Изменения для водителей пенсионеров

Обновлено: 23.04.2024

1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Как победить выгорание

Как было раньше

Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.

Что изменилось с 1 марта

Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.

Как проходит техосмотр. Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.

Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.

Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.

Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.

Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.

Полный перечень изменений в правилах техосмотра

Как было Как стало
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке Бумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетности Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не был Законом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты

При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему

Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии

ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра

Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ

На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности

Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме

Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля

Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование

Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра

Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра

Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет

Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет

Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией

За что могут аннулировать карту

Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.

Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:

  1. Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
  2. Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.

В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.

Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .

Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Что будет с ОСАГО без диагностической карты

Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.

Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.

Власти будут вынуждены на это реагировать. Пока возможные варианты развития событий только обсуждаются. Как один из вариантов решения проблемы — отвязать ОСАГО от оформления диагностической карты. С 1 марта 2022 года появится отдельный штраф за управление транспортным средством, на которое не оформлена диагностическая карта, — 2000 Р . Это если поправки в административный кодекс не перенесут или не отменят.

Пока точные прогнозы давать очень сложно.

Что с этим делать

Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.

А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.

Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.

Первый день января — рубеж, с которого многие собираются начать новую жизнь. И даже если не хочется, то придется: с 1 января 2022 года вступают в силу новые законы и правила. Среди них есть приятные, типа индексации пенсий и пенсионных новшеств, которые позволят пенсионерам из села не терять прибавку в 25% до отмены обязательного техосмотра. Но будут и новые налоги по банковским вкладам, и рост акцизов.

Какие новые законы и правила вступают в силу в России с 2022 года

Фото: Лилия Шарловская

Увеличение МРОТ

С 1 января 2022 года в России повысится минимальный размер оплаты труда: он вырастет на 8,5% и достигнет 13 890 рублей. Соответственно, возрастут все заработные платы, которые рассчитываются исходя из этого показателя. Также вырастут пособия по нетрудоспособности и выплаты семьям с детьми, чей размер привязан к МРОТ.

Но российский минимальный размер оплаты труда с 1 января будет равняться в долларовом эквиваленте примерно $188 (в настоящее время он составляет $173). Что соответствует средней зарплате в Афганистане, Узбекистане, Танзании, Бенине и иных странах с низким уровнем экономического развития.

Индексация пенсий

С 1 января будут повышены страховые пенсии неработающих пенсионеров: им увеличат выплаты на 5,9%. Индексация затронет не только пенсии по старости, но и по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Комментирует Андрей Лобода, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций: «Будем считать, что размер этого повышения — лишь пролог к новым более существенным и адекватным финансовым вливаниям в бюджетную поддержку пенсионеров. Очень жаль, что монетарные власти так трудно расстаются с копейками, поддерживая стариков, но выделяют сотни миллиардов рублей для скупки долларов и евро.

Пенсионные новшества

Важные изменения коснутся пенсионеров, живущих в сельской местности. Если они отработали 30 и более лет в селе, то им полагается прибавка к пенсии в размере 25% от фиксированной выплаты к страховой пенсии. Раньше при переезде в город они теряли эту надбавку. С 1 января 2022 года этого не произойдет.

Также с 1 января вступают в силу новые правила контроля за начислением пенсий. Неработающим пенсионерам не нужно будет подавать заявления на пересчет пенсий для получения социальных доплат до прожиточного минимума того региона, где прописан пенсионер, перерасчет будет производиться автоматически.

Важно, что пенсии и социальные доплаты будут автоматически начисляться за два года до выхода на пенсию безработным гражданам, если они не могут официально трудоустроиться, и при наступлении пенсионного возраста гражданам с ограниченными возможностями. Автоматически будут начисляться и доплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности, если трудовой стаж составляет 30 и более лет.

Обязательное личное присутствие при оформлении пенсии в Пенсионном фонде РФ тоже больше не требуется. Заявление можно подать через портал Госуслуг. Все документы уже будут в распоряжении ПФР.

Одним из самых важных пунктов новых правил станет и освобождение от удержаний из пенсий пожилых людей, признанных банкротами.

Со следующего года всех женщин старше 40 лет и мужчин старше 45 лет будут извещать о сумме пенсионных накоплений, подсчитают приблизительно, каким будет размер страховой пенсии и какие они могут в будущем получить выплаты.

Комментирует Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Пришел конец дискриминации сельских пенсионеров. Ведь годы работы в сельской местности, которая считается, как правило, более тяжелой по бытовым и социальным условиям, так или иначе все равно остаются с человеком. Независимо от того, переехал ли он затем, например, к детям в город или нет.

С другой стороны, такое нововведение может еще больше стимулировать пожилых людей покидать насиженные места. Многие деревни зачастую держатся именно на стариках. Но в пожилом возрасте условия жизни, медобслуживания приобретают большее значение, а в городах они выше.

Увеличение материнского капитала

В 2022 году в России повысят сумму материнского капитала. Россиянам на первого ребенка будут выплачивать 503 237 рублей. На второго ребенка размер материнского капитала составит 665 009 рублей при условии, если на первого ребенка денежные средства не были получены. В случае оформления сертификата материнского капитала на первого ребенка родителей ждет дополнительная выплата на второго ребенка 161 772 рубля.

Пособие по безработице вырастет

Размер максимального пособия по безработице в 2022 году увеличится на 662 рубля. В результате сумма выплат достигнет 12 792 рублей. В Министерстве труда РФ сообщили, что условия для получения пособия не меняются. После регистрации в качестве безработного человек будет получать 75% заработка в первые три месяца, но не более 12 792 рублей. В следующие три месяца — 60% заработка, но уже не более 5 тысяч рублей. Максимальное пособие назначается россиянам, которые непрерывно работали и потеряли доход, минимальное — тем, кто до этого не работал или долго не работал, либо был уволен за неисполнение обязанностей.

Обязательный техосмотр отменят

С 1 января автомобилистам и мотоциклистам больше не нужно будет проходить техосмотр и получать диагностическую карту, чтобы оформить полис ОСАГО и выехать на дорогу. Обязательным техосмотр останется в том случае, если транспортное средство старше четырех лет, и его нужно поставить на учет или зарегистрировать смену владельца (например, при продаже). Кроме того, процедура останется обязательной при изменении конструкции или замене основных агрегатов. Также техосмотр остается обязательным для такси, автобусов и грузовиков.

Банковские вклады обложат налогами

В 2022 году россиянам впервые придется заплатить НДФЛ с процентов по вкладам свыше 1 млн рублей — налоговые извещения придут по итогам 2021 года. Этим налогом облагается не весь доход, который вы получили: остается минимум, который налоговая не трогает. Этот минимум рассчитывают каждый год — берут миллион рублей и применяют к нему ключевую ставку Банка России на 1 января года, за который начислен налог. То есть в этот раз будут учитывать ключевую ставку от 1 января 2021 года. Тогда она была 4,25%, соответственно заплатить налог нужно будет тем, чьи доходы по вкладам составили больше 42 500 рублей. Подавать налоговую декларацию не нужно — банк сам должен все предоставить в налоговую службу не позднее 1 февраля года. После этого ФНС направит вкладчику уведомление на уплату НДФЛ по почте. Также его можно будет найти в личном кабинете налогоплательщика.

Рост акцизов на алкоголь, табачную продукцию, топливо и авто

С 1 января повышаются акцизы на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, виноград, использованный для производства вин, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло, сидр, пуаре, медовуху, игристые вина (шампанские), пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5%. Это означает, что алкогольная продукция в магазинах тоже подорожает.

Кроме того, вырастут акцизы на табак, сигары, сигариллы, биди, сигареты, папиросы, электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Также повышаются акцизы на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Комментирует Павел Уткин: «Из плюсов повышения акцизов можно отметить большее количество поступлений денежных средств в бюджет. Кроме того, в определенной степени подорожание алкоголя и табака можно трактовать как своеобразную заботу о здоровье граждан. Минусы же — продолжение плюсов: чем выше акцизы, тем выше цены, что ударит по кошелькам миллионов россиян, которые курят и потребляют алкоголь.

Отмена бумажных больничных

Увеличится и максимальный размер пособия по больничному: он составит 2752 рубля 60 копеек в день. Выплата по-прежнему будет зависеть от среднего заработка за последние два года и стажа работы.

Водительские права

Комитет Госдумы по транспорту предложил ввести ограничения на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Комитет Госдумы по транспорту предложил ввести ограничения на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Одни эксперты инициативу приветствуют, другие критикуют, отмечая, что число аварий с участием пожилых людей крайне низкое. Однако все сходятся во мнении, что ограничивать нужно не срок действия удостоверения, а срок действия медицинской справки. Причем каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

"Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение", – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. "Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь", – пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, "можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным", – говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди", – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

"Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально", – говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, "когда поднимается вся история болезни". Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. "Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся", – резюмировал он.

В группе риска – молодежь

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. "Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями", – говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. "Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь", – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Что изменится для водителей с 1 января 2022 года?


Какие изменения ждут российских водителей с 1 января 2022 года?

1. ПОДПИСАННЫЕ ПОПРАВКИ

Акцизы с 1 января 2022 года

Традиционно, с 1 января каждого года в России повышаются ставки акцизов. Не стал исключением и 2022 год.

Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы

Акцизы на новые легковые автомобили и мотоциклы с 1 января 2022 года вырастут на 4%. Так выглядят актуальные значения акцизов (ставка за каждую л.с.):

  • автомобили до 90 л.с. - 0 руб.;
  • автомобили 90-150 л.с. - 53 руб.;
  • автомобили 150-200 л.с. - 511 руб.;
  • автомобили 200-300 л.с. - 836 руб.;
  • автомобили 300 - 400 л.с. - 1425 руб.;
  • автомобили 400 - 500 л.с. - 1475 руб.;
  • автомобили более 500 л.с. - 1523 руб.

Что касается мотоциклов мощностью свыше 150 л.с., акциз на них также вырастет на 4% и составит 511 руб. за л.с.

Акцизы на бензин и дизтопливо

Акцизы на бензин и дизтопливо также увеличатся на 4%, ставки с 1 января будут следующими (за тонну):

  • бензин, не соответствующий 5 экологическому классу - 14 169 руб.;
  • бензин 5 экологического класса - 13 793 руб.

Акцизы на пропан-бутан

Примечательно, что с 1 января 2022 года впервые вводятся акцизы на сжиженные углеводородные газы (СУГ), в том числе и на изрядно подорожавший в 2021 году пропан-бутан. Ранее СУГ акцизами не облагались.

С 1 января 2022 года за тонну СУГ, направленного на переработку, придётся заплатить акциз 4 500 руб.

Параллельно с этим, Федеральным законом №321 от 15 октября 2020 года, предусматривается введение обратного акциза на этан, СУГ и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье.

По этану и сжиженному углеводородному газу компаниям, активно инвестирующим в обновление и строительство новых производственных мощностей, будет предоставляться двойной налоговый вычет – обратный акциз с повышающим коэффициентом 2. Для этого им потребуется заключить соглашения с Минэнерго, в рамках которых будет контролироваться исполнение обязательств инвесторов.

Ожидается, что введение обратного акциза стимулирует нефтяные компании инвестировать средства на модернизацию мощностей по переработке СУГ.

Каким образом эта игра с акцизами скажется на ценах пропан-бутана на заправках, мы узнаем уже в 2022 году.

Отзыв автомобилей без "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2022

17 августа 2021 года было принято решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №101, согласно которому в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) до 31 декабря 2021 включительно временно было разрешено выпускать автомобили без установки "ЭРА-ГЛОНАСС". Это было связано с дефицитом чипов и резким ростом цен на полупроводники.

Речь идёт о транспортных средствах категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (легковые автомобили, автобусы и грузовики, за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей).

Речь идёт не о полной отмене требований по установке данных систем, а об отсрочке - до 30 июня 2022 года. До указанный даты автопроизводители будут вынуждены провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями "ЭРА-ГЛОНАСС" за свой счет.

Вся информация также будет заноситься в систему электронных ПТС. Сведения о необходимости дооснащения автовладельцы получат в обязательном порядке на стадии приобретения и эксплуатации автомобилей. Все меры в рамках отзывных кампаний осуществляются за счёт автопроизводителя - для собственников автомобилей эти мероприятия являются бесплатными.

Электронные накладные с 1 января 2022

Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.

Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.

Отмена госпошлины за права с 1 января 2022

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

Реестр автомобилей инвалидов с 1 января 2022

С 1 января 2022 года вносятся изменения в порядок регистрации транспортных средств в Федеральном реестре инвалидов. Напомним, с 1 июля 2020 года для получения права бесплатной парковки на транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов, необходимо зарегистрировать сведения о них в этом реестре.

Согласно приказу Минтруда №679н от 6 октября 2021 года, с 1 января 2022 года из перечня способов для внесения информации исключается личный кабинет Федерального реестра инвалидов. То есть, в 2022 году для этого останутся лишь два способа:

  • электронная подача сведений через портал Госуслуг;
  • подача сведений при личном посещении МФЦ.

Установка тахографов на автобусы с 1 января 2022

Перевозка опасных грузов с 1 января 2022

С 1 января 2022 года оформление разрешения на перевозку опасных грузов допускается осуществлять в электронном виде через Портал Госуслуг. При этом, если документы подаются в электронном виде, то и само разрешение будет выдано в электронном формате - в срок, не превышающий 1 дня с момента принятия решения (Приказы Минтранса №439 от 28 октября 2020 г. и №304 от 12 августа 2020 г.)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОПРАВКИ

Отмена техосмотра для частников

    • постановке на учет ТС старше 4 лет;
    • смене владельца ТС старше 4 лет;
    • изменении конструкции или замене основного компонента ТС.

    Также ещё одна ситуация, в которой техосмотр всё-таки будет нужен - при выезде за границу на автомобиле. Если в стране, куда выезжает автовладелец, техосмотр является обязательным, то на границе нужно будет иметь при себе действующую диагностическую карту техосмотра.

    Также, согласно тексту поправок, если у водителя есть действующая диагностическая карта техосмотра, то автоинспекторы не смогут проверять техническое состояние его автомобиля на дороге. Однако, исключение составят ситуации, когда сотрудник ГИБДД визуально выявит признаки опасной неисправности, несущей угрозу безопасности дорожного движения.

    Что касается штрафа за езду без техосмотра в размере 2000 рублей - его никто не отменял, он по-прежнему должен заработать с 1 марта 2022 года. Однако, штрафовать будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр остаётся обязательным.

    Также стоит помнить, что отмена техосмотра не отменяет право регресса страховой компании. Согласно статье 14 закона об ОСАГО, если водитель без техосмотра станет виновником ДТП, страховая компания в порядке регресса сможет взыскать с него всю сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне. Для водителей частных автомобилей регресс возникает только если причиной ДТП стала техническая неисправность.

    Для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров или опасных грузов, регресс возникает по факту отсутствия техосмотра, независимо от причины ДТП.

    Закон вступает в силу со дня официальной публикации подписанного Президентом документа. В конце декабря 2021 года поправки были одобрены Госдумой и Советом Федерации, после чего их направили на подписание Президенту. Соответственно, техосмотр будет отменён либо в последние дни декабря 2021 года, либо в начале января 2022 года.

    3. ОТЛОЖЕННЫЕ ПОПРАВКИ

    Ряд поправок для водителей, которые планировались в январе 2022 года, были отложены.

    Новые правила медосмотра водителей - вступят в силу не с 1 января 2022 года, а с 1 марта 2022 года (читайте подробности ниже)

    Покупка "красивых" госномеров - законопроект ЛДПР в декабре 2021 года был отклонён Госдумой, а поправки Минэкономразвития, предусматривающие покупку "красивых" госномеров через портал Госуслуг с 1 января 2022 года, вновь отложили.


    Пенсионный фонд России (ПФР) в 2022 году расширит меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам, включив в их перечень те, которые сейчас назначают органы социальной защиты и Роструд. Об этом говорится на сайте ведомства.

    Условия назначения мер не изменятся, а для их оформления, как и раньше, нужно будет подать заявление. Вместе с тем Пенсионный фонд начнет упрощать получение выплат, запрашивая необходимые сведения и данные в других ведомствах, постепенно освобождая граждан от обязанности самостоятельно собирать документы.

    Меры поддержки, которые ПФР начнет оказывать со следующего года, охватят более 2 миллионов человек. Общий объем выплат гражданам в течение 2022-го достигнет почти 120 миллиардов рублей

    Пенсионный фонд России

    Новый порядок. Войны, власть женщин и путь к вечной жизни — самый невероятный экономический прогноз на 2022 год

    Новый порядок. Войны, власть женщин и путь к вечной жизни — самый невероятный экономический прогноз на 2022 год

    Снизу постучали 2020 год стал худшим для мировой экономики. Почему этот кризис сравнивают с Великой депрессией?

    Снизу постучали 2020 год стал худшим для мировой экономики. Почему этот кризис сравнивают с Великой депрессией?

    Меры поддержки

    Так, семьям погибших военнослужащих не нужно будет раз в полгода предоставлять платежные документы для подтверждения
    расходов на коммунальные услуги, чтобы получить компенсацию. Эти сведения ПФР запросит из информационной системы ЖКХ.

    в частности, будет оказывать ряд мер поддержки семьям с детьми: в его ведение переходят единовременная выплата по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, выплата при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    В результате в большинстве случаев для оформления социальной помощи достаточно будет подать заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда. В дальнейшем это можно будет сделать через портал госуслуг и через МФЦ. При этом сроки оформления выплат в следующем году сократятся в два раза, а рассматриваться заявления будут от пяти до десяти дней, столько же времени займет перечисление средств.

    Первые выплаты ПФР по переданным мерам россияне получат 17 января. Это будет досрочная доставка пособий за январь, которая по стандартному выплатному графику происходит в феврале

    Пенсионный фонд России

    Клановая экономика Россия ищет новый путь развития. Почему пример хотят взять с Кореи?

    Выплаты с 1 января

    С 1 января в России также вырастет размер пособия на детей до трех лет. Кроме того, теперь увеличится число семей, которым положены выплаты на первого и второго ребенка соответствующего возраста. Отмечается, что выплата положена при среднедушевом доходе менее двух прожиточных минимумов на год обращения за выплатой. Кроме того, вырастет материнский капитал.

    Также с 1 января вступит в силу закон, предполагающий защиту пенсионера от удержаний пенсии в случае признания его банкротом. Согласно действующему законодательству, в таком случае по судебным листам могут производиться удержания из пенсии. Однако с 2022 года эта практика будет прекращена.

    Другие выплаты

    Медикам, работающим с больными коронавирусом, продлили выплаты. Президент России Владимир Путин подписал соответствующее поручение. Он также распорядился установить медикам и работникам, контактирующим с больными коронавирусом, выплату специальных социальных выплат в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни с 31 декабря по 9 января.

    В свою очередь Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов разработал инициативу выплачивать новогоднюю пенсию россиянам ежегодно. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что инфляция этого года может дойти до девяти процентов, что негативно повлияет на доход пенсионеров.

    Предновогодняя выплата необходима, так как поможет пенсионерам не только достойно отметить Новый год, но и не залезать в долги по кредитам, чтобы купить подарки. Поэтому, конечно, если правительство поддержит эти нормы, мы за них проголосуем

    Авторы документа отмечают, что такая инициатива поможет снизить закредитованность среди пенсионеров, поскольку им не придется в праздники брать кредиты и микрокредиты.

    Читайте также: