Земельный налог в республике тыва

Обновлено: 11.05.2024

1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Главному распорядителю средств федерального бюджета - Минэкономразвития России обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы.

4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Тыва по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Рекомендовать Правительству Республики Тыва:

предусматривать в бюджете Республики Тыва необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России:

представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Тыва по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025 - 2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.

7. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 апреля 2020 г. N 972-р

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
НА 2020 - 2024 ГОДЫ

I. Общие положения

Республика Тыва - приграничный субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа и Ангаро-Енисейского макрорегиона и граничит на юге с Монголией. Республика Тыва обладает равноудаленным положением от восточных и западных границ Российской Федерации. Площадь Республики Тыва составляет 168,6 тыс. кв. км (21-е место по Российской Федерации) или 0,98 процента территории Российской Федерации.

В Республике Тыва проживает 325,9 тыс. человек, из которых 46 процентов - сельское население (25,6 процента - в среднем по Российской Федерации). Более 35 процентов населения проживает в г. Кызыле. По плотности населения Республика Тыва занимает 77-е место с показателем 1,9 человека на кв. км, что в 5 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Территория Республики Тыва характеризуется неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания и относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Горный рельеф занимает более 80 процентов всей территории Республики Тыва, 20 процентов территории приходится на межгорные котловины, в пределах которых проживает основная часть населения Республики Тыва. Республика Тыва расположена в сейсмически опасной зоне (8 - 10 баллов по шкале Рихтера).

Социально-экономическое развитие Республики Тыва характеризуется следующими показателями:

Республика Тыва входит в десятку субъектов Российской Федерации с самым низким значением среднедушевых денежных доходов населения (по итогам 2018 года показатель составил 13,6 тыс. рублей при среднероссийском значении показателя 33,2 тыс. рублей);

Республика Тыва входит в десятку субъектов Российской Федерации с высокой долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (по итогам 2018 года показатель составил - 34,4 процента при среднероссийском значении показателя 12,6 процента);

наблюдается существенный миграционный отток населения (по итогам 2018 года отток 980 человек при среднероссийском приросте 124,85 тыс. человек);

В Республике Тыва отмечается высокий уровень естественного прироста населения, который в 2018 году составил 11,4 человека на 1 тыс. жителей при среднероссийском значении показателя - 1,6 человека на 1 тыс. человек. По коэффициенту рождаемости Республика Тыва занимает 2-е место в Российской Федерации с показателем 20,2 человека на 1 тыс. жителей в 2018 году и 1-е место по суммарному коэффициенту рождаемости - 2,96 ребенка на 1 женщину в 2018 году. Республику Тыва отличает высокая доля населения младше трудоспособного возраста в общей численности населения региона, которая превышает среднероссийское значение показателя в 1,8 раза и составляет 35 процентов. Средний возраст населения Республики Тыва составляет 29,4 лет, по Российской Федерации - 39,5 лет, по Сибирскому федеральному округу - 38,2 лет.

II. Социально-экономическое развитие Республики Тыва

1. Инвестиционные возможности

Инвестиционные возможности Республики Тыва осложнены инфраструктурными ограничениями, энергодефицитом и высокими ценами электроэнергии, недостатком квалифицированного рабочего персонала.

Объем инвестиций в основной капитал за 2019 год оценивается в размере более 12 млрд. рублей, в том числе внебюджетных средств более 7 млрд. рублей. Снижение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования наблюдается с 2014 года. В среднем на одного жителя Республики Тыва приходилось инвестиционных вложений (за 5 лет) 37,5 тысяч рублей, что в 3,7 раза ниже среднероссийского значения показателя. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств - 39 процентов и образования - 10 процентов.

Отсутствие железной дороги серьезно сдерживает развитие горнодобывающей отрасли и желание крупных компаний инвестировать средства в расширение производства на территории региона.

В Республике Тыва тариф на электроэнергию составляет для населения 3,64 рубля, для юридических лиц - 5,84 рубля. При том, что Республика Тыва входит в льготную зону, тариф на электроэнергию в регионе выше, чем в соседних регионах (80 процентов тарифа на электроэнергию - это расходы на транспортировку).

Кроме энергодефицита по электрической мощности, в регионе существует проблема по дефициту тепловой мощности.

Республика Тыва не имеет развитой системы газопроводов и не подключена к единой системе газоснабжения Российской Федерации. Газоснабжение потребителей региона осуществляется сжиженным углеводородным газом, доставка которого осуществляется только автомобильным транспортом, что существенно повышает конечную стоимость продукции. Степень износа объектов газовой инфраструктуры региона составляет 71 процент.

2. Основные фонды в базовых отраслях экономики

Промышленный комплекс Республики Тыва характеризуется поздним началом индустриализации (относительно короткий срок для становления промышленности региона по сравнению с другими регионами страны - менее 20 лет), высокой степенью износа основных средств, низким коэффициентом их обновления, устаревшими технологиями производства на большинстве предприятий.

Слабая диверсификация производства, наличие инфраструктурных ограничений и отсутствие квалифицированных кадров отрицательно сказываются на их финансово-экономической устойчивости.

В сельском хозяйстве среднегодовая полная учетная стоимость основных фондов в 2018 году составила - 483881 тыс. рублей, в том числе машин и оборудования - 7119 тыс. рублей, транспортных средств - 6000 тыс. рублей.

Средний возраст основных фондов коммерческих организаций по виду экономической деятельности "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" составляет:

машин и оборудования - 17,7 года (по Российской Федерации - 9,2 года, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 9,6 года);

транспортных средств 15,1 года (по Российской Федерации - 12 лет, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 8 лет).

Степень износа основных средств по отрасли составляет 24,1 процента (по Российской Федерации - 43 процента). Коэффициент обновления основных средств по отрасли в 2018 году составил 10,5 процента (по Российской Федерации - 12,7 процента, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 8 процентов), коэффициент ликвидации - 12,3 процента (по Российской Федерации - 2,2 процента, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 0,3 процента). Темпы выбытия основных средств превышают темпы обновления основных средств по отрасли.

3. Транспортная доступность

Территория Республики Тыва характеризуется низкой транспортной освоенностью. Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв. км в 3 раза меньше среднероссийского показателя и составляет 21 км на 1000 кв. км, занимая в Российской Федерации 73-е место. В Республике Тыва менее 45 процентов дорог общего пользования с твердым покрытием, из которых только 62 процента с усовершенствованным покрытием (в том числе асфальтобетонным покрытием), что в 1,7 раза и 1,5 раза меньше среднероссийского значения показателя соответственно.

4. Уровень жизни населения

Уровень жизни населения Республики Тыва в 2018 году характеризовался ростом номинального значения среднедушевых денежных доходов населения на 3,9 процента по сравнению с 2017 годом.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Тыва составила 34,4 процента (около 129 тыс. человек).

Уровень бедности определяется:

высоким уровнем неформальной занятости (29 процентов, что превышает среднероссийское значение показателя в 1,4 раза);

сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на менее доходные отрасли с заработной платой меньше среднереспубликанского значения приходится 37,7 процента занятых);

низким уровнем среднедушевых расходов населения, составившим по итогам 2018 года 15603,6 рубля, что в 2,1 раза ниже среднероссийского значения показателя - 33178 рубля.

III. Цель, целевые индикаторы и направления
социально-экономического развития Республики Тыва

Стратегической целью социально-экономического развития Республики Тыва является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала.

Направлениями социально-экономического развития Республики Тыва, обеспечивающими достижение целевых показателей социально-экономического развития Республики Тыва, которые приведены в приложении N 1, являются:

снятие инфраструктурных ограничений;

обеспечение опережающих темпов экономического развития;

поддержка промышленности, агропромышленного комплекса и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, кооперации.

Основными целями реализации настоящей индивидуальной программы являются снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие Республики Тыва, диверсификация экономики региона, рост производства продукции, проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для строительства в регионе.

IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Республики Тыва

Достижение целевых показателей, предусмотренных приложением N 1 к настоящей индивидуальной программе, будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий, направленных на решение выявленных проблем в Республике Тыва с указанием дополнительного финансирования, по перечню согласно приложению N 2.

Ключевые направления социально-экономического развития Республики Тыва, обеспечивающие достижение установленных настоящей индивидуальной программой целевых показателей:

реализация крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в увязке с развитием магистральной (транспортной, энергетической) инфраструктуры, что позволит нарастить доходную базу бюджета и создать якорные рабочие места с высоким уровнем оплаты труда для местного населения;

создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства (финансовая и прочая инфраструктура);

рост объема производства и производительности труда в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, развитие туризма;

повышение качества жизни населения - ускоренное решение проблемы аварийного жилья, строительство инженерной инфраструктуры для стимулирования жилищного строительства;

сокращение бедности населения за счет введения выплат на 3-го ребенка, развития социального контракта, роста занятости.

Основные мероприятия в рамках определенных настоящей индивидуальной программой направлений социально-экономического развития Республики Тыва предусматривает:

достижение целевых показателей социально-экономического развития Республики Тыва (будет обеспечено за счет реализации основных мероприятий, финансирование по которым должно осуществляться в приоритетном порядке в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов);

обеспечение опережающих темпов экономического развития;

реализацию проектов по созданию объектов магистральной инфраструктуры:

строительство железной дороги Кызыл - Курагино в рамках концессионного соглашения с последующим продолжением до Монголии в рамках развития международного транспортного коридора "Запад - Восток";

развитие сети автомобильных дорог и авиационного транспорта за счет передачи в федеральную собственность автомобильных дорог "Абакан - Ак-Довурак", "Ак-Довурак - Чадан" и "Кызыл - Эрзин - госграница с Монголией" протяженностью 762 км, а также открытие воздушного грузопассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту города Кызыл, работающего на нерегулярной основе, за счет средств из федерального бюджета;

повышение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и Монголии за счет открытия автомобильного пункта пропуска через российско-монгольскую государственную границу Хандагайты в многостороннем статусе (в том числе мероприятие по обмену нотами с сопредельными странами), утверждения и реализации совместных с монгольской стороной планов по развитию приграничных территорий Республики Тыва, дорожного хозяйства и проработки вопроса о наделении дополнительной компетенцией автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации "Цаган-Толгой" и "Шара-Сур" на убытие нефти и нефтепродуктов;

реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Республики Тыва (разработка Ак-Сугского медно-порфирового месторождения, разработка Кызыл-Тастыгского, Алдан-Маадырского и Солчурского месторождений полиметаллических руд, добыча золота на Тарданском, Деспенском, Кызыкчадрском (а также меди и молибдена) и Кара-Бельдирском месторождениях, добыча редкоземельных металлов (лития, тантала, ниобия, циркония) на Улуг-Танзекском, Арысканском, Тастыгском и Карасугском месторождениях, разработка Баянкольского месторождения нефелиновых руд).

Реализация инвестиционных проектов в предусмотренные настоящей индивидуальной программой сроки будет достигнута за счет скоординированных действий бизнеса и власти, включая совместное решение вопросов инфраструктурного и кадрового обеспечения, повышения доступности заемных средств, формирования благоприятных условий инвестирования, в том числе путем создания преференциальных режимов.

Планируется дальнейшая реализация действующих и перспективных инвестиционных проектов с их выходом на полную мощность.

Планируется организация производств кирпича и железобетонных изделий, организация лесоперерабатывающего производства с полным замкнутым технологическим циклом.

Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, развития сельского хозяйства и туризма предусматривает:

реализацию механизма комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Тыва;

докапитализацию государственной микрофинансовой организации и регионального гарантийного фонда;

проведение совместных мероприятий многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Тыва и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях увеличения числа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за услугами, сервисами и мерами поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Центр "Мой бизнес" в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также за услугами акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и акционерного общества "Российский экспортный центр";

обеспечение планирования субъектами естественных монополий закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

обновление перечня имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

разработку схемы и программы развития электроэнергетики Республики Тыва, учитывающих прогноз социально-экономического развития Республики Тыва и включающих оптимальные технические решения для обеспечения труднодоступных районов с децентрализованным энергоснабжением;

организацию производства изделий из шерсти;

строительство круглогодичного тепличного комплекса "Овощи Тувы";

организацию комплекса по переработке дикоросов;

разработку концепции развития туризма в Республике Тыва до 2025 года с планом мероприятий;

создание оздоровительного комплекса "Марал - Тува";

создание санаторно-курортного оздоровительного комплекса "Чедер".

Повышение качества среды для жизни предусматривает:

проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, социальной сферы в Республике Тыва;

инвентаризацию объектов незавершенного строительства, в том числе в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, и выработку механизмов по их завершению.

Развитие социальной сферы предусматривает проектирование детского противотуберкулезного лечебно-оздоровительного комплекса "Сосновый бор" в с. Балгазын Тандынского района.

Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Республики Тыва на 2020 - 2024 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Тыва

Алексей Смирнов

Изменения затронули все три имущественных налога: транспортный, земельный и на имущество организаций. Поправки оформлены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ, большинство из них вступит в силу с января 2022 года.

Что и когда меняется — кратко в таблице

Изменения в имущественные налоги утверждены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ. Часть из них уже вступила в силу, а часть начнет действовать только в 2023 году. Для удобства мы свели все поправки в таблицу.

Подробнее об изменениях в каждом налоге можно прочитать в соответствующих разделах ниже.

Налог на имущество организаций

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Поскольку эти изменения вступят в силу уже в январе, им будет подчиняться, в том числе и уплата налога за 2021 год. А значит, заплатить его организации должны будут не позднее 1 марта 2022 года.

2. Декларации. Полностью отменять декларации пока не стали, но уже с отчета за 2022 год организации смогут не включать в них сведения о недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.

Отдельно отметили, что если у компании есть только объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию она не сдает. Исключений для движимых основных средств, сведения о которых включаются в раздел 4, не установлено. Это означает, в частности, что организации на УСН будут полностью освобождены от деклараций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Есть еще два решения для нестандартных ситуаций:

Напомним, что эти правила — также как и заявительный порядок льготирования — начнут применяться с 1 января 2022 года.

5. Уничтожение имущества. В НК РФ закрепят, что налог можно не платить с первого числа месяца, в котором произошла гибель объекта. Только надо уведомить об этом ИФНС — заявление можно будет подать в любую инспекцию по выбору налогоплательщика, а форма, формат и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@. Послабление вводится с 2022 года.

Транспортный налог

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

В отношении автомобилей подобного правила в НК РФ по-прежнему нет. При этом с отменой налоговой декларации отпали основания для расчета налога исходя из доли владения, как это было предусмотрено п. 5.17 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу. Получается, что введением этой поправки, законодатель подтвердил: по автомобилям каждый из сособственников должен платить налог в полном размере.

4. Расчет налога при появлении или прекращении права на льготу в течение года. Правила аналогичны тем, которые действуют для налога на имущество: сумма определяется с учетом коэффициента исходя из количества месяцев действия льготы. Месяц появления или прекращения льготы всегда берется за полный. Изменения начнут действовать с января 2022 года.

5. Налог с изъятого транспорта. В НК РФ официально закрепили возможность не платить налог по изъятому транспорту. Обязанность по уплате прекращается с первого числа месяца, в котором изъяли ТС, при условии уведомления налоговой. Это новшество начнет применяться в 2022 году.

Земельный налог

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: