Акты пенсионного фонда рф и фонда социального страхования рф о взыскании денежных средств с должника

Обновлено: 19.05.2024

1.1. Настоящее Соглашение определяет условия и порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений региональных отделений Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за счет имущества страхователей (далее - постановления о взыскании), а также предоставления Фондом и его региональными отделениями информации на страхователей, являющихся должниками по исполнительным документам.

1.3. Основными целями взаимодействия является повышение эффективности принудительного исполнения постановлений региональных отделений Фонда о взыскании исполнительных документов судебных и иных уполномоченных органов, а также розыска должников и их имущества.

1.4. Для достижения целей настоящего Соглашения ФССП России и Фонд (далее - Стороны) проводят по мере необходимости совместные мероприятия (рабочие встречи, совещания, семинары и т.п.) по вопросам, представляющим взаимный интерес.

1.5. Взаимодействие Сторон строится на принципах соблюдения требований нормативных правовых актов, прав и законных интересов граждан и организаций, безвозмездности и конфиденциальности.

1.6. Стороны осуществляют в установленном порядке информационный обмен по вопросам, входящим в их компетенцию, а также обмен информационно-справочными материалами по предметам своего ведения.

1.7. Стороны осуществляют координацию взаимодействия своих территориальных органов при решении вопросов, связанных с принудительным исполнением постановлений региональных отделений Фонда о взыскании и информационным обменом.

1.8. В целях обеспечения контроля за исполнением постановлений региональных отделений Фонда о взыскании, региональные отделения Фонда и территориальные органы ФССП России ежеквартально проводят сверку сумм, взысканных и подлежащих взысканию по исполнительным производствам, возбужденным на основании указанных постановлений региональных отделений Фонда.

II. Предъявление на принудительное исполнение постановлений

региональных отделений Фонда

2.1. Взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафов производится по решению руководителя (его заместителя) регионального отделения Фонда.

2.2. Взимание недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафов производится путем обращения взыскания на денежные средства должника, а также иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.3. Постановление о взыскании в течение трех дней со дня принятия такого решения направляется в соответствующее структурное подразделение территориального органа ФССП России для исполнения.

В постановлении о взыскании должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование регионального отделения Фонда, выдавшего указанное постановление;

- дата принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) регионального отделения Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам;

- наименование и адрес, ИНН, ОГРН страхователя (организации), привлеченного к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;

- резолютивная часть решения регионального отделения Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафов;

- дата вступления в силу решения руководителя (его заместителя) регионального отделения Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафов;

- дата выдачи постановления о взыскании и срок предъявления его к исполнению.

Постановление о взыскании подписывается руководителем (его заместителем) регионального отделения Фонда и заверяется печатью регионального отделения Фонда.

2.4. Постановление о взыскании направляется в структурное подразделение территориального органа ФССП России почтой или нарочным с сопроводительным письмом, в котором указываются:

- данные о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность страхователя;

адрес местонахождения страхователя и его обособленных подразделений.

К сопроводительному письму также прилагаются копии решения о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафов за счет имущества страхователя и извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N _____".

2.5. В целях обеспечения требований исполнительного документа одновременно с постановлением регионального отделения Фонда о взыскании в структурное подразделение территориального органа ФССП России направляется заявление о наложении ареста на имущество должника.

2.6. Срок предъявления к исполнению постановлений региональных отделений Фонда о взыскании составляет 6 месяцев со дня возвращения инкассового поручения (распоряжения) банком или кредитной организацией региональному отделению Фонда с отметкой о полном или частичном неисполнении.

2.7. В случае возвращения региональному отделению Фонда постановления о взыскании в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления указанного исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения его Фонду.

III. Организация взаимодействия региональных отделений

Фонда и структурных подразделений территориальных органов

ФССП России при исполнении постановлений региональных

3.1. Судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему постановления регионального отделения Фонда выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копия которого не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется в региональное отделение Фонда и страхователю, в отношении которого возбуждено исполнительное производство (далее - должник).

3.2. В случае несоответствия постановления регионального отделения Фонда о взыскании за счет имущества страхователя требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Соглашения, исполнительный документ возвращается в региональное отделение Фонда.

В постановлении судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа указываются основания его возвращения и срок для устранения допущенных нарушений.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления на исполнение.

3.3. Если после возбуждения исполнительного производства по постановлению регионального отделения Фонда должник, минуя депозитный счет структурного подразделения службы судебных приставов, полностью (частично) погасил задолженность, то региональное отделение Фонда направляет в службу судебных приставов соответствующее уведомление. К уведомлению прилагаются заверенные региональным отделением Фонда копии документов, подтверждающих произведенную оплату.

3.4. Представители региональных отделений Фонда при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Лицо, представляющее региональное отделение Фонда, обязано иметь документы, подтверждающие его должностное положение и полномочия.

Полномочия представителя регионального отделения Фонда должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.

3.5. В случае оспаривания должником постановления регионального отделения Фонда в судебном порядке региональное отделение Фонда не позднее следующего дня, когда ему стало известно об этом, сообщает судебному приставу-исполнителю об оспаривании указанного постановления и обращается в суд с ходатайством о приостановлении исполнительного производства.

До решения судом вопроса о приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением откладывает исполнительные действия.

3.6. В случае предоставления должнику в установленном порядке отсрочки или рассрочки исполнения постановления регионального отделения Фонда о взыскании на срок более двух месяцев региональное отделение Фонда отменяет решение о взыскании, требующее единовременного исполнения, о чем не позднее следующего дня после отмены указанного решения уведомляет судебного пристава-исполнителя.

Уведомление должно содержать ссылки на вынесенный акт об отмене решения о взыскании, резолютивную часть указанного акта, основание его принятия, а также заявление о возвращении исполнительного документа, выданного на основании отмененного решения.

3.7. В случае отмены постановления о взыскании региональное отделение Фонда не позднее следующего дня после отмены указанного постановления отзывает его, а исполнительное производство подлежит окончанию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

3.8. Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление регионального отделения Фонда возвращается без исполнения.

Возвращение постановления о взыскании в региональное отделение Фонда не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, установленного Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

IV. Порядок предоставления Фондом информации

о страхователях, являющихся должниками по исполнительным

документам, на основании запросов судебных

В целях оперативного обмена информацией запрос может быть направлен с использованием электронных средств связи (факс, модем и др.). Оригинал запроса в обязательном порядке направляется почтой (нарочным).

Объем запрашиваемой информации определяется судебным приставом-исполнителем исходя из конкретных обстоятельств дела.

4.2. Запросы о предоставлении указанной информации готовятся по мере необходимости и должны содержать следующие сведения:

- номер и дату регистрации запроса;

- фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, наименование структурного подразделения территориального органа ФССП России;

- номер и дату возбуждения исполнительного производства, на основании которого направлен запрос;

- наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

- дату принятия судебного акта или акта иного органа, подлежащего исполнению;

- резолютивную часть исполнительного документа;

- запрашиваемую у Фонда информацию.

К запросу прилагается ксерокопия исполнительного документа, на основании которого производится взыскание.

Запрос заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.

Информация также может быть предоставлена посредством электронных средств связи (факс, модем и др.), при этом оригинал письма в обязательном порядке направляется почтой (нарочным).

V. Порядок предоставления Фондом информации

о плательщиках страховых взносов, являющихся должниками

по исполнительным документам, посредством удаленного доступа

к информационным базам Фонда

Объем запрашиваемых сведений определяется лицом, имеющим расширенные права доступа к информационным базам Фонда, в пределах, необходимых для проведения розыскных мероприятий.

5.2. Список работников ФССП России (территориального органа ФССП России), которым предоставляются расширенные права доступа к информационным базам Фонда, утверждается приказом (распоряжением) директора ФССП России (руководителя территориального органа ФССП России).

5.3. Работники, которым предоставляются расширенные права доступа к информационным базам Фонда, самостоятельно регистрируются на Портале и в процессе регистрации указывают:

- имя пользователя в системе (Login);

- фамилию, имя и отчество;

- адрес электронной почты;

- принадлежность к субъекту Российской Федерации (только для территориальных органов ФССП).

5.4. ФССП России (территориальный орган ФССП России) для получения расширенного доступа к Порталу, направляют письмо (запрос) в Фонд (региональное отделение Фонда), в котором содержатся следующие сведения о пользователях Портала:

- фамилия, имя и отчество;

- имя пользователя в системе (Login);

- адрес электронной почты.

5.5. Подразделениями, осуществляющими координацию и совершенствование информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Соглашением, являются:

- в Фонде - отдел программного обеспечения Департамента информационного обеспечения;

- в региональном отделении Фонда - информационно-технический отдел;

- в ФССП России - отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;

- в территориальном органе ФССП России - структурное подразделение, осуществляющее организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должников и их имущества.

5.6. Информация, предоставляемая Фондом в соответствии с настоящим Соглашением, относится к категории конфиденциальной и является собственностью Фонда.

VI. Права и обязанности Сторон

6.1. Фонд (региональные отделения Фонда) предоставляют доступ к информации на Портале в течение трех дней с момента поступления письменного запроса от ФССП России (территориального органа ФССП России) в Фонд (региональное отделение Фонда).

Доступ к информации на Портале предоставляется:

- территориальным органам ФССП России к региональному сегменту по принадлежности к субъектам Российской Федерации (Приложение N 2);

- Федеральной службе судебных приставов по всем субъектам Российской Федерации.

6.2. Уполномоченные лица Фонда и его региональных отделений вправе проверять условия хранения и использования переданной в соответствии с настоящим Соглашением информации, а также проводить анализ запросов к Порталу со стороны работников ФССП России (территориальных органов ФССП России), которым предоставлены расширенные права доступа к информационным базам Фонда.

6.3. В случае несоблюдения ФССП России (территориальным органом ФССП России) условий хранения и использования информации, полученной в Фонде, а также ее несанкционированного распространения, Фонд вправе, предварительно уведомив об этом ФССП России (территориальный орган ФССП России), приостановить предоставление данной информации до принятия ФССП России (территориальным органом ФССП России) мер по устранению указанных нарушений.

6.4. ФССП России (территориальные органы ФССП России) самостоятельно осуществляют учет сотрудников, имеющих доступ к Порталу. В случае увольнения, перевода на другую должность, не связанную с необходимостью получения информации с Портала и др., письменно уведомляет Фонд (региональное отделение Фонда) об исключении данного сотрудника из списка пользователей Портала.

6.5. Стороны не вправе передавать без обоюдного согласия полученную в соответствии с настоящим Соглашением информацию третьим лицам, а также использовать ее в целях, не предусмотренных настоящим Соглашением, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

6.6. Во избежание несанкционированного распространения или использования полученной в соответствии с настоящим Соглашением информации, Стороны обеспечивают столь же высокие требования ограниченного доступа к указанной информации и ее хранения, какие соблюдают в отношении собственной информации такой же степени важности.

VII. Прочие условия

7.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется путем заключения дополнительных соглашений, являющихся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

7.2. Предложение о внесении изменений и дополнений в настоящее Соглашение должно быть рассмотрено другой Стороной не позднее 30-дневного срока с момента получения соответствующего предложения.

7.3. Настоящее Соглашение является бессрочным и вступает в силу с момента подписания его Сторонами.

7.4. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по обоюдному согласию Сторон либо в суде по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

7.5. Настоящее Соглашение имеет прямое действие и не требует заключения отдельных соглашений между территориальными органами ФССП России и региональными отделениями Фонда.

7.6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

Юридические адреса и подписи Сторон:

Федеральная служба Фонд социального страхования судебных приставов Российской Федерации г. Москва, ул. Кузнецкий мост, г. Москва, Орликов пер., 3А д. 16/5, стр. 1 Директор Председатель Федеральной службы судебных Фонда социального страхования приставов - главный судебный Российской Федерации пристав Российской Федерации Н.А.ВИННИЧЕНКО Г.Н.КАРЕЛОВА

об информационном взаимодействии

между Федеральной службой

судебных приставов и Фондом

от 20 ноября 2007 г. N 12/02-5/02-43/07-2792П

СЕРВИСЫ ПОИСКОВО-МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ФОНДА,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ СОТРУДНИКАМ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Аналитика - Сервис предназначен для поиска страхователей по ИНН, Карточка ИНН/КПП или регистрационному номеру страхователя в Фонде социального страхования. Сервис состоит из ниже перечисленных режимов. Карточка Доступ к общей информации о страхователе: Регистрационные коды (номера), наименование страхователя, адрес, класс риска, состояние страхователя, даты регистрации и постановки на учет, класс профессионального риска, страховой тариф по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма 4 Доступ к данным расчетных ведомостей страхователя по средствам социального страхования (форма 4) за текущий и предыдущий годы. Проверки Доступ к данным по проведенным и планируемым камеральным и документальным проверкам: - вид проверки, даты проведения и состояние; - период и результаты проверки по обязательному социальному страхованию; - период и результаты проверки по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работа по взысканию задолженности за ЖКУ – непростая, но обязательная часть деятельности по управлению МКД. В ней много подводных камней и нюансов. Сегодня разбираем вопрос о том, можно ли взыскать долг с пенсии по старости и какой процент от неё ежемесячно перечисляется в счёт погашения задолженности.

Как УО обойти требование указывать в иске идентификатор должника

№ 12-ФЗ запретил взыскивать долги с соцвыплат и пособий, но не с пенсии по старости

Некоторые СМИ писали о том, что запрет распространяется и на пенсии, что население интерпретировало однозначно: с пенсий по старости больше не могут взыскать долг ни в пользу банка, ни в пользу кредитора, в том числе поставщиков ЖКУ.

Однако это не так: список соцвыплат, пособий и компенсаций, с которых судебные приставы не могут списать средства в рамках исполнительного производства, закрытый и перечислен в ст. 101 № 229-ФЗ. Пенсий по старости в нём нет, следовательно, с этих выплат по-прежнему может быть взыскан долг, даже если это единственный источник дохода неплательщика.

Но в некоторых случаях списание с пенсии должника 50% от начислений ставит его в тяжёлую жизненную ситуацию, если это его единственный источник дохода, а величина выплат едва превышает прожиточный минимум. Рассмотрим позицию Конституционного и Верховного судов РФ по данному вопросу.

Остаток ежемесячного дохода после взыскания долга должен обеспечивать условия нормального существования гражданина

Пенсионеры, с чьих пенсий судебные приставы в рамках исполнительных производств удерживали 50%, не раз обращались в Конституционный Суд РФ с попытками оспорить различные нормы законодательства, которые допускают такие действия ФССП.

Истцы оспаривали конституционность ст. ст. 68, 98, 99.2 № 229-ФЗ. По их мнению, они нарушают их права, гарантированные ст. ст. 17, 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 39, 21, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, поскольку позволяют обращать взыскание на доход должника в виде периодических социальных выплат, размер которых ниже установленного законом прожиточного минимума.

Истец оспаривал конституционность абз. восьмого ч. 1 ст. 446 ГПК РФ. Заявитель указала, что службой ФССП было обращено взыскание на назначенную ему пенсию по старости. При этом соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации предписано производить удержания из пенсии ежемесячно в размере пятидесяти процентов. После произведённых удержаний размер выплаченных истцу денежных средств составил менее величины прожиточного минимума для пенсионеров.

КС РФ также не признал норму неконституционной, но подробно высказал своё мнение по обстоятельствам дела. Судья указал, что законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех его участников.

При определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить должнику и его иждивенцам условия, необходимые для их нормального существования. Такой же вывод сделан в определении КС РФ от 24.06.2014 № 1560-О.

Как ошибки УО при расчётах могут повлиять на взыскание долга за ЖКУ

Величина процента удержания с пенсии долга должна устанавливаться с учётом уровня дохода должника

Пенсионерка из Кемеровской области обратилась в суд с иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания в размере 50% на сумму выплачиваемой ей ежемесячной пенсии, которая составляла 8,4 тыс. рублей. Это был единственный доход истца. Она считала, что судебный пристав-исполнитель имел право удержать только сумму, составляющую разницу между величиной прожиточного минимума и выплачиваемой ей пенсией.

Кузнецкий районный суд Новокузнецка в решении от 09.11.2016 по делу № № 2а-1509/2016 согласился с заявительницей. Он посчитал, что удержания в размере 50% от пенсии значительно ухудшают материальное положение должника, не обеспечивают поддержание достойных условий её жизни, поскольку оставшаяся после удержания часть пенсии меньше величины прожиточного минимума.

Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, так как действия пристава соответствуют нормам № 229-ФЗ и № 400-ФЗ (определение от 01.02.2017 по делу № 33А- 955/2017).

Супруги-пенсионеры подали в суд иск с требованием обязать пристава снизить размер удержания из их пенсий долга перед банком и установить минимальный процент – 20%, поскольку они находятся в трудной финансовой ситуации. Они обращались в отдел ФССП с таким заявлением, но им не ответили.

Истцы настаивали на том, что размер удержаний денежных средств из их пенсий (50%) противоречит ст. 446 ГПК РФ, нарушает их конституционные и гражданские права, поскольку оставшихся денежных средств недостаточно для приобретения жизненно важных медикаментов и продуктов питания, необходимых для них, как для инвалидов II группы.

Решением Кировского районного суда Екатеринбурга от 01.02 2016 по делу № 2а-1129/2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27.04.2016 по делу № 33а-7137/2016, супругам отказали в пересмотре процента удержания. Кассация не стала рассматривать их жалобу, и они обратились в Верховный суд РФ.

ВС РФ с коллегами не согласился, ведь судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались в ходатайстве истцы. Он ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство не предусматривает при обращении взыскания на доход должника учитывания такого критерия, как прожиточный минимум.

При этом, как указал суд, при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Положения ч. 2 ст. 99 № 229-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, признав правоту пенсионеров.

Нарушают ли счета с яркими отметками о долге права неплательщика

На заметку

Работа по взысканию задолженности за ЖКУ – повседневность для управляющих организаций. И, как показывает судебная практика, не самая простая. УО приходится работать с самими неплательщиками, обращаться в суд, затем взаимодействовать с судебными приставами.

Случаются ситуации, когда даже приставы бессильны – если у должника нет основного дохода и имущества для ареста или взыскания, или же его доход так мал, что долги будут гаситься годами. В том числе это касается взыскания задолженности с пенсионеров, если их доход мал.

О том, как вести эффективную работу с долгами и повысить собираемость платежей за ЖКУ, мы говорили на одном из наших семинаров. В том числе мы разобрали вопросы взаимодействия УО и судебных приставов. Ознакомиться с материалами онлайн-семинара вы можете в этой статье.

proizv.jpg

Приставы получают сведения о счетах должника в банке на основе запроса, который отправляется в большинство финансово-кредитных организация.

Общепринятые правила

Бывает, что суд устанавливает даты для осуществления требований. Редко, когда сроки устанавливаются законодательством.

Порядок взыскания по исполнительному производству

После завершения суда в пользу истца, который получает исполнительный лист, направляемый с заявлением в ФССП, начинается процедура взыскания судебными органами

  • Документы взыскателя передаются приставу исполнителю. Это происходит в течение трех дней. Пристав возбуждает в течение трех дней исполнительное производство, далее выносится постановление.
  • В следующие три дня должник имеет право добровольно исполнить требования
  • В случае, если должник сам не погасил долг, начинается принудительное исполнение. В этот период приставы блокируют счета, накладывают запрет на любые действия с имуществом должника, запрет на выезд из страны, продажу имущества. На это отводится не более двух месяцев.
  • Исполнительное производство заканчивается, если долг погашен, или стороны договорились, или ответчика признали банкротом, или же у должника не оказалось имущества.

На все это есть 2 месяца, это период, выделенный судебного приставу на взыскание долга. С большей вероятностью, производство будет окончено из-за причины отсутствия возможности взыскать долг. При необходимости взыскатель может подать новое заявление. Делать это можно после каждого окончания производства.

question.jpg

Интересует взыскание по исполнительному производству?

Задайте вопрос специалисту и получите ответ в течении 30 минут бесплатно

Заявление о взыскании исполнительного производства

Заявление о взыскании долга по исполнительному производству нужно подавать вместе с исполнительным документом (исполнительным листом или судебным приказом) судебному приставу-исполнителю. По заявлению взыскателя возбуждают исполнительное производство и начинается принудительное исполнение судебного постановления . Заявление подается в тот отдел судебных приставов, где будет происходить исполнение.

Место совершения исполнительных действий:

  • для граждан – место проживания, место пребывания или нахождения имущества, если место жительства не выяснено, то по последнему известному месту жительства;
  • для юридических лиц — по юридическому адресу, местонахождению имущества или по юридическому адресу представительства или филиала;
  • в случае, если в исполнительном документе указаны требования, которые обязывают должника совершить определенные действия, то исполнительный документ предъявляется по месту совершения этих действий.

Если узнать надлежащий отдел судебных приставов проблематично, есть возможность подать заявление главному судебному приставу субъекта РФ.

Если по одному решению суда выдается несколько исполнительных листов (статья 429 ГПК РФ), то по каждому должнику нужно писать отдельное заявление о взыскании по исполнительному производству.

После того, как заявление поступило в службу судебных приставов, оно в течение 3 дней должно быть передано конкретному судебному приставу-исполнителю. В свою очередь у судебного пристава-исполнителя есть также 3 дня на возбуждение исполнительного производства. При наличии соответствующих оснований судебный пристав может отказать в возбуждении исполнительного производства.

Постановление о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, обычно он составляет 5 дней со дня получения должником копии постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должна быть направлена не позднее 1 дня взыскателю, должнику и в суд.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вынесения, для составления жалобы можно использовать образец заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя. При пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом: восстановление процессуального срока.

Сроки подачи исполнительных документов

  • Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
  • Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
  • Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
  • Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.

Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:

  • Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
  • Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
  • Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
  • В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.

Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:

  • Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
  • Иметь информацию о ходе производства
  • Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
  • Контролировать действия судебного пристава
  • Обжаловать постановление

1c4600a962d.jpg

  • Справка о заработной плате или пенсии
  • Квитанции об уплате ЖКХ
  • Документы, доказывающие наличие иждивенцев
  • Другие документы, в которых прописаны доходы должника

Судебные приставы могут наложить арест на:

  • Счет
  • Банковские карты
  • Депозиты и вклады

Взыскание не осуществляется с выплачиваемых средств:

  • Возмещении вреда, причиненному здоровью
  • В связи со смертью кормильца
  • Случае получения увечий при исполнении служебных обязанностей
  • Связи с уходом за нетрудоспособными гражданами
  • Алименты и суммы, выплачиваемые на содержание детей
  • Временной нетрудоспособности
  • Материнский капитал
  • Суммы единовременной материальной помощи
  • Суммы компенсации, которая выплачивается руководителем компании рабочим и членам их семей, инвалидам, не работающим в тот момент.
  • Страховое обеспечение. Исключение пенсии по старости и по инвалидности

8fc3085e120.jpg

Для того, чтобы оспорить снятие денежных средств со счета, необходимо подать жалобу на действия приставов. Жалоба направляется в отдел ФССП, прокуратуру или суд по месту жительства. Чтобы средства не списывали с социальных счетов, должнику необходимо предоставить приставам документы, которые подтвердят назначение поступившей суммы. В случае, когда счет является кредитным, нужен кредитный договор.

Жалоба должна быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления или со дня, когда должника был извещен о постановлении.

Постановление не удается выполнить в течение двух месяцев, потому что:

  • Должника не нашли
  • У должника нет денежных средств или имущества для погашения долга

В таком случае исполнительный лист возвращается к заявителю, тот может подать его вновь в течение 3-х месяцев. Тогда начинается новый отчет. Действия документа составляет три года.

Это может продолжатся пока ответчик не оплатит долг или не появятся обстоятельства, влияющие на предписание. Если истец повторил процедуру в течение трех лет, документ теряет законную силу.

Прекращение исполнительного производства

Исполнительное производство прекращается в случае:

  • Смерти взыскателя
  • Невозможности исполнения документа
  • Отказа взыскателя от имущества, предложенного должником
  • В случаях, предусмотренных законом

Процесс возобновляется в случае отмены судебного акта, который был основанием для прекращения судебного производства или изменении обстоятельств.

Юридическая помощь

Связаться с нами можно по телефону или с помощью официального сайта. Офисы компании расположены в Самаре и Тольятти.

Споры с Пенсионным фондом РФ: учитываем опыт коллег

Некоторые вопросы, связанные с оформлением и представлением отчета по форме СЗВ-М, мы уже обсуждали на страницах нашего журнала [1] . Теперь продолжим рассмотрение этой темы. Поводом стали несколько судебных споров с ревизорами ПФ РФ – о распределении судебных расходов между фондом и страхователем (в виде госпошлины и стоимости услуг представителя), о признании работником единственного учредителя, указанного в отчете. Подробности – далее.

Штраф за непредставление в срок формы СЗВ-М может быть снижен.

Отчет по форме СЗВ-М представляется в органы ПФ РФ ежемесячно не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ [2] ).

За непредставление в установленный срок СЗВ-М либо представление обозначенной формы с неполными и (или) недостоверными сведениями страхователь может быть оштрафован на 500 руб. за каждое застрахованное лицо (абз. 3 ст. 17 Закона № 27‑ФЗ). То есть величина штрафа за непредставление в установленный срок формы СЗВ-М либо представление ее с неполными и (или) недостоверными сведениями напрямую зависит от количества застрахованных лиц. Процедура привлечения страхователя к указанной ответственности определена положениями названной статьи.

К сведению:

Указание в отчете СЗВ-М ошибочных сведений в отношении только одного застрахованного лица не является основанием для признания непредставленным данного отчета в полном объеме (см. Постановление АС ЗСО от 23.08.2017 № Ф04-2709/2017 по делу № А27-22235/2016).

К сожалению, снизить размер штрафов страхователи могут только в судебном порядке, поскольку Законом № 27‑ФЗ не определены:

  • ни обстоятельства, исключающие вину страхователя или смягчающие ответственность в связи с непредставлением им в установленный срок сведений по форме СЗВ-М;
  • ни порядок снижения штрафов за данное правонарушение.

В связи с этим арбитрам в настоящее время приходится рассматривать большое количество споров об уменьшении суммы санкций – чаще всего их снижают, иногда существенно. Кроме того, арбитры принимают решения в отношении порядка компенсации судебных издержек страхователя (как правило, это сумма госпошлины и расходы на оплату услуг представителя).

Порядок возмещения отделением ПФ РФ судебных расходов.

Госпошлина возвращается даже при частичном снижении штрафа.

В силу абз. 3 ст. 17 Закона № 27‑ФЗ величина штрафа за опоздание на один день составила 43 000 руб. (500 руб. х 86 чел.).

Поскольку нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М было, что называется, налицо, арбитры признали правомерным сам факт вынесения ревизорами решения о привлечении страхователя к ответственности. Однако величину штрафа за указанное деяние они, руководствуясь Постановлением КС РФ от 19.01.2016 № 2‑П, сочли чрезмерной с учетом следующих смягчающих обстоятельств:

  • компания признала и факт правонарушения, и вину;
  • данное правонарушение она совершила впервые;
  • допущен незначительный пропуск срока – всего один день;
  • отсутствуют негативные последствия для бюджета.

В результате, посчитав, что примененная к страхователю санкция явно не соответствует тяжести и фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения, арбитры АС ЦО снизили размер штрафа до 4 000 руб. (кратность уменьшения – 10,75 раз).

Обратите внимание:

При подаче иска в суд компания уплатила госпошлину в размере 3 000 руб.

Эту сумму АС ЦО взыскал с ПФ РФ в полном объеме, хотя на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, при частичном удовлетворении исковых требований подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Основание – п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 [3] , где сказано, что даже при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу. И пункт 19, согласно которому отсутствие у ПФ РФ полномочий учитывать смягчающие обстоятельства при привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27‑ФЗ, не может служить основанием для освобождения от обязанности возместить расходы на уплату госпошлины.

Аналогичный вердикт вынес АС СЗО в Постановлении от 03.12.2018 № Ф07-15064/2018 по делу № А26-3625/2018: штраф снизили с 12 000 до 3 000 руб., госпошлину (3 000 руб.) в полном объеме взыскали с ПФ РФ.

Итак, принимая во внимание вышесказанное, не упускайте из виду возможность вернуть уплаченную при подаче иска в суд сумму госпошлины. Тот факт, что ПФ РФ в соответствии со ст. 333 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, значения не имеет (Постановление АС ЦО от 20.07.2018 № Ф10-2597/2018 по делу № А83-21048/2017).

Расходы на представителя делятся между сторонами пропорционально.

В Постановлении АС ЗСО от 09.04.2018 № Ф04-799/2018 по делу № А27-17220/2017 страхователь оспорил штраф в размере 146 200 руб. за не представленные в срок документы, истребованные ревизорами отделения ПФ РФ в рамках выездной проверки. Арбитры снизили величину санкций в 10 раз (до 14 620 руб.).

В связи с рассмотрением данного дела страхователь понес судебные расходы в размере 70 205,7 руб. (70 000 руб. – на оплату услуг представителя по делу, 205,7 руб. – почтовые расходы). Затем страхователь предпринял попытку взыскать в ПФ РФ обозначенную сумму в полном объеме. Представители фонда возражали, указывая на то, что страхователь не выиграл судебный процесс, так как решение о привлечении его к ответственности в целом было признано законным (уменьшен только размер санкции).

Арбитры, руководствуясь нормами ст. 65, 71, 110 и 112 АПК РФ, применили принцип пропорционального распределения судебных расходов между сторонами процесса. С учетом частичного снижения штрафа они пришли к выводу о том, что ПФ РФ должен возместить страхователю тоже только часть судебных расходов.

Первая инстанция сочла, что ПФ РФ должен возместить страхователю только 1/10 часть расходов, то есть 7 020,57 руб. Однако апелляция и кассация расчет части возмещаемых расходов произвели иначе – так как 90 % изначальной суммы штрафа были признаны незаконными, то и ПФ РФ должен возместить 90 % всей суммы судебных расходов – 63 185,13 руб. (70 205,7 руб. х 90 %).

Подытожим: если суды уменьшат сумму штрафа, определенного решением ПФ РФ (за опоздание с подачей отчета по форме СЗВ-М, за непредставление истребуемых документов и прочие правонарушения), а не отменят его вовсе, то возместить судебные расходы страхователь сможет частично (исходя из доли штрафа, признанного судом незаконным). Вот такая математика.

Единственный учредитель компании и форма СЗВ-М.

Вопрос о наличии трудовых отношений с единственным учредителем компании в отсутствие трудового договора является дискуссионным. Не менее актуален и вопрос об обязанности страхователя представлять форму СЗВ-М в случае, если у него нет штатных работников, а с единственным учредителем, который является руководителем, не заключен трудовой или гражданско-правовой договор.

Однако в Письме Минтруда России от 07.07.2016 № 21‑3/10/В-4587 по данному вопросу приведены менее категоричные разъяснения. Суть их такова. Нередко физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, причем каких‑либо выплат в пользу этих лиц организации не производят. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Поэтому если физические лица (в том числе руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица относятся к работающим.

В связи с этим обратим внимание на Постановление АС МО от 17.09.2018 № Ф05-13218/2018 по делу № А40-124336/2018, в котором была рассмотрена фактически анекдотичная ситуация. Суть спора заключалась в следующем.

Компания самостоятельно представила в ПФ РФ форму СЗВ-М со сведениями об одном из ее соучредителей, но с нарушением срока. За это ее привлекли к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., который она в добровольном порядке не уплатила. Фонд подал в суд заявление о выдаче судебного приказа на принудительное взыскание указанной суммы.

В суде компания настаивала на отсутствии оснований для привлечения ее к ответственности, поскольку между ней и ее соучредителем отсутствовали какие‑либо трудовые или гражданско-правовые отношения, равно как и не производились в его адрес выплаты, включаемые в базу для исчисления страховых взносов. Однако арбитры отклонили эти доводы компании, поскольку она своими действиями признала:

  • наличие трудовых отношений с соучредителем (самостоятельно подала сведения о нем как о застрахованном лице в форме СЗВ-М);
  • справедливость (законность) обозначенного штрафа (не воспользовалась правом обжаловать решение отделения ПФ РФ).

С учетом перечисленных обстоятельств компания была вынуждена уплатить штраф. Какие-либо комментарии в данном случае, полагаем, излишни.

Читайте также: