Индивидуальный персонифицированный учет и его роль в пенсионном обеспечении презентация

Обновлено: 15.05.2024

Онлайн калькуляторы

Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Необходимость реформирования связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет.

Индивидуальному (персонифицированному) учету - одному из важнейших направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации - посвящена настоящая курсовая работа.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время эта проблема стала особенно значима для науки и практики; необходимо искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Этим вопросом занимаются многие теоретики и исследователи. Данной теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых, таких как Б. Богишич, О. Лабур, Д. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, С. Афанасьев, В. Белякин и др. Как правило, информация по данной проблеме, изложенная в учебной литературе, имеет общий характер, а в современных монографиях по этой теме анализируются более узкие вопросы проблемы.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при индивидуальном (персонифицированном) учете.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты и акты право применения, регулирующие индивидуальный (персонифицированный) учет.

Целью данной работы является анализ и классификация теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

На основании вышеуказанной цели определяют следующие задачи исследования:

  • дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России;
  • проанализировать понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета;
  • рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного лица;
  • рассмотреть основные цели, задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета.

Методологическая основа исследования. При написании работы автором использовались труды отечественных ученых в области пенсионного обеспечения граждан.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении рассмотрены актуальность, цели, задачи, предмет, объект, методология и научная новизна темы исследования.

Первая глава посвящена общей характеристике индивидуального персонифицированного учета по законодательству Российской Федерации, его правовому регулированию и его роли в реализации пенсионной реформы.

Во второй главе рассмотрено место индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета.

1. Общая характеристика индивидуального персонифицированного учета по законодательству российской федерации

1.1 Правовое регулирование, цели и принципы индивидуального персонифицированного учета

Конституция РФ непосредственно не закрепляет систему правоотношений по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета. Однако в Конституции России в ч. 2 ст. 39, содержится правовая норма о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом[2]. Таким образом, Конституция содержит норму, обязывающую государство на законодательном уровне регулировать вопросы исчисления и назначения трудовых пенсий, а далее государство самостоятельно должно решать для себя то, какими правовыми нормами законодательного характера будут урегулированы пенсионные правоотношения.

Федеральное законодательство всегда дополняется рядом подзаконных нормативно-правовых актов, также принимаемых органами государственной власти федерального уровня. В настоящее время можно назвать следующие нормативные правовые акты подзаконного характера, которыми регулируются правоотношения по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета:

Таким способом, любой нормативно-законный документ, регламентирующий процедура компании и ведения персонального (персонифицированного) учета содержит собственное роль в пенсионном законодательстве. Правительство предвидело, для того чтобы в законодательстве никак не существовало недостатков и недостатков и данное совершить получилось. В данный период возможно выполнять заключение, то что право в этой области никак не потребует совершенствований, обновлений, таким образом равно как отмеченные нормативно-законные акты гарантируют внутреннюю слаженность законный концепции.

Индивидуальный (персонифицированный) учет призван создать необходимые условия, при которых страховая и накопительная пенсии назначаются в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Это означает в первую очередь индивидуальную возмездность страховых взносов в ПФР, которая выражается в том, что размер страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, которые уплачивает работодатель-страхователь, пропорционален величине заработной платы, которую получает работник. Следовательно, размер страховой и накопительной пенсии данного работника находится в зависимости от получаемой им заработной платы и сумм, уплаченных за него страховых взносов в ПФР.

Индивидуальный (персонифицированный) учет направлен на обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, а также для назначения страховой и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховой и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами. Составной частью контроля за уплатой страховых взносов является представление в территориальные органы ПФР документов и сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных или недостоверных сведений страхователи несут предусмотренную законодательством ответственность.

Целью индивидуального (персонифицированного) учета является информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования. Прогнозирование расходов на выплату страховых и накопительной пенсий по своей сути - планирование расходов бюджета ПФР, который производится путем анализа затрат и построения системы управления затратами.

Индивидуальный (персонифицированный) учет предоставляет возможность для более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценки необходимых расходов на выплату пенсий и расчета страхового тарифа. Все необходимые сведения для этого и содержатся в документах индивидуального (персонифицированного) учета. Путем планирования и анализа определяется и тариф страхового взноса в ПФР на определенный период времени.

Формирование информационной базы для расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования, производится путем определения объекта бюджетного учета ПФР, то есть устанавливается результат кассового исполнения бюджета, размеры поступлений в бюджет и расходования средств из бюджета, расходные обязательства и финансовый результат текущей деятельности.

Целью индивидуального (персонифицированного) учета является упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам. Все сведения, необходимые для назначения пенсии, содержатся в индивидуальном счете застрахованного лица, что значительно ускоряет и упрощает процесс назначения пенсии, избавляет от необходимости сбора и представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, многочисленных документов о стаже работы (страхования) и заработке, поскольку эти органы уже располагают всеми необходимыми сведениями.

Принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР заключается в том, что страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования являются обязательными платежами, контроль же за уплатой страховых взносов и учет плательщиков страховых взносов производится на основании данных об их учете в качестве страхователей.

Сведения о застрахованном лице, имеющиеся в ПФР, должны быть доступны и прозрачны для самого застрахованного лица. Это еще один из принципов индивидуального (персонифицированного) учета.

Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется как путем передачи информации на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Информирование застрахованных лиц на бумажном носителе осуществляется путем получения выписки из индивидуального лицевого счета по заявлению застрахованного лица в территориальный орган ПФР по месту жительства или работы, либо информация о состоянии индивидуального лицевого счета может быть направлена заказным почтовым извещением.

Услуга по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов с участием заявителя включена в перечень государственных услуг, предоставляемых ПФР.

Для этих целей Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.08.2014 N 547н утвержден соответствующий Административный регламент, который определяет порядок предоставления информации застрахованным лицам о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования и определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) ПФР и его территориальных органов при предоставлении данной государственной услуги.

Необходимо обратить внимание, что ранее, до 01.01.2011, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования использовались исключительно для целей пенсионного обеспечения. С 01.01.2011 в связи со вступлением в силу ФЗ от 29.11.2010 N 313-ФЗ и внесенными в комментируемый Закон изменениями указанные сведения могут быть использованы как для целей пенсионного обеспечения, так и для целей обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования.

Также принципами индивидуального (персонифицированного) учета являются соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов, а также осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсии согласно пенсионному законодательству РФ, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

Контроль за достоверностью представленных страхователем сведений о суммах страховых взносах осуществляют территориальные отделения ПФР путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сопоставления сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства. Территориальные органы вправе потребовать от страхователя дополнительные сведения о размере перечисленных страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, а в обязанность страхователя входит их предоставить.

Если численность работников превышает 25 человек, сведения представляются в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах представляются страхователями ежеквартально в органы ФНС, далее они передаются в ПФР и учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Страхователю необходимо обеспечить полноту и достоверность сведений персонифицированных учета, сопоставив ежемесячные сведения о работавших в 2017 г. (форма СЗВ-М), ежеквартальные сведения в разделе 3 Расчета по страховым взносам за отчетные периоды 2017 г. и подготовленные годовые сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ).

Особое внимание следует обратить на сведения об уволенных, о работавших по гражданско-правовым договорам, об исполняющих государственные или общественных обязанности, о членах совета директоров и ревизионной комиссии, о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы, о работниках из числа иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов).

Кроме того, установлен порядок заполнения сведений о замещении лицами должностей государственной гражданской службы, муниципальной службы.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, к должностным лицам - административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.


РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время функционированию и развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано важное значение. Это связано с тем, что при переходе к формированию пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов необходимо в кратчайшие сроки приспособить систему персонифицированного учета к новым условиям.Актуальность темы исследования также заключается в том, что в настоящее время индивидуальный (персонифицированный) учет обладает большой базой данных, информация в которых должна быть актуальна и точна.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Приоритетные направления персонифицированного учета

ндивидуальный (персонифицированный) учет сведений о занятом населении призван содействовать решению ряда принципиальных проблем, представленных на рис. 1.

строгий учет пенсионных накоплений взносов в зависимости от страхового стажа и уплаченных страховых взносов

привести механизмы пенсионной системы в соответствие с рыночными отношениями

точный прогноз изменения численности занятого населения, оценки расходов на выплату пенсий, контроль со стороны застрахованных лиц

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате страховых взносов и структуре трудового стажа работников. Информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три - органы Пенсионного фонда).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.

Наиболее сложным элементом персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п. Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.

Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов. Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.

Цели и принципы индивидуального (персонифицированного) учета представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Рис. 3. Принципы индивидуального учета

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а в организации приказом руководителя назначается ответственный.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Как правило, предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают документы, представленные в табл. 1:

Таблица – Документы, предоставляемые в ПФ:

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР

Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

В соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета все документы заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого.

Отметим порядок формирования некоторых реквизитов, общих для всех форм персонифицированного учета:

расчетный период — 2016 год;

фамилию, имя, отчество застрахованного лица указывают в именительном падеже;

период временной нетрудоспособности — указывают суммарную продолжительность периодов неуплаты страховых взносов, засчитываемых в страховой стаж;

отпуск без сохранения заработной платы — указывают суммарную продолжительность периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата;

код основного тарифа — это код категории застрахованного лица (см. Таблицу 2);

код дополнительного тарифа заполняют организации, уплачивающие взносы по дополнительному тарифу АВИА;

территориальные условия заполняют для работников Крайнего Севера и работающих в зонах отселения и отчуждения.

В случае обнаружения ошибок в предоставленных в Пенсионный фонд формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок должен предоставить исправленные формы.

Сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований Пенсионного фонда, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных ошибок. Затем страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в Пенсионный фонд уточненные данные.

К лицам, не предоставившим в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставившим неполную или недостоверную информацию, применяют финансовые санкции. Речь здесь идет о штрафе в сумме 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Причем сумму взыскания исчисляют не от всех причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный в фонд, а лишь от взносов тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, не были представлены.

Читайте также: