Как оформить пенсию по возрасту в беларуси

Обновлено: 06.05.2024

Сегодня об этом рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского райисполкома Татьяна Янковская.

Работодатель обязан свое­временно оформить документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и своевременно представить их в управление по труду, занятости и социальной защите.

Подготовка документов осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца), для чего приказом или распоряжением назначается ответственный работник.

Периоды работы для включения в стаж подтверждаются выписками Фонда соцзащиты населения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Периоды, в течение которых уплата страховых взносов в Фонд не производилась, в стаж для назначения пенсии не учитывается и исключается из периода, из которого избирается заработок для исчисления пенсии.

Работодатель обязан: свое­временно стать на учет в органе Фонда; начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд. Неуплата или неполная уплата влечет за собой наложение штрафа на работодателя.

Рассмотрим порядок подготовки документов пошагово.

Шаг 1. Составление списков лиц, уходящих на пенсию

Представитель работодателя ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек составляет списки. В них включаются работники, приобретающие право на пенсию:

– по возрасту на общих основаниях:

  • в 2018 году — мужчины — 61 год, женщины — 56 лет;
  • в 2019 году — мужчины — 61 год 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
  • в 2020 году — мужчины — 62 года, женщины — 57 лет;
  • в 2021 году — мужчины — 62 года 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
  • в 2022 году и последующие годы — мужчины — 63 года, женщины — 58 лет.

– по возрасту за работу с особыми условиями труда либо на льготных основаниях пенсии назначаются отдельным категориям лиц при наличии определенного статуса, в частности, инвалидам войны, инвалидам с детства, многодетным матерям, матерям погибших военнослужащих, родителям детей-инвалидов с детства и др.;

Списки формируют в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию и по определенной форме.

Составляя список, обратите внимание на:

1) данные о дате рождения. Их указывают на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, нацио­нальный паспорт иностранного гражданина и (или) вид на жительство, удостоверение беженца).

Если в паспорте записан только год рождения без обозначения месяца и числа, то за дату рождения принимается 1 июля; если только год и месяц без обозначения числа, то днем рождения считается 15-е число соответствующего месяца;

2) данные о стаже работы, в т. ч. специальном, вносят на основании трудовых книжек и других подтверждающих документов (справок работодателей, архивных учреждений и т. п.). При этом следует руководствоваться ст. 51—54 Закона и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777 (в ред. от 13.11.2006 № 1508).

Справочно: стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в Фонд и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, — в случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок представления трудовой книжки в качестве доказательства стажа работы для назначения пенсии регламентирован п. 25 Положения. Этим же пунктом предусмотрена возможность представления для назначения пенсии копии трудовой книжки, засвидетельствованной работодателем по месту последней работы. В таком случае трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.

Стаж работы после 1 января 2003 г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда.

Периоды, включаемые в стаж, исчисляют в календарном порядке из расчета полного года, за исключением отдельных определенных законодательством периодов, засчитываемых в стаж на льготных условиях. При этом периоды работы по трудовой книжке исчисляют от даты приема на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем.

При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит работника в известность и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в соответствующую запись в трудовой книжке;

3) данные о специальном стаже (стаже работы, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет) вносят с учетом сведений справок по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2006 № 134.

Если при подсчете стажа, в т. ч. специального, по трудовой книжке установлено, что у работника его недостаточно для назначения пенсии или имеются перерывы в работе, то у него в обязательном порядке уточняют наличие других документов, подтверждающих трудовую либо иную деятельность, засчитываемую в стаж для назначения пенсии. При необходимости представитель работодателя принимает меры к истребованию нужных документов о работе (деятельности), а в соответствующих случаях — розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов представитель работодателя оформляет представление для назначения пенсии и другие необходимые документы, т. е. формирует комплект документов. Форма представления нанимателя для назначения пенсии утверждена приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.

Ликбез для работодателя

Документы на пенсию: как их правильно подать

Мы продолжаем публиковать разъяснения начальника управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского райисполкома Татьяны янковской.

Шаг 2. Формирование комплекта документов

Комплект документов зависит от вида пенсии. Однако обязательным для назначения любого вида трудовой пенсии является документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:

  • для гражданина Республики Беларусь — паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • для иностранного гражданина или лица без гражданства — национальный паспорт и (или) вид на жительство;
  • для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, — свидетельство о рождении или паспорт.

Трудовыми являются пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Все они назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности, государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Рассмотрим необходимый комплект документов по каждому виду пенсии.

  1. Комплект документов для назначения пенсии по возрасту

Для назначения пенсии по возрасту необходимы:

  • документы о стаже работы и специальном стаже, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Для назначения пенсии по инвалидности необходимы:

  • документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости — специальный стаж работы);
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы:

  • документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем;
  • свидетельство о смерти, выданное органом, регистрирующим акты гражданского состояния (далее — орган загса), решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  • документы, подтверждающие стаж работы кормильца;
  • справка о заработке кормильца и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

  • справки учреждений образования об обучении лиц в возрасте от 18 до 23 лет по дневной форме обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специального образования для лиц с особенностями психофизического развития, переподготовку кадров;
  • в случае смерти одинокой матери — свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справку органа загса о том, что сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери;
  • при назначении пенсии по случаю потери кормильца, вызванной катастрофой на Чернобыльской АЭС, — документы о причинной связи смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
  • документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • документ, содержащий сведения о нахождении на государственном обеспечении.

Семьи граждан Республики Беларусь — переселенцев из других государств при необходимости представляют справку о получении пенсии по случаю потери кормильца ранее.

  1. Комплект документов для назначения пенсии за выслугу лет

Для назначения пенсии за выслугу лет необходимы:

  • документы, подтверждающие стаж работы и стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет;
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Справки о стаже работы и заработке представляют в подлинниках. В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Трудовую книжку прилагают к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в выписке (копии) трудовой книжки. Представленные подлинники документов (за исключением справок о работе и о заработке) возвращают заявителю.

Шаг 3. Обращение за пенсией

Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.

Обращаться за назначением пенсии работник может в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией признают день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дату, указанную на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет день приема заявления о назначении пенсии.

Заявление о назначении пенсии заполняет заявитель по установленной форме. Затем его регистрирует представитель работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в установленном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимает представитель работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и др., а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы нужно передать в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если собраны не все необходимые документы, то стоит передать имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих. Впоследствии недостающие документы следует представить в установленные законодательством сроки.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель сообщает ему об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда работник не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган по труду, занятости и социальной защите.

Специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (в частности, например, получения документов о стаже работы и заработке из-за границы). Они вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков № 1 и № 2 4 .

Материальная ответственность работодателя

Работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством РБ (ст. 76 Закона).

Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган, выплачивающий пенсию (ст. 93 Закона).

В случае невыполнения установленной Законом обязанности об извещении органов, выплачивающих пенсии, о приеме на работу пенсионера, суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей — юридических лиц и в судебном порядке с работодателей — физических лиц. При невозможности списания излишне выплаченных сумм пенсий в бесспорном порядке (в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя и отсутствием его правопреемника) указанные суммы пенсии удерживаются из пенсии пенсионера на основании решения комиссии по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом, в порядке, установленном ст. 94 Закона.

Взыскателями переплат сумм пенсий выступают органы по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.

Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для назначения пенсий, в управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах (далее – управление) лично гражданином или через представителя.

Заявление подается непосредственно в управление по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией.

Заявление может быть направлено в управление по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление непосредственно в управление.

Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подает его законный представитель в управление по месту жительства законного представителя. При этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия.

В случае раздельного проживания родителей (усыновителей, удочерителей) несовершеннолетнего лица заявление принимается управлением по месту жительства родителя (усыновителя, удочерителя), с которым это несовершеннолетнее лицо проживает.

Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, подается организацией в управление по месту нахождения организации.

Организация, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет документы, подтверждающие её полномочия.

Несовершеннолетний, приобретший в соответствии с законодательством дееспособность в полном объеме, вправе обратиться за пенсией самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Граждане, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения, лечебно-трудового профилактория через администрацию этого учреждения.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, управление сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Недостающие для назначения пенсии документы должны быть представлены в управление не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления таких документов.

Управления имеют право требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодателем должны быть представлены новые документы.

Требования органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

Сегодня об этом рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского райисполкома Татьяна Янковская.

Работодатель обязан свое­временно оформить документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и своевременно представить их в управление по труду, занятости и социальной защите.

Подготовка документов осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца), для чего приказом или распоряжением назначается ответственный работник.

Периоды работы для включения в стаж подтверждаются выписками Фонда соцзащиты населения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Периоды, в течение которых уплата страховых взносов в Фонд не производилась, в стаж для назначения пенсии не учитывается и исключается из периода, из которого избирается заработок для исчисления пенсии.

Работодатель обязан: свое­временно стать на учет в органе Фонда; начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд. Неуплата или неполная уплата влечет за собой наложение штрафа на работодателя.

Рассмотрим порядок подготовки документов пошагово.

Шаг 1. Составление списков лиц, уходящих на пенсию

Представитель работодателя ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек составляет списки. В них включаются работники, приобретающие право на пенсию:

– по возрасту на общих основаниях:

  • в 2018 году — мужчины — 61 год, женщины — 56 лет;
  • в 2019 году — мужчины — 61 год 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
  • в 2020 году — мужчины — 62 года, женщины — 57 лет;
  • в 2021 году — мужчины — 62 года 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
  • в 2022 году и последующие годы — мужчины — 63 года, женщины — 58 лет.

– по возрасту за работу с особыми условиями труда либо на льготных основаниях пенсии назначаются отдельным категориям лиц при наличии определенного статуса, в частности, инвалидам войны, инвалидам с детства, многодетным матерям, матерям погибших военнослужащих, родителям детей-инвалидов с детства и др.;

Списки формируют в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию и по определенной форме.

Составляя список, обратите внимание на:

1) данные о дате рождения. Их указывают на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, нацио­нальный паспорт иностранного гражданина и (или) вид на жительство, удостоверение беженца).

Если в паспорте записан только год рождения без обозначения месяца и числа, то за дату рождения принимается 1 июля; если только год и месяц без обозначения числа, то днем рождения считается 15-е число соответствующего месяца;

2) данные о стаже работы, в т. ч. специальном, вносят на основании трудовых книжек и других подтверждающих документов (справок работодателей, архивных учреждений и т. п.). При этом следует руководствоваться ст. 51—54 Закона и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777 (в ред. от 13.11.2006 № 1508).

Справочно: стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в Фонд и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, — в случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок представления трудовой книжки в качестве доказательства стажа работы для назначения пенсии регламентирован п. 25 Положения. Этим же пунктом предусмотрена возможность представления для назначения пенсии копии трудовой книжки, засвидетельствованной работодателем по месту последней работы. В таком случае трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.

Стаж работы после 1 января 2003 г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда.

Периоды, включаемые в стаж, исчисляют в календарном порядке из расчета полного года, за исключением отдельных определенных законодательством периодов, засчитываемых в стаж на льготных условиях. При этом периоды работы по трудовой книжке исчисляют от даты приема на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем.

При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит работника в известность и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в соответствующую запись в трудовой книжке;

3) данные о специальном стаже (стаже работы, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет) вносят с учетом сведений справок по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2006 № 134.

Если при подсчете стажа, в т. ч. специального, по трудовой книжке установлено, что у работника его недостаточно для назначения пенсии или имеются перерывы в работе, то у него в обязательном порядке уточняют наличие других документов, подтверждающих трудовую либо иную деятельность, засчитываемую в стаж для назначения пенсии. При необходимости представитель работодателя принимает меры к истребованию нужных документов о работе (деятельности), а в соответствующих случаях — розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов представитель работодателя оформляет представление для назначения пенсии и другие необходимые документы, т. е. формирует комплект документов. Форма представления нанимателя для назначения пенсии утверждена приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.

Ликбез для работодателя

Документы на пенсию: как их правильно подать

Мы продолжаем публиковать разъяснения начальника управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского райисполкома Татьяны янковской.

Шаг 2. Формирование комплекта документов

Комплект документов зависит от вида пенсии. Однако обязательным для назначения любого вида трудовой пенсии является документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:

  • для гражданина Республики Беларусь — паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • для иностранного гражданина или лица без гражданства — национальный паспорт и (или) вид на жительство;
  • для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, — свидетельство о рождении или паспорт.

Трудовыми являются пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Все они назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности, государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Рассмотрим необходимый комплект документов по каждому виду пенсии.

  1. Комплект документов для назначения пенсии по возрасту

Для назначения пенсии по возрасту необходимы:

  • документы о стаже работы и специальном стаже, дающем право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Для назначения пенсии по инвалидности необходимы:

  • документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости — специальный стаж работы);
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы:

  • документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем;
  • свидетельство о смерти, выданное органом, регистрирующим акты гражданского состояния (далее — орган загса), решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  • документы, подтверждающие стаж работы кормильца;
  • справка о заработке кормильца и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

  • справки учреждений образования об обучении лиц в возрасте от 18 до 23 лет по дневной форме обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специального образования для лиц с особенностями психофизического развития, переподготовку кадров;
  • в случае смерти одинокой матери — свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справку органа загса о том, что сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери;
  • при назначении пенсии по случаю потери кормильца, вызванной катастрофой на Чернобыльской АЭС, — документы о причинной связи смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
  • документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • документ, содержащий сведения о нахождении на государственном обеспечении.

Семьи граждан Республики Беларусь — переселенцев из других государств при необходимости представляют справку о получении пенсии по случаю потери кормильца ранее.

  1. Комплект документов для назначения пенсии за выслугу лет

Для назначения пенсии за выслугу лет необходимы:

  • документы, подтверждающие стаж работы и стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет;
  • справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования.

В необходимых случаях также представляют:

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Справки о стаже работы и заработке представляют в подлинниках. В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Трудовую книжку прилагают к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в выписке (копии) трудовой книжки. Представленные подлинники документов (за исключением справок о работе и о заработке) возвращают заявителю.

Шаг 3. Обращение за пенсией

Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.

Обращаться за назначением пенсии работник может в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией признают день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дату, указанную на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет день приема заявления о назначении пенсии.

Заявление о назначении пенсии заполняет заявитель по установленной форме. Затем его регистрирует представитель работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в установленном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимает представитель работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и др., а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы нужно передать в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если собраны не все необходимые документы, то стоит передать имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих. Впоследствии недостающие документы следует представить в установленные законодательством сроки.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель сообщает ему об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда работник не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган по труду, занятости и социальной защите.

Специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (в частности, например, получения документов о стаже работы и заработке из-за границы). Они вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков № 1 и № 2 4 .

Материальная ответственность работодателя

Работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством РБ (ст. 76 Закона).

Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

При приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган, выплачивающий пенсию (ст. 93 Закона).

В случае невыполнения установленной Законом обязанности об извещении органов, выплачивающих пенсии, о приеме на работу пенсионера, суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей — юридических лиц и в судебном порядке с работодателей — физических лиц. При невозможности списания излишне выплаченных сумм пенсий в бесспорном порядке (в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя и отсутствием его правопреемника) указанные суммы пенсии удерживаются из пенсии пенсионера на основании решения комиссии по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом, в порядке, установленном ст. 94 Закона.

Взыскателями переплат сумм пенсий выступают органы по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.

Оформление пенсии — эта процедура становится актуальной при достижении определенного возраста. Разберемся, что важно знать работодателю об оформлении пенсии для сотрудника. Уточним перечень документов, которые требуется предоставить, и ответим на спорные вопросы.

Общие положения о пенсии

Любой гражданин имеет право на получение государственной пенсии при соблюдении определенных условий. Основной нормативно-правовой акт, который регламентирует условия по назначению пенсии, — № 400-ФЗ от 28.12.2013, в редакции от 27.12.2018.

Так, право на пенсионные выплаты возникает у россиян не только при наступлении определенного возраста. Также законодатели определили ряд требований, которые должны быть соблюдены для начисления выплат.

Ключевые требования к престарелым гражданам для назначения пенсии:

  1. Это достижение необходимого возраста. С 2018 года мужчины могут оформить пенсию только с 65 лет, а женщины — с 60. Однако чиновники закрепили переходные положения. Возраст будут увеличивать постепенно.
  2. Наличие минимального страхового стажа. Впервые понятие минимальный стаж было введено еще в 2015 году, минимум для пенсии равнялся 6 годам. Показатель постепенно увеличивают до 15 лет к 2024 году. В 2020 г. он равен 10 годам.
  3. Накопленные баллы для пенсии, или ИПК, — не ниже 16,2 баллов к 2020 году. Обратите внимание, что показатель будет расти до 30 баллов к 2024 году.

Только в том случае, когда все три условия соблюдены, гражданам назначается страховая пенсия. Если условия о стаже или ИПК не выполнены, то гражданину придется работать до выполнения указанных условий либо до возникновения права на социальную пенсию.

Напомним, что социальное пенсионное обеспечение предусмотрено для граждан, у которых отсутствует минимальный страховой стаж и не накоплены пенсионные баллы (не достигнут минимум по ИПК). Такая пенсия должна назначаться в 65 л. женщинам, и в 70 — мужчинам.

Об увеличении возраста для пенсии

Как мы отметили выше, срок выхода на пенсию был существенно увеличен. Теперь мужчинам и женщинам придется работать в течение дополнительных пяти лет, чтобы оформить заслуженный отдых. Нововведения вступили в силу с 01.01.2019. Однако новые положения предусматривают особый переходный период.

Год выхода на пенсию

Как было до нововведений

Как есть, согласно новым положениям закона № 400-ФЗ

Но и это еще не все. Тем, кто должен был выйти на заслуженную пенсию по старости в 2020 году, сократили срок вдвое. Им придется отработать всего шесть месяцев вместо дополнительных 12 месяцев.

Также льготы предусмотрены для граждан, у которых имеется большой стаж. Например, мужчина 60 лет со стажем работы не менее 42 л. или женщина 55 л., проработавшая не менее 37 л.

Досрочное назначение пенсии

Для работников отдельных категорий были предусмотрены дополнительные льготы в виде права на досрочное оформление на пенсию. Данные привилегии были сохранены и после увеличения возрастных рамок. Однако сроки обращения за пенсионными выплатами также были скорректированы чиновниками.

Итак, досрочные государственной пенсии назначаются:

  1. При наличии стажа в особых климатических условиях. Например, за труд в районах Крайнего Севера, либо на территориях, приравненных в РКС.
  2. За работу на опасных, вредных производствах или в тяжелых условиях труда.
  3. За выслугу лет в отдельных профессиях, должностях (например, медицинские или педагогические работники).
  4. При наличии исключительных факторов, определенных в статье 32 закона № 400-ФЗ. Например, родившие и воспитавшие трех и более детей.

Особые положения о порядке и правилах назначения досрочной пенсии раскрыты в 6 главе закона № 400-ФЗ.

Документы для оформления пенсии

Итак, впереди оформление пенсии: с чего начать? Работник бюджетной организации должен обратиться в бухгалтерию или отдел кадров, чтобы подтвердить стаж и размер заработной платы.

Заниматься сбором, оформлением и подачей документации для пенсии должен исключительно работник. К тому же работодатель не отвечает за упущенный срок обращения за выплатами.

Обратите внимание, что если вы пропустите срок обращения за назначением государственных выплат, просроченный (упущенный) период не будет оплачен. То есть госвыплата имеет строго заявительный характер. А это значит, что начисление госпенсии будет производиться только с момента поступления письменного заявления от пенсионера. При том, что все условия о минимальном стаже, ИПК и возрасте должны быть соблюдены. Для того чтобы не упустить время, рекомендуем являться в ПФР заранее.

Помимо заявления о назначении пенсии, гражданин должен предоставить документацию, согласно перечню (Постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002).

Какие документы подавать для оформления пенсии:

  • паспорт и СНИЛС (пенсионное свидетельство);
  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • трудовые, гражданские или авторские договоры;
  • справки из центра занятости населения;
  • справку о среднемесячном заработке за 5 лет подряд до 01.01.2002;
  • прочие документы.

Заметим, что представители ПФР вправе запросить дополнительную информацию, документы и справки, которые могут подтвердить трудовую или общественную деятельность, включаемую в расчет страхового стажа для пенсии.

Заметим, что сам пенсионер должен быть в первую очередь заинтересован в предоставлении исчерпывающего перечня документов, подтверждающих право на получение пенсии. В противном случае неподтвержденные периоды могут не войти в расчет пенсионной выплаты, что существенно сократит ее размер.

Куда обратиться

Оформить пенсию можно в территориальном отделении Пенсионного фонда России по месту жительства. Если обращение в ПФР по каким-либо причинам невозможно, то допустимо оформиться через МФЦ (Многофункциональный центр).

Действия работодателя

Работодатель должен выдать трудовую книжку и справки о зарплате по заявлению сотрудника, но не позднее 3 рабочих дней. Причем трудовую нужно выдать под расписку (ст. 62 ТК РФ). Работник должен вернуть документ через три дня после возвращения трудовой из ОПФР.

После предоставления бумаг в отделение ПФ сотрудник направляет в организацию, где работал, еще одно заявление в произвольной форме. В этот раз на формирование индивидуальных сведений о работнике. Работодатель не позднее 10 дней должен предоставить персональные данные на работника в территориальное отделение Фонда и самому сотруднику. Наниматель предоставляет (п. 36 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н):

  1. Сведения о страховом стаже гражданина по форме СПВ-2.
  2. Опись предоставляемых данных по форме АДВ-6-1.

Принимая заявление, убедитесь, что сотрудник указал предполагаемую дату назначения пенсионных выплат. Это необходимо для формирования СПВ-2. В некоторых случаях в форму придется включить стаж, который сотрудник еще не выработал.

Как посчитать страховой стаж

Уточним по поводу отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет. Споры по этому вопросу не утихают. Некоторые Конституционные суды признают, что период должен включаться в страховой стаж, так как трудовой договор на этот период не прерывается. Такое же разъяснение дали представители ФСС (Письмо ФСС от 09.08.2007 № 02-13/07-7424). Но сотрудники ПФР продолжают исключать период ухода за ребенком с полутора до трех лет.

Проблема: подтверждение стажа

Приказы и прочая кадровая документация практически не велись. В то время заработную плату не платили месяцами, что уж говорить о соблюдении кадровой дисциплины. Именно с этими обстоятельствами и связаны проблемы россиян при оформлении пенсионных выплат.

Большинство компаний развалились. Те, кто выжил, были реорганизованы или присоединены к более крупным организациям. Наименования компаний менялись повсеместно. В итоге если у работника потерялись документы или отсутствует запись в трудовой книжке за период работы в советское время, то восстановить такую запись неимоверно сложно.

Для подтверждения факта трудовой деятельности в советские периоды придется провести полноценное расследование, чтобы узнать, кому перешли права и полномочия организации, в которой когда-то работал пенсионер.

Подлог документов

Предоставление фиктивных и поддельных документов в ПФР — далеко не ново. Зачастую граждане приносят фальшивки по незнанию, что практически все сведения будут подвергнуты тотальному контролю.

Обратите внимание, что за такие нарушения предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная. Не стоит полагать, что речь идет только о трудовых книжках. Наказать могут и за подделку справок, выписок и приказов, имеющих минимальные значения для назначения госпенсий.

Так, за предоставление фальшивого документа граждан ждет наказание в форме административной и уголовной ответственности, которые закреплены в статье 19.23 КоАП и статье 327 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до двух лет.

Важное о размере пенсий

Пенсионные выплаты рассчитываются в общем порядке, который закреплен в законе № 400-ФЗ. Так, размер выплаты напрямую зависит:

  • от количества накопленных пенсионных баллов (размер ИПК);
  • стоимости одного балла, утвержденной на соответствующий расчетный период;
  • размера фиксированной доплаты;
  • наличия повышающих коэффициентов (определяются в индивидуальном порядке).

Размер ИПК не может быть ниже 30 баллов к 2024 году. Для назначения госвыплаты в 2020 году достаточно заработать 16,2 балла. Стоимость одного пенсионного балла на 2020 г. равна 27 рублей 24 копейки.

Фиксированная выплата на текущий период составляет 5334,19 рублей.

Повышающие коэффициенты определяются в индивидуальном порядке. Например, повышенная пенсия может быть установлена в отношении работников, трудящихся в районах Крайнего Севера. Также повышающие доплаты предусмотрены для пенсионеров, которые обратились за выплатой после наступления срока. Например, отсрочившие выход на заслуженный отдых на год и более.

Оформление пенсии на примерах


Позже территориальное отделение Пенсионного фонда прислало уведомление о предоставлении информации по форме СПВ-2. Кадровик подготовил персонифицированные сведения.


Дополнительно отделение ПФ РФ прислало уведомление о предоставлении сведений на гражданина Сергеева С.С. по форме СЗВ-К (подробнее читайте в статье о заполнении образца) для подтверждения страхового стажа при назначении пенсии до 01.01.2002 в части прохождения военной службы и подтверждения права на досрочное получение пенсионных выплат. Специалист отдела кадров подготовил сведения.


Спорные вопросы при оформлении пенсии

  1. Работодатель не несет ответственности за своевременность назначения пенсии. Поэтому если работник пропустил срок, предъявлять претензии нанимателю бессмысленно. Оформление может занять не один месяц, поэтому работнику имеет смысл начать сбор документации заблаговременно — за три месяца до наступления пенсионного возраста.
  2. Сотрудник, работающий по гражданско-правовому договору (отчисления страховых взносов производились), также имеет право потребовать у руководителя предоставить на него формы СПВ. Норма установлена пунктом 82 Инструкции № 987н.
  3. По запросу ПФР работодатель обязан предоставить сведения по форме СЗВ-К. В отчетной форме заполняются персональные сведения о стаже сотрудника до 01.01.2002. На основании индивидуальных сведений представители ПФ рассчитают общий стаж, а также стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
  4. Работодатель обязан выдать сотруднику справку, подтверждающую стаж, если в трудовой допущена ошибка либо запись невозможно прочитать. Также справка должна быть выдана, если работодатель не внес запись в трудовую или если сотрудник работал по совместительству.
  5. Наниматель не имеет права уволить гражданина, который достиг пенсионного возраста. Исключение: собственное желание работника. В таком случае работник пишет заявление об увольнении, а работодатель издает приказ. В трудовой делается запись по части 3 статьи 80 ТК РФ: увольнение в связи с выходом на пенсию.
  6. Бывшие работники вправе обратиться к нанимателю с просьбой предоставить документы. Бывший наниматель не имеет права отказать такому сотруднику, это будет прямое нарушение статьи 62 ТК РФ.
  7. Если организация была переименована, специалист отдела кадров обязан внести соответствующую запись в трудовую книжку. Если уволившийся сотрудник требует справку о стаже со старым названием фирмы, в справке обязательно следует указать старое наименование, затем перечислить все последующие переименования и указать последнее действующее.

Уточнить, где оформить пенсию по возрасту в Москве, можно на официальном сайте ПФ РФ. Определите свой территориальный отдел по месту прописки. Также можно получить консультацию по телефону.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: