Была ли необходимость в реформировании пенсионного страхования в рф

Обновлено: 02.05.2024

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Справка! Величина пенсионного обеспечения каждого россиянина зависела как от его рабочего стажа, так и от средней зарплаты.

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Важно! Решение правительства увеличить возраста выхода на пенсию стало беспрецедентным за 90 лет истории СССР и России. Представители правительства заявляют, что такое решение было принято из-за уменьшения рождаемости, повышения ожидаемой длительности жизни.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

    Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  1. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  2. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.



C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Пойти на повышение пенсионного возраста правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами - доля работников все меньше, а пенсионеров все больше, сказал глава правительства Дмитрий Медведев, представляя параметры реформы. Увеличение возраста поможет "обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам", подчеркнул он, отметив, что по Конвенции МОТ размер пенсии должен обеспечивать 40 процентов утраченного заработка.

Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

Большинство педагогов и медиков, оформивших досрочную пенсию, продолжают трудиться. Сейчас такие пенсии получают 1,1 миллиона учителей и 659 тысяч врачей. В прошлом году ее оформили 23 тысячи учителей, и более 19 тысяч остались на рабочем месте. Та же картина и с врачами: в 2017 году досрочную пенсию получили 14,5 тысячи медработников, и 12,3 тысячи из них по-прежнему продолжают лечить людей.
Педагогам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей, независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает этот необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году.

Многим категориям работников повышение пенсионного возраста, откровенно говоря, даже выгодно. Приближаясь к предпенсионному возрасту, люди опасаются потерять работу. Новый порядок защитит их интересы.

С другой стороны, встает вопрос об обострении конкуренции опытных зрелых людей и креативной, но бесшабашной молодежи. Повышение пенсионного возраста не должно серьезно повлиять на показатели безработицы, считает глава минтруда Максим Топилин. Работники старших возрастов и молодежь занимают разные ниши на рынке труда: молодые охотнее занимаются информационными технологиями, идут в бизнес, финансовую сферу, открывают собственное дело. Старшее поколение занято в основном в традиционных отраслях и бюджетной сфере. "Мы исходим из того, что в связи с повышением пенсионного возраста серьезных изменений показателей безработицы не будет", - сказал министр.

По данным минтруда, на начало 2018 года уровень безработицы в стране (по методологии МОТ) составлял чуть более 5 процентов - 3,9 млн человек. Фактически это тот уровень безработицы, который является естественным для российского рынка труда при текущем достаточно слабом развитии трудовой мобильности.

Основной проблемой для России становится сейчас не безработица, а нехватка кадров, которая, как следует из прогнозов Росстата, Банка России и минэкономразвития, будет только нарастать. Это - ключевое ограничение для экономического роста (а значит, и для повышения доходов населения, в том числе пенсионеров). И повышение пенсионного возраста позволит смягчить этот дефицит ресурсов.



При этом эксперты предупреждают о возможных рисках. Директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова напомнила, что повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также специальными программами поддержки занятости людей старших возрастов.

"Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности", - предупредила Овчарова.

Вероятность роста безработицы не исключил и проректор Академии труда и социальных отношений, профессор Александр Сафонов. Кроме того, он не исключил того, что власти могут столкнуться с необходимостью дополнительного увеличения пособий, выплачиваемых безработным гражданам.

"Не стоит также забывать, что решение повысить НДС с 18 до 20 процентов повлияет на доходы населения не в лучшую сторону. Реальные доходы граждан станут меньше, соответственно, это может усугубить ситуацию с занятостью", - отметил эксперт.

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму проект поправок, касающийся страховых взносов работодателей на обязательное пенсионное страхование. По действующей редакции Налогового кодекса до конца 2020 года применяется тариф на уровне 22 процента от фонда оплаты труда, с 2021 года тариф должен был составить 26 процентов. Проектируемыми изменениями повышение тарифа отменяется.

Сельским медицинским работникам также требуется 25 лет работы в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста и пола.
Если врач сельской больницы выработает необходимый стаж в 2020 году, пенсия ему будет назначена в соответствии с общим темпом повышения пенсионного возраста через два года, то есть в 2022 году.

В Пенсионном фонде РФ "РГ-Неделе" предоставили уточненный список категорий граждан, которые сегодня имеют право на назначение досрочных пенсий, и это право решено за ними сохранить без каких-либо изменений.

Речь идет о гражданах, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в частности, горняках и шахтерах, рабочих в добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "малые списки".

Еще одна категория - "чернобыльцы", получившие льготы в связи с радиационным воздействием. Кроме того, сохраняются льготы и для граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (в частности, многодетные матери, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, а также лилипуты (карлики).

Возраст не меняется для так называемых "списочников": граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда (страховые взносы за них в Пенсионный фонд платятся по специальным тарифам, устанавливаемым в результате спецоценки условий труда):

14 июня 2018 года правительство определило порядок пенсионной реформы в России. Изменения в пенсионной системе страны были необходимы, так как последние датированы еще 2014 годом. Вместе с вхождением Республики Крым и Севастополя, этот год отметился и тем, что после предоставления гражданам выбора отчислять 6% от заработной платы в накопительную часть или нет, проект этого элемента и вовсе заморозили. Появились вопросы о продолжении существования персонального инвестирования.

В 2017 году начинает активно обсуждаться новая реформа пенсионной системы, о необходимости которой говорит и глава Минфина А. Силуанов.

Предположения народа были разнообразны:

  • прекращение индексации пенсии работающим пенсионерам;
  • переход на добровольные взносы работника в свое будущее;
  • налог, который будут уплачивать с каждой пенсии;
  • добровольно-принудительный платеж от работодателя;
  • повышение пенсионного возраста.

Последнее предложение оказалось единственным актуальным. Действительно, основное положение реформы 2018 года - повышение пенсионного возраста в России. Так мужчины будут уходить на отдых с 65, женщины - с 63. Проводиться реформа будет постепенно. Первыми нововведение коснется сильной и прекрасной стороны населения, родившихся в 1959 и 1964 соответственно. На пенсию они уйдут на год позже, в 2020.

Стоит отметить, что прежний пенсионный порог в нашей стране был одним из самых низких в мире. Для сравнения: в Великобритании возраст выхода на пенсию – 65, в Норвегии - 67 лет.

Продолжительность жизни в России - 73 года. Но нельзя обойти стороной тот факт, что ее уровень растет с каждым годом. Условия труда улучшаются, цифровизация становится глобальной, а производство быстро механизируется. Плюс повышается уровень доходов населения. Государство выделяет огромные деньги на развитие медицины в стране. Это естественное обоснование является одним из нескольких для проведения новой пенсионной реформы. Вместе с ним называют следующие:

  • стране не хватает рабочих. На данный момент самыми популярными направлениями для учебы являются журналистика, дизайн, IT. Нынешние выпускники вузов не горят желанием связать свою жизнь с работой на заводе. И хоть компьютеризация постепенно проникает во все сферы нашей жизни, физическую силу, которую люди советской закалки готовы применять в работе, пока заменить невозможно.
  • очевидная финансовая польза как и для экономики государства, так и для пенсионеров. Реформа поможет сохранить в бюджете 1,7 трлн рублей в год.

Что касается людей уже на пенсии, Д.А. Медведев сообщил о том, что до реформы рост пенсий в год был 400-500 рублей. Нововведения позволят повысить этот показатель до тысячи.

  • одним из самых необычных доводов для повышения пенсионного возраста стало гендерное равенство. Женщины в России ранее имели 5 лет разницы с мужчинами при выходе на пенсию. Благодаря влиянию феминизма на западе, государство решило сократить ее до 2, добавив к 55 огромные 8 лет продолжения работы. Объясняется это одинаковыми условиями труда и равнораспределенными обязанностями по дому.

16 июня стало известно, что администрация президента готова смягчить параметры нововведений, если появятся протесты. Они были неизбежны: люди с трудностью представляли, что их ждет, обратной связи с правительством так и не было, а реакция В.В. Путина оставалась неясной. Уровень доверия к руководству страны упал.

К слову, коммунистическая партия играет огромную роль в вопросе пенсионной реформы. Они не раз критиковали ее, разрабатывали свой проект и позже предложили вариант развития действий, вызвавший массу одобрения у населения. О нем позже.

Теперь Навальный предлагает выйти на митинги против реформы правительства пенсионной системы. Он сообщает, что его штаб подал заявки на проведение в 20 городах России. Эта идея получила отклик у населения. Большинство активистов решили поддержать политика и общественного деятеля. Неожиданным событием стало предложение слияния коммунистов на митингах в Кургане.

Реакции президента так и не последовало, что вызвало множество обсуждений в обществе. Появилась теория о том, что проведение этих митингов выгодно руководству страны. Так, получив ответ на реформу, они смогут ее улучшить и смягчить по требованию граждан. То есть ответить и уладить конфликт в обществе. Многие СМИ связали это и с повышением имиджа для Д.А. Медведева после проведения реформы, которая обсуждается и с народом, пусть и в виде митингов по всей стране.

Мэрия Москвы и других городов, в которых проходят матчи ЧМ по футболу, связала отказы в проведении акций протеста с особым режимом, установленным во время проведения чемпионата (с 14 июня по 15 июля).

В остальных городах местные власти стали получать большое количество заявок на проведение митингов. Например, количество человек, указанных в Набережных Челнах, рекордное - 500 тысяч.

А в Ставрополе, Липецке, Белгороде, Краснодаре, Хабаровске, Мурманске и Комсомольске-на-Амуре сторонникам Навального мэрия разрешила провести митинги. Они прошли 1 июля, сопровождаясь массовыми задержаниями по всей стране.

КПРФ, помимо участия в акциях протеста и митингах, готовят иск в суд. Основная причина звучит так: по их мнению, реформа противоречит Конституции. Партия предлагает провести всероссийский референдум, чтобы узнать мнение народа.

26 июня опубликована сводная таблица, в которой указывается город, место проведение митинга и согласованность с местной администрацией.

Вся страна пристально следит за дальнейшим развитием событий, главным из которых стало заседание Госдумы 19 июля. В первом чтении рассматривался проект пенсионной реформы, который был принят по результатам голосования. 328 депутатов одобрили законопроект.

Масштабы реагирования россиян и политических сил так впечатляют, что правительство наконец-то дает свой ответ.

В связи с недовольством В.В. Путина представленными законопроектами пенсионной реформы, он переносит обсуждение на осень. До сентября 2018 планируется разработать новый проект, удовлетворяющий и главу государства, и население страны.

Реализация мероприятий, закрепленных в Стратегии, обеспечила в течение 2012-2020 годов исполнение основных целей развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, поддержание тарифной нагрузки на приемлемом уровне.

В Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Сформированная в России система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.

Все пенсионные обязательства перед гражданами выполняются государством в полном объеме: для нынешних пенсионеров - это выплаты, которые они получают, и размеры которых, несмотря на общие экономические трудности, продолжают увеличиваться, а для будущих пенсионеров - это их растущие пенсионные права, динамику увеличения которых они могут видеть, проверяя состояние своего пенсионного счета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Охват населения России пенсионной системой 100 процентов, то есть все граждане России либо получают пенсию, либо имеют право на нее при наступлении оснований (это страховые пенсии, либо социальные пенсии).

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина (далее – ИПКзарплата). Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в указанные ИПКзарплата и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях сегодня являются:

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются ИПКзарплата. Максимальное количество ИПКзарплата за год с 2021 года – 10, в 2020 году – 9,57.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых ИПКзарплата. При формировании только страховой пенсии их максимальное количество - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии их максимальное количество - 6,25.

Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, представляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения – формирование только страховой пенсии.

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии.

С 2015 года по 2021 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового ИПКзарплата одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ИПКзарплата * СТОИМОСТЬ ИПКзарплата на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

СП = ИПКзарплата * СИПКзарплата + ФВ, где:

  • СП – страховая пенсия
  • ИПКзарплата – это сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии.
  • СИПКзарплата – стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии. При назначении пенсии с 1 января 2021 г. = 98,86 руб. Ежегодно индексируется государством.
  • ФВ – фиксированная выплата. На 1 января 2021 года – 6 044,48 руб. Ежегодно индексируется государством.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2021 году осуществляется по формуле:

СП = ИПКзарплата * 98,86 + 6 044,48

При определении суммы всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, учитываются ИПКзарплата за каждый календарный год.

Также сумму ИПКзарплата существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма ИПКзарплата – на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а ИПКзарплата в 2,32 раза.

Основной задачей, на реализацию которой направлен Федеральный закон № 350-ФЗ, является обеспечение устойчивости и финансовой стабильности пенсионной системы на долгие годы вперед, что означает не только сохранение, но и рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

На период с 2019 по 2024 годов ежегодное увеличение страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотрено исходя из законодательно утвержденных стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

У каждого пенсионера прибавка индивидуальна и зависит от размера получаемой пенсии.

Что касается накопительной пенсии, то накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Размер накопительной пенсии определяется, исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

При назначении срочной пенсионной выплаты за счет вышеобозначенных средств гражданин имеет право сам выбрать период осуществления указанной выплаты, но не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения.

Размер срочной пенсионной выплаты также подлежит ежегодному увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения такой выплаты средств пенсионных накоплений.


С 2012 года идут бурные дискуссии по поводу пенсионной реформы в Российской Федерации. Чтобы быть осведомленным в данной сфере, необходимо ежедневно следить за новостями и принимаемыми законопроектами, так как очень часто вносятся поправки в программу реформирования. Волна изменений прошла в середине октября 2013 года. В этой статье собраны все последние изменения в Пенсионной системе РФ.

На сегодняшний день основа трудовой пенсии — это страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации. Система социальной защиты населения претерпела несколько кризисных периодов, зачастую бюджет пенсионной системы РФ испытывает дефицит денежных средств. Необходимость разработки пенсионной реформы назрела в 2000 годах. Об этом вещали телевидение и радио. Правительство видит необходимость реформы по нескольким причинам:

1) большинство работодателей скрывает, какую заработную плату получают работники по официальным документам;

2) накопительная часть пенсионных взносов может приносить доход в виде пенсии в больших размерах в сравнении с действующей системой;

3) резкий рост безработицы и ухудшение социально-демографической ситуации.

Второй пункт требует более детального рассмотрения. До реформы функционировала следующая система: в ПФРФ в 2013 году, например, работодатели должны отправлять 22 % от зарплаты работника 1967 года рождения и моложе; данный взнос делится на страховую часть (16 %) и накопительную (6 %). При этом страховая часть делится на индивидуальную (10 %) и солидарную (6 %). Для лиц старше 1967 года рождения страховой взнос не делится. Все 22 % являются страховыми. Застрахованное лицо имеет право выбрать Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), куда будут идти страховые отчисления.

Реформа предполагает введение трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень называется базовым, он формируется из страховых частей взносов. Второй уровень — корпоративная пенсия, формирующаяся как за счет взносов работодателей, так и самих работников. И третий уровень — частная пенсия, которая формируется самим работником. Эти три уровня должны к 2030 году восполнить на 60–70 % утраченный заработок пенсионеров.

Согласно реформе до 2015 года граждане 1967 года и моложе должны выбрать более подходящий из вариантов: оставить накопительную часть пенсии в размере 6 % или сократить до 2 %. Также предлагается делать отчисления в НПФ, что увеличит будущую пенсию и поможет развитию экономики страны. С наступлением 2015 года, по условиям реформы, изменить тариф накопительной части невозможно. Молодежь после первого трудоустройства имеет право в течение 5 лет, считая с прихода на работу, выбрать тариф.

На основании статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) можно составить таблицу, которая в наглядной форме иллюстрирует принципы распределения страховых взносов.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Пенсионный фонд РФ

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

Установленный Правительством процент отчислений

Для лиц 1967 года рождения и младше

Установленный Правительством процент отчислений минус 2 % или 6 %

Следует отметить то, что в рамках антикризисной системы на 2014 год Правительством будет отменена накопительная часть пенсии. Страховой взнос полностью будет потрачен на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Тем самым правительство лишило россиян права распоряжаться своими накоплениями, хотя и пообещало более высокую пенсию в будущем. Дело в том, что пенсионная система испытывает дефицит, который и предполагается устранить таким способом.

Итак, существенные изменения в пенсионной системе уже приняты. Главное, не понести ущерб от данной реформы. Поэтому следует обдумать все положительные и отрицательные стороны и принять правильное решение в отношении выбора тарифа накопительной части пенсии, а также надежного НПФ, если это считается нужным.

Основные термины (генерируются автоматически): накопительная часть, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система, пенсионная система РФ, заработная плата, новостная лента, нормативный страховой стаж, пенсионная реформа, Российская Федерация.

Читайте также: