Что такое перерасчет пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Обновлено: 18.04.2024

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

31. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закон

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева, заслушав заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.А. Пиндюрина,

В 2020 году, полагая, что пенсия выплачивается ему в заниженном размере, В.А. Пиндюрин обратился к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области с исковыми требованиями о признании за ним права на исчисление пенсии из оклада по 6 тарифному разряду начиная с 1 февраля 1993 года, взыскании недоплаты пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 декабря 2019 года, а также ущерба, причиненного недоплатой. Решением Центрального районного суда города Воронежа от 14 февраля 2020 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, его требования в части признания права на исчисление пенсии из оклада по 6 тарифному разряду начиная с 1 февраля 1993 года, о взыскании недоплаты пенсии были удовлетворены. В возмещении причиненного недоплатой ущерба В.А. Пиндюрину было отказано со ссылкой на то, что возникшие между сторонами спора отношения носят социальный, а не гражданско-правовой характер, в связи с чем статьи 15 и 393 ГК Российской Федерации применению в данном деле не подлежат. Кроме того, суд указал на то, что при расчете размера невыплаченных сумм были применены все предусмотренные действующим законодательством коэффициенты индексации, а иной порядок индексации пенсий в связи с инфляционными процессами законом не установлен.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации В.А. Пиндюрину было отказано.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, оно служит препятствием к реализации гражданами права на возмещение ущерба, причиненного виновными действиями органа, уполномоченного на осуществление государственного пенсионного обеспечения, по выплате пенсии за прошлое время с учетом инфляции.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом; в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (статья 39; статья 75, часть 6).

Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, при этом выбор механизмов его реализации относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно учитывать особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров. Следовательно, принимаемые законодательные акты в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства должны гарантировать гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию и ее перерасчет, выплата пенсии производится своевременно и в полном объеме, а в случае ошибки пенсионного органа нарушенные права восстанавливаются.

Решения о предоставлении гражданину пенсии определенного вида и размера, а в дальнейшем - о перерасчете пенсии принимаются органом, уполномоченным осуществлять пенсионное обеспечение.

В результате принятия пенсионным органом решения о назначении (перерасчете) гражданину пенсии, в частности за выслугу лет, он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии, в том числе в случае перерасчета пенсии в сторону увеличения.

4. Учитывая необходимость оценки значительного числа фактов, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, а в дальнейшем - на перерасчет ее размера, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении (перерасчете) пенсий тех или иных ошибок, включая носящие технический характер, полностью исключить невозможно. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (Постановление от 14 января 2016 года N 1-П).

Такое правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий законодателя, отвечает целям и задачам социального правового государства и, будучи основанным в том числе на конституционных принципах равенства, справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивает соблюдение законодательно установленного порядка исчисления пенсий и тем самым - защиту интересов граждан, которые вправе рассчитывать на принятие уполномоченными государством органами решений в соответствии с нормами закона, в частности при определении (перерасчете) размера пенсионного обеспечения.

Изложенное, однако, не препятствует федеральному законодателю в процессе совершенствования правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения определить иные меры, направленные на восстановление прав пенсионеров в случае несвоевременной выплаты сумм пенсии по вине органа, назначающего и (или) выплачивающего пенсию.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пиндюрина Виктора Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ии за выслугу лет приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был принят на работу (службу) на должность, дающую право на установление пенсии за выслугу лет. При освобождении (увольнении) от указанной должности выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем освобождения (увольнения) от указанной должности гражданина, обратившегося с заявлением о возобновлении такой выплаты.

(Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии

1. Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре. (Абзац введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Работодатель вправе обращаться за установлением, выплатой и доставкой пенсии гражданам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия. (Абзац введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Обращение за установлением, выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, заявление о перерасчете размера пенсии или заявление о выплате пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений абзаца первого пункта 3 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. (Абзац введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

2. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

3. Необходимые для установления и выплаты пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

31. В случае, если в документе, подтверждающем смерть (рождение) гражданина, указан только год без обозначения точной даты смерти (рождения), за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца, а если указан период, за дату принимается дата начала периода. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

32. Социальная пенсия не выплачивается указанным в пункте 1 статьи 11 настоящего Федерального закона гражданам при их выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, а также гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

33. Социальная пенсия гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае их усыновления не выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее лицо было усыновлено. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.07.2017 № 162-ФЗ)

5. В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Статья 25. Порядок индексации пенсий

Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке:

пенсии федеральных государственных гражданских служащих - при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 08.05.2004 № 34-ФЗ; от 18.07.2009 № 187-ФЗ)

социальные пенсии - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.03.2011 № 43-ФЗ)

пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава - при индексации размера социальных пенсий; (Абзац введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 431-ФЗ)

пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей - в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Статья 251. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению

ГЛАВА VI. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

2. При установлении до 1 января 2004 года пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Статья 27. Сохранение ранее установленного размера пенсии

1. Гражданам, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсия пересчитывается по нормам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно две пенсии, - сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающийся по нормам настоящего Федерального закона, пенсия, назначенная в соответствии с настоящим Федеральным законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

3. Граждане, получавшие до вступления в силу настоящего Федерального закона социальную пенсию, предусмотренную Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение указанной пенсии в сохраненном размере в прежнем порядке вместо социальной пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей

Положения настоящего Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распространяются также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей. (Статья введена - Федеральный закон от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

Президент Российской Федерации В.Путин

15 декабря 2001 года

Приложение 1к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий")

Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Год, в котором гражданин приобретает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по состоянию на 31 декабря 2018 годаВозраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
МужчиныЖенщины
2019V* + 12 месяцевV + 12 месяцев
2020V + 24 месяцаV + 24 месяца
2021V + 36 месяцевV + 36 месяцев
2022V + 48 месяцевV + 48 месяцев
2023 и последующие годыV + 60 месяцевV + 60 месяцев

* V - возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по состоянию на 31 декабря 2018 года.

(Приложение введено - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

Приложение 2к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Вторая часть статьи была посвящена вопросу перерасчета размера страховой пенсии, а также случаям повышения размера пенсии в связи с продолжительным периодом работы, в частности, речь шла о дополнительном стаже работающих пенсионеров, о работниках районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работниках сельского хозяйства, о выслуге лет лиц, проходивших военную службу и государственную службу иных видов, выслуге лет госслужащих.

Как произвести перерасчет страховой пенсии?

Перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии - это изменение размера пенсии (выплаты) в связи с представлением новых документов, наличием у пенсионера дополнительного заработка или возникновением обстоятельств, от которых зависит размер пенсии (выплаты) (ст. 18 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Для перерасчета пенсии рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определитесь с порядком перерасчета

Перерасчет можно сделать как в заявительном, так и в беззаявительном порядке. По общему правилу, перерасчет размера установленной пенсии производится: в сторону уменьшения - без истребования от пенсионера заявления о перерасчете; в сторону увеличения - на основании соответствующего заявления (разд. V Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н).

Основания для перерасчета страховой пенсии

  1. увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до 01.01.2015;
  2. увеличение суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, отличных от периодов работы, засчитываемых в страховой стаж, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;
  3. увеличение с 01.01.2015 величины ИПК, исходя из суммы страховых взносов, неучтенных ранее при исчислении размера страховой пенсии по старости или по инвалидности (при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на другой вид, предыдущем перерасчете), а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. При этом перерасчет производится (в общем случае) без заявления пенсионера ежегодно с 1 августа, а в отношении страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором она была назначена. При таком перерасчете ИПК учитывается в определенных пределах.

Основания для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в беззаявительном порядке


При изменении группы инвалидности или достижении пенсионером возраста 80 лет перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности производится без истребования заявления о перерасчете на основании справок, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, или сведений в федеральном реестре инвалидов либо в пенсионном (выплатном) деле (ч. 4, 5 ст. 23 Закона N 400-ФЗ).

Пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 01.01.2021 устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 6 044,48 руб. (условно - доплата к пенсии после 80 лет). Эта сумма увеличивается на соответствующий районный коэффициент в случае проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ежегодная февральская и апрельская индексация фиксированной выплаты приостановлена до 01.01.2025 (ч. 1, 9 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 8, 13 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Основания для перерасчета страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в заявительном порядке

  1. Появление нетрудоспособных иждивенцев из семьи умершего кормильца (учитываются не более трех нетрудоспособных иждивенцев).
  2. Изменение категории получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца. По данному основанию также устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по потере кормильца.
  3. Приобретение необходимого календарного стажа работы в "северных" районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин).
  4. Переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Шаг 2. Подготовьте документы

По общему правилу для перерасчета в заявительном порядке пенсионеру потребуются (п.п. 2-4, 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н; п. 19 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п):

  • заявление о перерасчете;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство, в том числе паспорт гражданина РФ;
  • документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в ПФР через представителя).

Если пенсионер претендует на перерасчет, связанный с повышением страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, по общему правилу он должен подготовить документы, являющиеся основанием для перерасчета, в частности (ч. 7 ст. 21, ч. 2 ст. 23 Закона N 400-ФЗ; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015; п. 27 Административного регламента):

  • документы о страховом стаже (в том числе трудовая книжка);
  • трудовая книжка или справка с места работы (в случае приобретения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях);
  • свидетельство о рождении нетрудоспособного члена семьи, удостоверение инвалида;
  • свидетельство о смерти второго родителя (когда назначена пенсия по случаю потери кормильца).

Шаг 3. Обратитесь в территориальный орган ПФР и дождитесь результатов перерасчета

Документы можно представить в территориальный орган ПФР лично, через представителя, через работодателя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между территориальным органом ПФР и МФЦ, в электронной форме через личный кабинет на сайте ПФР или через Единый портал госуслуг. Можно представить как подлинники, так и копии документов, удостоверенные нотариусом либо выдавшим их лицом (ч. 1, 2, 4 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. 49 Правил N 884н; п.п. 51, 52 Перечня N 958н; п.п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента; п. 4.2. Перечня, утв. Распоряжением Правления ПФР от 12.07.2018 N 352р).

Имейте в виду, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (за исключением перерасчета в связи с инвалидностью или достижением пенсионером возраста 80 лет) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете (например, если документы представлены 24 мая, то увеличение размера пенсии произойдет только с 1 июня (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 400-ФЗ).

Такое же правило, начиная с 2020 года, действует в случае обращения за перерасчетом фиксированной выплаты неработающего пенсионера, проживающего в сельской местности и проработавшего не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве (ч. 14 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 5 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой данный перерасчет (п. 1 ч. 1 с. 23 Закона N 400-ФЗ).

Также обращаем ваше внимание, что если после назначения страховой пенсии работодатель представит сведения персонифицированного учета в отношении периодов работы пенсионера, имевших место до назначения пенсии (которые влекут увеличение ИПК), размер страховой пенсии будет пересчитан со дня ее назначения без заявления пенсионера о перерасчете (ч. 7 ст. 18 Закона N 400-ФЗ).

Шаг 4. Получите документы (в случае отказа в перерасчете)

Если по каким-либо причинам ПФР отказал в перерасчете, вас должны известить об этом в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об отказе и вернуть представленные документы (ч. 8 ст. 23 Закона N 400-ФЗ; п. 60 Правил N 884н; п. 15 Административного регламента).



 Статья подготовлена с использованием материалов, предоставленных ведущими специалистами и с осуществлением контроля службы качества КонсультантПлюс (Марченко Л.В., Петрочишкиной Н.В)

Читайте также: