Как оплатить пенсионные взносы тоо

Обновлено: 03.05.2024

По правилам, страховые взносы, включая пени, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию по установленным реквизитам до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Исключение составляют те месяцы, когда 15-е календарно выпадает на выходной день, тогда последний срок — это следующий рабочий день. Во избежание просрочки платежей оплатите заблаговременно.

Чтобы не попасть на санкции, советуем прочитать статьи о том, когда платить и кому перечислять страховые взносы.

Оплату всех штрафных санкций регламентирует НК РФ (ст. 34 НК РФ). Страхователь несет административную ответственность и перечисляет пени за неуплату страховых взносов в 2020 году за просрочку основного платежа. Смотрите в таблице, за что еще последуют санкции:

Нарушение Штраф
Нарушение сроков оплаты отчислений Неустойка 5% от суммы неуплаченных взносов за каждый просроченный месяц в следующих рамках: не менее 1000 рублей и не более 30% от общей суммы отчислений (ст. 119 НК РФ). Дополнительный штраф за нарушенные сроки сдачи составляет 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ)
Сознательное занижение налогооблагаемой базы или ошибочный расчет обязательных платежей 20% от неуплаченной суммы СВ (п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 122 НК РФ)
Уплата в неполном размере или неуплата взносов вовсе 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ)
Умышленное нарушение сроков или полное игнорирование обязанности оплачивать СВ в ФСС От 20% до 40% от суммы неуплаченных отчислений (ст. 19 125-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (15.33 КоАП РФ)
Подача сведений на бумаге, а не в установленной электронной системе 200 рублей (п. 2 ст. 26.30 125-ФЗ)
При общей численности сотрудников свыше 100 человек отчет предоставлен на бумажном носителе, а не в ЭС 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)
Нарушение сроков подачи или предоставление искаженных индивидуальных сведений в ПФР 500 руб. за 1 сотрудника (ст. 17 27-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
Подача сведений персонифицированного учета в бумажном, а не в электронном виде при численности сотрудников более 25 человек 1000 рублей (ст. 17 27-ФЗ)

Налоговые нарушители за неуплату отчислений в особо крупных размерах (от 5 млн руб.) привлекаются к уголовной ответственности на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ. Если организация сознательно не платит, то Следственный комитет заводит уголовное дело по ст. 199 УК РФ за непредоставление отчетности или указание ложных сведений в ней.

Сумма максимального штрафа за состав вышеуказанного преступления — 500 000 рублей, максимально предусмотренный уголовный срок — 6 лет. При выплате совокупной суммы вместе со штрафными санкциями после того как произведут расчет пени за несвоевременную уплату страховых взносов в 2020 году в Пенсионный фонд и другие инстанции, уголовная ответственность с правонарушителя снимается, но только при условии, что это было первое нарушение подобного характера.

Вышестоящие инстанции не вправе штрафовать организацию за нарушение сроков при условии своевременной сдачи установленных форм расчетов (письмо Минфина России № 03-02-07/1/31912 от 24.05.2017). В задачи инспектора входит только начисление пеней.

Как рассчитать сумму

Налоговики рассчитывают санкции за просроченный платеж как 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация просрочила ежемесячный платеж на 1 календарный день, то санкций последовать не должно. Налоговые инспекторы начисляют взыскания со дня, следующего после срока уплаты, с учетом, что день платежа не является расчетным днем (письмо Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318).

Вот как рассчитать пени на страховые взносы в ПФР и ФСС по формуле:

  • П — пеня;
  • С — сумма отчислений, подлежащих к оплате;
  • Д — календарные дни просрочки;
  • СР — ключевая ставка рефинансирования.

Пример расчета

Разбивка по неуплаченной сумме, в руб.:

  • 73 226 — на обязательное пенсионное страхование;
  • 22 650 — на обязательное медицинское страхование;
  • 7544 — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Просрочка с 17.02.2020 по 24.02.2020 составила 7 календарных дней — исключаем день уплаты. Ставка рефинансирования на момент перечисления средств — 6,0%. В итоге:

  • ОПС: 73 226 × 7 × 6,0% / 300 = 102,52 руб.;
  • ОМС: 22 650 × 7 × 6,0% / 300 = 31,71 руб.;
  • ВНиМ: 7544 × 7 × 6,0% / 300 = 10,56 руб.

В какие сроки платить

Основание для перечисления штрафных санкций — уведомление от ИФНС. В нем же прописан срок уплаты пени за просрочку страховых взносов в 2020 году. Законодательно установленного периода для перечисления такого платежа нет.

Но есть срок исковой давности. Если налогоплательщик не заплатил пеню вовремя, налоговая инспекция вправе подать в суд для взыскания штрафной суммы. Период, отведенный для обращения в суд, является сроком исковой давности. Если представители инспекции не начали судебное разбирательство с плательщиком, долг признают безнадежным и списывают.

Как правильно оплатить

Плательщик вправе погасить неустойку самостоятельно (если знает, что он просрочил платеж) или оплатить штраф по требованию из налоговой инспекции. Вот как оплатить пени по страховым взносам в 2020 году:

  1. Получить уведомление от ИФНС.
  2. Проверить сумму платежа — рассчитать взнос по формуле.
  3. Заполнить платежное поручение и перечислить требуемую сумму в территориальную налоговую инспекцию.

Сумму неустойки надлежит отразить в бухгалтерском учете. При отсутствии нормативных документов, регламентирующих вид записи просроченных отчислений в бухучете, организация-плательщик вправе сама определить вид бухгалтерской записи.

Проводки

Содержание операции

Для коммерческих организаций и НКО

Для бюджетных учреждений (инструкции 157н, 174н)

Дт 0.401.20.292 Кт 0.303.05.731

Начисление пеней и штрафов по страховым взносам

Дт 0.303.05.831 Кт 0.201.11.610

Уплата образовавшейся неустойки

Как заполнить платежку

Платежные поручения на оплату неустойки практически ничем не отличаются от взаиморасчетов с контрагентами. Но есть ряд нюансов:


Какие КБК указать в 2020 году

А вот какие КБК надлежит ставить в платежке на уплату пеней в налоговую:

  • на обязательное пенсионное страхование: 182 1 02 02010 06 2110 160;
  • на обязательное медицинское страхование: 182 1 02 02101 08 2013 160;
  • на временную нетрудоспособность и материнство: 182 1 02 02090 07 2110 160.

Пени на травматизм перечисляйте в ФСС по такому коду: 393 1 02 02050 07 2100 160.

Что последует за неуплату пеней

Если вы не оплатите сумму, требуемую налоговой, штрафа не последует. Инспектор увеличит сумму пеней до полной оплаты. Если плательщик проигнорирует все уведомления, ИФНС вправе подать иск и взыскать платеж в судебном порядке.

Если пени начислены и уплачены с ошибками

Плательщик провел некорректный расчет и перечислил неправильную сумму в бюджет. Что делать дальше? Уточните у инспектора, переплатили вы или недоплатили. Если образовалась переплата, напишите письмо о зачете излишка на будущий период. Если вы недоплатили пени за несвоевременное перечисление страховых взносов, рассчитайте и уплатите остаток в ИФНС.

При технических ошибках (неправильно указан ИНН или КПП, некорректно заполнены поля 104, 106-109) делать ничего не придется. Система автоматически уточнит платеж и направит его на нужный счет бюджета.

Если вы ошиблись в платежных реквизитах, оплату не примут. Пишите письмо об отмене транзакции в банк или о возврате неверно уплаченной суммы в Федеральную налоговую инспекцию. Не дожидаясь возврата, отправьте заново корректный платеж.

Для получения услуги в электронном виде вам необходимо войти в ваш личный кабинет. Если Вы являетесь новым пользователем, то необходимо зарегистрироваться в личном кабинете.

8 (843) 5-114-115

© 2010 — 2021 Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме. Информация на Портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию.Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на Портале.

Соглашение об использовании портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан

Версия от 25.12.2021

1. Общие положения

1.2. Термины и определения, использующиеся в Соглашении

1.2.2. Пользователь – физическое лицо, осуществившее регистрацию на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в соответствии с п. 3.2 Соглашения.

Исключительное право на Портал принадлежит Республики Татарстан, от имени которой выступает Оператор.

1.2.4. Личный кабинет – функциональный раздел Портала, позволяющий Пользователю, прошедшему процедуру регистрации на Портале, сохранять и редактировать свои персональные данные, отслеживать историю операций, совершенных с использованием Портала, а также пользоваться функциональными возможностями Портала.

1.2.5. Авторизация – процедура подтверждения правомочности обращения Пользователя к функциям Портала на основании аутентификации Пользователя.

1.2.6. Аутентификация – процедура проверки соответствия введённого Пользователем пароля к учётной записи Пользователя на Портале. В случае аутентификации через ЕСИА осуществляется получение информации Порталом из ЕСИА о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА.

1.3. Порядок заключения Соглашения

1.3.3. Пользователь использует Портал в случае согласия с условиями настоящего Соглашения.

1.3.4. В случае внесения изменений в настоящее Соглашение, Оператор уведомляет Пользователя о внесении изменений путем размещения изменений на Портале. Актуальная редакция Соглашения вступает в силу с момента ее публикации в соответствии с п. 1.3.1 Соглашения и всегда доступна в месте ее размещения.

1.3.5. Продолжение использования Портала после вступления в силу новой редакции Соглашения означает согласие Пользователя с ее условиями.

1.3.6. Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, прекращает использование Портала.

2. Предмет Соглашения

2.1. Оператор предоставляет Пользователю право использования Портала и предоставляет доступ к его функциям:

на территории Российской Федерации;

на правах простой (неисключительной) лицензии;

на срок действия настоящего Соглашения.

2.2. Пользователь вправе использовать Портал следующими способами:

2.3. Оператор не оказывает Пользователю услуг и не взимает плату.

3. Функции Портала

3.1. Функциональные возможности Портала доступны Пользователю при условии его регистрации и дальнейшей авторизации на Портале.

2) Путем авторизации через ЕСИА.

3.4. Авторизация Пользователя на Портале осуществляется при помощи указанного им при регистрации номера телефона и пароля, или через ЕСИА.

3.5. Портал обеспечивает доступ к следующим функциям:

а) ознакомление в электронной форме со сведениями о государственных и муниципальных услугах;

б) обращение в электронной форме за предоставлением государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами;

в) функции Личного кабинета;

г) осуществление оплаты коммунальных и иных услуг;

е) иные функции, явно доступные Пользователю.

3.6. Полная функциональность Портала доступна Пользователю в случае его авторизации через учетную запись Пользователя в ЕСИА, при этом при регистрации Пользователя в ЕСИА личность Пользователя должна быть удостоверена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

3.7. При авторизации Пользователя при помощи номера телефона и пароля или через учетную запись Пользователя в ЕСИА, не содержащей информацию об удостоверении личности Пользователя, Пользователю предоставляется ограниченная функциональность Портала, отображающаяся Пользователю.

3.8. В случае если для использования функции Портала необходима авторизация Пользователя через учетную запись ЕСИА, содержащую информацию о том, что личность Пользователя удостоверена, на Портале отображается соответствующее уведомление.

3.11. После авторизации на Портале все действия, совершенные на Портале под учетной записью Пользователя, считаются совершенными Пользователем. Пользователь обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении данных для входа в учетные записи ЕСИА и Портала.

3.12. Оператор вправе размещать в Личном кабинете отображения фотоматериалов административных правонарушений в области дорожного движения, совершенных с использованием транспортного средства, данные которого введены на Портале, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото -, киносъемки, видеозаписи.

3.13. Оператор вправе направлять на номер телефона, указанный Пользователем при регистрации (рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи), уведомления, связанные с работой Портала и его функций, при условии, если Пользователь предварительно согласился с такой рассылкой посредством настройки уведомлений в Личном кабинете.

3.14. В целях улучшения качества Портала Оператор вправе вносить изменения в Портал (модифицировать), проводить технические работы без уведомления Пользователя, в связи с этим в функционировании Портала возможны технические сбои.

При проведении тестирования и (или) технических работ функциональность Портала может быть ограничена или не доступна.

3.15. Пользователь вправе удалить свою учетную запись на Портале с использованием соответствующих настроек в Личном кабинете. После нажатия кнопки удаления учетной записи на номер телефона Пользователя поступает телефонный вызов. Несколько последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, являются кодом подтверждения удаления учетной записи. Необходимое для подтверждения удаления учетной записи количество последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, будет указано на Портале.

В случае если Пользователь утратил доступ к своему номеру телефона, указанный в Личном кабинете, и авторизация через ЕСИА не осуществлена, удаление учетной записи на Портале осуществляется в следующем порядке:

- При успешной авторизации на Портале Пользователю в целях удаления своей учетной записи необходимо актуализировать номер телефона в настройках Личного кабинета. В целях подтверждения нового номера телефона на указанный Пользователем номер телефона поступает телефонный вызов. Несколько последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, являются кодом подтверждения. Необходимое для подтверждения количество последних цифр номера телефона, с которого поступает телефонный вызов, будет указано на Портале. При подтверждении нового номера телефона удаление учетной записи осуществляется в соответствии с абз. 1 настоящего пункта Соглашения.

- При отсутствии возможности авторизации на Портале ввиду утраты пароля к учетной записи, удаление учетной записи на Портале осуществляется в соответствии с приложением №1 к настоящему Соглашению.

Пользователь, осуществляя действия по удалению учетной записи на Портале, выражает согласие на удаление его персональных и иных данных, содержащихся в учетной записи. Учетная запись и данные, содержащиеся в ней, после удаления восстановлению не подлежат. Пользователь вправе зарегистрировать новую учетную запись в соответствии с п. 3.2 Соглашения.

4. Условия использования простой электронной подписи

4.2. При обращении в электронной форме через Портал за предоставлением государственных и муниципальных услуг ПЭП применяется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33.

Применение ПЭП в иных случаях осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. 4.3 настоящего Соглашения.

4.3. Правила применения ПЭП в иных случаях:

4.3.1. Стороны пришли к соглашению об использовании ПЭП для подписания Пользователем электронных документов, формируемых на Портале. В случае, если стороной подписываемого документа является не Оператор и подписываемый документ направляется иным лицам, помимо Оператора, ПЭП применяется на основании отдельных соглашений между Пользователем и такими лицами.

4.3.2. Ключом ПЭП является сочетание двух элементов – идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является логин от учетной записи Пользователя в ЕСИА, а паролем ключа – пароль от учетной записи Пользователя в ЕСИА.

4.3.3. Факт формирования ПЭП Пользователем подтверждается при соблюдении следующих условий в совокупности:

- осуществление входа в учетную запись Пользователя в ЕСИА путем введения корректного логина и пароля от учетной записи ЕСИА (ключа ПЭП) в интерактивной форме Портала;

- регистрация Пользователя в ЕСИА осуществлена в соответствии с нормативными правовыми актами;

- личность Пользователя удостоверена при регистрации в ЕСИА в соответствии с нормативными правовыми актами;

- Порталом в порядке информационного обмена получена из ЕСИА информация о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА и в случае их корректности, осуществлена регистрация (авторизация) Пользователя на Портале;

- Порталом в порядке информационного обмена получена из ЕСИА информация о владельце учетной записи ЕСИА.

4.3.4. Проверка ПЭП Пользователя осуществляется путем получения Порталом в порядке информационного обмена из ЕСИА информации о корректности введенных Пользователем логина и пароля от учетной записи в ЕСИА. В случае их корректности ПЭП Пользователя является подтвержденной.

4.3.5. Документ, подписанный ПЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью Пользователя, при соблюдении условий п. 4.3.3 Соглашения и нажатия соответствующей кнопки в интерфейсе Портала об отправке электронного документа.

4.3.6. Документ является подписанным ПЭП Пользователя при соблюдении п. 4.3.3 Соглашения и нажатия соответствующей кнопки в интерфейсе Портала об отправке электронного документа.

4.3.7. Документ считается подписанным ПЭП Пользователя в случае применения ключа ПЭП в соответствии с правилами, установленными Оператором в настоящем Соглашении, и в созданном и (или) отправленном документе содержится информация, указывающая на Пользователя, от имени которого был создана и (или) отправлен Документ.

4.3.8. Пользователь обязуется соблюдать конфиденциальность ключа ПЭП.

5. Обработка персональных данных

5.2. Принимая условия настоящего Соглашения, Пользователь выражает свое согласие с условиями Политики конфиденциальности в отношении персональных данных, обрабатываемых на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан и дает согласие на их обработку.

6. Заключительные положения

6.1. Пользователь вправе направлять претензии, связанные с функционированием и (или) использованием Портала и иные письма, и требования по адресу Оператора, указанному в п. 1.2.1 Соглашения.

Ответ на претензию направляется Оператором в течение 30 дней со дня получения претензии.

6.2. Все споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Приложение №1

Порядок удаления учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в случае утраты доступа к номеру телефона и пароля

1. Термины, приведенные в настоящем Порядке, применяются в значении, предусмотренными Соглашением об использовании портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее – Соглашение).

2. При отсутствии возможности удаления учетной записи на Портале с использованием соответствующих настроек в Личном кабинете по причине утраты доступа к номеру телефона, указанному в Личном кабинете Пользователя, и пароля к учетной записи на Портале Пользователь вправе обратиться к Оператору с заявлением об удалении учетной записи на Портале в соответствии с настоящим Порядком (далее – Заявление).

3. Заявление предоставляется по форме, установленной приложением №1 к настоящему Порядку, на бумажном носителе и собственноручно подписывается Пользователем.

5. В целях удаления учетной записи на Портале Пользователю необходимо приложить к Заявлению документ, подтверждающий владение номером мобильного телефона, указанный в Личном кабинете. Таким документом является копия договора, содержащего информацию о номере телефона и заключенного с оператором связи, или иной документ, предоставленный оператором связи, подтверждающий владение номером мобильного телефона, указанный в Личном кабинете.

Копия договора, заключенного с оператором связи, должна быть заверена уполномоченным лицом оператором связи с проставлением печати такого оператора.

Иной документ, предоставленный оператором связи, подтверждающий владение номером мобильного телефона, должен содержать подпись уполномоченного лица и печать оператора связи. Такой документ должен быть представлен Пользователем в оригинальном экземпляре.

6. В случае если Пользователь утратил свой экземпляр договора с оператором связи и оператор связи в письменной форме с указанием мотивированных причин отказал Пользователю в предоставлении заверенной оператором связи копии такого договора или иного документа , подтверждающего владение номером мобильного телефона, Пользователю необходимо приложить к Заявлению вместо документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенной нотариусом, а также письменный отказ оператора связи в предоставлении указанных выше документов.

7. В случае если Пользователь утратил свой экземпляр договора с оператором связи, и оператор связи в письменной форме с указанием мотивированных причин отказал Пользователю в предоставлении заверенной оператором связи копии такого договора или иного документа , подтверждающего владение номером мобильного телефона, и если в Личном кабинете отсутствует информация об авторизации через ЕСИА в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 6 настоящего Порядка, Пользователю необходимо предоставить иные документы, достоверно подтверждающие владение номером мобильного телефона, указанного в Личном кабинете, а также письменный отказ оператора связи в предоставлении указанных выше документов.

8. Рассмотрение Заявления и приложенных к нему документов осуществляется Оператором в течение 30 дней со дня их поступления.

9. В случае несоответствия Заявления установленной форме и (или) непредоставления документов, предусмотренных настоящим Порядком, Оператор вправе отказать в удалении учетной записи на Портале.

10. При соответствии Заявления установленной форме и предоставления документов, предусмотренных настоящим Порядком, Оператор осуществляет удаление учетной записи на Портале в течение 30 дней со дня поступления Заявления и приложенных документов.

Приложение №1 к Порядку удаления учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в случае утраты доступа к номеру телефона и пароля

Начало формы

Заявление на удаление учетной записи на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан

Заработная плата относится к доходам работников, подлежащим налогообложению у источника выплаты.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 322 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в том числе подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений.

Заработная плата работников является объектом исчисления социальными платежами, ИПН и социальным налогом (СН).

Социальные платежи – это обязательные пенсионные взносы (ОПВ), обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ), социальные отчисления (СО), отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС).

В таблице указаны законодательные требования к исчислению основных социальных платежей и налогов, которыми облагается заработная плата работников с учетом изменений на 2021 год:

¹ Далее – Закон об ОСМС.

² Далее – Закон о соцстраховании.

* На основании пункта 1 статьи 28 Закона об ОСМС, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в* размере:

– с 1 января 2021 года – 2 % от объекта исчисления взносов.

Таким образом, с 2021 года при расчете взносов на ОСМС с доходов работников необходимо применять ставку 2 %.

** При расчете ИПН физические лица теперь имеют право на налоговый вычет в размере исчисленных взносов на ОСМС.

При этом данная норма вводится в действие с 1 января 2020 года ретроспективно.

Отдельного внимания заслуживают вычеты, которые применяются для расчета ИПН.

В 2021 году для расчета ИПН с заработной платы работников применяются следующие вычеты:

– вычет в виде ОПВ (пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса);

– вычет по взносам на ОСМС (пп. 1-1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса);

– вычет по пенсионным выплатам и договорам накопительного страхования (пп. 2 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса).

Стандартные вычеты:

– ежемесячный вычет в размере 1 МРЗП (пп. 1 п. 1 ст. 346 Налогового кодекса);

– 882 месячных расчетных показателя (МРП) (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 346 Налогового кодекса).

Прочие вычеты:

– вычет по добровольным пенсионным взносам (ст. 347 Налогового кодекса);

– вычет на медицину (ст. 348 Налогового кодекса);

– вычет по вознаграждениям (ст. 349 Налогового кодекса).

Работнику начислена заработная плата в размере 400 000 тенге.

Исчислить зарплатные налоги и социальные платежи.

доход работника не превышает максимальный предел для исчисления ОПВ в размере 50 МРЗП, который в 2021 году составляет 2 125 000 тенге. Поэтому ОПВ рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 10 % = 40 000 тенге;

взносы на ОСМС:

доход работника не более верхнего предела (10 МРЗП, в 2021 году – 425 000 тенге), поэтому взносы на ОСМС рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 2 % = 8 000 тенге;

((400 000 – 40 000 (ОПВ) – 8 000 (взносы на ОСМС) – 42 500 (МРЗП)) × 10 % = 30 950 тенге;

доход работника составляет величину не менее нижнего предела (1 МРЗП, в 2021 году – 42 500 тенге), но более верхнего предела (7 МРЗП, в 2021 году – 297 500 тенге), поэтому СО рассчитываются от 7 МРЗП: 297 500 × 3,5 % = 10 412,5 тенге;

доход работника составляет величину не менее нижнего предела (1 МРЗП, в 2021 году – 42 500 тенге), поэтому СН рассчитывается от начисленного дохода работника за вычетом ОПВ и взносов на ОСМС: ((400 000 – 40 000 (ОПВ) – 8 000 (взносы на ОСМС)) × 9,5 %) – 10 412,5 (СО) = 23 027,5 тенге;

отчисления на ОСМС:

доход работника составляет величину не более верхнего предела (10 МРЗП, в 2021 году – 425 000 тенге), поэтому отчисления на ОСМС рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 2 % = 8 000 тенге;

заработная плата к выплате:

400 000 – 40 000 (ОПВ) – 30 950 (ИПН) – 8 000 (взносы на ОСМС) = 321 050 тенге.

СН, СО и отчисления на ОСМС работодатель оплачивает за счет собственных средств.

В бухгалтерском учете составляются проводки:

Рассмотрим вычет на медицину.

Вычет на медицину регламентируется статьей 348 Налогового кодекса и применяется физическим лицом – резидентом РК по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических), произведенным в свою пользу, в размере не более 94-кратного МРП, определенного за календарный год.

При этом общая сумма налогового вычета на медицину и корректировки дохода для покрытия расходов физического лица на медицинские услуги (кроме косметологических) и (или) расходов работодателя на уплату в пользу работника страховых премий по договорам добровольного страхования на случай болезни в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса в совокупности за календарный год не должна превышать 94-кратный размер МРП за календарный год.

Подтверждающими документами для применения налогового вычета на медицину являются:

1) договор на оказание платных медицинских услуг с выделением стоимости медицинских услуг – в случае его заключения в письменной форме;

2) выписка, содержащая информацию о стоимости медицинских услуг;

3) документ, подтверждающий факт оплаты медицинских услуг.

Согласно пункту 4 Правил оказания платных услуг субъектами здравоохранения и типовой формы договора по предоставлению платных медицинских услуг (помощи) (утверждены приказом министра здравоохранения РК от 29 октября 2020 года № ҚР ДСМ-170/2020) (далее – Правила) медицинская помощь, предоставляемая на платной основе (платные медицинские услуги), оказывается субъектами здравоохранения на договорной основе.

В соответствии с пунктом 7 Правил, платные медицинские услуги оказываются на основании .

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому обязуется делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. По достижении пенсионного возраста сотрудником негосударственный фонд будет производить выплату из накопленных средств. Каким образом нужно учитывать перечисляемые суммы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При соблюдении определенных условий (указаны в тексте) взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников:

могут быть учтены в расходах при налогообложении прибыли;

не облагаются НДФЛ;

не облагаются страховыми взносами.

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее - НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;

пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);

договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;

договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
- перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
- списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2019 г.);

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

21 февраля 2020 г.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик - физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

Читайте также: