Из чего формируется пенсионный фонд украины

Обновлено: 14.05.2024

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд был создан в декабре 1990г. как Украинское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР, которое с января 1992 г. было преобразовано в Пенсионный фонд Украины.

Пенсионный фонд осуществляет страхование на случай постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещения являются пенсии.

Начиная с 2004 года, в Украине осуществляется реформирование пенсионного обеспечения, главная цель которого состоит в следующем:

- в усовершенствовании государственного пенсионного обеспечения

путем приближения средней пенсии к уровню средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;

- в развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Новая система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. На этом уровне на основе принципа солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде на личных счетах граждан и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения,

которая базируется на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами в будущем пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Граждане Украины могут принимать участие и получать пенсионные выплаты одновременно с разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине (но в соответствии с законодательством).

Виды пенсионных выплат и социальных услуг.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия с установленным периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

4) пожизненная пенсия супругов;

5) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным данным законом, принадлежит помощь на погребение пенсионера.

Основными функциями Пенсионного фонда Украины являются:

· осуществление руководства и управления солидарной системой;

· осуществление сбора, аккумуляции и учета страховых взносов;

· назначение пенсии и подготовка документов для ее выплаты;

· обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплат пенсий, помощи на погребение;

· осуществление контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда,

· решение вопросов, связанных с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах;

· осуществление административного управления Накопительным фондом;

· участие в подготовке нормативных актов, направленных на усовершенствование системы пенсионного обеспечения;

· др. функции, предусмотренные законодательством.

Пенсионный фонд является самоуправляемой неприбыльной организацией, осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается его правлением. Управление Пенсионным фондом осуществляется на основе паритетности представителями государства, застрахованных лиц и работодателей. Органами управления Пенсионного фонда является Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда.

Учет средств Пенсионного фонда.

Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют его исполнительные органы. Средства Пенсионного фонда зачисляются на единый счет Пенсионного фонда и сохраняются на отдельных счетах территориальных органов Пенсионного фонда в уполномоченном банке.

Средства Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда – план формирования и использования целевого страхового фонда, который создается за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений с других источников, определенных законом. Он утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего тому году, на который составлен бюджет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование

(кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд):

Ставки этих взносов устанавливаются соответствующими законами

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств Фонда;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в

Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных данным законом;

4) суммы от финансовых санкций и административных штрафов за нарушение

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на такие цели:

1) выплату пенсий, предусмотренных законодательством;

2) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

3) предоставление социальных услуг;

4) выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста установленного действующим законодательством;

5) финансирование административных расходов, связанных с исполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

6) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

7) формирование резерва средств Пенсионного фонда.

С целью обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда, формируется резерв средств Пенсионного фонда, который состоит из резерва средств для текущих потребностей, и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.. Они зачисляются на отдельные субсчета единого счета Пенсионного фонда. Порядок формирования и использования резерва средств Пенсионного фонда устанавливается Правлением Пенсионного фонда.

Накопительный фонд создается Пенсионным фондом Украины как целевой внебюджетный фонд. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами. Счета Накопительного фонда открываются исполнительной дирекцией Пенсионного фонда в хранителе.

Налоги & бухучет

С 2019 года должна заработать обязательная накопительная пенсионная система. Что это такое, на какой стадии этот проект, стоит ли чего-то ожидать от пенсионных новаций, сейчас и поговорим.

Как сейчас?

На сегодняшний день в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы.

Третий уровень пенсионной системы, как и первый, тоже давно работает. Но, правда, не пользуется популярностью. Речь идет о добровольно-накопительном уровне пенсионной системы. Основу его составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто желает получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.

Второй уровень пенсионной системы, который мы сейчас рассматриваем, также базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в НПФ и финансировании расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат. В отличие от третьего уровня — он обязательный, а не добровольный.

То есть второй уровень пенсионной системы — накопительный, предполагает, что

удержания из зарплаты (дохода) будут аккумулироваться на накопительных счетах НПФ персонифицированно

И в дальнейшем могут использоваться лично застрахованным лицом и только им (или его наследниками). Или как вариант — деньги будут перечисляться в Накопительный пенсионный фонд, который должен был создать ПФУ, как это предусмотрено на сегодняшний день ч. 5 ст. 78 Закона № 1058*.

С чего сыр-бор?

Уже с 1 января 2019 года в Украине должна начать функционировать накопительная пенсионная система. Это прописано в Законе Украины от 03.10.2017 г. № 2148. При этом Кабмину было поручено к 1 июля 2018 года подготовить ряд документов, чтобы накопительная пенсионная система смогла заработать. Что он и сделал (см. законопроекты от 06.11.2018 г. № 9224-1 и от 10.07.2017 г. № 6677). Но, увы, депутаты их не утвердили…

Но, скорее всего, с 2019 года мы все-таки начнем делать накопления на будущее.

Окончательный вариант всех пенсионных изменений пока предсказать сложно, ведь непонятно, какие из них заработают, а какие будут отбракованы. Но, в общем, картина уже просматривается. Чего нам стоит ожидать?

Сколько заплатим?

Предполагается, что стартовать будем с 2 % отчислений от зарплаты (дохода).

Но на этом останавливаться никто не собирается. С каждым годом размер взносов будет увеличиваться на один процент. И так, пока сумма отчислений не достигнет 7 %.

Согласитесь, сумма не маленькая, учитывая, что с зарплаты традиционно удерживают НДФЛ (на сегодня — по ставке 18 %), а также 1,5 % ВС. Понимают это и законодатели.

Предполагается, что КМУ разработает предложения о постепенном на протяжении 2020 — 2022 гг. снижении размера НДФЛ до 15 % с одновременным направлением освобожденных средств в НПФ, а также постепенной, на протяжении 2022 — 2023 гг. отмены ВС.

Накопительные взносы не считаются составной частью ЕСВ.

Удерживать и перечислять накопительные взносы должны будут работодатели.

Ну а если лицо застраховано самостоятельно (например, ФЛП или независимые профессионалы, такие как адвокаты, нотариусы) и не имеет агента-страхователя, то в этом случае страховые взносы уплачивать будет само застрахованное лицо.

Средства накопительной системы пенсионного страхования учитываются на накопительном пенсионном счете до достижения пенсионного возраста, а в случае отсрочки времени назначения пенсии по возрасту в период после достижения такого возраста — со дня окончания срока отсрочки даты назначения пенсии по возрасту в солидарной системе.

Также предусмотрено, что если лицо не уплачивало страховые взносы во время учебы, в период признания инвалидом, временного выезда за границу и т. п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительных пенсионных счетах в накопительной системе пенсионного страхования.

Кто может не платить?

Потенциальных участников накопительной системы можно разделить на три лагеря: (1) обязательные участники, (2) добровольцы и (3) лица, которые не имеют права участвовать в накопительной системе.

1. Предполагается, что участниками накопительной пенсионной системы являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 года (или другую дату ее введения) подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию. С этих лиц до достижения пенсионного возраста будут удерживаться пенсионные взносы в накопительную систему.

2. В виде исключения застрахованные лица, которым на указанную дату осталось менее 10 лет до пенсионного возраста, имеют право не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

3. А вот лица, которые уже достигли пенсионного возраста, в том числе и работающие пенсионеры, не смогут быть плательщиками взносов в накопительный фонд, даже если очень этого захотят.

Куда уходят денежки?

Как мы уже упоминали, пенсионными накоплениями по накопительной системе будут заниматься НПФ.

НПФ — это фонды, которые созданы и действуют по законодательству о негосударственном пенсионном обеспечении

НПФ можно будет выбрать самостоятельно. При этом если в отведенный срок вы этого не сделаете, работодатель сможет сам определить такой фонд. Но при этом за вами сохраняется право в любой момент перейти в другой НПФ (при желании).

Перечисленные средства в виде удержаний из зарплаты будут оседать на накопительном пенсионном счете — субсчете индивидуального пенсионного счета в системе персонифицированного учета НПФ.

И еще момент. Несмотря на то, что накопленные средства перечисляются НПФ, за ПФУ останется, скажем так, роль куратора. Так, ПФУ будет решать вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществлять администрирование и учет страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования, их направления в избранных застрахованными лицами НПФ.

Что получим в итоге?

Участники накопительной пенсионной системы имеют право на пенсионные выплаты в рамках солидарной системы как застрахованные лица. То есть ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе страхования, которую получает лицо при достижении пенсионного возраста (в других случаях), остается.

А уже вдобавок к обычной пенсии застрахованному лицу будут причитаться выплаты в рамках накопительной системы. Давайте посмотрим, на что можно будет рассчитывать.

Предполагается, что участник накопительной системы может получить пожизненную пенсию (аннуитет) и/или единовременную выплату.

Аннуитет. Выплату аннуитета будет осуществлять страховая организация, выбранная застрахованным лицом (участником накопительной системы). Чтобы получить такую пенсию, по достижении пенсионного возраста участник накопительной системы должен заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией. Также необходимо будет сообщить в Пенсионный фонд (или администратору НПФ) о выбранной страховой организации.

Соответствующий пенсионный фонд должен обратиться в банк (к хранителю), в котором открыт накопительный счет, с требованием перечислить страховой организации средства, находящиеся на накопительном счете такого лица.

Получать пожизненную пенсию лицо будет согласно условиям договора страхования пожизненной пенсии

Размер такой пенсии будет рассчитывать страховая организация, учитывая, среди прочего, сумму накоплений, инвестиционный доход от этих сумм, а также среднюю величину продолжительности жизни для мужчин и женщин.

Одноразовая выплата. Одноразовую выплату можно будет получить лишь при определенных обстоятельствах. И в определенных суммах.

Давайте посмотрим, что это за случаи.

1. Если средств не хватает. Сначала уточним: для того, чтобы участник накопительной системы смог получить право на пожизненную пенсию, накопленная сумма на его персональном счете должна быть не меньше минимальной суммы, необходимой для оплаты договора страхования пожизненной пенсии. Минимальный размер суммы пенсионных накоплений будет устанавливать Нацфинуслуг.

А если средств не хватает? В этом случае предполагается два варианта: либо лицо вносит необходимую сумму на свой накопительный пенсионный счет и заключает договор со страховой компанией, либо получает право на одноразовую выплату.

2. Выезд за границу. Если участник накопительной системы решил переехать на постоянное место жительства за границу, он тоже может (при желании) вместо пожизненной пенсии взять накопленные средства в виде одноразовой выплаты.

3. Форс-мажор. Будут четко определены случаи, при которых участник накопительной пенсионной системы будет иметь право получить свои средства (их часть) при наступлении каких-то сложных жизненных ситуаций. Таких, например, как инсульт, онкозаболевание. При этом для выплаты таких средств нужны будут медицинские подтверждения критического состояния здоровья.

Ранее планировался более широкий диапазон форс-мажорных обстоятельств, при которых возможна одноразовая выплата. Например:

— лечение тяжелых заболеваний участника накопительной пенсионной системы и близких родственников — до 100 %;

—наступление для участника критических жизненных ситуаций (пожар, стихийные бедствия) — до 70 %;

—приобретение недвижимости — не более 50 %;

—оплата обучения участником, детьми участника — не более 30 %.

Более детальные условия и порядок получения выплат из накопительной системы должен будет разработать и установить КМУ.

Но, опять же, на сегодняшний день пока сложно сказать, на каком варианте остановятся законодатели. Возможно, одноразовую выплату ограничат только тяжелыми заболеваниями самого участника накопительной системы. Но не исключено, что вариантов взять свое сразу будет больше.

При этом участник накопительной системы имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц (независимо от наличия у него с такими лицами семейных, родственных отношений), которые имеют право на получение в случае его смерти средств в сумме, учтенной на его накопительном пенсионном счете, а также определить размер долей, в которых они должны быть распределены между указанными лицами.

В таком случае участник накопительной системы составляет завещание в соответствии с ГКУ.

Лица, которые имеют право на получение в наследство средств накопительной системы пенсионного страхования в сумме, принадлежащей умершему участнику накопительной системы, могут подать заявление о направлении таких средств на свой накопительный пенсионный счет.

Вот примерно такая картина вырисовывается с накопительной пенсионной системой. В завершение еще раз подчеркнем, что на данный момент законодательная база под эту систему еще не готова, поэтому четко сказать, как она в реалиях будет выглядеть, невозможно, можно ориентироваться только на нормы, содержащиеся в законопроектах по этому вопросу. И надо учитывать, что они могут быть приняты в измененном виде или не приняты вообще. Так что это пока только наброски эскиза, а готовый результат — чуть позже. ☺

Рассмотрим часто возникающие вопросы, касающиеся работы с веб-порталом Пенсионного фонда Украины касательно страхового стажа и размера заработной платы, и ответы на них.

Можно ли на веб-портале Пенсионного фонда, когда человек собирается на пенсию, выбрать лучшие годы?

Начиная с 1998 года любое застрахованное лицо может увидеть свои данные на веб-портале. Если это страховой стаж, он начинается с 2004 года по уплате страховых взносов, а период с 1998 по 2004 год засчитывается у нас календарно, то есть в полном объеме.

Кроме того, на вебпортале существует такой сервис, как Пенсионный калькулятор. Он дает возможность любому лицу самостоятельно просчитать и страховой, и общий стаж. Вся информация, содержащаяся в базе данных застрахованных лиц, доступна автоматически. Данные, которые содержатся в документах, например, об обучении, о военной службе в трудовой книжке до 2004 года, человек вносит самостоятельно. Затем формируется продолжительность стажа и размер вероятной пенсии. Если лицо правильно внесет все данные, в соответствии со своими документами, то почти стопроцентно будет тот размер пенсии, на который бы лицо претендовало, обратившись в Пенсионный фонд.

Какие периоды входят в страховой стаж?

Обучение, и военная служба, и декрет до 1 января 2004 года учитываются в полном объеме с документами. Начиная с 1 января 2004 года, обсчет ведется в соответствии с уплатой страховых взносов. Если, например, женщина находилась в декретном отпуске и за нее организация уплачивала страховые взносы, то, конечно, этот период будет включен в страховой стаж.

Будет ли зачислен каждый после трех лет декрета год в стаж?

В соответствии с действующим законодательством взносы уплачиваются в течение трех лет, то есть первые три года будут засчитываться, а каждый следующий уже нет.

Как онлайн на портале ПФУ узнать о своем стаже, о заработной плате. Что для этого нужно сделать?

1. Войти на портал электронных услуг ПФУ

Первый способ – с помощью логина и пароля, второй-с помощью собственной электронной цифровой подписи (ЭЦП). Если лицо приходит в сервисный центр, отдел обслуживания граждан, ему предоставляется логин и пароль, с помощью которых можно зайти на вебпортал. Но такой порядок имеет определенные ограничения по объему получаемых услуг. Лучше заходить на вебпортал с помощью ЭЦП.

Как получить ЭЦП.

Первый путь – обратиться в один из аккредитованных центров. Это могут быть органы фискальной службы, органы юстиции. Их перечень можно найти на вебпорталах этих аккредитованных центров .

Второй путь – воспользоваться онлайн-банкингом.

Третий путь – получение в учреждении Пенсионного фонда электронного пенсионного удостоверения, которое сразу является и пенсионным удостоверением, и носителем ЭЦП.

Все ли пенсионеры знают об ЭЦП? Или, если не заходить на ваш сервис, можно его не делать?

Сегодня существует тенденция к электронизации всех услуг, поэтому получение ЭЦП является актуальным. Все государственные реестры нуждаются в наличии ЭЦП, потому что содержат конфиденциальную информацию, доступ к которой можно получить только с помощью ЭЦП.
Если человек определился, каким путем он будет заходить на вэбпортал,что дальше? К примеру, возьмем более удобную ЭЦП.

На вебпортале есть функция "вход". Нажимаем на него и входим в свой Личный кабинет.


В нем можно получить сведения из Реестра застрахованных лиц, данные о своего страхователя, информацию об изменениях в своем деле, справки, подлинность которых подтверждается QR-кодом, подать заявление о назначении/перерасчете пенсии, просмотреть отчетные данные Пенсионного фонда, подать жалобу, записаться на прием. То есть широкий спектр услуг предоставляет вход в Личный кабинет именно с помощью ЭЦП.

Как найти на вебпортале данные о стаже и заработной плате?



Если человек получал заработную плату и к ней прилагались премии или надбавки. Влияет ли это на пенсию?

На вебпортале можно увидеть, уплачиваются ли взносы и в каком объеме?

Это можно увидеть. И мы призываем всех контролировать работодателя, чтобы быть уверенными в своем будущем пенсионном обеспечении. Это все можно сделать, зайдя на вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда, через Личный кабинет.

Если человек не имеет ЭЦП, а зарегистрировался через логин и пароль, то какими услугами он не может воспользоваться?

Например, это подача заявления на назначение/перерасчет пенсии. Документы, необходимые для этого, подаются только с помощью ЭЦП, поскольку лицо должно заверить своей подписью свое желание подать соответствующие документы. Используя ЭЦП, лицо может получить справку с подтверждающим QR-кодом. То есть это те действия, которые обязательно требуют согласия лица.

Справку можно оформить на вебпортале, а для ее получения нужно прийти в учреждение Пенсионного фонда? Поступит ли она на электронный адрес?

Нет, ее можно распечатать сразу с компьютерного устройства и на ней уже есть QR-код, который является действительным во всех учреждениях, организациях, на предприятиях, то есть имеет законную силу.

Какие еще есть ограничения, если человек использовал только логин и пароль, чтобы войти на вебпортал?

Человек не сможет распечатать указанную справку. Кроме того, если человек хочет получить данные из Реестра застрахованных лиц, которые должны быть заверены, то это тоже можно сделать только с помощью ЭЦП. А такие основные функции, как просмотр персональных данных, сведений по пенсионному делу, отчетности Пенсионного фонда, запись на прием, подача жалобы, доступны без ЭЦП.

Сегодня происходит много сокращений работников. Меняются должности, меняется много названий. Это ответственность работодателя, чтобы в ПФУ были четкие и точные данные, где и кем работает человек. Должен ли сам человек контролировать эти данные?

Человек в любом случае должен контролировать свою трудовую книжку, потому что работодатели не всегда, к сожалению, заинтересованы в правильности внесения записей. Поэтому в ПФУ рекомендуют лицам, если есть определенные вопросы, обратиться в Пенсионный фонд, чтобы там, в случае необходимости, сделали соответствующие запросы в организации, архивные учреждения, то есть работники Пенсионного фонда окажут любую помощь человеку. Об этом нужно побеспокоиться заблаговременно. Лучше обратиться к пенсионщикам заранее для оформления полного пакета документов, чтобы у лица не возникало никаких проблем. Это могут быть люди и 35, и 40 лет, то есть нет ограничений – любое лицо может прийти со своими документами, если его что-то беспокоит, и получить квалифицированную помощь.

Когда в ПФУ впервые появляются данные о личности?

Как только она становится застрахованным лицом. Как только она начинает учебу, декрет, военную службу, если есть вычеты, то их видят в Пенсионном фонде, или если человек официально устроилась на работу.
Если лицо хочет самостоятельно прийти и сообщить свои данные и изъявит желание самостоятельно платить взносы, то мы регистрируем человека как застрахованное лицо и он будет находиться в реестре застрахованных лиц.

Есть разница, на какой основе человек учится в университете – на бюджете или на платной основе? Все равно уплачиваются взносы?

Если человек учится на платной основе, то взносы за него не уплачиваются, если только он сам не уплатит за себя взносы. То есть человек может пять лет учиться, но это не зачтется в стаж (это верно с 2004 года)

В каком размере были уплачены взносы, если человек учился на платной основе?

Для этого нужно будет обратиться к специалистам Пенсионного фонда, которые скажут, какая сумма должна быть уплачена. Эта сумма зависит от прожиточного минимума, действующего на тот момент, когда лицо обратится в Фонд. Если платить за нынешний период, то это 1039 грн 06 коп. Это минимальный взнос за один месяц.

Как добавить период обучения в страховой стаж на веб-портале ПФУ

Вам это нужно, если

  1. если Вы закончили высшее учебное заведение до 1 января 2004 года и по какой-то причине эти данные не были внесены в трудовую книжку;
  2. Вы учились в период до 1998 года, то есть до момента формирования электронной базы уплаты страховых взносов.

Как загрузить диплом на веб-портале ПФУ

Если не хватает страхового стажа, его можно приобрести. Сколько стоит один год?

Если мы платим взносы за прошлый период, то это 1039,06 грн, умноженные на коэффициент 2. То есть 2078,12 грн нужно оплатить, если это предыдущий период. Или есть другой вариант – человек может доработать тот стаж, которого ему не хватает. Или если у человека есть неполные месяцы, он работал, но есть взносы, например, за полмесяца, то человек самостоятельно может доплатить за этот период, и здесь уже сумма будет значительно меньше. Она рассчитывается индивидуально, нужно будет обратиться к специалистам Пенсионного фонда для исчисления.

Если стаж можно докупить, то можно ли изменить размер пенсии? Что для этого нужно сделать, чтобы она была больше? Или это невозможно?

Пенсия содержит две основные составляющие – это заработная плата и стаж. Когда человек уходит на пенсию, он имеет стаж и заработную плату, и тогда уже поздно что-то делать. Стоит об этом позаботиться заранее. Поэтому и важно контролировать своих работодателей для того, чтобы они платили взносы с той суммы, которую человек получает фактически.

Если человек болел и не работал долгий период, что делать в этом случае?

Если человек находится на больничном, то с больничных тоже уплачиваются страховые взносы, когда он официально трудоустроен.
И все это можно увидеть также на вебпортале. Если у человека в период болезни заработная плата меньшего размера, то будут уплачиваться соответствующие взносы.

Если человек вообще не работал? Будет ли у нее пенсия? И как ей можно узнать информацию о себе и есть ли эта информация у Пенсионного фонда?

То есть если человек не работал вообще, то пенсии он не получит?

Да. Если человек не работал или работал нелегально, то взносы за него не уплачивались и права на пенсию он не приобретет.

Насколько быстрый сервис-вебпортал Пенсионного фонда? Сколько нужно времени, чтобы, например, получить справку или записаться на прием?

Пенсионная система Украины охватывает всех нетрудоспособных граждан преклонного возраста, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, выплаты которым осуществляются в форме пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных пенсий. Пенсия - это ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" возраста или признания его инвалидом, или получают члены его семьи в случаях, определенных ранее упомянутым Законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное страхование.docx

Общая характеристика пенсионное системы Украины и оценка уровня Пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионная система Украины являет собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов, а также норм, которые своей целью являют предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Пенсионная система Украины охватывает всех нетрудоспособных граждан преклонного возраста, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, выплаты которым осуществляются в форме пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных пенсий. Пенсия - это ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" возраста или признания его инвалидом, или получают члены его семьи в случаях, определенных ранее упомянутым Законом.

Пенсионное обеспечение граждан в подавляющем большинстве стран мира осуществляется из трех источников:

o государственной системы (в пределах общеобязательного государственного социального страхования);

o негосударственных пенсионных фондов;

o страховых компаний и других финансовых организаций.

    • солидарной системы (первого уровня),
    • обязательной накопительной системы (второго уровня)
    • негосударственного добровольного пенсионного обеспечения (третьего уровня). Рассмотрим каждый из них:

    Уровень 1 - Солидарная система:

    Данная система характеризуется тем, что в ходе реформирования было предусмотрено:

    • Охватить системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, а также наемных работников в частном секторе экономики);
    • Внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учета заработка при определении размеров пенсий, зачисление в страховой стаж периодов, за которые уплачены страховые взносы и ставит будущий размер пенсии в зависимости от величины заработка, с которого уплачивались пенсионные взносы, и страхового стажа, в течение которого они платились. Причем, сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет назначенной им пенсии по условиям нового Закона;
    • Сохранение права выхода на пенсию в 60 лет, с одновременным предоставлением возможности более позднего выхода на пенсию с повышением размеров пенсий от 3 ​​процентов за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32 процентов за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, в течение которого лицо платить взносы в Пенсионный фонд, а значит и размер его пенсии будет выше. Такое решение вопроса будет личным делом каждого гражданина и будет зависеть исключительно от его готовности "работать на самого себя".

    С солидарной системы пенсионного страхования в Украине назначаются такие пенсии:

    ü пенсии по возрасту, при достижении пенсионного возраста для мужчин - 60 лет и для женщин - 60 лет, так как в Украине установлен единый возраст выхода на пенсию.

    ü пенсии по инвалидности, при наличии необходимого страхового стажа в зависимости от возраста признания застрахованного лица инвалидом. Размеры пенсий исчисляться в процентах к размерам пенсий по возрасту и с учетом в страховой стаж периода от дня признания застрахованного лица инвалидом до дня достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

    ü пенсии в случае потери кормильца, при наличии необходимого страхового стажа на момент смерти застрахованного лица, продолжительность которого будет определяться в зависимости от возраста, в котором застрахованное лицо умерло.

    Управление средствами солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляет Пенсионный фонд Украины

    Источниками формирования бюджета Пенсионного фонда Украины являются:

    1) Страховые взносы – осуществляются в составе Единого социального взноса, который уплачивается различными категориями плательщиков с последующим распределением на все виды социального страхования.

    2) Инвестиционный доход – доход, который получается от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.

    3) Средства Государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в Пенсионный фонд.

    4) Суммы от финансовых санкций – суммы полученные от санкций, которые применяются для нарушителей порядка начисления, расчета и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда.

    5) Благотворительные взносы физических и юридических лиц.

    6) Добровольные взносы предприятий, организаций и населения.

    В целом можно сказать, что солидарная система характеризуется тем, что в ее рамках осуществляется перераспределение дохода между различными поколениями, ведь система предусматривает обеспечение минимальной и гарантированной пенсии, предоставляемые государством.Ее целью является обеспечение каждому гражданину получать минимальный доход после выхода на пенсию. Такая система принадлежит к социальной защите. Средства для финансирования пенсионных выплат мобилизуются в Пенсионный фонд Украины путем обязательных отчислений от заработной платы граждан. Пенсия начисляется только за те годы, когда работник фактически платил пенсионные взносы. Расчет размера пенсии производится не по трудовому, а по страховым стажем, т.е. за период, когда гражданин выплачивал платежи в Пенсионный фонд. В случаях, когда по тем или иным причинам пенсионные выплаты гражданину не достигают прожиточного минимума, предусматривается осуществление адресных выплат малообеспеченным гражданам за счет средств Государственного бюджета.

    Уровень 2 - Общеобязательная накопительная система:

    Суть такой системы будет заключаться в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему будет накапливаться в едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, которые (и в пользу которых) платить такие взносы.

    Накопительный пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах и инвестирует их с целью получения инвестиционного дохода в интересах застрахованных лиц.

    Второй уровень пенсионной системы требует внедрения путем принятия закона. Принятие закона осуществляется лишь при условии экономического роста страны на протяжении двух последних лет, а именно: если в каждом из них валовой внутренний продукт рос не менее чем на 2 % сравнительно с предыдущим годом.

    Перечисление страховых взносов в Накопительный фонд осуществляется в случае одновременного повышения заработной платы застрахованному лицу и лишь после выполнения ряда условий, среди которых:

    1) обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе в размере, предусмотренном частью третьей статьи 46 Конституции Украины (то есть не ниже от прожиточного минимума, установленного законом);

    2) сбалансированности бюджета Пенсионного фонда в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета;

    3) создание институционных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования;

    4) приобретение опыта работы системы негосударственного пенсионного обеспечения;

    5) обеспечение финансирования из государственного бюджета утраченной части страховых средств в солидарной системе в связи с перечислением части страховых взносов в Накопительный фонд.

    Высшим органом управления Накопительного фонда должен стать Совет фонда, который формируется из 14 человек, назначаемых Президентом и Кабинетом Министров Украины. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами на конкурсной основе.

    Максимальный размер страхового взноса, который направляется на накопительную часть обязательного пенсионного обеспечения не может превышать 7% заработной платы работника.

    Обязательность участия в государственной накопительной системе касается тех граждан, которым на момент принятия соответствующего закона не исполнится 40 лет – мужчинам, и 35 лет – женщинам. Граждане, которые достигли указанного возраста имеют право принять участие в системе государственного накопительного пенсионного страхования на добровольной основе, если их возраст не превышает 45 лет – для женщин и 50 лет – для мужчин.

    Средства Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования используются на:

    1) инвестирование с целью получения дохода в интересах застрахованных лиц;

    2) оплату договоров страхования пожизненных пенсий или осуществления единоразовых выплат;

    3) оплату услуг компаний по управлению пенсионными активами Накопительного фонда;

    4) оплату услуг исполнительной дирекции Пенсионного фонда, связанных с административным управлением Накопительным фондом;

    5) оплату услуг советника (советников) по инвестиционным вопросам;

    6) оплату услуг банка-хранителя средств;

    7) оплату услуг по проведению плановой аудиторской проверки.

    Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионными средствами осуществлять компании по управлению активами (для которых эта деятельность является профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной (тендерной основе). При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законопроектов относительно направлений инвестирования, рынков на которых можно будет осуществлять инвестиции и требований по диверсификации (вложение средств в различные направления) инвестиционных вложений.

    Второй уровень пенсионного страхования позволит:

    ü увеличить общий размер пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода;

    ü уменьшить "налоговое давление" на фонд оплаты труда работодателей за счет перечисления части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд, который будет осуществляться из заработка работника;

    ü наследовать средства, учтенные на персональном пенсионном накопительном счете, родственникам застрахованного лица;

    ü создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики;

    ü распределить риски выплаты низких размеров пенсий между первым и вторым уровнем пенсионной системы, и таким образом застраховать будущих пенсионеров от негативных демографических тенденций и колебаний в экономическом развитии государства;

    ü повысить эффективность управления системой пенсионного обеспечения за счет передачи негосударственным компаниям функции управления пенсионными активами.

    Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

    Читайте также: