Исковая давность обжалования решений пенсионного фонда

Обновлено: 19.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Споры с Пенсионным фондом РФ: учитываем опыт коллег

Некоторые вопросы, связанные с оформлением и представлением отчета по форме СЗВ-М, мы уже обсуждали на страницах нашего журнала [1] . Теперь продолжим рассмотрение этой темы. Поводом стали несколько судебных споров с ревизорами ПФ РФ – о распределении судебных расходов между фондом и страхователем (в виде госпошлины и стоимости услуг представителя), о признании работником единственного учредителя, указанного в отчете. Подробности – далее.

Штраф за непредставление в срок формы СЗВ-М может быть снижен.

Отчет по форме СЗВ-М представляется в органы ПФ РФ ежемесячно не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ [2] ).

За непредставление в установленный срок СЗВ-М либо представление обозначенной формы с неполными и (или) недостоверными сведениями страхователь может быть оштрафован на 500 руб. за каждое застрахованное лицо (абз. 3 ст. 17 Закона № 27‑ФЗ). То есть величина штрафа за непредставление в установленный срок формы СЗВ-М либо представление ее с неполными и (или) недостоверными сведениями напрямую зависит от количества застрахованных лиц. Процедура привлечения страхователя к указанной ответственности определена положениями названной статьи.

К сведению:

Указание в отчете СЗВ-М ошибочных сведений в отношении только одного застрахованного лица не является основанием для признания непредставленным данного отчета в полном объеме (см. Постановление АС ЗСО от 23.08.2017 № Ф04-2709/2017 по делу № А27-22235/2016).

К сожалению, снизить размер штрафов страхователи могут только в судебном порядке, поскольку Законом № 27‑ФЗ не определены:

  • ни обстоятельства, исключающие вину страхователя или смягчающие ответственность в связи с непредставлением им в установленный срок сведений по форме СЗВ-М;
  • ни порядок снижения штрафов за данное правонарушение.

В связи с этим арбитрам в настоящее время приходится рассматривать большое количество споров об уменьшении суммы санкций – чаще всего их снижают, иногда существенно. Кроме того, арбитры принимают решения в отношении порядка компенсации судебных издержек страхователя (как правило, это сумма госпошлины и расходы на оплату услуг представителя).

Порядок возмещения отделением ПФ РФ судебных расходов.

Госпошлина возвращается даже при частичном снижении штрафа.

В силу абз. 3 ст. 17 Закона № 27‑ФЗ величина штрафа за опоздание на один день составила 43 000 руб. (500 руб. х 86 чел.).

Поскольку нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М было, что называется, налицо, арбитры признали правомерным сам факт вынесения ревизорами решения о привлечении страхователя к ответственности. Однако величину штрафа за указанное деяние они, руководствуясь Постановлением КС РФ от 19.01.2016 № 2‑П, сочли чрезмерной с учетом следующих смягчающих обстоятельств:

  • компания признала и факт правонарушения, и вину;
  • данное правонарушение она совершила впервые;
  • допущен незначительный пропуск срока – всего один день;
  • отсутствуют негативные последствия для бюджета.

В результате, посчитав, что примененная к страхователю санкция явно не соответствует тяжести и фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения, арбитры АС ЦО снизили размер штрафа до 4 000 руб. (кратность уменьшения – 10,75 раз).

Обратите внимание:

При подаче иска в суд компания уплатила госпошлину в размере 3 000 руб.

Эту сумму АС ЦО взыскал с ПФ РФ в полном объеме, хотя на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, при частичном удовлетворении исковых требований подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Основание – п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 [3] , где сказано, что даже при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу. И пункт 19, согласно которому отсутствие у ПФ РФ полномочий учитывать смягчающие обстоятельства при привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27‑ФЗ, не может служить основанием для освобождения от обязанности возместить расходы на уплату госпошлины.

Аналогичный вердикт вынес АС СЗО в Постановлении от 03.12.2018 № Ф07-15064/2018 по делу № А26-3625/2018: штраф снизили с 12 000 до 3 000 руб., госпошлину (3 000 руб.) в полном объеме взыскали с ПФ РФ.

Итак, принимая во внимание вышесказанное, не упускайте из виду возможность вернуть уплаченную при подаче иска в суд сумму госпошлины. Тот факт, что ПФ РФ в соответствии со ст. 333 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, значения не имеет (Постановление АС ЦО от 20.07.2018 № Ф10-2597/2018 по делу № А83-21048/2017).

Расходы на представителя делятся между сторонами пропорционально.

В Постановлении АС ЗСО от 09.04.2018 № Ф04-799/2018 по делу № А27-17220/2017 страхователь оспорил штраф в размере 146 200 руб. за не представленные в срок документы, истребованные ревизорами отделения ПФ РФ в рамках выездной проверки. Арбитры снизили величину санкций в 10 раз (до 14 620 руб.).

В связи с рассмотрением данного дела страхователь понес судебные расходы в размере 70 205,7 руб. (70 000 руб. – на оплату услуг представителя по делу, 205,7 руб. – почтовые расходы). Затем страхователь предпринял попытку взыскать в ПФ РФ обозначенную сумму в полном объеме. Представители фонда возражали, указывая на то, что страхователь не выиграл судебный процесс, так как решение о привлечении его к ответственности в целом было признано законным (уменьшен только размер санкции).

Арбитры, руководствуясь нормами ст. 65, 71, 110 и 112 АПК РФ, применили принцип пропорционального распределения судебных расходов между сторонами процесса. С учетом частичного снижения штрафа они пришли к выводу о том, что ПФ РФ должен возместить страхователю тоже только часть судебных расходов.

Первая инстанция сочла, что ПФ РФ должен возместить страхователю только 1/10 часть расходов, то есть 7 020,57 руб. Однако апелляция и кассация расчет части возмещаемых расходов произвели иначе – так как 90 % изначальной суммы штрафа были признаны незаконными, то и ПФ РФ должен возместить 90 % всей суммы судебных расходов – 63 185,13 руб. (70 205,7 руб. х 90 %).

Подытожим: если суды уменьшат сумму штрафа, определенного решением ПФ РФ (за опоздание с подачей отчета по форме СЗВ-М, за непредставление истребуемых документов и прочие правонарушения), а не отменят его вовсе, то возместить судебные расходы страхователь сможет частично (исходя из доли штрафа, признанного судом незаконным). Вот такая математика.

Единственный учредитель компании и форма СЗВ-М.

Вопрос о наличии трудовых отношений с единственным учредителем компании в отсутствие трудового договора является дискуссионным. Не менее актуален и вопрос об обязанности страхователя представлять форму СЗВ-М в случае, если у него нет штатных работников, а с единственным учредителем, который является руководителем, не заключен трудовой или гражданско-правовой договор.

Однако в Письме Минтруда России от 07.07.2016 № 21‑3/10/В-4587 по данному вопросу приведены менее категоричные разъяснения. Суть их такова. Нередко физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, причем каких‑либо выплат в пользу этих лиц организации не производят. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Поэтому если физические лица (в том числе руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица относятся к работающим.

В связи с этим обратим внимание на Постановление АС МО от 17.09.2018 № Ф05-13218/2018 по делу № А40-124336/2018, в котором была рассмотрена фактически анекдотичная ситуация. Суть спора заключалась в следующем.

Компания самостоятельно представила в ПФ РФ форму СЗВ-М со сведениями об одном из ее соучредителей, но с нарушением срока. За это ее привлекли к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., который она в добровольном порядке не уплатила. Фонд подал в суд заявление о выдаче судебного приказа на принудительное взыскание указанной суммы.

В суде компания настаивала на отсутствии оснований для привлечения ее к ответственности, поскольку между ней и ее соучредителем отсутствовали какие‑либо трудовые или гражданско-правовые отношения, равно как и не производились в его адрес выплаты, включаемые в базу для исчисления страховых взносов. Однако арбитры отклонили эти доводы компании, поскольку она своими действиями признала:

  • наличие трудовых отношений с соучредителем (самостоятельно подала сведения о нем как о застрахованном лице в форме СЗВ-М);
  • справедливость (законность) обозначенного штрафа (не воспользовалась правом обжаловать решение отделения ПФ РФ).

С учетом перечисленных обстоятельств компания была вынуждена уплатить штраф. Какие-либо комментарии в данном случае, полагаем, излишни.


У судебных приставов есть широкие возможности, как испортить жизнь должнику в рамках принудительного взыскания. Граждан вполне логично интересует, существует ли и насколько велик срок давности по исполнительному производству. Этот вопрос наверняка интересен и кредитору, так как просрочка означает невозможность последующих взысканий. Расскажем, когда прекращается взыскание старых долгов.

Разберемся с понятиями

Правовое регулирование вопроса

Общая информация о сроках исковой давности в отношении исполнительного производства содержится в главе 3 №229-ФЗ.

Существенные моменты находятся и в других местах этого Федерального закона, например, статье 36. Далее рассмотрим каждый из наиболее важных временных периодов по отдельности.

Срок давности взыскания долга

Сроки давности по разным основаниям

Сначала имеет смысл понять, сколько действует исполнительный лист по взысканию долга. Ответ зависит от вида исполнительного листа (далее — ИЛ). В соответствии со статьей 21 №229-ФЗ:

  • по общему правилу — на предъявление исполнительного листа кредитору предоставляется три года. Отсчет начинается с момента вступления судебного решения в силу;
  • ИЛ с пропущенным, но восстановленным по решению суда суда сроком давности, должны быть предъявлены для взыскания в течение двух месяцев;
  • ИЛ с регулярными выплатами могут предъявляется в течение всего срока этих выплат, к которому добавляется еще три года;
  • ИЛ по административным правонарушениям действует в течение двух лет после вступления в силу решения суда;
  • срок исковой давности по ИЛ с требованием о возврате ребенка, попавшего на территорию РФ незаконно, составляет один год.

Судебный приказ предъявляется для открытия исполнительного производства не позднее трех лет с момента вступления документа в силу.

Отдельного упоминания заслуживают еще два частных случая:

  • судебное решение, где должнику предоставлен срок на исполнение,
  • должник получил рассрочку или отсрочку по ИЛ.

Тогда срок взыскания по исполнительному листу начинается с момента окончания времени для оплаты или отсрочки по выплатам.

Когда срок прерывается

Статья 22 №229-ФЗ предусматривает два случая прерывания трехлетнего срока действия ИЛ:

  1. Передача листа на исполнение приставу или в банк.
  2. Частичное исполнение должником решения суда.

После окончания основания для прерывания, срок действия исполнительного листа по взысканию денежных средств продолжается.

Если ИЛ возвращен кредитору из-за невозможности исполнения, срок давности отсчитывается заново. То есть если пристав вернул лист или приказ в связи с тем, что не нашел должника и его имущество, то у банка будет еще 3 года, чтобы предъявить документы вновь. Но №229-ФЗ предусматривает два исключения:

  • возврат произошел по инициативе кредитора;
  • взыскатель предпринял действия, которые мешают взысканию долга.

В этих случаях срок исполнительного производства, прерванного из-за взыскателя, вычитается из времени на обращение в ФССП (3 года).

Если должник признан банкротом, это означает автоматическое прекращение действия и ИЛ, и открытого ранее исполнительного производства. Это регламентируется положениями статьи 96 №229-ФЗ (пункт 4).

При этом исполнительное производство приостанавливается, и все связанные с ним аресты имущества и денег, запреты на выезд за границу и вождение автомобиля снимаются с начала процедуры банкротства в суде. А после того, как суд завершает процедуру и списывает долги, все исп. дела приставы обязаны закрыть. Банки не могут возобновить взыскание, даже если человек устроился на работы или получит иной доход (наследство, подарок).

Порядок восстановления пропущенного срока обращения в ФССП

Основания для восстановления срока на подачу заявления в ФССП установлены статьей 23 №229-ФЗ. В ней содержится перечень уважительных причин, при документальном подтверждении которых суд продлит срок, когда можно предъявить исп. лист. К ним относятся:

  • болезнь кредитора (подтверждается медицинскими документами);
  • отсутствие сведений о возможности истребования долга (ситуация возникает редко — если исполнительный лист не направили взыскателю);
  • длительная командировка (требуется предоставить командировочное свидетельство);

другие обстоятельства, которые судья посчитает объективными.

На практике это единичные случаи, когда взыскатель — физ. лицо несколько лет болеет или находится в отъезде. Если кредитором является организация, банк или МФО, то сроки не восстанавливаются.

Сроки открытия исполнительного производства

Как работают судебные приставы — закон и реальность

В этом случае банк или иной кредитор могут предъявить ИЛ повторно через полгода либо раньше, если у должника появятся финансы, либо обнаружится собственность.

Продолжительность исполнительного производства

Следующий вопрос — сколько длится исполнительное производство у судебных приставов? Согласно ст. 36 ФЗ №229-ФЗ, сотруднику ФССП дается два месяца на исполнение решения суда.

На практике случаи, когда возврат долга происходит в столь сжатые сроки, встречаются крайне редко. По заявлению взыскателя пристав может подлить срок, о чем он вынесет отдельное определение — например, если не получены ответы из гос. органов об имуществе должника, если человек объявлен в розыск, если готовятся торги.

Также исполнительное производство могут приостановить:

  • по решению суда — например, если должник оспаривает взыскание по вновь открывшимся основаниям или при введении банкротства в Арбитражном суде;
  • в случае смерти должника, признания его недееспособным — до даты установления наследников или опекунов;
  • по просьбе самого должника — в случае его болезни, призыва в армию.

Если пристав проверил имущество и доходы физ. лица, и пришел к выводу, что взыскивать нечего, ИЛ возвращается взыскателю. Возобновление исполнительного производства происходит в любое время в соответствии с повторным заявлением кредитора. Как уже было отмечено, основанием для его полного прекращения становится банкротство должника.

Срок оплаты судебной задолженности

Должнику предоставляется 5 рабочих дней на добровольное выполнение судебного решения. В этом случае не начисляется исполнительский сбор — 7% от суммы долга, но не менее 1000 рублей.

Срок считается с даты, когда должник получил копию постановления о начале исполнительного производства любым способом:

  • на руки от пристава;
  • по почте — это самый частый способ. Копия документа отправляется по адресу должника. Причем если должник не получит письмо по свей вине — откажется от вручения на почте, то он все равно будет считаться уведомленным;
  • через Госуслуги. Да, в 2021 пристав вправе уведомить должника о возбуждении дела на портале Госуслуг, и такое онлайн-информирование считается надлежащим и вполне законным.

Если в течение следующих 5 рабочих дней деньги не будут отправлены на счет ФССП, должнику придется платить сбор за работу службы. Причем если в последствии человек все-таки заплатит самостоятельно или договорится с кредитором о графике погашения, сбор все равно будут взыскивать.

Проверить задолженность у приставов по фамилии можно на официальной сайте или через наш сервис проверки. И то и другое — бесплатно.

Как быстро судебные приставы закрывают производство?

Прекращение взыскания по исполнительному производству

Невозможность исполнения должником финансовых обязательств, которые установлены судебным решением, становится основанием для прекращения или окончания производства. Такое решение пристав выносит в период от двух месяцев до трех лет после открытия. Исполнительный лист возвращают взыскателю.

После того как пристав окончил дело по ч.4 п.1 ст. 46 ФЗ №229, гражданин вправе подать документы МФЦ для списания долгов до полумиллиона по внесудебному банкротству.

При этом в списке кредиторов можно указывать не только долг, который был у приставов, но и другие недоимки — непогашенные кредиты и микрозаймы, ЖКХ, налоги и штрафы, даже долг за Интернет или телефон.

Как подготовить документы для бесплатного банкротства через МФЦ, сколько спишут, и что можно делать во время процедуры, мы рассказали в специальном материале .

Пока гражданин не списал долги через МФЦ, взыскатель вправе возобновить производство — повторно подать заявление и лист в ФССП. Важно, что отсчет срока подачи исполнительного листа приставам после возвращения ИЛ из-за невозможности взыскания начинается заново.

Если нет оснований для окончания производства — например, у человека есть зарплата или пенсия, он получает регулярных доход, то причиной закрытия дел станет признание банкротства физ. лица через суд. Это реальный и законный способов избавиться от долговой нагрузки, причем общая сумма должна быть не меньше 300 тысяч рублей. Верхний предел не установлен — хоть миллион, хоть 100 миллионов рублей.

Частые вопросы

Открытие невозможно, если кредитор не обратился к судебным приставам в течение трех лет после принятия судебного решения или после возвращения ИЛ взыскателю. В ряде частных случаев, которые описаны выше, вместо трех лет будут более короткие сроки.

Такие ограничения действующим законодательством не установлены. Единственное требование, которое предъявляется к взыскателю, заключается в соблюдении установленных процедурой исполнительного производства сроков.

Повторное предъявление ИЛ в ФССП для принудительного взыскания долга после возвращения документа возможно через полгода. Для других исполнительных документов, кроме листа — приказов, договоров с испол. надписью нотариуса, постановлений ГИБДД — срок два месяца.

Взыскатель может подать лист повторно, не выжидая 6 месяцев, если есть информация, что материальное положение должника изменилось в лучшую сторону.

Самый доступный и правильный способ разобраться в этой не самой простой проблеме — это обращение к профессиональным юристам. Если вы списать долги в связи с истечением сроков или в связи с невозможностью оплаты, звоните нам! Мы профессионально занимаемся именно долгами физ. лиц и поможем избавиться от кредитов по закону.


Автор статьи Константин Милантьев

Эксперт в области банкротства физических лиц. Является действующим арбитражным управляющим с 2015 года. Публикации Константина размещены в различных экспертных изданиях и СМИ. Активный участник конференций, семинаров и обсуждений внесения правок в действующее законодательство РФ по банкротству.


Штраф за несвоевременное представление формы СЗВ-М ‒ одно из самых распространённых нарушений в части отчётности в ПФР, которое оспаривается в суде. Наш эксперт Татьяна Чапаева рассмотрела смягчающие обстоятельства, а также судебную практику, при которой страхователь смог избежать или снизить штрафные санкции за непредставленный отчёт СЗВ-М или представленный не в срок.

Вышестоящие органы ПФР крайне редко отменяют штрафы. Снижение штрафа Законом о персонифицированном учёте не предусмотрено. Поэтому добиваться отмены санкций госорганов организациям и ИП приходится в суде. При несогласии с размером штрафа рекомендуем сразу обращаться в арбитражный суд. Административные штрафы по СЗВ-М назначает мировой суд по протоколам, которые составляют сотрудники ПФР.

Закон о персонифицированном учёте предусматривает для компаний штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица ( ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ):

  • за непредставление либо несвоевременное представление СЗВ-М;
  • за представление неполных и (или) недостоверных сведений.

При этом штраф грозит не только работодателю. Дополнительно за несвоевременную сдачу СЗВ-М должностное лицо организации оштрафуют на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, п. 42 Инструкции , утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н).

На ИП этот штраф не наложат ( прим. к ст. 15.33.2 КоАП РФ). За нарушение срока сдачи СЗВ-М его оштрафуют только по статье 17 Закона о персонифицированном учёте.

Если вы не сдали форму СЗВ-М вовремя, штраф составит 500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором вы должны были указать в этой форме. Если к ранее представленным сведениям за отчётный период вы дополнительно представите сведения о застрахованных лицах, в отношении которых за этот период они не были представлены вовремя, вас также оштрафуют на 500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором вы должны были указать ранее (ст. 17 Закона о персонифицированном учёте, п. 40 Инструкции, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н).

Срок давности составляет три года с даты, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о вашем нарушении. В этот срок он должен вынести решение о привлечении вас к ответственности (ст. 17 Закона о персонифицированном учёте).

Если вы не подали отчётность по персонифицированному учёту вовремя, то срок давности начнёт течь с момента истечения срока сдачи отчётности , который вы нарушили ( ч. 1 ст. 4.5 КоАП , п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, Постановление Московского городского суда от 05.08.2019 № 4а-4194/2019).

Что учитывают суды при отмене или снижении штрафов в случае непредставления или представления отчёта СЗВ-М не в срок

Отменить штраф можно, если арбитражный суд признал недействительным решение территориального органа ПФР о привлечении к ответственности либо отказал в удовлетворении требования территориального органа ПФР о взыскании штрафа.

Смягчающие обстоятельства суд учтёт при рассмотрении дела. Их перечень дан в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ . Но суд может принять и иные обстоятельства в качестве смягчающих ( ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ ). Кроме того, суд также оценивает характер нарушения, личность виновного, его имущественное положение ( ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ ).

Рассмотрим смягчающие обстоятельства, на которые можно сослаться в суде.

  • Совершение нарушения впервые.
  • Незначительный срок опоздания со сдачей СЗВ-М. Обычно это 1 ‒ 5 дней, но некоторые суды и двухнедельную просрочку не считают критичной ( Постановление АС ЗСО от 20.12.2019 № Ф04-6179/2019 ).
  • Отсутствие негативных последствий для бюджета и нарушения прав третьих лиц. Но даже если такой ущерб имел место, суд при рассмотрении дела о СЗВ-М-штрафе может закрыть на это глаза и всё равно снизить штраф, опираясь на другие смягчающие обстоятельства. А органу ПФР указать на то, что причинённый ущерб он может взыскать путём обращения с соответствующим требованием в суд ( Постановление 8 ААС от 20.06.2017 № 08АП-4642/2017 ).
  • Отсутствие задолженности по страховым взносам.
  • Отсутствие умысла.

По вашему заявлению смягчающие обстоятельства может учесть суд, даже если в законе про них не сказано. Такой подход выражен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П , где рассматривалась возможность пересмотра санкций по Закону № 212-ФЗ. По аналогии суды опираются на это Постановление и в спорах о штрафах по Закону о персонифицированном учёте (см., в частности, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2019 № Ф10-3495/2019 , Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2018 № Ф05-20356/2018 ).

При назначении штрафа суд будет рассматривать не только смягчающие, но и отягчающие обстоятельства (например, повторное нарушение) ( ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ ).

При обжаловании решения территориального органа ПФР в вышестоящий орган вы также можете просить о его отмене по тем же основаниям ( ст. 17 Закона о персонифицированном учёте ).

Обстоятельства, которые исключают производство по делу об административном правонарушении

Суд не будет рассматривать или прекратит административное дело о нарушениях при подаче сведений персонифицированного учёта, если есть следующие обстоятельства:

  • Правонарушения не было ( п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Например, отчётность вы подали своевременно и ошибок не допустили.
  • Нет состава административного правонарушения ( п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ). Например, к ответственности привлекли работника, в обязанности которого не входит подача сведений персонифицированного учёта в ПФР.
  • Пропущен срок давности привлечения к административной ответственности ( ч. 1 ст. 4.5 , п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ , Постановление Суда Еврейской автономной области от 10.10.2017 № 4-А-78/2017).
  • Должностное лицо уже привлекали к ответственности за тот же отчётный период за то же нарушение ( п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, Постановление Верховного Суда Республики Бурятия от 31.08.2018 № А-280/2018).
  • Смерть должностного лица, которое отвечало за подачу сведений персонифицированного учёта ( п. 8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ).

По нашему мнению, основанием для прекращения производства по делу или отмены постановления о назначении наказания могут стать в том числе следующие нарушения:

  • Протокол содержит не все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ . Например, в протоколе об административном правонарушении не указаны дата и место рождения лица, место его жительства, обстоятельства совершённого правонарушения, место и время совершения. В таком случае протокол является недопустимым доказательством ( Постановление Верховного Суда Республики Адыгея от 23.11.2017 № 4А-170/2017).
  • Протокол составлен неуполномоченным лицом. Такой протокол тоже будет недопустимым доказательством в деле об административном правонарушении (см. также Постановление Верховного Суда РФ от 17.01.2013 № 34-АД12-4, 34-АД12-5, Решение Московского городского суда от 22.01.2018 № 7-618/2018).

Перечень лиц , уполномоченных составлять протоколы, утверждён Постановлением Правления ПФР от 03.09.2014 № 348п ( п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ ). В их числе начальники территориальных органов фонда, подведомственных отделениям, и их заместители.

  • Вас не известили о времени и месте составления протокола (Постановления Орловского областного суда от 22.02.2018 № А-26/2018 , Московского городского суда от 25.11.2019 № 4а-7252/2019 , Ростовского областного суда от 13.07.2018 № 4А-662/2018 , Иркутского областного суда от 10.05.2018 № 4а-604/2018 ).
  • Вам не разъяснили ваши права и обязанности при составлении протокола, и об этом в нём нет записи ( ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ , см. также Постановление Верховного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-АД20-2).
  • Вас не известили о месте и времени рассмотрения дела. Например, судебную повестку на судебное заседание направили по ошибочному адресу.

Это нарушает ваши права на защиту (постановления Московского городского суда от 13.12.2019 № 4а-7835/2019 , от 25.11.2019 № 4а-7252/2019 ). Без вас дело могут рассмотреть, только если вас известили. Но при этом вы не подали ходатайство, чтобы рассмотрение дела отложили. либо вы подали такое ходатайство, но его не удовлетворили ( ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ ).

Положительная судебная практика, в ходе которой организации удалось отстоять штрафные санкции по СЗВ-М

На практике в суде штрафы отменяют в следующих случаях:

- у работника нет отчества, но в форме оно ошибочно указано, при этом остальные данные (фамилия, имя, СНИЛС, ИНН) указаны верно ( Постановление Девятнадцатого ААС от 17.09.2019 № 19АП-4812/2019);

- в фамилии или отчестве работника пропущена одна буква, при этом остальные данные указаны верно (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2020 № Ф02-1307/2020 , АС Уральского округа от 27.06.2018 № Ф09-2769/18 ).

Штраф по СЗВ-М, если исходная форма была подана вовремя, но с ошибкой в номере отчётного периода могут отменить, если:

  • вы сами найдёте и исправите ошибку до того, как её найдёт отделение ПФР (постановления АС Московского округа от 15.04.2020 № Ф05-5118/2020, от 18.02.2019 № Ф05-35/2019 , от 25.03.2019 № Ф05-2416/2019 , АС Уральского округа от 05.11.2019 № Ф09-7437/19 , АС Западно-Сибирского округа от 14.09.2018 № Ф04-3650/2018 , АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2018 № Ф02-2146/2018 );
  • подадите исправленную форму в течение пяти рабочих дней со дня, как получите от отделения ПФР уведомление об устранении ошибки (постановления АС Уральского округа от 30.12.2019 № Ф09-9291/19, АС Западно-Сибирского округа от 28.05.2018 № Ф04-1742/2018).

Одно из самых частых оснований, по которому удаётся снизить штраф за опоздание с СЗВ-М, ‒ незначительная просрочка ( Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.04.2021 по делу № А45-26682/2020).

Штраф за несдачу СЗВ-М удалось оспорить, так как ПФР не прислал уведомление о расхождениях. Суды отказали во взыскании штрафа . Из-за того, что фонд не передал уведомление, страхователь не смог уточнить СЗВ-М. Его лишили возможности избежать штрафа ( Постановление АС Центрального округа от 08.06.2021 по делу № А83-22006/2019).

Судебные споры при просрочке сдачи СЗВ-М в связи с поломкой техники

Технические неполадки со стороны Фонда/оператора ЭДО. Компания в последний день, установленный для сдачи отчётности, попыталась сдать СЗВ-М в электронном виде, но не смогла. У оператора электронного документооборота отчёт проходил, однако ПФР из-за технических ошибок и сбоя в системе его не принимал. Только спустя несколько дней Фонд всё же принял документ. Но так как форма была принята позже срока сдачи отчётности, организация получила штраф ( Определение ВС от 08.08.2019 № 309-ЭС19-12439 ; Постановление АС УО от 22.04.2019 № Ф09-1882/19 ). Судьи всех инстанций признали привлечение к ответственности неправомерным по следующим причинам.

Отчётность считается сданной, когда её принял оператор ЭДО или территориальный орган ПФР. Подтверждение от оператора ЭДО, что форма СЗВ-М сдана в срок, было, а то, что до Фонда она не дошла в срок ‒ не вина страхователя. Опоздание произошло из-за некорректной работы программного обеспечения. Повлиять на это страхователь никак не мог.

Суд отменил штраф за опоздание с отчётностью из-за ошибки в шифровании ( Постановление АС СКО от 29.11.2018 № А32-840/2017 ).

Технические неполадки со стороны страхователя. Страхователя оштрафовали за то, что он представил СЗВ-М на три дня позже установленного срока по техническим причинам. Оспорить штраф компания пыталась в суде, ссылаясь на то, что программа СЗВ-М в последний день срока не работала, а починить её возможности не было, так как программист находился в отпуске.

В Постановлении АС ПО от 25.11.2019 № Ф06-55125/2019 фирме, которая не представила отчёт вовремя из-за отсутствия интернета, удалось в суде снизить штраф за опоздание с СЗВ-М в 10 раз.

В Постановлении АС ДВО от 26.06.2020 № Ф03-2007/2020 суд учёл этот факт, а также наличие других обстоятельств, входящих в стандартный набор, и вообще отменил штраф.

Судебная практика по невключённым сотрудникам

Летом 2020 года Фонд включил дополнительный абзац в Инструкцию о персонифицированном учёте . Теперь в документе прямо сказано, что если за пределами срока представления отчётности страхователь подаёт дополняющую форму на работников, которых не было в исходном отчёте, то его ожидает штраф за непредставление сведений на этих забытых застрахованных в установленный срок ( абз. 4 п. 40 Инструкции , утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н.).

Верховный суд в Определении ВС РФ от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23114 указал, что, поскольку первичные сведения были сданы вовремя, а компания обнаружила и исправила свою ошибку до того, как её выявили сотрудники ПФР, привлекать компанию к ответственности нельзя. Ведь так страхователь реализовывает своё право на исправление отчётности, предусмотренное Законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Страхователь должен быть заинтересован в самостоятельном и быстром исправлении ошибок (что в интересах застрахованных лиц), а неприменение санкций как раз это стимулирует.

Отметим также, что много решений и арбитражных судов, в которых они отклоняют довод Фонда о том, что дополнение нельзя считать исправлением, поскольку ранее сведения по указанным лицам не представлялись (постановления АС ВСО от 18.06.2020 № Ф02-2153/2020 ; АС СЗО от 15.06.2020 № Ф07-6390/2020 ; АС ДВО от 28.05.2020 № Ф03-2013/2020 ; АС ВВО от 20.03.2020 № Ф01-9087/2020 ).

Таким образом, если вы вовремя исправили ошибку и дополнили форму СЗВ-М, можете смело спорить с проверяющими. Суды были и остаются на стороне страхователя, так что шансы выиграть спор довольно высоки.

Судебная практика о внесении в СЗВ-М корректировок

Если вы сдали СЗВ-М вовремя, но после окончания срока представления отчётности обнаружили ошибку и уточнили сведения до того, как ошибку выявили сотрудники Фонда, санкций быть не должно.

Аналогичное решение в: Определение ВС РФ от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650, Постановление 1 ААС от 23.10.2017 № А43-13830/2017, постановления АС СЗО от 28.01.2021 № Ф07-16215/2020; АС УО от 27.08.2019 № Ф09-5170/19 ; АС ДВО от 30.08.2019 № Ф03-3572/2019 ; АС ЦО от 23.04.2019 № Ф10-1332/2019 .

Неверный СНИЛС. Техническая ошибка при указании СНИЛС работника в форме СЗВ-М не приравнивается к представлению недостоверных сведений. Даже если страхователь исправил опечатку за пределами пятидневного срока, установленного для исправления ошибок в СЗВ-М, штрафовать страхователя нельзя. К такому выводу пришёл Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 11.02.2021 № Ф09-8987/20.

Есть решения судебной практики и в сторону ПФР

В Постановлении АС ЦО от 18.04.2019 № Ф10-640/2019 компания не сдавала СЗВ-М, полагая, что этой обязанности у неё нет. Директор ‒ единственный учредитель, не получал доход, трудовой договор с ним не был заключён, и других работников не имелось. Фонд такую позицию не разделял и оштрафовал страхователя за несвоевременно сданную отчётность. Суды трёх инстанций встали на сторону ПФР, отметив, что отсутствие трудового договора и выплат в таких случаях роли не играет, важны фактические трудовые отношения. А потому компания должна была представлять форму СЗВ-М на директора ‒ единственного учредителя.

В Постановлении АС ПО от 12.01.2021 № А72-4156/2020 в суде рассматривался случай, когда страхователь не отчитывался о застрахованных лицах в ПФР за периоды, когда не было начислений по зарплате, за что и был оштрафован Фондом. Суды встали на сторону ПФР, отметив, что подавать СЗВ-М на работников, в том числе на тех, кто оформлен по ГПД, нужно ежемесячно даже при отсутствии выплат.

В подтверждение своих слов страхователь представил скриншоты, подтверждающие технические неполадки, и докладную записку о невозможности по указанной причине представить информацию ( Постановление АС ВСО от 26.03.2020 № А19-13913/2019 ). Как итог, одних отсылок к техническим неполадкам не хватило, чтобы убедить суд в невиновности. Компании назначили штраф в полном размере.

Судебные решения о штрафах на должностных руководящих лиц

Если компанию освободили от штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М или за представление неполных сведений, это не означает, что её должностному лицу такой проступок сойдёт с рук. Наоборот. Как показывает практика, в подобных ситуациях суды не спешат идти навстречу должностным лицам.

К примеру, был случай, когда компания сдала СЗВ-М в срок, но позже обнаружила в отчёте ошибку и подала уточняющую форму. Фонд привлёк фирму к ответственности за опоздание с подачей отчёта в виде штрафа, оспорить который удалось в суде (так как ошибка в отчётности была выявлена и устранена до того, как её обнаружил ПФР). Однако за эту оплошность досталось генеральному директору: его привлекли к административной ответственности ( ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ ). Руководитель пытался доказать, что его оштрафовали за деяние, которое не признано нарушением организации, а потому штраф наложен незаконно. Но эта попытка успехом не увенчалась. КС РФ даже рассматривать жалобу не стал ( Определение КС РФ от 23.04.2020 № 824-О ).

Если к ответственности привлекли руководителя, у вас вряд ли получится оспорить штраф, ссылаясь на то, что отчётность в ПФР должен был сдавать главный бухгалтер. Суды такой довод, как правило, не принимают (постановления Московского городского суда от 11.10.2019 № 4а-5450/2019 , от 11.02.2019 № 4а-8208/18 , Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.10.2019 № 4а-913/2019 ).

ВАЖНО! При подготовке отчёта СЗВ-М важно сверить всех лиц, работающих в организации с данными отчёта. Дополнительная проверка в дальнейшем может исключить штрафы от ПФР.

Заключение

Из-за отсутствия у судей единого подхода к разрешению обозначенного вопроса спрогнозировать заранее исход подобного спора довольно сложно. Но даже если отменить штраф не получилось, можно попытаться снизить его величину.

Руководствуясь позицией Конституционного Суда (см . Постановление от 19.01.2016 № 2-П ) и принимая во внимание смягчающие обстоятельства, арбитры нередко снижают размер санкций (иногда существенно). К примеру, в Постановлении АС ЦО от 12.04.2018 № Ф10-760/2018 по делу № А83-8909/2017 штраф с 506 500 руб. был снижен до 10 000 руб. (то есть в 50,65 раз). В деле № А40-6962/17-115-135 ( Постановление АС МО от 13.09.2017 № Ф05-12439/2017 ) величина санкции была уменьшена в 2 104 раз ‒ с 2 104 000 до 1 000 руб.

Наличие смягчающих обстоятельств может снизить, а порой избавить организацию от штрафов.

Дополнительная информация

Дополнительный материал по судебной практике по отмене штрафов СЗВ-М:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Описание

Результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления является:
перерасчет размера пенсии либо отказ в перерасчете размера пенсии.

Рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии и вынесение распоряжения о перерасчете размера пенсии либо решения об отказе в перерасчете размера пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.

В случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приостановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.

По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении 3 месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.
Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.
В случае обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера пенсии в территориальный орган ПФР, не осуществляющий ему выплату пенсии, период пересылки заявления в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, не входит в срок рассмотрения заявления (5 рабочих дней для рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии).

Документы, необходимые для получения услуги

  • Доверенность, удостоверяющая полномочия представителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документ (письменное согласие гражданина) о представлении его заявления работодателем (представляется работодателем, обращающимся за предоставлением государственной услуги от имени гражданина, состоящего с ним в трудовых отношениях)
  • Документ, подтверждающий, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем (представляется работодателем, обращающимся за предоставлением государственной услуги от имени гражданина, состоящего с ним в трудовых отношениях)
  • Документ, удостоверяющий личность представителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы для определения, перерасчета размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размеров страховых пенсий (при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)
  • Документы, подтверждающие возраст заявителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, подтверждающие гражданство заявителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, подтверждающие наличие оснований для перерасчета размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Документы, удостоверяющие личность законного представителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, удостоверяющие личность представителя организации (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, удостоверяющие личность представителя работодателя (представляется работодателем, обращающимся за предоставлением государственной услуги от имени гражданина, состоящего с ним в трудовых отношениях)
  • Документы, удостоверяющие полномочия законного представителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, удостоверяющие полномочия представителя организации (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Документы, удостоверяющие полномочия представителя работодателя (представляется работодателем, обращающимся за предоставлением государственной услуги от имени гражданина, состоящего с ним в трудовых отношениях)
  • Документы, удостоверяющий личность заявителя (представляется к заявлению о назначении пенсии, переводе с одной пенсии на другую, перерасчете размера пенсии, выдаче справки о размере пенсии и иных выплат)
  • Заявление о перерасчете размера пенсии (для установлененных страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению)
  • Обращение гражданина об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги справке о назначенной пенсии или решении об отказе в удовлетворении поданного заявления
  • Свидетельство о браке (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Свидетельство о перемене имени (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Свидетельство о расторжении брака (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о браке, выдаваемая компетентными органами (должностными лицами) иностранных государств (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о браке, выдаваемая органами записей актов гражданского состояния (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о перемене имени, выдаваемая компетентными органами (должностными лицами) иностранных государств (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о перемене имени, выдаваемая органами записей актов гражданского состояния (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о расторжении брака, выдаваемая компетентными органами (должностными лицами) иностранных государств (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)
  • Справка о расторжении брака, выдаваемая органами записей актов гражданского состояния (представляется в случае, если имя, отчество (при наличии) или фамилия гражданина в документе, представленном для назначения пенсии (переводе с одной пенсии на другую), перерасчете , не совпадает с именем, отчеством или фамилией гражданина, указанными в документе, удостоверяющем личность)

Срок предоставления

Рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии
и вынесение распоряжения о перерасчете размера пенсии либо решения об
отказе в перерасчете размера пенсии осуществляется территориальным
органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого
заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по
представлению которых возложена на гражданина, и документами,
находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов
местного самоуправления либо подведомственных государственным органам
или органам местного самоуправления организаций, представленными
гражданином по собственной инициативе.

В
случае если до поступления документов, запрошенных территориальным
органом ПФР в иных государственных органах, органах местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организациях, гражданин представит такие
документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР
рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом
документов, представленных гражданином по собственной инициативе, в срок
не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со
всеми необходимыми документами.

В
случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный
орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения
соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины
отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом,
позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно
возвращает все представленные им документы.

В
случае проведения проверки документов, необходимых для назначения
пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии,
непредставления государственными органами, органами местного
самоуправления либо подведомственными государственным органам или
органам местного самоуправления организациями в установленный срок
документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган
ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки,
представления документов, запрошенных в указанных органах и
организациях, но не более чем на три месяца.
Приостановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.

По
завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных
территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организациях, истечении 3 месяцев со дня
приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения
заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.
Территориальный
орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока
рассмотрения заявления путем направления соответствующего решения
способом, позволяющим определить факт и дату его направления.В
случае обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера пенсии в
территориальный орган ПФР, не осуществляющий ему выплату пенсии, период
пересылки заявления в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату
пенсии, не входит в срок рассмотрения заявления (5 рабочих дней для
рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии).

Основание

Основанием для начала является личное обращение гражданина с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, или в форме электронного документа, а также личное обращение гражданина с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в любой многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации по выбору гражданина независимо от его места жительства.

Cрок регистрации запроса на услугу

Отказ в предоставлении государственной услуги

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у гражданина, обратившегося с заявлением, права на установление пенсии, предусмотренного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Территориальный орган ПФР не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги
Основания для приостановления предоставления государственной услуги предусмотрены частью 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, а именно:

в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца;

а также в случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Основания для отказа в приеме запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);
неподтверждение полномочий представителя заявителя;
непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением следующего случая:
срок представления гражданином документов, необходимых для перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
В случае непредставления таких документов в установленный срок заявление о назначении пенсии (о переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии, поданные в форме электронного документа, не подлежат рассмотрению.

Читайте также: