За какой период имеют право проверять ндс

Обновлено: 19.05.2024

С октября 2020 года ФНС России запустила пилотный проект по сокращению срока камеральной проверки по НДС до 1 месяца. В своём письме от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 она объяснила, что это означает.

Причины введения нового срока

Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).

Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:

  • позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
  • улучшит деловой климат;
  • повысит деловую активность.

Новые сроки проверки и какая это декларация НДС

В отношении деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение НДС из бюджета (ст. 176 НК РФ), камеральная проверка может быть завершена (т. е. не обязательно в этот срок) по истечении 1 месяца со дня подачи декларации, а не двух.

В этом случае день сдачи декларации по НДС это одно из двух:

  • 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • день подачи уточненной декларации НДС (но не ранее истечения предельного срока за соответствующий налоговый период, за который сдаёте уточненку).

Как проверяют декларацию по НДС: круг первый

Не позднее 10 календарных дней со дня представления декларации, идёт её оценка на соответствие следующим условиям:

УСЛОВИЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Соответствие другим условиям: круг второй

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

На какие декларации НДС распространяется новый порядок

В пункте 6 письма-поручения ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 особо отмечено, что оно касается деклараций по НДС, сданных после 1 октября 2020 года за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

Как могут действовать налоговики при камеральной проверке декларации по НДС, описано в Готовом решении в КонсультантПлюс:


Вывод

Таким образом, при одновременном соблюдении всех перечисленных выше условий камеральная проверка декларации по НДС (уточнёнки) должна закончиться по истечении 1 месяца со дня подачи этой отчётности.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

2. Декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления. Порядок и условия сокращения трехмесячного срока не предусмотрены НК РФ, но также и нет ограничений на завершение проверки до истечения этого срока.

4. За непредставление пояснений или представление их с опозданием предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение). Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

5. На то, чтобы подготовить и представить все документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования. Если этого времени недостаточно, то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в инспекцию соответствующее уведомление.

7. Если компания не согласна с выводами инспекции по результатам проверки, то может составить письменные возражения. Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки. Налоговая инспекция рассмотрит возражения и примет окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

8. При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

Поэтому чтобы пройти камеральную проверку по НДС без потерь либо с наименьшими потерями, бухгалтер должен знать все о ее проведении.

shutterstock_539018557.jpg

Сколько длится проверка

Декларацию будут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Например, если компания 18 апреля представила декларацию по НДС, то камеральная проверка этой декларации в общем случае проводится с 19 апреля по 18 июля.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрены порядок и условия сокращения трехмесячного срока. Однако проведение камеральной проверки, в которой заявлен НДС к возмещению, до истечения трех месяцев с момента представления деклараций налоговому законодательству не противоречит (письмо Минфина РФ в письме от 22.12.2015 № 03-07-03/75213). Это значит, проверка может завершиться и раньше.

Проверка на совесть: развитие событий

Итак, представление декларации по НДС всегда влечет за собой камеральную проверку. При этом возможно три варианта развития событий:

На первом варианте останавливаться не будем, так как тут и так все ясно.

  • ошибки в декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются в инспекции, и получены ею в ходе налогового контроля.

Последняя причина наиболее популярна, поскольку такие несоответствия зачастую обнаруживаются при сопоставлении данных о счетах-фактурах, указанных в декларации проверяемой компании и в декларации ее контрагента. Причем виновным в несовпадении сведений о счетах-фактурах может оказаться не только покупатель, но и продавец.

Чаще причина несовпадений банальна – техническая ошибка, допущенная одной из сторон сделки при перенесении данных из счета-фактуры в книгу продаж или книгу покупок, и затем в декларацию. В этом случае бухгалтеру опасаться нечего, так как подобные недочеты обычно не влияют на сумму налога, отраженную в декларации. Но если несовпадение данных повлекло за собой снижение суммы НДС к уплате или завышение суммы НДС к возмещению, то, вероятнее всего, налоговики потребуют не пояснения, а документы (третий вариант, о котором мы расскажем немного позже).

Кроме того, потребовать пояснения или внесения исправлений в декларацию налоговики могут и при камеральной проверке декларации, в которой указаны льготируемые операции, а также уточненной декларации по НДС, в которой сумма налога по сравнению с суммой, указанной в первичной декларации, уменьшилась.

Кстати, с этого года за непредставление пояснений или представление их с опозданием появилась ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение) по ст. 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

shutterstock_132856859.jpg

Шпаргалка от ФНС

ФНС не утаивает, какие действия и какого поведения она ждет от компаний во время проведения камеральных проверок. Даже наоборот - рассказывает и "подталкивает" организации в нужном направлении.

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

shutterstock_552345271.jpg

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

shutterstock_169002275.jpg

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

shutterstock_373891489.jpg

По итогам проверки - акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

image_pdf
image_print

Налоговый кодекс ограничивает срок проведения проверок двумя месяцами для основной организации, и одним — для филиалов и представительств. Это закреплено в пунктах 6 и 7 статьи 89 НК РФ. О том, какие дни считаются датой начала и конца проверки, сказано в пункте 8 статьи 89 и пункте 8 статьи 89.1. Согласно этим нормам, первым днем проверки считается дата принятия решения о ее начале, а последним — дата составления справки о ее проведении.

При необходимости налоговая проверка может быть продлена, причем неоднократно. Об этом говорится в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Основания для продления содержится в приказе ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Вот некоторые из них:

  • налогоплательщик относится к категории крупнейших;
  • ФНС получила информацию о нарушениях, которую нужно дополнительно изучить;
  • произошли стихийные бедствия или прочие форс-мажорные обстоятельства, которые затронули территорию проверяемого налогоплательщика;
  • субъект не предоставил вовремя документы, которые специалисты ФНС запросили в рамках проверки;
  • в организации имеются обособленные подразделения.

Кроме того, можно продлить ВНП и при возникновении прочих обстоятельств, которые связаны, например, с большим объемом подлежащих проверке документов, большим количеством налогов и иных платежей, которые под нее попадают, с большим количеством разных видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, со сложностью технологических процессов и так далее.

Таким образом, оснований для продления выездной налоговой проверки очень и очень много. Но есть и ограничения. Например, когда проводится самостоятельная проверка филиала, ее срок не может превышать месяц. Если осуществляется ВНП консолидированной группы налогоплательщиков, ее можно продлить на срок, не превышающий количества месяцев, в течение которого налогоплательщики входят в группу (кроме ответственного участника). При этом срок ВНП в любом случае не должен превышать один год.

Процедуры, возможные при выездной проверке

Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Эта процедура нужна, чтобы проверить достоверность информации, которую указал налогоплательщик в своих документах. Здесь же ещё можно выяснить другие обстоятельства, которые могут оказаться важными при налоговой проверке.

Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)

Налоговый орган может изучать помещения и территории, которые:

  1. Налогоплательщик использует, чтобы получать доход.
  2. Нужны, чтобы содержать объект налогообложения.

Независимо от их местонахождения.

Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ)

Налоговый орган назначает компетентного сотрудника для проверки налогоплательщика. Проверяющий может потребовать нужные для ревизии документы.

Выемка (ст. 94 НК РФ)

Выемка нужна, чтобы доказать, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Тогда производится изъятие документов, а также предметов.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

Если во время выездной налоговой проверки возникла необходимость в экспертизе, заключается договор с экспертом.

Допрос (ст. 90 НК РФ)

Свидетеля могут допросить во время выездной налоговой проверки, если возникла такая потребность в рамках налогового контроля.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)

Налоговые органы могут брать показания каждого физлица, которое знает важное для проведения налогового контроля обстоятельство.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)

Если эксперт в ходе работы узнал информацию, которая важна для дела, но относительно которой не были заданы вопросы, он может указать это в своём заключении.

Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)

При необходимости можно заключить договор с переводчиком.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Приостановка

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Почему проверки затягиваются

Хотя закон устанавливает для ВНП вполне конкретный срок — 2 месяца, на практике этот мероприятие порой затягивается более чем на полгода, и это не предел. Причем это происходит на вполне законных основаниях. Ведь приостановку и продление проверки можно применять совместно.

Например, спустя полтора месяца после начала проверки, инспекция принимает решение о приостановке процесса сроком на два месяца. В это время будет производиться истребование информации у контрагентов проверяемого субъекта. После окончания этого срока проверку решено возобновить на оставшиеся 2 недели плюс продлить еще до 3 месяцев. В итоге с одной приостановкой и с одним продлением по факту вместо двух месяцев проверка занимает 7-месячный период.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Когда ждать налоговую проверку?

Когда и кому ждать налоговую проверку, а главное - как к ней подготовиться?
Предприниматели и владельцы организаций часто говорят, что налоговая проверка по деятельности приходит раз в три года. Но так ли это? Ведь проверки бывают разные.

Камеральная проверка

Такая проверка проводится постоянно, по каждой сданной Вами декларации, но Вы можете даже не узнать об этом. Итак, если сотрудники налоговой инспекции найдут ошибки в Вашей отчетности - они непременно Вам об этом сообщат, а если вопросов к отчетности нет - то Вы даже не узнаете о том, что Ваша декларация подверглась камеральной проверке. В таком случае - молчание инспекторов - знак того, что с отчетностью у Вас всё в порядке.

Выездная проверка

Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.

Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.

Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.

Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии - есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.

Какие критерии существуют при применении УСН и ЕНВД

  • Суммы исчисленных и уплаченных налогов - все ли налоги, и вовремя ли Вы уплатили.
  • ИП и ООО, у которых суммы начисленных налогов со временем уменьшаются.

Важный момент!

Если в ходе камеральной проверки отчета, у Вас запросили документы, а Вы их не предоставили, или не внесли исправления, которые попросили внести инспекторы, то инспекторы могут включить Вас в план выездных проверок.

  • Значительные отклонения от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам в Вашей сфере деятельности.
  • Противоречия и несоответствия между данными в отчетности, представленными в документах и информацией, имеющейся у инспекторов.
  • Убыток, в течение нескольких лет в отчетности. По завершении одного года – не страшно, но если убыток постоянный, уже возникает риск.
  • Соотношение доходов и расходов. Если темпы роста расходов за несколько лет существенно опережают рост доходов, инспекторы захотят проверить, почему так происходит.
  • Низкая зарплата в сравнении со средними данными по отрасли в Вашем регионе привлечет внимание.

Важный момент!

Сотрудники могут пожаловаться о низких выплатах или выплатах в конверте, и без внимания эти жалобы не останутся, и вполне могут стать поводом для проверки. По закону, проверяющие не обязаны заранее сообщать Вам о назначенной проверке. Визит может стать неожиданным.

Вам предъявляется решение о проведении проверки, в котором указывается период проверки, и что именно проверяется, какой налог. Проверять будут в первую очередь документы по деятельности.

Самый важный момент!

Запросы документов всегда должны оформляться документально. Инспекторы должны предъявить Вам требование, где перечисляются документы, которые нужно предоставить. Если в ходе контроля потребуются иные документы - они также должны запрашиваться на отдельном требовании.

Итак, проверка возможна по завершении первого трехлетнего периода деятельности. Она может быть назначена и ранее, но по истечении трех лет вероятность контроля возрастает. Кроме того, риск проверки увеличивается, если у Вас убытки или большие расходы, или расходы примерно равны доходам, или расходы опережают темпы роста доходов и пр.

Как подготовиться к проверке

Привести в порядок документацию. Правило учета: каждая операция должна подтверждаться документально: у Вас должны быть все документы по деятельности. Если заключаете договоры, то должны быть договоры, а также обязательно должны быть накладные и акты по осуществляемым операциям.

Читайте также: