Как подать заявление в пенсионный фонд через портал госуслуги

Обновлено: 17.05.2024

Застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования лица, которые не обращались за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (застрахованные лица), могут подать заявление о переходе:

  • в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР);
  • в ПФР из НПФ;
  • из одного НПФ в другой НПФ.

Также застрахованные лица имеют право выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании).

В случае ликвидации НПФ средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок с даты принятия решения о ликвидации передаются в ПФР без личного обращения гражданина.

В случае подачи заявления о переходе из ПФР в НПФ, а также о переходе из НПФ в другой НПФ заявителю необходимо заключить договор с данным НПФ до 31 декабря текущего года.


Полное наименование:

Государственная услуга по приему, рассмотрению заявлений (уведомлений) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятию решений по ним

Результат предоставления

  1. При подаче заявления застрахованного лица о переходе, заявления застрахованного лица о досрочном переходе — принятие решения об удовлетворении заявления с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления.
  2. При подаче заявления о выборе УК — принятие решения об удовлетворении заявления с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления.
  3. При подаче заявления об отказе — принятие решения об удовлетворении заявления с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления.
  4. При подаче заявления об отзыве заявления об отказе — принятие решения об удовлетворении заявления об отзыве заявления об отказе с вынесением решения об оставлении без рассмотрения заявления об отказе либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления об отзыве заявления об отказе с вынесением решения об оставлении без рассмотрения заявления об отказе.
  5. При подаче уведомления о замене (в части замены выбранного страховщика) — принятие решения об удовлетворении уведомления с рассмотрением заявления о переходе, исходя из выбора застрахованным лицом страховщика, указанного в таком уведомлении.
  6. При подаче уведомления о замене (в части замены инвестиционного портфеля (управляющей компании) — принятие решения об удовлетворении уведомления с рассмотрением заявления о переходе, исходя из указанного в таком уведомлении выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании).
  7. При подаче уведомления об отказе от смены — принятие решения об удовлетворении уведомления и признании не подлежащим рассмотрению указанного в таком уведомлении заявления застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе).

Срок предоставления

  1. Заявление застрахованного лица о переходе, заявление застрахованного лица о досрочном переходе подаются застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.
  2. Заявление о выборе УК, заявление об отказе подаются застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего года.
  3. Заявление об отзыве заявления об отказе подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года подачи заявления об отказе.
  4. Уведомление о замене подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года, предшествующего году удовлетворения заявления, указанного в уведомлении о замене.
  5. Уведомление об отказе от смены подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года, предшествующего году удовлетворения заявления, указанного в уведомлении об отказе.
  6. Заявление о выборе УК рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении (с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица) или отказе в удовлетворении заявления либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе УК.
  7. Заявление застрахованного лица о переходе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении заявления либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе.
  8. Заявление застрахованного лица о досрочном переходе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе.
  9. Заявление об отказе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении (с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета) или отказе в удовлетворении заявления, либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления об отказе.
  10. Заявление об отзыве заявления об отказе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления об отзыве заявления об отказе либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления об отзыве заявления об отказе.
  11. Уведомление о замене рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении уведомления с рассмотрением заявления застрахованного лица о переходе исходя из выбора застрахованным лицом страховщика, указанного в таком уведомлении, либо с оставлением уведомления без рассмотрения в срок до 1 марта года, в котором должно быть удовлетворено заявление застрахованного лица о переходе.
  12. Уведомление об отказе от смены рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении уведомления и признании не подлежащим рассмотрению указанного в таком уведомлении заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в течение рабочего дня, следующего за днем его регистрации в ПФР.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели, государственной услуги, указанные в п. I.
  2. Доверенное лицо получателя государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает в предоставлении государственной услуги в следующих случаях:

Документы

Документы, представляемые заявителем

  • Документы, удостоверяющие полномочия представителя (в случае обращения представителя).

Основания для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);
  • неподтверждение полномочий представителя застрахованного лица.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Порядок обжалования

Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц территориального органа ПФР в досудебном (внесудебном) порядке.

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в территориальный орган ПФР. Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа ПФР, рассматриваются вышестоящим территориальным органом ПФР. Жалобы на решения, принятые руководителем вышестоящего территориального органа ПФР по отношению к территориальному органу ПФР, ответственному за предоставление государственной услуги, рассматриваются непосредственно ПФР.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в территориальный орган ПФР (ПФР), подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом территориального органа ПФР, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявители вправе обжаловать решения, принятые при предоставлении государственной услуги, действия и (или) бездействие должностных лиц ПФР и его территориальных органов в судебном порядке в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.


Несколько лет назад даже представить было сложно, что для получения большинства услуг Пенсионного фонда не придётся лично идти в ПФР. Теперь всё просто – взять справку, подать заявление на выплату или узнать информацию о пенсии можно, не выходя из дома.

Нажмите для увеличения

Как узнать о пенсионных правах

Если вы работающий человек, вам пригодится доступ к электронной трудовой книжке (ЭТК). Она есть в Личном кабинете на госуслугах не только у тех, кто писал заявление о переходе на ЭТК, но и у всех официально работающих по трудовому договору. Теперь, чтобы получить выписку о вашей трудовой деятельности (она может понадобиться для оформления кредита, получения визы или пособий), вам больше не надо идти к своему работодателю. Выписку можно заказать в формате PDF и получить онлайн (подробнее об ЭТК – на с. 4).

Ещё одна полезная услуга для работающих – выписка о состоянии индивидуального лицевого счёта (ИЛС). В нём содержится вся ваша трудовая биография, а также какой стаж и сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) вы уже заработали.

Кстати, умножив величину своего ИПК на 98,68 руб. (его стоимость в 2021 г.) и прибавив 6044,48 руб. (размер фиксированной выплаты в 2021 г.), вы получите примерную сумму вашей будущей страховой пенсии, ­которую заработали на данный момент.

Как сделать перерасчёт

Если у вас появилось право на получение пенсии, подайте заявление о её назначении через госуслуги. Пенсия будет рассчитана и назначена в течение 10 рабочих дней.

Действующие пенсионеры на госуслугах могут получить онлайн-справку о размере пенсии, дистанционно написать заявление о перерасчёте пенсии, изменении способа её доставки – список электронных возможностей обширен.

Куда обратиться за соцвыплатой

Дистанционно, но уже на сайте ПФР, можно обратиться за компенсацией и выплатой тем, кто ухаживает за нетрудоспособными пожилыми людьми старше 80 лет, за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1-й группы, – все заявления можно ­заполнить онлайн.


Как оформить детское пособие

Семьям с детьми, которые получают или только собираются оформить выплаты в ПФР, во многих жизненных ситуациях нет смысла лично посещать Пенсионный фонд. Уведомление о выдаче ­СНИЛС и сертификата на маткапитал автоматически придёт в Личный кабинет, как только из ЗАГСа поступит информация о регистрации новорождённого. И для того чтобы начать использовать маткапитал, не придётся идти в ПФР – заявление о распоряжении средствами можно подать онлайн. На госуслугах есть возможность дистанционно получить выписку об остатке маткапитала.

Если хотите получать новые ежемесячные пособия, которые были введены в этом году (беременным женщинам и одиноким родителям детей в возрасте от 8 до 17 лет), отправляйтесь на госуслуги и заполняйте электронное заявление. Для назначения этих пособий учитываются доходы и имущество семьи, поэтому надо ввести дополнительные сведения о себе, детях и других членах семьи. При этом основные данные ПФР запросит самостоятельно в других ведомствах. Заявление рассматривается 10 рабочих дней. В сложных случаях срок может составить до 30 рабочих дней. Впрочем, при положительном решении пособие вам начнут выплачивать именно с момента подачи заявления.

Понятно, что некоторые вопросы нельзя решить без посещения ПФР. Сейчас для снижения риска распространения коронавируса приём в клиентских службах и управлениях Пенсионного фонда ведётся по предварительной записи (онлайн или по телефону), а также если нет возможности получить необходимую услугу дистанционно. Поэтому регистрируйтесь на гос­услугах, подтверждайте свою учётную запись и пользуйтесь электронными услугами ПФР. Тем более уже в ближайшем будущем их список будет серьёзно расширен (подробнее о новых сервисах – на с. 2–3).

Ваши пенсионные накопления все еще где-то лежат и даже приносят инвестиционный доход. Вы можете ими распорядиться.

В 2002 году в России заработала новая система обязательного пенсионного страхования — ОПС. У будущих пенсионеров появились страховая и накопительная части пенсии. Вместе они образуют трудовую пенсию по старости.

Страховая часть — это обязательства государства платить вам определенную сумму. Они выражены в баллах. Чем больше баллов, тем больше государство будет вам платить, когда выйдете на пенсию.

Накопительная часть — это уже не виртуальные баллы, а деньги, которые копятся на счету, пока вы работаете. Эти деньги называются пенсионными накоплениями. Если вы родились в 1967 году или позже и официально работали с 2002 по 2013 год, работодатель делал отчисления, за счет которых и сформировалась накопительная пенсия. С 2014 года отчисления прекратились, но суммы, которые успели накопиться, не отобрали.

Пенсионные накопления лежат в Пенсионном фонде России и негосударственных пенсионных фондах, которые инвестируют данный капитал в акции, облигации и другие финансовые инструменты с целью извлечения дополнительной прибыли. От эффективности работы этих организаций зависит, на сколько вырастет сумма накоплений и какой будет пенсия. Чтобы повлиять на размер пенсии, вы можете самостоятельно выбрать, кто будет управлять вашими взносами. Для этого можно поменять один пенсионный фонд на другой.

Я пять лет работал агентом негосударственных пенсионных фондов и несколько раз переводил свои накопления из фонда в фонд. Расскажу, как это сделать в 2021 году.

Как победить выгорание

Как узнать, где лежат пенсионные накопления

Фонд, где лежат пенсионные накопления, называется страховщиком по ОПС.

В пункте 4 документа сказано, какой фонд является вашим страховщиком и с какого года. Там же увидите размер своих пенсионных накоплений.

Можно ли поменять ПФ

Какого бы страховщика вы ни выбрали, непосредственно вести инвестиционную деятельность будет одна или несколько управляющих компаний — УК. В ПФР и НПФ поступают деньги, а потом страховщики отправляют их в свои УК.

Страховщиками могут выступать:

  1. Пенсионный фонд России, он же ПФР — государственная структура.
  2. Один из негосударственных пенсионных фондов, НПФ. На начало 2021 года в РФ действуют 43 НПФ, но страховщиками по ОПС выступают только 29.

Тех граждан, кто пошел по такому сценарию, называют молчунами. Но можно не быть молчуном и самому распорядиться накопительной пенсией, выбрав себе управляющую компанию из предложенного списка, в том числе и ВЭБ. Это делается через заявление, о котором пойдет речь ниже.

Страховщиком в этом случае остается ПФР, но он направляет пенсионные накопления в выбранную УК. Выбрать можно только одну. В 2020 году перечень доступных УК насчитывал 15 компаний.

Если вы не хотите, чтобы страховщиком выступал ПФР, вы можете передать средства в распоряжение НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд. Он, так же как и ПФР, отдает ваши деньги управляющим компаниям, но не одной, а сразу нескольким. Выбирать эти УК фонд будет сам.

Никто не знает, какой вариант в итоге принесет больше выгоды — через ПФР или НПФ. Но для себя я выбрал НПФ, потому что не хочу доверять будущую пенсию только одной управляющей компании. Надеюсь, что профессиональные инвесторы из НПФ лучше меня распределят деньги между разными УК и их инвестиционными портфелями.

Законодательная база

Сейчас СНИЛС в виде таких зеленых карточек уже не выдают. Теперь номер электронный, но можно распечатать выписку

В законе также прописаны требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ: в каких долях можно приобретать разрешенные активы. Например, доля иностранных ценных бумаг не может превышать 20%. На своих сайтах НПФ обычно указывают, куда именно они вкладывают пенсионные накопления.

Что изменилось. Пенсионные накопления как часть будущей трудовой пенсии появились в 2002 году. С тех пор систему постоянно меняли.

Пенсионные накопления появились за счет обязательных страховых взносов. Страховые взносы считают от зарплаты до вычета НДФЛ. Платят их работодатели за свой счет.

В 2002 году взносы на накопительную часть пенсии делали за мужчин 1953 года и моложе, а также женщин 1957 года и моложе. С 2005 года работодатели стали отчислять на накопительную пенсию только за работников 1967 года рождения и моложе. Размер взносов тоже постоянно менялся.

Как менялись взносы на накопительную пенсию

Годы Мужчины 1953—1966 и женщины 1957—1966 годов рождения Люди 1967 года рождения и моложе
2002—2003 2% 3%
2004 2% 4%
2005—2007 0% 4%
2008—2013 0% 6%
2014—2023 0% 0%

Например, официальная зарплата Виктора — 100 000 Р . С нее он платит НДФЛ — 13%, но не сам, а посредством работодателя, потому что тот является налоговым агентом. На руки Виктор получает 87 000 Р . К пенсионным накоплениям эти 13 000 Р отношения не имеют.

Работодатель Виктора платит еще страховые взносы — 30% от 100 000 Р . Они не вычитаются из зарплаты. 30% — это основной тариф, но бывают льготные, когда процент ниже. Фирма Виктора ко льготникам не относится. Таким образом, работодатель должен заплатить в бюджет еще 30 000 Р .

Сумма уплаченных им страховых взносов распределяется по 3 компонентам: социальное, обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование. На ОПС идет 22% от зарплаты — 22 000 Р , которые делились на страховую и накопительную пенсии: 16% и 6% соответственно — 16 000 Р на страховую и 6000 Р на накопительную.

Таким образом, до 2014 года пенсионные накопления формировались за счет взносов работодателя 6% и дохода от их инвестирования. C 2014 года власти заморозили накопительную пенсию, а взносы от работодателей направили в страховую часть.

Теперь накопительная пенсия растет только за счет инвестиционного дохода, который извлекает управляющая компания. Мораторий временный, но его постоянно продлевают — для этого Госдума принимает изменения. В декабре 2020 года Президент подписал закон, который продлил заморозку до конца 2023 года.

Что такое НПФ и для чего он нужен

Как уже было отмечено, управляющие компании занимаются инвестированием пенсионных накоплений. Между ними и будущим пенсионером стоит страховщик — ПФР или НПФ.

Страховщик является прослойкой, которая выступает гарантом, формирует, а потом выплачивает накопительную пенсию. Формировать — значит принимать взносы, учитывать и передавать пенсионные накопления в управление УК.

Возникает вопрос, для чего нужны НПФ, раз есть ПФР, который может формировать накопительную пенсию. Объясняется это тем, что НПФ имеет несколько отличительных характеристик:

  1. Возможность для клиентов сохранить взносы на накопительную пенсию.
  2. Более высокая доходность.
  3. Более узкая специализация.

Выбрать НПФ — сохранить взносы на накопительный компонент. До конца 2015 года человек мог сам решить судьбу страховых взносов:

Чтобы сохранить взносы 6% на накопительную и 16% на страховую пенсию, нужно было распорядиться накопительной — выбрать УК или НПФ. До 2016 года это была важная причина, чтобы перейти в НПФ. Сейчас это уже неактуально.

Если в 2023 году власти не станут продлевать мораторий на накопительную пенсию, у клиентов НПФ, распорядившихся пенсией до 2016 года, она снова будет расти за счет работодателя, а у клиентов ПФР — нет.

Лучшие НПФ зарабатывают больше ПФР. Деньги молчунов инвестирует УК ВЭБ. Ее средняя доходность за 2011—2019 годы — 7,7% годовых. Семерка лучших НПФ показала за тот же период доходность от 7,9% до 9,7%. Разница кажется небольшой, но на длительном отрезке заметна, а пенсионные накопления всегда подразумевают длительный отрезок.

Вот сколько денег можно потерять таким образом. Допустим, размер накопительной пенсии — 300 000 Р , работать осталось 30 лет, а пенсионные отчисления в накопительную часть не возобновятся. Предположим, что доходность УК ВЭБ каждый год равна 8%, а доходность клиента НПФ — 9%. Полученные проценты реинвестируются.

Сколько денег пропадет, если оставить накопительную пенсию в ПФР

Сумма спустя 30 лет, без учета дополнительных взносов Ежемесячная прибавка к пенсии (сумма накоплений делится на период дожития, в 2021 году — на 22 года)
УК ВЭБ, доходность 8% годовых 2 590 000 Р 10 000 Р
НПФ, доходность 9% годовых 3 350 000 Р 13 000 Р

НПФ специализируются на накоплениях. Хотя сам Пенсионный фонд России деньги не инвестирует, но он выбирает управляющие компании, отвечает за них, копит резервы, и в этом смысле тоже является участником рынка. При этом приращение капитала — малая часть обязанностей ПФР. Пенсионный фонд работает также со страховой и социальной пенсиями, пенсиями по инвалидности и потере кормильца.

НПФ же изначально создавались для того, чтобы формировать и инвестировать пенсионные накопления, а потом выплачивать накопительные пенсии, причем не только государственные.

Государственная накопительная пенсия формируется в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Взносы на ОПС делают работодатели, а фонд выступает страховщиком. Лицензию на обязательное пенсионное страхование выдает Центробанк.

Если будущий пенсионер хочет в старости получать больше, он может поучаствовать в программе НПО — негосударственного пенсионного обеспечения. Взносы на НПО он делает сам. НПФ, у которых нет лицензии на ОПС, формируют и платят только негосударственные пенсии. Изначально негосударственные пенсионные фонды для этого и создавались.

НПФ действуют в нашей стране с 1992 года и имеют больший опыт по работе с ценными бумагами для получения доходов, чем Пенсионный фонд России.

Зачем менять фонд

Фонды вкладывают накопления в финансовые инструменты, которые приносят доход. За счет этого будущая пенсия увеличивается. Один фонд сработает лучше, другой — хуже, что в итоге повлияет на размер пенсии.

Бывало, что Центробанк отзывал лицензии у негосударственных пенсионных фондов из-за нарушений закона и невыполнения ими своих обязательств.

Если вы считаете, что ваш НПФ менее надежный или доходный — можете его поменять.

Преимущества и недостатки перехода в другой ПФ

Доходность. Никто не знает заранее, как сработает негосударственный пенсионный фонд — они не гарантируют определенный процент прибыли от инвестиций. Какую доходность дал НПФ, становится известно только к апрелю следующего года. Например, за 2020 год фонды отчитаются к апрелю 2021.

Если какой-то фонд десять лет подряд давал 10%, это не значит, что на следующий год он не уйдет в минус. Поэтому после перехода в другой ПФ, который исторически показывал лучшие результаты, вы можете как выиграть в деньгах, так и проиграть.

Близость. Если вы перешли в фонд, чье отделение расположено в вашем городе, это может стать преимуществом. Например, вы захотите прийти туда, чтобы написать заявление или поскандалить.

Если же выбрать НПФ без представительства в вашем регионе, придется решать все вопросы удаленно или далеко ездить.

Пенсия из разных источников. Если вы доверили свои пенсионные накопления НПФ, он и будет платить вам накопительную пенсию. Страховую будете получать из ПФР. Обращаться за пенсиями придется в НПФ и ПФР.

Для удобства можете перед достижением пенсионного возраста вернуться в ПФР — туда вы обратитесь за обеими пенсиями и будете получать их из одного источника.

Потери из-за досрочного перехода. Если клиент меняет страховщика чаще одного раза в пять лет, ему не выплачивают инвестиционный доход — деньги, которые заработал прежний НПФ или ПФР.

Виды перехода в другой ПФ

Менять фонд разрешено не чаще одного раза в год. Деньги переводят не сразу, а самое раннее — на следующий год после подачи заявления. Различают переход в НПФ и досрочный переход в НПФ.

Доходность пенсионных накоплений фиксируют по завершении пятилетнего цикла. Цикл начинается с года, в котором деньги попали к новому страховщику или в котором появились первые пенсионные накопления. Поэтому к новому страховщику без потери доходности деньги переводят только в определенный год. Затем начинается новый цикл — чтобы в следующий раз перейти без потерь, нужно ждать еще пять лет.

Если человек хочет перейти без потерь, ему не нужно ждать 4 года, чтобы написать заявление и перейти на следующий год. Человек может сделать срочный переход — написать заявление в любой момент в течение пятилетки, которое автоматически будет исполнено по завершении цикла — на следующий год после фиксации инвестдохода. Такое заявление называется заявлением о переходе.

Лена выбрала новый НПФ, заключила с ним договор и написала заявление о переходе в 2020 году. Свой нынешний НПФ она выбрала в 2019 году, пять лет пройдет в 2023 году, поэтому ее пенсионные накопления переведут с января по март 2024 года. Доходность за прошлые годы она не потеряет.

Досрочный переход — на следующий год. Если человек не хочет ждать пять лет, он может написать заявление о досрочном переходе. По заявлению о досрочном переходе пенсию переводят на следующий год после заключения договора с новым фондом, до 1 апреля. Будущий пенсионер потеряет доходность за тот период, который пробыл в пенсионном фонде: от года до четырех лет.

Пятилетние циклы ввели в 2011 году. Те, кто поменял страховщика до 2011 года, приравнены к тем, кто перевелся в 2011 году. Если человек перешел досрочно, его отсчет циклов начинается с этого времени, и у разных людей они не совпадают.

Олег перешел в НПФ в 2011 году. С этого момента начался его пятилетний цикл: доходность ему начисляли, но не фиксировали. Если бы он перешел в другой фонд в 2012 году, потерял бы доходность за 2011 год. Если бы перешел в 2013 году — за 2011 и 2012. По итогам 2011—2015 годов доходность Олега зафиксировали. Поэтому в 2016 году его накопления могли бы перейти в новый НПФ без потерь. Сделал он это или нет, с 2016 года начался новый цикл — в следующий раз доходность Олега зафиксировали по итогам 2016—2020 годов. Поэтому в 2021 году он может опять поменять страховщика без потерь.

Незаконный перевод накопительной пенсии. Многих людей перевели в другой ПФ мошенники. Человек думает, что находится в одном фонде, и случайно узнает, что в другом. Мошенников не волнуют потери за досрочный переход, поэтому большинство пострадавших теряют доходность. Вернуть ее получается только через суд.

Так произошло и со мной. Я выбрал НПФ и перевел туда деньги, а потом без моего ведома их перевели в другой фонд. Мои подписи на договоре и заявлении подделали — и представили дело так, будто я сам перешел в новый НПФ.

В итоге мне удалось не только вернуть деньги, но и возместить моральный ущерб. Почитайте, что мы уже писали об этом:

Как переходить в другой ПФ, чтобы не потерять накопления

Потерять можно только инвестдоход, который еще не зафиксировали. Остальная сумма пенсионных накоплений остается за вами даже при досрочном переходе.

Чтобы не потерять доходность при переводе, не подавайте заявление о досрочном переходе.

В 2022 году перейти в НПФ без потерь могут:

  1. Те, кто сменил страховщика в 2012 году. Для этого надо было подать заявление о переходе в 2011 году. Первая возможность перехода без потерь у них была через пять лет — в 2017 году. Следующая будет в 2022 году, но заявление подается в предыдущий год.
  2. Те, кто сменил страховщика в 2017 году — значит, подал заявление в 2016.

Во всех остальных случаях что-то из доходности вы потеряете, если решите в 2021 году подать заявление о досрочном переходе.

И как Вы поняли, сделать это теперь возможно не выходя даже из дома через госуслуги. Именно так я поступил после того, как моя супруга сдала свои документы в пенсионный фонд. Кстати, когда она там задала вопрос нет ли возможности подать заявление о назначении с компьютера через интернет, работница фонда очень обрадовалась, добавив, что её работа намного облегчится если заявление будет подано онлайн. И дала вебадрес сайта.

Как подать заявление о назначении пенсии по старости

Признаюсь, до того самого дня я ни сном ни духом не ведал о такой возможности. Кода я оформлял пенсию этого сервиса ещё не было. И я, как все смертные сидел у кабинета и ждал своей очереди, чтобы уже за дверью, под контролем тамошнего сотрудника написать это самое заявление. Но перейдём всё-таки к теме. Прежде чем рассказать Вам как оформить заявление о доставке пенсии онлайн, сначала пару слов о самом сайте ПФР.

Электронные услуги и сервисы Пенсионного Фонда России

Сам сайт, оказывается, появился ещё в 2008 году. А вот электронные услуги и сервисы лишь в 2014-ом. Уже тогда некоторые услуги действовали в тестовом режиме. А вот уверенно они начали действовать после утверждения перечня государственных услуг распоряжением Правления ПФР № 660р, аж 25 декабря 2015 г. Хотя, некоторые из них ещё до сих пор тестируются.

Во какую информацию я нарыл, чтобы как-то утешить своё самолюбие из-за непростительного для меня незнания о существовании такого отличного сервиса. Но ближе к делу. Какие же удобства предлагает нам сей многообещающий государственный проект? Чтобы прояснить ситуацию, перечислю только некоторые, на мой взгляд, важные для нас настоящих и будущих пенсерменов пункты. Вот они:

  • о назначении Вам пенсии;
  • о способе доставки этой пенсии;
  • о назначении денежной выплаты;

Можно получить информацию:

  • о пенсионном обеспечении и если установлены, социальных выплатах;
  • справку о величине пенсии и других выплатах;
  • выписку на получение социальной помощи;

Ну небольшой экскурс об электронных услугах и сервисах ПФР мы провели теперь можно перейти к животрепещущим вопросам будущих пенсерменов — пенсионеров.

Подача заявления о назначении пенсии по старости через госуслууги

Итак, прежде всего, к этому времени Вам необходимо завести банковскую карту на которую Вам будут перечислять пенсию. Будем считать, что это Вы уже сделали. Теперь заходим на сайт Пенсионного Фонда РФ и вперёд! Для входа используется Ваша учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Проще говоря логин и пароль госуслуг. Если у Вас там нет учётной записи, то придётся сначала пройти регистрацию на сайте госуслуги.

Услуга ПФР о назначении пенсии по старости

Личный кабинет застрахованного лица ПФР

Шаг 1

Общие данные к назначению

Шаг 2

А вот где Вы родились и проживаете необходимо будет заполнить самим. После выбора страны рождения и страны проживания, появятся две длинные дополнительные кнопки вот по ним то и нужно поочерёдно кликать:

Сведения о рождении и проживании для назначения пенсии

Сохранить сведения о рождении информация с госуслуг

Шаг 3

Сведения о назначении пенсии по старости страховая

Сведения в заявлении о назначении пенсии согласен

В назначении иждивенцы работа

Шаг 4

Заявление о назначении пенсии пункт доставка из госуслуг

ПФР галочка в предупреждении

Подача заявления о доставке пенсии

Данные о получаемой пенсии в заявлении о назначении

Данные о доставке по заявлению о назначении с госуслуг

Кредитная организация в заявлении о назначении пенсии через госуслуги

История статуса заявления о назначении

Ну вот, в принципе-то и всё, что я смог Вам изложить о том как подать заявление о назначении пенсии по старости через госуслуги. Надеюсь, что этот материал поможет Вам в Ваших стараниях.

Читайте также: