Если инвалид вовремя не прошел втэк возвращают ли пенсию

Обновлено: 24.04.2024

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

  • способность или неспособность к самообслуживанию;
  • степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

ТСР - это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Поставщики услуги: Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Как получить услугу:

По направлению из поликлиники

  1. В случае отказа в оформлении направления в поликлинике, необходимо запросить справку об отказе для дальнейшего самостоятельного обращения в бюро.

Самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания).

Необходимые документы для предоставления в бюро:

  1. Документы, удостоверяющие личность.
  2. Направление из поликлиники либо справка об отказе в направлении.
  3. Согласие гражданина (официального представителя).
  4. Заявление об оказании услуги по проведению экспертизы (в отдельных случаях).

Срок оформления:

  • Один месяц с момента передачи медицинским учреждением документов в медико-социальную экспертизу (либо самостоятельного предоставления документов в медико-социальную экспертизу).
  • Не более 3-х дней для нуждающихся в паллиативной помощи, находящихся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации.

Кто может обратиться за услугой:

Поставщик услуги: Пенсионный фонд России.

Как получить услугу:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ.

Вариант 2. Обратиться к работодателю.

Необходимые документы:

  1. Заявление о назначении пенсии.
  2. Документы, удостоверяющие личность (паспорт).

Срок оформления: 10 рабочих дней (с 1 января 2022 г. – 5 рабочих дней).

Кто имеет право на выплаты:

  1. Граждане России, получившие статус инвалида I, II, III группы.
  2. Граждане России – дети-инвалиды.

Поставщик услуги: Пенсионный Фонд России

Как получить услугу:

Срок оформления:

10 дней со дня поступления сведений в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений об инвалидности.

Кто может получить:

Поставщик услуг:

  1. Фонд Социального Страхования
  2. Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Как получить услугу:

Необходимые документы:

  1. Заявление об отказе/заявление о возобновлении предоставления социальных услуг.
  2. Заявление об отзыве ранее поданного заявления.
  3. Документы, удостоверяющие личность.
  4. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  5. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

Состав набора:

  1. Лекарства по рецептам, медицинские изделия по рецептам, спец. продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
  2. При показаниях путевки на санаторно-курортное лечение.
  3. Проезд на пригородном ж/д транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно, также и для сопровождающих инвалидов Iгруппы и детей инвалидов.

Срок оформления:

  • Подача заявления до 01 октября.
  • Пенсионный Фонд рассматривает заявление – 5 рабочих дней.
  • Выплата – через месяц с даты принятия решения.

Кто может получить:

Поставщик услуги: Фонд социального страхования

Как получить путевку и бесплатный проезд:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальный орган Фонда Социального Страхования или в МФЦ (при условии наличия соглашения о взаимодействии с Фондом).

Вариант 2. Лично обратиться в Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Необходимые документы:

  1. Путевка:
    • - заявление о предоставлении путевки;
    • - медицинская справка на лечение по форме № 070/у;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя.
  2. Транспорт:
    • - заявление о предоставлении бесплатного проезда;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя;
    • - направление к месту лечения, выданное медицинским учреждением;
    • - талон №2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения, выданный медицинским учреждением.

Срок оформления:

Кто имеет право на бесплатную парковку:

Как получить услугу:

Подать заявление лично (официальным представителем) в Пенсионный фонд России:

Необходимые документы:

Срок получения: 15 минут.

Кто может воспользоваться:

  1. Инвалиды.
  2. Дети-инвалиды.
  3. Отдельные категории граждан из числа ветеранов, которые не являются инвалидами:

Поставщики услуги: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и территориальные органы ФСС.

Виды технических средств:

Как получить:

Вариант 1. Лично подойти в территориальный орган ФСС либо МФЦ, территориальный центр социального обслуживания.

Вариант 2. Через Интернет в личном кабинете:

Необходимые документы для получения технических средств реабилитации (ТСР), в том числе протезов, протезно-ортопедических изделий (для ветеранов), и их замены:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  7. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  8. Заключение медико-технической экспертизы для подтверждения необходимости замены (в том числе досрочной замены) ТСР.

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • Не больше 60 дней – срок изготовления технических средств по индивидуальному заказу в рамках действующего государственного контракта.
  • 30 дней – предоставление изделия при его серийном производстве в рамках действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения собак-проводников:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

В течение 15 дней с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о постановке на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведомлением высылается направление в организацию для получения собаки-проводника.

Виды услуг:

  • предоставление услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу;
  • ремонт ТСР, включая протезно-ортопедические изделия;
  • ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Необходимые документы для получения услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

Не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления и комплекта документов осуществляется постановка инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу и выдается направление в организацию, предоставляющую такие услуги.

Необходимые документы для получения услуг по ремонту ТСР:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта технического средства (изделия).
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • В 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта – при отсутствии действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения ежегодной денежной компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников собаки-проводника:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  6. Документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника (паспорт установленного образца на собаку-проводника).
  7. Копия справки установленного образца об осмотре собаки-проводника, выданной государственным ветеринарным учреждением не ранее чем за 30 дней до подачи заявления (для следующей выплаты компенсации).

Сроки оформления:

В 15-дневный срок с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о назначении компенсации и ее размера.
Выплата компенсации осуществляется в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление. Следующая выплата компенсации инвалиду производится по истечении одного года после получения компенсации за предыдущий год.

Необходимые документы для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (ПОИ) или оказанные за счет собственных средств услуги, а также при оплате проезда к месту нахождения организации для получения ТСР и услуг:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта, замены ТСР.
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  9. Документы (чеки, счета), подтверждающие понесенные затраты, проездные документы.
  10. Письменное подтверждение о необходимости поездки, выданное организацией-поставщиком изделия/услуги.
  11. Для спортсменов – документ, подтверждающий, что инвалид является кандидатом в сборную команды в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана регионального, всероссийского и международного уровней.

Сроки оформления:

  • в течение 30 дней со дня принятия заявления и комплекта документов – решение о выплате компенсации;
  • один месяц – осуществление выплаты с даты принятия указанного решения.

Электронный сертификат – это новый сервис обеспечения ТСР и является дополнением к уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации.

Как работает электронный сертификат?

Электронный сертификат - это запись в реестре, привязанная к номеру карты МИР.

Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются под каждое ТСР (в соответствии с ИПРА) в бюджете Федеральным казначейством, и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия с использованием карты МИР.

Если вам понравилось изделие по цене превышающее номинал сертификата, вы все равно сможете с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать ИПРА.

Если вам положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении.

На каждый вид ТСР выдадут отдельный сертификат, но все сертификаты будут привязаны к одной карте МИР.

Сертификат содержит следующую информацию:

Вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату

Максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом

Срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты ТСР

Как оформить сертификат?

Примите решение о необходимости оформления сертификата.

Осуществите покупку выбранного вами ТСР в магазине лично либо в online -магазине, подключенных к государственной информационной системе электронных сертификатов (ГИС ЭС) .

Если вы по какой-либо причине решили приобрести ТСР другим, традиционным способом, вы можете отказаться от сертификата, подав заявление об отзыве сертификата таким же способом, как подавали на оформление.

Необходимые документы:

Через МФЦ или в территориальном отделении ФСС:

Документ, удостоверяющий личность

Номер карты Мир, выпущенной любым банком

Для оформления через портал Госуслуги : заявление и номер карты МИР


Оплата больничного инвалидам имеет определенные нюансы. О том, какие особенности и ограничения следует учитывать, чтобы правильно оплатить листок нетрудоспособности инвалиду, и какие сложные ситуации могут возникать на практике, узнайте из нашей статьи.

Выдается ли листок нетрудоспособности инвалиду

Однако больничный лист инвалиду оплачивается с ограничениями, которые предусмотрены п. 3 ст. 6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ:

  • непрерывный срок одного страхового случая не может превышать 4 мес. подряд;
  • общая продолжительность нетрудоспособности не может быть больше 5 мес. в год.

Исключением являются лица, инвалидность которых получена вследствие заболевания туберкулезом. Им оплачивается пособие за все дни болезни до момента установления (пересмотра) группы или дня восстановления трудоспособности.

Алгоритм оплаты больничного листа инвалиду ничем не отличается от стандартного начисления пособия сотруднику.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пример оплаты больничных инвалиду, а также указали на особенности заполнения больничного листа инвалиду. Получите пробный доступ к К+ и смотрите материалы бесплатно.

Какое количество больничных листов выдается при инвалидности?

Ограничение времени пребывания инвалида на больничном (не более 4 мес. непрерывно и не больше 5 мес. всего за год) связано с тем, что одному страховому случаю может соответствовать довольно длительный промежуток времени, а врач при этом будет оформлять листки нетрудоспособности каждые 15 дней.

Т. е. общее число больничных при продолжительной болезни будет достаточно велико. Однако лимитов на их количество законодательно не установлено.

ВАЖНО! Лимитирование продолжительности больничного касается только тех периодов, где причина нетрудоспобности — заболевание инвалида. Периоды ухода за больными членами семьи, а также время протезирования, включая время проезда к месту протезирования и обратно, в сроки ограничения больничных не включаются (п. 8 ст. 6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Максимальная продолжительность больничного листа инвалиду группы 3

Поскольку группа 3 инвалидности относится к рабочей, а лица, за которых перечисляются взносы в ФСС, являются застрахованными, значит, оплата больничного инвалиду группы 3 осуществляется в общем порядке. Ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 6 закона 255-ФЗ (в части продолжительности периодов нетрудоспособности), также распространяются на работников с группой 3 инвалидности.

Если сотрудник, в частности инвалид группы 3, работает по срочному трудовому договору, заключенному на срок до полугода, то пособие по нетрудоспособности оплачивается за 75 дней.

Инвалид группы 3 наравне с остальными сотрудниками имеет право на оплату больничного в течение 30 дней после увольнения в размере 60% от среднедневного размера оплаты труда.

О том, можно ли уволить по сокращению инвалида, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и смотрите аргументированный ответ.

Как правильно рассчитать больничное пособие после увольнения работника, читайте в этом материале.

Сложные вопросы оплаты больничных инвалидам

Женщина-инвалид уходит в отпуск по беременности и родам (БиР). Как ей оплатить больничный? Есть ли нюансы по сроку пребывания на больничном по БиР?

Согласно нормам гл. 3 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, всем женщинам-декретницам пособие оплачивается в 100% размере. Инвалиды не являются исключением и имеют право на получение компенсации по БиР в полном объеме.

О правилах расчета пособия по БиР читайте в этой статье.

Законом предусмотрены следующие сроки больничного для всех декретниц, включая инвалидов:

Течение беременности и родов

Срок после родов

Всего срок больничного

Сотрудник пребывал на больничном с 01.12.2020 по 13.03.2021. 14.03.2021 он был направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ), а 16.03.2021 ему установили инвалидность. Как оплатить больничный? Оплачивается ли период прохождения МСЭ с 14 по 16 марта?

Согласно ст. 185 ТК РФ сотруднику гарантируется среднедневной заработок на время прохождения медосмотров. Прохождение МСЭ не является обязательным, а следовательно, период ее прохождения, в данном случае с 14 по 16 марта, не оплачивается. За время прохождения МСЭ сотруднику выдается справка — подтверждение пребывания на освидетельствовании. Если работник не представит такую справку, то данный срок считается невыходом по неуважительной причине (прогулом).

Работник-инвалид представил больничные листы за период (условно) с 16.01.2021 по 16.06.2021 (5 мес.). С 17.06.2021 по 17.09.2021 он работал, а с 18.09.2021 по 18.11.2021 (2 мес.) опять был на больничном. Как оплачивается больничный?

В данной ситуации пособие назначается с учетом ограничения в 4 мес., то есть с 16.01.2021 по 16.05.2021. Период с 17.05.2021 по 17.06.2021 и с 18.09.2021 по 18.11.2021 не оплачивается, так как законом предусмотрено применение одного из лимитов: или 4 мес. подряд, или 5 мес. в совокупности.

Работодатель может оплатить работнику сверхлимитный период нахождения на больничном, закрепив условия такой оплаты в коллективном договоре или аналогичных локальных документах компании. Но ФСС оплатит только те дни больничного, которые входят в лимит. Сверхлимитные компенсации соцстрах не оплатит. А сама доплата уже не будет являться пособием, и с нее придется удержать НДФЛ и уплатить страховые взносы.

Сотрудник находился на больничном с 20.12.2020 по 13.04.2021. Как лимитируется переходящий больничный?

Лимиты для больничных устанавливаются на календарный год — с 1 января по 31 декабря. В данном случае 12 дней (с 20.12.2020 по 31.12.2020) засчитывается в лимиты 2020 года, а 72 дня (за период с 01.01.2021 по 13.04.2021) — в ограничения 2021 года.

В законе указаны значения лимитов в месяцах: 4 непрерывно и 5 в общем. Как правильно рассчитать лимиты сроков для начисления пособия?

Для 4-месячного ограничения в расчет принимается день начала больничных по такую же дату окончания. Например, если листок нетрудоспособности был выдан 17 марта, то последний оплачиваемый день — 17 июля.

Для определения лимита в 5 мес. 30 дней принимаются равными 1 мес.

Итоги

Инвалиды, подлежащие соцстрахованию, имеют право на оплачиваемые периоды нетрудоспособности наравне с обычными сотрудниками. Но поскольку страховые случаи инвалидов могут длиться продолжительное время, законодатели ограничили срок оплаты пособия 4 мес. непрерывного больничного и 5 мес. в совокупности за год.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Мы живем в удивительное время. Банкротами становятся бедные и богатые, здоровые и инвалиды — и стар, и млад. Закон един для всех. Сегодня расскажем, можно ли обанкротить инвалида, на каких условиях, и как проходит процедура признания гражданина с инвалидностью финансово несостоятельным, и есть ли особенности при банкротстве инвалида.

Варианты банкротства физ. лиц

Варианты банкротства физ. лиц

Особых условий при признании инвалида банкротом закон не содержит. На практике при банкротстве человек с инвалидностью может сохранить больше активов: компенсации, транспортные средства, оборудование и мат. помощь не забирают в связи с особыми потребностями.

Процедура признания инвалида банкротом проходит по общим правилам банкротства физических лиц.

Банкротство в судебном порядке

Форма заявления законом не установлена, но определены требования к нему. Образец и рекомендации по заполнению представлены в статье Заявление о банкротстве.

В заявлении необходимо указать наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО АУ), которая предоставит кандидатуру финансового управляющего для участия в деле о банкротстве.

Основанием для заявления о признании инвалида банкротом является невозможность исполнять обязательства. Сумма долга не ограничена, на практике граждане банкротятся с задолженностями от 300 тысяч рублей.

В законе указана планка 500 тысяч рублей и 90 дней просрочки — это условия, при которых кредитор вправе подать на банкротство должника. Сам человек может просить о списании меньшей суммы, и не ждать 3 месяца, если объективно нет возможности расплатиться.

В рамках действующего законодательства о банкротстве должник не только вправе обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, но и обязан это сделать.

В случае если должник не обратился в течение 30 дней с заявлением о признании его банкротом, его могут привлечь к административной ответственности по п. 5 ст. 14.13 КоАП. Но физ. лиц это касается, только если они намеренно избегали выплат по долгам.

Закон предусматривает полный перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о признании гражданина финансово несостоятельным.

При наличии инвалидности любой группы рекомендуем представить доказательства:

Некоторые документы имеют срок давности не более 1 месяца. Поэтому будьте внимательны при подаче заявления в суд.

Мировое соглашение между должником-инвалидом и кредиторами

Процедура мирового соглашения — это заключение договора между должником и кредиторами под контролем суда.

Выйти на мировую можно на любой стадии банкротства: до признания судом заявления должника несостоятельным, после того, как заявление принято, в рамках процедуры реструктуризации долга и во время реализации имущества.

Такая ситуация может возникнуть:

  • если после обращения в арбитражный суд у должника появились средства, чтобы постепенно погасить задолженность перед кредиторами;
  • если кто-то из родственников согласился закрыть долги инвалида — например, в течение 5 лет выплатить все кредиты и займы, избавив человека от продажи недвижимости и иного имущества.

Суд не вправе отказать в урегулировании спора мирным путем, если соглашение между сторонами достигнуто.

Реструктуризация долга инвалида

По закону дело о банкротстве начинается с процедуры реструктуризации долга физического лица. По сути, это попытка восстановить платежеспособность должника за счет средств, которые он получает на момент рассмотрения заявления. Проценты по всем займам снижаются до ставки рефинансирования ЦБ, и в первую очередь погашается долг, а не проценты. Имущество при этом не продают.

Составляется план реструктуризации долга с учетом потребностей инвалида — из доходов ему оставляют не менее прожиточного минимума на него самого и по прожиточному минимуму на каждого иждивенца.

Банкрот имеет не только обязанности, но и права! Одним из таких прав является право на жизнь, гарантированное должнику Конституцией и законодательством РФ.

При банкротстве должник вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться размещенными на нем денежными средствами в пределах 50 000 рублей в месяц без согласия финансового управляющего. С учетом потребностей инвалида сумму можно увеличить.

Срок погашения задолженности в рамках плана составляет:

  • если он утвержден собранием кредиторов — 3 года;
  • если он утвержден судом — 2 года.

План реструктуризации долга может содержать положение о погашении долга не в полном размере. Суд вправе утвердить план, по которому должник за 3 года закроет более 50% основной задолженности. Основной — значит, без пеней, штрафов и процентов, только тело долга. Непогашенная часть будет списана.

Реструктуризация долгов гражданина при банкротстве: плюсы и минусы

При рассмотрении плана реструктуризации долга суд принимает решение:

  • утвердить план;
  • отказать в реструктуризации и перейти к процедуре реализации имущества должника.

Если план реструктуризации долга одобрен судом, то должник будет платить по плану фиксированные платежи и отправлять управляющему ежемесячно копии платежек. Нужно согласовывать с финуправляющим реализацию или приобретение дорогого имущества — недвижимости, автомобилей, акций.

По окончании выплат реструктуризация долгов завершается. Человека не признают банкротом, если он исполнил график. Если в плане было согласовано погашение части задолженности (например, 80% основного долга + проценты по ставке рефинансирования), оставшаяся часть списывается, а с ней и все штрафные начисления.

В ситуации, когда у должника отсутствуют постоянные доходы, которые могут подлежать реструктуризации долга в рамках дела о банкротстве, суд на первом судебном заседании выносит решение об открытии процедуры реализации имущества должника.

Деньги и доходы физ. лица при банкротстве

По закону в течение 1 дня после введения процедуры должник передает финуправляющему банковские карточки, сведения о счетах и вкладах, сообщает письменно об источниках своих доходов.

Если инвалид работает, то зарплату будут забирать и включать в конкурсную массу для расчетов с кредиторами. О пенсии и иных выплатах тоже нужно письменно уведомить управляющего.

Как должник получает деньги?

  • пенсию перечисляют на карту МИР, откуда финуправляющий их снимает и отправляет должнику — на карту родственника, почтовым или банковским переводом, либо выдает наличными под роспись;
  • должник получает пенсию напрямую из ПФР — наличными через Почту России или в кассе банка.

Сколько денег получает должник-инвалид в период процедуры?


Из доходов ему назначают ежемесячную выплату в размере регионального прожиточного минимума. На практике суд просто оставляет всю пенсию, и человек получает деньги без изъятий.

Если у банкрота есть иждивенцы — например, несовершеннолетние дети или супруг в отпуске по уходу, то по прожиточному минимуму назначают и на них. Но сумма ограничена ежемесячным доходом банкрота.

Например, человек получает пенсию по инвалидности 14 тысяч рублей и работает на полставки с официальной зарплатой 17400 рублей. Пока идет банкротство, инвалиду и его ребенку младше 18 лет суд назначит выплату в размере 2 прожит. минимумов (взрослый + детский). В Московской области человек получит 15 394 + 13 869 = 29 263 рублей. То есть практически всю зарплату. Важно, что приставы и банки уже не вправе требовать деньги — эту сумму никто не заберет.

С учетом потребностей инвалида, судьи увеличивают размер выплаты. Если нужно покупать лекарства, оплачивать процедуры, квартиру по социальному найму, юрист подает заявление в суд, финуправляющий поддерживает ходатайство, и суд одобряет разовую выплату, либо увеличивает ежемесячное пособие.

При банкротстве запрещается изымать социальные выплаты и доходы физических лиц:

  • возмещение вреда здоровью, в связи со смертью кормильца, пенсии по потере кормильца;
  • алименты, любые виды детских пособий, материнский капитал;
  • компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами, проезду к месту лечения, по приобретению лекарственных средств и т.д.;
  • социальное пособие на погребение;
  • компенсация и выплаты за увечья или гибель во время исполнения служебных обязанностей, как самого должника, так и членов его семьи;
  • компенсации, связанные с исполнением трудовых обязанностей: служебная командировка, переезд на другое место работы, износ личного оборудования сотрудника, мат. помощь по рождению ребенка, смерти родных;
  • единовременная материальная помощь в связи с чрезвычайными происшествиями, катаклизмами и эпидемиями.

Если должник-инвалид получает средства из перечисленных выше источников, деньги не будут взысканы в рамках процедуры банкротства.

Естественно, во время банкротства нельзя брать новые кредиты и микрозаймы, выдавать поручительства, самостоятельно продавать или сдавать в залог, в аренду имущество. Вся собственность инвентаризируется, и финуправляющий делает для суда список объектов для продажи. Доходы от реализации пойдут строго на оплату судебных расходов и расчеты с кредиторами.

После завершения процедуры все запреты снимаются, карточками и счетами можно пользоваться без ограничений.

Реализация имущества должника-инвалида

Имущество должника, которым он располагает на момент принятия судом заявления о банкротстве, и то имущество, которое будет выявлено после введения процедуры, попадает в конкурсную массу по делу о банкротстве и подлежит реализации.

Процедура реализации имущества направлена на освобождение человека от долгов после удовлетворения требований кредиторов.

Реализацией, то есть продажей имущества, занимается финансовый управляющий. Вырученные с торгов денежные средства направляются на погашение долгов перед кредиторами в установленном законом порядке и очередности.

Как проходит реализация имущества

Соблюдая право граждан на достойную жизнь, законодатель определил перечень имущества физ. лиц, на которое не обращается взыскание.

Не забирают в процедуре признания должника финансово несостоятельным:

  • единственное жилое помещение и земельный участок, на котором находится жилье, если недвижимость не в ипотеке;
  • предметы обихода: одежда, мебель, домашняя техника, топливо для обогрева жилья и приготовления пищи и т.д.
  • призы, награды, продукты, семена, домашний скот, а также расходные материалы, оборудование и постройки сельхоз назначения (кроме коммерческого хозяйства);
  • деньги в размере одного прожиточного минимума (установленного в регионе) на самого должника, так и на каждое лицо, находящееся на его иждивении;
  • профессиональный инструментарий и оборудование стоимостью ниже 10 000 рублей — это может быть швейная машинка, фотоаппарат, ноутбук, строительная техника в целом. Такое мелкое движимое имущество даже не включают в опись, чтобы не тратить время на дальнейшую оценку и исключение из списка для продажи;
  • транспортное средство инвалида, медицинские приспособления и средства реабилитации.

Если кроме этого есть собственность, ее отправят на торги. Что продадут? Например, загородный дом, земельный участок, вторая квартира, акции, доли в ООО, оружие, катер, буксир, трактор будут проданы для выплаты денег кредиторам. Не стоит дарить и переписывать все на родственников перед банкротством. Позвоните юристу, мы расскажем, что делать с имуществом, что можно сохранить, как продать объекты законно, если нужны деньги. Как поступить с имуществом перед банкротством

ИНВАЛИД ДОЛЖЕН ЗНАТЬ! Имущество должника-инвалида, связанное с его особыми потребностями: автомобиль, инвалидная коляска, пандусы, дополнительные устройства для его перемещения и реабилитации, не попадут в конкурсную массу при банкротстве. Такие вещи не подлежат аресту и продаже.

Если у человека нет доходов и имущества, подлежащего реализации, суд объявит должника банкротом быстрее, пропустив процедуру реструктуризации долга. В реализации имущества проверяется финансовое положение человека, и управляющий докладывает об отсутствии доходов и объектов для продажи. Суд официально списывает долги без удовлетворения требований кредиторов.

Внесудебное банкротство должника-инвалида

Банкротство инвалида во внесудебном порядке осуществляется по общим правилам. Заявление в установленной законом форме подается в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации должника.

Обязательные условия для обращения с заявлением о признании должника несостоятельным в рамках внесудебного производства через МФЦ:

  • общая сумма задолженности составляет не менее 50 000 и не превышает 500 000 рублей;
  • наличие постановления судебного пристава исполнителя о прекращении исполнительного производства в отношении должника;
  • отсутствие иных открытых исполнительных производств на имя должника.

Требования закона ограничивают право на списание долгов через МФЦ для граждан, имеющих даже минимальный доход. Пенсия по инвалидности не является доходом, защищенным от взыскания по долгам, поэтому пристав выставит распоряжение на удержание 50% от дохода и будет списывать часть пенсии. Окончить исполнительное производство при таких условиях он не имеет права, поэтому инвалид в 2021 лишен возможности банкротиться бесплатно.

С февраля 2022 приставов обяжут оставлять должнику не менее МРОТ в месяц. Тогда, если пенсия не превышает МРОТ в регионе, инвалиды и пенсионеры смогут списать долги через МФЦ.

Сейчас для признания инвалида банкротом в рамках внесудебного производства ему придется отказаться от пенсии. Если долги у человека более 300 тысяч рублей, можно подавать на платное банкротство в суд. Юристы по банкротству предоставляют рассрочки без процентов, а при наличии справки об инвалидности — делают дополнительную скидку.

Внесудебная процедура банкротства для любого физического лица осуществляется бесплатно. Банкрот не должен ни за что платить.

Ваши вопросы по процедуре банкротства инвалидов в 2021

Нам поступают вопросы по банкротству должников-инвалидов и членов их семей. Расскажем, что нужно подготовить работающим инвалидам и пенсионерам инвалидам, и что будет при банкротстве.

Вопрос: Могут ли у должника инвалида 1 группы забрать имущество?

Ответ: Да, могут. И у инвалида и 1 группы, и 2 группы, и 3 группы в процессе банкротства могут забрать имущество, на которое законом не наложен запрет на взыскание.

Подробнее о реализации собственности читайте в статье Имущество при банкротстве.

Вопрос: Могут ли забрать у должника автомобиль для ребенка-инвалида?

Ответ: Нет, не могут. Законом запрещено обращать взыскание на любое имущество, касающееся инвалидности, как самого должника, так и членов его семьи.

Вопрос: Могут ли при банкротстве удерживать в пользу кредиторов денежные средства из пенсии по инвалидности?

Ответ: Да, могут. По закону об исполнительном производстве страховая пенсия по инвалидности не относится к тем видам дохода, не которые нельзя обращать взыскание.

Но на практике финуправляющий подает в суд заявление об исключении пенсии по инвалидности из конкурсной массы, и должник получает эти выплаты в полном объеме весь срок банкротства. После завершения дела все запреты снимаются, пенсия можно получать в любой удобной форме — банки и приставы больше не вправе претендовать на деньги банкрота.

Вопрос: Можно ли банкротить пенсионера-инвалида?

Ответ: Да! Данная категория граждан попадает под общие правила процедуры банкротства. По состоянию здоровья закон не сделает исключений, напротив, позволяет сохранить жизненно важное имущество.

Вопрос: Сколько длится банкротство инвалида 1 группы?

Важно, что уже с даты введения процедуры кредиторы и приставы не могут требовать деньги физ. лица — они подают заявления в суд и ждут расчетов. Должник передает свои карточки и счета финуправляющему, тот перечисляет должнику сумму на проживание ежемесячно (минимум МРОТ, но обычно всю пенсию). С этих денег никто ничего не списывает и не удерживает, ни приставы, ни коллекторы беспокоить вас не вправе. По окончании процедуры карточки возвращаются, доступ к дебетовым счетам восстанавливается.

Вопрос: Может ли банкротство инвалида 2 группы через МФЦ в производства продолжаться менее 6 месяцев?

Ответ: Нет, не может. Наличие инвалидности 2 группы, как и 1 группы ни как не влияет продолжительность процедуры банкротства.

Кроме того, если инвалид получает пенсию, пристав не вправе окончить исполнительное производство. Тогда гражданин не может бесплатно списать долги в МФЦ.

Вопрос: Как избежать процедуры банкротства инвалида 2 группы, по кредитным обязательствам, и как это сделать?

Ответ: Если долг еще не взыскан через суд, следует обратиться в банк с заявлением о предоставлении кредитных каникул или с заявление о проведении рефинансирования или реструктуризации кредита.

Как пожаловаться на судебных приставов через Госуслуги

Если кредит уже взыскивают приставы, следует подать приставу заявление на рассрочку в связи с инвалидностью. На долг по кредитам менее 1 миллиона рублей пристав составит график выплат сроком 24 месяца, и человек сможет платить посильными платежами — без арестов имущества и запретов на выезд. Форма заявления и инструкция.

Вопрос: Может ли банк сам подать заявление о признании инвалида банкротом в МФЦ?

Ответ: Нет, не может. Этим правом закон наделил исключительно гражданина-должника, независимо от группы инвалидности.

В заключение отметим, что обращение в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица банкротом — это способ законно и официально, под защитой суда избавиться от неподъемных долгов.

Для подготовки и подачи заявления о признании гражданина банкротом нужно собрать объемный пакет доказательств имущественного положения, пояснить причины неплатежеспособности, иначе суд признает заявление необоснованным и вернет обратно. Арбитражные процессы реструктуризации долга и реализации имущества, имеют множество тонкостей, которые важно продумать заранее с юристом.

Процедуру банкротства разумнее сразу доверить юридической компании, специализирующейся на физических лицах.

Специалисты нашей компании готовы оказать вам поддержку в деле о банкротстве на любой его стадии. Они избавят вас от лишних встреч с кредиторами и финансовым управляющим, сэкономят ваше время и средства.

Обратиться за помощью к нашим специалистам можно по телефонам, которые указаны на нашем сайт, или писать онлайн.

Читайте также: