Занижение налога на имущество

Обновлено: 16.05.2024

Среди всех видов сборов, которые выплачивает население нашей страны в бюджет государства, отдельно стоит отметить налог на имущество. Его выплачивает каждый собственник. Рассмотрим, что он из себя представляет и на каких условиях начисляется.

На кого распространяется налог на имущество?

Налог на имущество распространяется на всех собственников того или иного вида имущества. Представляя собой государственный сбор, данный вид налогообложения предусматривает предоставление определенных льгот перечисленным в соответствующем законодательном акте категориям населения. Так, к их числу относятся в первую очередь пенсионеры, так как они считаются социально незащищенными и малообеспеченными. Под действие льготы попадают такие объекты недвижимости как:

  • квартира или отдельная комната;
  • дача;
  • гараж;
  • нежилое строение, используемое для хозяйственных целей, если его площадь не превышает 50 метров квадратных;
  • помещения, которые используются в творческих целях.

Если в собственности находятся несколько схожих объектов недвижимости, то выплата налога отсутствует только в отношении одного из них. Другими словами, при наличии в собственности двух квартир на одну из них налоги будут начисляться по общим правилам.

Также к тем, кто имеет право на льготы на налог на имущество, относятся следующие категории граждан:

  • награжденные званием Героя Советского Союза или РФ;
  • участники ВОВ;
  • пострадавшие при аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие.

Необходимость в оплате налога на имущество указывается в письменном уведомлении, которое высылает налоговая служба плательщика. Оплата может быть произведена как в любом банковском отделении, так и через интернет с использованием специальных порталов (например, сайта госуслуг или личного кабинета налогоплательщика). Оплата налога производится в году, следующем за прошедшим налоговым периодом.


налог на имущество

Каким образом осуществляется расчет налога на имущество?

Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.

СмартВклад с повышенной ставкой

Что касается ставки налога, то ее размер может изменяться в зависимости от региона. Установленные на федеральном уровне показатели не являются обязательными. Единственное ограничение заключается в том, что принятые на местах ставки налога на имущества не должны превышать общероссийские более чем на три процента.

Следует подчеркнуть, что для снижения налоговой нагрузки на население порядок, согласно которому начисляется налог на недвижимое имущество, предусматривает, что на объект недвижимости предусматривается налоговый вычет, который составляет площадь размером 20 квадратных метров. Следовательно, при расчете данного вида сбора в качестве облагаемой площади берется та, которая остается от разницы между общим размером объекта недвижимости и предоставляемым вычетом.

Конечный расчет размера, который составляет налог на имущество физических лиц в 2022, представляет собой несложную операцию умножения кадастровой стоимости интересующего объекта на установленную ставку (можно ориентироваться на средний показатель, который составляет 0,1%). Информацию о том, чему равняется кадастровая стоимость дома, быстрее всего найти на официальном сайте Росреестра. Для получения интересующих сведений после входа на указанный портал необходимо заполнить специальную форму (потребуется внести данные, отражающие местонахождение рассматриваемого объекта недвижимости). После обработки запроса искомая информация отобразится на экране.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более дорогостоящее по рыночным меркам жилье находится в собственности, тем выше взимаемый налог на имущество.


Порядок начисления и выплаты налога на имущество для организаций

Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.

От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.

Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Как оплатить налог на имущество - основные способы

В отношении уплаты налогов следует помнить, что их суммы обычно не являются критичными, в то время как просрочка грозит созданием ряда проблем, среди которых не последнее место занимает появление трудностей при желании выехать за границу. Поэтому важно знать, каким образом может производиться уплата налога на имущество физических лиц.

Самый быстрый способ осуществляется при помощи любого устройства, которое позволяет выйти в интернет. В данном случае отпадает необходимость тратить время на посещение соответствующих учреждений (в первую очередь банков), подстраиваясь при этом под их график работы.

Как оплатить налог на имущество через интернет?

Для того чтобы произвести нужную уплату налога удаленно, необходимо иметь пластиковую карточку, на которую имеется достаточно средств. Есть несколько наиболее популярных сервисов для оплаты, среди которых такие как:

Каждый из них предполагает схожую схему, по которой происходит оплата. После прохождения процедуры авторизации необходимо найти в главном меню пункт, который касается проверки задолженности по налогам или их оплаты. После переход по ссылке появляется форма, которую требуется заполнить персональными данными (в числе которых ИНН). Следовательно, отпадает необходимость в наличии квитанции.
Обратите внимание, что некоторые сервисы берут со своих пользователей комиссию за проведение операции. Также следует помнить, что использование удаленных систем требуется предварительная регистрация. И если в случае с интернет банкингом вопрос о получении логина и пароля решается быстро, то для получения доступа к порталу Госуслуг потребуется время.

Налоговые льготы по налогу на имущество в 2022 году

Льготы, предоставляемые гражданам по данному налогу, классифицируют как:

  • Общие льготы, предоставляемые определенным категориям граждан,
  • Общие льготы, установленные в отношении определенных объектов имущества,
  • Льготы, предусмотренные в отдельных регионах и определяемые местными органами самоуправления.

К первой категории относят освобожденных от уплаты налога на имущество:

  • Граждан пенсионного возраста;
  • Граждан, которым было присвоено звание Героя России или Советского Союза;
  • Ветеранов и участников различных военных действий (в том числе, ВОВ);
  • Инвалидов I и II групп, инвалидов детства;
  • Лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС или во время испытаний ядерного оружия.

Льготы на ту или иную недвижимость связаны с осуществлением определенной профессиональной деятельности. Так, налог не оплачивают люди творческих профессий. Однако льгота установлена исключительно в отношении мастерских, студий, галерей и других зданий/комнат, предназначенных для ведения деятельности.

Также освобождение от налога на имущество предусмотрено для небольших хозяйственных помещений, которые размещены на территории, предназначенной для осуществления непредпринимательской деятельности.

Налог на имущество является одним из местных государственных сборов. В связи с этим, органы власти каждого отдельного округа или района имеют право освобождать от данной выплаты тех или иных граждан (не попадающих под общие федеральные льготы).

Как оформить льготы по налогу на имущество?

  1. Для того чтобы получить льготу, иными словами, оформить право не платить налог на имущество, необходимо обратиться в районное отделение Федеральной налоговой службы (ФНС).
  2. На месте заполняется соответствующее заявление и к нему прикрепляются копии всех документов, которые свидетельствуют о наличии права на данную льготу.
  3. Заявление может быть передано лично инспектору либо направлено по почте (с приложением копий документов). Во втором случае рекомендуется отправлять документы ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

Стоит отметить, что законодательство предусматривает право гражданина на подачу подобного заявления и в произвольно форме, однако для более быстрого и корректного рассмотрения рекомендуется использовать стандартный бланк.

Льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц (и другим гражданам) предоставляются по различным категориям недвижимого имущества, но только на единственный объект в рамках категории. Например, владелец нескольких домов, квартир и хозяйственных построек, попадающий под льготы, имеет право не платить государственную пошлину на один дом, одну квартиру и одну хозпостройку.

Данные льготы вступают в силу с момента появления права на эту льготу. Если гражданин обратился в отделение ФНС не сразу, уже перечисленные суммы налога будут пересчитаны и возвращены. Однако такой перерасчет возможен только за последние три года с момента обращения.

Налог на имущество — сроки уплаты в 2022 году

Налоговый кодекс определяет срок уплаты налога на имущество — не позднее первого декабря следующего за отчетным года. В 2019 году государственный взнос уплачивается на объекты недвижимости, бывшие в собственности в предыдущем, соответственно. Также кодекс оговаривает, что обязанность оплатить налог возникает у гражданина в момент получения соответствующего уведомления. Дата получения является началом 30-дневного срока, в течение которого задолженность по налогам должна быть погашена.

В случае неполучения уведомления, во избежание спорных и конфликтных ситуаций, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в региональное отделение ФНС.


Нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц — последствия

Возможные последствия несоблюдения сроков уплаты налога:

  • В случае неполучения от владельца имущества в установленный срок определенной суммы налога, налоговая инспекция имеет право начислить пеню за каждый день просрочки. Пеня определяется как произведение невнесенной/недоплаченной суммы налога, количества дней просрочки (с учетом праздничных и выходных) и специального коэффициента (ставки рефинансирования, деленной на 300).
  • Пеня может быть начислена и в случае неполной уплаты налога на имущество.
  • Помимо ежедневного начисления пени за неуплату имущественного налога предусмотрено применение штрафных санкций. В зависимости от срока просрочки штраф может составить от 10 до 40 процентов от суммы начисленного налога.
  • Если гражданин продолжает игнорировать требование об уплате налога, против него может быть заведено уголовное дело. Суммы налога, пени и штрафов могут быть взысканы за счет личного имущества, денежных средств на банковских счетах и др.

Для юридических лиц предусмотрена отдельная система по уплате налога на имущество. На основании данных за первый–третий кварталы организация вносит в бюджет аванс. После окончания календарного года высчитывается точная сумма подлежащего уплате налога, и предприятие доплачивает разницу не позднее 30 марта следующего года.

like

6

smile

6

normal

1

sad

5

dislike

1

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

По итогам налогового периода (календарного года) в ИФНС нужно представить декларацию. Последний срок сдачи — 30 марта года, следующего за прошедшим (п. 3 ст. 386 НК РФ). Если декларацию не сдать в срок, то налоговая инспекция оштрафует компанию. Сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного в срок налога.

Компания на общей системе налогообложения, которая имеет на балансе ОС — объекты налогообложения налогом на имущество, должна сдавать в ИФНС расчет авансовых платежей и декларацию по налогу на имущество (п. 1 ст. 373, ст. ст. 374, п. 1 ст. 386 НК РФ).

Формы расчета авансовых платежей и налоговой декларации утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

Расчет авансовых платежей

По итогам отчетного периода, не позднее 30 календарных дней со дня его окончания, в налоговую инспекцию нужно представлять расчет авансовых платежей (п. 2 ст. 386 НК РФ).

За какой период нужно отчитываться?

  • Для объектов, по которым налог рассчитывается исходя из их средней стоимости, отчетными периодами являются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.
  • Для объектов, по которым налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то отчетными периодами являются 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал.

Если компания опоздает со сдачей расчетов авансовых платежей, ей грозит штраф 200 рублей за каждый несданный расчет (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также суд может привлечь к административной ответственности должностное лицо компании, оштрафовав его на сумму от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Декларация

По итогам налогового периода (календарного года) в ИФНС нужно представить декларацию. Последний срок сдачи — 30 марта года, следующего за прошедшим (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Если декларацию не сдать в срок, то налоговая инспекция оштрафует компанию. Сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного в срок налога. Штраф будет начислен за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Минимальный штраф — 1000 рублей. Максимальный штраф не может превышать 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Налог и авансовые платежи

Сроки, в которые налог и авансовые платежи нужно перечислить в бюджет, устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ). Если опоздать с уплатой, то компании будут начислены пени. Налоговая инспекция рассчитает их по формуле:

Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет, х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

Кроме того, организацию могут оштрафовать по статье 122 НК РФ. Однако вопрос о правомерности штрафа в такой ситуации — спорный. Суды встают на сторону налогоплательщиков, отмечая, что ситуация, когда декларация сдана, а налог не уплачен, не является основанием для штрафа. Оштрафовать можно только те фирмы, которые ошиблись с начислением налога (постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06, постановление ФАС Московского округа от 17.05.2011 №КА-А40/4149-11).

Компании, применяющие УСН и ЕНВД, освобождены от уплаты налога на имущество организаций, рассчитанного исходя и балансовой стоимости (письмо Минфина от 11.03.2016 № 07-01-09/13596). Но в отношении объектов недвижимости, налог по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, эта льгота не действует (письмо Минфина от 04.06.2015 № 03-05-05-01/32447).

К таким объектам относятся (подп. 1, 2 п. 1, п. 7 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В отношении данных объектов недвижимости налог придется заплатить (п. 1, 2, 7, 10, подп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина от 04.06.2015 № 03-05-05-01/32447, ФНС от 01.02.2016 № БС-4-11/1375).

Организации на ЕСХН полностью освобождены от уплаты налога на имущество (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

Ответственность за неуплату налогов — это последствия, предусмотренные законом для лиц, нарушивших установленные правила их расчета и уплаты. Ответственность может быть как материальная, административная, так и уголовная. В статье рассмотрены общие вопросы: виды правонарушений и преступлений, составы деяний, сроки давности.

В действующем российском законодательстве предусмотрена достаточно серьезная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Налоговое правонарушение предполагает привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности, а значит, к обязанности по перечислению сборов необходимо отнестись очень внимательно, так как административная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией накладывается даже в случае неосторожности или небрежности, незнания закона.

Виды налоговых нарушений

10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)

От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.

(в зависимости от вида документа)

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ .

Виды ответственности

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ , пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ ;
  • уголовная — по ст. 198 - 199 УК РФ .

Кого привлекают к ответственности за налоговые нарушения

В соответствии с нормами КоАП РФ, дело об административном нарушении может быть возбуждено в отношении и физического, и юридического лица, а вот уголовное, в соответствии со ст. 19 УК РФ , — только в отношении физического лица.

Составы проступков

Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно. Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое. Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 - 199 УК РФ . Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.

Сроки давности

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате ( ст. 115 НК РФ ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ , срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ , когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

Вопрос: Можно ли с руководителя или главбуха взыскать долги по налогам компании?

Да, можно. Руководящих лиц имеют право привлечь к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. К ним относятся учредитель, директор и главный бухгалтер. Условия, при которых с руководителей и бухгалтеров могут взыскать недоимку компании, разъяснил Конституционный суд РФ. Они указаны в постановлении от 8 декабря 2017 г. № 39-П:

  • в неуплате налогов виноват сам директор (главный бухгалтер), который намеренно хотел причинить ущерб бюджету в корыстных целях;
  • директор (главный бухгалтер) был осужден за неуплату налогов, но уголовное дело в его отношении было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • нет возможности взыскать недоимку по сборам с самой компании.

Последнее условие означает, что инспекторы не смогут предъявить имущественные претензии руководителям, если у компании имеются деньги и имущество. Факт того, что с компании и ее субсидиарных ответчиков ничего взыскать нельзя, подтверждается в случаях:

  • отсутствия у организации и ее учредителей денег и имущества;
  • исключения компании из ЕГРЮЛ или признания ее недействующей.

Суд пояснил, что принятые после начала реализации регионального инвестиционного проекта поправки в законодательство о налогах и сборах не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов

По мнению одного эксперта, определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Другая отметила, что лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

24 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020 о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, в котором рассмотрела вопрос о влиянии изменения налогового законодательства на длящиеся отношения между участниками инвестпроекта.

Решение о доначислении налога на имущество организаций

Стоимость введенных основных средств по инвестпроекту на момент ввода в эксплуатацию производственных мощностей в 2013 г. составила 4,2 млрд руб., из которых стоимость основных средств, приходящихся на движимое имущество, составила 3,1 млрд руб. и 1,1 млрд руб. – на недвижимое. Налоговая база по налогу на имущество организаций, определенная исходя из стоимости объектов недвижимости за 2013 г., составила более 3,8 млрд руб.

В октябре 2019 г. УФНС по Воронежской области частично удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение инспекции, а именно отменило его в части начисления пени и штрафа. Не согласившись с результатами налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа от 28 июня 2019 г. недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 152 млн руб.

Суды согласились с позицией налогового органа

Первая инстанция отказала в удовлетворении заявления общества. Апелляция и суд округа поддержали данное решение. Суды согласились с доводами налогового органа и исходили из того, что в силу положений ст. 1 Закона № 62-ОЗ пониженный размер ставки налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, определяется в зависимости от того, какую процентную величину стоимость введенных налогоплательщиком основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы.

Как отметили суды, поправками 29 ноября 2012 г. в п. 4 ст. 374 НК РФ внесены изменения, в силу которых движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения, и его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. С учетом изменения правового регулирования и исключения объектов движимого имущества из состава объектов налогообложения соответствующим образом должен изменяться и расчет величин, с которыми ст. 1 Закона № 62-ОЗ связывает определение размера пониженной ставки налога.

В связи с этим суды пришли к выводу о неправомерности применения обществом пониженной ставки налога 0,2%, признав правильным расчет инспекции, основанный на сопоставлении стоимости введенных объектов недвижимости и среднегодовой стоимости недвижимых основных средств налогоплательщика за 2013 г., исходя из которого применимая ставка налога составляет 1,6%.

В подтверждение правильности позиции инспекции суды сослались на полученные в ходе налоговой проверки письма Воронежской областной Думы, Департамента финансов и Департамента экономического развития Воронежской области, в которых признано целесообразным, чтобы в расчет ставки налога на имущество организаций, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, включалась стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту.

Верховный Суд разъяснил о праве получения налоговой льготы

Суд пояснил, что если кадастровая стоимость объекта уже установлена, то ее целесообразно применять для целей налогообложения, даже если субъект РФ еще не перешел на соответствующую форму расчета налога на имущество физлиц

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1–3 ст. 3 НК законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, отметил Суд.

Суд счел, что применение пониженной ставки возможно в отношении завершенных капиталовложений, отражающихся в бухучете по окончании строительства, а не затрат налогоплательщика, формирующих незавершенное строительство

При этом Верховный Суд подчеркнул, что при предоставлении налоговых льгот должен быть обеспечен равный подход – условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.

ВС указал, что ожидания налогоплательщиков-инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот, формируются на момент начала осуществления инвестиций. В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 НК по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

ВС отметил, что иной подход не отвечал бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиций, закрепленным, в частности, в п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РФ. Он добавил, что данную правовую позицию подтверждает п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного 12 июля 2017 г., который в полной мере применим к российским инвесторам.

Верховный Суд не согласился со ссылкой судов на мнение органов власти Воронежской области о целесообразности примененного налоговым органом подхода к расчету показателей, используемых при определении ставки налога. Он указал, что акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела в соответствии со ст. 13 АПК РФ. Во всяком случае, применительно к подп. 2 п. 1 ст. 6 НК письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков.

ВС учел то обстоятельство, что из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика-инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную в том числе ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. Суд добавил, что из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекции, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах.

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что в данной ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2%, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора и для доначисления налога к уплате в несоизмеримо большем размере – свыше 152 млн руб.

Вместе с тем Суд обратил внимание, что инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения пониженной ставки налога, предусмотренной региональным законодательством, так и за счет изменений, внесенных на уровне федерального законодательства.

В связи с этим ВС указал, что при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции п. 4 ст. 374 НК, и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть принята во внимание налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением вновь созданного движимого имущества из объекта налогообложения.

Таким образом, Судебная коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом ВС подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить размер налоговой выгоды, на получение которой общество имеет право претендовать по результатам реализации инвестиционного проекта, принять законный и обоснованный судебный акт.

Комментарии экспертов

Константин Сасов заметил, что ВС признал существенным нарушением норм материального и процессуального права игнорирование следующих позиций:

1. Изменения налогового законодательства, ухудшающие права налогоплательщика, не должны применяться с обратной силой к добросовестному инвестору;

2. Акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков;

3. Судам следует оценить изменения налогового законодательства с точки зрения того, ухудшено ли положение инвестора, и определить окончательный размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта с учетом полученной налоговой выгоды (реальный размер налоговых обязательств).

Валерия Чадина полагает, что определение ВС по рассматриваемому делу является подтверждением того, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к обеспечению стабильности регулирования для инвесторов, поскольку в результате формального применения к компаниям налогового законодательства налогоплательщики порой не могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами даже при условии действительного осуществления капитальных вложений.

Читайте также: