Земельный налог 2011 год

Обновлено: 17.04.2024

О земельном налоге в Санкт-Петербурге

(с изменениями на 24 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 1 января 2022 года)

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
14 ноября 2012 года

Статья 1. Общие положения


Земельный налог в Санкт-Петербурге (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, вводится в действие настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.

Статья 2. Налоговые ставки

(В редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2020 года N 637-144 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 562-121). - См. предыдущую редакцию)

Налоговые ставки устанавливаются с 1 января 2022 года в следующих размерах:

1) 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2) 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года установлены виды разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" или "для дачного строительства", для целей настоящей статьи признаются приобретенными (предоставленными) для садоводства до момента изменения вида разрешенного использования таких земельных участков.

Статья 3. Порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию)

Для налогоплательщиков-организаций отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзац исключен с 1 января 2021 года - Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию.

Абзац исключен с 1 января 2021 года - Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию.

В 2020 году освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу организации, отвечающие одновременно следующим условиям:
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

организация отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством;
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

основным видом экономической деятельности организации является вид экономической деятельности в соответствии с Перечнем видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

организация подала в течение трех календарных месяцев начиная с 1 августа 2020 года заявление в произвольной форме о применении права на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в налоговый орган по месту учета, при этом право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу применяется ко всем отчетным периодам 2020 года и не подлежит изменению;
(Абзац дополнительно включен с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90)

размер средней месячной заработной платы работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за 2020 год равен размеру минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующему в 2020 году, или превышает его.
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

Размеры средней месячной заработной платы и минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге определяются в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

В целях настоящей статьи основной вид экономической деятельности организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 583-106; Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 641-108. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и (или) право на налоговые льготы

(Исключена с 1 января 2020 года - Закон Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Налоговые льготы

Налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"


Внести в Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" изменение, дополнив его новой статьей 11-7-1 в следующей редакции:

1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

2) инвалиды I группы; граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования); граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года с определением срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется до наступления срока очередного переосвидетельствования);

3) инвалиды с детства;

4) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи ребенка-инвалида;

5) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет;

6) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

7) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

8) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

10) физические лица, оформившие пенсию, назначаемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка, площадь которого не превышает 2500 кв.м;

11) граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

12) члены семей лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы или должности правоохранительной службы, а также военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы, должность правоохранительной службы, или военнослужащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы, должности правоохранительной службы, военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

2. Освобождаются от уплаты земельного налога:

1) органы государственной власти Санкт-Петербурга;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Санкт-Петербургом.

3. Организации, имеющие статус государственных научных центров Российской Федерации, уплачивают земельный налог в размере 35 процентов от подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга суммы налога, исчисленного в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Статья 7. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:

статью 11-7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах";

Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2005 года N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах";

статью 1 Закона Санкт-Петербурга от 24 октября 2007 года N 527-104 "О приведении некоторых законов Санкт-Петербурга о налогах и сборах в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах";

Закон Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N 147-44 "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга".

3. Установить, что подпункт 13_1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга утрачивает силу с 1 января 2014 года.
(Пункт дополнительно включен с 14 апреля 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 92-20, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года)

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Санкт-Петербург
23 ноября 2012 года
N 617-105

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О земельном налоге
в Санкт-Петербурге"
от 14 ноября 2012 года N 617-105
(Дополнительно
включено с 31 июля 2020 года
Законом Санкт-Петербурга
от 29 июля 2020 года N 377-90,
распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2020 года)

Перечень видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году (далее - коды видов экономической деятельности)

Сфера деятельности

Коды видов экономической деятельности

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

Раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (за исключением вида экономической деятельности, предусмотренного кодом 92 "Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей")

59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов"

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания"

79 "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма"

Деятельность по организации конференций и выставок

82.30 "Деятельность по организации конференций и выставок"

Деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг

86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций"

85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых"

88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских, салонов красоты, бань, саун, соляриев и пр.)

74.20 "Деятельность в области фотографии"

95 "Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения"

96.01 "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий"

96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты"

96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная"

Средства массовой информации и производство печатной продукции

58.1 "Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности"

60 "Деятельность в области телевизионного и радиовещания"


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О земельном налоге в Санкт-Петербурге (с изменениями на 24 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года)


Как рассчитать земельный налог? Такой вопрос может возникнуть не только сразу после приобретения земельного участка, но и в процессе дальнейшего пользования им. В этой статье на конкретном примере мы покажем, как рассчитать земельный налог.

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2020 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, и порядка уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты (до 01.01.2021).

С 01.01.2021 местные власти не определяют сроки уплаты для земельного налога. Срок будет единый по всей стране: 1 марта — для налога по году и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом, — для авансовых платежей. Новые правила действуют с годового платежа за налоговый период 2020 года.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2020 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Где найти кадастровую стоимость участка для земельного налога
Есть несколько способов, как узнать кадастровую стоимость:
заказать выписку из ЕГРН.
Еще два способа узнать кадастровую стоимость вы найде в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Пример определения базы по земельному налогу, если участок находится на территориях двух муниципальных образований от КонсультантПлюс
Участок организации площадью 1 000 кв. м находится на территориях двух муниципальных образований (МО). На муниципальное образование N 1 приходится 480 кв. м, на муниципальное образование N 2 - 520 кв. м
Кадастровая стоимость участка в ЕГРН на 1 января года - 2 000 000 руб.
Определим долю участка для каждого муниципального образования:
Полностью пример смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    О земельном налоге в Санкт-Петербурге

    (с изменениями на 24 декабря 2020 года)
    (редакция, действующая с 1 января 2022 года)

    Принят
    Законодательным Собранием
    Санкт-Петербурга
    14 ноября 2012 года

    Статья 1. Общие положения


    Земельный налог в Санкт-Петербурге (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, вводится в действие настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.

    Статья 2. Налоговые ставки

    (В редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2020 года N 637-144 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 562-121). - См. предыдущую редакцию)

    Налоговые ставки устанавливаются с 1 января 2022 года в следующих размерах:

    1) 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    2) 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

    3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

    Земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года установлены виды разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" или "для дачного строительства", для целей настоящей статьи признаются приобретенными (предоставленными) для садоводства до момента изменения вида разрешенного использования таких земельных участков.

    Статья 3. Порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу

    (Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию)

    Для налогоплательщиков-организаций отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Абзац исключен с 1 января 2021 года - Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию.

    Абзац исключен с 1 января 2021 года - Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию.

    В 2020 году освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу организации, отвечающие одновременно следующим условиям:
    (Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

    организация отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством;
    (Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

    основным видом экономической деятельности организации является вид экономической деятельности в соответствии с Перечнем видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

    организация подала в течение трех календарных месяцев начиная с 1 августа 2020 года заявление в произвольной форме о применении права на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в налоговый орган по месту учета, при этом право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу применяется ко всем отчетным периодам 2020 года и не подлежит изменению;
    (Абзац дополнительно включен с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90)

    размер средней месячной заработной платы работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за 2020 год равен размеру минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующему в 2020 году, или превышает его.
    (Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

    Размеры средней месячной заработной платы и минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге определяются в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".
    (Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

    В целях настоящей статьи основной вид экономической деятельности организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.
    (Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 583-106; Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 641-108. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 4. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и (или) право на налоговые льготы

    (Исключена с 1 января 2020 года - Закон Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 5. Налоговые льготы

    Налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 6. Внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"


    Внести в Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" изменение, дополнив его новой статьей 11-7-1 в следующей редакции:

    1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:

    1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

    2) инвалиды I группы; граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования); граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года с определением срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется до наступления срока очередного переосвидетельствования);

    3) инвалиды с детства;

    4) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи ребенка-инвалида;

    5) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет;

    6) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

    7) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

    8) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    9) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    10) физические лица, оформившие пенсию, назначаемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка, площадь которого не превышает 2500 кв.м;

    11) граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

    12) члены семей лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы или должности правоохранительной службы, а также военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы, должность правоохранительной службы, или военнослужащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы, должности правоохранительной службы, военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

    2. Освобождаются от уплаты земельного налога:

    1) органы государственной власти Санкт-Петербурга;

    2) автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Санкт-Петербургом.

    3. Организации, имеющие статус государственных научных центров Российской Федерации, уплачивают земельный налог в размере 35 процентов от подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга суммы налога, исчисленного в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    4. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

    Статья 7. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

    1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу.

    2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:

    статью 11-7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах";

    Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2005 года N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах";

    статью 1 Закона Санкт-Петербурга от 24 октября 2007 года N 527-104 "О приведении некоторых законов Санкт-Петербурга о налогах и сборах в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах";

    Закон Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N 147-44 "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга".

    3. Установить, что подпункт 13_1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга утрачивает силу с 1 января 2014 года.
    (Пункт дополнительно включен с 14 апреля 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 92-20, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года)

    Губернатор Санкт-Петербурга
    Г.С.Полтавченко

    Санкт-Петербург
    23 ноября 2012 года
    N 617-105

    Приложение
    к Закону Санкт-Петербурга
    "О земельном налоге
    в Санкт-Петербурге"
    от 14 ноября 2012 года N 617-105
    (Дополнительно
    включено с 31 июля 2020 года
    Законом Санкт-Петербурга
    от 29 июля 2020 года N 377-90,
    распространяется на правоотношения,
    возникшие с 1 января 2020 года)

    Перечень видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году (далее - коды видов экономической деятельности)

    Сфера деятельности

    Коды видов экономической деятельности

    Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

    Раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (за исключением вида экономической деятельности, предусмотренного кодом 92 "Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей")

    59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов"

    Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

    Раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания"

    79 "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма"

    Деятельность по организации конференций и выставок

    82.30 "Деятельность по организации конференций и выставок"

    Деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг

    86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций"

    85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых"

    88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"

    Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских, салонов красоты, бань, саун, соляриев и пр.)

    74.20 "Деятельность в области фотографии"

    95 "Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения"

    96.01 "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий"

    96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты"

    96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная"

    Средства массовой информации и производство печатной продукции

    58.1 "Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности"

    60 "Деятельность в области телевизионного и радиовещания"


    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О земельном налоге в Санкт-Петербурге (с изменениями на 24 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года)

    Читайте также: