Государство обязано платить пенсии

Обновлено: 23.04.2024

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Почему так происходит

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Пенсионный возраст подняли. До 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Возраст получения социальной пенсии также увеличился до 65 и 70 лет соответственно. Социальную пенсию выплачивают людям, которые не могут получать страховую пенсию, потому что имеют стаж менее 15 лет (с 2024 года) и/или имеют менее 30 пенсионных баллов. Вы точно хотите иметь необходимость работать до таких лет, чтобы обеспечивать себя? А точно ли вы будете способны работать в таком возрасте? А будете ли востребованы лично вы и ваша профессия в целом? И неужели не желаете иметь возможность выйти на пенсию, когда вы сами этого захотите?

Сейчас средний размер пенсии по старости — 14 185 рублей, социальной — 9 266 рублей. Не разгуляешься. Особенно если зарплата была в несколько раз выше, и вы привыкли её полностью тратить на текущие расходы.

Поэтому важно задуматься, будете ли вы способны работать в таком возрасте для поддержания привычного уровня жизни? Будете ли востребованы лично вы и ваша профессия? Или вы хотите выйти на пенсию, когда решите сами?

Размер выплачиваемых пенсий — основная причина не надеяться в этом вопросе на государство, а самостоятельно создавать пенсионный капитал.

Хорошая жизнь пенсионеров изначально не была целью государственных пенсий. Была цель — обеспечить людям минимум, необходимый для выживания. В Германской империи, стране, которая первая решила выплачивать пенсии пожилым людям, в начале ХХ века средний размер пенсии был 152 марки в год. Для сравнения средняя годовая зарплата составляла 1 083 марки. И это при том, что на пенсию могли рассчитывать лишь с 70 лет. При средней продолжительности жизни 50 лет.

Так в чём же причины проблем?

Рост продолжительности жизни

И, как следствие, рост числа пенсионеров. Есть люди, которые убеждены, что многие россияне не доживают до пенсии. Однако официальные цифры Росстата говорят о другом. На 01.01.2018 г. страховую пенсию по старости получали 36,3 млн человек. И с каждым годом количество пенсионеров увеличивается. Всего в России проживает 146,9 млн человек. То есть в нашей стране почти каждый четвёртый житель — пенсионер.

Рис. 1. Источник: Росстат

Не верите Росстату? Давайте обратимся к зарубежной статистике. Ниже представлена таблица с данными, сколько пенсионеров приходится на сто человек трудоспособного возраста в разных странах с прогнозом до 2075 года.

Проанализируем данные по России.

8,7 — столько пенсионеров приходилось на сто человек трудоспособного возраста в 1950 году. Возраст выхода на пенсию по старости был законодательно утверждён за двадцать лет до этого, в 1932 году.

20,7 — столько пенсионеров приходилось на сто человек трудоспособного возраста в 2015 году. Соотношение изменилось в 2,38 раза. Продолжительность жизни выросла. А пенсионный возраст остался таким же.

Посмотрим также, какие прогнозы даёт Организация экономического сотрудничества и развития.

30,1 — столько пенсионеров будет приходиться на сто человек трудоспособного возраста в 2025 году. Уже через шесть лет соотношение пенсионеров и трудоспособных вырастет на 50%.

40,0 — столько пенсионеров будет приходиться на сто человек трудоспособного возраста в 2050 году. Через 31 год. Кажется, что до этого ещё далеко. Но это тот год, в котором выйдут на пенсию нынешние 29-летние женщины и 34-летние мужчины.

Сейчас соотношение пенсионеров и трудоспособных гораздо меньше, а у нас уже проблемы с пенсионной системой. Думаете, к 2050 году всё разрешится? За счёт чего?

Выше продолжительность жизни — больше количество пенсионеров, выше расходы на их содержание.

Низкая рождаемость

Ещё одна из причин появления проблем в пенсионной системе — низкая рождаемость. Младенцы оказывают серьёзное влияние на пенсионную систему. Чем меньше рождается детей, тем меньше трудоспособного населения будет через двадцать лет, тем меньше они будут уплачивать страховых взносов в ПФР.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рождённых женщиной за жизнь) на начало 2018 года составлял 1,621. Это значит, что численность населения сокращается, в том числе и количество трудоспособных людей.

Серые зарплаты

Выше мы рассматривали соотношение числа пенсионеров к людям трудоспособного возраста. Это сравнение, однако, не совсем корректно. Ведь к людям трудоспособного возраста относятся и неработающие студенты, и женщины в декрете, и безработные, а также люди, получающие серые зарплаты. Все они не делают взносы в ПФР. На выплату пенсий нынешним пенсионерам идут взносы людей с белой зарплатой. А в случае нехватки этих денег недостающую сумму берут из государственного бюджета.

Насколько серьёзна проблема? Официальной статистики нет. Только предположения. Росстат считает, что скрытый фонд оплаты труда составляет 11,4 триллионов рублей в год. С этой суммы работодатели не платят налоги и не делают взносы в ПФР. Если верить этой цифре, получается, что до ПФР не доходит ежегодно 2,5 триллиона рублей. А это почти треть бюджета, необходимого ежегодно на выплату пенсий. Примерно столько ПФР приходится брать из государственного бюджета.

Из-за серых зарплат есть ещё одна проблема. Неважно, заплатил ли человек в течение жизни хоть один рубль взносов в ПФР, пенсию он всё равно получит. Да, социальную, на пять лет позже, и да, её размер меньше страховой. Но получит. Взносы в ПФР делают не все, а пенсии получают все. Честно ли? По отношению к пожилому человеку, скорее, да, нельзя оставить его без куска хлеба. А по отношению к тем, кто всю жизнь платил взносы?

Вывод напрашивается сам собой. Ждать, что пенсии когда-нибудь заметно вырастут, бессмысленно. Проблемы в пенсионной системе со временем будут только нарастать, основные причины этого — рост продолжительности жизни и сокращение рождаемости. Поэтому важно как можно раньше начать инвестировать, чтобы самостоятельно обеспечить себе достойную пенсию.

Пенсионеры — самая легкая добыча для кредиторов. Только посмотрите, с каким удовольствием банки и МФО выдают пожилым людям кредиты и займы, ведь у них обычно есть постоянный доход (пенсия) и имущество в собственности (квартира, дача). А в случае их смерти долги заплатят наследники, которые могут стать поручителями по кредитам без своего согласия.

Как пенсионеры попадают в долговое рабство

Далеко не каждый пенсионер может позволить себе крупный кредит из-за маленькой пенсии. Есть и одинокие люди, которым в случае внезапных финансовых расходов — расклеились зимние сапоги или понадобились дорогие лекарства, — приходится идти в МФО за микрозаймами, проценты по которым растут каждый день, а возвращать средства подчас нечем.
Пожилые россияне, как правило, — люди старой закалки, легко верят улыбчивым сотрудникам банков и микрофинансовых организаций, не всегда могут правильно рассчитать свои силы на погашение кредитов. При этом, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), кредитный рейтинг пенсионеров остается самым высоким среди других заемщиков. В среднем это 543 балла, что указывает на то, что пенсионеров кредитные организации ждут, распахнув объятия.

Связанные материалы:

Получается, что именно пенсионеры самые любимые клиенты МФО: они чаще других возрастных групп возвращают кредиты. И дело даже не в личной ответственности. Пожилого человека всегда проще напугать единственным звонком из отдела взыскания или коллекторской компании. Эти граждане готовы сесть на хлеб и воду, но отдать кредиторам последнюю копейку, даже если придется занять еще денег в другом МФО. Так, собственно, и происходит закручивание кредитной спирали: чтобы отдать долг с процентами, приходится брать новый заем, по которому тоже набегают проценты. В итоге сумма может оказаться катастрофической и неподъемной для человека, чей единственный доход пенсия. Есть ли выход в этой ситуации? Конечно! Это банкротство физического лица.


Тест Признают ли Вас банкротом?

Как пенсионер может стать банкротом и избавиться от долгов

Условия для банкротства пенсионера:

В чем особенность банкротства пенсионеров?

Как показывает юридическая практика Национального центра банкротств, при банкротстве пенсионера суд вводит процедуру реализации имущества в 100% случаев. То есть, сразу же запускает процедуру банкротства с последующим списанием всех долгов.

Почему реализация — это хорошо По закону, суд должен запустить в отношении потенциального банкрота процесс реструктуризации долга или реализации имущества. В первом случае на списание долгов рассчитывать не стоит: человека обяжут платить, но снизят процент и растянут срок кредитов. Второй же случай — реализация имущества — это процедура, без которой списание долгов невозможно. Пусть вас не пугает этот термин. Если человек живет в единственном жилье и не владеет множеством активов в виде акций, облигаций, коммерческой недвижимости и проч., процесс будет носить формальный характер. Никто не придет к вам домой и не будет открывать шкафы в поисках чего-то ценного!

В остальном процедура банкротства пенсионера выглядит также, как и для других физических лиц: сбор документов, подача заявления, признание банкротом, реализация имущества и в итоге заветное списание долгов.


Рекомендуем ознакомиться Как объявить себя банкротом

Куда обратиться пенсионеру, чтобы стать банкротом

Какие существуют риски при банкротстве пенсионера

Процедура банкротства по закону длится минимум шесть месяцев. Поэтому многие закредитованные пенсионеры просто боятся идти на этот шаг из-за опасений потерять свой единственный доход — пенсию. И это большая ошибка.

В процессе банкротства пенсионер будет получать свою пенсию в полном объеме.

Банкротство особенно выгодно тем гражданам, в отношении которых ведется исполнительное производство и часть пенсии списывается с карты судебным приставами. На время процедуры все списания прекращаются, а долги и проценты замораживаются. Поэтому уже после первого судебного заседания (признания банкротом) пенсионер сможет вздохнуть свободнее. Получение пенсии в полном объеме в ходе банкротства без списаний и удержаний — это законное право человека, которое могут обеспечить юристы НЦБ, ссылаясь на решение Верховного суда РФ.

Связанные материалы:

Плюсы банкротства пенсионера

Главный и неоспоримый плюс в банкротстве для пенсионера — это полное освобождение от долгов в кратчайшие сроки. Уже после первого судебного заседания и запуска процедуры реализации имущества пенсионер перестает платить по своим долгами, а через полгода они и вовсе списываются навсегда.

Важно подчеркнуть: процедура избавляет от долгов не только перед банками и МФО, также списываются долги по коммунальным услугам, перед налоговой и даже перед физическими лицами. Например, если вы брали в долг по расписке, эти средства после банкротства можно не отдавать. И кредитор уже никак не сможет их требовать назад.

Еще один плюс для пенсионеров — отсрочка в оплате государственных пошлин и вознаграждения арбитражного управляющего. В процессе банкротства человек сможет подкопить на банкротство, потому как больше не придется отдавать долги МФО, банкам и коммунальщикам.
Кроме того, после запуска процедуры в адрес должника перестают поступать звонки от коллекторов, отделов взыскания банков и МФО, судебные приставы прекращают наносить визиты и списывать деньги с карты.

Долги передаются по наследству.

Также, как и всем остальным гражданам — через процедуру банкротства физических лиц. В чем ее особенность для тех, кто уже на пенсии, мы рассказали тут.

Безусловно. Кроме того, пенсионерам суд чаще идет на уступки: назначает минимальный срок процедуры банкротства, дает отсрочку по оплате госпошлины и других расходов по делу.

У вас всегда есть шанс навсегда забыть о своих долгах. Подробно о том, как списать долги, мы рассказали тут.

Читайте также: