Земельный налог в саратовской

Обновлено: 30.06.2024

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Юрист-консультант

Правила начисления и уплаты налога на землю в Саратове устанавливаются Налоговым кодексом РФ и местными нормативными правовыми актами. В следствии отсутствия единой ставки налога по стране, размер предоставляемых льгот может различаться не только в федеральных субъектах, но и в соседних районах одной области.

Кто является плательщиком налога на землю

Согласно Налогового Кодекса РФ, налог за пользование земельным участком в Саратове начисляется на каждый участок, который находится в собственности юридического лица. Граждане становятся налогоплательщиками, когда им принадлежит участок на правах:

  • бессрочного пользования;
  • собственности;
  • пожизненного владения в результате наследования.

Если участок земли передаётся владельцем иным физическим лицам или коммерческим структурам безвозмездно или на правах аренды, налог не начисляется.

Объект налогообложения

Земельный налог в Саратове рассчитывается в отношении участка, прошедшего регистрацию в Росреестре. Из перечня объектов налогообложения исключены:

  • земли, ограниченные в обороте или изъятые из такового;
  • участки, где расположены особо ценные культурные объекты;
  • участки, где расположено имущество многоквартирного дома в Саратове;
  • земли лесного фонда;
  • земли, где расположены водные объекты, пребывающие в собственности у государства.

Ставки земельного налога

Определение величины налоговых начислений возложено на представителей местных органов управления, что оформляется соответствующими нормативно-правовыми актами.

  • выделенных для строительства жилья, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры для обеспечения нужд ЖКХ;
  • относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, используемых для получения сельскохозяйственной продукции;
  • предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия садоводством, животноводством, огородничеством;
  • имеющих ограничения в использовании для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенного контроля.

Для земельных участков, не попадающих в вышеописанные категории, ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости. Муниципальные власти по своему усмотрению имеют право утвердить дифференцированные налоговые начисления, в зависимости от месторасположения, категории, цели использования.

Как рассчитать налоговую ставку

Расчёт величины ставки для юридических лиц возложен на собственников земли. Они должны указывать сумму в декларации и своевременно оплачивать необходимые авансовые платежи.

Для физических лиц сумму налоговой пошлины рассчитывает налоговая инспекция по месту нахождения участка в Саратове. Субъект налогообложения может самостоятельно просчитать размер начислений, воспользовавшись специальным калькулятором.

Сроки оплаты земельного налога

Порядок уплаты налога на землю устанавливается муниципальными органами власти специальными актами. Крайним сроком, когда собственники земли должны оплатить налоговые обязательства, является 1 декабря года, следующего за отчётным.

Ограничение роста налоговых ставок налога на землю

В 2019 году были внесены изменения в налоговое законодательство, согласно которым установлен коэффициент, ограничивающий рост размера налоговой ставки 10% относительно предыдущего года. Исключение возможно только для субъектов, к которым применён повышающий коэффициент, связанный с нарушениями сроков застройки.

При изменении кадастровых данных новая информация будет учитываться при определении земельного налога в Саратове со дня внесения сведений в ЕГРН.

Многофункциональный центр — Саратов

Куда обращаться

Многофункциональный центр - Саратов

Многофункциональный центр — Саратов

Куда обращаться

Многофункциональный центр - Саратов

Многофункциональный центр — Саратов

Где выдают

Многофункциональный центр - Саратов

Многофункциональный центр — Саратов

Куда обратиться

Многофункциональный центр - Саратов

Многофункциональный центр — Саратов

Где выдают

Многофункциональный центр - Саратов

Инспекция ФНС России по Ленинскому району Саратова

Учреждение

Инспекция ФНС России по Ленинскому району Саратова

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району Саратова

Куда обращаться

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району Саратова

Инспекция ФНС России по Фрунзенскому району Саратова

Куда обращаться

Инспекция ФНС России по Фрунзенскому району Саратова

Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области

Где оформить

Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области

Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области

Куда обращаться

Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области

Где оформить

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области

Где получить

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области

УФНС России по Саратовской области

Учреждение

УФНС России по Саратовской области


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

от 27 октября 2005 года N 63-615

О земельном налоге

(с изменениями на 25 июня 2021 года)

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные

В тексте решения слова "города Саратова" заменены

словами "муниципального образования "Город Саратов" -
решение Саратовской городской Думы от 26.12.2013 N 31-357.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и статьей 24 Устава муниципального образования "Город Саратов" Саратовская городская Дума (преамбула с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 26.12.2013 N 31-357, см. предыдущую редакцию)

1. Установить и ввести в действие с 1 января 2006 года на территории муниципального образования "Город Саратов" земельный налог.

2. Установить ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка в следующих размерах:

2.1. 0,3% в отношении земельных участков (подпункт с учетом изменений,внесенных решением Саратовской городской Думы от 28.11.2006 N 12-89, см. предыдущую редакцию) :

а) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (подпункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы от 30.10.2014 N 40-458, см. предыдущую редакцию );

б) 0,1% в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

(подпункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 26.09.2019 N 56-418, см. предыдущую редакцию).

в) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт дополнительно включен решением Саратовской городской Думы от 11.06.2013 N 25-294).

2.2. 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе занятых под сельскохозяйственными зданиями (строениями) и сельскохозяйственными угодьями (пункт с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, см. предыдущую редакцию).

2.3. 0,5% в отношении земельных участков, занятых гаражами (индивидуальными и гаражно-строительными кооперативами).

2.4. 0,75% в отношении земельных участков:

- занятых многоэтажными автостоянками закрытого типа (дефис в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы от 30.10.2014 N 40-458, см. предыдущую редакцию);

- занятых под объектами оздоровительного и рекреационного назначения;

- занятых лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами);

- занятых водными объектами, находящимися в обороте.

(пункт с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, см. предыдущую редакцию)

2.5. 1,5% в отношении прочих земельных участков (пункт с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, см. предыдущую редакцию)

2.6. (пункт исключен решением Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что налогоплательщики-организации уплачивают земельный налог по истечении налогового периода, авансовые платежи по налогу - ежеквартально в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка (пункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию).

3.1. (пункт исключен решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию).

3.2. ( пункт исключен решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию).

3.3. ( пункт исключен решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию).

4. Основанием для предоставления льготы по земельному налогу является заявление налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, представляемое в налоговый орган по своему выбору с учетом особенностей, установленных подпунктами е), л) пункта 5 и пунктом 5.1. настоящего решения.

Налоговая льгота предоставляется в порядке, установленном пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

(пункт в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию)

4.1. ( пункт исключен решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию).

5. Освободить от уплаты земельного налога:

а) физических лиц и организации в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации;

б) организации, использующие земельные участки для реализации социально значимых функций:

- за земли, отведенные под захоронения на кладбищах,

- (дефис исключен решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию),

- за земли, предназначенные для размещения (строительства) очистных сооружений ливневой канализации;

в) учреждения, финансируемые за счет соответствующих бюджетов - в отношении земельных участков общего пользования, в том числе занятых площадками, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами;

г) физических лиц - пенсионеров, получающих пенсию на основании пенсионного законодательства, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 1000 кв.м на одного владельца, за исключением участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Площадь земельных участков свыше 1000 кв.м облагается налогом в установленном порядке;

д) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 1000 кв.м на одного владельца, за исключением участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Площадь земельных участков свыше 1000 кв.м облагается налогом в установленном порядке;

е) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, за исключением образовательных организаций, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, служба в органах внутренних дел, а также самих несовершеннолетних и совершеннолетних детей, указанных в настоящем пункте, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 2000 кв. м на одного владельца, за исключением участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Площадь земельных участков свыше 2000 кв. м облагается налогом в установленном порядке (абзац в редакции, введенной решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 25.06.2021 N 90-727, см. предыдущую редакцию).

Физические лица, имеющие право на налоговую льготу, установленную данным пунктом, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Документами, подтверждающими право на налоговую льготу, являются: документ, удостоверяющий личность физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу, а также удостоверение многодетной семьи, выданное на его имя, либо свидетельства о рождении трех и более детей, родителем (усыновителем) которых он является, и удостоверение многодетной семьи, выданное на имя другого родителя (усыновителя), в котором эти дети указаны; справка образовательной организации, содержащая данные о предоставлении образовательных услуг в соответствующем налоговом периоде по очной форме обучения;

ж) садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 1000 кв.м на каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, относящегося к категориям граждан, указанных в , настоящего решения. Площадь земельных участков свыше 1000 кв.м облагается налогом в установленном порядке;

з) гаражно-строительные кооперативы, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 25 кв.м на каждого члена гаражно-строительного кооператива, относящегося к категориям граждан, указанным в , 5 настоящего решения. Площадь земельных участков свыше 25 кв.м облагается налогом в установленном порядке;

и) организации - инвесторов, осуществивших после 1 января 2012 года в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города в размере не менее 50 миллионов рублей, в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации - налогоплательщика. Льгота предоставляется в части земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта;

к) организации - инвесторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществивших после 1 января 2012 года в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов" основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики города в размере не менее 10 миллионов рублей, в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации - налогоплательщика. Льгота предоставляется в части земельных участков, занятых имуществом, созданным (приобретенным) в результате реализации инвестиционного проекта.

Основанием для предоставления льготы по налогу является письменное заявление налогоплательщика в соответствующий налоговый орган с приложением сведений, подтверждающих включение объекта в единый реестр проблемных объектов.

(пункт 5 с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы Саратовской области от 29.10.2020 N 76-597, см. предыдущую редакцию)

5.1. В целях применения подпунктов "и", "к" пункта 5 настоящего решения приоритетными направлениями развития экономики города, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), являются следующие виды экономической деятельности:

- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;

- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;

- образование начальное общее;

- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг;

- научные исследования и разработки;

- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Читайте также: