Из чего формируется пенсионный фонд в рб

Обновлено: 03.05.2024

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

В современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений.

29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение).

Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:

(3) выплата пенсии в случае переезда пенсионера с территории одного государства на территорию другого продолжается государством, назначившим пенсию до переезда, без применения норм Договора, если пенсионер имеет страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории этого государства (в том числе в период СССР), при этом исчисление указанного стажа осуществляется в календарном порядке (пункт 3 статьи 24 Договора).
Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии.

По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется. В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено).

При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство.

При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени. Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите).

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

Справочно: в настоящее время с государствами-участниками СНГ заключены соглашения (договоры) в области социального (пенсионного) обеспечения: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (вступило в силу с 13.03.1992); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12.09.1995 (вступило в силу с 15.10.1996); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995 (вступило в силу 11.02.1997);Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 03.06.1998 (вступило в силу с 28.08.1998); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21.11.2013 (вступило в силу 15.07.2014); Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29.02.2008 (вступил в силу с 28.09.2010); Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 06.02.1995 (вступил в силу с 15.12.1999).

Для исчисления размера пенсии учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); до 1 января 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (кроме Латвии); имевший место до 1 июля 1998 г. за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), вступившими в силу для Республики Беларусь, в государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены международные соглашения, договоры (Казахстан – до 01.01.1998) .

Пенсии, назначенные в соответствии со статьями 23, 24 Договора компетентными органами (организациями) одной из Договаривающейся Стороны (Российская Федерация, Республика Беларусь) лицам, проживающим на территории государства другой Договаривающейся Стороны, выплачиваются посредством перечисления их сумм компетентным органом (организацией) Стороны, назначившим пенсию, ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала на банковский счет компетентного органа (организации) Договаривающейся Стороны проживания лица.

Перевод сумм пенсий и их выплата осуществляется в национальной валюте той Договаривающейся Стороны, на территории которой лицо проживает, по курсам валют, официально опубликованным соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Центральным Банком Российской Федерации и действующим на день совершения операции. При этом днем совершения операции считается день составления платежной ведомости (статья 14 административного соглашения).

Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны проживания лица осуществляет организацию доставки сумм пенсий на счет лица в банке (кредитном учреждении).

Получатели пенсий не несут расходов, связанных с выплатой пенсий в порядке, предусмотренном административным соглашением.
При отсутствии у гражданина права на трудовую пенсию, ему может быть назначена социальная пенсия. Социальная пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с нормами Договора на основании заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Заявление о назначении пенсии с учетом норм Договора и необходимые документы подаются лицом в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов по месту жительства в Беларуси.

YouTube
Instagram

Смотреть в будущее уже сегодня — абсолютно нормальное явление. Поэтому не новость, что на прямую линию с представителями ФСЗН звонили не только те, кому скоро идти на заслуженный отдых, но и молодежь. Спрашивали: сколько самозанятых по новому президентскому указу решили добровольно уплачивать страховые взносы? Можно ли формировать свою пенсию в нашей стране, если работаешь за границей? Интересовались, как узнать, уплачивает ли за вас взносы в фонд работодатель, и как защищать свои права, если нет? На эти и многие другие вопросы ответили управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Наталия ПАВЛЮЧЕНКО и начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования Владимир КЛИМЧЕНКО.

Добрый день! Хочу задать вопрос от имени своей мамы. Она 17 лет работает животноводом в сельхозпредприятии. Слышала, что аграрии, у которых тяжелые условия труда, могут досрочно уйти на пенсию или получать дополнительные выплаты, когда выйдут на заслуженный отдых в общеустановленный срок. Правда ли это?

Татьяна, Речицкий район


Всего определено 15 категорий работников (занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2, работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, работницы текстильного производства, трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельхозпродукции, женщины, работающие животноводами, свиноводами, доярками (операторами машинного доения), профессиональные спортсмены, отдельные категории медицинских и педагогических работников).

Наибольшее число от тех, кто подлежит профессиональному пенсионному страхованию, это медицинские (около 22 процентов) и педагогические (примерно 24 процента) работники.

В. КЛИМЧЕНКО: Система ППС основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий и обязательна для всех предприятий, на которых имеются соответствующие рабочие места.

Что касается вашей мамы, то женщины, работающие животноводами, подлежат профессиональному пенсионному страхованию и имеют право на выплаты по возрасту за работу с особыми условиями труда со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при стаже работы не менее 20 лет на указанной работе.

При этом необходимо выполнять работы согласно перечню их видов для целей ППС. Это работы в профилактории животноводческих комплексов, механизированных ферм по уходу за телятами молочного периода в возрасте до 4—6 месяцев и на обслуживании коров-кормилиц с телятами (весь комплекс работ по кормлению, поению и уходу за скотом). Если все эти условия соблюдены и требования ППС выполняются, тогда ваша мама может выбрать: выходить досрочно на пенсию (для женщин в 2019-м — 51 год и 6 месяцев) или предпочесть дополнительную пенсию, когда наступит общеустановленный пенсионный возраст.

Дело в том, что наниматель за работников, которые трудятся животноводами, к 35 процентам основных страховых взносов должен уплачивать 2,3 процента дополнительных. Эти средства приумножаются и накапливаются. Я бы посоветовал вашей маме обратиться с паспортом в районный отдел ФСЗН по месту жительства, чтобы узнать, уплачивает ли за нее наниматель взносы на ППС и формируется ли ее право на профессиональную пенсию.

Слышала, что самозанятые лица с 1 января 2019 года получили право уплачивать взносы в ФСЗН и формировать свою будущую пенсию. Кто такие самозанятые? Могу ли я, домохозяйка, относиться к ним?

Елена, Брестская область


Н. ПАВЛЮЧЕНКО: Вы абсолютно обоснованно беспокоитесь, потому что если предприятие не уплачивает взносы за работника, то эти периоды не включаются в страховой стаж для начисления пенсии. Если вы выходите на пенсию в 2019 году, то для ее начисления вам необходимо иметь 17 лет страхового стажа.

Списки предприятий-должников в разрезе областей и суммы их долга мы размещаем на официальном сайте ФСЗН (ssf.gov.by), обновляем информацию каждые три месяца. Еще один способ удостовериться, уплачивает ли наниматель за вас взносы, — обратиться в орган ФСЗН по месту жительства с паспортом и взять выписку из своего индивидуального лицевого счета. С каждым годом все больше людей проявляют интерес к информации, которую их работодатели предоставляют в органы ФСЗН. К примеру, только в прошлом году мы выдали 21 379 таких выписок и 11 818 — в первом полугодии 2019-го. Если в райцентр ехать далеко и неудобно, эту справку можно заказать в почтовом отделении. В вашем агрогородке услуга также доступна. Стоит около двух рублей.

Подскажите, какая из областей лидирует по задолженности в бюджет фонда? И каков механизм взыскания долгов?

Иван КОЛЫМАКО, Россонский район

Н. ПАВЛЮЧЕНКО: Самая большая задолженность по действующим предприятиям, юридическим лицам, которые не находятся в стадии ликвидации (банкротства), у Витебской области — 14,5 миллиона рублей. Почти все районы региона есть в списке должников, за исключением Россонского, откуда вы звоните, и Дубровенского районов.

На втором месте Минская область — 4,1 миллиона рублей (здесь задолженность по платежам в ФСЗН практически отсутствует в Клецком, Несвижском и Столбцовском районах).

В целом задолженность по уплате страховых взносов предприятий по республике — 24,0 миллиона. Работа с должниками ведется активно, и она строго регламентирована законодательными актами.

Ежеквартально предприятия сдают отчетность в ФСЗН. Когда работники этого ведомства видят, что на предприятии выплачивается заработная плата без уплаты страховых взносов или уплата взносов производится не в полном размере, они начинают принимать соответствующие меры. К текущим (расчетным) банковским счетам выставляются платежные требования. Кроме того, у предприятий запрашиваются их дебиторы, также приостанавливаются операции по их счетам до тех пор, пока они не рассчитаются с ФСЗН. Идет активное информационное взаимодействие с банками и анализ движения средств по расчетным счетам предприятий-должников.

Кроме того, на сумму взносов, не уплаченную в установленный срок, за каждый день просрочки начисляется пеня, а нерадивых плательщиков привлекаем к административной ответственности.

Мой сын трудоустроился электриком в Москве. Это временно, он собирается вернуться в Беларусь. Сыну около 40 лет, до пенсии еще далековато, но беспокоюсь. Ведь требования к страховому стажу постепенно растут. Может ли он делать взносы в ФСЗН, чтобы потом рассчитывать на пенсию?

Елена, Копыльский район

В. КЛИМЧЕНКО: Конечно, может, как и все граждане Беларуси, которые трудятся за границей. Когда ваш сын приедет домой, он может прийти в орган ФСЗН по месту жительства и стать на учет как гражданин, работающий за пределами нашей страны и самостоятельно уплачивающий обязательные страховые взносы. Сегодня таких на учете 467 человек. При себе нужно иметь паспорт и копию трудового или гражданско-правового договора с иностранным нанимателем на одном из государственных языков Республики Беларусь. К слову, эта категория плательщиков имеет право выбирать процент страховых взносов от заявленного дохода — 29 вместо 35.

Уплачивать взносы можно из любой точки мира через мобильный или интернет-банкинг исходя из той суммы, которую человек определит как свой доход. Но он должен быть не ниже минимальной заработной платы (330 рублей). Еще одно важное условие: взносы можно уплачивать только с момента постановки на учет в органах ФСЗН. Хочу отметить, что полноценный месяц страхового стажа формируется исходя из взносов от минимальной заработной платы за целый календарный месяц. Сегодня это 95,7 рубля в месяц.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: