Главным отличием новой пенсионной системы 1998 г стало получение гражданами пенсии

Обновлено: 08.05.2024

В головах российских чиновников снова появились шальные мысли о корректировке пенсионной системы. К счастью, о системообразующих изменениях речи не идёт. Обсуждают изменение механизма единовременных выплат накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил увеличить в 2,4 раза пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат.

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременной выплатой, если рассчитанная для них накопительная пенсия меньше 5% от трудовой пенсии по старости.

Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет. Инициатива Пенсионного фонда обсуждается профильными ведомствами и, надо сказать, единодушной поддержки её нет.

Манипуляции с пенсионной системой - излюбленное занятие российских властей. Давайте вспомним, как менялась пенсионная система в России в последние десятилетия.

В Советском союзе пенсии выплачивались из общественных фондов потребления, которые формировались силами государственного бюджета и отчислениями предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

К слову, дореформенные возрасты выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены в 1930-х годах. Советские правители не меняли этих планок, считая, что ранний выход на пенсию гарантирует терпимое отношение населения к небольшому размеру выплат.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

На протяжении всего периода существования СССР тарифы отчислений для предприятий практически не менялись, из-за чего государству приходилось наращивать свою долю финансирования, чтобы обеспечивать рост пенсий.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%.

По мере появления в стране частного сектора экономики стало очевидно, что часть населения оказалась за бортом пенсионной системы, поскольку занятые на частных предприятиях граждане или индивидуальные предприниматели не имели права на пенсию.

В 1991 году СССР официально перестал существовать как государство. Командно-административная экономика и авторитарный режим ушли в прошлое. В стране провозгласили демократический политический строй и рыночную экономику.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

Согласно новому законодательству страховые пенсионные взносы для работодателей увеличились до 28% от фонда оплаты труда (для трудовых пенсий). Финансирование из государственного бюджета сохранилось как знак того, что экономика по-прежнему остаётся социально ориентированной.

В декабре 1990 года был основан Пенсионный фонд России - в качестве государственного внебюджетного фонда для управления средствами пенсионной системы. В 2020 году со дня основания ПФР исполнится 30 лет: за эти годы эффективность управления пенсионными сбережениями россиян наглядно проявилась разве только в помпезных зданиях ПФР по стране, которые сильно диссонируют с благосостояниям отечественных пенсионеров.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

Нужно сказать, что в 90-е государству было очень трудно держать пенсионную систему на плаву в свете экономического коллапса: гиперинфляция, спад в экономике, резкое падение производительности труда на фоне массового закрытия производств, падение доходов государственного бюджета, а также рост неплательщиков-уклонистов пенсионных взносов среди предприятий из-за макроэкономического кризиса. Поэтому выплату пенсий постоянно задерживали. Государству было тяжело выполнять свои социальные обязательства.

В марте 2000 года в должность президента вступил Владимир Путин, открыв новую страницу в истории России.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

В 2002 году произошла реформа пенсионной системы, которая ввела дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Отныне трудовая пенсия по старости разделилась на страховую (или распределительную) и накопительную.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Ставку отчислений в ПФР для работодателей установили на уровне 22%.

Накопительная пенсия формируется за счёт взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительной частью пенсий россиян стали управлять Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК). Эта часть пенсии не тратится на текущие выплаты пенсионерам и аккумулируется на личном пенсионном счёте застрахованного лица.

Важный момент: накопительная пенсия выплачивается только тем гражданам, которые получили право на выплату страховой пенсии по старости.

После мирового кризиса 2008 года, который затронул и Россию, началась волна банкротств Негосударственных пенсионных фондов. На фоне кризиса государство национализировало отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы. По факту: государство присвоило себе накопительные пенсии россиян, мотивировав это тем, что изъятые сбережения пойдут на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам.

Очередная реформа грянула в 2015 году. Пенсию по старости окончательно разделили на страховую и накопительную (последнюю сделали добровольной). До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, должен был выбрать, будет ли он формировать накопительную часть вместе со страховой или только страховую.

С 2015 года начал повышаться минимальный трудовой стаж, необходимый для получениям пенсии по старости. К 2024 году он должен составить 15 лет.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

Кроме того, ввели такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который исчисляется в баллах. Пенсионный коэффициент зависит от стажа работника и уровня зарплаты, с которой производятся отчисления. К 2025 году минимальное значение коэффициента, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости, достигнет 30 баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, будет зависеть размер страховой части пенсии.

Таким образом, для того, что иметь право на страховую пенсию по старости в 2025 году, россиянам нужно будет отработать 15 лет и накопить минимум 30 баллов.

В свою очередь, величина накопительной части зависит от уровня ставки ежемесячных отчислений и инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК).

Демографический спад 90-х годов рано или поздно должен был дать о себе знать. Примерно с середины нулевых демографы стали активно предупреждать, что примерно к 2020 году количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

Проблему превышения количества пенсионеров над трудоспособным населением государство решило кардинально - повышением возраста выхода на пенсию. С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию по старости будет постепенно повышаться для женщин до 60 лет, для мужчин - до 65.

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

Кудрин ожидает повышения пенсионного возраста в РФ через три года

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

Выгода от увеличения пенсионного возраста госслужащих в 2016 году составит 622 млн

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

Сегодня на основании законодательства работодатели уплачивают страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 16% идут на формирование страховой пенсии, а 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений или, по выбору гражданина, все 22% могут идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

· формировать только страховую пенсию

· формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

· заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;

· либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6 % индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц, не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Обращаем внимание, что в 2014, 2015,2016 и 2017-2019 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

- Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк;

- негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

Обращаем внимание, что если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом, если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

- единовременной выплаты, когда выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой, а получателями являются:

· граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;

· граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

- срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

- накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19,5 лет (234 месяца). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 234 месяца.

Пенсионная реформа в вопросах и ответах

1. Что изменится с принятием нового пенсионного законодательства?

1. Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин;
2. Досрочный выход на пенсию для многодетных матерей: в 57 лет - имеющих 3 детей, в 56 лет – 4 детей, в 50 лет – от 5 и более;
3. Совокупный трудовой стаж, дающий возможность досрочного выхода на пенсию, снижен на 3 года относительно общеустановленных сроков. Теперь этим правом смогут воспользоваться женщины при наличие 37 лет и мужчины с 42 годами трудового стажа;
4. Размер максимального пособия по безработице увеличен до 11 280 рублей;
5. Введены административная и уголовная ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста или отказ в приеме на работу по причине возраста;
6. Утверждение специальной программы по повышению квалификации для людей предпенсионного возраста;
7. Люди, которые в ближайшие два года должны были выйти на пенсию, получили право оформить пенсию на 6 месяцев раньше;
8. На время переходного периода (до 2028 года) сохранены льготы по налогам на недвижимость и землю в старых пенсионных границах (55 лет для женщин 60 – для мужчин);
9. Введение 25% надбавки к фиксированной части пенсии для неработающих пенсионеров, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;
10. Предоставление работникам пенсионного возраста 2-х дней на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

2. Как будет проходить повышение пенсионного возраста?

3. Для кого не изменится срок выхода на пенсию?

Повышение пенсионного возраста не коснется граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда:
• на подземных работах;
• на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
• в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
• в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
• в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
• на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.
Кроме того повышение возраста ухода на пенсию не коснется водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах и спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях.
В особую категорию ПФР выделяет лиц, пенсия которым будет назначаться вне зависимости от нововведений по социальным мотивам и состоянию здоровья: женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет; женщин, родивших двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях; инвалидов вследствие военной травмы; инвалидов по зрению, имеющих I группу инвалидности; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.

4. Как начать получать пенсионные выплаты в прежнем пенсионном возрасте?

Только если человек относится к категориям, указанным в предыдущем разделе.

Но если заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения до конца 2018 года и накопить с помощью индивидуального пенсионного плана достаточно средств, то, при достаточном страховом стаже, можно прекратить работать в 55 (женщинам) или в 60 лет (мужчинам) и получать негосударственную пенсию, а 60-65 лет обратиться в ПФР за выплатой страховой пенсии.

Индивидуальный пенсионный план (ИПП) - один из самых эффективных способов позаботиться о собственной пенсии. Это инвестиционный инструмент, который поможет достичь желаемого размера пенсии за счет самостоятельных взносов и инвестиционного дохода Фонда.

В отличие от других финансовых инструментов, для получения достаточно высокой доходности в ИПП не требуется вносить сразу большие суммы. Взносы можно уплачивать в комфортных для Вашего бюджета суммах и с удобной периодичностью, главное – начать как можно раньше и хотя бы понемногу платить со всех доходов, а лучше установить автоплатеж. При этом Ваши вложения в ИПП будут увеличиваться за счет инвестиционного дохода, который ежегодно будет зарабатывать для Вас НПФ Сбербанка. Кроме того можно оформить социальный налоговый вычет через работодателя или в налоговой инспекции, что еще увеличит доходность Ваших вложений.

Заключить договор ИПП в НПФ Сбербанка и установить автоплатеж для пенсионных взносов можно любым удобным способом:

1. На сайте НПФ Сбербанка;
2. В мобильном приложении НПФ Сбербанка;
3. В офисе НПФ Сбербанка по адресу: г. Москва, ст.м. Шаболовская, ул. Шаболовка, д. 31Г, 4 подъезд, 3 этаж.

Читайте также: