Закон яо о налоге на имущество организаций

Обновлено: 09.05.2024

Суд пояснил, что принятые после начала реализации регионального инвестиционного проекта поправки в законодательство о налогах и сборах не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов

По мнению одного эксперта, определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Другая отметила, что лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

24 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020 о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, в котором рассмотрела вопрос о влиянии изменения налогового законодательства на длящиеся отношения между участниками инвестпроекта.

Решение о доначислении налога на имущество организаций

Стоимость введенных основных средств по инвестпроекту на момент ввода в эксплуатацию производственных мощностей в 2013 г. составила 4,2 млрд руб., из которых стоимость основных средств, приходящихся на движимое имущество, составила 3,1 млрд руб. и 1,1 млрд руб. – на недвижимое. Налоговая база по налогу на имущество организаций, определенная исходя из стоимости объектов недвижимости за 2013 г., составила более 3,8 млрд руб.

В октябре 2019 г. УФНС по Воронежской области частично удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение инспекции, а именно отменило его в части начисления пени и штрафа. Не согласившись с результатами налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа от 28 июня 2019 г. недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 152 млн руб.

Суды согласились с позицией налогового органа

Первая инстанция отказала в удовлетворении заявления общества. Апелляция и суд округа поддержали данное решение. Суды согласились с доводами налогового органа и исходили из того, что в силу положений ст. 1 Закона № 62-ОЗ пониженный размер ставки налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, определяется в зависимости от того, какую процентную величину стоимость введенных налогоплательщиком основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы.

Как отметили суды, поправками 29 ноября 2012 г. в п. 4 ст. 374 НК РФ внесены изменения, в силу которых движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения, и его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. С учетом изменения правового регулирования и исключения объектов движимого имущества из состава объектов налогообложения соответствующим образом должен изменяться и расчет величин, с которыми ст. 1 Закона № 62-ОЗ связывает определение размера пониженной ставки налога.

В связи с этим суды пришли к выводу о неправомерности применения обществом пониженной ставки налога 0,2%, признав правильным расчет инспекции, основанный на сопоставлении стоимости введенных объектов недвижимости и среднегодовой стоимости недвижимых основных средств налогоплательщика за 2013 г., исходя из которого применимая ставка налога составляет 1,6%.

В подтверждение правильности позиции инспекции суды сослались на полученные в ходе налоговой проверки письма Воронежской областной Думы, Департамента финансов и Департамента экономического развития Воронежской области, в которых признано целесообразным, чтобы в расчет ставки налога на имущество организаций, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, включалась стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту.

Верховный Суд разъяснил о праве получения налоговой льготы

Суд пояснил, что если кадастровая стоимость объекта уже установлена, то ее целесообразно применять для целей налогообложения, даже если субъект РФ еще не перешел на соответствующую форму расчета налога на имущество физлиц

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1–3 ст. 3 НК законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, отметил Суд.

Суд счел, что применение пониженной ставки возможно в отношении завершенных капиталовложений, отражающихся в бухучете по окончании строительства, а не затрат налогоплательщика, формирующих незавершенное строительство

При этом Верховный Суд подчеркнул, что при предоставлении налоговых льгот должен быть обеспечен равный подход – условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.

ВС указал, что ожидания налогоплательщиков-инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот, формируются на момент начала осуществления инвестиций. В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 НК по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

ВС отметил, что иной подход не отвечал бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиций, закрепленным, в частности, в п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РФ. Он добавил, что данную правовую позицию подтверждает п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного 12 июля 2017 г., который в полной мере применим к российским инвесторам.

Верховный Суд не согласился со ссылкой судов на мнение органов власти Воронежской области о целесообразности примененного налоговым органом подхода к расчету показателей, используемых при определении ставки налога. Он указал, что акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела в соответствии со ст. 13 АПК РФ. Во всяком случае, применительно к подп. 2 п. 1 ст. 6 НК письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков.

ВС учел то обстоятельство, что из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика-инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную в том числе ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. Суд добавил, что из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекции, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах.

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что в данной ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2%, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора и для доначисления налога к уплате в несоизмеримо большем размере – свыше 152 млн руб.

Вместе с тем Суд обратил внимание, что инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения пониженной ставки налога, предусмотренной региональным законодательством, так и за счет изменений, внесенных на уровне федерального законодательства.

В связи с этим ВС указал, что при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции п. 4 ст. 374 НК, и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть принята во внимание налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением вновь созданного движимого имущества из объекта налогообложения.

Таким образом, Судебная коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом ВС подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить размер налоговой выгоды, на получение которой общество имеет право претендовать по результатам реализации инвестиционного проекта, принять законный и обоснованный судебный акт.

Комментарии экспертов

Константин Сасов заметил, что ВС признал существенным нарушением норм материального и процессуального права игнорирование следующих позиций:

1. Изменения налогового законодательства, ухудшающие права налогоплательщика, не должны применяться с обратной силой к добросовестному инвестору;

2. Акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков;

3. Судам следует оценить изменения налогового законодательства с точки зрения того, ухудшено ли положение инвестора, и определить окончательный размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта с учетом полученной налоговой выгоды (реальный размер налоговых обязательств).

Валерия Чадина полагает, что определение ВС по рассматриваемому делу является подтверждением того, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к обеспечению стабильности регулирования для инвесторов, поскольку в результате формального применения к компаниям налогового законодательства налогоплательщики порой не могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами даже при условии действительного осуществления капитальных вложений.

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Налоговая ставка по имущественному налогу для юрлиц

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р) .

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

Сроки уплаты имущественного налога в 2021 году


Точные сроки уплаты в федеральном законодательстве отсутствуют. Регионы решают сами, когда вам платить налог на имущество (ст. 383 НК РФ). Если в региональном законе не предусмотрено иное, организация перечисляет авансовые платежи в течение налогового периода. Как правило, последний срок уплаты аванса по налогу — 30 число месяца, следующего после отчетного квартала. Но уточните актуальный срок в своем регионе.

  • Расчет за первый квартал — 30 апреля 2021;
  • Расчет за 6 месяцев — 30 июля 2021;
  • Расчет за 9 месяцев — 1 ноября 2021.

Четыре квартала года составляют налоговый период по налогу на имущество. Поэтому за 4 квартал нужно сдать декларацию в сроки, установленные законодательством субъекта, но не позднее 30 марта.

С 2020 года отменена обязанность по сдаче налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также появляется возможность сдать единую налоговую отчетность по налогу.

Налогоплательщик, который состоит на учете в разных ИФНС по месту нахождения своих объектов недвижимости в одном субъекте РФ, сможет отчитываться в одну инспекцию по своему выбору. Налоговый орган субъекта нужно уведомить о своем решении до 1 марта.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налоги, подготовит платежки и напомнит о сроках уплаты. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Налог на недвижимость по кадастровой стоимости в 2021 году

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения , расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

В 2021 году уточнили порядок расчета налога на имущество, когда меняется кадастровая стоимость недвижимости. По стандартным правилам изменение кадастровой стоимости не повлияет на расчет налога в текущем и прошлых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают:

1. Кадастровая стоимость изменилась задним числом, то есть до начала текущего или истекшего налогового периода. Даты начала применения измененной кадастровой стоимости в разных случаях перечислены в ст. 18 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Например, такое может быть, если индекс недвижимости снизился более чем на 30 %.

2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчета налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости.

Налог на движимое имущество

С 1 января 2019 года для организаций отменен налог на движимое имущество (ФЗ от 03.08.2018 №302-ФЗ). Даже в том случае, если регион не подтвердил право на льготу. В 2020 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом.

Однако сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе как ОС, теперь нужно отражать в разделе 4 декларации по налогу на имущество. Это связано с тем, что в основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы включили проработку возврата обложения движимого имущества налогом. Власти обещают снизить ставки, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не выросла. Кроме того, обложение движимого имущества поможет избежать многочисленных споров по категории объектов.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налоги, подготовит платежки и напомнит о сроках уплаты. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Налог на имущество в 2021 году

Авансы по налогу на имущество

Каждый квартал авансы по этому налогу должны уплатить все организации, у которых на балансе имеется подлежащее налогообложению недвижимое имущество. Если иное не предусмотрено региональным законодательством. Стоимость имущества в этом случае значения не имеет, важна налоговая база. Авансы рассчитываются по среднегодовой стоимости или стоимости по кадастру. Попробуем рассчитать аванс исходя из данных по среднегодовой стоимости. Вычисляем среднюю стоимость имущества за год. Это будет авансовая налоговая база.

Стоимость средняя = (Сумма остаточных стоимостей на начала месяцев + Сумма конечных стоимостей имущества за эти месяцы и месяц после / (количество месяцев в отчетном периоде + 1). Остаточная стоимость считается с учетом амортизации.

Рассчитаем аванс по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года для компании с несколькими объектами налогообложения. В этом случае для расчета нужно указать налоговую базу исходя из средней суммы остаточной стоимости за год.

Рассчитываем аванс по налогу на имущество за 2 квартал 2021 года исходя из кадастровой стоимости.

Формула для расчета простая: Аванс = Кадастровая стоимость × Ставка налога / 4. Подсчет упрощается тем, что кадастровая стоимость описана в госкадастре по недвижимости. Узнать ее можно в специальном сервисе, введя кадастровый номер или адрес объекта.

Налог на имущество за 2021 год

Юридические лица рассчитывают налог на имущество самостоятельно. Чтобы рассчитать налог на имущество за год, нужно уменьшить платеж на авансы, перечисленные в течение года. Налоговая база рассчитывается как сумма остаточной стоимости каждого объекта на первое число месяца и последний день расчетного периода (31 декабря).

  • 1 января —1 165 000 рублей
  • 1 февраля — 1 157 000 рублей
  • 1 марта — 1 149 000 рублей
  • 1 апреля — 1 141 000 рублей
  • 1 мая — 1 133 000 рублей
  • 1 июня — 1 125 000 рублей
  • 1 июля — 1 117 000 рублей
  • 1 августа — 1 109 000 рублей
  • 1 сентября — 1 101 000 рублей
  • 1 октября — 1 093 000 рублей
  • 1 ноября — 1 085 000 рублей
  • 1 декабря — 1 077 000 рублей
  • 31 декабря — 1 069 000 рублей

Оплачивайте имущественный налог и отправляйте расчеты и декларацию через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Избавьтесь от рутины, оплачивайте налоги и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Попробуйте 14 дней бесплатной работы!

Налог - не позднее 25.03.2019. Авансовые платежи - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Ставки

Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на период государственной поддержки данных проектов - в отношении вновь созданных или приобретенных в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта, ранее не эксплуатировавшихся объектов основных средств, по которым не начислялась амортизация, а также подвергшихся модернизации по приоритетному инвестиционному проекту полностью самортизированных объектов основных средств

Для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Ярославской области (далее - территория опережающего развития), в отношении имущества, используемого в целях реализации соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития (далее - Соглашение), заключенных в соответствии с порядком, установленным Правительством Ярославской области, принятого на учет в качестве объектов основных средств после даты включения организации в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - Реестр) и ранее не учитывавшегося на балансе в качестве объектов основных средств иными лицами, в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором организация включена в Реестр. Применение налоговых ставок, осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет имущества, указанного в абзаце первом настоящей части, и прекращается с первого числа месяца, в котором в Реестр внесена запись о лишении налогоплательщика статуса резидента территорий опережающего развития. В случае невыполнения резидентом территорий опережающего развития своих обязательств по Соглашению сумма неуплаченного налога в результате применения налоговых ставок, установленных настоящей частью, подлежит восстановлению и уплате в областной бюджет.

Для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета

Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на период государственной поддержки данных проектов - в отношении подвергшихся модернизации по инвестиционному проекту объектов основных средств, для которых удельный вес затрат на модернизацию в остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств по окончании модернизации составил более 75 процентов

Для организаций, экономическая деятельность которых относится к виду "деятельность цирков", в отношении имущества, используемого ими для осуществления основного вида деятельности

Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на период государственной поддержки данных проектов - в отношении подвергшихся модернизации по инвестиционному проекту объектов основных средств, для которых удельный вес затрат на модернизацию в остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств по окончании модернизации составил более 50 процентов

В отношении движимого имущества (кроме объектов движимого имущества, указанных в пункте 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона), принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми. Установленные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов.

Для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Ярославской области (далее - территория опережающего развития), в отношении имущества, используемого в целях реализации соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития (далее - Соглашение), заключенных в соответствии с порядком, установленным Правительством Ярославской области, принятого на учет в качестве объектов основных средств после даты включения организации в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - Реестр) и ранее не учитывавшегося на балансе в качестве объектов основных средств иными лицами, процента в течение следующих пяти налоговых периодов после истечения пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором организация включена в Реестр. Применение налоговых ставок осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет имущества, указанного в абзаце первом настоящей части, и прекращается с первого числа месяца, в котором в Реестр внесена запись о лишении налогоплательщика статуса резидента территорий опережающего развития. В случае невыполнения резидентом территорий опережающего развития своих обязательств по Соглашению сумма неуплаченного налога в результате применения налоговых ставок, установленных настоящей частью, подлежит восстановлению и уплате в областной бюджет.

Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на период государственной поддержки данных проектов - в отношении подвергшихся модернизации по инвестиционному проекту объектов основных средств, для которых удельный вес затрат на модернизацию в остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств по окончании модернизации составил более 30 процентов

Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющих компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на период государственной поддержки данных проектов - в отношении подвергшихся модернизации по инвестиционному проекту объектов основных средств, для которых удельный вес затрат на модернизацию в остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств по окончании модернизации составил более 10 процентов

Для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость: в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно и помещений в них, в отношении нежилых помещений площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов

Российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ

Статьи по теме

Пришел налог на проданную квартиру, что делать?

В этой статье подробно рассмотрим все варианты такой ситуации, когда продана квартира, за какой период вам начислен налог, и что делать, чтобы снять начисления, если квартирой давно не владеете, надо ли игнорировать такую ситуацию.

Что делать если не пришла квитанция на оплату налога

В период уплаты налогов, налогоплательщики буквально “атакуют” налоговые инспекции по причине неполучения квитанций на уплату имущественных налогов. О том какие причины неполучения налоговых уведомлений, как восстановить пароль к личному кабинету и какие действия нужно предпринять для уплаты налогов пойдет речь в данной статье.

Налог на имущество организаций

Налог относится к региональным налогам. Каждый регион своим законом устанавливает налог, определяет налоговую ставку (но не выше указанной в НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, особенности определения налоговой базы. Таким образом, по регионам России могут быть приняты разные льготы и ставки налога, сроки уплаты налога и отчетные периоды.

В 2021 году власти существенно изменили для организаций правила администрирования и уплаты имущественных налогов. Рассказываем, как и в каком порядке компании теперь должны уплачивать транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество организаций.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

shutterstock_471727574.jpg

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.

Читайте также: