Как коронавирус влияет на школьников пенсионеров

Обновлено: 05.05.2024

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин — о потерях, которые понесли российские школьники и учителя

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ / купить фото

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ / купить фото

Значит ли это, что мы можем начать новый учебный год, сделав вид, что ничего не случилось? И речь здесь идет не о том опыте дистанционного обучения, который мы все получили в последние пару месяцев. Речь о том, что за эти месяцы физического дистанцирования случилось с обучением, с образовательными результатами школьников. Надо признать, что, хотя усилия по быстрой организации дистанционного обучения позволили как минимум не потерять учеников, нам вряд ли удалось учить их с той же эффективностью, что и в традиционном учебном процессе.

Было бы глупостью и самонадеянностью считать, что нынешние выпускники школ могли приготовиться к ЕГЭ так же хорошо, например, как выпускники 2019 года.

Если мы честно говорим о падении ВВП и доходов в условиях карантина, то надо так же честно говорить и о падении объема и качества обучения в этот период. Пострадавшими становятся не только сотни тысяч предпринимателей, но и миллионы школьников. Но если финансовый капитал можно восстановить (в крайнем случае помочь из Фонда национального благосостояния), то человеческий капитал восстановить труднее.

Карантин вскрыл правовую коллизию: дистанционное образование есть, но юридического статуса у него нет

Подчеркну, что признание потерь в качестве полученных знаний и навыков не означает упрека школам. Они старались как могли в условиях, в которых еще тридцать лет назад образовательные организации просто прекратили бы работу полностью. Да, они не были готовы к дистанционному обучению. А кто их готовил? Нельзя здесь винить и Министерство просвещения, которое подхватило систему образования как раз в начале пандемии. Мне кажется поразительным, например, что значительная часть наших школ продолжили обучение почти в синхронном режиме. Но, конечно, школы не сводятся к урокам и домашним заданиям. Даже в случае продолжения процесса в распределенной форме образовательный опыт оказался ограниченным. Что уж говорить о школах, которые вообще не имели никакого опыта работы в таком формате и фактически перешли на заочное обучение. Что говорить о школьниках, которые привыкли к внешней дисциплине и контролю.

Поэтому потери есть. И говорить об этом не стыдно.

Можно ли оценить эти потери? Интересно, что сегодня разница в образовательных результатах часто оценивается как раз в терминах времени обучения. Так, например, разница в 10 баллов в исследовании PISA приравнивается к дополнительному году обучения. Верно и обратное: меньшее время обучения влияет на образовательный успех. По оценкам одного из ведущих экономистов образования Харри Патриноса из Всемирного банка, потеря одного семестра (полугодия) обучения эквивалентна потери 5% человеческого капитала (и будущих заработков). Даже если предположить, что в среднем система работала с эффективностью 50%, это означает потерю 2,5% человеческого капитала.

Казалось бы, очень скромная цифра и родителям не о чем беспокоиться. Но проблема в том, что эти потери распределены неравномерно. Сильные и успешные ученики, дети из образованных семей, у которых были и компьютеры, и помогающие родители, не потеряли почти ничего. А вот дети, у которых уже было академическое отставание, дети, которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет интернета, компьютера, рабочего места, потеряли значительно больше. Об этом в недавних докладах заявили и Всемирный банк, и ЮНЕСКО.

Недавно замминистра просвещения заметил, что 700 тыс. школьников фактически не имели возможности участвовать в дистанционном образовании. Очень важно, что таким образом государство признало важнейший риск образовательного неравенства.

Можно говорить, что отставание этих детей от успешных учащихся увеличилось, а шансы на успех в обучении и профессиональной деятельности упали еще больше.

Министр просвещения Сергей Кравцов о работе школ в условиях эпидемии

Министр просвещения Сергей Кравцов о работе школ в условиях эпидемии

Очевидно, что мириться с этой перспективой нельзя. Мы не можем бросить детей, качество обучения которых пострадало от стихийного бедствия. Это не только негуманно и несправедливо, но и опасно для будущего экономического роста страны, который должен опираться на человеческий капитал. В совсем свежем докладе Лондонской школы экономики подчеркивается, что первоочередной задачей постпандемического периода должно стать восполнение пропущенных часов и сокращение отставания неуспешных учеников.

Что можно сделать исходя из наших условий, отечественного и международного опыта?

  • Во-первых, не делать вид, что все в порядке, и попытаться оценить накопленное отставание. Для этого можно предложить школам провести добровольную диагностику результатов учебного года или провести исследование на представительной выборке. Подчеркну, эта диагностика не должна иметь никаких отрицательных последствий ни для детей, ни для школ. Она должна использоваться только для разработки корректирующих программ.
  • Во-вторых, уже сегодня начать готовить и найти ресурсы на качественные летние образовательные программы, нацеленные именно на детей с рисками образовательной неуспешности. Речь идет не о пришкольных лагерях, работающих как камеры хранения, а о современно построенных образовательных практиках, которые могли бы восстановить и базовые навыки, и учебную мотивацию школьников.
  • В-третьих, дети из бедных семей или из школ, где не было организовано сколько-нибудь систематическое обучение, могут получить сертификаты (ваучеры) для индивидуального обучения в одной из негосударственных дистанционных школ, которые смогут показать, что у них есть соответствующие образовательные ресурсы. Надо будет еще подумать, как обеспечить этих школьников нужными техническими условиями.
  • В-четвертых, в следующем школьном году нужны дополнительные занятия с отставшими учениками. Особенно это касается школ, которым по объективным условиям не удалось организовать эффективное обучение.

На все эти дополнительные меры нужны дополнительные деньги. Об этом надо говорить прямо. Нельзя разыгрывать с нашими школами игру в тришкин кафтан, заставляя их в следующем году изыскивать внутренние ресурсы. Как получается, что именно детей нет среди тех категорий пострадавших граждан нашей страны, которые получают ресурсную поддержку? В любом случае следующий учебный год, хоть и будет (мы надеемся) проходить в более привычных условиях, станет решающим для образовательного успеха того поколения детей и молодежи, на которое пришелся шок пандемии.

Раньше они легко переносили коронавирус, а сейчас всё чаще оказываются в больницах. Почему так?

Пока нет прямых доказательств вертикальной передачи коронавируса от матери к ребенку (например, при родах), но в роддомах есть новорожденные с подтвержденным диагнозом

Пока нет прямых доказательств вертикальной передачи коронавируса от матери к ребенку (например, при родах), но в роддомах есть новорожденные с подтвержденным диагнозом

Иллюстрация: Юрий Орлов

Третья волна коронавируса отличается от предыдущих не только новым дельта-штаммом и изменившимися симптомами, но и тем, что дети стали болеть тяжелее. Если раньше они бессимптомно переносили ковид, то сейчас проявляется целый набор симптомов: от респираторных (насморк, боль в горле, температура) до кишечных расстройств. Причем болеют дети всех возрастов: от нуля до 18 лет. Медицинский обозреватель НГС Мария Тищенко поговорила с родителями, чьи дети заразились коронавирусом в июне-июле этого года. А также узнала у врача, как протекает болезнь в детском возрасте и бывает ли у несовершеннолетних постковидный синдром.

История Максима. Первый симптом — резко изменилось настроение

Дарья, мама двухмесячного Максима, заболела первой: сначала у нее появились типичные симптомы ОРВИ, а потом пропали запахи.

— Я пила парацетамол, малыш спал со мной. На следующий день у него поднялась температура. Обычно он утром веселый, а тут начал кукситься, плакать — всё было не таким, как обычно. Я вызвала врача себе и ребенку — они приехали одновременно. Доктор разрешил мне пить только противовирусные, потому что я на грудном вскармливании, а ребенка посмотрел педиатр и сказал, что ничего страшного, — рассказывает Дарья.

Мазок взяли только у Дарьи, а у Максима собирались взять при условии, если у мамы будет положительный результат. Параллельно сибирячка проконсультировалась с платным педиатром: он назначил свечи (которые потом прописали и в больнице).

К вечеру того же дня у Максима поднялась температура.

— Мы поставили свечку на ночь, ее действия хватило на шесть часов, а потом температура снова повысилась. Мы проконсультировались с педиатром: она сказала, что ребенок еще слишком маленький, поэтому нужно госпитализироваться. Утром мы уехали в инфекционную больницу в Мочище. У нас взяли анализы, мы легли в платную отдельную палату, чтобы не контактировать с остальными пациентами. Лечение в больнице ничем не отличалось от домашнего, врач к нам приходил нечасто. Сказали лишь протирать ребенка мокрыми тряпочками, — вспоминает жительница Новосибирска.

Коронавирус сегодня диагностируют даже у младенцев

Фото: Ростислав Нетисов

У Максима двое суток держалась температура, болело горло, был насморк. Потом состояние малыша начало улучшаться. На третий день в больнице маме сообщили, что у ребенка положительный мазок на ковид и что их переводят в другое отделение.

Врач осмотрел Максима в воскресенье и сказал продолжать лечение. Больше, по словам Дарьи, к ним никто не приходил. Позже к женщине приехала ковидная бригада — брать повторный мазок, у Максима брать не стали — маме предложили привезти ребенка в больницу для взятия ПЦР. Она отказалась и дождалась врачей дома.

У Максима к тому моменту появилась диарея — либо как симптом коронавируса, либо как реакция на свечи.

История Влада. Не спал две ночи из-за температуры

В семье сибирячки Анны сначала заболела мама: всё началось с головной боли, потом поднялась высокая температура, также было больно прикасаться к коже. Через неделю то же самое почувствовала и сама Анна: болела голова и кожа на пояснице, держалась повышенная температура. Через неделю после того, как Анне стало лучше, затемпературил ее восьмимесячный сын Влад.

— Сначала я подумала, что это из-за зубов — у малыша как раз лезли два верхних зуба. Температура держалась три дня — две ночи мы не спали. Еще сопли были, — рассказывает молодая мама.

История Светы. Отказывалась от воды

У Анжелики месяц назад заболела двухлетняя дочь Светлана: у девочки поднялась температура до 38,6.

Кроме этих симптомов, у Светы был кашель, но в целом она была активна и казалась здоровой.

Анжелика добавила, что у дочери впервые были ночные кошмары. Успокоение они находили в творчестве.

Распространенные симптомы у детей — это повышенная температура, красное горло, насморк, слабость, сонливость

Фото: Александр Ощепков

Сколько детей болеет? Как они переносят коронавирус?

В стационаре детской городской клинической больницы сейчас лежит более ста детей всех возрастов — от рождения до 18 лет. По словам главврача Татьяны Комиссаровой, протекает у детей в различных формах — респираторные, кишечные инфекции и совмещенные ситуации, когда поражены дыхательная и пищеварительная системы.

— Больных детей стало больше, клиника разнообразная. Все дети с острыми респираторными инфекциями, которые поступают в клинику, тестируются на новую коронавирусную инфекцию, в 10–15% мы получаем положительные результаты ПЦР-теста, — говорит Татьяна Комиссарова.

Дети по-разному переносят коронавирусную инфекцию:

— Нельзя сказать, что у нас сейчас преобладает какая-то определенная возрастная группа. У всех бывает это заболевание. Есть новорожденные дети с подтвержденным диагнозом, которые родились от заболевших ковидом женщин: младенцы переводятся к нам в первые часы жизни. Сейчас в клинике 25 таких детей. С подтвержденным диагнозом — 6. Всего в 2021 году мы пролечили 155 новорожденных, с подтвержденным диагнозом — 30. На сегодняшний день прямых доказательств вертикальной передачи вируса пока нет, никто не доказал обратное, и фактически мы находимся пока в стадии познания ситуации, — объясняет Татьяна Комиссарова.

Врач замечает, что есть и дети раннего возраста — до трех лет, есть дошколята, а школьников стало поменьше, потому что они сейчас на каникулах и меньше контактируют со сверстниками.

— Если у ребенка есть сопутствующая патология, например лишний вес, сахарный диабет, или другая соматическая патология, то они болеют тяжело, с пневмониями, практически так же, как молодые взрослые. У остальных — умеренная интоксикация, респираторные проявления, проявления кишечной инфекции. Даже у малышей могут быть пневмонии и нарушения гемостаза. У нас были пациенты с проявлениями тяжелого системного васкулита (воспаление сосудов), энцефалита и прочего, — приводит примеры Татьяна Комиссарова.

В начале прошлого года, когда COVID-19 только появился, дети им почти не болели. Но вскоре ситуация изменилась. Особенно много случаев было со второй половины сентября до конца декабря — в сезон острых респираторных заболеваний. В этом году тенденция сохранится, считают медики.

Что нужно знать родителям о COVID-19 у детей? Как его распознать? Какими последствиями грозит заболевание? Спросили врача-педиатра Викторию Зверинскую.


Как часто дети болеют COVID-19?

— Осенью прошлого года было очень много пневмоний среди детей, хотя и не обязательно коронавирусных, но также тех, что вызываются обычными возбудителями:

  • пневмококками;
  • атипичной флорой;
  • микоплазмами и т.д.

Сейчас дети пока редко болеют COVID-19, даже с учетом появления новых вариантов вируса. Чаще обращаются по поводу таких инфекций, как энтеровирусная, аденовирусная, легкая риновирусная. И тяжелых форм, к счастью, очень мало. Но летом всегда идет сезонный спад заболеваемости.

Пациентов с коронавирусом обычно выявляем при госпитализации с какой-нибудь легкой инфекцией: в таких случаях все дети обязательно обследуются на COVID-19.


Какие симптомы COVID-19 у детей?

— К сожалению, нет ничего специфического: у детей коронавирус протекает так же, как самая банальная респираторная инфекция. Но иногда помогает поставить диагноз понимание семейного анамнеза: были контакты со взрослыми, у которых впоследствии появились осложнения, подтвердили коронавирус или были специфические признаки вроде потери обоняния.

Среди детей на отсутствие запаха и вкуса могут пожаловаться только подростки. Малыши никогда не заявляют об этом напрямую. Иногда сами родители замечают, что у ребенка немного изменились вкусы, ухудшился аппетит.

К тому же потеря обоняния часто появляется не сразу, а уже после острого периода заболевания. Поэтому опираться на этот симптом не получается.


Как протекает заболевание у детей?

— Течение COVID-19 зависит от:

  1. инфицирующей дозы;
  2. общего состояния здоровья;
  3. уровня ухода за ребенком;
  4. наличия сопутствующих заболеваний: избытка массы тела, заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических очагов инфекции — кариес, миндалины, аденоиды и т.д.

Как правило, дети переносят заболевание легко. Но бывают и осложнения.

Часто у пациентов с фоновыми заболеваниями, очагами хронической инфекции к коронавирусу присоединяется бактериальная инфекция.

Нередко встречается постковидный синдром. Вирус, к сожалению, любит не только ткань дыхательной системы, но и нервную ткань, ткань сердца, кровеносные сосуды.

Их повреждение чревато:

  • миокардитами;
  • невритами;
  • миозитами и др.

Это серьезные патологии, которые требуют длительного лечения.

Кроме того, в Минске было несколько пациентов, у которых развивался синдром мультисистемного воспалительного ответа, когда иммунная система начинает уничтожать все вокруг себя. Это основная причина летального исхода при коронавирусной инфекции.


Отличается ли лечение COVID-19 взрослых и детей?

— На первых стадиях никак не отличается.

Дети также нуждаются в:

  • жаропонижающих средствах при наличии высокой температуры;
  • соблюдении питьевого режима;
  • минимальных сопутствующих средствах: капли в нос, лекарства для горла — если есть боль, при кашле — препараты типа муколитиков.

Лечение взрослых — всегда куда более трудоемкий и объемный процесс, поскольку у них чаще встречаются осложнения из-за сопутствующих патологий. Дети, как правило, обходятся даже без антибиотиков. Но это решает лечащий врач на основании исследований.

Пациенты с осложненными, среднетяжелыми, тяжелыми формами заболевания должны лечиться в условиях стационара.


В Беларуси подростков не прививают от COVID-19. Необходимо ли это?

— Действительно, у нас пока нет вакцин, которые можно использовать для несовершеннолетних. Но, на мой взгляд, подростки от 16 лет подлежат вакцинации от коронавируса. Они болеют почти так же, как взрослые. Просто с учетом того, что их здоровье крепче, чем у среднестатистического человека лет 50, заболевание обычно протекает в легкой форме.

При этом подростки такого возраста очень социально активны и не у всех из них есть навыки гигиены. С точки зрения эпидемиологии, они идеальные распространители вируса. Поэтому сегодня правильное мытье рук и ношение маски должны быть такими же обязательными навыками ребенка, как чистка зубов и завязывание шнурков.

Коронавирус из нашей популяции, скорее всего, никуда не уйдет. И чтобы защитить ребенка и через него своих близких, родственников и окружающих, нужно научить его этим правилам. Спустя какое-то время ваши дети будут выполнять их даже лучше, чем вы сами. Они очень быстро учатся.

Есть сведения, что вакцина не только снижает риск заболеваемости или помогает перенести COVID-19 в бессимптомной форме. Привитые выделяют меньше вируса, поэтому подростков стоило бы вакцинировать в том числе с точки зрения безопасности для общества. Но когда мы к этому придем, неизвестно.


Поможет ли против коронавируса прививка от гриппа?

Как защитить ребенка от заражения, если кто-то в семье болеет?

— Когда дома появляется заболевший коронавирусной инфекцией, можно сделать так, что даже при близком контакте передачи вируса не произойдет.

Для этого нужно соблюдать несложные правила.

  1. Больной должен находиться в отдельной комнате, которая регулярно проветривается и убирается. В остальных помещениях также нужно соблюдать эти меры.
  2. Отдельная посуда, полотенца.
  3. При пользовании общими местами — ванной, туалетом — больной должен надевать маску.
  4. Он регулярно моет руки, промывает слизистые носовых ходов физраствором, чтобы уменьшить количество вируса, которое выделяет в окружающую среду.
  5. Обязательно регулярно менять маски. А использованные должны правильной перерабатываться: нельзя просто выбрасывать маску в мусорное ведро. Ее следует класть в герметичный пакет.


Даже если ребенок получит небольшую дозу вируса, он либо вообще на нее не отреагирует, либо перенесет заболевание в легкой форме.

На случай, если вы лечите ребенка дома и что-то идет не так, как раз и существуют врачи. Доступность педиатрической службы, по крайней мере, в Минске, на должном уровне. Все будет хорошо!


Новая короновирусная инфекция – заболевание, влияющее на дыхательную систему человека.

Как передается коронавируc

Как передается коронавируc

Воздушно-капельным путем (кашель и чихание). Контактным путём (через прикосновения).

Вирус может передаваться через поручни в метро, дверные ручки и другие поверхности.

Симптомы и признаки коронавируса у человека

Симптомы и признаки коронавируса у человека

Важно: Похожие симптомы встречаются у пациентов с ОРВИ или гриппом. При их обнаружении необходимо незамедлительно обратиться к врачу для получения медицинской помощи и исключения коронавируса.

  • Высокая температура;
  • Затрудненное дыхание;
  • Чихание, кашель и заложенность носа;
  • Боли в мышцах и в груди;
  • Головная боль и слабость;
  • Возможна тошнота, рвота и диарея.

Оставайтесь дома и обратитесь к врачу, если:

  1. — Вы контактировали с заразившимся COVID-19;
  2. — Вернулись из страны, где идет вспышка болезни;
  3. — Если у вас повышенная температура, кашель и одышка.

мужчина кашляет

Профилактика коронавируса:

Мойте руки

Мойте руки

Всегда мойте руки: когда приходите на работу или возвращаетесь домой. Для профилактики также подойдут влажные салфетки или дезинфицирующие растворы.

Не трогайте лицо руками

Не трогайте лицо руками

Не подносите руки к носу и глазам. Быстрее всего вирус попадает в организм через слизистую оболочку. Когда чихаете всегда прикрывайтесь платком.

Помните о необходимости соблюдать меры профилактики, как только вышли из дома

Помните о необходимости соблюдать меры профилактики, как только вышли из дома

Избегайте ненужных поездок и не ходите в места массового скопления людей.

Отмените путешествия

Отмените путешествия

На время, пока разные страны мира борются с корона вирусом, не следует путешествовать заграницу. В особенности туда, где ситуация с коронавирусом крайне тяжелая.

Вакцинируйтесь

Вакцинируйтесь

Вакцина – единственное надежное средство профилактики вируса. Только пройдя вакцинацию мы сможем остановить передачу вируса и защитить себя от его тяжелых последствий.

Предупрежден – значит вооружен:

8 800 2000 112

Горячая линия Стопкоронавирус

8 800 200 0 200

Горячая линия Минздрава России

Горячие линии органов исполнительной власти в субъектах

Вопросы и ответы

В чем разница между существующими вакцинами? Какая из них лучше?

Вакцины Спутник V и Спутник Лайт являются векторными вакцинами: для доставки гена S-белка в клетку используется аденовирус, у которого удалена генетическая информация и который не способен размножаться или вызывать заболевание. Вакцина ЭпиВакКорона является белковой вакциной, в которой используются небольшие фрагменты S-белка коронавируса (пептиды). Вакцина КовиВак представляет собой инактивированный (убитый) вирус. Все вакцины в ходе доклинических и клинических исследований доказали свою безопасность и эффективность.

У меня всегда был хороший иммунитет к ОРВИ, поэтому я всегда их легко переносил. Зачем мне прививаться, ведь это дополнительный риск?

Вирус SARS-CoV-2 является новым пандемическим штаммом, обладающим повышенной вирулентностью. Ранее он никогда не циркулировал в человеческой популяции, в связи с чем у человека отсутствует к нему специфический иммунитет. Риск тяжелого течения заболевания и осложнений от болезни, в том числе смерти, значительно превосходит риски побочных реакций от вакцинации, которые в основном проходят в легкой форме.

Правда ли, что с помощью вакцины чипируют население? Возможно ли введение каких-либо микросхем для управления или контроля населением?

Нет. Введение чипов или иных микросхем с вакциной невозможно, как ввиду того, что диаметр применяемых при вакцинации игл физически меньше размеров чипов, так и потому, что при производстве и перед введением вакцин человеку, они проходят многоступенчатый контроль на наличие любых посторонних включений.

Зачем меня принуждают к вакцинации всякого рода ограничениями?

Согласно действующему законодательствуя имею право самостоятельно принимать решения на счет вакцинации.Ограничения необходимы для снижения возможности передачи вируса в популяции, что, в свою очередь, позволит не перегрузить систему здравоохранения заболевшими тяжелыми формами COVID-19. В России принудительная вакцинация запрещена. Проводится обязательная вакцинация отдельных категорий граждан, в частности, с повышенным риском инфицирования и передачи вируса широким группам контактных лиц.

Что делать, если врач меня отговорил делать прививку, хотя у меня нет противопоказаний?

Если врач отговорил делать прививку в связи с наличием противопоказания, то естественно не надо делать прививку. Если противопоказания отсутствуют, то можно обратиться к врачу на прививочном пункте.

Смогу ли я работать после прививки? Как я слышал(а), что у некоторых вакцинированных появляются симптомы простуды (температура, слабость, головная боль) и они не могут несколько дней работать.

В целом все вакцины хорошо переносятся, поствакцинальные реакции в основном легкой степени тяжести и чаще всего не влияют на работоспособность.Вместе с тем, само заболевание COVID-19 ведет к утрате трудоспособности, также отмечается длительный восстановительный период.

Какие есть ограничения после прививки? Можно ли употреблять алкоголь, принимать лекарственные препараты и прочее?

Согласно методическим рекомендациям Министерства здравоохранения России, рекомендуется в течение 3 дней после вакцинации не мочить место инъекции, не посещать сауну, баню, не принимать алкоголь, избегать чрезмерных физических нагрузок. При покраснении, отечности, болезненности места вакцинации принять антигистаминные средства. При повышении температуры тела после вакцинации –нестероидные противовоспалительные средства.

Применяемые вакцины не до конца не изучены и на людях, по сути, проводят эксперименты этих препаратов. Яне хочу быть подопытным. Нужно ли ждать пока завершаться все исследования?

Я слышал(а), что после прививки тест на ВИЧ у некоторых людей становится положительным. Почему? Так ли это?

В период эпидемий вакцинация не проводятся. Почему сейчас, когда пик заболеваемости вакцинируют население?

Можно ли прививаться людям с хроническими заболеваниями, например, с диабетом, онкологией, астмой, частые аллергиями и т.д. Какие заболевания или состояния являются причинной для получения медотвода от прививки?

Люди с хроническими заболеваниями относятся к особо уязвимым группам населения в отношении новой коронавирусной инфекции, в связи с чем их вакцинация является особенно важной и этот вопрос решается совместно с лечащим врачом. Противопоказаниями к вакцинации для вакциной Спутник V являются следующие: гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцине, содержащей аналогичные компоненты; тяжелые аллергические реакции в анамнезе; острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний–вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления или наступления ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ –вакцинацию проводят после нормализации температуры; период грудного вскармливания; возраст до 18 лет (сейчас проводятся исследования по эффективности и безопасности применения Спутника V у подростков). Противопоказания для введения компонента II: тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции, судорожный синдром, температура тела выше 40 °С) на введение компонента I вакцины. Противопоказаниями для применения вакцины ЭпиВакКорона являются следующие: гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроокиси алюминия и другим); тяжелые формы аллергических заболеваний; реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины; острые инфекционные и неинфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения –прививки проводят не ранее чем через месяц после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры; иммунодефицит (первичный); злокачественные заболевания крови и новообразования; беременность и период грудного вскармливания; дети до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности). Противопоказаниями для применения вакцины КовиВак являются следующие:серьезная поствакцинальная реакция (температура выше 40 °С, гиперемия или отек более 8 см в диаметре) или осложнение (коллапс или шокоподобное состояние, развившиеся в течение 48 ч после вакцинации; судороги, сопровождаемые или не сопровождаемые лихорадочным состоянием) на любую предыдущую вакцинацию в анамнезе; отягощенный аллергологический анамнез (анафилактический шок, отек Квинке, полиморфная экссудативная экзема, гиперчувствительность или аллергические реакции на введение каких-либо вакцин в анамнезе, известные аллергические реакции на компоненты вакцины и др.); беременность и период грудного вскармливания; возраст до 18 лет; возраст после 60 лет.

После контакта с заразившимся может ли вакцинированный человек распространять вирус и заразить окружающих?

В настоящее время пока нет точных клинических данных по созданию вакцинами так называемого стерилизующего иммунитета, когда невозможно даже бессимптомное заражение новым коронавирусом. В связи с этим нельзя исключать того, что вакцинированный человек после встречи с коронавирусом может распространять вирус и заразить окружающих, даже если у него отсутствуют какие-либо симптомы заболевания. Поэтому вакцинированным лицам также важно пользоваться средствами индивидуальной защиты, как и непривитым.

Могу ли я заразиться после прививки? Я слышал(а), что среди тех, кто вакцинировался есть случаи заражения и даже смерти от коронавируса.

Нет. Вакцины Спутник V и ЭпиВакКорона не содержат вируса. В вакцине КовиВак используется инактивированный (убитый) вирус, заразиться от которого нельзя. Ни одна вакцина не дает 100% иммунитета, тем не менее, уже сейчас по результатам массовой вакцинации во всем мире можно сказать, что вакцины в целом защищают от тяжелого течения COVID-19. Для развития полного иммунного ответа требуется определенное время (обычно 2-3 недели после полной вакцинации –2 укола), соответственно, заражение SARS-CoV-2 в этот период может происходить ввиду недостаточно сформировавшегося специфического иммунитета.

Какие осложнения могут возникнуть после вакцинации?

В целом все вакцины хорошо переносятся, поствакцинальные реакции в основном легкой степени тяжести и сходны для всех вакцин и не вызывают осложнений, но при применении вакцин могут развиться временно побочные реакции. Согласно инструкции по применению, наиболее частыми побочными реакциями являются следующие, при применении вакцин Спутник V и Спутник Лайт:непродолжительный гриппоподобный синдром, болезненность, покраснение и отечность в месте инъекции. При применении вакцины ЭпиВакКорона:боль в месте введения, кратковременное повышение температуры не выше 38,5°С. При применении вакцины КовиВак:боль и уплотнение в месте введения, головная боль, кратковременное повышение температуры.

Может ли вакцина быть источником заболевания COVID-19?

Повлияет ли вакцинация на мою половую жизнь?

Вакцинация не влияет на репродуктивную и половую функции человека.

Смогу ли я забеременеть/иметь ребенка после вакцинации?

Массив данных проведенных доклинических исследований репродуктивной и онтогенетической токсичности, фертильности, а также результатов, полученных в ходе клинических исследований с участием человека, как отечественных вакцин, так и зарубежных вакцин, производимых на тех же технологических платформах, доказывают, что вакцинация не влияет на репродуктивную функцию человека. Известно, что COVID-19 может проходить в более тяжелой форме у беременных, в связи с чем ВОЗ и ведущие регуляторы мира рекомендуют вакцинацию,как при планировании беременности, так и в период беременности (в России по согласованию с врачом беременные могут привиться вакциной Спутник V).

Может ли вакцина вызвать мутации у человека, повлиять на ДНК вакцинированного?

Нужно ли вакцинироваться повторно, если после первой вакцинации антитела в крови не обнаружены? Если нужно, то той же вакциной или обязательно другой?

В связи с отсутствием утвержденного коррелята защитыи механизмов вакцинации, интерпретировать результаты оценки гуморального(антительного) иммунитетапосле вакцинации сложно. Согласно методическим рекомендациям Минздрава России, если сразу после прохождения вакцинации (после заболевания), гражданин самостоятельно прошел исследование на антитела, по результатам которого выявлено, что у него антитела не определяются, повторно вакцинироваться необходимо через 6 месяцев (с возможной заменой вакцинного препарата при его наличии). Если после повторной вакцинации антитела также не определяются, необходимо детальное обследование на наличие иммунодефицита.

Будет ли эффективно только одно введение вакцины?

Как долго после вакцинации я буду защищен(а) от болезни?

Точного ответа на данный вопрос пока нет. В настоящее время проходят масштабные исследования профилактической эффективности, на основании которых можно сделать предварительный вывод о том, что вакцинация защищает от возникновения болезни на протяжении не менее 6 месяцев.

Вакцины созданы против китайского штамма коронавируса. На сколько разрешенные к применению вакцины защищают от новых мутаций вируса?

Я легко переболел(а) ковидом, поэтому не боюсь, если я заболею повторно, в том числе новым штаммом. Зачем мне прививаться?

Я уже переболел(а) коронавирусом и у меня есть титр антител в крови. Зачем мне прививаться?

В настоящее время иммунные механизмы защиты от нового коронавируса (гуморальный, Т-клеточный) недостаточно изучены. Иммунные корреляты защиты, позволяющие провести соответствие между уровнем антител и защитой от коронавируса,не установлены. Кроме того, со временем титр антител может снизиться. В мире подавляющее большинство специалистов органов здравоохранения рекомендуют вакцинироваться вне зависимости от уровня специфических антител в период 6 мес. после окончания заболевания.Как показали последние исследования, повторная прививка значительно увеличивает титр защитных антител.

Читайте также: