Что является имуществом пенсионного фонда

Обновлено: 28.03.2024

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация социального обеспечения, одним из основных предметов деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) участников фонда.

Включает в себя деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

  • Аккумулирование пенсионных взносов;
  • Размещение и организация размещения пенсионных резервов;
  • Учет пенсионных обязательств фонда;
  • Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам фонда.

Используется устаревшее законодательство.
Деят-ть фонда по негосуд. пенс. обеспечению его участников осуществляется на добровольных началах и включает в себя:
✓ аккумулирование пенс. взносов;
✓ размещение и организацию размещения пенс. резервов;
✓ учет пенс. обязательств фонда;
✓ назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Действующее законодательство.
НПФ – это организация, которая занимается исключительно негосуд. пенс. обеспечением, а также досрочным негосуд. пенс. обеспечением, и обязательным пенс. страхованием.

Включает в себя деятельность по обязательному пенсионному страхованию:

  • Аккумулирование средств пенсионных накоплений;
  • Организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • Учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
  • Назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованным.

Вопрос предполагает устаревшее законодательство:
Деят-ть фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя:
✓ аккумулирование средств пенс. накоплений;
✓ организацию инвестирования средств пенс. накоплений;
✓ учет средств пенс. накоплений застрахованных лиц;
✓ назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
✓ осуществление срочных и единовременных пенс. выплат застрахованным лицам;
✓ осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.

Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению с даты:

  • Получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Используется устаревшее законодательство:
С даты получения лицензии в порядке, предусмотренном настоящим законом фонд имеет право на осуществление деят-ти, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего закона (по негосуд. пенс. обеспечению, в качестве страховщика по обязательному пенс. страхованию, в качестве страховщика по проф. пенс. страхованию).

Действующее законодательство:
Фонд вправе осуществлять деятельность по негосуд. пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а по обязательному пенс. страхованию со дня, следующего за днем внесения его в реестр НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Верные утверждения:

Имущество, которое передает фонду его учредители (учредитель), является его собственностью.

Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а он не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Список литературы:
п. 1 ст. 123.18 ГК РФ

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в его уставе. Исключения составляют случаи, где законом предусмотрен возврат такого имущества его учредителям.

Список литературы:
п. 3 ст. 123.20 ГК РФ

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и настоящим ФЗ порядок и сроки ее ликвидации.

Полномочия по управлению делами некоммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения. В суде она выступает от имени ликвидируемой некоммерческой организации.

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.


Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Когда наступает предпенсионный возраст?

Интересно, что подход к определению предпенсионного возраста неоднозначен. Из буквального прочтения норм закона следует, что предпенсионный возраст — это пять лет, предшествующих году назначения пенсии (позиция 1). Согласно данной точке зрения, если работница родилась, например, 1 июля 1968 года, право на пенсию у нее возникнет 1 июля 2028 года (в 60 лет). Следовательно, ее предпенсионный период начнется за пять лет до этого, то есть 1 июля 2023 года.

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это относится, прежде всего, к работникам опасных и тяжелых профессий по Спискам № 1, 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Предпенсионный возраст наступает и право на получение льготы в таких случаях возникает за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий:

  • выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работать по соответствующей специальности;
  • факт работы по соответствующей специальности.

Пособие по безработице

Гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными пособие по безработице может выплачиваться в повышенном размере (п. 1, 2 ст. 34.2 Закона о занятости населения, Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375).

Размер пособия в 2019 году, руб.*

Для граждан предпенсионного возраста

Для остальных граждан

Минимальный размер пособия

Максимальный размер пособия

* Минимальный и максимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Гарании при приеме на работу и увольнении

Определенные гарантии лицам предпенсионного возраста должны предоставлять работодатели. Так, по общим правилам запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). В случае если данный отказ последовал по мотивам достижения гражданином предпенсионного возраста, в отношении работодателя может быть применена уголовная ответственность. В частности, за указанное деяние работодатель может быть оштрафован на сумму до 200000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев либо привлечен к обязательным работам на срок до 360 часов (ст. 144.1 УК РФ).

Дополнительный день для диспансеризации

Гражданам предпенсионного возраста и пенсионерам по их заявлениям работодатель обязан ежегодно предоставлять два выходных дня для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ). Остальным гражданам предоставляется один день раз в три года.

Путевки за счет средств ФСС

Налоговые льготы

Для лиц предпенсионного возраста установлен ряд налоговых льгот. Однако нужно принимать во внимание, что для целей налогового учета такие лица определяются иным способом, нежели установлено в Законе о занятости населения.

Так, женщины 55 лет и мужчины 60 лет, а также лица, достигшие соответствующего возраста для назначения досрочной пенсии, имеют следующие льготы (пп. 9 п. 5 ст. 391 и пп. 10.1 п. 1, п. 3, 4 ст. 407 НК РФ):

Подтверждение предпенсионного статуса

Документом, подтверждающим отнесение физического лица к гражданам предпенсионного возраста, является (Письмо Минтруда РФ от 24.12.2018 № 161/10/П-9611):

  1. либо справка, выданная территориальным органом ПФР;
  2. либо ответ ПФР на запрос соответствующего органа (службы занятости, налоговой инспекции, работодателя и пр.) по конкретному гражданину.

Способ 1: бумажный

Для получения справки гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим запросом. В нем необходимо указать:

  • личные данные (Ф.И. О., дату рождения, СНИЛС);
  • организацию, в которую будут представлены сведения;
  • способ направления сведений (на руки, по почте и др.).

Сведения направляются гражданам:

  • в случае подачи запроса непосредственно в орган ПФР — не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР;
  • при подаче запроса в электронной форме с использованием Интернета (включая Единый портал государственных и муниципальных услуг) или через сайт ПФР — в режиме реального времени в день обращения.

Сведения предоставляются территориальными органами ПФР бесплатно.

Форма такого запроса утверждена Постановлением Правления ПФР от 04.04.2019 № 206п.

Запрос гражданина о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

Прошу предоставить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

Сведения о застрахованном лице:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) ___________________________________________

Страховой номер (СНИЛС) ______-______-______ ___

Сведения необходимы для предоставления (нужное отметить):

в Федеральную налоговую службу;

в органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;

(адрес электронной почты гражданина)

Дата заполнения Подпись гражданина (его представителя)

Ниже приведем рекомендуемый образец справки, которую будут получать физические лица, обратившиеся в ПФР с соответствующим запросом.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста

По состоянию на _______________________________________________________

Сведения о гражданине:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Страховой номер индивидуального лицевого счета _________________________

1. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьями 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Дата достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 ___________________________

Сведения выданы для предоставления в налоговый орган.

2. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Сведения выданы для предоставления:

(указывается нужное: в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения, работодателю)

Информация предоставлена на основании сведений, имеющихся в распоряжении ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Руководитель (заместитель руководителя)

Пенсионного фонда РФ

_______________________ ___________________ _____________________________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Способ 2: электронный

Обмен информацией между органами ПФР и работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста льгот, предусмотренных ТК РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами ПФР и работодателями (Информационное письмо ПФР от 18.12.2018 №АД-25-24/25310, ФНПР от 17.12.2018 № 101114/231). С этой целью ПФР разработал соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и работодателем (форма данного соглашения приведена в указанном письме).

Кроме того, начиная с 2019 года ПФР запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста.

Данные ПФР передаются в электронной форме через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и посредством электронного взаимодействия с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста.

АКЦИЯ ГОДА

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов и Банка России. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Банка России и АСВ, по состоянию на июнь 2021 года лицензию имели 41 НПФ, из которых 28 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Как выбрать НПФ?

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Читайте также: