За ошибку в зарплатной платежке с 1 июня штраф 100 тысяч рублей

Обновлено: 17.05.2024


Новые коды в платежках на зарплату в 2020 - 2021 годах — это законодательное новшество, затрагивающее работодателей и иных лиц, выплачивающих гражданам доходы. Чем обусловлено появление этой новой обязанности, с какой даты платежки нужно дополнять кодами, где их взять и какие выплаты кодировать, узнайте из нашей статьи.

Изменения в обязанностях работодателей по закону № 12-ФЗ

На работодателя трудовым законодательством возложено много разнообразных обязанностей. Одна из них — своевременная выплата зарплаты.

Можно ли выплачивать зарплату раньше срока и накажут ли работодателя за частые зарплатные выплаты, узнайте из этой статьи.

Заработало данное нововведение с 01.06.2020 (ст. 2 закона № 12-ФЗ).

Для каких доходов в платежках введены новые коды

У работодателей, которым приходится работать с новыми правилами, закономерно возник вопрос: по каким выплатам в платежках нужно указывать коды?

Закон № 12-ФЗ не уточняет конкретный перечень доходов, в отношении которых требуется проставление кодов в расчетных документах, хотя их группы в целом очерчены. К ним относятся заработная плата и иные доходы, в отношении которых ст. 99 закона № 229-ФЗ устанавливает ограничения, а также доходы, на которые не может быть обращено взыскание по ст. 101 закона № 229-ФЗ.

О максимально допустимых удержаниях из зарплаты граждан рассказывает этот материал.

Указанием Центробанка № 5286-У предусмотрены три кода:

Код

Когда ставить

Примеры выплат

В платежках по доходам, для которых установлено ограничение размера удержания долгов (ст. 99 закона № 229-ФЗ)

  • зарплата, включая все ее составляющие и разновидности (надбавки, доплаты)*;
  • премии;
  • отпускные, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
  • средний заработок на время командировки;
  • больничные;
  • доплаты к пособиям за счет работодателя;
  • увольнительные выплаты (выходные пособия, средний заработок и пр.);
  • матпомощь, которая установлена не законодательством, а ЛНА работодателя;
  • вознаграждение по ГПД, в т. ч. самозанятым гражданам (кроме договоров купли-продажи);
  • дивиденды;
  • авторские вознаграждения и др.

В платежках по выплатам, из которых удержания не производятся, кроме возмещения вреда здоровью (ст. 101 закона № 229-ФЗ)

  • возмещение командировочных расходов (кроме среднего заработка);
  • компенсации за использование личного имущества в служебных целях;
  • компенсации, связанные с переводом сотрудника на работу в другую местность;
  • алименты;
  • декретные выплаты и пособия на детей и др.

В платежках на выплату возмещения вреда здоровью, а также на бюджетные компенсации пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 101 закона № 229-ФЗ). Это суммы, из которых можно удерживать только алименты.

*Что входит в зарплату для данных целей, можно посмотреть в п. 1 Перечня доходов, из которых удерживаются алименты на детей, утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841.

Оформляем платежные документы по-новому

Введение рассматриваемой нами кодировки привело к тому, что теперь на разные виды доходов нужно оформлять отдельные платежки. Например, больше нельзя одним поручением перечислить человеку зарплату и командировочные.

То же касается и реестров, по которым выплаты производятся в рамках зарплатного проекта (к примеру, нужно формировать отдельные реестры на зарплату и детские пособия). На это указывает Центробанк на своем сайте.

Помимо кода дохода в назначении платежа в платежке или реестре теперь нужно указывать сумму удержаний по исполнительным листам, произведенных из доходов работников.

Как указывать сумму взыскания, если для выплаты зарплаты вы формируете и направляете в банк реестр и общую платежку к нему, мы рассказали в этой публикации.

Образец заполненной платежки по новым правилам с 01.06.2020 смотрите и скачивайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный доступ к К+ бесплатно.

Если в коде ошибка или он не указан

Если вы не укажете код дохода в платежке, есть вероятность, что банк ее не исполнит. В этом случае вы рискуете просрочить зарплату. А за это предусмотрена разнообразная ответственность. Однако, как поясняет Центробанк, обязанности контролировать правильность указания плательщиками кодов в платежных поручениях у банков нет, а платежки без кодов подлежат исполнению кредитной организацией при положительном результате других процедур приема к исполнению.

Если вы поставите код 1 вместо кода 2 или 3, а в банке на работника есть исполнительный документ, банк произведет взыскание из денег, на которые оно обращаться не может. А это, как минимум, претензии к вам от работника. Возможно и судебное разбирательство.

Итоги

С 1 июня 2020 года работодателям нужно указывать специальные коды видов доходов в расчетных документах по выплатам работникам. С их помощью банки смогут различать суммы, с которых можно удерживать долги в порядке исполнительного производства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования. В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами. Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.

Biz360.ru

Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

для граждан - 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);

для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);

для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);

для организаций - 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей).

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД. Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас - от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций - от 50 000 до 100 000 рублей.

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций - до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации - от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации - от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей - для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей - для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации - от 3 млн. до 5 млн. рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас - от 300 до 500 рублей).

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП - от 3 000 до 5 000 рублей, на организации - от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Читайте также: