Что необходимо сделать чтобы начать формировать негосударственное пенсионное обеспечение

Обновлено: 23.04.2024

Страховая пенсия, назначаемая Пенсионным фондом России (ПФР) гражданам, вряд ли сможет приятно удивить большинство работающих граждан. Иные виды социальных пенсий еще меньше. Государственные пенсии выплачиваются лишь избранным.

В ситуации, когда число пенсионеров и лиц преклонного возраста растет, а количество работающих неуклонно сокращается, источник выплат страховых пенсий — страховые взносы в пользу работающих граждан сокращаются, что уже стало одной из причин увеличения общеустановленного пенсионного возраста.

Выход — развитие накопительного компонента пенсионного обеспечения, как в форме корпоративных, так и индивидуальных пенсионных программ.

Негосударственная пенсия выплачивается независимо от пенсий, выплачиваемых ПФР, и в общем случае может назначать как и раньше — с 60 и 55 лет для мужчин и женщин, соответственно. Периодичность выплаты, ее срок и иные условия определяются исходя из пожеланий Вкладчика (Участника)в момент назначения выплаты. Порядок уплаты взносов, назначения и выплаты негосударственной пенсии определяются пенсионной схемой, а также условиями договора НПО, которые дополнительно детализируют особенности каждого пенсионного плана.

Виды пенсионных схем (условий)

Фонд применяет пенсионные схемы как с установленными взносами, где в договоре устанавливается размер и периодичность пенсионных взносов, а размер пенсии определяется исходя из суммы пенсионного счета на момент назначения выплаты, так и с установленными выплатами, где в договор включаются сведения об ожидаемом виде, размере и периодичности негосударственной пенсии. Договор с установленными выплатами содержит строгое требование в отношении соблюдения графика пенсионных взносов и, в последнее время, применяется реже, чем договоры с установленными взносами, где размер пенсии определяется в момент назначения.

Список пенсионных схем и их особенностей

Схема № 1 с установленными взносами предполагает пожизненную выплату негосударственной пенсии с возможностью установить гарантированный период. На этапе накопления и в течение гарантированного периода предоставлено право указать правопреемника по договору. Схема также предлагает вариант последовательной выплаты пожизненной пенсии двум участникам. В этом случае гарантированный период может быть установлен только для первого участника, получающего выплату. При расторжении используются специальные коэффициенты, применяемый к сумме взносов и инвестиционному доходу, в зависимости от условий договора.

Схема № 2 с установленными взносами предполагает выплату негосударственной пенсии в течение установленного срока с возможностью установить гарантированный период, в том числе равный всему сроку выплаты. На этапе накопления и в течение гарантированного периода предоставлено право указать правопреемника по договору. Схема также предоставляет возможность назначить выплаты до исчерпания пенсионного счета в размере, определяемом Участником. В случае выплат до исчерпания есть возможность назначить правопреемника на весь период действия договора. При расторжении используются специальные коэффициенты, применяемый к сумме взносов и инвестиционному доходу, в зависимости от условий договора.

Схема № 3 с установленными взносами применяется вкладчиками-юридическими лицами и предполагает учет обязательств перед участниками на солидарном пенсионном счете. Выплата пенсии может быть как срочной, так и пожизненной, и устанавливается распорядительным письмом вкладчика, с учетом условий пенсионной программы.

Схема № 4 с установленными выплатами предполагает все возможные варианты выплат негосударственной пенсии: до исчерпания, в течение установленного срока или пожизненно, в том числе с гарантированным периодом. Условия схемы требуют строго соблюдения графика взносов, нарушение которого может повлечь изменение обязательств фонда по выплате пенсии, установленной договором. При расторжении используются специальные коэффициенты, применяемый к сумме взносов и инвестиционному доходу, в зависимости от условий договора.

Подробное описание схем и иных условий приведено в Пенсионных правилах фонда и тексте договора НПО.

Преимущества НПО

  • Долгосрочные накопления с инвестиционным доходом. Уплачиваемый вкладчиками взносы фонд размещает в финансовые активы в интересах вкладчиков, участников и их правопреемников. Ежегодно фонд распределяет полученный доход, за вычетом вознаграждения, разрешенного законодательством, в состав формируемых пенсионных резервов.
  • Налоговые льготы. Можно получить социальный налоговый вычет по НДФЛ на сумму уплаченных взносов в пределах 120 000 рублей в год, в том числе у работодателя без обращения в налоговую службу. От НДФЛ освобождены выплаты негосударственных пенсий по договорам с физическими лицами в свою пользу, а также выплаты правопреемникам.
  • Защита средств. Средства на пенсионных счетах не подлежат взысканию по требованию третьих лиц, не делятся при имущественных спорах, передаются правопреемникам в полном объеме. В ближайшем будущем ожидается создание системы гарантирования для НПО.
  • Назначение пенсии ранее общеустановленного возраста. Выплата негосударственной пенсии может производиться с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
  • Возможность расторгнуть договор при необходимости. При расторжении договора фонд выплатит выкупную сумму, рассчитываемую в соответствии с условиями пенсионного договора и Пенсионными правилами, исходя из уплаченных пенсионных взносов, начисленного фондом дохода, включая доход за неполный год расторжения (по ставке минимально гарантированной доходности).

Основные сведения по услуге негосударственного пенсионного обеспечения представлена в Ключевом информационном документе (КИД).

Дополнительная информация

При размещении средств пенсионных резервов возможно увеличение или уменьшение дохода от размещения пенсионных резервов. Отрицательный результат размещения пенсионных резервов не отражается на пенсионных счетах. Результаты размещения пенсионных резервов в прошлом не определяют доходов в будущем, государство не гарантирует доходности размещения (инвестирования) пенсионных резервов.

Договор НПО может быть расторгнут по инициативе Вкладчика (Участника, если такое право ему предоставлено). В этом случае выплачивается выкупная сумма, в соответствии с условиями договора НПО и разделом 13 Пенсионных правил Фонда.

При расторжении договора НПО фонд осуществляет расчет выкупной суммы с учетом условий Пенсионных правил и договора, а также выполняет роль налогового агента в отношении суммы инвестиционного дохода, а также суммы взносов, если Вкладчик не предоставит справку о НЕ получении налогового вычета за соответствующий год уплаты пенсионных взносов.

Например Вкладчик по договору НПО в свою пользу уплачивал пенсионные взносы в течение 5 лет. Первые четыре года взносы уплачивались через бухгалтерию с предоставлением налогового вычета. Последний год вкладчик уплачивал взносы сам и вычет не получал о чем предоставил справку. При расторжении договора в налоговую базу для уплаты НДФЛ войдут взносы первых четырех лет, в отношении которых ранее был предоставлен вычет, и сумма инвестиционного дохода, начисленного на пенсионный счет. В связи с тем, что Вкладчик является налоговым резидентом Российской Федерации ставка налога составит 13%.

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.



В основу негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников заложен принцип софинансирования.


Корпоративный социальный пакет призван улучшать качество жизни наших работников. Компания несет обязательства и перед теми, кто уже вышел на заслуженный отдых.

Негосударственное пенсионное обеспечение в том виде, в каком оно действует в РЖД – когда часть.


председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Мы считаем себя обязанными быть проводниками корпоративного пенсионного обеспечения.


председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России



















Проводниками корпоративной пенсионной системы являются специалисты служб управления персоналом предприятий железных дорог. Именно они рассказывают коллегам о возможностях формирования отраслевой пенсии. От уровня профессионализма.



Вернуться


В основу негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников заложен принцип софинансирования работодателем будущей пенсии работника.

Выгодные условия пенсионной программы сделали ее популярной и востребованной: сегодня в ней участвуют более миллиона железнодорожников. Отраслевая пенсионная система российских железных дорог стала крупнейшей в России.

Мы благодарим коллег за тесное и плодотворное сотрудничество на благо работников железнодорожной отрасли!


Вернуться


Корпоративный социальный пакет призван улучшать качество жизни наших работников. Компания несет обязательства и перед теми, кто уже вышел на заслуженный отдых.

Негосударственное пенсионное обеспечение в том виде, в каком оно действует в РЖД – когда часть взносов на будущую пенсию работника софинансирует работодатель, – является абсолютно уникальной возможностью для железнодорожников получать в будущем вторую, дополнительную к государственной пенсию.

При этом корпоративная пенсионная система – не статичная конструкция, она меняется, реагируя на различные внешние факторы. И Положение о негосударственном пенсионном обеспечении железнодорожников постоянно совершенствуется в интересах участников.


Вернуться


Мы считаем себя обязанными быть проводниками корпоративного пенсионного обеспечения, разъясняя и помогая железнодорожникам понять смысл и необходимость личного участия в негосударственном пенсионном обеспечении. Наша задача – научить члена профсоюза брать личную ответственность за свое будущее, создавая свой пенсионный капитал в годы активного труда.


Вернуться



Вернуться

По воспоминаниям Вячислава Андреевича, отраслевые пенсии сначала назначались только тем, кто отработал на железной дороге не менее 15 лет. Размер выплат ветеранам отрасли после долгих обсуждений был установлен в границах 20% от зарплаты, которую работник получал перед выходом на пенсию.

Колоссальную работу провели
специалисты кадровых служб РЖД, которые
выезжали на рабочие места и рассказывали
железнодорожникам об условиях участия
в программе


Тогда же началась самая трудная работа: люди зачастую с недоверием воспринимали предложение формировать вторую пенсию. Потребовалось время, чтобы отношение к участию в отраслевой пенсионной системе изменилось. Колоссальную работу провели специалисты кадровых служб РЖД, руководители разных уровней и профсоюзные лидеры, которые выезжали на рабочие места и рассказывали железнодорожникам об условиях участия в программе, делали расчеты, объясняли, что софинансирование взносов компания берет на себя.

В их числе – Любовь Равинская, в прошлом заместитель начальника службы управления персоналом Октябрьской железной дороги. Сегодня Любовь Петровна сама получает корпоративную пенсию, а также благодарность и уважение бывших коллег, которые когда-то последовали ее примеру и вступили в корпоративную пенсионную систему.

У всех, кто вступил в корпоративную
пенсионную систему до 1 января
2019 года, есть возможность получать
негосударственную пенсию по-старому:
с 55 лет для женщин и с 60 – для мужчин


Важным нововведением в корпоративной пенсионной программе стало сокращение страхового стажа, необходимого для назначения корпоративной пенсии.

Особое внимание уделяется обладателям
отраслевых наград. В зависимости от
вида наград и их количества пенсия может
вырасти на 10–85%


Сегодня корпоративная пенсия в РЖД воспринимается как неотъемлемый элемент социального пакета. Молодые специалисты с первого дня работы в компании присоединяются к договору НПО и начинают формировать пенсионные сбережения вместе с работодателем. За 20 лет система негосударственного пенсионного обеспечения помогла сотням тысяч железнодорожников выйти на заслуженный отдых с чувством уверенности в завтрашнем дне.


Вернуться



Вернуться


Всем хотелось бы, выйдя на заслуженный отдых, оставаться финансово независимым — иметь возможность заниматься любимым хобби, путешествовать, баловать подарками внуков.

На одну пенсию особо не разгуляешься, нужен дополнительный доход. Одним из стабильных источников такого дохода может стать еще одна пенсия — корпоративная.

В этом материале поговорим про корпоративные пенсионные программы (КПП), о том, какие выгоды это дает работникам и работодателям.

КПП — что это?

Корпоративная пенсионная программа (КПП) — это элемент социального пакета, по которому благодаря работодателю люди получают право на дополнительную пенсию.

Эта негосударственная пенсия образуется за счет добровольных взносов, уплачиваемых по договору негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Многие крупные НПФ сначала позиционировались как корпоративные пенсионные фонды, но затем начали привлекать накопительные взносы на будущую пенсию граждан, не работающих в компаниях — учредителях фондов.

Корпоративная пенсионная программа может включать разные пенсионные планы — охватывать всех сотрудников компании или только определенную часть, предусматривать софинансирование, когда взносы платит не только работодатель, но и сам работник, или же быть исключительно за счет компании-работодателя.

В НПФ работодателям предлагают разные варианты программ. Каждый выбирает то, что ему больше подходит.

Условия корпоративной пенсии определяются работодателем. Такую пенсию работники будут получать в дополнение к обычной страховой пенсии, которую платит государство в лице ПФР.

Зачем это работодателю

Зачем нужна вторая пенсия работникам, понятно. Как говорится, лишних денег не бывает. На пенсии такая подушка безопасности в виде дополнительного дохода будет очень даже кстати.

Но зачем это нужно работодателям? В чем выгода?

Во-первых, корпоративная пенсионная программа — это дополнительная мотивация для сотрудников и сокращение текучки кадров. У высококвалифицированных работников появляется хороший стимул работать именно в этой компании, а не уходить к конкурентам.

Во-вторых, это отличная составляющая соцпакета, которая укрепляет доверие к работодателю и позиционирует его как социально ответственного.

В-третьих, это способ оптимизации налогообложения. Налоговые льготы по договору НПО положены как работодателям, так и работникам (если они тоже платят взносы в дополнение к платежам работодателя).

На налоговых льготах остановимся подробнее.

Налоговые льготы по НПО

Налог на прибыль

Перечисленные компанией взносы по корпоративной пенсионной программе можно включать в состав расходов при расчете налога на прибыль.

На основании п.16 статьи 255 НК такие платежи работодателей относятся к расходам на оплату труда.

Правда, есть нюансы.

Во-первых, плата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми, коллективными договорами или иными внутренними нормативными документами, например, положением о корпоративной пенсионной программе.

Во-вторых, у НПФ, с которым заключен договор, должна быть лицензия.

В-третьих, взносы за работников в НПФ должны учитываться на их именных счетах при наступлении у них права на негосударственную пенсию.

В-четвертых, договоры НПО должны предусматривать выплату пенсий до того момента, как закончатся средства на именном счете сотрудника (но не менее, чем в течение 5 лет или больше — может быть и пожизненно).

В-пятых, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам НПО, включается в расходы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.

Страховые взносы

Платежи по договорам НПО не облагаются страховыми взносами на ОПС, ОМС, ОСС (пп. 5 п. 1 статьи 422 НК).

Кроме того, на такие платежи не надо начислять и взносы в ФСС (по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний). Такая норма заложена в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

НДФЛ

Суммы пенсионных взносов по НПО, которые компания платит в НПФ в пользу работников, не облагаются НДФЛ.

То есть работодатель не должен удерживать и перечислять налог.

Более того, сотрудники, в пользу которых копится будущая пенсия, не только не платят НДФЛ за эти взносы, но еще и могут вернуть часть налога .

Если КПП предусматривает частичную уплату взносов работником, то на выплаченные сотрудником суммы он может получить социальный налоговый вычет по НДФЛ.

Общая сумма социального вычета (на взносы в НПО, лечение, обучение и т.д.) — 120 тыс. рублей за каждый календарный год, в течение которого работник самостоятельно уплачивал взносы. То есть получить живыми деньгами можно 15 600 руб. за год.

При этом если взносы удерживаются из зарплаты работодателем и перечисляются им в НПФ, сотрудник может оформить вычет по месту работы в том же году, когда они уплачиваются. То есть ждать окончания года, чтобы подать декларацию 3-НДФЛ, не надо.

Кстати, в конце прошлого года стало известно, что в ЦБ прорабатывается возможность предоставления гражданам отдельного налогового вычета на взносы по пенсионным программам НПФ (не в составе социального вычета, ограниченного суммой в 120 тысяч, как сейчас).

Вывод: заключив договор с НПФ и уплачивая взносы в пользу своих сотрудников, компания уменьшает на эту сумму базу по налогу на прибыль, не начисляет на эту сумму страховые взносы, не исчисляет НДФЛ, а сотрудники получают налоговый вычет на ту часть взносов, которые они уплачивают самостоятельно.

Кейс по внедрению КПП

Допустим, в компании трудятся 50 человек, а годовой фонд оплаты труда составляет 30 млн. рублей. 10 % от этой суммы фирма готова направлять на поощрение работников.

Выплатить премию или подключить КПП, вложившись в будущее своих сотрудников?

Бухгалтер производит расчеты:

Сумма, которую фирма направит на поощрение за год, руб.

Страховые взносы, руб.

Целевой взнос в НПФ*, руб.

НДФЛ, который надо удержать с сотрудников, руб.

Итого расходы компании, руб.

* В договоре с НПФ оговаривается размер целевого взноса на обеспечение уставной деятельности фонда (в процентах от суммы платежа). В данном примере — 2%.

Таким образом, вариант с КПП выгоднее для компании. Экономия — 840 000 руб.

Итак, если компания, взвесив все за и против, решила обеспечить работникам корпоративные пенсии, с чего начать?

Неоднозначные моменты: разъяснения налоговиков

Компания подключилась с КПП, бухгалтер начинает отражать в учете операции по взносам в НПФ, и в процессе у его могут возникнуть вопросы о применении норм НК в этой ситуации.

Мы собрали для вас разъяснения фискалов на тему налогообложения взносов на НПО.

Налог на прибыль

1. Дополнительные основания в договоре на НПО.

Компания может прописать в договоре с НПФ дополнительные основания для получения сотрудником корпоративной пенсии (например, право на пенсию в более раннем возрасте).

Однако нужно иметь ввиду, что если эти дополнительные основания (не прописанные в п.16 ст. 255 НК) включены в договор, то расходы на уплату взносов по нему в базе по налогу на прибыль не учитываются. Об этом сообщают в Минфине (письмо от 15.04.2011 № 03-03-06/1/239).

2. Уволенные работники.

В профильном ведомстве также разъясняют, что суммы взносов в НПФ, перечисленные за уволенных сотрудников — участников программы, не могут быть учтены в качестве расходов для целей налогообложения прибыли.

Более того, даже если взносы, уплаченные ранее за уволенного сотрудника, распределили на счета его коллег, все равно их отнесение к расходам неправомерно, и надо включить их в доход (письмо Минфина от 08.07.2011 № 03-03-06/3/5, от 16.05.2011 № 03-03-06/3/1).

3. Солидарные и именные счета.

Работодатель может учесть взносы в расходах, если они зачисляются на именные счета.

Но иногда зачисление происходит на солидарный счет, и уже потом с него взносы поступают на именные счета работников. Не всегда это происходит быстро. В ряде случаев, например, именные счета открываются только при наступлении права на пенсию. Так в какой момент включать взносы в расходы ­— сразу или ждать, когда они перейдут на именной счет?

Как уверяют в Минфине, взносы учитываются в расходах только с периода открытия именных счетов (письмо от 12.09.2008 N 03-03-06/1/528).

Аналогичные разъяснения дают в ФНС (письмо № СД-4-3/1257@ от 04.02.2021).

В ведомстве информируют, что взносы надо включать в расходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора денежные средства на оплату пенсионных взносов были перераспределены на именные счета работников.

4. Бессрочный договор.

Согласно п. 6 статьи 272 НК расходы по НПО признаются в том периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены денежные средства на оплату пенсионных взносов.

Если платеж разовый, то расходы делят равномерно на весь срок договора.

А если договор бессрочный и производится разовый платеж на именной счет? Минфин в письме от 08.07.2010 № 03-03-06/1/454 пояснил, что в этом случае расходы надо растягивать минимум на 5 лет.

Взносы работодателей в НПФ, которые перечисляются в пользу работников, не облагаются НДФЛ. Об этом, в частности, напоминает Минфин в письме № 03-04-06/47212 от 26.06.2019.

А вот пенсии, которые работники начинают получать, достигнув пенсионного возраста, уже облагаются налогом.

Буквально недавно вышло свежее письмо Минфина № БС-19-11/259@ от 12.07.2021, в котором освещен этот вопрос.

То есть сейчас за сами взносы в его пользу сотрудник НДФЛ не платит, а пенсия из НПФ облагается НДФЛ.

Страховые взносы

Платежи за сотрудников в НПФ не облагаются страховыми взносами.

Чтобы в этом не было сомнений, Минфин подтвердил этот факт в письме № 03-04-06/47212 от 26.06.2019.

Какая перспектива у КПП на российском рынке?

Кто-то скептически относится к долгосрочным накоплениям в НПФ, сомневаясь в надежности такого способа и уровне доходности.

Между тем ЦБ строго контролирует, куда НПФ вкладывает деньги, чтобы исключить высокорискованные инструменты.

Планируется принять закон, по которому внесенные в НПФ взносы будут застрахованы также, как банковские вклады. Такой законопроект сейчас находится в Госдуме. Он сведет риски участников пенсионных программ практически к нулю.

Что касается доходности вложений, то, например, в СберНПФ, она превышает инфляцию. В частности, за последние 5 лет среднегодовая доходность составила 7,29 %

Таким образом, будущая пенсия будет прирастать не только за счет взносов работодателя и личных взносов человека, но и за счет инвестиционного дохода. И что немаловажно — получить право на пенсионные выплаты можно на 5 лет раньше назначения государственной.

Несмотря на новизну такого инструмента, как дополнительная персональная пенсия, просматривается тенденция на увеличение интереса как к индивидуальным, так и корпоративным пенсионным программам.

По опросам СберНПФ, 84% жителей нашей страны хотели бы иметь в своем соцпакете КПП. Но пока корпоративные пенсионные программы есть только у 6% работодателей.

При этом разрабатывая программы мотивации персонала, работодатели все чаще стали интересоваться пенсионными программами.

Сейчас средний размер пенсий в России составляет 17,5 тыс. рублей, тогда как желаемая пенсия по опросам граждан — 45,6 тыс. рублей.

Выйти на желаемый результат исключительно за счет обязательных взносов — задача трудновыполнимая. Подключение работодателя к КПП и личное участие работника поможет ее решить.

АКЦИЯ ГОДА


Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Многие страны имеют свои системы пенсионного обеспечения, которые различаются по ряду параметров. Например, достаточно широко варьируется возраст, в котором человек получает право на пенсию, средний размер и особенности формирования начислений.

На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения - обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж. Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ). Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.

Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения. И это резонно, ведь размер дополнительной пенсии через систему пенсионного обеспечения может достигать 50%-60% заработной платы.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Главная особенность негосударственного пенсионного обеспечения в РФ, отличающая его от обязательного пенсионного страхования, – добровольный характер обеспечения, а также возможность получения пенсии без трудового стажа. Таким образом, вы можете начать формировать пенсию самостоятельно уже в 18 лет. Система негосударственного пенсионного обеспечения направлена на значительное увеличение размера вашей пенсии. Она предполагает регулярное добровольное перечисление взносов в выбранный НПФ. За счет получаемого инвестиционного дохода Ваша будущая пенсия с каждым годом будет расти.

У каждого человека в силу индивидуальных особенностей характера, размера заработка и возраста разное понимание комфортного и финансово независимого существования по достижению пенсионного возраста. Участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения подразумевает выбор вами одного из пенсионных планов. В зависимости от обозначенной вами схемы определяются размеры взноса, периодичность и объем выплат, а также дальнейшие сроки начисления пенсии и, затем заключается договор НПО. Вы можете осуществлять выплаты в пользу себя, своего ребенка, близкого человека. Если же вы являетесь работодателем, то можете осуществлять выплаты в пользу сотрудника. Корпоративная пенсионная программа, по сути, является дополнением к предоставляемым соц. пакетам, а также возможностью стимулирования сотрудников. Это не только увеличивает доверие сотрудников к компании, но и повышает ее рейтинг.

Читайте также: