Институт пенсионного обеспечения это

Обновлено: 16.05.2024

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
на 2002год…………………………………………………………………………….29
3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………………….37

Работа состоит из 1 файл

курсач.docx

Федеральное агентство по образованию

Кафедра бухгалтерского учёта и финансов

Курсовая работа

Выполнила: Лисович Е. М.

Проверил: Трифонов Е. В.

Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4

1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4

1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6

1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8

1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11

1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14

1.6 Инвестиционная политика НПФ……… ……………………………………..17

Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20

2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20

2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23

2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25

2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27

Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29

3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета

3.2 Анализ деятельности НПФ………………… …………………………………31

3.3 Перспективы развития НПФ……………… ………………………………….33

Список используемой литературы…………………………………………………. 37

Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Целью моей работы является анализ пенсионной системы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление об институтах пенсионного обеспечения, существующих в мире, а также характеристика структуры пенсионной системы России на данном этапе развития. Вторая глава посвящена реформе пенсионной системы России: становлению, проведению, перспективам. Анализ деятельности пенсионных фондов и использования средств пенсионной системы проводится в третьей главе.

Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:

Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию.

Вторым, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия [14, с.66], состоит из следующих частей:

  • Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.
  • Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
  • Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
  • Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.
  • Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

  • Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.
  • Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

П = ПК / Т, где П – размер накопленной части пенсии;

Т – период выплаты пенсии (в месяцах).

  1. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.

Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

  1. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица.
    1. Государственное пенсионное обеспечение

    Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ (ПФРФ). Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью. Денежные средства ПФРФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом [13, с.168]. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.

    1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
    По своей сути внебюджетные фонды (государственные) создаются обособлено от государственных бюджетов всех уровней с целью решения узкоцелевых социальных или экономических задач в обществе.

    Видео лекция - Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Изначально средства, аккумулируемые во внебюджетном фонде носят целевой характер использования, в отличие от средств традиционных бюджетов, которые являются обезличенными. На данный момент они являются важным звеном государственной финансовой системы. Внебюджетные фонды представляют собой один из методов (механизмов) перераспределения финансовых ресурсов в пользу определенных социальных групп населения и на приоритетные экономические задачи. Источниками формирования внебюджетных фондов, как правило, являются целевые налоги и сборы. Но они являются не единственными такими источниками, как показывает реальная практика бюджетного процесса. Зачастую средства бюджетов разных уровней (федерального, региональных и местных) также используются для формирования части доходов государственных внебюджетных фондов.

    Статус и целевое назначение внебюджетных фондов можно представить в виде следующей схемы:

    Схема 1.

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Доходы государственных внебюджетных фондов можно классифицировать следующим образом:

    • целевые налоги и сборы, установленные законодательно с физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    • средства бюджетов всех уровней бюджетной системы, передаваемые во внебюджетные фонды для осуществления целей их деятельности;
    • прибыль от коммерческой деятельности внебюджетных фондов, в том числе доходы от размещения временно свободных средств фондов.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно дать следующее определение: внебюджетные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, собственником которых являются исполнительные государственные власти всех уровней (федеральные, региональные и местные), созданные для решения определенных социальных или экономических задач. Порядок использования внебюджетных фондов будет подробно рассмотрен в следующих вопросах.

    Основное отличие внебюджетных фондов от традиционных бюджетов – они имеют строго целевое значение. Средства, концентрируемые в таких фондах, могут быть использованы только на цели, ради которых и был создан данный внебюджетный фонд. В основном, внебюджетные фонда имеют собственные источники формирования, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

    Но в любом случае, государству необходимо основные усилия акцентировать, прежде всего, на развитии промышленности в стране и увеличении налоговой базы. Никакие административные и монетарные меры не помогут увеличить пенсии. Рецепт один – увеличение налоговых поступлений в бюджет, а это возможно только с увеличением масштабов производства в экономике России. Чем больше налоговых платежей будет поступать в бюджет, тем больше возможностей будет платить достойные пенсии пенсионерам.

    2. Пенсионный фонд Российской Федерации

    Немного из истории Пенсионного фонда России с официального сайта 1 : «…12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

    “Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.“

    На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

    Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

    Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

    Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

    Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

    «…Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

    В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

    В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

    В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ- трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

    Непосредственно о деятельности и функция Пенсионного фонда России на официальном сайте внебюджетного фонда сказано следующее:

    «…Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.

    2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.

    Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Фонд выполняет ряд социально значимых функций:

    Части первая данного Положения гласят:

    То есть закон устанавливает, что ПФР это совершенно отдельный фонд, не входящий в какой бы то ни было бюджет (другой фонд) и имеет право не только собирать установленные законом поступления, но и инвестировать временно свободные из них с целью получения прибыли.

    Части 3. Первой главой установлены следующие права Пенсионного фонда России:

    «…3. ПФР обеспечивает:

    Предметом регулирования части 4. Главы 1 являются средства, за счет которых формируется данный внебюджетный фонд:

    «…4. Средства ПФР формируются за счет:

    Часть 6. Главы 1 устанавливает порядок использования средств внебюджетного фонда:

    «…6. Средства ПФР направляются на:

    Структура Пенсионного Фонда РФ выглядит следующим образом (схема 1.), взята с сайта информационного центра в ПФР. 8

    Схема 1. Структура Пенсионного фонда России

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Части 7-11 Положения устанавливают организационную структуру Фонда (схема 1.):

    «…7. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

    8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.

    В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

    В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

    9. Правление ПФР:

    • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
    • определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
    • утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
    • назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
    • утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

    Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.

    • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
    • решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

    10. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации.

    Из вышесказанного становится понятна структура, функции и назначение Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственных финансов России. Необходимо понять в цифрах, какая доля налогов и иных средств поступает в бюджет Пенсионного фонда и на какие цели расходуются эти денежные средства.

    Таблица 1.

    Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение) 10

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    То есть можно сделать вывод, что целевых сборов, то есть взносов на обязательное социальное страхование не хватает и финансировать дефицит ПФР все равно приходится за счет других источников, в данном случае за счет средств Федерального бюджета России.

    Таблица 2.

    Доля ВВП в доходах консолидированного бюджета РФ и бюджета ПФР в млрд. рублей

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Из таблицы 2 мы видим, что в 2018 и 2019 годах на выплату пенсий (в основном по старости) направляется до 7% совокупного ВВП России. Повышение пенсий на 10% сразу увеличит общую налоговую нагрузку на экономику примерно на 1%, которая на 2019 составляет 36% ВВП. Повышение пенсий на 50%, как-бы хотели, конечно, многие, увеличит совокупную налоговую нагрузку на экономику до 40% ВВП, что уже является очень высоким показателем и грозит серьезными проблемами с рентабельностью хозяйствующих субъектов.

    По статистике в 2019 году средняя пенсия в России составляла 15 000 рублей в месяц. Конечно, это действительно мало при текущем уровне цен. Для полноценной жизни, на мой субъективный взгляд, исходя из уровня цен в Росси в 2019 году, необходимый минимум пенсии – 25 000 рублей в месяц. То есть требуется повышение на 60-65% текущей пенсии. Исходя из текущих параметров бюджета, объема ВВП и иных показателей, к сожалению пока это только мечты. Для подобного роста пенсий ВВП России должен быть на уровне 150 триллионов рублей, что конечно, в ближайшие 2-3 года, к сожалению недостижимо.

    Макроэкономические показатели Российской Федерации за 2019 и 2020 годы (по данным Минфина РФ) 14

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по доходам (фактическое исполнение) 15

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по расходам (фактическое исполнение) 16

    Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

    Список использованных источников:

    Федеральные законы и подзаконные акты:

    1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР";

    2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 N 380-ФЗ;

    3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";

    4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ;

    11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования";

    Пенсионная система РФ: варианты реформирования

    Одним из показателей, характеризующих эффективность социальной политики государства, является уровень пенсионного обеспечения граждан. В настоящее время много внимания уделяется вопросам реформирования пенсионной системы в РФ. Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к.э.н., Ольга Чубур поможет разобраться в происходящих изменениях, которые вызывают неподдельный интерес, так как затрагивают интересы всех граждан.

    Типы пенсионных систем

    Пенсионная система – это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им пенсию.

    В мировой практике существует два типа пенсионных систем: распределительная и накопительная. Распределительная модель пенсионного обеспечения основана на принципе социальной справедливости. При данной модели пенсионные выплаты финансируются за счет текущих поступлений в бюджет, существует прямая зависимость от демографических факторов – чем больше численность молодого поколения, тем в большей степени население пенсионного возраста будет обеспечено причитающимися ему пенсионными выплатами. Накопительная модель характеризуется процессом накопления определенной части денежных средств на резервных счетах будущих пенсионеров, демографический фактор не оказывает прямого влияния на суммы выплат, они зависят только от самого будущего получателя пенсии.

    До 2002 г. в России существовала распределительная модель пенсионного обеспечения, основы которой были заложены в СССР, где государственная пенсия была гарантирована всем гражданам, благодаря многим благоприятным факторам, в том числе и демографическим. В начале 21 века пенсионные системы многих развитых стран ощутили дефицит текущих платежей для обеспечения пенсионных выплат. Причиной этому явилось ухудшение демографической ситуации в связи со снижением уровня рождаемости. И Россия не стала исключением.


    Еще одним шагом к созданию накопительной пенсионной системы явилась Государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, которая начала действовать с 1 октября 2008 года. На протяжении десяти лет россияне могли уплачивать взносы в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год, которые государство удваивало. Источником государственных средств был Фонд национального благосостояния. Несмотря на то, что с 2014 года на основные отчисления в накопительную компоненту обязательного пенсионного страхования был введен мораторий, в программу софинансирования можно было вступить до конца 2014 года, а уплатить первый взнос для получения права на удвоение взносов — до конца 2015 года. Таким образом, последние средства со стороны государства поступят на счета участников программы в 2026 году. Максимальное число реальных участников программы было зафиксировано в 2013 году и составляло 1,8 млн человек. Тогда государство направило на взносы 12,4 млрд руб.

    Ухудшение ситуации в области функционирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации в последние годы становится все более заметным. С каждым годом темпы роста численности населения пенсионного возраста все больше превышает темпы роста численности населения России. Такое соотношение приводит к постоянному повышению нагрузки на население страны. Доля пенсионеров в общей численности населения выросла до 31%. Это влечет за собой рост пенсионного бремени для бюджетных показателей, повышение сумм пенсионного обеспечения, и, как следствие, рост расходов бюджета Пенсионного фонда России.

    В 2020 году в России на 72323,6 тыс. трудоспособного населения приходилось 42729 тыс. пенсионеров, т. е. более половины всего населения (57,3%). В настоящее время на каждого пенсионера приходится в среднем 1,53 работника. Причем с 2013 г. происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2013 г. на каждого пенсионера приходилось 1,69 работника, в 2014 г. - 1,68, в 2015 г. - 1,65, в 2016-2017 г. - 1,60, в 2018 г. -1,57, в 2019 г – 1,55. В ближайшем будущем, число пенсионеров в сравнении с трудоспособным населением будет увеличиваться, и соотношение трудоспособных работников и пенсионеров может составить к 2022 г. 1:1, т.е. каждый трудоспособный гражданин должен будет гарантировать обеспечение одного пенсионера. Эти негативные тенденции приводят к необходимости скорейшего внедрения элементов накопительной пенсионной системы.

    С 1 января 2019 года в РФ начался новый этап пенсионной реформы, связанный с увеличением возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию. По оценкам некоторых аналитиков положительные составляющие данной реформы, а именно распределение во времени поступающих взносов в систему обязательного пенсионного страхования с целью обеспечения возможности выплаты пенсии, могут сойти на нет к 2050 году, если демографическая ситуация в стране значительно не улучшится. И правительство вновь встанет перед выбором: увеличивать пенсионный возраст или величину страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд.


    Современная пенсионная система в РФ состоит из трех элементов:

    1. Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования, трудовых пенсий.

    2. Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц.

    3. Негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет добровольных накопительных взносов граждан, выплату негосударственной пенсии.

    Наиболее значимыми являются два первых элемента, роль третьего невысока.

    В настоящее время активно обсуждаются варианты усиления роли негосударственного пенсионного обеспечения с целью балансировки пенсионной системы и снижения нагрузки на федеральный бюджет, сокращения расходов Фонда национального состояния.

    После введения с 2014 года моратория на формирование пенсионных накоплений Министерство финансов и Центральный Банк представили целый ряд вариантов замены системы обязательного пенсионного страхования. Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) предполагала, в частности, квазидобровольный характер формирования гражданами пенсионных средств в рамках негосударственного пенсионного страхования. В 2019 году ее сменил гарантированный пенсионный план (ГПП). Он уже предполагал полностью добровольный характер взносов со стороны участников системы. В пенсионной системе ГПП должен был стать стандартизированным планом в рамках негосударственного пенсионного страхования, предполагающим налоговые стимулы как для его участников, так и для работодателей. Также рассматривался вариант софинансирования взносов граждан со стороны государства на начальных этапах.

    По оценкам специалистов, в течение ближайших трех лет институт накопительных пенсий может быть законодательно демонтирован. Изучаются вопросы использования гражданами тех средств, которые сформировались на накопительных счетах до 2014 года. Центральный банк предложил ввести третий вид индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), как некую альтернативу накоплениям на длительный срок, которая имеет серьезный налоговый стимул в виде налогового вычета. Для ИИС нового типа минимальный срок, который дает право на получение налогового вычета, — десять лет. Налоговый вычет по НДФЛ можно будет оформить через работодателя на средства, которые будут ежемесячно вноситься на ИИС. Перечисления будут ограничены 6% дохода. Получить вычет в 13% можно будет и с самостоятельно внесенных средств — сумма, от которой он будет рассчитываться, не может превышать 120 000 рублей в год. Вычет из дохода, полученного по ИИС третьего типа, можно будет получить в случае, если средства со счета будут расходоваться целевым образом — в соответствии с приоритетными национальными целями и проектами.

    В настоящее время рассматриваются альтернатива гарантированному пенсионному плану – добровольные пенсионные взносы при стимулирующей поддержке государства. Помимо этого, на рынке существует много новых идей трансформации накопительной компоненты по обязательному пенсионному страхованию. Обсуждаются варианты как отказа от обязательного пенсионного страхования, так и возможность реформирования накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.

    Необходимость реформирования пенсионной системы не вызывает сомнений. Несколько лет продолжается дискуссия вокруг пенсионного продукта, который должен прийти на смену обязательному пенсионному страхованию в современном формате. Но любой пенсионный вопрос – это социально чувствительный вопрос. Следовательно, быстрая реализация намеченных планов невозможна без глубокой проработки всех сопутствующих вопросов, оценки влияния предлагаемых изменений на состояние всех участников пенсионных отношений и масштабного общественного обсуждения.

    Содержание

    Введение..……………………………………………………………………………..3
    Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4
    1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
    1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
    1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
    1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11
    1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14
    1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
    Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20
    2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20
    2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
    2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25
    2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
    Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29
    3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета
    на 2002год…………………………………………………………………………….29
    3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
    3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
    Заключение……………………………………………………………………………35
    Список используемой литературы………………………………………………….37

    Работа состоит из 1 файл

    курсач.docx

    Федеральное агентство по образованию

    Кафедра бухгалтерского учёта и финансов

    Курсовая работа

    Выполнила: Лисович Е. М.

    Проверил: Трифонов Е. В.

    Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ…4

    1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4

    1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6

    1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8

    1.4 Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы………………11

    1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение………………………………14

    1.6 Инвестиционная политика НПФ……… ……………………………………..17

    Глава 2: Реформа пенсионного обеспечения в РФ……………………………..20

    2.1 Становление системы пенсионного обеспечения в РФ……………………20

    2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23

    2.3 Пути проведения пенсионной реформы…………………………………….25

    2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27

    Глава 3: Пенсионные фонды в РФ………………………………………………29

    3.1 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета

    3.2 Анализ деятельности НПФ………………… …………………………………31

    3.3 Перспективы развития НПФ……………… ………………………………….33

    Список используемой литературы…………………………………………………. 37

    Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

    Целью моей работы является анализ пенсионной системы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление об институтах пенсионного обеспечения, существующих в мире, а также характеристика структуры пенсионной системы России на данном этапе развития. Вторая глава посвящена реформе пенсионной системы России: становлению, проведению, перспективам. Анализ деятельности пенсионных фондов и использования средств пенсионной системы проводится в третьей главе.

    Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:

    Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию.

    Вторым, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

    Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия [14, с.66], состоит из следующих частей:

    • Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.
    • Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
    • Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
    • Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.
    • Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

    Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

    • Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.
    • Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

    П = ПК / Т, где П – размер накопленной части пенсии;

    Т – период выплаты пенсии (в месяцах).

    1. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.

    Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

    1. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица.
      1. Государственное пенсионное обеспечение

      Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ (ПФРФ). Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью. Денежные средства ПФРФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом [13, с.168]. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.


      Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

      Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

      Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

      Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

      Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

      - материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

      - тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

      Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

      Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

      Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

      В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

      пенсий по возрасту;

      пенсий по инвалидности;

      пенсий по случаю потери кормильца;

      пенсий за выслугу лет;

      установления (назначения) пенсий.

      Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

      Понятие пенсии, виды пенсий

      Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

      1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

      2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

      Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

      - пенсии за выслугу лет;

      - пенсии по старости;

      - пенсии по инвалидности;

      В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

      - трудовая пенсия по возрасту;

      - трудовая пенсия по инвалидности;

      - трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

      Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

      Пенсия за выслугу лет

      Пенсия по инвалидности

      Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

      Пенсия по случаю потери кормильца

      Пенсия по старости

      Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

      - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

      - период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

      - период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

      - период получения пособия по безработице;

      - период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

      - некоторые другие периоды.

      Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

      Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

      Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

      особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

      особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

      физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

      географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

      осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

      Читайте также: