Законопроект о введении налога на пластик

Обновлено: 16.05.2024

Представляем Вашему вниманию очередные законодательные инициативы, которые направлены на увеличение налоговой нагрузки на работодателей (обязательный платеж на случай утраты работы) и на туристов (курортный сбор).

Рассматриваемые нами законопроекты имеют благие цели. Первый проект направлен на защиту работников на случай банкротства компании и, соответственно, потери заработка. Второй – на развитие инфраструктуры российских курортных регионов.

Но благие цели спровоцируют рост налоговой нагрузки на работодателей (в первом случае) и туристов (во втором случае).

1. Страхование работников на случай банкротства компании

!Юр.обслуживание
!Юр.обслуживание

Напомним, что при банкротстве компании требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь преимущественно перед другими кредиторами. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 г. отмечено, что устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных ст.130 ТК РФ и предписывающих обеспечить получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и проявлением природы социального государства.

Несмотря на это, анализ правоприменительной практики действующих правовых норм законодательства о банкротстве показывает необходимость принятия дополнительных мер по защите прав работников и бывших работников организаций, находящихся в процессе банкротства, на получение в возможно полном объеме задолженности по оплате труда. Гарантировать права работников удается далеко не всегда. Привилегия практически не действует в случае банкротства работодателя, актив которого отсутствует или незначителен. Процедура банкротства в некоторых случаях допускает погашение требований работников к работодателю, когда в связи с недостаточностью денежных средств на покрытие текущих расходов задолженность по заработной плате остается неоплаченной.

Такое положение нарушает права не только работников, но и членов их семей, поскольку зачастую заработная плата работника является единственным источником дохода его семьи.

Закон в случае его принятия гарантирует единовременные выплаты работникам компаний, проходящих процедуру банкротства, зарплат, задержанных за три месяца, предшествующих подаче заявления о банкротстве.

1.1. Какие действия должен совершить работодатель?

Для обеспечения получения работником вознаграждения за труд работодатель должен сделать следующие действия.

Первый шаг - заключение с банком договора счета эскроу.

Второй шаг - внесение денежных средств на открытый работодателю специальный счет в размере и сроки, согласованные с работниками, но не реже одного раза в месяц и не менее 1/10 от установленной величины МРОТ на каждого работающего по трудовому договору.

С 1 июля 2017 года МРОТ вырастет на 300 рублей и составит 7 800 рублей (ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 г. №460-ФЗ). Следовательно, работодатель должен внести на специальный счет эскроу не менее 780 рублей за одного работника.

За счет денежных средств, накопленных работодателем на специальном счете, погашается задолженность работодателя по выплате заработной плате работникам, которая образовалась на момент прекращения деятельности работодателя и (или) его неплатежеспособности.

Третий шаг - учет денежных средств на специальном счете и блокировка банком в целях их передачи другому лицу (ликвидатору, конкурсному управляющему или финансовому управляющему) для последующего распределения среди работников работодателя, перед которыми у последнего образовалась задолженность по выплате заработной платы.

Работодатель освобождается от обязанности вносить денежные средства на специальный счет эскроу при достижении суммы накопленных средств размера 200 процентов фонда оплаты труда работников работодателя в расчете на 1 месяц.

НАПРИМЕР

Месячный размер ФОТ компании составил 4 млн рублей, а накопленные средства на счете эскроу - 9 млн рублей (т.е. более 200%). В этом случае работодатель не делает никаких отчислений и не вносит средства на специальный счет. То есть работодатель должен ежемесячно контролировать соблюдение необходимого лимита денежных средств.

1.2. Как будут списаны деньги со специального счета?

Законопроектом №133709-7 предлагается также пропорциональное удовлетворение требований об оплате труда работников. C этой целью в ст.134 Закона №127-ФЗ будет введен новый п.11 следующего содержания: вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст.860.7 ГК РФ), отрытом в соответствии со ст.130.1 ТК РФ, погашаются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору работников должника.

Как будут списываться денежные средства со специального счета?

Первый шаг - конкурсный управляющий направляет в банк, открывший должнику специальный счет эскроу, заверенные надлежащим образом копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и определения об утверждении конкурсного управляющего.

Второй шаг - банк перечисляет денежные средства должника на указанный конкурсным управляющим счет.

Третий шаг - ведение конкурсным управляющим отдельного учета поступивших со специального счета эксроу должника денежных средств, а также учет произведенных за счет этих денежных средств выплат по требованиям об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору работников должника.

При этом требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору работников должника, подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:

  • в первую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось до даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем 10 тыс.рублей на каждого человека;
  • во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, задолженность перед которыми образовалось после даты принятия заявления о признании должника банкротом в размере не менее чем 10 тыс.рублей на каждого человека;

А оставшиеся не удовлетворенными требования кредиторов об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, подлежат удовлетворению в порядке, установленном ст.134 Закона №127-ФЗ.

1.3. Итог реализации законопроекта

При принятии законопроекта будут исключены случаи полного отказа в выплате задолженности по заработной плате, если оплата труда не может быть произведена в связи с недостаточностью денежных средств на текущие расходы и погашение требований кредиторов первой очереди при банкротстве работодателя.

На сегодняшний день законопроект возвращен на доработку, но рано или поздно закон, обязывающий работодателей оплачивать страховой сбор с заработной платы работников на случай банкротства, будет принят.

2. Курортный сбор с туристов

Законопроектом предполагается проведение с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. включительно на территориях Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.

2.1. Кто платит курортный сбор?

Курортный сбор введен для отдыхающих россиян и иностранцев. Плательщиками сбора являются физические лица, находящиеся в объектах размещения более двадцати четырех часов.

Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание, а также жилое помещение в здании, предназначенные для оказания гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания, и (или) в которых фактически оказываются такие услуги. Например, гостиницы, санатории, базы отдыха.

2.2. Лица, освобожденные от уплаты курортного сбора

В ст.3 Законопроекта установлен круг лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора. Например:

2.3. Порядок установления и уплаты сбора

Курортный сбор вводится в действие законом субъекта РФ. При этом Законы субъектов РФ о введении курортного сбора должны быть опубликованы не позднее 1 ноября 2017 года (ст.11 Законопроекта).

Законом субъекта РФ устанавливаются:

При этом Закон субъекта РФ об отмене курортного сбора должен содержать положения об отмене курортного сбора с 1 января очередного финансового года.

Законопроектом определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, необходимые для его реализации.

Кто будет собирать курортный сбор с туристов?

Орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) курортного сбора, пеней и штрафов по нему, определяется законом субъекта РФ.

Уплата курортного сбора осуществляется плательщиками курортного сбора по месту фактического пребывания в объекте размещения.

Обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет субъекта РФ курортного сбора возлагается на оператора курортного сбора.

Операторы курортного сбора - это компании, предприниматели, физические лица, не являющиеся предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, которые оказывают деятельность по оказанию гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания (включая услуги по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, относящихся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Операторы курортного сбора - это гостиницы, санатории, дома отдыха и физические лица, которые размещают туристов в жилых помещениях.

По замыслу законодателей операторы курортного сбора обязаны представить в уполномоченный орган субъекта РФ отчет и сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора (ст.9 Законопроекта).

Факт уплаты курортного сбора планируется подтверждать документом, форма которого утверждается уполномоченным органом субъекта, выдаваемым оператором курортного сбора плательщику курортного сбора по истечении срока его пребывания в объекте размещения.

Перечисление курортного сбора осуществляется оператором курортного сбора не ранее фактического срока окончания правоотношений между ним и плательщиком курортного сбора, возникших в связи с его пребыванием в объекте размещения. То есть срока окончания пребывания туриста на данном курорте.

Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.

Но остается непонятным, как на практике будет осуществляться контроль за собираемостью курортного сбора. Как и кем будет отслеживаться количество частников-физических лиц, которые разместили у себя туристов?

Размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

НАПРИМЕР

Если семья из трех человек (не имеющая льгот) будет отдыхать на курортах Краснодарского края 20 дней, то максимальный курортный сбор составит 6 000 рублей. И если на территории субъектов РФ не будет принят закон, снижающий данный размер курортного сбора, то ожидаемый поток туристов может иссякнуть. А значит, цель реализации законопроекта не будет достигнута.

Законопроектом предусматривается создание Фонда развития курортной инфраструктуры. Бюджетные ассигнования Фонда могут быть направлены исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента (ст.8 Законопроекта).

2.4. Итог реализации законопроекта

Законопроект направлен на создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры.

Правда, развитие курортной инфраструктуры будет осуществляться, в том числе, и за счет туристов.

А расходы, связанные с организацией и проведением эксперимента, будут финансироваться за счет средств бюджета субъектов РФ - участников эксперимента.

То есть отдых в четырех курортных регионах в 2018 г. для туристов будет стоить дороже.

По итогам проведенного пятилетнего эксперимента Правительством РФ будет принято решение о возможном введении курортного сбора уже на всей территории РФ.

Читайте также: