Аттестация рабочих мест с какого года началась для льготной пенсии

Обновлено: 16.05.2024

Хотя официально в 2020 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия "аттестация рабочих мест" и "специальная оценка условий труда" можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2020 году.

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.

Сроки проведения СОУТ и штрафы

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП - от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП - от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2020

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

  • опасный;
  • вредный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов - дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Процедура спецоценки - как проходит аттестация рабочих мест по этапам

Аттестация рабочих мест (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии - нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Все ли рабочие места нужно проверять

В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

  • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
  • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.


Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.

льготный стаж для учителей

Что такое льготная пенсия и льготный стаж для учителей

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.


Какие должности относятся к педагогическому стажу

В постановлении №781 указаны списки учреждений и возможных должностей, 25-и летний стаж работы на которых позволяет досрочно выйти на пенсию. В обобщенном виде эти списки можно представить следующим образом.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные из этих правил.

  1. С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  2. Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  3. Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  4. Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  5. Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  1. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  2. Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  3. Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  4. Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  5. Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  6. Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.


Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла.
Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и федеральному закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.


1. Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году.
1995 — 2012 г.г. — работа учителем средней школы.
2012 - 2015 г.г. — работа заведующим учебной частью.
2015 г. - начало 2020 года — работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности.
В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

2. Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года — работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с 24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.


При всем многообразии оценок процесса аттестации рабочих мест по условиям труда - от восторженных до откровенно негативных - следует признать, что в нашей государственной системе управления охраной труда это мероприятие являлось центральным. Основная цель этого мероприятия - обосновать необходимость установления так называемых "компенсаций" за так называемые "вредные условия труда".

Термин "аттестация рабочих мест" встречается уже в союзном КЗоТ 1971 г., где (ст. 102) говорилось, что "нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда".

Поскольку в КЗоТ термин "аттестация рабочих мест" больше не встречался, из этого можно сделать вывод, что конечной целью "аттестации и рационализации рабочих мест" в СССР считалось повышение производительности труда. В качестве одного из факторов повышении производительности вполне разумно рассматривались "безопасные и здоровые условия труда".

Последний раз термин "аттестация рабочего места" в СССР появился в одном из последних Законов "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (от 15 мая 1990 г.), согласно которому (ст. 14) пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13.08.1990 Совет Министров СССР издает Постановление N 812 "О Государственной экспертизе условий труда". В связи с распадом СССР это Постановление не было выполнено.

С созданием в России Государственной экспертизы условий труда (Постановление СМ РСФСР от 03.12.1990 N 557) в ее функции было вменено "осуществление государственного контроля за . качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесением к категории с вредными и тяжелыми условиями труда". На логичные вопросы: что такое "аттестация рабочих мест по условиям труда", кто и каким образом должен ее проводить, как отличить "вредные" условия труда от "полезных", а "тяжелые" от "легких" - это Постановление ответа не дает.

В некоторой степени конкретизировал смысл "аттестации рабочих мест по условиям труда" в 1991 г. Совет Министров РСФСР, который обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда (Постановление СМ РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"). По своему смыслу действие Постановления распространялось только на предприятия и, соответственно, на рабочие места, имевшие отношение к Спискам N 1 и N 2. По существу этот подход был более правильным, поскольку позволял сконцентрировать ограниченные ресурсы на решении наиболее важных проблем.

В конце 90-х гг. прошлого века аттестации рабочих мест получила новое развитие. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Фактически аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях началась только в 1999 г. с выходом Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот законодательный акт утвердил обязательный характер проведения аттестации рабочих мест по условиям труда для каждого работодателя независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В действующем ТК РФ положение об обязательности проведения аттестации рабочих мест также оставалось в силе (ст. 212) до 01.01.2014г.

Разработка нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда взамен Положения 1997 г. началась в 2005 г. Единственным существенным изменением явилось требование о направлении отчетных материалов о результатах аттестации в Государственную инспекцию труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) вступил в силу с 01.09.2008 и действовал ровно 3 года до 01.09.2011. На смену ему пришел Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Невозможность дальнейшего развития системы аттестации рабочих мест по условиям труда обусловлена фундаментальным отставанием национального трудового законодательства от развития производительных сил и производственных отношений. Декларируя равенство сторон трудовых отношений (ст. 1) ТК РФ, фактически стоит на стороне наемных работников, препятствуя развитию экономики, росту уровня жизни работающего населения и пенсионеров. Старт для начала негативных тенденций на рынке положил Приказ Минтруда России от 12.12.2012 N 590н. Его содержание было настолько неоднозначным, что позволяло трактовать его по-разному. В том числе ряд работодателей приняли решение, что они не должны проводить аттестацию, еще ряд работодателей приняли решение - подождать, пока будет понимание в отношении обязательности аттестации по различным категориям рабочих мест.

Наверное, с точки зрения работодателя, лучше подождать новый инструмент, возможно, он будет более полезным, экономически выгодным.

И вот наступило 1 января 2014г., а вместе с ним вступил в силу и Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Новеллами российского законодательства об охране труда стали нормы закона, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателя о соответствии условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда, и формирующие основания для оптимизации расходов, в первую очередь, работодателей - малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с законом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.

Аттестующие организации должны были подготовиться к проведению специальной оценки условий труда к 1 января 2014 года. Фактически существенная часть аттестующих организаций не могла этого сделать в силу следующих причин:

- не было четкого понимания, что ФЗ будет принят.

- еще одна важная проблема - нет необходимых для работы подзаконных актов. В первую очередь для работы нужны две основные методики

- Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению

- и Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты

Если общая методика уже на утверждение в Минюсте, то методика по СИЗам только в процессе общественного обсуждения и в утвержденном виде появится не скоро.

Вообще АРМ и СОУТ на первый взгляд очень и очень похожи. Да, немного изменена система, появились новые участники процесса, например, ПФР, немного изменена процедуры и методика. Но это не главное. Главное это то, что теперь результаты СОУТ:

- прямо определяют компенсации, и досрочные пенсии для СОУТ, в первую очередь;

- определяют величину и вообще наличие дополнительных страховых взносов в ПФР;

- могут индивидуализировать тариф для работодателя в ФСС.

Сегодня, происходит своего рода переориентация оценки условий труда. Теперь в ней более всего заинтересованы крупные и средние предприятия, на которых заняты работники с досрочным назначением пенсии по старости.

Ключевые участники системы СОУТ:

- Минтруд. Вносит ОПСОУТ в реестр и удаляет из него, аттестовывает экспертов и лишает этой аттестации по представлению Роструда

- Росаккредитация. Аккредитует и лишает аккредитации ИЛ ОПСОУТ. Проводит инспекционный контроль.

- Органы по труду субъектов. Осуществляют проведение государственной экспертизы

- Роструд. Направляет в Росаккредатацию представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в Минтруд, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда

Прокуратура в рамках своих полномочий также проверяет работодателей на предмет соблюдения законодательства о труде.

Вот эти основные государственные органы, которые регулируют специальную оценку условий труда.

Следующая категория участников этого процесса также играет в нем существенную роль:

ПФР - принимает и рассматривает результаты СОУТ с целью подтверждения стажа для получения досрочной пенсии, снижения-снятия дополнительного страхового тарифа.

ФСС - индивидуализирует страховой тариф по итогам специальной оценки (речь о скидках и надбавках)

Роспотребнадзор - его учреждения могут проводить производственный контроль, результаты которого могут быть использованы в ходе СОУТ. И еще очень важный функционал - в соответствии с проектом Методики по снижению класса условий труда по итогам применения СИЗ - результаты оценки СИЗ и предложения по снижению класса условий труда - по каждому работодателю - утверждаются в территориальном органе Роспотребнадзора.

Объединения работодателей и профсоюзов - в рамках социального партнерства и заключения соглашений возможна конкретизация объемов и параметров компенсаций, назначаемых по итогам СОУТ.

Ассоциации (Объединения) ОПСОУТ - обеспечение высокого качества услуг по проведению СОУТ.

Ну и непосредственные участники: Работодатели, Профсоюзы, работники, ОПСОУТ, заводские лаборатории, лаборатории, аккредитованные на проведение замеров в целях производственного контроля.

Работодатели выбирают ОПСОУТ, заключают договор, организовывают общий ход СОУТ, используют результаты в соответствии с законодательством. Очень важно, что именно они утверждают комиссию, ее численный и персональный состав - это фактически дает большие возможности.

Профсоюзы - могут инициировать работы по специальной оценки, могут определенным образом влиять на выбор ОПСОУТ (неформально, скажем так, в рамках договоренностей с работодателем), участвуют в работе комиссии, контролируют соблюдение прав работника В ХОДЕ специальной оценки и по итогам применения ее результатов, инициируют жалобы в ГИТ, ГЭУТ, суд.

Работники - принимают участие (присутствуют на своем рабочем месте) в ходе проведения СОУТ, вправе получать разъяснения в ходе СОУТ от ОПСОУТ и работодателя, вправе давать любую мотивированную информацию об условиях труда в ходе проведения СОУТ на своем рабочем месте, вправе подавать жалобы на результаты СОУТ и применения ее результатов в ГИТ и суд.

ОПСОУТ: организовывают и проводят необходимые процедуры СОУТ.

С целью сохранения преемственности процедуры аттестации рабочих мест и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей законом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации, имевшиеся до момента вступления в силу закона, права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.

Читайте также: