перед тем, как написать в Пенсионный фонд РФ, не лишним будет и личное ознакомление с основными нормативными актами, в соответствии с которыми ПФР осуществляет свою деятельность:

  • в 2019 году Правлением Пенсионного фонда РФ были утверждены административные регламенты оказания услуг, где подробно описаны все условия получения той или иной услуги, в том числе: кто имеет право получения услуги, исчерпывающий перечень документов для предоставления, срокам и т.д., вплоть до требований к помещению, в которых происходит оказание услуги. Любое нарушение данных регламентов может быть обжаловано; , Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ – регулирование обязательного пенсионного страхования; – о видах пенсионного обеспечения и порядке их назначения; – о материнском капитале и общих условиях его выплаты; – содержит общие правила оказания государственных услуг, в том числе порядок обжалования действий и бездействий госорганов; – о порядке подачи и рассмотрения жалоб на нарушения со стороны госорганов.

Основания для обжалования

Рассмотрим наиболее частные причины жалоб на действия сотрудников Пенсионного фонда РФ.

Неправильный подсчет пенсионных начислений

Это, пожалуй, самая распространенная причина недовольства работой Пенсионного фонда у граждан. Формула подсчета размера пенсионных выплат довольно сложная и зависит от многих факторов: года рождения, места проживания, размера трудового стажа, условий работы, профессии и т.д. Поэтому сотрудники Пенсионного фонда часто учитывают не все факторы и назначают более низкий уровень пенсии, чем положено.

В этом случае важно обжаловать решение Пенсионного фонда, представив правильные расчеты и доказательства всех факторов, влияющих на начисление.

Ненадлежащее поведение сотрудников ПФР

В некоторых случаях виной ненадлежащего обслуживания в отделениях ПФР выступает человеческий фактор: сотрудники грубят и хамят, провоцируют образование больших очередей или безосновательно отказывают в обслуживании.

В этих случаях следует обращаться с жалобой к руководителю соответствующего отделения, чтобы услуга была оказана надлежащим образом, а к некомпетентному сотруднику были применены меры дисциплинарного взыскания.

Отказ в оказании услуг

Пенсионный фонд обязан принимать подаваемые заявления и пакеты документов, отказ в их принятии, равно как и требование документов сверх оговоренного регламентом списка неправомерен. Заявление может быть возвращено, но основание для возврата должно быть строго аргументировано в соответствии с законом.

Нарушение сроков принятия решения, оказания услуг

Сроки рассмотрения заявлений содержатся в вышеуказанных регламентах. Так, рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче маткапитала осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления. Если данные сроки нарушаются – это повод для обращения в вышестоящие структуры.

Решение ПФР содержит ошибки, опечатки

Ошибки в документах могут привести к тому, что они утрачивают свою силу. Поэтому важно внимательно проверять выдаваемые госорганом документы и в случае необходимости обращаться за их исправлением.

Куда и кому жаловаться на нотариуса

Куда жаловаться на нотариуса? Пошаговый порядок

Как и куда пожаловаться на воспитателя детского сада

Как и куда жаловаться на воспитателя детского сада? Пошаговый порядок

Порядок обжалования действий и решений ПФР

Хотя закон называет досудебный порядок обжалования правом гражданина, а не обязанностью, но фактически обжаловать действия и решения сотрудников ПФР в суде или других инстанциях невозможно без предварительной подачи жалобы непосредственно в сам ПФР. Поэтому начинать жаловаться нужно в следующем порядке.

  1. Руководитель территориального отделения ПФР рассматривает жалобы на действия сотрудников своего отделения, в том числе хамство, отказ в обслуживании и т.д.
  2. Решения руководителя территориального отделения нужно обжаловать в вышестоящее отделение ПФР. Как правило, они носят название региональных управлений.
  3. В центральное (Московское) отделение ПФР обжалуются действия и решения регионального управления ПФР. Также, если Вы столкнулись с существенным нарушением сроков оказания услуг или произведения выплат, имеет смысл жаловаться сразу в центральное отделение, поскольку оно контролирует соблюдение территориальными отделениями законодательства и качество оказываемых услуг.
  4. Если жалобы во все инстанции ПФР ни к чему не привели, восстанавливать свои права нужно уже в судебном порядке.
  5. Решение Пенсионного фонда РФ можно обжаловать и в другие госорганы, но такие жалобы дают положительный результат далеко не во всех случаях. Тем не менее, в защите своих прав нужно использовать все возможности, поэтому расскажем, куда еще можно пожаловаться на работу Пенсионного фонда:
    • Администрация Президента РФ рассматривает жалобы на любое нарушение законодательства со стороны органов государственной власти. Туда же можно сообщить о коррупции. Подробнее о том, как написать обращение к Президенту, можно почитать в нашей статье.
    • Прокуратура РФ также уполномочена рассматривать жалобы на нарушение законодательства. Порядок подачи и рассмотрения жалобы в прокуратуре имеет свою специфику.

Способы обращения в ПФР

Лично

Если имеется такая возможность, проще всего прийти в отделение лично в часы приема. Однако одного устного высказывания претензий будет недостаточно: необходимо подать жалобу в письменном виде. Для этого нужно составить жалобу в двух экземплярах: один будет принят к рассмотрению, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно.

Этот экземпляр будет служить доказательством обращения в соответствующую инстанцию.

Почтой

Отправлять жалобу следует по месту нахождения соответствующего отделения. Контакты интересующего отделения можно найти на официальном сайте ПФР. Письмо в ПФР нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Такое письмо можно отследить на сайте Почты России, а уведомление о вручении будет доказательством принятия жалобы к рассмотрению.

В электронной форме

Сроки рассмотрения жалоб в ПФР

  • в течение 1 рабочего дня происходит регистрация жалобы;
  • на рассмотрение жалобы по общему правилу отводится 15 рабочих дней, но для некоторых случаев установлен сокращенный срок рассмотрения. В течение 5 рабочих дней рассматриваются жалобы:
  • на отказ в приеме документов;
  • на отказ в исправлении опечаток и ошибок;
  • на нарушение установленных сроков таких исправлений;
  • в случае удовлетворения жалобы в течение 5 рабочих дней должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений;
  • ответ по результатам рассмотрения отправляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Таким образом, максимальный срок ответа Пенсионного фонда на заявление составляет 17 рабочих дней, а за 21 рабочий день нарушение должно быть устранено.

Как составить жалобу в ПФР?

Специальной формы обращения в Пенсионный фонд законом не предусмотрено, поэтому текст можно писать в свободном изложении. Тем не менее, ряд требований к жалобе все же есть.

Во-первых , в соответствии с Постановлением Правительства № 840, в жалобе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование отделения ПФР, куда будет подаваться жалоба, а также, в случае необходимости, ФИО его руководителя;
  • личные данные заявителя: ФИО, адрес, номер телефона, СНИЛС, адрес электронной почты (если ответ нужен в электронной форме);
  • суть обращения: какие именно действия обжалуются, каких должностных лиц;
  • обоснование жалобы, в том числе необходимые для этого документы.
  1. В письменной жалобе на бумажном носителе в обязательном порядке должны стоять дата и подпись.
  2. В обращении не должно быть оскорблений или ненормативной лексики, в противном случае она может быть оставлена без рассмотрения.

В-третьих , следует учесть все юридические нюансы. Как уже говорилось выше, требования в жалобе должны быть обоснованными, т.е. подкрепленными соответствующими документами и ссылками на нормы закона. Здесь уже всё во многом зависит от обстоятельств в каждой конкретной ситуации, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристу.

Кроме того, при написании нужно придерживаться делового стиля изложения, емко и лаконично описывать обстоятельства жалобы, соблюдать хронологический порядок. Также лучше не отходить от темы обращения, не делать лирических отступлений и исключить эмоциональную составляющую.

Учитывая изложенное, структурно жалоба в ПФР состоит из следующих элементов:

  1. Шапка документа, где указываются данные о заявителе и получателе жалобы.
  2. Суть обращения, состоящая из:
    • описания обстоятельств с последовательным изложением событий;
    • мотивировочной части, где заявитель обосновывает свои требования со ссылками на документы и нормы закона;
    • просительной части, в которой указываются конкретные меры, ожидаемые от ПФР.
  3. Перечисление приложений.
  4. Дата и подпись, если документ на бумажном носителе.

Для самостоятельного составления жалобы можно воспользоваться нашим образцом жалобы в ПРФ на решение.

Каждому гражданину РФ рано или поздно придется обратиться в ПФР (Пенсионный фонд России), будь то оформление пособий по выслуге лет, по возрасту или инвалидности. ПФ с его региональными отделениями это огромный механизм, работающий по правилам, утвержденным Министерством труда и социальной защиты. И все бы ничего, если бы эти правила работниками фонда выполнялись неукоснительно.

Именно человеческий фактор приводит к конфликтам между будущими (или действующими) пенсионерами и чиновниками этой организации в период оформления пенсий и причитающихся льгот. Если возникла спорная ситуация между гражданином и государственной организацией, и стороны не могут достигнуть соглашения, остается только одно – подать жалобу на ПФР.

  • Причины подачи жалоб на ПФР
  • Куда подать жалобу на ПФР
    • В высшее руководство ПФР
    • В прокуратуру
    • В суд
    • В администрацию Президента РФ
    • В письменном виде
    • В электронном виде

    Причины подачи жалоб на ПФР

    Поводом для обращения за помощью со стороны клиентов ПФ могут стать:

    • Хамское, некорректное поведение чиновников;
    • Медленная работа с клиентами, создающая большие очереди;
    • Ничем не подкрепленный отказ в начислении причитающихся выплат, либо их намеренное занижение;
    • Утеря документов;
    • Нарушение сроков работы с предоставленными документами;
    • Отказ выполнять профессиональные обязанности (производить необходимые перерасчеты, исправлять допущенные ошибки);
    • Скрытое и явное вымогательство.

    Это далеко не полный перечень причин, заставляющий обычных граждан искать справедливости в вышестоящих организациях или надзорных государственных органах.

    Куда подать жалобу на ПФР

    В высшее руководство ПФР

    Для начала можно подать заявление на имя начальника отделения фонда, чьи сотрудники проявили некомпетентность или позволили себе грубость по отношению к клиенту.


    Если жалоба останется без ответа, или ответ не устроит заявителя, подобное обращение следует адресовать на имя регионального руководителя организации, либо в центральный аппарат ПФР.

    В прокуратуру

    Если в работе сотрудников пенсионного фонда клиент усмотрел действия, попадающие под статьи административного или уголовного кодекса РФ, можно подавать заявление в прокуратуру, главный надзорный орган в государстве.

    Сюда же следует обращаться, если на предыдущие запросы не были получены ответы.

    В суд

    В администрацию Президента РФ

    Уровень доверия к президенту, особенно среди старшего поколения россиян, очень высок. Поэтому граждане, не сумевшие добиться правды в многочисленных инстанциях, очень часто обращаются за помощью к главе государства.

    Администрация рассматривает жалобы в те же сроки, что установлены для всех государственных органов.

    Способы подачи заявлений на Пенсионный фонд

    За последнее десятилетие круг возможностей для подачи жалобы у заявителей значительно расширился.

    В письменном виде

    Это традиционный способ выразить свое недовольство действиями чиновников на бумаге.

    А донести его до адресата можно:

    • Почтой России. Документ отправляется по нужному адресу заказным письмом. На руках у заявителя остается почтовая квитанция и опись вложенных документов. Единственный недостаток этого способа – срок рассмотрения жалобы увеличивается, отсчет времени начинается с момента регистрации корреспонденции в канцелярии нужного ведомства. Через Почту России осуществляется и обратная связь с заявителем. Вне зависимости от принятого решения, ответ возвращается адресату в письменном виде (тоже заказным письмом).
    • Лично. Еще один действенный метод подачи жалобы – запись на прием к нужному лицу. Сотрудник ведомства выслушает претензии и поможет правильно составить жалобу. При личной встрече могут проясниться некоторые детали и обстоятельства, которые можно упустить при составлении письменного заявления.

    В электронном виде

    Самый простой способ подачи жалобы – донести ее до нужной инстанции при помощи интернета:

    Через Госуслуги

    На официальном сайте ПФР

    Для удобства граждан на официальном сайте пенсионного фонда работает онлайн-приемная, в которую можно обратиться по любому вопросу, включая подачу жалобы на действия сотрудников фонда.

    Для этого необходимо:

    Текст заявления необходимо продумать заранее, чтобы изложить возникшую ситуацию и требования простым, понятным языком.

    Как составить жалобу на ПФР, образец заявления

    Если гражданин столкнулся с грубыми нарушениями со стороны работников ПФР, необходимо безотлагательно донести информацию до вышестоящих или надзорных органов государственной власти. Перед тем, как составить текст заявления, необходимо собрать доказательную базу противозаконных действий и нарушений со стороны сотрудников фонда. Это могут быть записи переговоров, фото и видеосъемка, копии отказов и пр.

    В самой жалобе необходимо прописать:

    • Сведения о получателе и заявителе;
    • Подробности зафиксированных нарушений;
    • Свои претензии к отдельному сотруднику или организации;
    • Просьбу о наказании виновных в нарушении законодательства РФ;
    • Дату и подпись.

    жалоба на пфр

    Заявление должно быть составлено в нескольких экземплярах, один из которых, с пометкой канцелярии ведомства, остается на руках у заявителя. К жалобе необходимо прикрепить доказательства (копии документов). Если заявление подается в электронном виде, то необходимые для этого бумаги следует предварительно перевести в цифровой формат.

    Алгоритм подачи жалоб на ПФР

    Чтобы подать жалобу на ПФР нужно:

    Сроки рассмотрения обращений

    По закону любое государственное ведомство должно рассмотреть поданную жалобу в течение 30 дней с момента регистрации документа в канцелярии.


    Но, в некоторых случаях, срок может быть продлен. Связано это с тем, что в ходе разбирательства могут понадобиться дополнительные материалы. Об этом госорган обязан уведомить заявителя почтовым отправлением, либо по электронному адресу, указанному в документе.

    Каждый гражданин Российской Федерации имеет право отстаивать свои конституционные права, поэтому случаи некорректного и непрофессионального поведения служащих ПФР не должны оставаться безнаказанными.

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!


    ПФР – это орган, который занимается оказанием услуг гражданам в рамках существующих законов. В этом случае причиной жалоб является неудовлетворенность граждан уровнем оказания этих видов услуг или поступающими им отказами.

    Основания для претензии

    Эти основания не перечислены в тексте какого либо закона, но они логично вытекают из всех существующих регламентов по оказанию населению услуг.

    Несоблюдение сроков

    По каждой услуге законодательно установлены сроки ее осуществления. На нарушение сроков можно подать жалобу. ПФ оказывает услуги в том числе и при обращении граждан через отделения МФц и портал Госуслуг, а так же принимает некоторые заявления по почте. При этом срок обслуживания рассчитывается с момента поступления в ПФ документов.

    Неправильный расчет пенсии

    По разным основаниям и с учетом различных факторов выплачивается пенсия. В одной категории заявителей обнаруживаются большие различия по цифрам их пенсионной выплаты. Работа системы налажена, но иногда случаются неполадки. При этом, процесс доказывания некорректности наисленных суммов не всегда простой и быстрый. Необходимо будет разобраться в системе расчета, которая применяется для конкретных случаев. Также подтвердить свое мнение документально.

    Отказ от предоставления услуг

    Отказать они могут, но только если есть законные основания. Нехватка документов, предоставляемых для получения услуги, или просроченная по ним справка. При предоставлении полного пакета документов человеку могут отказать в дальнейшем при его тщательном рассмотрении. Например, если выяснится какой-нибудь подлог.

    Непрофессионализм персонала

    При этом данный подход не является объективным и зависит от субъективного восприятия самого работника. Однако иногда он может быть разрешен в пределах отделения в ПФР при обращении к руководителю. Эти основания также относятся к некомпетентности работника. Случаи перехода на личность встречаются крайне редко и не попадают в надзорные органы или судебные инстанции.

    Что делать?

    Главное управление Пенсионного фонда находится на территории России, а также в его подчинении находятся отделения по всей стране. Каждое отделение имеет свое руководство. Однако если вы хотите получить ответ от руководства региона или федерального уровня, то вам необходимо обратиться с письменной жалобой на региональный, а затем и на федеральный уровень. Так же у граждан есть возможность обратится к прокурору и в суд, если они имеют право на обращение в прокуратуру или суд.

    Жалоба в ПФР в 2021 г.

    Как правило, жалобы в Пенсионный Фонд являются эффективным инструментом для изменения ситуации при несогласии с нею гражданина. Однако для этого он должен будет доказать свою правоту: грамотно изложить суть проблемы, а на заключительном этапе и приложить дополнительные документы в качестве доказательства.

    Этапы строительства.

    Жалоба

    Нет унифицированных образцов для подачи жалобы. А в заявлении должна быть структура. Следовательно, соответствовать требованиям к содержанию и оформлению документов, а также быть достаточно информативным для того, чтобы их можно было использовать в работе.

    Требуемые документы

    Чтобы подать заявление на обжалование действий или бездействия органов ПФР, необходимо написать письменную жалобу. Если досудебное обжалование происходит в пределах самого ПФР, то нет необходимости прикладывать официальное письмо с отказом (в случае его наличия). Для сторонних организаций необходимо прикреплять этот документ. В случае подачи жалобы через представителя необходимо предъявить документ, удостоверяющий его полномочия (к примеру, нотариальную доверенность). В случае если у человека есть документы, подтверждающие его слова, то их также необходимо приложить к жалобе.

    Примеры жалоб

    Как написать жалобу в пенсионный фонд?

    • Наименование органа ПФР или должностного лица, на имя которого пишется жалоба;
    • ФИО и информация о месте проживания гражданина, номер его телефона, адрес электронной почтовой связи и адрес для отправки постовых посылок;
    • Сведения об обжалуемых вопросах;
    • Аргументы, которые приводят граждане в обоснование своего несогласия с принятыми в ПФР решениям.

    После чего в конце ставится дата, и жалоба подписывается.

    Но, к сожалению, это не так.

    На сайте можно скачать бланк жалобы и образец ее заполнения.

    Полезные советы

    Обратиться в суд с жалобой можно по тому же принципу. В тексте жалобы не обязательно ссылаться ни на какие законодательные нормы, но это придает важности словам автора. С законодательной базой и нормами в основной текстовой части можно ознакомиться.

    Способы подачи жалоб

    Сегодня существует перечень способов, как подать жалобу гражданами. На жалобы в ведомство можно пожаловаться через интернет или по почте.

    Электронный вариант

    Также можно подавать документы в электронном виде. Например, портал Госуслуг плотно способствует реализации услуг ПФР для российских граждан.

    Государственные услуги

    Официальный сайт ПФР

    Лично

    УПФ, ФСС и ПФР

    Если вы хотите посетить отделение, в котором возникла проблема, то вам необходимо будет выбрать отделение, в котором она возникла. Нужно обращаться непосредственно к руководителю. А если человек не получил ответа на свой вопрос, то ему следует обратится к руководству территориального отдела. Для того чтобы оставить вопрос без ответа, нужно обращаться еще выше – в Управление по работе с обращениями населения Исполнительной дирекции ПФР.

    Правительство РФ

    В администрацию президента обычно пишут после того как обращения в другие инстанции не принесли результата. Однако, в соответствии с ними, такие правила не установлены. Если вы хотите пожаловаться на главу государства, то можете это сделать в любое время. Однако для того, чтобы получить желаемое, необходимо обладать соответствующими доказательствами.

    Прокурорская проверка

    На данный момент прокуратура является надзорным органом, который следит за исполнением законодательства. Задать вопрос и получить ответ можно, не выходя из дома или офиса. В течение месяца прокуратура должна отреагировать на заявление. Если они сочтут, что вопрос не входит в компетенцию органов власти, то заявление будет направлено в соответствующий орган власти. В рамках межведомственного взаимодействия проводится эта процедура.

    Судебное разбирательство

    На рассмотрение суда направляется исковое заявление, составленное в соответствии с правилами ГПК. К нему прилагаются другие документы, которые являются доказательствами по делу. Если пакет документов правильно составлен и подается, то в суде будут рассматриваться дела. В ходе заседаний рассматриваются проблемыные вопросы с выслушиванием мнений обеих сторон.

    Как можно связаться с оператором по телефону горячей линии?

    Различные телефоны горячих линий (а точнее региональные контакт центры) отличаются у территориальных отделений Пенсионного фонда России. Поэтому на едином сайте ПФР можно найти конкретный регион и посмотреть интересующую вас информацию.

    Причины отказа в удовлетворении жалобы

    Все органы рассматривают жалобу по существу и в случае необходимости перепроверяют данные проводят дополнительную работу. Но при этом в случае если результаты их проверки совпадают с принятым ранее решением, то человеку вновь отказывают. Гражданин имеет право обжаловать в суд все отказы, которые он получил. Даже на судебных заседаниях есть специальная система для обжалования. В соответствии с этим основания отказа, выдвинутые ему на предыдущем этапе, могут быть аннулированы на следующем.

    Выводы

    Жалоба в ПФР – это действенный метод решения многих проблем. Они могут быть связаны с субъективными жалобами или же основываться вполне логичными и убедительными претензиями. Иногда граждане действительно добиваются пересмотра принятых ими ранее в ПФР решений в отношении своих запросов.


    ПФР – одна из государственных структур, вызывающих у населения подавленность и фрустрацию. Многие знают, что разборки по поводу пенсионных начислений могут затягиваться не на один месяц, а сотрудники подразделений как болванчики повторяют, что не имеют полномочий что-то решать.

    Когда ситуация затягивается или оказывается не в вашу пользу, есть эффективный инструмент влияния как на ПФР, так и на другие инстанции – жалоба в прокуратуру. Именно этот орган и должен защищать ваши права, когда они нарушаются в других государственных формированиях.

    Когда стоит обращаться в прокуратуру

    Прокуратура рассматривает не все жалобы на ПФР, а только самые серьезные. В нее обращаются не за просьбой наказать Пенсионный Фонд, а в попытке разобраться в ситуации и обернуть ее себе на пользу, если известно, что ПФР специально ограничивает ваши свободы и права по части пенсионного обеспечения.

    Не стоит обращаться в прокуратуру, если:

    1. Вам нахамили.
    2. Вы долго сидели в очереди.
    3. В документах закралась ошибка и сотрудники отказываются ее исправлять.
    4. Произошла небольшая задержка по рассмотрению заявления (1-2 дня).

    Все эти вопросы решает начальник подразделения Пенсионного Фонда, и именно на локальном уровне их можно устранить, не привлекая прокурора и серьезную проверку.

    Однако, большая часть правонарушений со стороны ПФР касается денежных отчислений будущим или нынешним пенсионерам. Именно в таких случаях жалоба в прокуратуру возымеет эффект:

    Прокуратура – контролирующий орган, и в этих случаях она обязана запустить проверку подразделения ПФР и действий его сотрудников. При этом не важно, являетесь ли вы пенсионером, или достигли только предпенсионного возраста. Вы – гражданин или гражданка РФ, и прокуратура примет вашу жалобу в любом случае.

    Действия до подачи жалобы

    Сразу же идти в прокуратуру после правонарушения не рекомендуется. Контролирующие органы должны понять, что вы попытались урегулировать ситуацию мирно и на месте. Поэтому первая ваша жалоба должна быть в сам ПФР, в котором вы обслуживаетесь – на имя начальника. Когда в рассмотрении или удовлетворении вашего ходатайства будет отказано в письменном виде, можно начинать готовить пакет документов в прокуратуру.

    Прокурору от вас понадобится:

    1. Текст самой жалобы с подробным пояснением, что случилось, когда, где и какие ваши права были нарушены.
    2. Доказательства того, что в ПФР действовали не по закону – здесь пригодится отказ от начальника ПФР, законные записи разговоров с сотрудниками, показания свидетелей, чеки за услуги и т.д.
    3. Документы по рассматриваемому в ПФР вашему делу, которыми вы также можете подтвердить, что с вами поступили неправильно.

    Если того, что вы принесли, будет недостаточно, то список недостающих документов прокурор направит вам в течение 5 дней с момента подачи жалобы, и вы должны оперативно их донести, чтобы началась полная проверка.

    Способы подачи

    Подача жалобы на ПФР в прокуратуру начинается с определения того, в какую именно прокуратуру подавать. Делать это нужно по месту вашей регистрации и нахождения вашего Пенсионного Фонда – в районное подразделение прокуратуры.

    Для удобства вы можете подать жалобу одним из трех способов:

    Какой бы способ вы не выбрали, необходимо убедиться, что у вас останутся доказательства, что вы подавали жалобу на рассмотрение прокурору:

    1. Для обычного письма – квитанции с почты об отправке.
    2. Для личной подачи – отметка на втором (вашем) экземпляре жалобы о дате и ФИО специалиста, который принял у вас документы.
    3. В электронной форме – данные о вашем обращении придут на электронную почту, а самому обращению будет присвоен номер в системе. Его следует сохранить.

    Как составить текст

    Многие люди так обижаются на действия ПФР или пребывают в таком сильном шоке, что их жалобы превращаются в свободный рассказ на пять страниц о несправедливости ситуации. Подобные истории прокурор все равно читает, но шанс, что после рассмотрения такой жалобы что-то положительное произойдет – мизерный.

    Жалоба на ПФР в прокуратуру должна быть:

    Образец

    Структура текста

    Несмотря на то, что жалоба считается документом, составленным в вольной форме, она имеет довольно четкую структуру, которой надо придерживаться:

    1. Область шапки заполняется обязательно для бумажных жалоб. В электронном варианте ее заменяет заполнение форм ФИО, адрес и остальных обязательных сведений о вас. Если пишете на бумаге, позаботьтесь о том, чтобы правильно написать название прокуратуры, куда вы подаете. Не забудьте оставить контакты для обратной связи. Адрес прописки, номер телефона – обязательны.
    2. Основная часть жалобы и правда предоставляется в виде рассказа о произошедшем. Нужно соблюдать логику повествования – начать с того, когда вы обратились в ПФР, в какой именно, в котором часу, указать имена специалистов, с которыми вы общались и которые ущемили права. Затем перейти к сути проблемы и закончить требованиями в адрес прокуратуры – что вы хотите, чтобы сделал прокурор.
    1. Финальная часть должна быть с датой и вашей подписью. В электронном варианте ее можно опустить, поскольку система проставляет дату самостоятельно.

    Если вы прикрепляете текст жалобы как вложение в интернет-приемной, вся структура жалобы должна быть полностью пропечатана в этом тексте, как в простом бумажном документе.

    1. Список прилагаемых документов – финал вашей жалобы. Здесь надо указать, что вы передаете прокурору на рассмотрение, в каком объеме и в какой форме.

    Доказательства и важные документы не отправляйте в оригинале – их могут потерять. Прокуратуре достаточно копий ваших документов. Если понадобится посмотреть на оригиналы, вас вызовут на прием.

    Последствия

    После передачи жалобы в прокуратуру, события могут развиваться несколькими путями:

    1. Прокурору будет достаточно документов, что вы прислали, и он отправит вам письмо уже с результатами проверки вашего дела:
      • Если нарушение подтверждено, вы получите исчерпывающую информацию об этом и рекомендацию передать дело в суд, если сам факт проверки ПФР прокуратурой не повлиял.
      • Если нарушения не было и ПФР действовал законно, вам растолкуют, на основе каких законодательных актов ваше обращение не имеет под собой почвы.
    2. Прокурору не будет достаточно документов, что вы прислали, и вам дадут время, чтобы донести нужное. Дальнейшие исходы – такие же, как и в пунктах 1.1. и 1.2.

    Иногда сам факт проверки ситуации побуждает Пенсионный Фонд шевелиться, а иногда даже полная проверка не помогает. Тогда приходится обращаться в суд, и очень желательно, чтобы на вашей стороне был хороший адвокат.

    В любом случае, ваша жалоба может сильно повлиять на ситуацию и дальнейшее развитие событий. Главное, подать ее правильно, и твердо знать, что вы действуете законным образом.

    Читайте также: