Делает ли пенсионный фонд запрос в учебное заведение

Обновлено: 08.05.2024

Известно, что от количества стажа зависит размер пенсии. В связи с чем, необходимо использовать все возможности, чтобы при расчете стажа было учтено как можно большее количество периодов. В отдельных случаях считается допустимым засчитывать в стаж периоды работы, так и прохождения обучения, в результате стаж возрастает на 3-5 лет.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Пенсионное страхование сегодня

Пенсионное страхование включает в себя 2 вида стажа:

  1. Первый дает право на оформление страховой пенсии (в 2022 году требуется минимум 11 лет стажа).
  2. Второй применяется для исчисления пенсии (стаж до 2002 года).

Одновременно с заявлением гражданин прикладывает документы:

  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • аттестат о среднем образовании и диплом о высшем образовании при наличии;
  • документ, который подтверждает полученные доходы в течение предыдущих 5 лет.

Кроме того, сотрудник Пенсионного фонда может запросить свидетельство о рождении ребенка, справку об установлении инвалидности, военный билет.

p, blockquote 5,1,0,0,0 -->

ПФР запрашивает диплом об образовании

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Отсюда можно сделать вывод, что страховая концепция, заложенная в законодательстве о пенсионном обеспечении, не предполагает включение в стаж этапы обучения, поскольку в этот момент претенденту на пенсию не начисляется зарплата и не отчисляются взносы.

В таком случае расчет пенсии проводится из меньшей продолжительности стажа, за счет чего размер пенсии получается выше.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Часто задаваемые вопросы

В страховой стаж подлежит включению время трудовой или иной деятельности в случае если за указанные периоды были начислены и уплачены страховые взносы в ПФР.

Обоснованно ли требование сотрудника Пенсионного фонда о предоставлении документа (справки), подтверждающего диплом? Период прохождения обучения в институте составил не пять лет, а шесть.

Если периоды обучения при расчете стажа в него не включаются, то формально сотрудник Пенсионного фонда затягивает сроки. Однако, если при расчете стажа учитываются периоды обучения, то запрос документа правомерен.

При оформлении пенсии кроме паспорта и свидетельства о рождении ребенка сотрудник Пенсионного фонда затребовал диплом и аттестат. Законны ли действия сотрудников фонда?

В некоторых случаях требуются дополнительные документы, которые подтверждают образование и квалификацию претендента, оформляющего пенсию по старости, чтобы правильно провести расчет при назначении трудовой пенсии. Если сотрудниками запрошен диплом, аттестат ребенка, то такой запрос связан либо с оформлением досрочной пенсии либо с правильным начислением пособия. Действия сотрудника законны.

Заключение

  1. При исчислении периодов стажа необходимо определить какой расчет для гражданина будет наиболее приемлемым и выгодным:
    • в одном случае целесообразнее применить нормы Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которым периоды прохождения обучения в стаж не засчитываются;
    • в другом случае наиболее выгодным будет способ исчисления стажа, учитывая периоды прохождения обучения в соответствии с нормами Федерального закона № 173-ФЗ.
  2. В любом из выбранных вариантов одновременно с заявлением о начислении пенсии потребуются следующие документы: удостоверение личности; трудовая книжка; страховой номер индивидуального лицевого счета; аттестат о среднем образовании и диплом о высшем образовании при наличии; документ, который подтверждает полученные доходы в течение предыдущих 5 лет; свидетельство о рождении ребенка; справку об установлении инвалидности; военный билет.

У вас остались вопросы? Задайте их в комментариях под статьёй или напрямую нашему пенсионному онлайн-консультанту Евгении.


Оформление пенсии является для многих граждан долгожданным периодом. Но чтобы стать официально пенсионером и наконец-то жить в свое удовольствие нужно собрать множество документов и пройти процедуру оформления. С особой ответственностью следует отнестись к подтверждению стажа, являющемуся основанием для прекращения трудовой деятельности и определения размера выплат.

Определение понятия относительно архивной справки о стаже


Это официальная выписка, содержащая основные данные относительно стажа гражданина. Требуется она для подтверждения стажа при выходе на пенсию по возрасту или досрочно.

Справка является носителем сведений относительно работы у одного работодателя, так что, если их несколько нужна справка относительно каждого места работы.

Выдается официальный документ действующей организацией или делается запрос в архивах личных дел работников, куда после ликвидации работодатель передает документы. Выдача происходит:

  • на основании заявления работника;
  • запроса юрлица, в отношении определенного работника;
  • по решению суда относительно восстановления годов работы.

Архивная выписка имеет унифицированную форму и содержит такие данные:

  • реквизиты и название предприятия-работодателя;
  • ФИО и данные заявителя;
  • его должность;
  • период сотрудничества;
  • размер зарплаты с разбивкой по месяцам и годам;
  • % отчислений в ПФР.

Количество обращений может быть несколько, а количество копий не ограничено. Советы адвоката по оформлению досрочной пенсии и требуемым документам – в этом видео:

Когда для зачисления стажа справка не требуется


Нередко для зачисления стажа Пенсионный фонд требует архивную справку, которую не всегда легко достать. Так как предприятие может быть уже давно ликвидировано, а работодатель не побеспокоился о передаче данных в архив.

Что такое архивирование документов и по каким правилам оно проводится в организации – читайте в нашей новой статье.

В таком случае пенсионер остается перед выбором одного из пути решения проблемы – обращение в суд для признания стажа или признание действия ПФР незаконным.

Существует несколько вариантов, когда ПФР незаконно действует в отношении пенсионера, требуя от него справку.

Наличие стажа после присвоения СНИЛС

Такой стаж должен подтверждаться только Выпиской из лицевого счета застрахованного лица, и никаких других документов для этого не требуется.

Если стаж уже был до момента присвоения СНИЛС

Так как учет в единой системе начался с 1990 годов, то года стажа многих пенсионеров не учтены в системе.

Для подтверждения подобного периода необходимо действовать согласно Правилам подтверждения и подсчета страхового стажа № 1015 от 2014 года.


Если Правила досконально изучить, то сразу стает ясно, что для подтверждения трудового стажа нужна трудовая книжка, в которой имеются все необходимые записи.

Прочие документы необходимы только в следующих случаях:

  • отсутствие трудовой книжке;
  • в книжке нет записей об отдельных периодах трудовой деятельности;
  • при совершении записи ответственное лицо допустило ошибки или указало недостоверные данные.

Отсюда следует, что при правильно заполненной трудовой книжке за каждый год деятельности требовать дополнительные документы ПФР не вправе. Кроме этого согласно нормам, при обнаружении недочетов сотрудники ПФР должны самостоятельно выполнять запросы в соответствующие инстанции.

Пример заявления на выдачу архивной справки.

В отдельных случаях при незначительных ошибках, например, ошибочного написания одной буквы в слове, ПФР может комиссионно сделать зачисление стажа.

Также и руководство ПФР вправе решать спорные моменты по зачислению стажа на основании трудовой книжки без использования услуг суда.

Но когда пенсионер досрочно выходит на пенсию ПФР обязан сделать запрос дополнительных документов на подтверждение трудового стажа:

  • справка о льготном характере работы;
  • приказы о назначении работника на соответствующую должность или в цех с вредными условиями труда;
  • учредительные документы или лицензии для предприятия о разрешении заниматься определенным видом деятельности.

Если требование незаконно – что делать


Если сотрудники ПФР несмотря на все доводы предъявляют требования относительно дополнительных документов, можно обратиться к вышестоящему руководству с жалобой.

В случае отказа и от руководства следует обращаться в суд для решения проблемы. При этом суд нередко принимает сторону работника, например, в 2006 году Верховный суд по делу 46-В06-3 признал требования сотрудников ПФР относительно предъявления дополнительных документов незаконными.

Так как отсутствие приказа о назначении работника на работы в полевых условиях, не является поводом для отказа в признании труда тяжелым. Наличие записи в трудовой книжке достаточно.

Заключение

Подсчет стажа деятельности должен происходить на основании трудовой книжки или Выписки из единой системы. Подтверждать дополнительными документами стаж следует только в отдельных случаях, например, при оформлении досрочной пенсии.

Как подтвердить стаж, если он не учтен вы можете посмотреть тут:

получите документы на родственников по принципу "единого окна".
Похоронки, копии трудовых книжек, справки о трудовом стаже, сведения о награждениях, свидетельства ЗАГСа и пр.
Ниже прочитайте, как сделать запрос и, что можно получить.

В связи с изменениями сроков хранения документов, в ПФР идет процесс их уничтожения. Читать здесь.
Вы можете запросить копии документов на своих умерших родственников, которые получали пенсии.

Здесь собраны ответы на ваши вопросы, рубрика постоянно дополняется.
Подпишитесь на мой профиль в инстаграм и в вечных сториз "ПФР" найдете ответы ПФР и мои комментарии.

И думаю, что вам будет интересно прочитать преамбулу.
"В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.

Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств".

Государственные пенсии назначались:
а) по старости;
б) по инвалидности;
в) по случаю потери кормильца.

Это зависист от того, какая назначалась пенсия.

1. пенсия по старости
Право на получение наступает при наличии определенного стажа и возраста. Т.е., если ваш предок умер до достижения пенсионного возраста, то ему пенсия по старости не назначалась.

  • документ, подтверждающий стаж (трудовая книжка, трудовой договор; протокол свидетельских показаний об установлении стажа, до появления труд. книжек; справку работодателя или гос. (муниципального) органа; выписку из приказов и пр.)
  • дипломы
  • военный билет
  • свидетельство о рождении детей
  • у женщин свидетельство ЗАГСа о вступлении в брак, подтверждающее смену фамилии.

3. ⠀пенсия по случаю потери кормильца
Среди документов получателей пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в период Великой Отечественной войны, хранятся оригиналы похоронок (!) - извещения о смерти мужей и сыновей.

4. родителям, за умершего ребенка
Последние два вида встречается редко. В деле хранятся те же документы, что и выше, но на умершего хранится свидетельство о браке, смерти, подтверждение родства с умершим.

5. можно встретить более редкие документы:
Документы о применении репрессий, реабилитации (протоколы уполномоченных троек НКВД); дореволюционные документы (в очень ранних делах) - книжки домработниц и гувернанток (аналог трудовой книжки); документы Красного Креста (раньше часто запрашивали, чтобы установить факт эвакуации, нахождения где-либо в период войн).

Если известно, какой назначался вид пенсии, укажите об этом в обращении, если нет, то нет.

1. В соответствии с нормами законодательства копии из пенсионного дела может получить наследник, подтвердивший статус документально.
Проблема в том, что Закон (как Закон "О персональных данных", так и 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации") не устанавливает, какими документами наследник по закону подтверждает свой статус, и более того, еще глубже кроется законодательная коллизия.
Чаще в домашнем архиве есть документы, подтверждающие родство с умершим пенсионером.

Как понять за какие годы пенсионные дела хранятся в Пенсионном фонде, и вы можете получить копии документов, а за какие года уничтожено с истечением сроков хранения?
Сроки хранения дел можно разделить на 2 периода:

Сроки хранения ВД
Новые сроки хранения выплатных дел:
а) получателей страховой пенсии по старости, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 20 лет;
- ранее 40 лет.
б) получателей страховой пенсии по инвалидности и пенсий по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности - до даты назначения страховой пенсии по старости или пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости, а в случае смерти получателя - 5 лет;
- ранее 50 лет.
в) получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца и пенсий по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца - 10 лет;
- ранее - 30 лет.
г) получателей пенсии из числа детей-инвалидов и инвалидов с детства (независимо от вида получаемой пенсии) - 40 лет.
- без изменений, ранее 40 лет.

Место хранения выплатных дел
Выплатные дела хранятся по месту выплаты пенсии.
Когда составляете запрос, важно понимать, где проживал пенсионер, в каком отделени ПФР получал пенсию.
Если жил в городе, и вы знаете адрес, то можете установить к какому отделению относится район города.
А еще справка о смерти из ЗАГСа с полным объемом иных сведений - ваша подсказка!
Зачем и как получить справку ЗАГС, читайте здесь.

С 1 апреля 2021 сокращены сроки хранения пенсионных дел, в среднем на 20 лет.
Приказ Минтруда России от 22.12.2020 г. № 936н.
Отделениям ПФР поставлен план - освободить архивные площади, уничтожить 21 миллион архивных выплатных дел.
Сначала марта 2021 г. архивные выплатные дела массово направляются на утилизацию.
В территориальных отделениях ПФР экспертиза ценности проводится формально, так как в экспертные комиссии входят исключительно сотрудники ПФР.
Имеются многочисленные факты уничтожения выплатных дел инвалидов, ветеранов, Великой Отечественной войны, членов семей погибших участников войны, тружеников тыла, работников оборонных предприятий, детей войны.
Как инициативная группа спасает архивы читайте на сайте МОО "Архивный дозор" и здесь.

Выдаются копии из выплатных дел родственникам: Алтайский край, Белгородская, Брянская области, Волгоградская, Забайкальский край, Республика Алтай, Камчатский край, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курская, Магаданская, Москва и Московская обл., Новгородская, Пензенская, Республика Дагестан, Татарстан, Мордовия, Рязанская, Самарская, Свердловская, Ставропольский край, Томской, Тюменской, Челябинская области, Чеченская республика.

Копии наследникам: Республика Коми, Новосибирская обл., ХМАО.

Выдаются оригиналы: Калужская (члены семьи), Иркутская, Курская (при подтверждении родства).

Действие ФЗ 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не распространяется на отношения, возникающие при:
1) обработке ПДН физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд; а также на
2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ;
Архивные выплатные дела - это архивные документы, в соответствии с законодательством об архивном деле, документы вправе получать родственникики до истечения 75 лет с момента создания документа.
Информация из дел необходима для формирования семейного архива.

Полгода до пенсии? Пора идти в Пенсионный фонд!

На самые распространенные вопросы отвечает начальник управления организации назначения и выплаты пенсий Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю Ирина Глазырина.

- От чего зависит размер трудовой пенсии?

- Основные составляющие, от которых зависит размер пенсии, – это продолжительность трудового стажа и величина среднемесячного заработка гражданина за период трудовой деятельности до 1 января 2002 г., а также сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде, за период работы после 1 января 2002 года.

При расчете размера пенсии учитываются и другие параметры: наличие иждивенцев, продолжительность работы на Севере и др.

- Если женщине исполнится 55 лет в мае 2013 года. Когда надо прийти в Пенсионный фонд?

- Рекомендую всем, кто в ближайшее время приобретает право оформить пенсию, заблаговременно обратиться на прием в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Желательно, чтобы это событие состоялось за 6 месяцев до наступления права на пенсию. Тогда и у вас, и у специалиста Пенсионного фонда будет достаточно времени, чтобы подготовить и запросить все необходимые документы. Если времени осталось меньше, ничего страшного, придите за 3, 2 месяца. Это делается в ваших же интересах, для того чтобы в момент назначения пенсии максимально учесть все заработанные вами пенсионные права.

Заблаговременная работа проводится ещё и для того, чтобы предельно сократить срок назначения пенсии, и соответственно, срок получения первой выплаты. Быстрое решение вопроса о назначении пенсии позволит гражданам, имеющим право на определенные льготы по квартплате, услугам связи и транспорту, своевременно приобрести их.

- Если в трудовой книжке имеются исправления, возникнут ли трудности при оформлении пенсии?

- Если записи в трудовой книжке выполнены с нарушением Правил ее заполнения, а тем более, если в ней есть незаверенные исправления, такие периоды работы могут быть исключены из подсчета стажа, что негативно скажется на размере пенсии, а то и вообще лишит человека права на трудовую пенсию. Поэтому, если вы в ближайшее время собираетесь оформлять пенсию, придите в Пенсионный фонд для заблаговременной работы с вашими документами. Наши специалисты помогут вам сделать соответствующие запросы.

- Какие трудности при оформлении пенсии возникают чаще всего?

- Самые распространенные ошибки – это отсутствие в трудовых книжках номера или даты приказа о приеме (увольнении) гражданина, отсутствие записей о переименовании предприятия, незаверенные исправления, подчистки, плохо читаемые, размытые печати предприятий организаций, отсутствие сведений о перемене фамилии и другие недостатки.

Ознакомьтесь со своей трудовой книжкой, посмотрите, все ли записи выполнены правильно, есть ли все необходимые сведения. И если вдруг, что-то вас тревожит, вызывает сомнение, заручитесь справкой работодателя или архива, подтверждающей этот период работы.

Практика показывает, что на получение уточняющих справок о стаже уходит немало времени, особенно, если необходимо сделать запрос в другой регион России или заграницу. Возникают трудности, если предприятие ликвидировано или не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

- Если у женщины на титульном листе трудовой книжки записана девичья фамилия до брака. Понадобится ли ей при назначении пенсии какой-то документ для подтверждения смены фамилии при заключении брака?

- Да, при обращении за назначением пенсии необходимо будет подтвердить, что эта трудовая книжка принадлежит именно ей. Подтверждающим документом является свидетельство о заключении брака. Если оно утеряно либо брак был в дальнейшем расторгнут и свидетельство изъято, необходимо сделать запрос в органы ЗАГС.

- Если в трудовой книжке нет записи о переименовании предприятия. Помешает ли это при оформлении пенсии?

- Если записи об изменении названия организации в трудовую книжку своевременно внесены не были, а при увольнении по печати прослеживается другое наименование, потребуется историческая справка. Ее может выдать сама организация, если она продолжает работать, правопреемник или архивный орган.

- Как влияет заработок на размер пенсии?

- Заработок для исчисления размера пенсии, учитывается за 2000 - 2001 годы по данным индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде либо за 60 месяцев подряд трудовой деятельности гражданина до 1 января 2002 года по справкам о заработной плате, выданным организацией или архивным органом.

За период трудовой деятельности после 1 января 2002 года в расчет пенсии принимаются страховые взносы, накопленные на лицевом счете, а не стаж и заработок. Поэтому для назначения пенсии не принимаются справки о зарплате за последние два года работы, как то было при старом пенсионном законодательстве.

Если вы обратитесь в ПФР для заблаговременной подготовки документов, специалист посмотрит лицевой счет, есть ли там сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 гг. В случае, если заработка нет или он невыгоден для исчисления пенсии, то сотрудники ПФР порекомендуют, за какие годы лучше взять справку о заработной плате, а при необходимости, помогут в ее запросе.

- С июля 2012 года у пенсионеров, в том числе и будущих, появилось право на выплату средств пенсионных накоплений. Что необходимо сделать, чтобы их получить?

Пенсия состоит из двух частей – страховой и накопительной. Страховая часть пенсии есть у всех пенсионеров, а накопительная нет. Пенсионные накопления в обязательном порядке формируются:

– у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем страховых взносов в ПФР,

– у участников Программы государственного софинансирования пенсии, которые уплачивают дополнительные взносы в счет будущей пенсии,

– у тех, кто направил средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Пенсионные накопления также формировались у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

С 1 июля 2012 г. пенсионеры имеют право подать заявление в Пенсионный фонд – ПФР или негосударственный пенсионный фонд на назначение и выплату средств пенсионных накоплений.

Те граждане, которые в ближайшем будущем только готовятся стать пенсионерами, такое заявление смогут подать одновременно с заявлением о назначении пенсии. Те, кто уже являются пенсионерами (и у них есть пенсионные накопления) могут обратиться в ПФР с соответствующим заявлением в любое время.

Существует три вида выплат пенсионных накоплений:

единовременная выплата. Получатели – те, у кого накопительная часть пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости.

срочная пенсионная выплата. Получателями такого вида выплаты становятся участники Программы государственного софинансирования пенсий и владельцы сертификата на материнский капитал, которые направили его средства на формирование накопительной части своей будущей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть меньше десяти лет.

выплата накопительной части пенсии по старости в течение всей жизни. Выплачивается ежемесячно равными платежами одновременно со страховой частью пенсии гражданина.

- Что необходимо сделать для своевременного назначения пенсии?

- За 6 месяцев до достижения пенсионного возраста необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства для заблаговременной оценки пенсионных прав. Стандартный пакет документов, который необходимо иметь с собой:

- военный билет, если гражданин проходил военную службу;

- свидетельства о рождении детей (в основном это для женщин, а для мужчин, в том случае, если дети не достигли возраста 18 лет, или старше, но являются учащимися образовательных учреждений по очной форме, то есть находятся на иждивении);

- справки службы занятости населения о периодах получения пособия по безработице (если такие у гражданина имеются);

- документы о периодах работы, которые не подтверждены трудовой книжкой (справки, трудовые договоры, выписки из приказов, договоры гражданско-правового характера и т.п.);

- справку о заработной плате, если гражданин изъявил желание учесть заработок за 5 лет трудовой деятельности до 01.01.2002.

Специалисты ПФР ведут прием ежедневно, можно предварительно записаться на прием.

- Сейчас в Пенсионном фонде есть все данные о стаже и заработке каждого гражданина, но для назначения пенсии все равно приходится собирать документы. Почему?

- В Пенсионном фонде накоплены значительные сведения о пенсионных правах граждан, но пока только за период с момента регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (в большинстве случаев с 1998 г. и позже). Начиная с 2002 г. в Пенсионном фонде находятся все сведения о страховых взносах и периодах работы гражданина, но только в том случае, если он работал официально и работодатель ответственно сдавал необходимую отчетность в ПФР.

В 2003-2004 гг. органами ПФР от работодателей принимались, так называемые формы СЗВ-К, где отражен стаж работы граждан до 1 января 2002 г. Эти формы обработаны, проверены и в настоящий момент применяются для установления пенсий. К сожалению, данные сведения имеются не на всех граждан, и в них содержатся только те данные, которые внес работодатель. Поэтому за периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования для назначения пенсии гражданину необходимо будет представить в ПФР первичные документы. Специалисты Пенсионного фонда их проверят, сверят с данными ПФР, посоветуют какие документы необходимо представить дополнительно, а при необходимости помогут сделать соответствующие запросы.

Органы ПФР края перешли на электронный документооборот с краевыми и муниципальными архивами, что дает возможность оперативно получать необходимые для назначения пенсии сведения.

Хочется посоветовать всем жителям края: заботьтесь о будущей пенсии заранее. Это избавит вас от возможных проблем и разочарований при наступлении права на неё. Чтобы при выходе на заслуженный отдых, в размере пенсии были учтены все заработанные вами пенсионные права, не надо пускать процесс её оформления на самотёк.

Читайте также: