Что такое монетизация льгот пенсионерам

Обновлено: 05.05.2024

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Монетизация льгот (также отмена льгот) — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г. и повлекшая за собой массовые выступления протеста пенсионеров в стране.

Данная реформа обычно ассоциируется с именами министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова и заместителя председателя правительства России А. Д. Жукова.

Содержание

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Протесты

Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её антинародной.



Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали — Невский и Московский проспекты. Одна из машин сбила пенсионера.

В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям, и возглавить их.

Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким; с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.

Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала российских усилий на Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Владимира Путина Санкт-Петербурге, потому что ранее СМИ говорили о популярности. Дополнительным ударом для властей стало обращение главы Русской православной церкви Алексия II; патриарх встал на сторону пенсионеров в их конфликте с властями.

Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключен свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.

В течение 2005 года правительство Владимира Путина вместе с региональными властями предпринимает ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряжённостью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.

Ход и результаты проведения монетизации льгот

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов. [источник не указан 1297 дней]

Граждане вправе монетизировать положенные им льготы. Они могут отказаться от получения государственной помощи и получить взамен денежную компенсацию. Эта возможность доступна не для всех льготников. Получить деньги вместо преференции можно только в некоторых случаях.

Законодательное регулирование

Первоначальная версия закона о монетизации мер государственной поддержки была принята вместе с утверждением ФЗ-122 от 22 авг. 2004 г. Этот документ вносил изменения во множество законодательных актов, в число которых вошли те, которые устанавливают льготы.

В целях актуальности оказываемых мер поддержки и индексации сумм компенсаций в соответствии с уровнем инфляции, положения закона неоднократно корректировались. Последняя редакция ФЗ-122 была принята 03 авг. 2018 г. Стоимость льгот в денежном эквиваленте устанавливается ежегодно соответствующими распоряжениями Правительства РФ.

Особенности монетизации

Процесс замены преференций на денежные выплаты имеет ряд условий и особенностей. Они представлены в таблице:

Регламент Разъяснение
1. Региональный характер монетизации Перечень оказываемых и подлежащих замене льгот закрепляется на местном уровне соответствующими законодательными актами.
2. Отличающийся размер выплат Сумма компенсации определяется на региональном уровне. Федеральное законодательство определяет минимально допустимый размер.
3. Постоянная индексация Размер выплат ежегодно обновляется согласно уровню инфляции.
4. Способ оформления и необходимые документы Алгоритм оформления и перечень необходимой документации может отличаться в зависимости от субъекта РФ и предоставляемых льгот.

Какие преференции можно заменить на компенсацию

  1. Предоставление права на бесплатный проезд в общественном транспорте: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, пригородные автобусные и железнодорожные направления, паромы (перечень может корректироваться на региональном уровне).
  2. Ежегодное предоставление путевки в санаторно-оздоровительное учреждение (льгота назначается на основании медицинского заключения).
  3. Бесплатная выдача лекарственных препаратов, прописанных к использованию лечащим доктором (исключительно по рецепту).

“Лекарственные препараты предоставляются бесплатно только по назначению врача. Чтобы получить их, нужно посетить любую государственную аптеку в городе, в котором был выдан рецепт. Если в аптечном пункте нет нужного препарата, то его руководство обязано обеспечить его наличие в течение 10 рабочих суток. Если этого не произошло, то гражданину следует незамедлительно подавать жалобу в местное отделение Росздравнадзора. Если из-за задержки гражданин был вынужден приобрести лекарственное средство за свой счет, то аптека будет обязана компенсировать затраты, в том числе моральный и физический ущерб (последний только в тех ситуациях, когда из-за отсутствия лекарства состояние гражданина ухудшилось)”.

Результаты решений Верховного Суда Российской Федерации

Кому доступна возможность монетизации

Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:

  • имеют группу инвалидности;
  • являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
  • входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
  • принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
  • проживали в блокадном Ленинграде;
  • являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.

На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:

  • ветеранами труда;
  • малоимущими;
  • сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
  • детьми из многодетных семей;
  • пенсионерами по старости;
  • участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.

ВАЖНО: Для категорий граждан, получающих льготы согласно региональными законодательным актам, возможность замены преференции на денежную компенсацию доступна не всегда. В некоторых случаях меры поддержки могут предоставляться только в натуральном или только в денежном виде. Для уточнения этого вопроса необходимо обращаться в справочную местного отделения Пенсионного Фонда РФ или социальной защиты населения (в зависимости от вида оформляемой льготы).

Компенсация стоимости коммунальных услуг

Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.

Эта мера поддержки доступна для пенсионеров по всей территории России. Она оформляется единожды и предоставляется всегда. Принцип действия льготы: гражданин уплачивает взнос на капитальный ремонт согласно квитанции, после чего в течение нескольких дней ему компенсируется часть суммы. Возвращаемый процент зависит от возраста:

На уровне субъектов данная льгота может дополняться субсидиями на оплату:

  • услуг стационарной телефонной связи;
  • отопления и воды;
  • газа и т.д.

На заметку: факт получения федеральных и региональных льгот на стоимость жилищно-коммунальных услуг не оказывает влияние на возможность гражданина воспользоваться НСУ или заменить набор на компенсацию.

Размер компенсации

Сумма денежной субсидии, назначаемый вместо НСУ, ежегодно корректируется. В соответствии с указанием из ПП РФ №61 от 29 янв. 2022 г . коэффициент увеличения составил 1.03 (повышение на 3%). В итоге, на 2022 г. были установлены следующие размеры выплат:

  • предоставление лекарственных средств – 889 руб. 66 коп.;
  • выдача бесплатной путевки в санаторно-оздоровительное учреждение – 137 руб. 63 коп.;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте – 127 руб. 77 коп.

Данные значения отражают минимально допустимый размер компенсации. Итоговая сумма определяется руководством субъектов Российской Федерации на основании возможностей региональных бюджетов.

Требуемые документы

  • паспортом или любым другим документом, способным идентифицировать личность заявителя;
  • удостоверением или свидетельством, подтверждающим право на получение набора социальных услуг (удостоверение ветерана труда, заключение медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности и т.д.).

Справка для подтверждения права на НСУ

Для составления справки используется унифицированный бланк. Его образец закреплен в прил. 17 ПП РФ №414п от 19 агв. 2019 г. В содержании документа прописывается следующая информация:

  • полное название отделения ПФР, выдавшего справку;
  • дата выдачи и регистрационный номер;
  • персональная информация о получателе (Ф.И.О., номер СНИЛС);
  • код и полное название льготной категории, к которой относится гражданин;
  • периоды, в течение которых гражданин имеет право на НСУ (указывается отдельно для каждой преференции);
  • подпись руководителя отделения ПФР с расшифровкой.

Образец бланка справки НСУ можно скачать здесь.

Когда и как подавать заявку

Обращаться в ПФР для получения набора социальных услуг или денежной выплаты за него следует до 31 декабря текущего года. В таком случае гражданину будут предоставляться льготы в следующем году.

Подавать заявление с документами следует в местное отделение ПФР по адресу регистрации. Это можно сделать следующими способами:

  • посредством личного обращения;
  • через многофункциональные центры (МФЦ оказывают разные услуги населению, перед подачей документов следует удостовериться в том, что в отделении можно подать заявление);
  • с помощью услуг почтовых отделений;
  • дистанционно через государственный интернет-портал Госуслуги или официальный сайт Пенсионного Фонда России (возможность действует не во всех регионах).

Образец заявления

Бланк для составления заявления об отказе от НСУ в пользу денежной выплаты можно получить непосредственно при обращении в Пенсионный Фонд, или самостоятельно загрузив его с официального сайта ПФР.

Образец бланка заявления можно скачать здесь.

Пример оформления

Гражданин Краснов Виктор Сергеевич в возрасте 68 лет находится на пенсионном обеспечении. Он входил в состав армии во время Чеченской войны и принимал непосредственно участие в боевых действиях. В 2019 г. он написал заявление на получение льгот из набора социальных услуг в натуральном выражении, в итоге в 2022 г. преференции предоставляются таким способом.

Виктор Сергеевич желает в следующем 2022 г. получать денежную компенсацию вместе НСУ. Для этого ему необходимо выполнить следующий алгоритм действий.

  1. Обратиться в отделение ПФР для получения справки о право на льготу. Ему потребуется подготовить паспорт, удостоверение ветерана боевых действий, СНИЛС и пенсионное свидетельство. Справка выдается по факту обращения.
  2. Написать заявление на отказ от мер поддержки НСУ. Бланк для этого можно получить в отделении ПФР.
  3. Предоставить сотруднику Пенсионного Фонда банковские реквизиты, на которые будут перечисляться деньги.
  4. Дождаться вердикта по заявке.

Если заявления было одобрено, то весь 2022 г. Виктор Сергеевич будет получать денежную компенсацию за набор социальных услуг.

Распространенные ошибки

Ошибка: Подача заявления об отказе от льготы в пользу доплаты к пенсии в начале года.

Если заявление на замену НСУ компенсацией подано, например после 31 дек. 2019 г., то решение по нему вступит в действие только в 2022. Весь 2022 г. гражданин будет получать льготы в натуральном виде.

Ошибка: Прекращение действия НСУ или начисления выплат на основании инвалидности.

Некоторые группы инвалидности оформляются на определенный период. Соответственно, и льготы, положенные гражданину, будут действовать только в течение этого срока. При продлении инвалидности гражданину требуется повторно оформлять НСУ.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Можно ли отказаться от определенной меры поддержки в НСУ? Например, оставить бесплатные лекарственные средства, но заменить остальные льготы.

Ответ: Да, во втором разделе заявления на отказ прописаны все преференции их набора социальных услуг. Гражданин сам выбирает те, заместо которых он хочет получать пособие.

Вопрос: Результаты индексации вступают в силу в начале февраля 2022 г. Какая сумма будет начисляться в январе?

Ответ: За январь гражданам, отказавшимся от получения НСУ, будет начислена компенсация, в предыдущем размере, который действовал в 2019 г. Разница, возникшая после индексации, будет выплачена вместе с основным пособием в феврале 2022 г.

Видео на тему “Монетизация льгот в 2022 году”

22 мая 2020, 17:26 Дек 28, 2021 12:44 Льготы всем Ссылка на текущую статью

монетизация льгот пенсионерам

Некоторым категориям граждан предоставляются льготы в различных сферах. Но не всегда граждане могут ими воспользоваться. Поэтому предусмотрена монетизация льгот в 2020-2021 году, предусматривающая их замену на определенную денежную сумму. Льготникам дается возможность выбрать, что они хотят получать, послабление в определенной сфере или выплаты.

Монетизация льгот: что предусматривает.

Монетизация льгот пенсионерам и другим категориям впервые была сделана в 2005 году. В советское время послабления предоставлялись различным гражданам.

Но не всегда льготники использовали свое право, особенно проживающие в сельской местности. Программа монетизации затрагивает федеральных льготников.

Среди них следующие категории:

    ;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, ликвидировавшие последствия катастрофы в Чернобыле;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • дети-инвалиды.
  • обеспечение лекарственными средствами;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном или междугороднем транспорте.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий утвержден Постановлением Правительства РФ.

В нормативно-правовых актах установлена максимальная длительность лечения по санаторно-курортной путевке. Она составляет для всех категорий 18 дней, кроме детей-инвалидов, которые могут лечиться в санатории до 21 дня.

При заболеваниях спинного или головного мозга дается путевка до 42 дней.

Ветеранам труда.

Монетизация льгот ветеранам труда, предоставляемых регионом, выполняется по желанию гражданина. Он может использовать их в натуральном виде или заменить денежной суммой.

Гражданин может монетизировать все льготы, которые ему положены, или некоторые из них. В 2020 году сумма компенсации составляет 1155,06 руб. ежемесячно.

При этом из них выделяется:

  • 889,66 руб. на оплату лекарств;
  • 137,63 руб. на покупку путевки в санаторий;
  • 127,77 руб. на оплату транспорта.

Нередко стоимость лекарственных средств, необходимых инвалиду, гораздо дороже. Поэтому не все льготники предпочитают заменить свое право на их бесплатное получение на денежные выплаты.

Денежная сумма выплачивается вместе с пенсией, но не включается в ее размер.

Выплата компенсации за услуги ЖКХ.

Внесение изменений в Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 позволило расширить действие закона. В результате льготники могут получить компенсацию за оплату услуг ЖКХ.

Изначально некоторые категории граждан имели право оплачивать только 50% от начисленной суммы.

В настоящее время необходимо полностью платить за ЖКХ, а компенсация начисляется отдельной суммой. Чтобы воспользоваться льготой, не должно быть задолженностей за предоставление коммунальных услуг.

Как оформить заявление на монетизацию льгот.

Заявление монетизация льгот подается в ПФР по месту жительства. Гражданин, имеющий право на послабления, должен до 1 октября определиться с тем, что он выбирает, льготы или денежные выплаты.

Заявление пишется на весь следующий год.

Если гражданин своевременно не обратился в ПФР, то автоматически за ним сохраняется право на льготы в натуральном виде. Заявление на возвращение послаблений подается также до 1 октября.

При этом воспользоваться своим правом на льготы можно будет только в следующем календарном году после подачи документов.

Льготники могут отказаться как от всех послаблений, так и отдельных из них. В таком случае право на остальные преференции за ним сохранится.

Для оформления денежной выплаты необходимо обратиться в ПФР до 1 октября текущего года с заявлением.

На монетизацию льгот на 2021 год уже подавать заявление поздно. Теперь пишем заявление на 2022 год.

Как подать документы.

Документы допускается подавать следующим способом:

  • лично;
  • через представителя;
  • в МФЦ;
  • через Портал госуслуг;
  • в личном кабинете на сайте ПФР.

Если заявление подается не лично, а через представителя, то у последнего должна быть нотариальная доверенность.

Для использования Портала госуслуг пенсионер должен иметь подтвержденную учетную запись.

Заявление заполняется в ПФР. В нем содержатся следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • наименование отделения ПФР;
  • основание получения льгот;
  • просьба заменить одно или все послабления на денежную выплату.

В конце документа ставится личная подпись и дата заполнения. К заявлению необходимо приложить:

  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • справка, подтверждающая основание для льготы.

Заявление рассматривается сотрудниками ПФР в течение 10-15 дней, после чего принимается решение. Если оно положительное, то с нового календарного года пенсионер или инвалид будет получать с пенсией дополнительное денежное пособие.

Его размер будет зависеть от того, сколько льгот оставил гражданин или отказался полностью от всех.

Отказ ПФР монетизировать льготы.

Сотрудники ПФР могут не принять или вернуть заявление в следующих случаях:

  • использованы подложные документы;
  • предусмотрена неверная или неполная информация;
  • гражданин утратил право на льготы;
  • в заявлении написаны ложные сведения;
  • предоставлен неполный пакет документов и пр.

При возврате заявления гражданин может еще раз обратиться в ПФР после устранения всех недостатков.

В Личном кабинете на сайте госструктуры можно заполнить заявление и приложить все документы в электронном виде. В таком случае понадобится посетить ПФР только для предоставления оригиналов.

Заключение.

С 2005 года в России запущена программа, позволяющая льготным категориям заменять послабления на денежные средства. Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в ПФР до 1 октября.

Сумма, выплачиваемая каждый месяц, ежегодно индексируется. В 2020 году ее размер составляет чуть более 1000 руб.

Граждане могут заменить на выплаты льготы по получению бесплатных лекарств, путевок в санатории и использования общественного транспорта. При этом дается возможность отказаться от всех послаблений или только от одного из них.

Десятирублевые монеты

Система социальной поддержки населения пришла в равновесие, а монетизация была в целом правильным шагом, считают эксперты, не исключая при этом вероятности возврата к натуральным льготам.

Предпосылки монетизации

Льготы, как средство поощрения граждан, имевших особые заслуги перед государством, появились в стране еще в советское время. В разгар перестройки и либеральных реформ 1980-1990-х годов их количество стало расти лавинообразно, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения. В условиях высокой инфляции и при отсутствии денег в бюджете на выплату достойных зарплат, пенсий и пособий федеральные и региональные власти стали вводить натуральные льготы для различных категорий граждан. При этом многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных получателей превысило половину населения страны.

"Натуральные льготы оставались нам в наследство от предыдущих созывов Государственной Думы, где левых было большинство. Тогда они установили льгот на сумму, превосходящую совокупные возможности бюджета в шесть раз. Это означало, что льготы где-то реализовывались, где-то существовали только на бумаге", — вспоминает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

С начала 2000-х годов ситуация в экономике России стала постепенно стабилизироваться, мировые цены на нефть пошли вверх, волнения на социальной почве улеглись, а бремя льгот стало все больше тяготить государство. В правительстве возникла идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией, активно продвигаемая Алексеем Кудриным, занимавшим тогда пост главы Минфина.

Концепция реформы

Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей.

Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все. Например, сельские жители, не пользовавшиеся своим правом бесплатного проезда на городском транспорте, смогут вместо этой абстрактной льготы получить реальные деньги.

Законопроект предусматривал замену ряда льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). При этом три вида льгот (проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание) льготники могли сохранить за собой, отказавшись от ЕДВ.

Все льготники были разделены на федеральных и региональных. Компенсировать льготы денежными выплатами для примерно 14 миллионов федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов ВОВ, "чернобыльцев" и ряда других) должен был федеральный бюджет. А для примерно 20-30 миллионов региональных льготников (пенсионеров, ветеранов труда и других) субъекты РФ должны были провести аналогичную монетизацию или сохранить натуральные льготы, оплачивая их предоставление транспортным предприятиям и другим поставщикам услуг из своих бюджетов. Пенсионеры, компенсации для которых не были в итоге заложены ни в федеральный, ни в региональные бюджеты, стали основной движущей силой протестов, прокатившихся по стране после введения закона в действие.

Пожар заливали деньгами

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тысячи рублей, ветераны войны — по 1,5 тысячи, инвалиды войны — по 2 тысячи, блокадники — по 1,1 тысячи, ликвидаторы чернобыльской аварии — по 1,7 тысячи, инвалиды, в зависимости от группы, — от 800 до 1,4 тысячи, доноры — 500 рублей.

"Ошибки были допущены с точки зрения денежного эквивалента, который нужно было вложить в расчет каждой льготы. И здесь не в полном масштабе удалось заместить реальным финансированием все имевшиеся льготы. Это в первую очередь коснулось городских жителей. Пострадали "чернобыльцы", инвалиды, имевшие право на технические средства реабилитации. Пришлось уточнять законодательство, уточнять размер возмещения", — отмечает Рязанский. "При тех финансовых ресурсах, которые имелись 10 лет назад, при тех темпах экономического роста, надо было денег с монетизацией льгот не жалеть. Деньги для этого были. Основные волнения как раз были связаны с тем, что компенсация по ряду монетизированных льгот была недостаточной", — согласен с ним директор Института стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев.

На замену льгот денежными компенсациями федеральным льготникам в бюджете 2005 года было изначально предусмотрено 171,8 миллиарда рублей, но дальнейшие расходы в разы превысили эту сумму. Недостаточный объем компенсаций и многочисленные огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста и падение рейтингов президента и кабмина. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства.

"Шаг за шагом государству приходилось платить все более высокую цену за отменяемые натуральные льготы. Многие из них так и сохранились. Другие не остались, но были оплачены дороже, чем предполагалось в начале. Если бы в то время не было тучных лет и если бы бюджет каждый год не получал прибавку от роста цен на нефть, все могло обойтись гораздо хуже. Проблемы залили деньгами. Большие доходы от роста цен на нефть позволили выйти из положения", — вспоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

В январе 2005 года президент предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно он поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

"Реформа была начата в неподготовленном виде. С людей, например, начали требовать деньги за проезд, еще не выплатив им соответствующих денежных компенсаций. Люди потеряли право на бесплатные лекарства в начале января, а денежную выплату получили только в конце месяца", — говорит глава комитета Госдумы Исаев.

Льготникам также практически не разъяснили суть изменений и то, какие права они имеют. Даже мама премьер-министра Михаила Фрадкова, получившая как льготница 500 рублей, не смогла объяснить сыну, за что эта сумма.

Президент вынужден был констатировать, что реформа пошла не так, как предполагалось, и страна понесла большие социально-политические издержки, а премьер Фрадков признал, что правительство поспешило с монетизацией. Опасаясь дальнейшего роста недовольства населения, правительство отложило намеченную на 2006 год монетизацию льгот ЖКХ.

Взгляд 10 лет спустя

"Жизнь подтвердила правильность общей идеологии, которая была заложена в закон. На сегодняшний день абсолютное большинство тех, кто имеет такое право выбора, выбрали деньги, то есть поступили именно таким образом, как и предполагалось при проведении реформы", — говорит Исаев.

"Время многое поправило за 10 лет. Люди привыкли к некоторым вещам, поняли. Важно, что людям была предоставлена возможность менять свои решения. Кто-то попробовал отказаться от льгот и получать деньги, понял, что это ему невыгодно, и стал опять получать в натуральном виде эти льготы. Система пришла к своему равновесию и все выбрали то, что считали нужным", — добавляет руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.

А депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает проведенную 10 лет назад монетизацию вредной. "Эта реформа была вредна, безусловно, потому что фактически расходы на льготы выросли в 2-3 раза, чтобы компенсировать социальный ущерб", — говорит она. Не выиграли от реформы, по мнению Дмитриевой, и сами льготники. "Многие льготы просто были потеряны и никаким образом не компенсированы — например, междугородний проезд инвалидам и участникам войны. Индексация ежемесячных денежных выплат отстает от фактического уровня инфляции. Каждый раз индексация в бюджете закладывается на гипотетическую инфляцию, а по факту инфляция оказывается выше. Уже накоплено большое отставание. При этом транспортные тарифы у нас растут существенно выше, чем официальный уровень инфляции. Реальный объем получаемых услуг сокращается", — считает Дмитриева.

Дорога без возврата?

Необходимости возврата к натуральным льготам большинство экспертов также не видит, но вероятность такого развития событий в условиях ухудшающейся бюджетной ситуации некоторые не отрицают. "Мы сейчас живем в такое время, что ничего нельзя исключать, в том числе практику возврата к натуральным льготам. Но я думаю, это был бы шаг назад. Натуральные льготы искажают пропорции в экономике и дают неадекватное представление о тех средствах, которые нужны для решения тех или иных задач", — сказал директор Института стратегического анализа компании "ФБК" Николаев. "Я думаю, что это делать противопоказано, потому что это путь куда-то вбок из рыночной экономики", — поддерживает советник Института современного развития.

"Я надеюсь, что возврата уже не будет. Если мы пошли на это и заплатили дорого, зачем же обратно? Хотя это сейчас все непредсказуемо", — полагает научный руководитель ВШЭ.

"Сейчас любая вводимая или пролонгируемая льгота должна быть обеспечена финансовыми ресурсами. Это золотое правило пришло из того времени, когда принималось решение о переходе с натуральных льгот на денежные выплаты. И это серьезное достижение, поскольку при принятии решений нужно доказывать, что на них есть средства. Это остужает мозги ультрарадикалов в социальной сфере. И этого правила надо придерживаться, как бы тяжело ни было и как бы кому-то не хотелось пропиариться и запустить на орбиту обсуждение каких-то дополнительных льгот", — отмечает глава комитета Совфеда Рязанский.

Читайте также: