Что такое многоуровневая пенсионная система

Обновлено: 15.06.2024

Дискуссии о том, какой быть пенсии у россиян не прекращаются. Чиновники финансовой сферы хотят сэкономить, чиновники социальной сферы стараются совместить экономию с сохранением социальных гарантий, президент говорит о том, что повышать пенсионный возраст пока не время, а премьер-министр информирует о дефиците средств в ПФР.

Конфликт интересов экономического и социального блоков российской власти в вопросах перспектив пенсионного обеспечения россиян уже давно лихорадит умы и прессу. Множество решений, принимаемых в последнее время по вопросам реформирования пенсионной системы носит, подчас, хаотичный характер. Минфин и Минтруда иногда напоминают лебедя, рака и щуку, из известной басни Ивана Крылова. Имея одну цель - сокращение расходов бюджета и повышение доходности Пенсионного фонда России, министерства никак не могут договориться, какой путь правильнее. Если Минфин делает ставки на накопительную пенсию и ратует за повышение пенсионного возраста, то Минтруда не против отменить накопительную часть пенсии и сохранить существующий пенсионный возраст. В любом случае, определиться по этому вопросу власти придется в самой ближайшей перспективе, ведь право россиян на социальное обеспечение прописано в статье 39 Конституции РФ, а дефицит бюджета ПФР неуклонно растет.

Российская пенсионная система в сравнении с другими странами

Из мирового опыта следует, что наиболее эффективными являются многоуровневые пенсионные системы. В МПС накопительная часть пенсии сочетается с социальной и обеспечивает более высокий уровень благосостояния пенсионеров, в сравнении с более простыми подходами к начислению пенсий - коэффициент замещения на МПС не бывает ниже 60 процентов. Эксперты отмечают, что многоуровневая пенсионная система России на сегодняшний день является одной из самых устойчивых в мире. К таким выводам пришли специалисты из Организации экономического сотрудничества и развития в опубликованном рейтинговым агентством "Эксперт РА" на днях аналитическом докладе "Развитие многоуровневых пенсионных систем: социальные и экономические факторы".

Примечательно, что как развитые, так и развивающиеся страны, оказавшись в ситуации демографического старения населения, стараются совместить в своей пенсионной системе страховые и накопительные элементы. Такой подход оказывается оправданным на долгосрочную перспективу - снижается давление на бюджет страны, но повышается уровень благосостояния пенсионеров. Однако, чтобы ощутить эффект от МПС в полной мере необходимо подождать - эти меры рассчитаны не на тех пенсионеров, которые уже вышли на пенсию или лиц предпенсионного возраста, дорабатывающих свои последние годы перед пенсией, а на зрелую и работоспособную часть населения - 35-40-летних граждан. Именно им предстоит почувствовать все преимущества от обязательной накопительной части пенсии. Если, конечно ее не отменят раньше, чем они достигнут пенсионного возраста.

Некоторые страны все же отказались от накопительной части пенсии. В Польше и Венгрии пошли другим путем. Это на некоторое время повысило их доходы от пенсионных отчислений, однако не смогло решить проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения и увеличением численности людей пенсионного возраста. В итоге, по мнению экспертов, расходы этих стран приведут к снижению пенсионных выплат пенсионерам примерно на 15 процентов.

Оценивая российскую пенсионную систему, эксперты отмечают ее устойчивость. Так, по данным рейтинга Allianz о долгосрочной устойчивости пенсионных систем, пенсионная система нашей страны занимает 14 место. Тогда как Польше отвели 22 место, а Венгрии- вообще 32-е. Это однозначно свидетельствует о перспективности российской МПС, но совершенно не исключает существующих в ней проблем.

Большинство экспертов признают, что основа устойчивости заключается в пенсионной реформе 2002 года, когда в пенсиях россиян появилась накопительная часть. В настоящий момент пенсионную систему сильно штормит еще и потому, что власти никак не могут определиться с судьбой накопительной пенсии. Мнения постоянно расходятся. Но и кроме этого существует немало проблем - большое количество категорий лиц, имеющих право на досрочную пенсию, достаточно низкий, в сравнении с другими странами возраст выхода на пенсию, несовершенство законодательства, направленного на контроль и возможность инвестирования пенсионных накоплений.

Пенсионный возраст - краеугольный камень пенсионной системы РФ

О повышении пенсионного возраста дискуссии ведутся достаточно давно и на всех уровнях. Можно смело сказать, что этот вопрос является одним из самых болезненных для нашего общества и повышение порога возраста для выхода на пенсию окажется очень непопулярным решением для того, кто его в итоге вынужден будет принять.

В ходе прямой линии с россиянами президент России Владимир Путин уделил этому вопросу достаточно много времени. Он признал, что необходимость повышения пенсионного возраста есть, но пока российское общество к этому попросту не готово. Если средняя продолжительность жизни граждан России перешагнула порог 71,5 лет, то средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет всего 65,5 лет. Как емко отметил глава государства, повышение пенсионного возраста до 65 лет при таких условиях приведет к тому, что мужская половина россиян не сможет даже толком пожить на пенсии. В тех развитых странах, где возраст выхода на пенсию повышен, средняя продолжительность жизни населения выше, чем в России - констатировал президент. Однако вопрос остался незакрытым и решать его все равно необходимо. Ведь расходы бюджета на обеспечение граждан пенсиями очень велики - к примеру, в 2008 году трансферт федерального бюджета в ПФР составлял около 1,049 трлн рублей, а в 2016 году, при условии возврата денег в накопительную часть пенсий, он должен составить 2,7 трлн рублей. А это 3 процента от российского ВВП.

Надо отметить, что как раз финансовые проблемы российского бюджета, связанные с финансированием ПФР, испытывающего постоянный дефицит, больше всего волнуют Минфин России. Министерство муссирует тему повышения пенсионного возраста уже давно и занимает твердую позицию - увеличивать нужно до 65 лет, без дифференцирования для мужчин и женщин. Министр финансов РФ Антон Силуанов за день до прямой линии президента, 15 апреля 2015 года заявил, что повысить пенсионный возраст до 65 лет необходимо незамедлительно.

Антагонистом в вопросе повышения пенсионного возраста по отношению к Минфину выступает Минтруда. Его глава Максим Топилин отмечает, что такая мера не даст ощутимой экономии для бюджета, а вопрос повышения доходности ПФР следует решать иными методами. К примеру, министерство давно озабочено вопросом досрочных пенсий. В Минтруда считают, что поскольку категорий "досрочников" в России очень много, то и решать первоочередным порядком необходимо вопрос связанный с сокращением или полной отменой досрочных пенсий, а также с переходом работников, имеющих право на досрочную пенсию в негосударственные пенсионные фонды. Для этого даже был разработан законопроект, предусматривающий отмену обязанности работодателей с вредным производством уплачивать за своих работников дополнительные страховые взносы в 4 и 8 процентов, при условии участия предприятий в программе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников.

Во время отчета Правительства РФ о результатах работы в 2014 году перед депутатами Государственной Думы РФ 21 апреля 2014 года премьер-министру Дмитрию Медведеву задал вопрос о повышении пенсионного возраста депутат ГД РФ от фракции Единая Россия Валерий Трапезников. Он отметил, что население страны не готово к повышению возраста выхода на пенсию, однако, понимая необходимость этой меры, можно начать с депутатов, сенаторов и чиновников. Премьер отметил, что действительно начинать лучше всего с себя, поэтому если такая инициатива будет вынесена на обсуждение, то Правительство РФ ее поддержит. Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что пенсионный возраст - это очень щепетильная тема. Решение по ней может быть принято только после многоплановой и очень аккуратной дискуссии. Такое решение не должно затронуть тех людей, которые уже сейчас готовы выходить на пенсию, согласился премьер с позицией президента.

Неизвестность с накопительной частью пенсии, отмена досрочных пенсий, лишение пенсий работающих пенсионеров. Что дальше?

Не удивительно, но после прямой линии президента, глава Минфина Антон Силуанов немного изменил риторику. Буквально на днях он выступил за отмену досрочных пенсий, отметив, что сделать это необходимо до рассмотрения бюджета на будущий год. Министр заметил, что главной задачей является сокращение бюджетного трансфера в ПФР всеми доступными способами.

Такая позиция перекликается с позиций Минтруда, который давно собирается отменить государственные досрочные пенсии. Перевод такого пенсионного обеспечения в негосударственные пенсионные фонды приведет к резкому сокращению числа досрочных пенсионеров, а государство снимет с себя все гарантии по их социальному обеспечению до достижения пенсионного возраста. Доля досрочных пенсионеров в России составляет примерно четверть всех работников отраслей строительства, промышленности, транспорта и связи. Эксперты отмечают, что от такого шага можно получить и ряд негативных последствий, например, рост производственной инвалидности.

Но если сравнить эффект от отмены накопительной части пенсии и от отмены досрочного выхода на пенсию, перевес оказывается явно на стороне последней меры. Ведь если от отмены накопительных пенсий бюджет скорее проиграет, то отмена "досрочников" позволит сэкономить бюджету около 450 млрд рублей ежегодно. Кроме того, эффект от такой меры будет незамедлительным, даже с учетом того, что министр финансов пообещал не вводить никаких изменений для тех пенсионеров, которые уже получают досрочную пенсию.

Кстати, большинство из таких пенсионеров продолжают работать. И это еще одна статья для экономии средств ПФР, за воплощение которой уже взялись на законодательном уровне - проект закона об ограничении пенсий для работающих пенсионеров разработан Минфином и получил одобрение Правительства РФ. В документе ограничивается выплата страховой пенсии работающим пенсионерам, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсию смогут получать только те пенсионеры, чья общая сумма заработной платы и других вознаграждений, начисленных в их пользу не будет превышать 1 млн. рублей в год или около 83 тысяч рублей в месяц. Пересчет планируется делать ежемесячно, и восстанавливать выплату, если заработная плата окажется ниже обозначенного порога. Эта инициатива уже вызвала множество отрицательных откликов, но все же будет рассмотрена депутатами Госдумы РФ.

Еще одна инициатива Минтруда по оптимизации пенсионных расходов касалась принципа расчета накопительной пенсии. Чиновники предложили дифференцировать эти выплаты по гендерному принципу, аргументируя, что продолжительность жизни у женщин больше, а на пенсию они выходят раньше мужчин. Поэтому, так называемый "период дожития", время, в течение которого выплачивается пенсия, у женщин оказывается больше, значит в итоге они получают больше средств, чем мужчины с аналогичным стажем и заработной платой. На защиту интересов женщин-пенсионерок встала Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. После переговоров с депутатами специалисты Минтруда внесли поправки в проект постановления Правительства РФ и отменили принцип расчета с учетом половой принадлежности. Теперь пенсия женщин не будет ниже пенсии мужчин примерно на 150 рублей, как могло быть если бы инициатива получила поддержку.

Тема накопительной пенсии наконец получила долгожданную развязку - премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что принято решение оставить накопительную пенсию россиянам. Он дал поручение главам Минфина и Минэкономразвития подготовить предложения по эффективному использованию финансового ресурса от накопительной части пенсии как дополнительного источника роста российской экономики. Именно в пенсионных накопления россиян Правительство РФ увидело источник длинных денег, которые можно использовать как для погашения дефицита российского бюджета, но и на инвестирование в важные отрасли на развитие экономики, особенно с учетом сокращения внешнего финансирования.

Решение премьера поддержал министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что министерство уже разрабатывает необходимые механизмы для инвестирования средств НПФ, которые позволят превратить накопительные пенсионные средства в полноценного внутреннего инвестора, который так необходим сейчас российской экономике.

Однако, глава Минтруда Максим Топилин заявил, что решение о сохранении накопительной пенсии необходимо уточнить, чтобы понять, в каком именно виде она должна быть сохранена - в виде обязательных или добровольных отчислений. Со слов премьера, по мнению министра труда, это не до конца понятно. Кроме того, Максим Топилин считает, что необходимы дополнительные консультации и обсуждения по данному вопросу. А это значит, что точку в дискуссии по вопросу быть или не быть у россиян многоуровневой пенсионной системе, пока слишком рано.

Пенсия волнует всех россиян, перешагнувших порог тридцатилетия. Именно в этом возрасте постепенно приходит осознание, что молодость это не навсегда и рано или поздно придется уйти на заслуженный отдых. Но будет ли этот пенсионный отдых обеспеченным? К сожалению большинство граждан понимают, что рассчитывать в этом вопросе пока придется большей частью на себя. Ведь российские законодатели никак не могут привести пенсионную систему к единому знаменателю - замораживают накопительные пенсии, вводят новые системы расчетов социальной пенсии с баллами и дискутируют о повышении возраста выхода на пенсию. К чему все это приведет в конечном итоге? Наверное скоро узнаем. Петербургский правовой портал продолжает следить за перипетиями пенсионной реформы в России.

Дискуссии о том, какой быть пенсии у россиян не прекращаются. Чиновники финансовой сферы хотят сэкономить, чиновники социальной сферы стараются совместить экономию с сохранением социальных гарантий, президент говорит о том, что повышать пенсионный возраст пока не время, а премьер-министр информирует о дефиците средств в ПФР.

Конфликт интересов экономического и социального блоков российской власти в вопросах перспектив пенсионного обеспечения россиян уже давно лихорадит умы и прессу. Множество решений, принимаемых в последнее время по вопросам реформирования пенсионной системы носит, подчас, хаотичный характер. Минфин и Минтруда иногда напоминают лебедя, рака и щуку, из известной басни Ивана Крылова. Имея одну цель - сокращение расходов бюджета и повышение доходности Пенсионного фонда России, министерства никак не могут договориться, какой путь правильнее. Если Минфин делает ставки на накопительную пенсию и ратует за повышение пенсионного возраста, то Минтруда не против отменить накопительную часть пенсии и сохранить существующий пенсионный возраст. В любом случае, определиться по этому вопросу власти придется в самой ближайшей перспективе, ведь право россиян на социальное обеспечение прописано в статье 39 Конституции РФ, а дефицит бюджета ПФР неуклонно растет.

Российская пенсионная система в сравнении с другими странами

Из мирового опыта следует, что наиболее эффективными являются многоуровневые пенсионные системы. В МПС накопительная часть пенсии сочетается с социальной и обеспечивает более высокий уровень благосостояния пенсионеров, в сравнении с более простыми подходами к начислению пенсий - коэффициент замещения на МПС не бывает ниже 60 процентов. Эксперты отмечают, что многоуровневая пенсионная система России на сегодняшний день является одной из самых устойчивых в мире. К таким выводам пришли специалисты из Организации экономического сотрудничества и развития в опубликованном рейтинговым агентством "Эксперт РА" на днях аналитическом докладе "Развитие многоуровневых пенсионных систем: социальные и экономические факторы".

Примечательно, что как развитые, так и развивающиеся страны, оказавшись в ситуации демографического старения населения, стараются совместить в своей пенсионной системе страховые и накопительные элементы. Такой подход оказывается оправданным на долгосрочную перспективу - снижается давление на бюджет страны, но повышается уровень благосостояния пенсионеров. Однако, чтобы ощутить эффект от МПС в полной мере необходимо подождать - эти меры рассчитаны не на тех пенсионеров, которые уже вышли на пенсию или лиц предпенсионного возраста, дорабатывающих свои последние годы перед пенсией, а на зрелую и работоспособную часть населения - 35-40-летних граждан. Именно им предстоит почувствовать все преимущества от обязательной накопительной части пенсии. Если, конечно ее не отменят раньше, чем они достигнут пенсионного возраста.

Некоторые страны все же отказались от накопительной части пенсии. В Польше и Венгрии пошли другим путем. Это на некоторое время повысило их доходы от пенсионных отчислений, однако не смогло решить проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения и увеличением численности людей пенсионного возраста. В итоге, по мнению экспертов, расходы этих стран приведут к снижению пенсионных выплат пенсионерам примерно на 15 процентов.

Оценивая российскую пенсионную систему, эксперты отмечают ее устойчивость. Так, по данным рейтинга Allianz о долгосрочной устойчивости пенсионных систем, пенсионная система нашей страны занимает 14 место. Тогда как Польше отвели 22 место, а Венгрии- вообще 32-е. Это однозначно свидетельствует о перспективности российской МПС, но совершенно не исключает существующих в ней проблем.

Большинство экспертов признают, что основа устойчивости заключается в пенсионной реформе 2002 года, когда в пенсиях россиян появилась накопительная часть. В настоящий момент пенсионную систему сильно штормит еще и потому, что власти никак не могут определиться с судьбой накопительной пенсии. Мнения постоянно расходятся. Но и кроме этого существует немало проблем - большое количество категорий лиц, имеющих право на досрочную пенсию, достаточно низкий, в сравнении с другими странами возраст выхода на пенсию, несовершенство законодательства, направленного на контроль и возможность инвестирования пенсионных накоплений.

Пенсионный возраст - краеугольный камень пенсионной системы РФ

О повышении пенсионного возраста дискуссии ведутся достаточно давно и на всех уровнях. Можно смело сказать, что этот вопрос является одним из самых болезненных для нашего общества и повышение порога возраста для выхода на пенсию окажется очень непопулярным решением для того, кто его в итоге вынужден будет принять.

В ходе прямой линии с россиянами президент России Владимир Путин уделил этому вопросу достаточно много времени. Он признал, что необходимость повышения пенсионного возраста есть, но пока российское общество к этому попросту не готово. Если средняя продолжительность жизни граждан России перешагнула порог 71,5 лет, то средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет всего 65,5 лет. Как емко отметил глава государства, повышение пенсионного возраста до 65 лет при таких условиях приведет к тому, что мужская половина россиян не сможет даже толком пожить на пенсии. В тех развитых странах, где возраст выхода на пенсию повышен, средняя продолжительность жизни населения выше, чем в России - констатировал президент. Однако вопрос остался незакрытым и решать его все равно необходимо. Ведь расходы бюджета на обеспечение граждан пенсиями очень велики - к примеру, в 2008 году трансферт федерального бюджета в ПФР составлял около 1,049 трлн рублей, а в 2016 году, при условии возврата денег в накопительную часть пенсий, он должен составить 2,7 трлн рублей. А это 3 процента от российского ВВП.

Надо отметить, что как раз финансовые проблемы российского бюджета, связанные с финансированием ПФР, испытывающего постоянный дефицит, больше всего волнуют Минфин России. Министерство муссирует тему повышения пенсионного возраста уже давно и занимает твердую позицию - увеличивать нужно до 65 лет, без дифференцирования для мужчин и женщин. Министр финансов РФ Антон Силуанов за день до прямой линии президента, 15 апреля 2015 года заявил, что повысить пенсионный возраст до 65 лет необходимо незамедлительно.

Антагонистом в вопросе повышения пенсионного возраста по отношению к Минфину выступает Минтруда. Его глава Максим Топилин отмечает, что такая мера не даст ощутимой экономии для бюджета, а вопрос повышения доходности ПФР следует решать иными методами. К примеру, министерство давно озабочено вопросом досрочных пенсий. В Минтруда считают, что поскольку категорий "досрочников" в России очень много, то и решать первоочередным порядком необходимо вопрос связанный с сокращением или полной отменой досрочных пенсий, а также с переходом работников, имеющих право на досрочную пенсию в негосударственные пенсионные фонды. Для этого даже был разработан законопроект, предусматривающий отмену обязанности работодателей с вредным производством уплачивать за своих работников дополнительные страховые взносы в 4 и 8 процентов, при условии участия предприятий в программе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников.

Во время отчета Правительства РФ о результатах работы в 2014 году перед депутатами Государственной Думы РФ 21 апреля 2014 года премьер-министру Дмитрию Медведеву задал вопрос о повышении пенсионного возраста депутат ГД РФ от фракции Единая Россия Валерий Трапезников. Он отметил, что население страны не готово к повышению возраста выхода на пенсию, однако, понимая необходимость этой меры, можно начать с депутатов, сенаторов и чиновников. Премьер отметил, что действительно начинать лучше всего с себя, поэтому если такая инициатива будет вынесена на обсуждение, то Правительство РФ ее поддержит. Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что пенсионный возраст - это очень щепетильная тема. Решение по ней может быть принято только после многоплановой и очень аккуратной дискуссии. Такое решение не должно затронуть тех людей, которые уже сейчас готовы выходить на пенсию, согласился премьер с позицией президента.

Неизвестность с накопительной частью пенсии, отмена досрочных пенсий, лишение пенсий работающих пенсионеров. Что дальше?

Не удивительно, но после прямой линии президента, глава Минфина Антон Силуанов немного изменил риторику. Буквально на днях он выступил за отмену досрочных пенсий, отметив, что сделать это необходимо до рассмотрения бюджета на будущий год. Министр заметил, что главной задачей является сокращение бюджетного трансфера в ПФР всеми доступными способами.

Такая позиция перекликается с позиций Минтруда, который давно собирается отменить государственные досрочные пенсии. Перевод такого пенсионного обеспечения в негосударственные пенсионные фонды приведет к резкому сокращению числа досрочных пенсионеров, а государство снимет с себя все гарантии по их социальному обеспечению до достижения пенсионного возраста. Доля досрочных пенсионеров в России составляет примерно четверть всех работников отраслей строительства, промышленности, транспорта и связи. Эксперты отмечают, что от такого шага можно получить и ряд негативных последствий, например, рост производственной инвалидности.

Но если сравнить эффект от отмены накопительной части пенсии и от отмены досрочного выхода на пенсию, перевес оказывается явно на стороне последней меры. Ведь если от отмены накопительных пенсий бюджет скорее проиграет, то отмена "досрочников" позволит сэкономить бюджету около 450 млрд рублей ежегодно. Кроме того, эффект от такой меры будет незамедлительным, даже с учетом того, что министр финансов пообещал не вводить никаких изменений для тех пенсионеров, которые уже получают досрочную пенсию.

Кстати, большинство из таких пенсионеров продолжают работать. И это еще одна статья для экономии средств ПФР, за воплощение которой уже взялись на законодательном уровне - проект закона об ограничении пенсий для работающих пенсионеров разработан Минфином и получил одобрение Правительства РФ. В документе ограничивается выплата страховой пенсии работающим пенсионерам, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсию смогут получать только те пенсионеры, чья общая сумма заработной платы и других вознаграждений, начисленных в их пользу не будет превышать 1 млн. рублей в год или около 83 тысяч рублей в месяц. Пересчет планируется делать ежемесячно, и восстанавливать выплату, если заработная плата окажется ниже обозначенного порога. Эта инициатива уже вызвала множество отрицательных откликов, но все же будет рассмотрена депутатами Госдумы РФ.

Еще одна инициатива Минтруда по оптимизации пенсионных расходов касалась принципа расчета накопительной пенсии. Чиновники предложили дифференцировать эти выплаты по гендерному принципу, аргументируя, что продолжительность жизни у женщин больше, а на пенсию они выходят раньше мужчин. Поэтому, так называемый "период дожития", время, в течение которого выплачивается пенсия, у женщин оказывается больше, значит в итоге они получают больше средств, чем мужчины с аналогичным стажем и заработной платой. На защиту интересов женщин-пенсионерок встала Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. После переговоров с депутатами специалисты Минтруда внесли поправки в проект постановления Правительства РФ и отменили принцип расчета с учетом половой принадлежности. Теперь пенсия женщин не будет ниже пенсии мужчин примерно на 150 рублей, как могло быть если бы инициатива получила поддержку.

Тема накопительной пенсии наконец получила долгожданную развязку - премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что принято решение оставить накопительную пенсию россиянам. Он дал поручение главам Минфина и Минэкономразвития подготовить предложения по эффективному использованию финансового ресурса от накопительной части пенсии как дополнительного источника роста российской экономики. Именно в пенсионных накопления россиян Правительство РФ увидело источник длинных денег, которые можно использовать как для погашения дефицита российского бюджета, но и на инвестирование в важные отрасли на развитие экономики, особенно с учетом сокращения внешнего финансирования.

Решение премьера поддержал министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что министерство уже разрабатывает необходимые механизмы для инвестирования средств НПФ, которые позволят превратить накопительные пенсионные средства в полноценного внутреннего инвестора, который так необходим сейчас российской экономике.

Однако, глава Минтруда Максим Топилин заявил, что решение о сохранении накопительной пенсии необходимо уточнить, чтобы понять, в каком именно виде она должна быть сохранена - в виде обязательных или добровольных отчислений. Со слов премьера, по мнению министра труда, это не до конца понятно. Кроме того, Максим Топилин считает, что необходимы дополнительные консультации и обсуждения по данному вопросу. А это значит, что точку в дискуссии по вопросу быть или не быть у россиян многоуровневой пенсионной системе, пока слишком рано.

Пенсия волнует всех россиян, перешагнувших порог тридцатилетия. Именно в этом возрасте постепенно приходит осознание, что молодость это не навсегда и рано или поздно придется уйти на заслуженный отдых. Но будет ли этот пенсионный отдых обеспеченным? К сожалению большинство граждан понимают, что рассчитывать в этом вопросе пока придется большей частью на себя. Ведь российские законодатели никак не могут привести пенсионную систему к единому знаменателю - замораживают накопительные пенсии, вводят новые системы расчетов социальной пенсии с баллами и дискутируют о повышении возраста выхода на пенсию. К чему все это приведет в конечном итоге? Наверное скоро узнаем. Петербургский правовой портал продолжает следить за перипетиями пенсионной реформы в России.

Виды пенсионного обеспечения - конкретная система мер по реализации пенсионных прав граждан, определяемая обязательным либо добровольным характером их приобретения, государственным либо негосударственным порядком их обеспечения и кругом охватываемых лиц.

Пенсионная система - совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии; либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).

Описывая пенсионную систему, некоторые экономисты квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам [8].

Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация пенсионных систем

Классификационный признак Виды пенсионных систем
Субъект осуществления пенсионного обеспечения государственная; корпоративная; индивидуальная
Форма накопительная; распределительная; смешанная;
Наличие страхования страховая; нестраховая;
Уровень охвата всеобщая; ограниченная;
Метод финансирования нефондируемая; фондируемая; смешанная;
Источники финансирования государственная; профессиональная; личная;
Цели превышение уровня бедности; обеспечение адекватного существования;
Институт социальной защиты модель Бевериджа; частно-корпоративная модель; модель Бисмарка.

Примечание - Источник: [8].

Согласно обзору центра макроэкономических исследований пенсионные системы также можно классифицировать тремя способами:

. По расчету взносов и выплат:

- Фиксированные выплаты - выплаты рассчитываются по заданной формуле (например, зависят от заработной платы в последние Х лет, индексации). Взносы идут как процент от заработной платы, устанавливаемый государством.

- Фиксированные взносы - сумма взносов устанавливается в договоре и поступает на личный счет работника. Выплаты вычисляются в зависимости от доходности вложений.

2. По типу функционирования пенсионного фонда:

- Распределительная система - система, при которой участники делают отчисления в пенсионный фонд, одновременно, эти отчисления в виде перераспределений идут пенсионерам. Эти системы всегда функционируют по принципу фиксированных выплат [5].

- Накопительная система - в трудоспособном возрасте сотрудник откладывает определенную сумму от заработной платы на свой счет, которым управляет пенсионный фонд, накопленные деньги работник получает в старости в виде пенсии. Первоначально такие системы возникли как системы с фиксированными выплатами, но в последние годы все большую популярность приобретают системы с фиксированными взносами. В ее основе следующие аргументы:

1) увеличивает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и к экономическому росту;

) под частным управлением пенсионная система, благодаря конкуренции и независимости от политического вмешательства, становится эффективней государственной;

) не зависит от демографических проблем, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных схем;

) дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования накоплений [6].

- 0 уровень - социальные пенсии, необходимые для обеспечения самых бедных и незащищенных слоев населения. Взносов не предусмотрено, а размер выплат устанавливается государством.

- 1 уровень - распределительная система. Работники отчисляют взносы в систему в трудоспособном возрасте и получают право на выплаты по достижении пенсионного возраста. Распределительные системы обычно управляются государством.

- 2 уровень - накопительная система. Может быть как системой с фиксированными выплатами, так и с фиксированными взносами, как частной, так и государственной. Участие в ней обязательно.

- 3 уровень - необязательная накопительная система [5].

В большинстве стран действуют многоуровневые пенсионные системы. При этом система 2-го и 3-го уровня может быть и государственной, и частной. В конечном итоге, пенсионную систему страны определяют количество уровней и особенности устройства каждого.

По принятой международной классификации первый уровень - трудовая (солидарно-страховая) пенсия. Устанавливается в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов работодателей и работников.

Второй уровень - корпоративная (накопительная) пенсия. Устанавливается для работников организаций или отраслей за счет дополнительных страховых взносов работодателей и работников.

Третий уровень - частная (накопительная) пенсия. Устанавливается за счет личных отчислений работника (в том числе с участием работодателя), производимых в добровольном порядке посредством заключенного договора с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией [2, с.142].

Типологизация пенсионных систем развитых стран позволяет выделить, по существу, две модели их организации - англо-саксонскую (модель Бевериджа) и континентальную (модель Бисмарка).

Характерные черты модели Бевериджа (Великобритания, США, Канада):

- весьма высокий удельный вес заработной платы в ВВП (порядка 60-65%);

- умеренная доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование (приблизительно 12-14 % от размера заработной платы, или 6-7 % ВВП);

- дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (около 3-4% ВВП).

В совокупности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию для большинства работающих, чья заработная плата приближается к средней по стране, размер пенсии составляет около 50% от последней. Кроме того, у граждан этой группы стран объемы личных сбережений ”на старость” достаточно велики, кроме того, они, как правило, владеют недвижимостью.

Модели Бисмарка (ФРГ, Италия, Австрия, Франция) присущи:

- несколько меньший, удельный вес заработной платы в ВВП (около 45-50%);

- высокая доля резервируемых средств на обязательное пенсионное страхование (10-15 % ВВП);

- дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование (2-3% ВВП).

В совокупности - по обязательному и добровольному пенсионному страхованию - у большинства работающих величина пенсии составляет около 70% от среднего по стране размера заработной платы. Для этой группы стран также характерны значительные объемы личных сбережений граждан ”на старость” и/или наличие недвижимого имущества [10].

Основной целью пенсионной системы является обеспечение достаточных, приемлемых с точки зрения затрат, устойчивых и надежных пенсионных выплат при одновременной реализации программ повышения благосостояния населения с учетом специфики страны:

* Достаточная система - это такая система, которая способна обеспечить пенсионные выплаты всем категориям населения в размерах, обеспечивающих защиту от бедности лиц пожилого возраста в масштабах всей страны, а также надежные механизмы выравнивания уровней потребления в течение всего срока жизни для большинства населения.

* Система, приемлемая с точки зрения затрат, соответствует финансовым возможностям граждан и общества, не вытесняет без всяких на то оснований другие социально-экономические приоритеты и не приводит к негативным последствиям для налогово-бюджетной сферы.

* Устойчивая система - это здоровая с финансовой точки зрения система, функционирование которой может быть обеспечено на обозримую перспективу с учетом широкого диапазона разумно обоснованных допущений.

* Надежная система - это система, способная противостоять серьезным шоковым воздействиям, в том числе в результате изменений экономической, демографической и политической ситуации.

При разработке любой пенсионной системы и планов по ее реформированию необходимо четко понимать, что пенсионные выплаты будут производиться за счет будущих результатов экономической деятельности. Для того чтобы обеспечить достижение основных целей пенсионных систем, эти системы должны способствовать увеличению объемов производства в будущем. Именно поэтому разработка и реализация реформ должны быть направлены на содействие экономическому росту и развитию, на минимизацию возможных перекосов в функционировании рынков капитала и рабочей силы. Для этого необходимо обеспечить реализацию сопутствующих задач в области развития, направленных на обеспечение позитивных результатов деятельности в области развития за счет сокращения возможных неблагоприятных последствий внедрения пенсионных систем для рынков рабочей силы и макроэкономической стабильности, при максимально эффективном использовании позитивных результатов путем увеличения объема национальных сбережений и развития финансовых рынков [9, с.43].

Выделяют ряд факторов, определяющих специфику выбора пенсионной системы в странах с различным уровнем экономического развития. Среди таких факторов выделяются следующие:

уровень ВВП на душу населения

доходы государственного бюджета

уровень заработной платы и инфляции

уровень жизни граждан

состояние рынка капитала и кредитной системы [10].

Исходя из этих экономических и социальных факторов определяется наличие финансовых источников реформирования и уровень государственных возможностей, доля расходов на выплату государственных пенсий в ВВП и величина коэффициента замещения зарплаты пенсией. Эти показатели имеют приоритетное значение для оценки устойчивости пенсионной системы и ее соответствию требованиям современного развития общества.

Пенсионная система: важно знать и понимать

АСТАНА. 19 апреля. КАЗИНФОРМ - В связи с предстоящей модернизацией пенсионной системы РК председатель комитета Мажилиса Парламента по финансам и бюджету Гульжан Карагусова прокомментировала суть предлагаемых законодательных изменений в этой сфере.

Все предлагаемые в рамках законопроекта изменения можно условно сгруппировать в три блока.

Первый охватывает вопросы, связанные с созданием Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) на базе Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Учредителем и акционером его будет Правительство.

Второй блок связан с переводом добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых на тяжелых и вредных производствах.

Третий - с унификацией пенсионного возраста женщин и мужчин.

- С чем связано создание ЕНПФ, в который будут переведены все пенсионные накопления граждан из частных фондов?

- Перечисляя взносы в пенсионные фонды, мы надеемся на их сохранность, на то, что до нашего выхода на пенсию они не обесценятся, а приумножатся. Однако в последние годы эффективность деятельности действующих НПФ оставляет желать лучшего. Уровень их доходности порой не покрывает инфляцию. В связи с этим государству приходится нести расходы, так как, согласно действующему закону, гарантируется сохранность пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции. Так, с 2001 года из республиканского бюджета было выделено более 8 миллиардов тенге для покрытия убытков пенсионных фондов.

За годы существования пенсионными фондами не была в полной мере проведена работа по расширению охвата работающего населения накопительной пенсионной системой. Только 3,5 миллиона человек из 8,5 миллиона трудоспособного населения регулярно делают отчисления в нее. И это уже сказывается на уровне накоплений вкладчиков при выходе на пенсию.

Одна из мер предлагаемой модернизации - создание ЕНПФ, единственной организации, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов. Функциями фонда будут также учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.

Все пенсионные накопления граждан будут переведены в ЕНПФ с сохранением прав собственности.

Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществлять Национальный банк на основе инвестиционной стратегии управления, утверждаемой специально созданным Советом при Президенте.

Основными функциями совета будут рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ, а также выработка рекомендаций по перечню разрешенных для размещения пенсионных активов инструментов.

Пенсионные активы будут храниться в Национальном банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и получению инвестиционного дохода.

Новшество направлено на построение более устойчивой системы управления пенсионными накоплениями. И главное, должны быть обеспечены сохранность и увеличение доходности пенсионных активов.

Переход к централизованной системе также решит проблемы высоких операционных издержек, оптимизирует административные расходы. Поэтому в новом законе предложено предельную величину комиссионного вознаграждения ЕНПФ уменьшить в два раза (до 7,5% от инвестиционного дохода и 0,025% в месяц от пенсионных активов).

- Что будет с пенсионными накоплениями граждан? Будет ли обеспечена их сохранность при передаче в ЕНПФ?

- В фонде будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов, на которые будут переведены индивидуальные накопления граждан из НПФ.

ЕНПФ будет правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства с вкладчиками (получателями).

Законопроектом предусматриваются нормы, согласно которым пенсионные накопления вкладчиков будут передаваться в ЕНПФ, а также переходный период, в рамках которого будут приостановлены переводы пенсионных накоплений из одного НПФ в другой.

Передача пенсионных активов НПФ по договорам о пенсионном обеспечении будет оформляться актами приема-передачи, подписанными уполномоченными представителями фонда, НПФ, Нацбанка и других задействованных в системе организаций.

НПФ, имеющие задолженность перед вкладчиками по пенсионным активам, будут обязаны погасить ее до подписания акта приема-передачи.

Государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции будет сохранена.

Кроме того, в законопроекте будут предусмотрены требования о необходимости ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов фонда, регулярной его отчетности перед соответствующими госорганами, об обязательности ежегодного проведения аудита годовых отчетов, установлен предельный размер комиссионного вознаграждения.

Контролировать процедуру объединения будет государство, отстаивая интересы вкладчиков.

- Каким образом государство планирует обеспечить инвестиционную доходность пенсионных накоплений?

- В настоящее время около 87% пенсионных активов размещены внутри страны, в том числе доля государственных ценных бумаг (ГЦБ) составляет 50,5%, а иностранных активов - 9%. НПФ реально перестраховались и переинвестировали накопления в ГЦБ. В результате уровень инфляции оказался существенно выше доходности пенсионных фондов.

Для повышения инвестиционной доходности предусматривается, что Национальный банк будет размещать на конкурсной основе пенсионные накопления граждан среди управляющих компаний, которые будут выбраны с учетом их положительного опыта работы на финансовом рынке, уровня доходности, величины взимаемой комиссии с пенсионных накоплений и деловой репутации.

Кроме того, будет определяться минимальный уровень инвестиционной доходности пенсионных активов для управляющих компаний, ставших победителями конкурса.

- С чем связано повышение пенсионного возраста женщин и каков алгоритм осуществления этой инициативы?

- Основной проблемой солидарной системы, как в нашей, так и во многих других странах, является тенденция старения населения.

В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и постепенному переходу от солидарной пенсионной системы к накопительной. Еще в 2006 году я говорила о том, что в связи с постепенным сворачиванием солидарной системы нам необходимо думать о мерах по обеспечению дополнительных уровней пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. Такого рода проблемы невозможно решать одномоментно. Они требуют внимания, тщательного анализа и принятия своевременных мер с учетом меняющихся реалий.

Сегодня существующая многоуровневая пенсионная система обеспечивает достаточность в размере 40% от среднемесячной заработной платы по экономике страны, что соответствует минимальным нормам социального обеспечения, принятым в развитых странах.

Однако ситуация начинает меняться, так как женщины, выходящие на пенсию, уже не набирают необходимого трудового стажа для получения пенсии в полном объеме. По данным Минтруда и социальной защиты населения, более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году его не будет у всех выходящих на пенсию женщин.

Это означает, что размер начисленной пенсии из солидарной системы будет постепенно уменьшаться из года в год, и уже в 20-е годы она может оказаться ниже минимальной пенсии.

В то же время в накопительной системе женщины участвуют меньше, чем мужчины, в силу более раннего выхода на пенсию, а также по причине нахождения в отпусках по беременности и уходу за ребенком. Соответственно, уровень накоплений женщин в этой системе еще достаточно низок.

Пенсия женщин, выходящих на заслуженный отдых после 2018 года, будет включать: базовую пенсию в размере 50% от прожиточного минимума (около 10 000 тенге); солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года и близкую по размеру к минимальной пенсии (около 24 000 тенге); пенсию из накопительной системы в относительно небольших размерах. У нынешних пенсионеров средний размер выплат составляет около 3-6% от среднемесячной зарплаты по экономике, что гораздо ниже размера минимальной пенсии (примерно 3 000-6 000 тенге).

То есть через несколько лет размер получаемой женщинами пенсии может стать менее 40% от среднемесячного заработка по стране, чего нельзя допустить. Нужно делать все, чтобы с каждым годом этот уровень поднимался.

В сложившихся условиях унификация пенсионного возраста имеет целью увеличение стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе, увеличение объема пенсионных накоплений и повышение размера пенсии. Это первый шаг, за которым должны последовать дополнительные меры со стороны государства, направленные на формирование эффективной пенсионной системы.

Что касается срока повышения пенсионного возраста женщин, его предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая по 6 месяцев ежегодно начиная с 2014 года. При этом участницы накопительной пенсионной системы, при достаточности пенсионных накоплений, будут иметь право на назначение пенсии в 50 лет по пенсионному аннуитету.

Конечно, повышение пенсионного возраста для женщин возможно только в случае полного соблюдения дополнительных социальных условий. Государство должно принять необходимые меры, чтобы защитить женщин и позволить им накопить необходимые средства. Модернизация должна сопровождаться мероприятиями, способствующими осознанию женщинами новых перспектив и возможностей продуктивной деятельности. Правительство в этом направлении планирует вносить изменения и дополнения в существующие программы, продолжить в рамках других законопроектов работу по улучшению норм и введению новых стандартов социального обеспечения.

- Будут ли внесены изменения в законодательство, касающиеся пенсионного обеспечения людей, работающих во вредных и тяжелых условиях труда?

- Следует признать: добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда, не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов и позволит выходить на пенсию в 55 лет. Однако в настоящее время участниками системы являются чуть более 4 тысяч человек.

Новшество, вносимое в законопроект, - переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам. Это необходимо для социальной защиты людей, работающих в тяжелых условиях труда.

В случае внедрения этой схемы на индивидуальные пенсионные счета лиц, занятых во вредных условиях труда, будут поступать 15% пенсионных взносов, из них 10% ОПВ от ФОТ самого работника и 5% - за счет работодателя. Это позволит аккумулировать достаточные пенсионные накопления для выхода на пенсию в 50-55 лет. Нагрузка на работодателя при этом не увеличится, так как сумма таких взносов будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

- Что ожидает самозанятое население?

- В настоящее время основная масса самозанятых лиц уплачивает пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума - 10% от минимального размера заработной платы. Таким образом, в год выходит не более 1,2-кратной минимальной заработной платы (около 23 тыс. тенге по текущему году).

В итоге таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы всего на 3,5 года.

В случае, если самозанятые граждане не будут участвовать в пенсионной системе, при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту в размере не более 50% от величины прожиточного минимума.

Поэтому одна из главных задач государства - принятие мер по расширению охвата населения пенсионной системой. В первую очередь необходимо усилить разъяснительную работу, каждый человек должен понимать: его будущая пенсия зависит от его труда, от уровня доходов и размеров отчислений в пенсионный фонд.

Для решения проблемы недостаточности охвата необходимо будет вводить требование об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения, изменить порядок уплаты взносов путем заявления самозанятыми своего дохода и уплаты пенсионных взносов с этой суммы.

Читайте также: